Альтернативные способы оценивания на уроках литературного чтения.
контрольно-оценочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
критерии оценивания на уроках литературного чтения | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Визинга
Лобанова Наталья Васильевна, учитель начальных классов
Эффективные альтернативные способы оценивания на уроках литературного чтения в начальной школе.
Альтернативное оценивание - это процесс подведения результатов обучения, в котором применяется не только пятибалльная шкала как способ количественного выражения результата оценочной деятельности, но и многие другие качественные виды оценок. Содержательный контроль и оценка строятся на критериях, выработанных совместно педагогом и учащимися. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими. Альтернативные способы оценивания помогают детям определить границы своего знания – незнания, своих потенциальных возможностей, а так осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Ученики начальной школы могут оценивать любую деятельность на уроке, любое задание, но не целиком, а по этапам, расчленяя его на единицы - умения.
Например, на уроке русского языка в задании нужно списать текст, в каждом предложении найти и выделить основу. Ребенок, прочитав задания, вычленяет умения, которые он сам будет контролировать и оценивать, выполняя это задание. Вот какие умения видят дети:
а) грамотно списывать текст;
б) находить основу предложения.
А ещё они с большим удовольствием оценивают каллиграфию и аккуратность.
Пример альтернативного оценивания на уроке математики - задание решить задачу. Дети планируют предполагаемую последовательность своих действий:
а) составить краткое условие;
б) выбрать действия для решения задачи;
в) верно записать наименования;
г) верно записать пояснения;
д) без ошибок произвести вычисления;
е) записать ответ.
Каждый из этих шагов является умением в алгоритме действий. Сформулировав задания, дети решают задачу и оценивают себя по каждому из умений. Оценка может быть разной – шкалы, значки, баллы и т.д. Вид оценки предварительно обсуждается детьми с учителем.
Самым трудным, на мой взгляд, для детей остается определение умений по литературному чтению. Поэтому свою работу я построила ориентируясь на конкретные умения, которым мы должны научить детей к завершению начальной школы. Для этого я подобрала ряд заданий и способы их оценивания. Нам всегда проще понять на примере заданий, попробовать все на себе.
1 умение. Одним из важных умений является осознанное чтение со скоростью .
Мы регулярно проверяем темп чтения и часто видим, что дети не понимают содержания. Хочу привести пример задания для оценивания этого умения.
Дается знакомый текст (дом. задание), в нем есть слова в скобках, из этих слов надо выбрать верное и его подчеркнуть. При этом засекается минута. По её истечении ставится черточка. И далее дети читают текст до конца. Проверить правильность выполнения работы можно по учебнику.
Задания на понимание смысла прочитанного.
Жила-была на свете лягушка – (квакушка, попрыгушка, квакша). Сидела она в (болоте, озере, листке), ловила комаров да мошку, (весною, летом, осенью) громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её (цапля, аист, гуси). Но случилось одно происшествие. Однажды она сидела на (сучке, листке, кочке) высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким (ветерком, воздухом, дождиком).
«Ах, какая сегодня прекрасная (сухая, дождливая, мокрая) погода! -думала она. -Какое это наслаждение-жить на свете»
Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не (запела, заквакала, заплакала), но, к счастью, вспомнила, что была уже (весна, осень, лето) и что (весной, осенью, летом) лягушки не (поют, квакают, плачут), - на это есть (весна, осень, лето), - и что, она может уронить свое лягушачье достоинство.
Оценивание: 1 балл – за правильный выбор слов.
Но ведь гам нужно эти баллы перевести в отметку. Для этого использую соотношение уровневых достижений и традиционных отметок.
отметка | проценты | баллы |
«3» | 50-65% | 11-14 баллов |
«4» | 66-90% | 15-18 баллов |
«5» | 91-100% | 19-22 балла |
2 умение. Устанавливать последовательность основных событий произведения.
Здесь может быть много разных вариантов заданий. Вот например такие:
- Пронумеруй по порядку предложения из произведения.
- Деформированный план
Чаще такое задание выполняется в парах или группах.
Оценивание
критерии |
Умение сотрудничать |
Знать содержание произведения (правильно пронумеровать) |
Презентовать |
3 умение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
- Набор вопросов учителя.
- Варианты работы с тестами.
- Вопросы из учебника.
- Синквейн (на стадии рефлексии)
Оценивание:
критерии |
Ответ соответствует содержанию произведения |
Ответ полный. |
4 умение. Задавать вопросы по содержанию произведения.
- Тестовые вопросы (работа может быть построена в группах или парах)
Оценивание:
критерии |
Вопрос соответствует содержанию произведения |
Ответы правильно составлены. |
Умение сотрудничать. |
- Метод критического мышления. (можно дать начало вопросов, дети должны их закончить).
Кто………. (простой вопрос)
Что……… (простой)
Где……….(простой)
Когда……(простой)
Почему…(объясняющий)
Зачем……(объясняющий)
Правильно ли я поняла…(уточняющий).
Верно ли…..(уточняющий)
Что было бы, если….(творческий)
Оценивание:
критерии | Баллы |
Соответствовать содержанию произведения. | 2 балла |
Количество придуманных вопросов и их сложность. | Постой – 1 Сложный – 2 |
5 умение. Определять героев произведения.
Задания могут быть такими: записать всех героев произведения, главных - подчеркнуть.
Оценивание:
1 балл – за каждого героя.
2 балла – за главного героя.
6 умение. Осознанно пользоваться поисковым чтением с целью нахождения конкретной информации.
Работа над значением слова. Со значением слов мученики знакомятся в начале работы над произведением. Обычно эту работу учителя упрощают. Не тратя лишнего времени на уроке. Можно организовать эту работу в парах или группах. Ребятам даются слова и их значения, необходимо их соединить. По необходимости, можно воспользоваться словарями (если у кого-нибудь не совпали ответы)
Исстари | Чистая половина крестьянской избы |
Платки рубить | Колодец |
Студенец | Подшивать платки |
Горница | Спать |
Почивать | Издавна |
Неряха | Обработанный алмаз |
Перина | Если бы |
Кабы | Набитый пухом или пером мешок, который клали на кровать |
Брильянт | Устала |
Утомилась | Неаккуратный человек |
Оценивание: взаимопроверка по образцу.
7 умение. Одним их основных умений мы считаем –умение выразительно читать доступные для данного возраста стихотворные и прозаические произведения, в том числе и декламация после предварительной подготовки.
Ребенок знакомится с произведением и понимает, что его надо прочесть правильно, выразительно. Часто дети не понимают, что значит правильно, выразительно. Для этого вырабатываются критерии с учениками, затем фиксируются в виде таблиц или линеек, или другим способом.
Мы выработали такие критерии. Договорились, что 2 – все верно, 1 – не более 3 ошибок, 0 – более 3 ошибок.
Критерии выразительного чтения | баллы |
Соблюдение интонационных пауз внутри и в конце высказывания. | 2 |
Правильная постановка ударений. | 2 |
Чтение без ошибок (пропуски, замены) | 2 |
Передача голосом настроения героя, рассказчика. | 2 |
Правильный выбор темпа чтения. | 2 |
9, 10 баллов – «5» 6,7,8 баллов – «4» 5 баллов – «3» |
Такое оценивание конечно проводиться не на уроке знакомства с произведением. Можно организовать взаимопроверку. Обычно выходит к доске оценщик и выставляет баллы . учитывая все ошибки.. У ребят есть памятки личные и есть общая памятка оценки данного умения.
8 умение. Выразительно читать вслух по ролям прозаического текста с диалогом.
Оценивание:
Критерии чтения по ролям | баллы |
Соблюдение интонационных пауз внутри и в конце высказывания. | 2 |
Правильная постановка ударений. | 2 |
Чтение без ошибок (пропуски, замены) | 2 |
Передача голосом настроения героя, рассказчика. | 2 |
Правильный выбор темпа чтения. | 2 |
Верно выделенные герои. | 2 |
11,12 баллов - «5» 8,9,10 баллов – «4» 6,7 баллов – «3» |
Вывод: Использование альтернативных способов оценивания на уроках литературного чтения, позволяет научить детей не только видеть и формулировать умения, но и с большим интересом оценивать свою деятельность, как исполнительскую, так и творческую. Их оценки становятся более адекватными, так как дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно и оценивать.
Используемая литература:
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. Стандарты второго поколения часть 3./ Г.С.Ковалева, О.Б.логинова – М.: Просвещение, 2012.
http://upr.1september.ru/article.php?id=200702408