Проект "Динозавры"
Динозавры- это манящая тема для малышей в возрасте 3-6 лет. Это так интересно! Они огромные и нестрашные, потому что давно вымерли....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dinozavry.docx | 1009.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе
«В стране динозавров»
Подготовила и провела: Кузнецова Е.А.
Вид проекта: краткосрочный с 1- 5 апреля (1 неделя).
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Актуальность:
Палеонтологи уже давно спорят о том, когда жили и когда вымерли динозавры. Особенно эта тематика интересует наших маленьких людей- деток. Когда жили динозавры- вопрос, который часто задают дети. Так однажды возник вопрос: а почему они не живут сейчас? Почему они вымерли? Что же такое произошло, что они исчезли? Значит, были причины для их гибели. И детям нужно постараться дать максимально правдивую и доступную их пониманию информацию. Ведь однозначного ответа о причине исчезновения динозавров до сих пор нет. Необходимо отметить, что идея проекта возникла, достаточно спонтанно. В нашей группе есть традиция, каждое утро перед зарядкой мы с ребятами рассматриваем игрушки, которые они приносят из дома. Однажды принес в детский сад новую игрушку. Это был большой динозавр. Ребята очень заинтересовались этим необычным животным. Так у наших «почемучек» зародился интерес. Детьми задавалось большое количество вопросов, относительно того, когда жили динозавры, чем они питались, куда исчези. В связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты вызывает интерес у детей нашей группы. И мы решили выяснить все о динозаврах, времени, когда они жили, и, конечно же, причины вымирания динозавров. Вдруг, зная эти причины, можно в дальнейшем предотвратить вымирание других животных. Кроме того, актуальность темы состоит в том, что это – прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое. Проблема, рассмотренная в данной работе, не только знакомит нас с прошлым, но и дает возможность задуматься о будущем. Ведь если каждый человек, каждый ребенок будет беречь нашу планету, то у нас не будут исчезать животные и растения, а наши водоемы и воздух будут чистыми.
Таким образом, зародилась идея, вызванная всплеском интереса у детей об этих загадочных в чем-то, пугающих существах, живших несколько миллионов лет назад. Так возник проект о динозаврах.
Цель: Формирование представлений у детей об эпохи динозавров, посредством создания благоприятных условий для реализации познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом.
Задачи:
- Поддерживать интерес к истории возникновения жизни на земле.
- Формировать познавательные умения: наблюдать, делать опыты, сравнивать, делать выводы.
- Развивать художественно- творческое воображение, логическое мышление.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?»
- Принести из дома книги, энциклопедии про динозавров и игрушки динозавров для мини музея «Страна динозаврия».
Образовательная область | Формы организации деятельности педагога с детьми |
Социально-коммуникативное развитие
| Беседы: « Что ели динозавры?», «Где сейчас динозавры?» Вовлекать детей в игровую деятельность: «Покорми динозаврика», «Найди маму динозаврика». Трудовое поручение: Поливать цветы, лук на подоконнике. Наблюдение за комнатным растением папоротник. Просмотр мультфильма: «Ледниковый период. Эра динозавров» |
Познавательное развитие | НОД «Кто такие динозавры?» Беседы: «Травоядные и хищные динозавры», «Водоплавающие и летающие динозавры», «Куда исчезли динозавры?», «Дети динозавров», «На кого похожи динозавры» ФЭМП «Веселая математика с динозавром Дино». Просмотр презентаций: «Земля до нашего времени», «Мир динозавров». «Жили-были динозавры» «Путешествие к динозаврам» Проведение опыта: «Извержение вулкана» Опыт- наблюдение: «Растущий динозавр» (яйцо- игрушка, которое растёт в воде). Игры: математические пазлы, разрезные картинки, игры на развитие логического мышления |
Речевое развитие | Беседа: «Что мы знаем о динозаврах?» , выяснить уровень знаний о динозаврах. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций в энциклопедиях. Разучивание стихотворений по теме. |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Страна Динозаврия». Рисование динозавров пошагово. Раскраски «Динозавры». |
Физическое развитие | П/и «Хищники и травоядные», дети делятся на 2 команды- хищники и травоядные. По сигналу дети собирают еду (муляжи овощей и фруктов или фигурки динозавров). Затем команды меняются. П/и «Яйцо динозавра», дети делятся на 2 команды толкание фитбола перед собой и обратно или переноска мячей-яиц в совке (по одному). |
Приложение №1.
Конспект интегрированного занятия в средней группе
«Жили-были динозавры»
Цель: закрепить знание детей об изменениях в окружающем мире и на планете Земля.
Задачи:
помочь детям представить образ животного, жившего в далёком прошлом, до появления человека на земле;
воспитывать у детей стремление к познанию, развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полным и четким ответом, развивать творческое воображение детей (имитировать движения и звуки динозавров);
развивать мелкую моторику рук, закрепить навыки лепки.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением разных видов динозавров, пластмассовые фигурки динозавров, книги о динозаврах из серии «Моя первая энциклопедия», альбом «Детям о динозаврах», пластилин.
Предварительная работа:
чтение стихотворений и историй про динозавров, игры с фигурками динозавров, рассматривание книг, иллюстраций, видео презентации «Всё о динозаврах», мультфильма «Земля до нашей эры»
Ход занятия:
Дети стоят перед выставочной экспозицией с фигурками динозавров, иллюстрациями различных видов динозавров.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на эти иллюстрации, кто на них изображен?
Дети: Разные динозавры.
Воспитатель: Действительно, динозавры жили на нашей планете много миллионов лет назад. «Ужасный ящер», так переводится слово «динозавр» с латинского языка. Учёные нашли много видов динозавров: все они отличались друг от друга внешним видом (у некоторых были наросты в виде различных рогов и шипов, длинные шеи, короткие передние лапки, когти, окраской, величиной, средой обитания. Были такие, которые жили в воде, летали в небе, передвигались на двух ногах. Среди них были гиганты и карлики, были те, которые питались насекомыми, травой, а были плотоядные или хищники.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на фигурки динозавров, возьмите их в руки, рассмотрите, потрогайте щипы, рожки, ноги, посмотрите на внешний вид. А теперь давай те попробуем их описать и поиграем в игру «Опиши динозавра» (дети описывают игрушки, характерные особенности, 3-4 человека).
Воспитатель: Дети, если у динозавра есть шипы на хвосте, то он какой?
Дети: Шипохвостый.
Воспитатель: А если у динозавра длинный хвост? А если короткие передние лапы? Если острые зубы? А если крылья? А если питается травой?
Дети: Длиннохвостый, коротколапый, острозубый, крылатый, травоядный.
Воспитатель: Молодцы! Динозавры существовали как травоядные, так и хищники с острыми зубами, огромными когтями, мощными челюстями. Как вы думаете, зачем им это нужно было?
Дети: Для того, чтобы нападать на других динозавров и питаться.
Воспитатель: Но среди травоядных динозавров тоже были с рогами, шипами, пластинами. Для чего они им были нужны? (ответы детей) - Правильно, для того, чтобы защищаться от хищников, для устрашения других динозавров.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами попали в лес, где живут разные динозавры. Как надо себя вести в таком лесу? (ответы детей: тихо, осторожно). – Давайте, с вами поиграем в игру «Хищники и травоядные» (дети играют в игру малой подвижности).
Дети становятся вкруг и делятся на две команды -на «Хищников» и «Травоядных». Дети начинают движение по кругу. По команде воспитателя: «Хищники!» - дети «хищники» принимают позу нападения и угрожающе рычат, а дети «травоядные»приседают на корточки и замирают. По команде воспитателя: «Травоядные!» - дети «травоядные» имитируют движения динозавров, поедающих корм (вытягивают шеи, встают на носочки, иммитируют щипание листьев, травы, а дети «хищники» замирают в позе нападения. Игра проводится 2-3 раза по желанию детей.
Воспитатель: А теперь, ребята, садитесь тихонько на ковер, чтобы не разбудить динозавров и послушаем стихотворения о них (дети рассказываю заранее приготовленные и выученные стихотворения о динозаврах).
Данька любит динозавров:
Их рисует целый день.
Птерозавров, бронтозавров,
Рисовать ему не лень,
Самых древних на планете,
Тех, что вымерли давно,
И рисует он, и лепит,
Посмотрев про них кино.
Что творится в нашем доме?
Динозавры там и тут:
На диване, на балконе,
Даже в Данькином альбоме
Динозаврики живут.
В. Пахомов
Очень страшный, крупный хищник,
Как ножи, его зубищи.
Вымер он давным-давно,
Встретить можно лишь в кино
Мы собрали рюкзаки, и одели сапоги,
Чтоб не просто погулять- Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет,- сказал нам бегемот -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд,-
Динозавра нет и тут.
Наконец его нашли
Мы, когда в музей пришли.
Е. Аэрова
Воспитатель: А знаете ли вы, что динозавры (и хищники и травоядные) были заботливыми родителями. Мамы-динозаврихи - самки, терпеливо высиживали отложенные яйца, и покидали их только для того, чтобы поесть, а иногда оставались голодными, потому что боялись оставить гнездо, потому что могли напасть хищники (рассматривание иллюстраций о детёнышах динозавров, о яйцах динозавров).
- Ребята, назовите самого грозного и опасного для всех динозавров хищника, который охотился на животных, так как ел только мясо. Его называют «Король ящеров»? (ответы детей). Правильно, это Тираннозавр (показ фигурки Тираннозавра). Давайте найдем его на плакате «Динозавры», посмотрите, задние ноги тираннозавра были сильными и мускулистыми, а передние - маленькими. Челюсти Тираннозавра были с зубами, по форме похожими на кинжалы и такими же острыми. А давайте сейчас попробуем показать, как Тираннозавр двигался: будем делать большие шаги, громко и грозно рычать и топать (дети изображают динозавра).
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: этот динозавр был втрое выше и в десять раз длиннее, чем слон, питался травой и листьями с деревьев, его шея была длинной? (ответы детей- Диплодок, показ иллюстрации)- Давайте походим как Диплодоки, высоко подняв голову и вытянув шею, как будто срываем листочки с дерева (дети изображают динозавра).
Воспитатель: А теперь посмотрите сюда, кто это? (показ картинки носорога) - ответы детей- Правильно, носорог! А какие динозавры были похожи на носорогов? (ответы детей)- Да вот они (показ игрушек и иллюстраций, они носили костяные воротники, на голове у них были рога и наросты, они были очень тяжёлые, сердитые и ни кого к себе не подпускали. Еще существовали динозавры, которые могли летать - это летающие ящеры и жившие в воде- ихтиозавры или рыбоящеры (просмотр иллюстраций).- Ребята, посмотрите сюда, у нас здесь есть макет земли с озером, лесом, деревьями и растениями, но здесь не хватает животных, давайте мы с вами вылепим динозавров и населим нашу землю! (дети присаживаются за столы, лепят животных и «населяют» землю).
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня путешествовали? (ответы детей)- Правильно, в лес, где жили динозавры! Ваши родители не знают о таком путешествии и думают, что вы просто сегодня в группе играли, расскажите им об этом, и спросите, знают ли они животных, которые являются потомками динозавров (крокодилы, черепахи, ящерицы, змеи).
Приложение №2.
«Путешествие к динозаврам»
Цель: расширение знаний дошкольников о древних обитателях нашей планеты.
Задачи:
1. закрепить знания детей о животных, живших в древности;
2. развивать познавательный интерес, любознательность детей;
3. формировать понятия «настоящее», «прошлое», «будущее»;
4. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в парах.
Образовательные области: познавательное развитие, интеграция- речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседа с детьми о животных, живших в древнем мире, обсуждение их образа жизни, повадок. Чтение энциклопедий, познавательной литературы (энциклопедии: «Самая первая энциклопедия. Динозавры» «Куда ушли динозавры» Д. Гончарова, «В стране динозавров» под ред. А. М. Битаровой, «Атлас живого мира» Е. Павлова), рассматривание иллюстраций мезозойской эры, динозавров хищных и травоядных.
Материалы: ноутбук, игрушечные динозавры, коробки, клей ПВА, шарики с наклеенными на них цифрами от 1 до 5.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил?
Ответы детей: тогда на Земле еще не было человека. Жили динозавры.
Воспитатель: А хотите побывать там? А как нам туда добраться? Ответы детей: да! Может быть на машине времени?
Воспитатель: Правильно, на машине времени мы отправляемся в наше путешествие. (Дети считают до 10 после чего звучит звук машины времени).
Ребята, вот мы с вами и прибыли в мезозойскую эру, которая была много миллионов лет назад. В это время на Земле жили удивительные животные- динозавры. Это были рептилии, в чем-то похожие на современных крокодилов, ящериц, черепах. Среди динозавров были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и свирепые хищники. На суше динозавры расселились повсюду, став ее хозяевами. Ребята, вы знаете, что означает «Динозавр».
Ответы детей: Страшный ящер.
Воспитатель: правильно, ребята. Учёные нашли много видов динозавров: все они отличались друг от друга внешним видом (у некоторых были наросты в виде рогов и шипов, длинные шеи, короткие передние лапки, когти, окраской, величиной, средой обитания. Были такие, которые жили в воде, летали в небе, передвигались на двух ногах. Среди них были гиганты и карлики, были те, которые питались насекомыми, травой, а были плотоядные или хищники. Показ слайдов динозавров хищных и травоядных с рассказом о них.
Динозавры существовали как травоядные, так и хищники с острыми зубами, огромными когтями, мощными челюстями. Как вы думаете, зачем им это нужно было?
Дети: Для того, чтобы защищаться.
Воспитатель: Но среди травоядных динозавров тоже были с рогами, шипами, пластинами. Для чего они им были нужны? Ответы детей: для того, чтобы защищаться от хищников, для устрашения других динозавров. Сейчас предлагаю вам разделить наших динозавров на хищных и травоядных (на столе расставлены игрушечные динозавры). На этот стол ставьте травоядных, а на другой- хищных. Посмотрим, все ли правильно (сравнение с плакатом хищных и травоядных динозавров.) А теперь давайте попробуем их описать и поиграем в игру «Опиши динозавра» (дети описывают игрушки, характерные особенности, 3-4 человека).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами попали в лес, где живут разные динозавры. Как надо себя вести в таком лесу? (ответы детей: тихо, осторожно).
Физминутка «Динозаврик»
Динозаврик встал на лапки
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.
Оглядел он все вокруг
И быстрей на стульчик плюх.
Воспитатель: Ребята, уже пришла пора возвращаться обратно в детский сад. Садитесь в машину времени, начинаем обратный отсчет (дети считают до 10 в обратном порядке), звучит музыка машины времени.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда появлялись динозавры? Ответы детей: из яиц.
Воспитатель: Динозавры строили гнезда из песка и грязи, затем мама откладывала яйца, а папа- самец их высиживал. Самый большой размер яйца, которые нашли ученые- размером с мяч.
Ребят, а наши динозавры растеряли свое будущее потомство (заранее разложены по группе «яйца» динозавров - шарики с цифрами до 5). Поможем, им собрать их все вместе и сложить вот в ту корзину? Ответы детей: поможем. Воспитатель: ну тогда внимательно посмотрите по сторонам и найдите все яйца, на каждом яйце написана цифра, всего их должно быть десять. Работа детей.
- Ребята, а что же случилось с динозаврами?
Ответы детей: они вымерли.
Воспитатели: А кто знает, почему они вымерли?
Ответы детей: метеорит упал.
Воспитатель: Есть несколько версий, и основные из них:- Упал метеорит, образовалось много пыли. Стали гибнуть сначала растения, сначала травоядные динозавры потому что им нечего стало кушать, и потом- хищные. Показ видео с падением метеорита.
- Ребята, понравилось вам наше путешествие в прошлое?
Ответы детей: да!
- А что нового вы узнали?
Ответы детей: Мы теперь знаем, что динозавры делились на травоядных и хищников, имели разного рода защиту, вымерли все из-за вулкана или метеорита.
Воспитатель: Я рада, что вам понравилось, у нас есть целая полка книг и энциклопедий, где мы еще что- то новенькое сможем узнать о жизни динозавров.
Приложение №3.
Опыт «Извержение вулкана».
Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении- вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).
Задачи:
рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды,
формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют;
воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.
Словарь:
гора, вулкан, лава, щелочь, кратер, кислота.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- Беседы о видах вулканов
- Просмотр презентаций
- Чтение детских энциклопедий
- Изготовление макета вулкана.
Материал: макет вулкана, смесь для извержения.
Смесь для извержения:
- сода- 2 столовые ложки,
- лимонная кислота -2 столовые ложки,
- жидкое мыло -1 столовая ложка,
- вода- 150 мл. воды.
Ход
1) Рассматривание иллюстраций, беседа о вулканах (напомнить детям - гора, вулкан, кратер, лава)
2) Повторение правил поведения при проведении опыта.
- Внимательно слушать.
- Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
3) Приступаем к эксперименту.
В «кратер вулкана», т. е. капсулу в макете;
насыпаем 2 столовые ложки соды;
затем - 1 ложку жидкого мыла.
Смешиваем лимонную кислоту с водой.
Осторожно вливаем кислую воду в «кратер»
Это взаимодействуют вещества кислота-лимонная и сода-щелочь. После проведения опыта подводим итог: Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.
Опыт прошёл не зря.
После занятия был второй завтрак, давали апельсины. Дети обратили внимание на то, что апельсин почти такой же кислый как лимон.
Провели еще один опыт с апельсиновым соком и содой. Артем выжал сок апельсина на соду в блюдце. Вещества тоже вступили в реакцию.
Приложение №4.
Подвижная игра «Хищники и травоядные»
Правила игры:
Для игры «Хищники и травоядные» необходимо приготовить деревянную палочку и мелок. Далее следует выбрать участника, выступающего хищником. Он должен встать в центре площадки и начертить круг диаметром два-три метра. Другие игроки - травоядные. Они должны разбежаться по территории.
Хищник старается изловить участников, и тех, кто ему попался, отводит в круг. Эту «добычу» он теперь будет охранять. Травоядные могут помогать друг другу: для того, чтобы освободить друга из плена, необходимо коснуться его рукой. Но если хищник поймает того, кто старался выручить другого игрока, он тоже становится «добычей».
Те, кого выручили, убегают и играют дальше. Детская игра «Хищники и травоядные» может продолжаться до того момента, пока в круге не останется ни одного игрока.
Приложение №5.
Опыт: «Извержение вулкана»
Опыт: «Растущее яйцо»
Мини- музей
Рисование: «Динозавров»
Лепка: «Динозаврия»
Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях.