Слова-паронимы
Представляю работу по коррекции фонематического слуха (упражнения и наглядный материал) на примере одной пары звуков "м-мь" по твердости-мягкости. Весь наглядный материал по дифференциации звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, месту и способу образования был оформлен в авторское пособие и представлен на МО учителей-логопедов города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-paronimy.docx | 14.26 КБ |
mylo.pdf | 761.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Упражнения для развития фонематичекого слуха на уровне слов - паронимов»
Цель: развитие фонематического слуха
Задача: учить различать оппозиционные звуки по твердости - мягкости на уровне пары слов, цепочки слов, предложения, связной речи
Учитель-логопед
МБДОУ д/с № 6
Лебедева И.Ю.
1.Орг. момент: Встаньте рядышком друг с другом словно месяц полукругом
2.Послушайте скороговорку: Мама Милу мыла мылом
Мила мыла не любила
-Кто не любила мыло?
-Что не любила Мила?
3.Уточните
Слова Мила-мыло разные, похожие или одинаковые по звучанию?
-Назовите 1-й звук в слове мыло, дайте характеристику
-Назовите 1-й звук в слове Мила, дайте характеристику
4. Послушайте слова
Если услышите слово с тердым звуком «м», ударьте ладошками по столу, если слово с мягким звуком «мь» положите руки на мягкий предмет одежды: Мила, мыло, мыло, Мила, мыло, мыло
5. Поменяйте
Если в слове мыло поменять звук «м», на звук «мь» какое слово получится (Мила) и наоборот получится (мыло)
6.Найдите
глазами картинки на рабочем листе (масса теста, мишка, мыло, мясо, мышка, Мила (взрослая девочка)
7.Назовите пары слов:
масса-мясо, мыло-Мила, мышка-миска
8.Закончите пару:
масса -...; Мыло -...; мышка -...
9.Обведите
-синим кружком картинки, в названии которых твердый звук «м»,
-зеленым кружком, если мягкий звук «мь»
10.Соедините
разными карандашами похожие пары слов по звучанию
11.Назовите пары слов с закрытыми глазами
12.Повторите цепочки слов: мыло-Мила-Мила, Мила-мыло - Мила и т. д.
13.Замените звук «м» на звук «мь» и наоборот
Масса-мясо-масса / мясо-масса-мясо
14.Закончите предложение по смыслу
У мамы дочь...
Мила не любила ....
-Повторите двустишье полностью
-Назовите пару похожих слов по звучанию
Из кастрюли лезет ...
На столе лежит свежее ...
-Повторите двустишье полностью
-Назовите пару похожих слов...
15.Исправьте меня
У девочки игрушка мышка
В норе сидит серая мишка
-Повторите двустишье полностью
-Назовите пару похожих слов
16.Повторите скороговорку:
Мама Милу мыла мылом
-На котором месте стоит слово Милу (на втором), а слово мылом (на четвёртом).
-Назовите слово между словами мама, мыла
-Назовите слово последующее за словом мыла
Итог: Слова Мыло - Мила похожие, отличаются звуками «м-мь».
По смысловому значению слова разные