Слова-паронимы

Ирина Лебедева

Представляю работу по коррекции фонематического слуха (упражнения и наглядный материал) на примере одной пары звуков "м-мь" по твердости-мягкости. Весь наглядный материал по дифференциации звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, месту и способу образования был оформлен в авторское пособие и  представлен на МО учителей-логопедов города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-paronimy.docx14.26 КБ
PDF icon mylo.pdf761.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Упражнения для развития фонематичекого слуха на уровне слов - паронимов»

Цель: развитие фонематического слуха

Задача: учить различать оппозиционные звуки по твердости - мягкости на уровне пары слов, цепочки слов, предложения, связной речи

                                                                                                                                              Учитель-логопед

                                                                                                                                              МБДОУ д/с № 6

                                                                                                                                              Лебедева И.Ю.

1.Орг. момент: Встаньте рядышком друг с другом словно месяц полукругом

2.Послушайте скороговорку: Мама Милу мыла мылом
                                                  Мила мыла не любила

-Кто не любила  мыло?

-Что не любила Мила?

3.Уточните

Слова Мила-мыло разные, похожие или одинаковые по звучанию?

-Назовите 1-й звук в слове мыло, дайте характеристику

-Назовите 1-й звук в слове Мила, дайте характеристику

4. Послушайте слова

Если услышите слово с тердым звуком «м», ударьте ладошками по столу, если слово с мягким звуком «мь» положите руки на мягкий предмет одежды: Мила, мыло, мыло, Мила, мыло, мыло

5. Поменяйте

 Если в слове мыло поменять звук «м»,  на звук «мь» какое слово получится (Мила) и наоборот получится (мыло)

6.Найдите

 глазами картинки на рабочем листе (масса теста, мишка, мыло, мясо, мышка, Мила (взрослая девочка)

7.Назовите пары слов:

масса-мясо, мыло-Мила, мышка-миска

8.Закончите пару: 

масса -...; Мыло -...; мышка -...

9.Обведите  

-синим кружком картинки, в названии которых твердый звук «м»,

-зеленым кружком, если мягкий звук «мь»

10.Соедините

разными карандашами похожие пары слов по звучанию

11.Назовите пары слов с закрытыми глазами

12.Повторите цепочки слов: мыло-Мила-Мила, Мила-мыло - Мила и т. д.

13.Замените звук «м» на звук «мь» и наоборот

Масса-мясо-масса / мясо-масса-мясо

14.Закончите предложение по смыслу

У мамы дочь...

Мила не любила ....

-Повторите двустишье полностью

-Назовите пару похожих слов по звучанию

Из кастрюли лезет ...

На столе лежит свежее ...

-Повторите двустишье полностью

-Назовите пару похожих слов...

15.Исправьте меня

У девочки игрушка мышка

В норе сидит серая мишка

-Повторите двустишье полностью

-Назовите пару похожих слов

16.Повторите скороговорку: 

Мама Милу мыла мылом

-На котором месте стоит слово Милу (на втором), а слово мылом (на четвёртом).

-Назовите слово между словами мама, мыла

-Назовите слово последующее за словом мыла
Итог: Слова Мыло - Мила похожие, отличаются звуками  «м-мь».

По смысловому значению слова разные


Предварительный просмотр: