Кружковая работа

 

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка

«Якутская культура»

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Приобщение детей к истокам национальной культуры, развитие интереса к традициям является очень актуальным вопросом актуальности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам якутского народа. Возрождения культурного наследия нашей страны начинается  с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать  формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, города, республики, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Программа кружка «Якутская культура» рассчитана на детей с 5 до 7 лет.  Кружок работает 1 раз в неделю по 30 минут, всего 32 занятия за учебный год.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек.

Цель программыприобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно- эстетическим ценностям;

.           Задачи программы:

Обучающие:

-знакомить детей с народами, населяющими Крайний Север: культурой, традициями, обычаями, бытом;

- учить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиям, в которых проживает тот или иной народ, и образом жизни, традиционными промыслами, жизненным укладом.

Развивающие:

- развивать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;

- развивать умения отражать полученные знания о национальной культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные импровизации, музей);

- развивать творческие способности детей, через знакомство с национальным народным творчеством.

Воспитательные:

- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю;

- воспитывать толерантное отношение к людям любой национальности, населяющим нашу республику – Саха (Якутия).

 

Организационные условия реализации программы

  • Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
  • Программа рассчитана на один год обучения детей 5 - 7 лет, предусматрива­ет расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.
  • Программа рассчитана на 1 год  обучения — дети 5 - 7 лет;
  • Программа предназначена для 15 детей кружка, без специального отбора. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю

 во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 минут, в год – 33занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

Методы  проведения занятий:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-  репродуктивный – дошкольников воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-  исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях кружка:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Работа с родителями.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Для информации родителей оформляются консультации, организуются выставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

                                     Перспективное планирование кружка  «Якутская культура»

Тема

Кол-во часов

1

Где и как жили наши предки, чем занимались

2

2

Настольные игры народа Саха

2

3

Изделия из бересты и дерева

2

4

Изделия из металла

1

5

Якутские орнаменты

2

6

Дикие и домашние животные Якутии

1

7

Птицы Якутии

1

8

Рыбы Якутии

1

9

Деревья и цветы Якутии

2

10

Ягоды Якутии

1

11

Чем питались и как добывали пищу наши предки

2

12

Якутские национальные блюда

1

13

Национальная одежда народа Саха

2

14

Музыкальные инструменты народа Саха

2

15

Якутский фольклор

3

16

Олонхо

2

17

Осуохай

2

18

Якутские спортивные игры

2

19

Ысыах

2

 

 

 

 

 

 

 

«Согласовано»                                                                                       «Утверждаю»        

старший воспитатель                                                                    заведующая МБДОУ                                                             

__________/Т.Р.Алексеева/                                                         Д/с №69 «Брусничка»                  

                                                                                                             ____________/В.Р.Татаринова/

«__»______________2020г.                                                       «__»________________2020г. 

             

 

                                                   Таблица участия детей в конкурсах

Год

Уровень

Участники

Возраст

Результат

2017

Городской конкурс чтецов на якутском языке «Якутия – мой край родной»

Седых Виолетта

5 лет

Сертификат

2017

Городской конкурс чтецов на якутском языке «Якутия – мой край родной»

Сидорова Полина

6 лет

Сертификат

2017

Фестиваль выразительного чтения по произведениям П. Тоборукова

Седых Виолетта

5 лет

Сертификат

2017

Городской конкурс рисунков по произведения П.Тоборукова

Дмитриева Васерина

5 лет

Диплом

2 степени

2017

Городской конкурс чтецов на якутском языке по произведениям Е.Н. Сидоровой

Седых Виолетта

5 лет

Сертификат

2017

Городской конкурс по настольным играм. Куэрчэх

Татаринов Назар

6 лет

Сертификат

2017

Городской конкурс по настольным играм. Тырыынка

Григорьева Динара

6 лет

Сертификат

2017

Городской конкурс по настольным играм. Тыксан

Семенова Нарыйаана

6 лет

Сертификат

2017

Окружное соревнование по настольным национальным играм. Хабылык

Семенова Нарыйаана

6 лет

1 место

2017

Окружное соревнование по настольным национальным играм. Хабылык

Хунданов Саша

6 лет

1 место

2018

Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям П.П. Одорусова

Седых Виолетта

6 лет

Сертификат

2018

Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям П.П. Одорусова

Митрофанова Аня

6 лет

Сертификат

2018

Городской конкурс чтецов на якутском языке «Якутия – мой край родной»

Седых Виолетта

6 лет

2 место

2018

Городской конкурс «Юный чтец» по произведениям якутских поэтов

Никита Демченко

4 года

2 место

2018

Городской конкурс «Юный чтец» по произведениям якутских поэтов

Заборовская Виолетта

5 лет

2 место

2018

Городской конкурс «Юный чтец» по произведениям якутских поэтов

Митрофанова Аня

6 лет

3 место

2019

Городская интеллектуальная игра «Моя республика»

Алексеева София,

Костогруд Коля,

Половинкин Саша,

Подзорова Кристина, Яковлева Нарыйаана

5 лет

6 лет

6 лет

6 лет

 

6 лет

 

Сертификаты

2019

Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям БаалХабырыс

Седых Розалина

5 лет

сертификат

2019

Окружное соревнование по якутским настольным играм. Куэрчэх

Яковлева Нарыйаана

6 лет

3 место

2019

Окружное соревнование по якутским настольным играм. Куэрчэх

Половинкин Саша

6 лет

Сертификат

2019

Окружное соревнование по якутским настольным играм. Хабылык

Лихачева Милана

6 лет

3 место

2019

Окружное соревнование по летякутским настольным играм. Хабылык

Костогруд Коля

6 лет

Сертификат

2019

Городской фестиваль «Туой, хомус! Дуорай, тойук!»

Пономарева Аделина

5 лет

Сертификат

2020

Городской конкурс

Седых Розалина

6 лет

Сертификат

2020

Окружной открытый фото-конкурс национального костюма «Моя семья в национальных костюмах»

Иванов Айтал

6 лет

Диплом победителя

                                     

                                    Результаты обследования на начало и конец учебного года

Уровни

Октябрь

Май

Высокий

0%

42%

Средний

25%

58%

Низкий

75%

0%

 

 

 

 

 

 

 

     «Согласовано»                                                                                                                                                                                                                                                                  «Утверждаю»

Старший воспитатель                                                                                                                                                                                                                                                     Заведующая МБДОУ

_________/Алексеева Т.Р./                                                                                                                                                                                                                                             Д/с № 69  «Брусничка»

«___»__________2020г.                                                                                                                                                                                                                                                 __________/Татаринова В.Р./                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                «___»___________2020г.

 

 

Самоотчет по работе кружка «Якутская культура»

 

Работала по якутскому языку «Программа обучения разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах», составители В. М. Петрова, Е. М. Сергеева, Ю. И. Трофимова.

Цель: обучение пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену детей с воспитателем и между собой на занятиях, а также в режимных моментах.

На каждом занятии дети:

  • Узнают простые речевые модели;
  • Запоминают несколько слов (словосочетаний) на якутском языке;
  • Понимают их на слух и произносят за воспитателем;
  • Употребляют вопросы и ответы из фраз повседневного общения.

По якутской культуре  работала по перспективному планированию (разработана мною).

Цели:

  • приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
  • формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
  • воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.

На занятиях проводились беседы, рассматривание, рисование, труд, играли в дидактические, настольные, подвижные народные  игры.

Проводилась методическая работа по разработке, апробациии распространению опыта по авторским играм для формирования представлений о якутской культуре  детям старшего дошкольного возраста:  «Балыксыт», «Подбери узор», «Собери чепрак», «Якутские национальные блюда», «Модельер», «Собери флаг», «Якутские сказки» , игры- бродилки, лото «Мой край родной - Якутия».