Кружковая работа
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка
«Якутская культура»
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Приобщение детей к истокам национальной культуры, развитие интереса к традициям является очень актуальным вопросом актуальности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам якутского народа. Возрождения культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, города, республики, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Программа кружка «Якутская культура» рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Кружок работает 1 раз в неделю по 30 минут, всего 32 занятия за учебный год.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек.
Цель программыприобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно- эстетическим ценностям;
. Задачи программы:
Обучающие:
-знакомить детей с народами, населяющими Крайний Север: культурой, традициями, обычаями, бытом;
- учить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиям, в которых проживает тот или иной народ, и образом жизни, традиционными промыслами, жизненным укладом.
Развивающие:
- развивать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
- развивать умения отражать полученные знания о национальной культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные импровизации, музей);
- развивать творческие способности детей, через знакомство с национальным народным творчеством.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю;
- воспитывать толерантное отношение к людям любой национальности, населяющим нашу республику – Саха (Якутия).
Организационные условия реализации программы
- Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
- Программа рассчитана на один год обучения детей 5 - 7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.
- Программа рассчитана на 1 год обучения — дети 5 - 7 лет;
- Программа предназначена для 15 детей кружка, без специального отбора. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю
во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 минут, в год – 33занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы проведения занятий:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольников воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях кружка:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Работа с родителями.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Для информации родителей оформляются консультации, организуются выставки.
Учебно-тематический план
Перспективное планирование кружка «Якутская культура»
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Где и как жили наши предки, чем занимались | 2 |
2 | Настольные игры народа Саха | 2 |
3 | Изделия из бересты и дерева | 2 |
4 | Изделия из металла | 1 |
5 | Якутские орнаменты | 2 |
6 | Дикие и домашние животные Якутии | 1 |
7 | Птицы Якутии | 1 |
8 | Рыбы Якутии | 1 |
9 | Деревья и цветы Якутии | 2 |
10 | Ягоды Якутии | 1 |
11 | Чем питались и как добывали пищу наши предки | 2 |
12 | Якутские национальные блюда | 1 |
13 | Национальная одежда народа Саха | 2 |
14 | Музыкальные инструменты народа Саха | 2 |
15 | Якутский фольклор | 3 |
16 | Олонхо | 2 |
17 | Осуохай | 2 |
18 | Якутские спортивные игры | 2 |
19 | Ысыах | 2 |
«Согласовано» «Утверждаю»
старший воспитатель заведующая МБДОУ
__________/Т.Р.Алексеева/ Д/с №69 «Брусничка»
____________/В.Р.Татаринова/
«__»______________2020г. «__»________________2020г.
Таблица участия детей в конкурсах
Год | Уровень | Участники | Возраст | Результат |
2017 | Городской конкурс чтецов на якутском языке «Якутия – мой край родной» | Седых Виолетта | 5 лет | Сертификат |
2017 | Городской конкурс чтецов на якутском языке «Якутия – мой край родной» | Сидорова Полина | 6 лет | Сертификат |
2017 | Фестиваль выразительного чтения по произведениям П. Тоборукова | Седых Виолетта | 5 лет | Сертификат |
2017 | Городской конкурс рисунков по произведения П.Тоборукова | Дмитриева Васерина | 5 лет | Диплом 2 степени |
2017 | Городской конкурс чтецов на якутском языке по произведениям Е.Н. Сидоровой | Седых Виолетта | 5 лет | Сертификат |
2017 | Городской конкурс по настольным играм. Куэрчэх | Татаринов Назар | 6 лет | Сертификат |
2017 | Городской конкурс по настольным играм. Тырыынка | Григорьева Динара | 6 лет | Сертификат |
2017 | Городской конкурс по настольным играм. Тыксан | Семенова Нарыйаана | 6 лет | Сертификат |
2017 | Окружное соревнование по настольным национальным играм. Хабылык | Семенова Нарыйаана | 6 лет | 1 место |
2017 | Окружное соревнование по настольным национальным играм. Хабылык | Хунданов Саша | 6 лет | 1 место |
2018 | Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям П.П. Одорусова | Седых Виолетта | 6 лет | Сертификат |
2018 | Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям П.П. Одорусова | Митрофанова Аня | 6 лет | Сертификат |
2018 | Городской конкурс чтецов на якутском языке «Якутия – мой край родной» | Седых Виолетта | 6 лет | 2 место |
2018 | Городской конкурс «Юный чтец» по произведениям якутских поэтов | Никита Демченко | 4 года | 2 место |
2018 | Городской конкурс «Юный чтец» по произведениям якутских поэтов | Заборовская Виолетта | 5 лет | 2 место |
2018 | Городской конкурс «Юный чтец» по произведениям якутских поэтов | Митрофанова Аня | 6 лет | 3 место |
2019 | Городская интеллектуальная игра «Моя республика» | Алексеева София, Костогруд Коля, Половинкин Саша, Подзорова Кристина, Яковлева Нарыйаана | 5 лет 6 лет 6 лет 6 лет
6 лет
| Сертификаты |
2019 | Городской фестиваль выразительного чтения по произведениям БаалХабырыс | Седых Розалина | 5 лет | сертификат |
2019 | Окружное соревнование по якутским настольным играм. Куэрчэх | Яковлева Нарыйаана | 6 лет | 3 место |
2019 | Окружное соревнование по якутским настольным играм. Куэрчэх | Половинкин Саша | 6 лет | Сертификат |
2019 | Окружное соревнование по якутским настольным играм. Хабылык | Лихачева Милана | 6 лет | 3 место |
2019 | Окружное соревнование по летякутским настольным играм. Хабылык | Костогруд Коля | 6 лет | Сертификат |
2019 | Городской фестиваль «Туой, хомус! Дуорай, тойук!» | Пономарева Аделина | 5 лет | Сертификат |
2020 | Городской конкурс | Седых Розалина | 6 лет | Сертификат |
2020 | Окружной открытый фото-конкурс национального костюма «Моя семья в национальных костюмах» | Иванов Айтал | 6 лет | Диплом победителя |
Результаты обследования на начало и конец учебного года
Уровни | Октябрь | Май |
Высокий | 0% | 42% |
Средний | 25% | 58% |
Низкий | 75% | 0% |
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующая МБДОУ
_________/Алексеева Т.Р./ Д/с № 69 «Брусничка»
«___»__________2020г. __________/Татаринова В.Р./
«___»___________2020г.
Самоотчет по работе кружка «Якутская культура»
Работала по якутскому языку «Программа обучения разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах», составители В. М. Петрова, Е. М. Сергеева, Ю. И. Трофимова.
Цель: обучение пониманию определенного количества повседневных фраз на якутском языке и элементарному речевому обмену детей с воспитателем и между собой на занятиях, а также в режимных моментах.
На каждом занятии дети:
- Узнают простые речевые модели;
- Запоминают несколько слов (словосочетаний) на якутском языке;
- Понимают их на слух и произносят за воспитателем;
- Употребляют вопросы и ответы из фраз повседневного общения.
По якутской культуре работала по перспективному планированию (разработана мною).
Цели:
- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
- формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.
На занятиях проводились беседы, рассматривание, рисование, труд, играли в дидактические, настольные, подвижные народные игры.
Проводилась методическая работа по разработке, апробациии распространению опыта по авторским играм для формирования представлений о якутской культуре детям старшего дошкольного возраста: «Балыксыт», «Подбери узор», «Собери чепрак», «Якутские национальные блюда», «Модельер», «Собери флаг», «Якутские сказки» , игры- бродилки, лото «Мой край родной - Якутия».