Взаимодействие с родителями обучающихся

Ширшова Наталья Сергеевна

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Программа

работы с родителями  

«Мы – единое целое»

Срок реализации: 2017 – 2020г.г.

Классный руководитель – Ширшова Н.С.

Когалым, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников.

Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.

Как ни парадоксально, но проблема взаимодействия семьи и школы существует. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Современный педагог должен хорошо представлять себе особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

Активные формы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с детско – родительскими отношениями в семье, создать условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, укрепить детско – родительские отношения, учат принятию совместных решений.

Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Мы – единое целое», которая позволяет скоординировать усилия  классного руководителя, психолога, родительских организаций.

Цель программы: создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.

Задачи:

  • установление постоянной связи с родителями, взаимопонимания и согласованности  работы семьи и школы;
  • оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;
  • привлечение родителей к управлению школой;
  • обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по  охране прав детей и семьи в целом;
  • организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование  активной  педагогической позиции родителей.

Нормативно-правовая основа программы:

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
  • Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
  • Нормативно-правовая база школы.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также коллектив педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Мы – единое целое».

Основные направления работы:

  • создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
  • изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного  опыта, состояния здоровья  каждого учащегося;
  • изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Основные направления реализации программы:

  • выявление   различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;
  • оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;
  • изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
  •  участие в родительских конференциях, собраниях.
  • организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;
  • обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
  • групповые и индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты.

  • Укрепление связи с семьёй;
  • Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
  • Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать  систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

Сроки реализации программы.

        Программа рассчитана на 3 года.

Формы работы с родителями:

Коллективные:

  • родительские собрания;
  • круглые столы;
  • лектории;

Групповые:

  • работа с родительским комитетом;
  • тренинги;

Индивидуальные:

  • беседы;
  • консультации;

Мероприятия по реализации

программы работы с родителями

Задачи:

-  организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации, беседы;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

- работы по преодолению психофизических возрастных изменений воспитанников коллектива.

Основные направления работы с родителями

1 блок.

Изучение и сопровождение семьи  

(предварительная и оперативная диагностика)

Необходимая информация

Социально-демографическая характеристика семьи:

·социально-демографический портрет семьи;· организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой.  Анкеты и тесты для родителей 

Педагогические консилиумы.

Посещение семьи.

Психолого-педагогическое консультирование (беседы).

Методика незаконченных предложений. 

2 блок

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой  (предварительная диагностика) 

Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.

Беседы с родителями.

Дискуссионные собрания.

Проведение «круглых столов».

3 блок

Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика) 

Правовая,         психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания. 

Анкетирование и тестирование родителей.

Наблюдение.

Беседы с родителями.

Обсуждение педагогических ситуаций.

Деловые и сюжетно-ролевые игры.

Психолого-педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы… 

4 блок

Внутришкольный мониторинг

(итоговая диагностика)

Удовлетворенность         родителей качеством воспитательной работы 

Наблюдение.

Анкеты для родителей.

Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями.

«Круглые столы»… 

План работы с родителями

2017-18 год

Тема мероприятия

Форма проведения

Цель

Сроки проведения

1

Права и обязанности родителей обучающихся. Устав школы

Лекция. Беседа

Познакомить с особенностями обучения в среднем звене, правами и обязанностями родителей,  уставом школы

Сентябрь

2

Особенности адаптации детей. Психофизические и возрастные особенности  пятиклассников

Лекция. Беседа

Познакомить с психофизическими и  возрастными изменениями пятиклассников

Декабрь

3

Безопасность в сети интернет

Лекция. Круглый стол

Формировать умения безопасного пользование интернетом, рационального распределения досуга ребенка.

Январь

4

Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка

Дискуссия

Способствовать сплочению семейных отношений, формированию семейных ценностей

Апрель

5

Мама- главное слово в моей судьбе

Праздник, посещенный Всемирному женскому дню

Способствовать сплочению школы и семьи, дать возможность учащимся и их родителям лучше узнать друг друга.

Март

6

Участие в школьном мероприятии «День здоровья»

Поход в аквапарк

Способствовать сплочению школы и семьи, формировать через семью положительное отношение к ЗОЖ

Май

Мониторинг

Анкетирование, тестирование

Сроки проведения

Сведения о семье. Составление социального паспорта семьи

Сентябрь

Посещение семей

Сентябрь- октябрь

Анкета «Семейные взаимоотношения»        

Февраль

Анкета «Определение уровня удовлетворенности родителей качеством воспитательной работы»

Май

Ожидаемый результат:

  • формирование потребности семьи следовать нравственно-правовым нормам поведения;
  • осознание ответственности семьи за воспитание личности, стремление сохранить преемственность поколений;
  • знание и соблюдение норм культуры поведения в семье, в школе, в обществе;
  • умение строить взаимоотношения по принципу взаимоуважения и взаимопонимания;
  • объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей

План работы с родителями

2018-19 год

Тема мероприятия

Форма проведения

Цель

Сроки проведения

1

Первые проблемы подросткового возраста

Лекция. Беседа.

Познакомить с особенностями подросткового возраста

Сентябрь

2

Роль домашнего задания в самообразовании школьника

Лекция. Круглый стол

Показать  роль домашнего задания в обучении, способствовать систематической проверке родителями домашней работы учащихся

Декабрь

3

Родители и дети. Семейные конфликты

Практикум. Круглый стол с приглашением социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних

Рассказать о причинах, последствиях и путях решения семейных конфликтов.

Февраль

4

«А, ну-ка, мамочки»

Праздник-конкурс,  посещенный Всемирному женскому дню

Способствовать сплочению школы и семьи, дать возможность учащимся и их родителям лучше узнать друг друга.

Март

5

В здоровом теле – здоровый дух

спортивные игры, посвященные Дню семьи

Воспитание ЗОЖ

Май

Мониторинг

Анкетирование, тестирование

Сроки проведения

Анкета «Семейные взаимоотношения»        

Сентябрь

Определение уровня информированности в вопросах ЗОЖ

Октябрь- ноябрь

Составление карты здоровья класса

Ноябрь

Анкета «Определение уровня удовлетворенности родителей качеством воспитательной работы»

Май

Ожидаемый результат:

  • формирование семейных ценностей;
  • осознание роли семьи и ее влияния  на воспитание личности школьника;
  • формирование и воспитание ЗОЖ;
  • знание родителями особенностей подросткового возраста;
  • организация эффективной работы педагогов и родителей для развития и воспитания детей

План работы с родителями

2019-20 год

Тема мероприятия

Форма проведения

Цель

Сроки проведения

1

Правовые знания и их значение в воспитании.

Круглый стол с родителями и учащимися. Приглашение  инспектора по делам несовершеннолетних

Формирование гражданского самосознания учащихся и родителей

Сентябрь

2

ПАВ и наркотические вещества. Как уберечь ребенка от пагубных привычек

Вечер вопросов и ответов. Приглашение заместителя директора по воспитательной работе,  социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних

Пропаганда  здорового образа жизни

Декабрь

3

Азбука семейных отношений

Круглый стол. Практикум

Способствовать формированию нравственной культуры семейных отношений

Февраль

4

Пока горит  свеча

Родительские встречи

Способствовать формированию социальных навыков (решение конфликтов ненасильственным путем, умение брать на себя ответственность, участие в принятии решений и т.д.)

Апрель

Мониторинг

Анкетирование, тестирование

Сроки  проведения

Анкетирование на выявление уровня правовых знаний

Сентябрь

Анкетирование «Выявление уровня вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ, алкоголя, табачных изделий»

Декабрь

Анкета «Семейные взаимоотношения»        

Февраль

Анкета «Определение уровня удовлетворенности родителей качеством воспитательной работы»

Май

Ожидаемый результат:

  • создание  системы  воспитательной работы по нравственно-правовому  воспитанию;
  • формирование  таких  качеств и способностей, как дисциплинированность, организованность, гражданственность, коммуникативности  и проявления толерантности, настойчивости, предприимчивости;
  • диагностирование  и разрешение  конфликтов, затрагивающих  интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью  предотвращения  серьезных  последствий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  РАБОТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ

1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

2. Улучшение микроклимата в семье.

3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

6. Повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы школы.

7. Устойчивость в поведении и успешность детей.

Главными задачами классного руководителя являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой работы с родителями «Мы – единое целое», позволит укрепить взаимодействие семьи и школы, содействовать развитию совместной деятельности детей и родителей в сфере образования, спорта, досуга, туризма, обобщить лучший опыт семейного воспитания, возродить нравственную ценность семьи и повысить ответственность родителей за воспитание детей, обогатить их знаниями по правовым вопросам и вопросам воспитания.