Внеклассные мероприятия
Весь материал по проведению внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум по решению олимпиадных задач. | 1.1 МБ |
Программа факультативного курса 7 класс | 36.98 КБ |
Курс подготовки к ЕГЭ | 21.16 КБ |
Задачи с экономическим содержанием. | 2.66 МБ |
Векторно-координатный способ решения задачи с2 | 637.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании ШМК _____________________ Протокол № ____ «____» ____________2017 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Тюменцева Л.В. «____» ____________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Парыгина Л.П. ____________ Приказ №____ от «___» ____________2017 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по математике
« В царстве математики»
7- 8 класс.
Составитель:Кожемякина И.С.,
учитель математики
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
2017-2018 учебный год
с. Нижний Саянтуй
Пояснительная записка.
- Рабочая программа факультативного курса по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Регионального базисного учебного плана МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить школьника начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Принуждение, которое угнетает ребенка, не способствует развитию его учебной мотивации и математических способностей. Сделать процесс обучения увлекательным и интересным могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ученика внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления. Программа факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения нестандартных математических задач с помощью логической культуры мышления. Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но содержит новые элементы информации творческого уровня и повышенной трудности.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка. При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: - доступности, - преемственности, - перспективности, - развивающей направленности, - учёта индивидуальных способностей, - органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Цели:
1. формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.
2. Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: Обучающие: - учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам; - учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач; Развивающие: - повышать интерес к математике - развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать; - формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач; - развивать пространственное воображение через решение геометрических задач; - формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами. Воспитательные: - воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие . - воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач; - формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка. - стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Общая характеристика факультативного курса
Тематика задач выходит за рамки основного курса, уровень их трудности - повышенный, превышающий обязательный.
Цели курса:
развитие познавательных способностей, обще учебных умений и навыков; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углубленного изучения математики.
Задачи курса:
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету;
обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике;
подготовить учащихся к успешному участию в предметных олимпиадах различного уровня;
научить школьников решать задачи, требующие применения знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Занятия содержат много исторического материала и энциклопедических сведений о предмете. Задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют ученикам увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. Одним из способов развития познавательных способностей учащихся является использование занимательного материала, дидактических игр. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа курса "В царстве математики" рассчитана на 1 часа в неделю, всего 34 часа в течение года.
Ценностные ориентиры содержания факультативного курса.
Формировать основы гражданской личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Формирование психологических условий развития общения на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
признавать право каждого на собственное мнение.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятие и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива;
формирование и развитие этических чувств – стыда, вины, совести.
Развитие умения учиться – как первого шага к самообразованию:
формирование самоуважения ,готовности открыто выражать и отстаивать
свою позицию, адекватно оценивать свои поступки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения факультативного курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
сформированность целостного мировоззрения
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
умение
выбирать наиболее эффективные способы решения
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами
тных случаев и эксперимента;
на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Сравнивать разные приемы действий;
выбирать удобные способы решения;
моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы и приёмы вычислений;
анализировать полученные результаты;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближнего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы применяются следующие формы занятий:
уроки - исследования, ролевые игры, устные журналы;
обсуждение заданий в дополнительной литературе;
доклады учеников;
составление рефератов
Содержание факультативного курса
Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет кругозор и исторические знания учеников о математике, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения нестандартных и олимпиадных задач.
Раздел программы "Олимпиадные задачи" состоит из разнотипных задач, представленных в материалах олимпиад разного уровня и разных лет. Цель этого блока – подготовить учеников к успешному участию в предметных олимпиадах.
Раздел программы "Геометрические фигуры и величины" направлен на изучение геометрических фигур и величин, их свойств и места в окружающем мире. Подобранная система упражнений и задач развивающего характера, позволяет формировать навыки пространственного мышления учащихся.
Во время занятий целесообразно проводить дискуссии, ученики должны выполнять индивидуальные задания, готовить сообщения и доклады, а также научные сообщения.
Планируемые результаты
В результате проведения занятий учащиеся должны:
расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы основного курса математики;
выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развить логическое мышление и логику рассуждений;
повысить интерес к математике, как школьному предмету и внеклассной работе по математике;
выработать умения решать занимательные задачи;
развить умения точно выражать свои мысли.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Календарно-тематическое планирование факультативного курса.
Содержание учебного материала
1. Решение задач на смекалку Решение занимательных задач. Решение старинных задач. Решение задач на разрезание. Решение задач на арифметические действия. Викторина по математике. Решение задач «Магические квадраты». Геометрия вокруг нас. Логические задачи. КВН «Занимательная математика»
2. Решение олимпиадных задач Решение задач с числовыми выражениями. Решение задач на «концентрацию», на «смеси и сплавы». Решение задач на разрезание. Решение задач на движение. Решение вероятностных задач. Решение задач на совместную работу. Решение задач на части и проценты. Решение задач на дроби. Решение задач с геометрическим содержанием. Олимпиада 8кл
3. Решение заданий ГИА Числа и выражения. Преобразование выражений. Разложение на множители способом группировки и с помощью формул сокращенного умножения. Уравнения. Квадратные уравнения с параметром. Системы уравнений с параметром. Неравенства с параметром. Координаты и графики. Графики функций с модулем. Графики функций с модулем. Задачи геометрического содержания. Текстовые задачи на составление уравнений, систем уравнений, отношений. Самостоятельное решение тест
Форма контроля знаний:
На факультативных занятиях применяется безоценочный способ контроля знаний. Обучение осуществляется не ради отметки, у учеников высокая учебно-познавательная мотивация, обусловленная личным выбором, индивидуальной потребностью, интересом к творчеству и познанию.
Отметка отсутствует, но содержательная оценка работы каждого ученика обязательно озвучивается в конце каждого урока и строится на анализе мысленной и письменной деятельности, последовательности и эффективности выполненных действий.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Всем кто учится. http://www.alleng.ru
Математическое образование. Прошлое и настоящее. http://www.mathedu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
Математические этюды. http://www.etudes.ru/ru/
«Кенгуру — 2011». Задачи, решения, итоги. СПб, 2011, 72 с., ил.
Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 18. Комбинаторика. СПб, 2010, 28с., ил.
Математический клуб «Кенгуру». Выпуск № 12. Книжка о дюймах, вершках и сантиметрах. СПб, 2005, 28с., ил.
Наглядная геометрия. 5-6 класс. И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева М. «Дрофа» 2010 г.
Стандарт по математике. 500 геометрических задач. И. Ф. Шарыгин, М., Просвещение, 2007г.
Избранные занимательные задания из книги И. Г. Сухина "1200 головоломок с неповторяющимися цифрами". М., АСТ, Астрель, 2005, 400 с.
Готовые презентации для школьников и студентов. http://prezented.ru
Конкурс Ребус. help@konkurs-rebus.ru
Комбинаторные задачи
Ход урока
Новый материал
Учитель объясняет в ходе решения трех задач.
Задача 1. Государственные флаги многих стран состоят из горизонтальных или вертикальных полос разных цветов. Сколько существует различных флагов, состоящих из двух горизонтальных полос одинаковой ширины и разного цвета, при этом используются цвета — белый, красный и синий.
Решение. Пусть верхняя полоска флага белая (Б). Тогда нижняя полоса может быть красной (К) или синей (С). Получили две комбинации — два варианта флага. Если верхняя полоса флага — красная, то нижняя может быть белой или синей. Получим еще два варианта флага. Пусть, наконец, верхняя полоса — синяя, тогда нижняя может быть белой или красной. Это еще два варианта флага. Всего получили 3∙2 = 6 комбинаций — шесть вариантов флагов.
Задача 2. Сколько трехзначных цифр можно составить из цифр «1», «3», «5», «7», используя в записи числа каждую цифру не более одного раза?
Решение. Способ I. Чтобы ответить на этот вопрос, выпишем все такие числа. Пусть на первом месте стоит «1». На втором месте может быть записана любая из цифр «3», «5», «7». Запишем, например, на втором месте цифру «3». Тогда в качестве третьей цифры можно взять «5» или «7». Получим два числа 135 и 137. Если на втором месте написать цифру «5», то в качестве третьей цифры можно взять цифру «3» или «7». В этом случае получим числа 153 и 157. Если же, наконец, на втором месте записать цифру «7», то получим числа 173 и 175. Итак, мы составили все числа, которые начинаются с «1». Таких чисел шесть: 135, 137, 153, 157, 173, 175. Аналогичным способом можно составить числа, которые начинаются с цифры «3», с цифры «5», с цифры «7». Полученные результаты запишем в четыре строки, в каждой из которых шесть чисел:
Таким образом, из цифр «1», «3», «5», «7» (без повторения цифр) можно составить 24 трехзначных числа.
Способ II. Проиллюстрируем проведенный перебор вариантов на так называемом дереве возможных вариантов (см. дерево «А»).
Способ III. Ответ на вопрос, поставленный в задаче, можно получить, не выписывая сами числа, а рассуждая так. Первую цифру можно выбрать 4 способами. Так как после выбора первой цифры останется 3, то вторую цифру можно выбрать уже 3 способами. Наконец, третью цифру можно выбрать (из оставшихся двух) 2 способами. Следовательно, общее число искомых трехзначных чисел равно произведению 4∙3∙2, то есть 24. Ответ на поставленный в задаче вопрос мы нашли, используя комбинаторное правило умножения.
Задача 3. Из города A в город B ведут две дороги, из города B в город C — три дороги, из города C до пристани — две дороги. Туристы хотят проехать из города A через города B и C к пристани. Сколькими способами они могут выбрать маршрут?
Решение. Путь из A в B туристы могут выбрать двумя способами. Далее, в каждом случае они могут проехать из B в C тремя способами. Значит, имеются 2∙3 вариантов маршрута из A в C. Так как из города C на пристань можно попасть двумя способами, то всего существует 2∙3∙2, то есть 12 способов выбора туристами маршрута из города A к пристани.
Тренировочные упражнения
Задание 1. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов — белого, зеленого, красного и синего? Есть ли среди них флаг Российской Федерации?
(Ребята самостоятельно решают задачу. Решив задачу, проверяют ответ, вставив пропущенные числа. Ответы в задаче и в примере одинаковые.)
6
Решение (см. дерево «Б»). Таким образом, 4∙3∙2 = 24 флага.
Ответ: 24; да.
Задание 2. Сколько различных трехзначных чисел, кратных 5, можно составить из нечетных цифр, если цифры в записи не повторяются?
Прежде чем решать эту задачу, давайте повторим, какие цифры называются «нечетными». Какие числа являются кратными 5.
Решив задачу, проверьте ответ, вставив пропущенные числа.
Решение. Нечетные цифры: «1», «3», «5», «7», «9». В данном случае, чтобы число было кратным 5, оно должно оканчиваться на 5. Составим дерево возможных вариантов (см. дерево «В»).
Таким образом, 4∙3∙1 = 12 чисел.
Ответ: 12.
Задание 3. В школьной столовой предлагают 2 первых блюда: борщ, харчо, и 4 вторых блюда: пельмени, котлеты, гуляш, рыба. Сколько обедов из двух блюд могут заказать посетители? Перечислите их.
Решение. 1-е блюдо: Б, Х — 2 возможности.
2-е блюдо: П, К, Г, Р — 4 возможности. Таким образом, 2∙4 = 8 различных блюд.
Ответ: 8.
Задание 4. Учащиеся 6-го класса решили обменяться фотографиями. Сколько фотографий для этого потребуется, если в классе 11 учащихся?
Решение. 11 человек по 10 фотографий: 11∙10 = 110 фотографий.
Ответ: 110.
Задание 5. Из села Терновка в село Родничок ведут три дороги, а из села Родничок в город Балашов — четыре дороги. Сколькими способами можно попасть из села Терновка в город Балашов через село Родничок?
Решение. 3∙4 = 12 способами.
Ответ: 12.
Задание 6. В кафе имеются четыре первых блюда, пять вторых и два третьих. Сколькими способами посетители кафе могут выбрать обед, состоящий из первого, второго и третьего блюд?
Решение. 4∙5∙2 = 40 способами.
Ответ: 40.
Итог урока
— Какие задачи называются комбинаторными?
— Что означает слово «комбинаторика»?
— Как формулируется комбинаторное правило умножения?
Предварительный просмотр:
Цели курса:
- практическая помощь учащимся в подготовке к Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление знаний;
- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
- подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по математике;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения;
- формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Содержание курса:
Текстовые задачи 4ч
Дроби и проценты. Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации.
Выражения и преобразования 5ч
Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Функции и их свойства 4ч
Исследование функций элементарными методами. Производная функции, ее геометрический и физический смысл. Исследование функций с помощью производной.
Уравнения, неравенства и их системы 7ч
Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы. Показательные уравнения,
неравенства и их системы. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. Комбинированные уравнения и смешанные системы.
Задания с параметром 4ч
Уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с модулем.
Планиметрия 3ч
Треугольники. Четырехугольники. Окружность. Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника.
Стереометрия 3ч
Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел. Объемы тел.
Структура и содержание контрольно - измерительных материалов Единого государственного экзамена по математике (4ч.)
К важнейшим результатам обучения математике в 11 классе относятся следующие:
в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
- владение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Требования к уровню подготовленности учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- вычислять значения корня, степени, логарифма;
- находить значения тригонометрических выражений;
- выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений;
- решать тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем, а также комбинирование типов аналитическими и функционально-графическими методами,
- строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач,
- применять аппарат математического анализа к решению задач;
- решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
-знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников;
- решать стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов и сечений, сопровождаемых необходимыми доказательствами;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Календарно-тематическое планирование.
№/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1.Текстовые задачи | 4 | ||
1 | Задачи практического содержания (дроби, проценты, смеси и сплавы). | 2 | |
2 | Задачи на работу и движение. | 2 | |
3 | Задачи на анализ практической ситуации. | ||
2.Выражения и преобразования | 5 | ||
4 | Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений | 2 | |
5 | Тождественные преобразования логарифмических выражений. | 3 | |
6 | Преобразования тригонометрических выражений. | ||
3.Функции и их свойства | 4 | ||
7 | Исследование функций элементарными методами. | 2 | |
8 | Производная, ее геометрический и физический смысл. | ||
9 | Исследование функции с помощью производной. | 2 | |
10 | Наибольшее и наименьшее значение функций | ||
4.Уравнения, неравенства и их системы | 7 | ||
11 | Рациональные уравнения, неравенства и их системы | 2 | |
12 | Иррациональные уравнения и их системы. | ||
13 | Тригонометрические уравнения и их системы. | 4 | |
14 | Показательные уравнения, неравенства и их системы. | ||
15 | Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. | ||
16 | Комбинированные уравнения и смешанные системы | 1 | |
5. Задания с параметром | 4 | ||
17 | Уравнения и неравенства. | 4 | |
18 | Уравнения и неравенства с модулем. | ||
6. Планиметрия | 3 | ||
19 | Треугольники. Четырехугольники. Окружность. | 3 | |
20 | Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. | ||
21 | Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника. | ||
7. Стереометрия | 3 | ||
22 | Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. | 3 | |
23 | Площади поверхностей и объемы тел. | ||
25 | Площади поверхностей и объемы тел. | ||
8. Структура и содержание контрольно - измерительных материалов ЕГЭ | |||
25 | Система оценивания. Решение заданий с кратким ответом (задания В1-В12). | 4 | |
26 | Решение заданий с развернутым ответом 13.Уравнения, системы уравнений 15. Неравенства | ||
27 | Решение заданий с развернутым ответом 14. Углы и расстояния в пространстве 16. Планиметрическая задача | ||
28 | Решение заданий с развернутым ответом 17. Практические задачи | ||
29 | Решение заданий с развернутым ответом 18. Уравнения, неравенства, системы с параметром 19. Числа и их свойства |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любую задачу, условие которой связано с товарно-денежными отношениями, производством товаров и услуг, минимизацией расходов или максимизацией прибыли и т. п., можно отнести к задачам с экономическим содержанием: 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна • задачи на чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц, • простейшие текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения (в основном на оплату товаров и услуг), • арифметические текстовые задачи на проценты, • задачи о кредитовании и банковских процентах, • задачи оптимизации производства товаров или услуг (минимизации расходов или максимизации прибыли).
1) Вклад планируется открыть на 4 года. Первоначальный вклад составляет целое число миллионов рублей. В конце каждого года вклад увеличивается на 10% по сравнению с его размером в начале года, а, кроме этого, в начале третьего и четвёртого годов вклад ежегодно пополняется на 3 млн.руб . Найдите наибольший размер первоначального вклада, при котором через 4 года вклад будет меньше 25 млн.руб. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна Пусть S млн. руб. сумма вклада, на 4 года, увелич-ся на 10% Год Сумма вклада 1 2 3 4 ( 1,1 S) ∙1 ,1 =1,1² S 1,1 S (1 ,1 ² S +3) ∙ 1,1=1,1³ S+3,3 ( 1,1 ³ S+3,3+3 ) ∙ 1 ,1= S + 6,3∙ 1,1 Задачи на вклады
Через 4 года по условию вклад будет меньше 25 млн.руб. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S + 6,93 < 25 Год Сумма вклада 1 2 3 4 ( 1,1 S)1 ,1 =1,1² S 1,1 S (1 ,1 ² S +3) 1,1=1,1³ S+3,3 ( 1,1 ³ S+3,3+3 ) 1 ,1 = S + 6,93 S < (25 - 6,93):1,4641 S < 18,07:1,4641 S < 180700:14641 S < 12 Ответ: 12 млн.руб.
2) Вклад планируется открыть на 4 года . Первоначальный вклад составляет целое число миллионов рублей. В конце каждого года вклад увеличивается на 10% по сравнению с его размером в начале года, а, кроме этого, в начале третьего и четвёртого годов вклад ежегодно пополняется на 3 млн.руб. Найдите наименьший размер первоначального вклада, при котором банк за 4 года начислит на вклад больше 5 млн.руб . 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна Пусть S млн. руб. сумма вклада, на 4 года Год Сумма вклада 1 2 3 4 ( 1,1 S)1 ,1 =1,1² S 1,1 S (1 ,1 ² S +3) 1,1=1,1³ S+3,3 ( 1,1 ³ S+3,3+3 ) ∙ 1 ,1= S + 6,3∙ 1,1
За 4 года по условию начислит на вклад больше 5 млн.руб.. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S + 6,93 – S – 6 > 5 Год Сумма вклада 1 2 3 4 ( 1,1 S)1 ,1 =1,1²S 1,1 S (1 ,1 ² S +3) 1,1=1,1³ S+3,3 1,4641S – S > 5 - 0,93 0,4641S > 4,07 S > 4,07:0,4641 S > 8 Ответ: 9 млн.руб. ( 1,1 ³ S+3,3+3 ) 1 ,1 = S + 6,93
3) 15 января планируется взять кредит в банке на 6 месяцев в размере 1 млн руб. Условия его возврата таковы: • 1-го числа каждого месяца долг увеличивается на r% по сравнению с концом предыдущего месяца, где r—целое число; • со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга; • 15-го числа каждого месяца долг должен составлять некоторую сумму в соответствии со следующей таблицей. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна Дата 15.01 15.02 15.03 15.04 15.05 15.06 15.07 Долг (в млн.руб.) 1 0,6 0,4 0,3 0,2 0,1 0 Найдите наибольшее значение r , при котором общая сумма выплат будет меньше 1,2 млн. руб. 1 млн . руб. – сумма кредита, под r % в месяц, на 6 месяцев Месяц Долг 1-го числа Выплата( разность) Остаток долга 1 0,6 2 0,4 3 0,3 Задачи на кредиты
3) 15 января планируется взять кредит в банке на 6 месяцев в размере 1 млн руб. Условия его возврата таковы: • 1-го числа каждого месяца долг увеличивается на r% по сравнению с концом предыдущего месяца, где r—целое число; • со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга; • 15-го числа каждого месяца долг должен составлять некоторую сумму в соответствии со следующей таблицей. Найдите наибольшее значение r , при котором общая сумма выплат будет меньше 1,2 млн. руб. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна 1 млн руб. – сумма кредита, под r% в месяц, на 6 месяцев Месяц Долг Выплата (разность) Остаток долга 1 0,6 2 0,4 3 0,3 4 0,2 5 0,1 6 0 (1+0,01r) 1млн 0,4+0,01 r (1+0,01r) 0,6 0,2+0,006r (1+0,01r) 0,4 0,1+0,004r (1+0,01r) 0,3 0,1+0,003r (1+0,01r) 0,2 0,1+0,002r (1+0,01r) 0,1 (1+0,01r) 0,1
Общая сумма выплат : 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна 0,4+0,01 r +0,2+0,006r +0,1+0,004r +0,1+0,003r +0,1+0,002r + + 0, 1+0,0 0 1r По условию общая сумма выплат будет меньше 1,2 млн. руб. =1+0,026r Месяц Долг Выплата (разность) Остаток долга 1 0,6 2 0,4 3 0,3 4 0,2 5 0,1 6 0 (1+0,01r) 1млн 0,4+0,01 r (1+0,01r) 0,6 0,2+0,006r (1+0,01r) 0,4 0,1+0,004r (1+0,01r) 0,3 0,1+0,003r (1+0,01r) 0,2 0,1+0,002r (1+0,01r) 0,1 (1+0,01r) 0,1 1+ 0,026r < 1,2 r < 0,2:0,026 r < 7 Ответ: r = 7
4) В июле 2019 года планируется взять кредит в банке на три года в размере S млн руб ., где S—целое число. Условия его возврата таковы: • каждый январь долг увеличивается на 25% по сравнению с концом предыдущего года; • с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга; • в июле каждого года долг должен составлять часть кредита в соответствии со следующей таблицей. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S – сумма кредита, под 25% в год, на 3 года Год Долг Выплата (разность) Остаток долга 1 0,7S 2 0,4S 3 0 Найдите наименьшее S , при котором каждая из выплат будет больше 5 млн. руб. Месяц и год Июль 2019 Июль 2020 Июль 2021 Июль 2022 Долг (в млн.руб.) S 0,7S 0,4S 0 1,25S 0,55S 0,7S 1,25 = 0,875S 0,475S 0,4S 1,25 = 0,5S 0,5S
15.10.2019 Логинова Нина Васильевна Год Долг Выплата (разность) Остаток долга 1 0,7S 2 0,4S 3 0 По условию каждая из выплат больше 5 млн. руб., поэтому достаточно рассмотреть меньшую , т.е. 2 год. 1,25S 0,55S 0,7S 1,25 = 0,875S 0,475S 0,4S 1,25 = 0,5S 0,5S 0,475 S > 5 S > 10 S > 5:0,475 Ответ: 11 млн.руб.
5) В июле 2019 года планируется взять кредит в банке на 5 лет в размере S тыс. руб. Условия его возврата таковы: - каждый январь долг увеличивается на 20% по сравнению с концом предыдущего года; - с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга; - в июле 2020, 2021 и 2022 годов долг остаётся равным S тыс. руб.; выплаты в 2023 и 2024 годах равны по 360 тыс.руб.; к июлю 2024 года долг будет выплачен полностью. Найдите общую сумму выплат за 5лет.. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S тыс.руб. – сумма кредита, под 20% в год, на 5 лет. Год Долг Выплата (разность) Остаток долга 2019-2020 2020-2021 2021-2022 2022-2023 2023-2024 1,2S S 0,2S 1,2S S 0,2S 1,2S 0,2S S 1,2S 360 1,2S-360 (1,2S-360) 1,2 360 0
15.10.2019 Логинова Нина Васильевна По условию долг выплачен за 5 лет. (1,2S-360) 1,2 - 360 = 0 Год Долг Выплата (разность) Остаток долга 1 1,2S 0,2S S 2 1,2S 0,2S S 3 1,2S 0,2S S 4 1,2S 360 1,2S-360 5 (1,2S-360) 1,2 360 0 1,2² S = 1,2 ∙ 360 + 360 S = 792 : 1,44 S = 550 Общая сумма выплат: при S=550 будет равна 0 , 6 S +720= = 330 + 720 = 1050 (тыс.руб. ) Ответ: 1050тыс.руб.
6) Ольга хочет взять в кредит 100000 рублей. Погашение кредита происходит раз в год равными суммами (кроме, может быть, последней) после начисления процентов. Ставка процента 10% годовых. На какое минимальное количество лет Ольга может взять кредит, чтобы ежегодные выплаты были не более 24000 рублей? 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна По условию кредит взят на минимальное количество лет. Следовательно, выплата должна быть максимальной , 24000 руб. Год Долг Выплата Остаток долга 1 2 3 4 5 100000 ∙ 1,1 = 110000 24000 86000 1,1 ∙ 86000 = 94600 24000 70600 1,1 ∙ 70600 = 77660 24000 53660 1,1 ∙ 53660 = 59026 24000 35026 1,1 ∙ 35026 = 38528,6 24000 14528,6 6 1,1 ∙ 14528,6 = 15981,6 15981,6 0 Ответ: 6 лет Задачи на подсчёт
7) В июле планируется взять кредит на сумму 8052000 рублей. Условия его возврата таковы: каждый январь долг возрастает на 20% по сравнению с концом предыдущего года; с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга. Сколько рублей нужно платить ежегодно, чтобы кредит был полностью погашен четырьмя равными платежами (т.е. за 4 года)? 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S = 8052000 руб. – сумма кредита, под 20% в год, на 4 года. Х руб. – ежегодный платёж . Год Долг Выплата Остаток долга 1 Х 2 Х 3 Х 4 Х 1,2S 1,2S - X 1,2(1,2S - X) 1,2² S - 1,2X - X 1,2(1,2² S - 1,2X - X) 1,2³ S – 1,2² X – 1,2X - X 1,2(1,2³ S – 1,2² X – 1,2X - X) S– 1,2³ X –1,2² X–1,2X - X Долг выплачен за 4 года. Следовательно, S – 1,2³ X – 1,2² X – 1,2X – X = 0 S – Х( 1,2³ + 1,2² + 1,2 + 1) = 0
Сумма геометрической прогрессии b 1 = 1, q= 1,2 Хотя, в этой задаче можно посчитать и без формулы 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S – Х( 1,2³ + 1,2² + 1,2 + 1) = 0 S = Х( 1,2³ + 1,2² + 1,2 + 1) Х = S: ( 1,2³ + 1,2² + 1,2 + 1) Х = 2,0736∙8052000:5,368 Х = 3110400 (руб.) Ответ: 3110400 руб.
8) В июле планируется взять кредит в банке на сумму 100000 рублей. Условия его возврата таковы: каждый январь долг возрастает на r % по сравнению с концом предыдущего года; с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга. Известно, что кредит был полностью погашен за 2 года , причём в первый год было переведено 75000 руб., а во второй – 46000 руб. Найдите число r. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна 100 000 руб. – сумма кредита, под r % в год, на 2 года. Год Долг Выплата Остаток долга 1 75000 2 46000 0 100000 (1 + 0,01r) 25000 + 1000 r (25000 + 1000r)(1 + 0,01r) По условию долг выплачен за 2 года. (25000 + 1000r)(1 + 0,01r) - 46000 = 0
(25000 + 1000r)(1 + 0,01r) – 46000 = 0 25000 + 250 r + 1000 r +10 r² – 46000 = 0 10 r² +1250 r – 21 000 = 0 r² +125 r – 21 00 = 0 D = 15625 +8400 = 24025 = 155² r 1 = 15 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна r 2 = - 140 < 0 Ответ: 15%
9 ) В июле 2019 планируется взять кредит в банке в размере S тыс.руб. на 3 года , где S – натуральное число. Условия его возврата таковы: каждый январь долг возрастает на 15% по сравнению с концом предыдущего года; с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга; в июле каждого года долг должен составлять часть кредита в соответствии со следующей таблицей. Месяц, год Июль 2019 Июль 2020 Июль 2021 Июль 2022 Долг (в тыс.руб.) S 0,7S 0,4S 0 Найдите наименьшее значение S, при котором каждая из выплат будет составлять целое число тыс.руб. S – сумма кредита, под 15% в год, на 3 года. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна Год Долг Выплата Остаток долга 1 0,7S 2 0,4S 3 0 1,15S 0,45S 1,15 ∙ 0,7S = 0,805S 0,405S 1,15 ∙ 0,4S = 0,46S 0,46S
Найдите наименьшее значение S, при котором каждая из выплат будет составлять целое число тыс.руб. 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S – сумма кредита, под 15% в год, на 3 года. Год Долг Выплата Остаток долга 1 0,7S 2 0,4S 3 0 1,15S 0,45S 1,15 ∙ 0,7S = 0,805S 0,405S 1,15 ∙ 0,4S = 0,46S 0,46S По условию каждая из выплат должна составлять целое число тыс.руб. 0,45S = 45S/100 =9S/20 0,405S = 405S/1000 = 81S/200 0,46S = 46S/100 = 23S/50 HOK(20; 200; 50) = 200 S = 200 ( тыс.руб.)
10 ) 15 января планируется взять кредит в банке на сумму 3,6 млн . руб. на 36 месяцев . Условия его возврата таковы:1-го числа каждого месяца долг увеличивается на 1% по сравнению с концом предыдущего месяца; со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. а) Сколько рублей составит первый платёж? б) Сколько рублей составит последний платёж? 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S =3,6 млн. руб. – сумма кредита, под 1% в месяц, на 36 месяцев Задачи на равномерное уменьшение долга ( аннуитетное погашение кредита) В таких задачах выплата состоит из двух частей: проценты и обязательная ежемесячная часть. Месяц Долг Выплата(%+ обяз.часть ) Остаток 1 2 … … … 35 … … 36 Остаток 35S /36 34S /36 … S /36 0 1,01S 0,01S + S /36 1,01 ∙ 35S /36 0 ,01 ∙ 35S /36 + S /36 1,01 ∙ S /36 0,01 ∙ S /36 + S /36
15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S =3,6 млн. руб. – сумма кредита, под 1% в месяц, на 36 месяцев Месяц Долг Выплата(%+ обяз.часть ) Остаток 1 35S /36 2 34S /36 … … … … 35 … … S /36 36 0 1,01S 0,01S + S /36 1,01 ∙ 35S /36 0 ,01 ∙ 35S /36 + S /36 1,01 ∙ S /36 0,01 ∙ S /36 + S /36 а) Первый платёж составит: 0,01S + S/36 = 0,01∙3,6+3,6 : 36 = 0,136(млн.руб.) б) Последний платёж : 0,01 ∙ S /36 + S /36 = 1,01 ∙ 3,6 : 36 = 0,101(млн.руб.) 10 ) 15 января планируется взять кредит в банке на сумму 3,6 млн. руб. на 36 месяцев . Условия его возврата таковы:1-го числа каждого месяца долг увеличивается на 1% по сравнению с концом предыдущего месяца; со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. а) Сколько рублей составит первый платёж? б) Сколько рублей составит последний платёж?
1 1) 15 января планируется взять кредит в банке на 15 месяцев . Условия его возврата таковы:1-го числа каждого месяца долг увеличивается на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца; со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Известно, что за 8-й месяц кредитования нужно выплатить 232 тыс.руб . а)Какую сумму(в руб.) нужно вернуть банку за весь срок кредитования? б)Какую сумму(в руб.) планируется взять в кредит? 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S руб. – сумма кредита, под 2% в месяц, на 15 месяцев Месяц Долг Выплата(%+ обяз.часть ) Остаток 1 14 S / 15 2 13 S / 15 … … … 8 7 S / 15 … 15 0 1,0 2 S 0,0 2 S + S / 15 1,0 2 ∙ 14 S / 15 0 ,0 2 ∙ 14 S / 15 + S / 15 1,0 2 ∙ 8 S / 15 0,0 2 ∙ 8 S / 15 + S / 15 1,0 2 ∙ S / 15 0,0 2 ∙ S / 15 + S / 15 б) По условию за 8 месяц выплачено 232 тыс.руб. 0,0 2 ∙ 8 S / 15 + S / 15 = 232000 S = 3000000 (руб.) а) Найдём общую сумму выплат:
1 1) 15 января планируется взять кредит в банке на 15 месяцев . Условия его возврата таковы:1-го числа каждого месяца долг увеличивается на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца; со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Известно, что за 8-й месяц кредитования нужно выплатить 232 тыс.руб. а)Какую сумму(в руб.) нужно вернуть банку за весь срок кредитования? б)Какую сумму(в руб.) планируется взять в кредит? 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна Месяц Долг Выплата(%+ обяз.часть ) Остаток 1 14 S / 15 2 13 S / 15 … … … 8 7 S / 15 … 15 0 1,0 2 S 0,0 2 S + S / 15 1,0 2 ∙ 14 S / 15 0 ,0 2 ∙ 14 S / 15 + S / 15 1,0 2 ∙ 8 S / 15 0,0 2 ∙ 8 S / 15 + S / 15 1,0 2 ∙ S / 15 0,0 2 ∙ S / 15 + S / 15 б) По условию за 8 месяц выплачено 232 тыс.руб. 0,0 2 ∙ 8 S / 15 + S / 15 = 232000 S = 3000000 (руб.) а) Найдём общую сумму выплат : = S + (15+1)/2 ∙15 ∙ 0,02S/15 = S + 0,16S = 1,16S = 1,16 ∙3000000 = 3480 000(руб.) S+ (15+14+…+1) 0,02S/ 15=
1 2) 15 января планируется взять кредит в банке на 15 месяцев . Условия его возврата таковы:1-го числа каждого месяца долг увеличивается на r % по сравнению с концом предыдущего месяца; со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Известно, что общая сумма денег, которую нужно выплатить банку за весь срок кредитования , на 24% больше , чем сумма, взятая в кредит. Найдите r . 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S руб.– сумма кредита, под r % в месяц, на 15 месяцев Месяц Долг Выплата(%+ обяз.часть ) Остаток 1 14 S / 15 2 13 S / 15 … … … 15 0 S(1+0,01r) 0,01r S + S / 15 (1+0,01r) ∙ 14S/15 0 ,01r ∙ 14 S / 15 + S / 15 (1 + 0,01r) ∙ S / 15 0,01r ∙ S / 15 + S / 15 r = 3 % Общая сумма выплат: S+(15+14+…+1)0,0 1 rS / 15 = S+ (15+1)/2 ∙15 ∙ 0,01rS/15= = S + 0,08rS По условию это на 24% больше суммы взятой в кредит S + 0,08rS = 1,24S r = 0,24S / 0,08S Ответ: r = 3 %
13 ) 15 января планируется взять кредит в банке на сумму 5млн.руб . на некоторый срок. Условия его возврата таковы:1-го числа каждого месяца долг увеличивается на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца; со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. На сколько месяцев планируется взять кредит, если известно, что сумма выплат составит 6,05 млн.руб .? 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна S = 5млн.руб.– сумма кредита, под 2% в месяц, на п месяцев . Месяц Долг Выплата(%+ обяз.часть ) Остаток 1 ( n – 1 )S / n 2 (n – 2) S / n … … … … n 0 1,02S 0,02 S + S / n 1,02 ∙ (n – 1)S/ n 0 ,02∙ (n – 1)S / n + S / n 1,02 ∙ S / n 0,02 ∙ S / n + S / n n = 20 (месяцев) Сумма выплат 6,05 млн.руб., следовательно , S+(n+(n – 1)+…+1)0,02S/ n = 6,05 S+ (n+1)/2 ∙ n ∙ 0,02S/ n = 6,05 S + 0,01S(n + 1) = 6,05 5 + 0,01 ∙ 5(n + 1) = 6,05 n + 1 = 1,05 / 0,05 Ответ: n = 20 (месяцев)
С пасибо за внимание! 15.10.2019 Логинова Нина Васильевна
Источники: ЕГЭ. Математика. Задача с экономическим содержанием, под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова , ЛЕГИОН, Ростов-на-Дону Авторские задачи https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&ved=2ahUKEwjGhpKu1ILjAhXL-yoKHYsiDtsQjRx6BAgBEAU&url=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.com.mx%2Fpin%2F469429961150472508%2F&psig=AOvVaw2hvc3mmEX7uwcA4Aw0XVRA&ust=1561484264001621 https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwj_xrai2ILjAhUrposKHVLMDb0QjRx6BAgBEAU&url=%2Furl%3Fsa%3Di%26source%3Dimages%26cd%3D%26ved%3D%26url%3Dhttps%253A%252F%252Fgifer.com%252Fru%252FO9A9%26psig%3DAOvVaw0OqKrfmhXx_EPY25B750CY%26ust%3D1561485319749677&psig=AOvVaw0OqKrfmhXx_EPY25B750CY&ust=1561485319749677
https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&ved=2ahUKEwi8pdb12ILjAhXjtYsKHXlhDcgQjRx6BAgBEAU&url=https%3A%2F%2Fpostila.ru%2Fpost%2F20755654&psig=AOvVaw0OqKrfmhXx_EPY25B750CY&ust=1561485319749677