Технологии, методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Тоглохинова Надежда Борисовна

“Все занятия в школах, – писал Я.А. Каменский, – должны располагаться так, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее находило бы подтверждение в последующем”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы в старших классах

 

 

            ХХ1 век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога  -  создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

       Поэтому в педагогическом процессе актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения. Есть и другие немаловажные причины для того, чтобы использовать на уроках новые технологии:

-желание развития творческого мышления;

-потребность в развитии письменной и устной речи;

-увеличение объема информации;

-низкая мотивация к познавательной деятельности;

-недостаточно высокий уровень развития мышления, прежде всего, критического.

Кроме того, перед современным учителем встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?» «Чему и как учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогали ученику стать конкурентоспособной личностью?» А какой учитель не мечтает о том, чтобы в классе были творческие ученики,  с удовольствием  познающие предмет на максимальном для         каждого из них уровне успешности.

     Постоянная необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы  образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

      Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

     На мой взгляд, технология критического мышления – это попытка преодоления формального  подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика  к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную,  эмоциональную и волевую сферы обучаемых. И сегодня целью моей педагогической деятельности стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование технологии развития критического мышления. Все это актуально и в рамках проведения экзаменов в 9,11 классах в формате ГИА и ЕГЭ, и в рамках  решения задач «Стандартов второго поколения». Нельзя забывать и о том, что учебный процесс  строится в первую очередь на отношениях  учитель – ученик. Сегодня должна измениться роль педагога: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося. 

    Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что:

-осуществляется направленность на практическое использование. Педагогу предлагается большой набор приемов, способствующих активизации учебного процесса.

-акцент делается на формирование социальных навыков.

-внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания.

-технология направлена на развитие собственного мышления.

-технология направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.

 

     Педагогический потенциал технологии критического мышления

     Современные исследователи в области методов развития критического мышления  как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».

     Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

     Как можно определить критическое мышление?

Д.Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

1)    КМ есть мышление самостоятельное.

2)    Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

3)    Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4)    Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5)    Критическое мышление есть мышление социальное.

    Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

   ТРКМ - это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки: научность, оптимальность, воспроизводимость, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика.

Разработана технология в конце 20 века в США (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курсис Мередит). В ней синтезированы  идеи и методы коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

  Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Технология критического мышления характеризуется тем, что предполагает:

> четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объеме, достаточном для достижения этих целей.

>применение различных форм и методов обучения, подчиненных общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами).

>ориентация знаний учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приемов учебной деятельности.

> организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

        образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

        культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

        информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

        социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов.

        умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

        пользоваться различными способами интегрирования информации;

        задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

        решать проблемы;

        вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

        выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

        аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

        способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

        брать на себя ответственность;

        участвовать в совместном принятии решения;

        выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

        умение сотрудничать и работать в группе и др.[10]

       Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Педагогическая технология создавалась для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя, что очень важно в свете задач «Стандартов второго поколения».

       ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить.

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова учитель только формулирует задания, не участвуя в процессе припоминания. Учащиеся вспоминают все, что знали по теме, затем объединяются в пары и обсуждают списки (написанное индивидуально). Учитель на доске составляет общий список знаний. В результате появляется первичный материал, с которым предстоит работать. Парная работа способствует лингвистической грамотности.

   Приемы, используемые на стадии вызова (кластеры, ключевые слова, «корзина идей», « верные - неверные утверждения»), позволяют учащимся увидеть собранную информацию, а структурирование высказанных идей выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска информации.

     Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление  содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе учитель предлагает познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярным  на этой стадии является прием «Инсерт». Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его:

«V» - уже знал, «+» - новое, «думал иначе», «?» - есть вопросы. После прочтения заполняется таблица, где значки станут заголовками таблиц. Учащиеся распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками при запоминании материала. На этом этапе важно не забывать о поставленных учениками целях на стадии вызова, заданных вопросах, т.к. изучение нового материала накладывается на знания, опыт и вопросы, вызванные на первом этапе урока.

      Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. На этом этапе исправляются предшествующие представления, собранные на стадии вызова, определяются дальнейшие перспективы в изучении темы. Педагог должен вернуть учащегося к первоначальным записям-предложениям, а также организовать работу по дополнению к пройденному. Учитель дает творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.

     Популярными приемами на этом этапе являются синквейн (пятистишие), кластер, 10-минутное эссе, З-Х-У, вопросы по тексту, обзор двухчастных и трехчастных дневников.

                                Примеры применения технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

     Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. По ходу освоения той или иной технологии, когда она, обретая личностные характеристики, превращается в методику, учитель находит свои дидактические приёмы, которые позволяют превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс. Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка и литературы в старших классах.  Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.

      Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».

      Прием №1 «верные - неверные утверждения»

      Вот как прием «верные-неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными  изъяснительными» в 9 классе.

      Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает: «Что хочу знать?»

На каждой парте распечатка:

- Дополнение – отвечает на вопросы кто? что?

-Что, как, будто, чтобы, ли – это союзные слова.

-Союзное слово так же, как и союз не является членом предложения.

-Определение отвечает на вопрос чей?

-Части сложноподчиненного предложения соединены только союзами.

-На письме части сложноподчиненного предложения отделяются запятой.

Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы  согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».

- Прочитайте все верные утверждения.

-Все согласны с данными утверждениями?

-Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

-Все согласны с данными утверждения?

Можно дать задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.

Прием «верные – неверные утверждения» является удачным и интересным и для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.

 На уроке знакомства с биографией Н. В. Гоголя в 8 классе предлагаю ряд утверждений (тема еще не изучена). Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревнования, заинтересованности, которая не покидает учеников до конца урока.

Примеры утверждений записываются на доске.

-Н. В. Гоголь родился в Москве.

-Учась в Полтавском уездном училище, Гоголь принимал участие в спектаклях, играл комические роли, в том числе и Простакову в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

-Одно из первых произведений Гоголя «Ганц Кюхельгартен» было напечатано в 1829 под псевдонимом Н.Г.

-Сюжет комедии «Ревизор» был подсказан В.Жуковским.

-По пьесе Гоголя «Ревизор» снят фильм «Инкогнито из Петербурга».

-Н.В.Гоголь всю свою жизнь прожил в России.

-Н.В.Гоголь в начале творческого пути писал романтические произведения.

 

  Далее учащиеся знакомятся со статьей учебника или слушают лекцию или смотрят презентацию учителя. После знакомства с новым материалом  спрашиваем: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?

 На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираются с доски.

Прием №2   «корзина идей» и «кластер»

Пример работы с данными приемами на уроке русского языка в 8 классе по теме «Репортаж – жанр публицистики».

Цель использования  приема на данном этапе: стимулирование и активизация мыслительной деятельности.   Прием приводит в действие все полученные ранее знания ребят. Способствует развитию устной речи(требуется произносить полные ответы)

В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к “корзине”, чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот прием уместен как на уроке русского языка, так и на уроке литературы.

В центре листа записывается тема «Публицистика», затем в течение 1-2 минут записывается в тетрадь все, что известно по этой теме. Затем предлагается обсудить записанное  в группе и обменяться мнениями в паре(2 – 3 минуты). Далее в форме аукциона знаний называются записанные сведения, факты (правильные и неправильные). Все фиксируется учителем на доске. Так составляется список идей. Далее идеи компонуются по категориям (сфера речи, задача речи, стилевые черты, средства выразительности, жанры ),  оформляется кластер. К кластеру можно вернуться и на второй стадии урока, чтобы дети могли осмыслить свои ошибки, и  в конце урока ,чтоб дополнить его новой информацией об изученном жанре публицистики – репортаже. (примеры работ прилагаются) (более подробно о приеме «кластер» будет рассказано ниже, когда разговор пойдет о рефлексии)

 

 Вторая стадия – «стадия осмысления содержания».

Наиболее приемлемым на уроках русского языка  считаю такой прием, как чтение с пометами  - «инсерт» и маркировочная таблица.

 Пример работы с информационным текстом на уроке русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» (стр.69 по учебнику  С. Бархударова)

      Цель использования приема: прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

      Учитель предлагает каждому ученику прочитать статью на странице   69 учебника и сделать в тексте пометки (10 минут). Далее учитель предлагает продолжить работу с маркировочной таблицей и  индивидуально.

“V” ЗНАЛ

“+” УЗНАЛ

“-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

“?” ХОЧУ УЗНАТЬ

Толстые и тонкие вопросы

ПО отвечает на вопрос КАКОЙ, ЧЕЙ.

ПО поясняет существительное.

ПО указывает на признак предмета.

ПО присоединяется к главному при помощи союзных слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ,ЧЕЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ,КОГДА

Указательные слова служат для выделения определяемого существительного.

ПО всегда стоят после определяемого слова.

 

 

 

Только ли союзными словами присоединяются ПО к главному?

Почему ПО стоит только после главного предложения?

Только ли на признак предмета указывают придаточные определительные?

Можно ли придаточную часть СПП с ПО заменить  причастным оборотом? Всегда ли это возможно? 

     Затем  предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?

- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?( дети предлагают свои варианты)

Далее проводится работа с дополнительной информацией (научная статья)

(Распечатки статьи на каждой парте.)

Дополнительные значения придаточных определительных

Определительные придаточные предложения могут присоединяться к главному при помощи союзных слов который, какой, кой (устар.), чей, что, где, куда, откуда, когда и союзов чтобы, как, словно, как будто, как если бы. В сложных предложениях, выражающих определительные отношения, наиболее общее значение определительности вносится союзным словом который, например: Бричка, въехавшая во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. В качестве союзного слова, равнозначного слову который, может употребляться относительное местоимение кой, имеющее архаическую окраску, например: Слезы эти отчасти вызваны были пуншем, коего вытянул он три стакана. Союзное слово какой вносит в значение придаточной части дополнительный оттенок уподобления, сравненияНа девственном снегу пустынной лесной дороги вился под ним извилистый, нечеткий след, какой оставляет зверь. Союзное слово чей вносит дополнительный оттенок принадлежности, например: Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба. Относительное местоимение что, как и который, служит показателем общего определительного значения. Например: А раньше жили в том посеревшем от времени флигеле, что прячется за домом. Однако наряду с этим оно, как и союзное слово какой, может сообщать придаточной части оттенок уподобления (при наличии указательных слов в главной). Союзное слово что в таком употреблении приобретает разговорную окраску: В уста ее, в очи и в плечи седой чародей целовал и те же ей сладкие речи, что милый о свадьбе, шептал. Местоименные наречия где, куда, откуда, выступающие в роли союзных слов, обычно вносят в определительную придаточную часть пространственный оттенок значения. Например: Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Мария Ивановна должна была выехать, и там проститься с ней в последний раз. Союзные слова где, куда, откуда возможны только при именах существительных, заключающих в себе пространственное значение. Определительные придаточные с союзным словом когда осложняются оттенком временного значения и допустимы только при именах существительных того же значения, т.е. значения времени: Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет. Значительно реже определительные придаточные присоединяются к главной посредством союзов как, чтобы, придающих предложению разговорную окраску, а также словно, как будто, будто, как если бы, точно. Союз как вносит оттенок временного значенияНет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол и дом. Союз чтобы – целевой оттенокНе было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать. Союзы словно, будто, как будто, точно вносят в значение придаточной части оттенок сравненияКомната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета.

- Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице.

- На какие вопросы вы получили ответы?

       Домашнее задание: поработать с разными источниками информации и найти ответы на вопросы, на которые не смогли найти ответ в статье.(Если в начале урока велась работа с кластером, то логическим заключением будет возвращение к нему. Учитель дает задание - дополнить кластер новой информацией и ответить на вопросы: «Что уточнили? Исправили? Добавили?»)

 

     Третья стадия – «стадия  рефлексии».

На стадии рефлексии  использую такие  приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер.

Прием №1

 Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии и с речевыми шаблонами, помогающими ребятам выражать свои мысли.

    Основные задачи дискуссии:

-обмен первичной информацией;

-выявление противоречий;

-переосмысление полученных сведений;

-сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

 

     Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.

     Пример работы с таблицей «Перекрестной дискуссии» на уроке литературы в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема урока: «Виновен ли Печорин в смерти Бэлы?»

 

     Цель дискуссии на стадии рефлексии:   возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию

диалогичности общения, становлению самостоятельности

Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросу: виновен ли Печорин в смерти Бэлы? Предлагается записать в тетрадях и положительные, и отрицательные аргументы по предложенному вопросу.

 

Печорин виновен

Печорин не виновен

Печорин превратил Бэлу в орудие своих эгоистических целей, в лекарство от скуки., она для него игрушка.

С юридической точки  зрения он не виноват.

Печорин вырвал девушку из родной среды, лишил дома, отца.

Виновато общество, воспитавшее Печорина.  Молодые люди вынуждены были «состариться в бездействии», они жили в праздности и скуке, без цели.

Печорин ничего не делает для того, чтобы перестать доставлять страдания Бэле, он холоден с ней.

Лермонтов сам не дает однозначного ответа.

Печорин-разрушитель.

Печорин не виноват, что не может полюбить Бэлу.

Рано или поздно Печорин все равно бросил бы девушку.

Бэла сама виновата: она дала понять Печорину свое желание соединить с ним свою судьбу. И Печорин действует не из своего эгоизма, а из желания девушки.

Он разрушил жизнь горцев, по его вине Азамат вынужден бежать, его отец убит, Казбич потерял коня, Бэла лишена возможности вернуться домой.

Печорин виноват, но косвенно.Нельзя забывать о б особенностях нравов горцев, об их горячности и страстности в поступках.

Печорин идет на поводу у своих желаний.

 

Лермонтов сам судит своего героя.

 

Печорин эгоистичный индивидуалист. Увидел, приручил, заставил полюбить себя и почти бросил.

История с Бэлой показала ему, что он напрасно искал счастья, он несчастлив с девушкой. А он надеялся, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски.

 

       Дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис «против».   Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и записать его в тетрадь под таблицей. В зависимости от ответа  учащиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются. По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений: «Да, Печорин виновен, потому что…», «Нет, Печорин не виновен, потому что…», «Я не могу дать однозначного ответа, потому что…»

 

  

Прием №2. «Кластер»

      Кластер - это способ графической организации материала.

      Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему; на стадии рефлексии понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи.

 Суть этого приема –

 выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:

 выделить главную смысловую единицу (тема);

 выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

 Конкретизировать фактами и мнениями.

 исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

 

 

Последовательность действий проста и логична:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски),  написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

 Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

 Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

 Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

      Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

 Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

 Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

 Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

 В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

 Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

 

Кластер – это прием, который является палочкой-выручалочкой в 11классе при подготовке к ЕГЭ. Если использовать этот прием в системе как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, то для выпускников это будет хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам.  Все кластеры, созданные ими по разным темам, должны храниться в их папках-портфолио или в специальных папках «Готовимся к ГИА и ЕГЭ».  (работы учащихся прилагаются)

Примеры кластеров, составленных учащимися 11 класса на обобща ющем уроке развития речи по теме: «Публицистика» .

 

Прием №3.

 

       Хотелось бы более подробно остановиться на  самом популярном приеме, применяемом мною на стадии рефлексии, – составлении синквейна.

 Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.

 Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два

прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное.

Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.

Вот примеры синквейнов, составленных учащимися  8 класса после изучения темы «Репортаж».

          Репортаж 

Волнующий, правдивый

Знакомит, вводит в обстановку

Интереснейший жанр современной публицистики

Жизнь

Репортаж                                                         

Живой, правдивый

Создается, передается, будоражит

«Сегодня в Петербурге произошло…»

           Интересно

 

                            Цель обучения – научить обходиться без учителя», - сказал Эльберт Хаббард. Свою деятельность пытаюсь организовать, руководствуясь этим положением. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат. Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке,  заинтересованность;  намечается путь успеха даже у  слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой.   Самое же главное – на таких уроках дети учатся  самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.

В ходе  исследования технологии развития критического мышления сделаны

следующие выводы:

Во-первых, педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими.  Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.



Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах

XXI век… Век появление Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет!

Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы. Какими качествами он должен обладать по новым образовательным стандартам? Он должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Поэтому задача современной школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.

Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами: ученики неохотно читают тексты по литературе или не читают вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Эти проблемы актуальны и для меня, поэтому для развития интереса к своим предметам и выработки навыков устной и письменной речи учеников я выбрала технологию критического мышления.

Для своей работы я выбираю наиболее эффективные приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.

Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Цель технологии состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

В основе технологии лежит следование трём фазам: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На данном этапе мои ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.

На данном этапе я использую следующие приёмы:

«Кластер»

«Ключевые слова»

«Корзина идей»

«Верные – неверные утверждения»

«Дерево предсказаний»

Приведу несколько примеров.


Прием «Кластер»

Информация, касающаяся какого – либо понятия, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

Повторение темы «Имя прилагательное». Дети вспоминают всё, что знают по теме, и составляют кластер.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил.

Например, в 7-м классе по теме «Правописание предлогов» можно рассмотреть следующие утверждения:

а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;

б) все предлоги пишутся в одно слово;

в) правописание производных предлогов надо запомнить;

г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;

д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.

Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе я предлагаю ученикам познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм.

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии «Осмысление содержания»

«Инсерт» (чтение с пометками)

«Чтение с остановками»

«Совместный поиск»

Прием «Ромашка Блума»

«Корзина идей»

 

Прием «Корзина идей»

Пример работы с данными приемами на уроке русского языка в 8 классе по теме «Репортаж – жанр публицистики».

В центре листа записывается тема «Публицистика», затем в течение 1-2 минут записывается в тетрадь все, что известно по этой теме. Затем предлагается обсудить записанное  в группе и обменяться мнениями в паре(2 – 3 минуты). Далее в форме аукциона знаний называются записанные сведения, факты (правильные и неправильные). Так составляется список идей. Далее идеи компонуются по категориям (сфера речи, задача речи, стилевые черты, средства выразительности, жанры)

Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят в третью стадию урока – стадию рефлексии. Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.

На этом этапе я использую следующие приёмы:

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии «Рефлексия»

«Синквейн»

«Прием «Общее - уникальное»

«Кластер»

«Ключевые слова»

«Тонкие и толстые вопросы»

Прием “Синквейн”

В первой строчке тема называется одним существительным. Вторая строчка-это описание темы в двумя прилагательными. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.  Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе

Тарас Бульба

Великий, могучий

Борется, преодолевает, страдает

Им гордится всё Запорожье

Отец!

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

 Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!»- писал древнегреческий философ Плутарх. Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.

Когда они научатся мыслить самостоятельно, они поймут, что мир намного шире того, что они видят на своей ладони!



Предварительный просмотр:

Урок литературы в  10 классе

с применением технологии критического мышления.

Тема: «Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года»

Учебник под ред. В. Я Коровиной.

Урок №1.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • -совершенствование у обучающихся навыков сопоставительного анализа с целью выявления авторского отношения к героям;
  • - развитие исследовательских навыков учащихся, развитие монологической речи с использованием оценочной лексики;
  • - осознание вечных жизненных ценностей: мира, чести, любви.
  • -развитие умений работать самостоятельно;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работе.

Оборудование:

Электронная презентация «Герои романа

Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года»

Вопросы, обсуждаемые на уроке:

  1. Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?
  2. В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене?
  3.  Как ведут себя герои на войне 1805 года?
  4. Как изменились герои романа после войны 1805 года?

Ход урока:

 1.Стадия погружения (вызова). Чтение отрывков из VI-VIIIглав романа ( 2 часть). Толстой описывает первые бои.

Фронтальная беседа.

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний разговор на уроке? (1 слайд)

- Важна ли эта тема? Почему?

- Постараемся понять, каково отношение героев романа к войне 1805 года? Ради чего она ведётся? Почему ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны?

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Коммуникативные- воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.

- Что думают о войне герои романа? Составление схемы-кластера. Работа в  группах. (Слайд 5-9).

Задача каждой группы рассказать о герое по предложенным параметрам, выписать необходимые цитаты.

- Почему идёт на войну? Что думает о войне? Как относится к Наполеону?

2.Проверка результативности работы в группах. Стадия рефлексии (размышления). При этом учащиеся друг другу могут

задавать вопросы. В ходе анализа текста происходит смена слайдов(6-9).

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Информационные- поиск и выделение необходимой информации в разных формах ( таблица)

 Знаково- символические – использовать модели и схемы для решения задачи.

Регулятивные- оценивать результаты деятельности ( своей, чужой)

Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.

II.Стадия осмысления новой информации(методический прием -инсерт).

1.Прочитаем страницы, рассказывающие о войне 1805 г., и попробуем разобраться, как изображает военные события автор, изменилось ли отношение героев романа к войне 1805 г. после непосредственного участия в ней? (слайд 10-17)

-Какие изменения происходят с князем Андреем на войне 1805 года? (кластер) ( слайд 18-20)

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Познавательные - применять схемы для получения информации, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные– выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью.

Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.

2.Анализ эпизода« Шенграбенское сражение».

- Работа по слайду 22. Учащимся предлагается выбрать героя и подготовить ответ на вопрос.

а) Николай Ростов во время Шенграбенского сражения. (слайд 23-27). Запись выводов в тетрадь.

б) Князь Андрей во время Шенграбенского сражения. ( слайд 28-30). Запись выводов в тетрадь.

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Информационные- поиск и выделение необходимой информации в тексте.

Коммуникативные– составлять небольшие устные монологические высказывания, « удерживать» логику повествования

Знать содержание второй и третьей частей первого тома романа, приёмы композиционного анализа эпизода;

уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.

в) « На батарее Тушина» ( слайд 31-33). (Учащиеся, которые ранее представляли этих героев, активно включаются в обсуждение).

3.Обощение.

-Что увлекает Толстого при изображении человека на войне?

-В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене?

- Как изменились герои романа после войны 1805 года? ( Учащимя предлагается заполнить « рыбный скелет» по предлагаемым вопросам. ( Прием «Фишбоун»голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть вопроса).

III.Рефлексия. Ваши впечатления об уроке?

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной ( неуспешной) деятельности.

Коммуникативные– строить монологическое высказывание.

IV. Домашнее задание.

Подготовить схему-черновик сочинения на одну из тем.

-Герои романа «Война и мир» в поисках смысла жизни (об одном из героев.)

-Я читал роман «Война и мир»...

-Война глазами Л.Н.Толстого.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/27/s_6179b8ec753a2/php1QDuuP_Sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-literaturnogo-obrazovaniya_html_237499165a11f2b9.gif

Итак, на уроке была использована технология развития критического мышления через чтение и письмо, а именно:

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/27/s_6179b8ec753a2/php1QDuuP_Sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-literaturnogo-obrazovaniya_html_237499165a11f2b9.gif

-созданы условия для творческой самореализации учащихся;

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/27/s_6179b8ec753a2/php1QDuuP_Sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-literaturnogo-obrazovaniya_html_237499165a11f2b9.gif

-использованы различные приёмы данной технологии ;

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/27/s_6179b8ec753a2/php1QDuuP_Sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-literaturnogo-obrazovaniya_html_237499165a11f2b9.gif

- организована работа по осмыслению и анализу новой информации.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/27/s_6179b8ec753a2/php1QDuuP_Sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-literaturnogo-obrazovaniya_html_237499165a11f2b9.gif

На уроке целесообразно составлена система заданий, способствующих развитию критического мышления; организована как групповая , так и индивидуальная работа, прослушивание устных ответов товарищей, зачитывание письменных суждений, выводов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/27/s_6179b8ec753a2/php1QDuuP_Sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-literaturnogo-obrazovaniya_html_237499165a11f2b9.gif

Причины победы при Шенграбене

Вывод



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

  7 класс

 "Люби и знай русский язык"

Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, участники сегодняшнего турнира! Сегодня мы выясним, кто же является сильнейшей командой среди 7–х классов, также с ребятами попытаемся доказать, что предмет русский язык не просто скучный и порой сложный для написания, но очень даже полезный в нашем с вами человеческом общении.

I. Разминка.
Вопросы задаются каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ 1 балл. Обращаю внимание участников турнира, вопросы шуточные.

Шуточные вопросы:
1. Как написать слово "мышеловка" пятью буквами?
(кошка)
2. У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это?
(буква "о")
3. Летела стая птиц на рощу. Сели по две на дерево - одно осталось; сели по одной - одного не хватило. Сколько в роще деревьев, а в стае птиц?
(три дерева, четыре птицы)
4. Шла баба в Москву, навстречу ей три старика, у каждого старика - по мешку, а в каждом мешке - по коту. Сколько всего шло в Москву?
(одна баба)
5. На четырех березах по четыре дупла, на каждом дупле по четыре ветки, на каждой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок?
(на березе яблоки не растут)
6. Из какого полотна нельзя сшить рубашки?
(Из железнодорожного)
7. Когда руки бывают местоимениями?
(Вы-мы-ты)
8. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения?
(Запасное)
9. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники?
(Без дроби)
10. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
(Имя)

II. Знатоки ударения.
Каждой команде даётся карточка, участники ставят ударение в выделенных словах (правильно расставленное ударение - 1 балл).

Карточка 1.
Феномен звонит по средам,
Приняв договор по годам,
Он отдал экспертам эскорта
Ходатайство аэропорта.

Танцовщик с танцовщицей любят
Своих малышей баловать.
На кухонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.

Карточка 2.
Мы с шофёром пустились по грязи,
И, подолгу буксуя в грязи,
Прорвались к отделению связи,
Нам типограф прислал жалюзи.

Сегодня тошнота, вчера в костях ломота,
К тому же дремота не пускает за ворота.
И лавки заняты и печка занята,
Ворота отперты, а дверь не отперта.

(ответ на слайде)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/43135_0e3a24321161a7e81db5b0b8e1462973.jpg.jpg



III. Конкурс знатоков поговорок и пословиц.
Участникам даем время 3 минуты на то, чтобы вспомнить любые пословицы и поговорки и записать их (приготовить листки). Побеждает та команда, которая больше их назовет. (победителю – 2 балла, проигравшему – 1 балл)

IV. Конкурс «Какое начало, такой конец».
За 5 минут нужно написать как можно больше слов, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например, на букву Т: торт. (победителю – 2 балла, проигравшему – 1 балл).

V. Склонение числительных.
Кто быстрее и правильно просклоняет числительное: 55, 65, 75, 85. Раздать таблички.
За каждое правильно склоненное числительное – 1 балл.

VI. Устное задание. Ответить на вопросы. За каждый верный ответ – 1 балл.
1. Назвать слово, в котором окончание имеет три буквы Е.(длинношеее) кто быстрее
2. Какими русскими словами можно заменить слова: антракт, фурор, рефери, раунд, пикник. (перерыв, шумиха, судья, этап, обед на природе). по очереди
3. Могут ли ОПЫТ и ПРАВДА иметь неприятный вкус? (горький) кто быстрее
4. Что встречается один раз в мгновенье, два раза в моменте и ни разу в столетии? (буква М).
5. Назвать города, которые имеют двойные согласные. (Одесса, Таллин, Черкассы, Новороссийск).

VII. Найдите способ прочитать написанное.
Задание раздать на карточках. За правильное решение команд получает 5 баллов.

QWУN ЧLИZ ТJЬZHС VЯ – ВNIСDЕ4Г VДZА SПGРYRИ WWГО FДNИТRWС QЯ.
(Учиться - всегда пригодится).
Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.

Итоги игры, награждение команд.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа  «Однородные члены предложения»  8 класс в формате ОГЭ 2024

Задание 2.

(1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны...

1) мы встречаем (предложение 1)

2) умели вглядываться (предложение 2)

 3) пользоваться возможностями (предложение 3)

4) словесное богатство в разнообразии (предложение 4)

5) они существовали (и) были известны (предложение 5)

Задание 6

1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПО-ПРЕЖНЕМУ (тепло) –– написание наречия через дефис определяется наличием приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

2) ПОТЕРЯТЬ –– написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

 3) НЕ ГОТОВ –– частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

4) БЕЗВИННЫЙ –– в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН.

5) ПРИОСТАНОВИТЬ (работу) –– написание приставки определяется её значением –– расположение вблизи.

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. (1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».

1) Предложение 1 простое.

2) Предложение 2 односоставное безличное

3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.

4) Предложение 4 осложнено ОЧП

5) Предложение 5 содержит 5) грамматических основ.

Задание 5

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9) и реалии того времени.

Задание 7

Укажите все цифры, на месте которых должна стоять буква Е. Летн..(1)м утром мы направляемся на рыбалку. Природа ещё пр..(2)спокойно дремл..(3)т. В низине расст..(4)лается туман. По узкой тропинк..(5) проб..(6)раемся к реке. Серебр..(7)ные росинки перел..(8)ваются в лучах солнца. Всё вокруг пр..(9)ображается.

Задание 4.

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

 Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

 1) Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке.

2) Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам.

 3) Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку.

 4) Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли.

 5) Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «четыреста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Организатор обратился с речью к (четыреста) участникам форума.

Задание 9. 

Замените словосочетание «бумажные голуби», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.