Взаимодействие с родителями обучающихся
Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы с родителями "Мы-единое целое" 2017-2020 гг. | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
Программа
работы с родителями
«Мы – единое целое»
Срок реализации: 2017 – 2020г.г.
Классный руководитель – Ширшова Н.С.
Когалым, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников.
Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.
Как ни парадоксально, но проблема взаимодействия семьи и школы существует. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Современный педагог должен хорошо представлять себе особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
Активные формы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с детско – родительскими отношениями в семье, создать условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, укрепить детско – родительские отношения, учат принятию совместных решений.
Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Мы – единое целое», которая позволяет скоординировать усилия классного руководителя, психолога, родительских организаций.
Цель программы: создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.
Задачи:
- установление постоянной связи с родителями, взаимопонимания и согласованности работы семьи и школы;
- оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;
- привлечение родителей к управлению школой;
- обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом;
- организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование активной педагогической позиции родителей.
Нормативно-правовая основа программы:
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
- Нормативно-правовая база школы.
Участники программы
Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также коллектив педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Мы – единое целое».
Основные направления работы:
- создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
- изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного опыта, состояния здоровья каждого учащегося;
- изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Основные направления реализации программы:
- выявление различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;
- оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;
- изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
- участие в родительских конференциях, собраниях.
- организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;
- обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
- групповые и индивидуальные консультации.
Ожидаемые результаты.
- Укрепление связи с семьёй;
- Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
- Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года.
Формы работы с родителями:
Коллективные:
- родительские собрания;
- круглые столы;
- лектории;
Групповые:
- работа с родительским комитетом;
- тренинги;
Индивидуальные:
- беседы;
- консультации;
Мероприятия по реализации
программы работы с родителями
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации, беседы;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
- работы по преодолению психофизических возрастных изменений воспитанников коллектива.
Основные направления работы с родителями
1 блок. Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика) | |
Необходимая информация Социально-демографическая характеристика семьи: ·социально-демографический портрет семьи;· организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей | Педагогические консилиумы. Посещение семьи. Психолого-педагогическое консультирование (беседы). Методика незаконченных предложений. |
2 блок Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика) | |
Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей | Анкеты для родителей. Беседы с родителями. Дискуссионные собрания. Проведение «круглых столов». |
3 блок Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика) | |
Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания. | Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение. Беседы с родителями. Обсуждение педагогических ситуаций. Деловые и сюжетно-ролевые игры. Психолого-педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы… |
4 блок Внутришкольный мониторинг (итоговая диагностика) | |
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы | Наблюдение. Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями. «Круглые столы»… |
План работы с родителями
2017-18 год
Тема мероприятия | Форма проведения | Цель | Сроки проведения | |
1 | Права и обязанности родителей обучающихся. Устав школы | Лекция. Беседа | Познакомить с особенностями обучения в среднем звене, правами и обязанностями родителей, уставом школы | Сентябрь |
2 | Особенности адаптации детей. Психофизические и возрастные особенности пятиклассников | Лекция. Беседа | Познакомить с психофизическими и возрастными изменениями пятиклассников | Декабрь |
3 | Безопасность в сети интернет | Лекция. Круглый стол | Формировать умения безопасного пользование интернетом, рационального распределения досуга ребенка. | Январь |
4 | Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка | Дискуссия | Способствовать сплочению семейных отношений, формированию семейных ценностей | Апрель |
5 | Мама- главное слово в моей судьбе | Праздник, посещенный Всемирному женскому дню | Способствовать сплочению школы и семьи, дать возможность учащимся и их родителям лучше узнать друг друга. | Март |
6 | Участие в школьном мероприятии «День здоровья» | Поход в аквапарк | Способствовать сплочению школы и семьи, формировать через семью положительное отношение к ЗОЖ | Май |
Мониторинг | |
Анкетирование, тестирование | Сроки проведения |
Сведения о семье. Составление социального паспорта семьи | Сентябрь |
Посещение семей | Сентябрь- октябрь |
Анкета «Семейные взаимоотношения» | Февраль |
Анкета «Определение уровня удовлетворенности родителей качеством воспитательной работы» | Май |
Ожидаемый результат:
- формирование потребности семьи следовать нравственно-правовым нормам поведения;
- осознание ответственности семьи за воспитание личности, стремление сохранить преемственность поколений;
- знание и соблюдение норм культуры поведения в семье, в школе, в обществе;
- умение строить взаимоотношения по принципу взаимоуважения и взаимопонимания;
- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей
План работы с родителями
2018-19 год
Тема мероприятия | Форма проведения | Цель | Сроки проведения | |
1 | Первые проблемы подросткового возраста | Лекция. Беседа. | Познакомить с особенностями подросткового возраста | Сентябрь |
2 | Роль домашнего задания в самообразовании школьника | Лекция. Круглый стол | Показать роль домашнего задания в обучении, способствовать систематической проверке родителями домашней работы учащихся | Декабрь |
3 | Родители и дети. Семейные конфликты | Практикум. Круглый стол с приглашением социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних | Рассказать о причинах, последствиях и путях решения семейных конфликтов. | Февраль |
4 | «А, ну-ка, мамочки» | Праздник-конкурс, посещенный Всемирному женскому дню | Способствовать сплочению школы и семьи, дать возможность учащимся и их родителям лучше узнать друг друга. | Март |
5 | В здоровом теле – здоровый дух | спортивные игры, посвященные Дню семьи | Воспитание ЗОЖ | Май |
Мониторинг | ||||
Анкетирование, тестирование | Сроки проведения | |||
Анкета «Семейные взаимоотношения» | Сентябрь | |||
Определение уровня информированности в вопросах ЗОЖ | Октябрь- ноябрь | |||
Составление карты здоровья класса | Ноябрь | |||
Анкета «Определение уровня удовлетворенности родителей качеством воспитательной работы» | Май |
Ожидаемый результат:
- формирование семейных ценностей;
- осознание роли семьи и ее влияния на воспитание личности школьника;
- формирование и воспитание ЗОЖ;
- знание родителями особенностей подросткового возраста;
- организация эффективной работы педагогов и родителей для развития и воспитания детей
План работы с родителями
2019-20 год
Тема мероприятия | Форма проведения | Цель | Сроки проведения | |
1 | Правовые знания и их значение в воспитании. | Круглый стол с родителями и учащимися. Приглашение инспектора по делам несовершеннолетних | Формирование гражданского самосознания учащихся и родителей | Сентябрь |
2 | ПАВ и наркотические вещества. Как уберечь ребенка от пагубных привычек | Вечер вопросов и ответов. Приглашение заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних | Пропаганда здорового образа жизни | Декабрь |
3 | Азбука семейных отношений | Круглый стол. Практикум | Способствовать формированию нравственной культуры семейных отношений | Февраль |
4 | Пока горит свеча | Родительские встречи | Способствовать формированию социальных навыков (решение конфликтов ненасильственным путем, умение брать на себя ответственность, участие в принятии решений и т.д.) | Апрель |
Мониторинг | ||||
Анкетирование, тестирование | Сроки проведения | |||
Анкетирование на выявление уровня правовых знаний | Сентябрь | |||
Анкетирование «Выявление уровня вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ, алкоголя, табачных изделий» | Декабрь | |||
Анкета «Семейные взаимоотношения» | Февраль | |||
Анкета «Определение уровня удовлетворенности родителей качеством воспитательной работы» | Май |
Ожидаемый результат:
- создание системы воспитательной работы по нравственно-правовому воспитанию;
- формирование таких качеств и способностей, как дисциплинированность, организованность, гражданственность, коммуникативности и проявления толерантности, настойчивости, предприимчивости;
- диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
2. Улучшение микроклимата в семье.
3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
6. Повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы школы.
7. Устойчивость в поведении и успешность детей.
Главными задачами классного руководителя являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой работы с родителями «Мы – единое целое», позволит укрепить взаимодействие семьи и школы, содействовать развитию совместной деятельности детей и родителей в сфере образования, спорта, досуга, туризма, обобщить лучший опыт семейного воспитания, возродить нравственную ценность семьи и повысить ответственность родителей за воспитание детей, обогатить их знаниями по правовым вопросам и вопросам воспитания.