Образовательные технологии
Образовательные технологии на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательные технологии на уроках географии | 36.84 КБ |
igra.ppt | 2.86 МБ |
Технология опорных конспектов | 505.54 КБ |
Технологии развивающего обучения на уроках географии | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по - своему.
Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
- Игры способствуют становлению творческой личности ученика;
- Формируют умение выделять проблемы; принимать решения;
- Развивают познавательный интерес к предмету;
- Оказывают сильное воздействие на учащихся;
- Формируют черты характера;
- Стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.
В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много
вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации.
Учебная игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Ф. Шиллера и Г. Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Гросс, Пиаже, Валлон и др. В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.
Мной изучены теории причинности игры:
1. Теория избытка нервных сил. (Родоначальник – Г.Спенсер. Игра, по мнению Спенсера,- результат чрезвычайной активности, возможности игры не могут быть исчерпаны в обычной деятельности).
2. Теории отдыха в игре. (Аристотель видел в игре лишь развлечение и отдых, которые важны, по его мнению, как подготовка к серьезной деятельности. Шаллер, Валлон и др. считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит, отдыхом. Это верный показатель детской силы, энергии, здоровья).
3. Теории духовного развития ребенка в игре. (Основоположник – К, Д Ушинский.
«Не надо забывать, - пишет Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, тоже есть деятельность для ребенка»).
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
Поскольку игра, представляет из себя, «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно так же, то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности .Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Моя профессиональная деятельность, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы) ,как новая технология обучения.
По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.
В процессе педагогической деятельности сложилась система дидактических игр.
Игры – упражнения провожу как на уроках, так и во внеурочное время. Они занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки
Игры - путешествия использую с целью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких уроках активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетные (ролевые) игры дают возможность инсценировать условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Такие игры особенно влияют на эффективность обучения. Они способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей, воли.
Игры – соревнования, их существенной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. В зависимости от содержания материала можно вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. Эти уроки имеют свои преимущества и специфику, они снимают напряжение и дискомфорт, соединяют индивидуальную деятельность учащихся с коллективной и групповой. Наряду с коллективными оценками, в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную отметку.
Одна из наиболее удачных форм обучения, способствующая экономической подготовке учащихся – деловая игра. Разрабатывая такие уроки, я включаю задания по выявлению экономических проблем и поиску их решения, работы способствующие закреплению знаний. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение географических, экономических знаний, показать возможность применения на практике. Деловые игры – это один из путей связи теоретических знаний с жизнью. В таких играх воспроизводится предметное, социальное содержание профессиональной и общественной деятельности, моделируются условия и отношения, характерные для данного вида практики. По целям деловые игры могут быть:
Учебные - направлены на приобретение соответствующих умений и навыков социального опыта;
Аттестационные - в ходе которых оцениваются знания и умения;
Исследовательские – направленные на поиск новых или отработку известных уже приемов деятельности.
В деловых играх создаются проблемные ситуации и распределяются роли, накапливаются опыт принятия решений и совершения поступка. Сюжетно- ролевые игры позволяют отработать организационно- методическое взаимодействие учителя на решение воспитательных и образовательных задач, направленных на повышение качества знаний и умений, организовать разнообразные виды деятельности, формы проведения занятий.
Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов значительно повышает интерес учащихся к предмету. В такие минуты на уроках равнодушных не бывает; каждый стремится побывать в роли участника игры, проявляя различные стороны личности. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре необходимо многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Результативность дидактических игр видна, если они используются систематически.
На своих уроках я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально - положительный стиль общения. Это создает благоприятный климат на уроках, что естественно отражается на результативности учеников школы, и выражается в высоком качестве знаний. Сравнительный анализ успеваемости в 6 - 8 классах показал, что там, где ученики познают предмет играя выше активность на уроке, повышен интерес к предмету, и наоборот там, где игра отсутствует, дети хуже владеют устной речью, «зажаты» при ответе у доски, медленнее приходят к решению проблемы.
Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.
Чаще всего используемые игры
« Географическая эстафета»: Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос .
« Третий лишний»: На игровом поле помещено 3 понятия: Полярная ива, Ягель, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.
Джомолунгма, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.
« Ещё быстрей»: На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.
«Паутина»: Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.
«Собери карту»: Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.
«Географические силуэты»: Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится?, в чём особенности?, чем известен?.
«Казаки-разбойники»: Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» - прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.
« Самое самое»: Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро, самая длинная река и т. д.
«Найдите ошибки»: Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.
Тема урока: «Природные зоны Африки. Экваториальные леса и саванны».
Цель урока: продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром экваториальных лесов и саванн, закрепить и углубить знания о взаимодействии природных компонентов и их влияние на формирование природных зон
Оборудование: Физическая карта Африки, таблицы мультимедийний диск, фрагменты видео фильмов, сообщения учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Организация учащихся на урок. Мы изучаем с вами удивительный материк – Африка.
Обратите внимание на доску (зачитываю стихотворение)
И сегодня мы продолжаем путешествие по данному материку. Тема урока « Природные зоны Африки». Мы познакомимся с двумя зонами: экваториальными лесами и саваннами.
Цель нашего урока не только в том, чтобы увидеть особенности природы, но и выяснить причины такого разнообразия природы.
Вы получали задание по подборке материала по природным зонам. Справились с заданием.
Ну, что ж отправляемся в наше путешествие.
2. Проверка знаний
Работа с картой
- Давайте вспомним, где находиться материк Африка.
- Африка - самый жаркий материк знать ситуацию с водами также необходимо. Какими же водами мы можем воспользоваться.
- Какую одежду прихватить необходимо вспомнить особенности климата. Ответим на вопросы теста.
3. Изучение нового материала
Открыли атласы « Природные зоны Африки.»
- Вспомним, а что такое природная зона?
- Посмотрите на план. Какие же природные компоненты мы будем рассматривать.
- Какие же природные зоны выделяют на территории Африки.
И так экваториальный лес. Походу работы вы будете заполнять таблицу. У вас у каждого на столе лежит заготовка, вложите ее в тетрадь и будете заполнять в процессе изучения природных зон графы таблицы соответствуют пунктам плана.
1. Каково географическое положение экваториального леса?
- По обе стороны от экватора в бассейне р. Конго и Побережья Гвинейкого залива.
2. Каков климат?
- Экваториальный. Жаркий и влажный, круглый год лето.
3. Какие почвы? Открываем стр. в атласе.
красно-желтые ферралитныеЧто же это за почвы?
Подтверждая, что климат влияет на почвы, растительный и жив. мир. посмотрим фрагмент - См. «Джунгли» не забывайте записывать все необходимое в тетради.
1. Каков же экваториальный лес?
Сумрачный, трудно проходимый, деревья растут во много ярусов.
Какие там растут деревья Самые высокие: пальмы, фикусы, черное дерево, красное
Что-то вы можете рассказать об этих деревьях. Обитателей животного мира вы видели по фрагменту.
Окапи, кистеухие свиньи, слоны, обезьяны и среди них горилла а, что интересного есть о животных. Не забываем заполнять таблицу
Вторая зона «Саванны»
1. Где расположена?
Занимает 40% территории, от 20с.ш. до 30ю.ш.
2. Каков климат?
Субэкваториальный с сухой зимой и влажным летом. Всегда тепло, но засушливый и влажный периоды по особому сказываются на рироде. Здесь уже нет такого обилия деревьев, зато много трав.
3. Какие почвы?
Красно-бурые - это там, где мало дождей, а ближе к экваториальным –ферралитные.
Смотрим фрагмент не забывая заполнять таблицу.
Называем и записываем обитателей.
И так, какой же главный фактор влияет на разнообразие природы?
Климат
4. Закрепление .
Кроссворд 1.
1. Обитатель влажного экваториального леса (окапи)
2. Человекообразная обезьяна (горилла)
3. Длинношеей обитатель саванн (жираф)
4. Самая крупная нелетающая птица Африки (страус)
5. Дерево – запасник влаги в саваннах (баобаб)
6. Хищное животное (леопард)
7. Самый крупный обитатель Африки (слон)
8. Главное растение саванн (травы)
9. Самый маленький «хищник» (муравей)
10. Полосатые лошадки, обитатели саванн (зебра)
11. Зубастые обитатели Африканских рек (крокодил)
12. Крупное животное с выростом на носу (носорог)
13. Многочисленные обитатели Африки (обезьяны)
5. Домашнее задание: параграф
На контурной карте в рабочей тетради выполнить работу
на стр.
Тема урока: «Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы. Гейзеры».
Цель урока: познакомиться с видами движений земной коры, землетрясениями, вулканами, гейзерами. Сформировать представление о причинах их возникновения и показать, что земная кора постоянно развивается.
Оборудование: Таблицы, мультимедийная система, видеофрагмент, карта
«Распространение вулканов».
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания
Ну, с чего бы нам начать
Объясните для примера,
Что такое «Литосфера»?
Чем же сложена она?
Мы продолжаем изучать литосферу и тема сегодняшнего урока «Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, гейзеры» Наша цель познакомится с этими природными явлениями, выяснить причины их возникновения. И увидеть ,что земная кора постоянно находится в развитии.
Но вначале давайте немного закрепим пройденный материал.
К нам пришла бочка, а с ней заморочки. (отвечаем на вопросы)
Загадки: Что сперва в воде родиться,
а потом воды боится? (соль)
Черен, как ворон,
А греет, как Солнце? (уголь)
Белый как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
ума разума не наберешься. (мел)
Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (гранит)
Теперь ответим на вопросы теста.
2 Изучение нового материала
Записываем число и тему урока.
Давайте, еще раз вернемся к земной коре.
Рассматриваем карту строения литосферных плит.
Земная кора постоянно находится в движении, так как породы внутри мантии перемещаются и плиты движутся на астеносфере. Как же это бывает, давайте посмотрим фрагмент
Движения з.к. различают – медленные. Они бывают вертикальные и горизонтальные.
доказательством того. з.к. движется примеры со Скандинавским п-овом.
На 2 см в год. Опускается Венеция. Куда исчезла Атлантида и т. д.
Движения земной коры
Горизонтальные Вертикальные
Возвышенности и плоскогорья
Складки(горы)
Тектонические разломы низменности
Эти медленные движения формируют рельеф.
Смещение земной коры приводит к образованию уступа, если произошел сброс одного участка по отношению к другому.
Если участок поднялся вверх по отношению к соседним – это горст и он обычно в рельефе соответствует горным хребтам.
Если участок земной коры опустился по отношению к соседним то образуется грабен, который чаще всего является озерной котловиной.
Ну, а если горизонтальные и вертикальные колебания будут резкими, то произойдет землетрясение.
Ежегодно на планете происходит до 100000тыс. землетрясений. Катастрофических до 10.
Рассматриваем схему землетрясения.
Очаг, эпицентр, сейсмические волны. Измеряется землетрясение в баллах от 1 до 12 баллов.
Прибор, который фиксирует землетрясения называется – сейсмографом.
Смотрим как он работает.
За землетрясениями необходимо вести наблюдение, особенно в тех районах, где они бывают часто. Потому что это стихийное природное бедствие и чтобы сохранить жизни людей надо предупреждать заранее.
Сейчас известно 70 видов животных, которые своеобразно ведут себя перед землетрясением.
Например: животные воют, морские глубинные рыбки мечутся по аквариуму, угри приплывают к берегу,
Кошки и собаки бегут из дому,
Дом. Животные отказываются от еды.
Толкаются в загонах.
В 1957 году землетрясение Гоби Алтайское видоизменило территорию в 900км до неузнаваемости. 12 баллов, сдвиги до 9м, волна в10м высотой прошла по местности. В огромной расщелине клокотала лава. Чем дольше на местности, где происходят землетрясения их не бывает, тем есть вероятность того, что оно будет сильным.
А как вы себя будете вести при землетрясении?
Ну, а если земная кора не выдержала и прорвалась, то на ее поверхность выплескивается лава и образуется вулкан
У древних римлян бог огня Гефест, но затем его переименовали в Вулкана. По преданию он ковал доспехи в кузнице внутри горы на о. Вулкано в Тирренском море. Горы выбрасывали клубы пара и огня. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулкан.
Смотрим фрагмент.
Рассматриваем схему на доске.
Вулканы бывают потухшие и действующие, но чаще всего если земная кора не закончила своего формирования, то уснувшие.
Рассматриваем карту вулканов.
Рядом с вулканами обычно и Гейзеры - это фонтанирующие источники горячей воды.
Магма подогревает подземные воды и они с периодичностью выплескиваются на поверхность.
И так почему же происходят движения, землетрясения, вулканы?
Где они себя проявляют?
3. Закрепление
Игра «Лишнее слово»
Разгадываем кроссворд.
Кроссворд
1. Путь, по которому движется магма (жерло)
2. Самый большой слой земли (мантия)
3. Воронкообразное отверстие на вершине вулкана (кратер)
4. Смещение слоев, когда поднимается центральная часть, по отношению к соседним (горст)
5. Как называется гора вулкана (конус)
6. Слой мантии на котором плавают литосферные плиты (астеносфера)
7. Фонтанирующие источники (гейзер)
8. Резкие колебания земной коры (землетрясение)
9. Раскаленная огненная масса, лишенная водяного пара и газа (лава)
4.Задание на дом
С 15 по 17 параграф
Стр. 51-63
Природа Африки и ее охрана. (Пресс-конференция.)
Цель урока: обобщение и углубление знаний о природных зонах Африки, экологических проблемах природных зон; развитие умения учащихся работать с дополнительной литературой; воспитание культуры общения.
Подготовительный этап. За неделю сообщаю о проведении игры. Ученики делятся на путешественников и журналистов. Под моим руководством путешественники готовятся к пресс-конференции, а журналисты составляют вопросы к игре.
Оформление класса. Физическая карта Африки, карта природных зон, картины животных различных природных зон.
На доске эпиграф: «Африка – неизлечимая страсть».
Ход урока
Мы познакомились с особенностями географического положения, рельефа, климата, вод и природных зон Африки.
Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему «Природа Африки ее охрана» с людьми, побывавшими в Африке, экологами, зоологами, ботаниками. Наша беседа пройдет под девизом: «Африка – неизлечимая страсть». И так, почему же Африка привлекает к себе людей до сих пор,
Какие экологические проблемы возникли на территории этого материка и каковы пути их решения.
Журналисты задают вопросы путешественникам.
Вопросы.
1.Корреспондент журнала «Вокруг света».
Французский журналист Роже Гейм писал: «Первобытный тропический лес – недисциплинированная армия суровых гигантов трепещущих карликов; армия без командиров; вольница, попирающая все законы».
Как вы прокомментируете это высказывание?
2.Корреспондент газета «География».
Вечнозеленые леса очень богаты растительностью, а ферраллитные почвы имеют слой перегноя всего 10 см.
Как объяснить этот парадокс?
3. Корреспондент журнала «Эковедение».
Сегодня все говорят об уничтожении влажных лесов.
Как их можно сохранить?
4. Корреспондент журнала «Юный натуралист».
Главной чертой животного мира является разнообразие крупных животных, а по числу
видов животных африканские саванны и вовсе не имеют себе равных в мире.
Чем объяснить исключительное богатство?
5.Корреспондент журнала «Вокруг света».
Богатство саванн уникально.
Объясните, как такое разнообразие диких и домашних животных может существовать в этой зоне?
6. Корреспондент журнала «Наука и жизнь».
Одним из животных обитаемых в саванне, является слон.
Каковы различия между африканским и индийским слоном?
7. Корреспондент газеты «Экологический вестник».
Ученые спорят о том, чего больше - вреда или пользы от пожаров в саваннах Африки.
Выскажите свою точку зрения.
8. Корреспондент газеты «Комсомольская правда»
Все знают, что в пустыне экстремальные условия, а вы захотели бы туда поехать?
Объясните свой выбор.
Каковы ощущения человека, оказавшегося в Сахаре?
9. Корреспондент журнала «Вокруг света».
В пустыне часто возникают миражи, они мешают путнику в дороге.
Как от них избавиться?
10. Корреспондент журнала «Наука и жизнь».
Сегодня говорят о потеплении климата.
Влияет ли оно на расширение пустыни Сахары?
11.Корреспондент журнала «Юный натуралист».
Можно ли остановить Сахару?
Как это сделать?
12. Корреспондент газеты «Комсомольская правда».
Что Вас больше всего удивило в Африке?
Что, вы чувствовали, когда уезжали?
13. Корреспондент газета «География».
Почему люди стремятся в Африку?
Размышляя над этим вопросом, немецкий ученый Гржимек ответил:
«С каждым годом людям се труднее разыскать на Земле места, где еще сохранилась нетронутая природа с ее животным миром. А то, что становится редким, как правило, делается дороже и привлекательнее ».
А как на этот вопрос ответите вы?
В заключении урока подводятся итоги. Выставляются оценки.
Урок - защита туристических проектов.
Цель: самостоятельное знакомство учащихся с природой и деятельностью страны.
Методика проведения:
Весь класс туристическое бюро, которое дает рекламу своему туристическому пункту.
1. Формирование групп учащихся.
2. Создание рекламы по плану описания пункта:
- географическое положение, рельеф;
- полезные ископаемые;
- климат;
- природные зоны и внутренние воды;
- население;
- занятость населения.
3. Оценка работы специальной «международной комиссией».
4. Оформление общего рекламного листа.
Например: при изучении стран в курсе географии 7 класса. В ходе изучения текста учебника, карт, дополнительного материала учащиеся знакомятся с природой и деятельностью страны самостоятельно.
Весь класс- это туристическое бюро, которое должно как можно интереснее рекламировать свой туристический пункт, допустим в Австралии. «Международная комиссия» состоит из 2 – 3 «дипломатов». Ребята готовятся на уроке, разбившись на 4 команды.
Командам выдаются вопросник, лист бумаги, фломастеры, иллюстрации по Австралии
(для оформления рекламного листка)
Туристические пункты Австралии: пригороды Канберры, Г. Алис_--Спрингс, Дарвин, Перта.
Каждый член команды занят определенным делом. Один – оформитель, остальные- редакторы – журналисты, которые на небольших полосках ищут ответ на 1-2 пункта плана описания. Ученик – оформитель затем прикалывает ответ на общий рекламный лист.
После этого созданные рекламы зачитываются и оцениваются. Если команда при описании пункта допустила ошибку, то имеет право ее исправить другая команда, получая при этом дополнительное очко. Выигравшая команда получает «5», но если командир и члены команды не согласны, то команда вправе сама понизить отметку любому члену команды.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок. В.Ф. Шаталов corowina.ucoz.com
Игра стимулирует деятельностную активность Регулятивные УУД Целеполагание, планирование, Познавательные УУД Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества. corowina.ucoz.com
Учебная географическая игра будет эффективной формой организации урока при ряде психолого-педагогических условий: - наличие четко сформулированных целей и задач; - наличие навыков учебно-игровой деятельности; - наличие предварительно заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности; - психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре; психологическая готовность учителя к роли организатора; формирование игровых групп с учётом уровня способностей
Работа с кроссвордами, ребусами, загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность, находчивость.
Ребусы
В СТРАНЕ СООБРАЗИЛИИ Первое можно из снега слепить, Грязи кусок может тоже им быть. Ну, а второе - мяча передача, Важная это в футболе задача. Целое люди в походы берут, Ведь без него они путь не найдут. (Ком + Пас = Компас.) Два слога первые - цветок, В "лохань" попал мой третий слог . А вместе если их прочтёте, То в волжский город попадёте. (Астра + хань = Астрахань.) Вот вам лёгкая шарада: К ноте "Н" прибавить надо. Нота больше не поёт, А рекой она течёт. (До + Н = Дон.)
«Отыщи на карте». Пара учащихся на карте показывают географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым..
Ролевые игры обеспечивают познавательную мотивацию и интересы учащихся готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками формируют основы нравственного поведения определяют отношения личности с обществом и окружающими людьми
Ролевые игры « Рассказы бывалого моряка» «Эксперт географии»
« Заядлые туристы, путешественники»
Творческие отчеты наших корреспондентов
Игры – путешествия Путешествие по планете Земля Путешествуя, пишем Путешествие по материкам и странам
Урок-игра «Земля и Вселенная »
Игра – соревнование Смотры знаний Конкурсы эрудитов Счастливый случай Что? Где? Когда? Поле чудес Кто больше? Найди ошибку Третий лишний
Предварительный просмотр:
Технология опорных конспектов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.
Использование в учебном процессе графического конспекта имеет ряд преимуществ: выполнение графического конспекта обуславливает активную работу всего класса; требует полной мобилизации и усиленного внимания; конспекты служат средством познания изучаемых объектов, формирование творческого мышления учащихся; позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика; графический конспект – один из приёмов самостоятельного приобретения знаний
Согласно требованиям образовательного стандарта по географии региональная часть курса 9 кл изучается по плану, единому для всех экономических районов. В нем отражается состав региона, особенности географического, геополитического и экономико-географического положения, специфика природы, основные этапы формирования территории, полная характеристика населения, география важнейших отраслей хозяйства и внешнеэкономические связи.
Я хочу поделиться своим опытом и рассказать о методике проведения уроков с использованием логических опорных конспектов. При этом главными критериями служат современность, научность, умение отбирать главное, и затем это главное отображать графически. На эту тему можно найти публикации в методической литературе, но больше всего они посвящены физической географии. Хотя и экономическая география несет большой запас возможностей использовать конспекты на уроках, отражать не только необходимую экономическую информацию, но и пространственное размещение статистического материала.
“Использование в учебном процессе графического конспекта имеет ряд преимуществ: выполнение графического конспекта обуславливает активную работу всего класса; требует полной мобилизации и усиленного внимания; конспекты служат средством познания изучаемых объектов, формирование творческого мышления учащихся; позволяет не только организовывать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика; графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.”
Для того чтобы сформировать умение составлять логический опорный конспект первые уроки по изучению регионов России провожу на повышенном консультационном уровне. На первом же уроке по изучению Центральной России объясняю особенность и суть работы с логическим опорным конспектом, демонстрирую один из таких конспектов. Весь конспект этого урока выполняется непосредственно с участием учителя: учащиеся определяют состав, географическое положение, природные условия и ресурсы Центральной России. Моя цель – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с логическим конспектом. Для первого урока готовлю в качестве раздаточного материала контуры экономического района, который учащиеся прикрепляют в своих тетрадях, а затем на протяжении этого и последующих уроков работают с ним. На втором уроке учащиеся характеризуют население и трудовые ресурсы района. Вопрос о населении не является для девятиклассников новым: им знакомы особенности национального состава и особенности размещения трудовых ресурсов; умеют работать с картами “Плотность населения”, “Народы России”, “Религии населения” и со статистическими материалами; поэтому изучение населения Центральной России провожу с большей долей самостоятельности. Класс разбивается на пары, и каждый в ней по очереди выступает в роли учителя или ученика. Определяет уровень выполнения задания учитель с помощью фронтального опроса и обозначает выявленную информацию на конспекте с помощью знаков, если учащиеся испытывают затруднение самостоятельно придумать новые условные знаки.
И на третьем уроке совместная работа учителя и учеников завершает выполнение конспекта, наиболее сложную часть – экономическую. В результате трех уроков на тетрадном листе у каждого ученика появляется рисунок – конспект, отражающий специфику экономического района в символах.
Приведу пример урока с использованием логического опорного конспекта.
Тема урока: Состав, географическое положение, природные условия и ресурсы Центральной России.
Цели урока:
- Развивать умение работать по типовому плану с целью выяснения особенностей Центральной России.
- Установить значение Центральной России в судьбе России.
- Познакомить с приемом составления логического опорного конспекта, созданием “образа территории” через графические рисунки и символы.
- Воспитывать чувство патриотизма через географическую информацию.
Оборудование: карты: политико-административная, федеральных округов, атласы, раздаточный материал.
Содержание урока
Изучение нового материала.
1. Состав территории.
Специфика Центральной России выражена в его названии: на протяжении столетий территория была центром Русского государства. Этому способствовало географическое положение района – в центре Восточно-Европейской равнины, на великом водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). Именно отсюда берут начало все крупные реки Восточно-Европейской равнины. Эта “центральность” позже была усилена строительством железных дорог практически во всех направлениях. Промышленность первоначально развивалась на своем сырье. По мере развития железнодорожной сети промышленность перешла на привозное сырье.
Задание: найдите на карте субъекты федерации входящие в состав Центральной России.
Раздаточный материал: Москва и Московская область, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Брянская, Тамбовская, Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская области.
Практически весь материал сегодняшнего урока мы попытаемся нарисовать, то есть создать “образ территории” с помощью условных знаков, символов, то есть начнем выполнять логический опорный конспект. На последующих уроках мы продолжим его заполнение и в конечном итоге, я надеюсь, этот конспект вам поможет на проверочной работе.
Итак, в ваших рабочих тетрадях нарисован контур Центральной России. На дополнительных листочках вы будете рисовать условные знаки, и давать им объяснение. В конце урока я соберу на выбор 4 тетради и выставлю оценку за работу на уроке.
2. Географическое положение.
На формирование Центральной России оказали воздействие, прежде всего экономико-географическое положение и особенности исторического развития. Территория, расположенная в долинах Волги, Днепра и Оки, имела выгодное положение уже в период становления Русского государства. По рекам (обозначаем их на контуре) осуществлялись связи с окраинами и соседними странами.
Напомню вам, что междуречье Оки и Волги находилось в наибольшей безопасности от внешних нашествий: непроходимые реки и заболоченные места с юга – трудности для кочевников – удачное военно-стратегическое положение. Это повлияло на быстрое хозяйственное освоение и заселение территории будущей Центральной России и на политическую роль её главного города – Москвы как “собирательницы Земли русской” (отмечаем Москву звездочкой).
В свою очередь, наличие столицы на территории района на протяжении нескольких веков способствовало росту его экономики.
В экономике Центральной России получили развитие многие виды транспорта. Занимая центральное положение относительно Урала, Европейского Севера, Кавказа, она объединяла их благодаря развитым транспортным системам. Обозначим на контуре транспортные кольца и “лучики” транспортных магистралей. Слайд 1.
С распадом Советского Союза экономические связи региона усложнились, резко усложнилось геополитическое положение Центральной России, которая “вышла” к государственной границе с Беларусью и Украиной (отмечаем красным цветом государственную границу).
Задания:
1) Какую роль играла Москва в развитии района?
2) Дайте оценку экономико-географического положения Центральной России, укажите “плюсы” и “минусы”.
3. Природные условия.
Природные условия района олицетворяют собой то, что принято называть средней полосой России. Это всхолмленная равнина с Валдайской, Смоленско-Московской, Среднерусской возвышенностями (высоты до 250 метров) с Мещерской низменностью. Осадков выпадает 500-600 миллиметров в год. Средние температуры июля +17°…+18°С, января -10°…-12°С.
Волга и Ока делят территорию на три части, различающиеся по природе и по хозяйству.
Левый берег Волги в основном относится к таёжной зоне (частично леса сохранились и до сих пор, несмотря на их усиленную рубку) с невысокой распаханностью территории. Доля пашни составляет 12%. Междуречье Волги и Оки – зона смешанных лесов, мало сохранившихся. Это гораздо более распаханная территория. Доля пашни здесь составляет 27%. Правобережье Оки – большей частью уже лесостепь с черноземными (!) почвами и лишь отдельными рощами лесов, смешанных и широколиственных. Распаханность здесь еще выше – до 60%. Слайд 2.
На схеме, с помощью условных знаков, знакомых еще с 6 класса, отображаем тип растительности для каждой зоны и добавляем новый символ, для отображения степени распаханности территории.
Задания:
1. Какие природные условия этого района благоприятствуют жизни людей?
2. Какие природные условия благоприятствуют развитию промышленности?
4. Природные ресурсы.
По словам Н.Н.Баранского, “здесь не богатства недр привели к развитию промышленности, как это было в горнопромышленных районах, таких, как Урал, Донбасс, а, наоборот, сложившаяся уже на других основаниях промышленность “потащила” за собой из-под земли наличные полезные ископаемые и особенно минеральное топливо”. Свое экономическое значение залежи ископаемых приобрели здесь главным образом в силу их близости к уже сложившимся промышленным центрам. Центр обязан промышленным развитием не собственным сырьевым и экономическим ресурсам, а своему центральному положению на Восточно-Европейской равнине, которое помогло ему притянуть со всех сторон “чужое” сырье.
Центральная Россия относительно небогата природными ресурсами. Бурый уголь, торф, строительные материалы (известняк, глина, песок), фосфориты и соль начали активно использоваться лишь в 20 веке. Но они только частично удовлетворяют потребности хозяйства. Северные области богаты лесом и водными ресурсами. Что на ваш взгляд является главным богатством Центральной России? Конечно – Курская магнитная аномалия. <Слайд 3>.
Задание: Почему местные полезные ископаемые используются мало?
5. Площадь территории.
Осталось выяснить какова же площадь этой территории.
Самостоятельный анализ таблицы 58 учебника на странице 220. Отмечаем площадь на нашем конспекте.
Закрепление.
- Показать границы Центральной России.
- В чем выгода экономико-географического положения Центральной России?
- В чем специфика Центральной России?
- Как вы думаете, какие отрасли промышленности будут развиваться в Центральной России?
- Из каких субъектов федерации Центральная Россия получает необходимые природные ресурсы, в частности минеральные?
На этом урок окончен. При необходимости проводится срезовая работа. Затем учитель кратко подводит итоги урока, обращает внимание на домашнее задание: составить описание географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, используя составленный на уроке конспект. При затруднении - обратиться к тексту учебника.
Опорно-логический конспекты
тема «Южная Сибирь» 9 класс
Изучите параграфы и заполните лист
1) В состав Южной Сибири входят: _________области, _________края и _______республики
2)Главная черта ГП________________________________________
3)Географическим центром Азии является____________________________
4)Назовите выгодные черты ЭГП Южной Сибири____________________________________________________________
5)Почему очень часты землетрясения в Южной Сибири?_____________________________________________________________________________________________________________________________
6)Высшая точка Сибири и Алтая_____________________________________
7)Тип климата Южной Сибири__________________________________________
8)Назовите основные крупные внутренние воды Южной Сибири______________________________________________________________________________________________________________________________9)Каково значение внутренних водных ресурсов для хозяйства Южной Сибири?__________________________________________________________
10)Чем уникально озеро Байкал?_____________________________________________________________________________________________________________________________
11) Основные экологические проблемы Байкала_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12) Отрасли специализации Кузнецко-Алтайского подрайона___________________________________________________________________________________________________________________________
13) Крупнейший город Кузнецко-Алтайского подрайона____________________, который расположен на реке____________
14)Какими природными ресурсами богат Ангаро-Енисейский подрайон__________________________________________________________
15)Народы, проживающие в Ангаро-Енисейском подрайоне и их религии_____________________________________________________________________________________________________________________________
16)Хозяйство Ангаро-Енисейского подрайона___________________________________________________________17) Хозяйство Забайкалья_________________________________________________________
18)Специализация с/х Забайкалья_______________________________________
Тема урока : Озера 6 класс
Тема: Лесная промышленность России.
Обеспеченность лесом на душу населения - ___________________
Запас древесины - ______________от мировых запасов.
Задание 1: На какие группы делят лес по характеру использования?
_____________________ ________________ __________________________
_________%____ ________%____ ________%____
Задание 2: Ценность российской древесины заключается в _________________________________________________________________.
Задание 3: Почему имея собственное сырьё мы не в состоянии использовать его эффективно? ________________________________________________________________
Задание 4: Определите состав лесной промышленности.
______________ ______________ ________________ _______________
Задание 5: Какие факторы учитывают при размещении предприятий лесной промышленности? _________________________________________________.
Задание 6: По обеспеченности лесом на территории России можно выделить районы:
________________ ________________ _________________________________
Прир.зоны:
_________________ ________________ ________________________________
Задание 7: Что такое лесопромышленные комплексы, где они построены? Приведите примеры ЛПК. _________________________________________________________________.
Задание 8: В России выделяют следующие лесные базы: __________________________________________________________________.
Задание 9: (из сборника ОГЭ)
Город Усть-Илимск является крупным промышленным центром Иркутской области. Здесь построена мощная гидроэлектростанция, обеспечивающая предприятия города дешёвой электроэнергией. Одно из ведущих предприятий города — целлюлозно-бумажный комбинат — водоёмкое производство, использующее воды водохранилища. Его основная продукция — товарная белёная целлюлоза, которая поставляется не только в различные регионы России, но и за рубеж.
? - Какая особенность природно-ресурсной базы Иркутской области, кроме упомянутой в тексте, способствовала созданию на её территории крупного целлюлозно-бумажного комбината? Укажите одну особенность. (Для производства целлюлозы и бумаги требуется много древесины. Это сырьё в Иркутской области есть, так как это лесоизбыточный район).
Задание 10: (из сборника ОГЭ)
Кроме крупных целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих производств, история которых уходит корнями в советское прошлое, в Вологодской области растет число оснащенных современным оборудованием и активно развивающихся малый предприятий.
"Второе дыхание" получило деревянное домостроение. Вологодские срубы домов и бань устанавливаются по всей территории европейской части России. Срубы из Вологды, Сямжи, Тарноги и других районных центров находят своего потребителя за счет высокого качества изготовления, обусловленного и традициями, и жесточайшей внутренней конкуренцией.
? - Какая особенность природно-ресурсной базы Вологодской области способствует развитию деревянного домостроения в регионе? (На севере России, в том числе в Вологодской области, расположены крупные таежные лес, которые используются для развития домостроительного производства».
Задание 11: (из сборника ОГЭ)
В Томской области идёт строительство нескольких новых предприятий по производству древесностружечных и древесноволокнистых плит. В настоящее время на долю области приходится 6% в общероссийском производстве этой продукции. К 2015 г., после запуска новых предприятий, эта доля увеличится до 15%.
? - Какая особенность природно-ресурсной базы Томской области благоприятствует развитию на её территории производства древесностружечных и древесноволокнистых плит? Укажите одну особенность. (Область хорошо обеспечена лесными ресурсами — она расположена в зоне тайги).
Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление.
Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова. А.В.Шатных ), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты
Учитель строит ЛОК в процессе урока. Учащиеся же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части урока на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника. С этой целью на схеме ставятся вопросы:где? Почему?
Объяснение учебного материала по конспекту не превышает в среднем 15-20 минут. В оставшееся время можно разнообразить деятельность учащихся на уроке: поставить конкретную задачу и решить ее, провести анализ карт атласа, поработать с текстом учебника, статистическим материалом и т. д.
Графический конспект – это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя.
Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:
- Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.
- Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.
- В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.
- Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
- Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.
- Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.
В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сам и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.
Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например по теме «строение Земли»
В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы
В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Природные районы» В курсе «Экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по теме «Экономическое районирование». Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным.
Составление опорных конспектов помогает учащимся правильно ориентироваться в большом потоке информации при наличии нескольких учебников разнопланового уровня, т.к. нет единого учебного пособия по данному курсу, и приходится пользоваться несколькими учебниками.
Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем.
Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения.