Аттестация-2019

Муртазина Альфия Фатиховна

Предварительный просмотр:

Автор опыта: Муртазина Альфия Фатиховна, 
учитель татарского языка и литературы
МОУ «Татарско – Тавлинская основная 
общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия


Тема инновационного педагогического опыта: «Развитие коммуникативных компетенций на уроках татарского языка путем использования приемов технологии развития критического мышления
»

Информация об опыте.

Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия.

 Эразм Роттердамский

Любовь к родному языку помогла мне сделать выбор в своей профессии- стать учителем  татарского языка и литературы. При изучении любого языка мира человек старается научиться его коммуникативной деятельности. Поэтому работаю над методической темой, которая звучит так: «Развитие коммуникативных компетенций на уроках татарскоо языка путем использования приемов технологии развития критического мышления».

Общий стаж моей работы  в МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» – 18 лет.  Я преподаю татарский язык и литературу в 5-9 классах. С первых дней своей педагогической деятельности работаю над развитием речи учащихся. По-моему, развитость речи - это главный показатель культуры человека. Сегодня главной целью преподавания татарского (родного) языка в русскоязычной школе является формирование коммуникативной компетенции.  Чем должен овладеть современный ученик, окончивший школу? Конечно же, умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия.   Это требование новых образовательных стандартов. И мне кажется верным,  внедрение  в свою практику  технологий, которые способствуют формированию у учащихся коммуникативных компетенций, способствующих успешности их в современном мире.

В первую очередь,  коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать разные сложные коммуникативные задачи. Это -  способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, общаясь с ними на равных,  достаточно хорошо владеть нормами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым усовершенствованию собственного речевого поведения и т. д.

В среднем звене, к сожалению, традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, не предполагающая диалога,  а нацеленная на знания, умения, навыки.

Современные образовательные технологии позволяют пересмотреть способы мотивации школьников к получению знаний.   Такой технологией является  технология  развития критического мышления.

Технологию развития критического мышления разработали Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер. Она дает возможность через использование комплекса стратегий сформировать у учащихся информационную и коммуникативную компетенции и создает базу для развития компетентности решения проблем. В России известна с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: если нельзя научить, можно научиться.

          Одно из важных положений технологии развития критического мышления заключается в совместном конструировании своего знания и всего процесса учения.  

Технология критического мышления – современный метод обучения, который помогает детям учиться, принося удовольствие от учения и ученику и учителю.

Цель технологии состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в современном обществе (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные явления).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, повышая уровень работоспособности учеников, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Эта технология позволяет простыми и понятными методами сделать обучение более интересным и осмысленным.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, анализ ситуации и рефлексия собственных суждений.

Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Каким же образом я внедряю эту систему?

Перед каждым уроком ставлю перед собой вопрос: «Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска?».

Основная идея – создать атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, анализируют процесс обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют полученные знания, проектируют ход своей работы, делают выводы об окружающем мире.         

Технология опыта

Технология развития критического мышления включает несколько этапов.

  • Первый этап – вызов. Учитель актуализирует, заинтересовывает учащихся  и обобщает  имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирует  ученика на дальнейшую работу.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому  вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приёмы и методы:

Урок будет удачным, если начать с приема «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по не изученным  темам. Учащиеся выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.

Например,  на уроке татарского языка  в 8 классе при изучении темы  «Сыйфат фигыль (Причастие)»  я предлагаю  такие утверждения:

— Причастие – это форма глагола;

— Причастие обладает признаками глагола и прилагательного;

— Причастие больше употребляются в функции существительных;

— Причастие не имеет отрицательную форму.

После знакомства с текстом, прочитав правило в учебнике спрашиваю, что нового ребята узнали? Какие утверждения были верными, а какие нет. Учащиеся, выбирают «верные утверждения» из предложенных мною, рассказывают о новой теме, полагаясь на собственные знания, опыт и материал урока.

С помощью этих утверждений ребята настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, которая  не покидает их до конца урока.

Прием «Верите ли вы…» я часто использую при знакомстве с биографией, с творчеством поэта или писателя. Сначала я демонстрирую фотографии или портреты писателя, а затем предлагаю утверждения. Например, при знакомстве с биографией Габдуллы Тукая в 5 классе можно предложить такие утверждения:

  • Габдулла Тукай – автор первых толковых словарей татарского языка.
  • Габдулла Тукай – основоположник татарского литературного языка
  • Габдулла Тукай  боролся за свободу слова».
  • Габдулла Тукай  переводил на татарский язык басни Крылова.
  • Кроме сказок  Габдулла Тукай  больше ничего не писал.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим интересом и желанием отнестись к лекции, учебной статье.

Прием «Кластеры».

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

 Кластер - отражение нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий  очень проста и логична:

  1. На чистом листе, посередине (классной доске) написать ключевое слово или предложение, которое является центром  «ядром» идеи, темы.
  2. Вокруг написать слова или предложения, словосочетания выражающие идеи, факты, образы, которые подходят  для данной темы. (Модель  «Фигыль» («Глагол»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге должна получится структура, графически отображающая наши размышления, определяющая информационное поле данной темы.

В зависимости от цели я организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная тема не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных областей.

Приём «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся в начале урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которую будем собирать все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Например, на уроке татарской литературы в 7 классе при изучении прозаического произведения «А.Еники “Матурлык».

Матурлык  ул — …

  • … табигать
  • … туган җир
  • … эчке кичерешләр
  • … тышкы кыяфәт
  • … күлмәк

Подведение итогов работы групп. На доске воспроизводятся все предположения.

Постановка целей урока.

— В итоге мы видим, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти ответ на этот вопрос, что же такое красота в произведении «Красота» А.Еники.

— В группе идет обсуждение: что ещё было бы интересно узнать учащимся о красоте. Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих учеников вопросов было много. Вот самые распространённые: Как можно увидеть внутреннюю красоту? Из чего она состоит? В чем видят красоту герои произведения?

Приём «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

     - О чём может пойти речь на уроке?

     - Какая ассоциация у вас возникает,  когда   вы слышите слово: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или на листе ватмана. 

Прием «Мозговой штурм».

Этот методический прием «Мозговой штурм» я использую с целью активизации уже имеющихся знаний учащихся  на начальной стадии урока. Предлагаю учащимся подумать и записать все, что они знают по данной теме; после этого учащееся обмениваются информацией, выражают свое отношение к данной теме. Опыт показывает, что парная мозговая атака помогает учащимся, которым сложно высказываться перед большой аудиторией. К тому же, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Вывод:  информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, сохранить активность ученика, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания. Учитель сохраняет интерес к теме, постепенно продвигает учащихся от «старых»  знаний к «новым».

 Деятельность учащихся: ученик читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы: 

 

Прием «Чтение с пометками». При получении информации, связанной с новыми  идеями я прошу каждого из участников сделать индивидуальную  маркировочную таблицу пометок.

Маркировочная таблица

» V «

» + «

 » — «

 » ? «

» ! «

я знаю

новое для меня

иначе думал

не знаю

ответ  готов

 

 

 

 

 

Вначале прошу обучающихся во время чтения  делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

 Приём «Взаимоопрос»

Ученики читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться грамматически правильно и по сути излагаемого материала.

  Приём  «Взаимообучение»

В сельских школах в классах учеников мало.  4-8 учеников по очереди ученики играют роль учителя:

• Суммируют содержание абзаца;

• сами придумывают вопросы и предлагают других ответить на них;

• Разъясняют, что непонятно;

• Дают задания для чтения следующего абзаца.

        (Процесс взаимообучения  предлагаю начинать с сильных учеников)

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям, к первым предложениям. Вносит изменения и дополняет, дает творческие, исследовательские  задания на основе новой темы.

Учащиеся сравнивают информацию полученную на стадии осмысления со «старой». Обмениваются идеями и выражают полученную на уроке информацию своими словами.

Возможные приёмы и методы:

Приём «Синквейн»

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению в рамках определенных правил. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

 Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк. 

Правила написания синквейнов 

• В первой строчке тема называется одним словом.

• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

• Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.

• Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. 

 При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн 

-Фразеологизм

- Җыйнак, үткен

- Баета, үстерә, өйрәтә

- Үткен сүз-аткан ук

- Фраза.

 При повторении темы «Исемнәр» (имя существительное) на стадии рефлексии составляем синквейн

- Исем

- Кирәкле, мөстәкыйль

- Өйрәнергә, төзергә, атарга

- Иң кирәкле сүз төркеме

- Телнең яме

 Приём  «Диаграммы сравнения» 

Цель: 

-развитие умения сравнивать и обобщать пройденный материал. 

При изучении темы «Гласные и согласные звуки» даю группам задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Ученики записывают отличительные признаки  в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

 Пример.

Сравнить образование звуков и их произношение.

Роль гласных и согласных звуков. 

 Приём  «Самоанализ»

Самоанализ позволяет ученикам детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи. Обычно, на индивидуальных с вопросами об усвоении материала карточках делают знаки + или -

 Очень эффективен, на мой взгляд, такой прием как  «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы  по 4 человека.  Берут лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке несколько предложений по изучаемой теме. На все это отводится пару минут. Ученики по очереди читают написанное на листке и продолжают писать. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Приём «Шесть шляп».

Прием эффективен на уроках литературы или развития речи. Предлагаю при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. К сожалению, не во всех классах возможно применять этот прием. Так как класс нужно разбивать на шесть групп, а в сельских школах в классе порой учатся по 5-6 человек.

Каждая группа получает шляпу определённого цвета.

 Тема урока: “Сөйләм культурасы” тексты (8 класс). В 8 классе 6 учеников. Каждому дается индивидуальное задание.  Раздаем шляпы  с определенными  заданиями.

1 группа. Ак эшләпә.

-рассказать правила при общении с окружающими.

2 группа. Сары эшләпә.

— Подумайте! Почему одних любят, других нет?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: что грубость, невоспитанность не украшают людей;

4 группа.  Кызыл эшләпә.

— Подумайте, какое эмоциональное состояние испытывает человек, когда смеются над его недостатками?

5 группа.  Яшел эшләпә.

— Как бы вы могли помирить поссорившихся людей? Какие  слова можно найти?

6 группа. Күк эшләпә.

— Обобщите высказывания других групп.

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации.   

Приведенные выше примеры я чаще всего использую в своей работе. Эти приёмы позволяют мне,  сделать учащихся  более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в классном коллективе атмосферу партнерства. Это не готовые рецепты хороших уроков.

Используя эту технологию, я  обучалась работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

Результативность опыта

Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, использованные  мною дали свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. Так, в 7 классе 2016/2017 учебном году качество составлял 58%,  а в 2018/2019 учебном году качество в этом классе составил 80%. На моих уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты, самое главное, снимается нервозность, учачиеся чувствуют себя спокойно, а это немаловажно для здоровья моих учеников.

Уже после 3 лет  применения в работе различных  приемов критического мышления, диагностика уровня творческой активности учащихся (авторы М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников и др.) дала положительный результат.

Динамика роста творческой активности учащихся.

Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсах различного уровня и становятся победителями и призерами.

Класс

Кол-во детей

Показания творческой активности в  2016-17 уч. года

Показания творческой активности  на первое полугодие 2018/19 уч. года.

9 класс

9

0,45

0,60

Место

Этап

Учебный год

ФИО участника

Название конкурса

1 м

всероссийский

2016

Муртазина Карина

Всероссийский конкурс творческих работ студентов и учащихся образовательных организаций РФ «Струна моей любви к родному краю все туже, звонче, чище и светлей»

муниципальный

2016

Муртазина Карина

Районного  конкурса «сочинений, посвящённого 115-летию  со   дня  рождения  татарского  классика Хади  Такташа»

республиканский

2016

Хамидуллова Рената

Районного  конкурса чтецов, посвящённого 115-летию  со   дня  рождения  татарского  классика Хади  Такташа»

муниципальный

2017

Муртазина Карина

Республиканский  творческий конкурс художественного чтения на языках народов РМ «Пою Мордовию мою!».

2 м

муниципальный

2017

Алукаева Эльвина

Республиканский  творческий конкурс художественного чтения на языках народов РМ «Пою Мордовию мою!».

муниципальный

2016

Муртазина Карина

Республиканский  творческий конкурс художественного чтения на языках народов РМ «Пою Мордовию мою!».

1 м

муниципальный

2018

Алукаева Эльвина

Республиканский  творческий конкурс художественного чтения на языках народов РМ «Пою Мордовию мою!».

1 м

муниципальный

2018

Муртазина Карина

Республиканский  творческий конкурс художественного чтения на языках народов РМ «Пою Мордовию мою!».

2 м

муниципальный

2018

Муртазина Самира

Республиканский  творческий конкурс художественного чтения на языках народов РМ «Пою Мордовию мою!».

муниципальный

2018-2019

Муртазина Самира

Муниципальный этап республиканского конкурса на знание истории государственной символики РФ и РМ

муниципальный

2016-2017

Салькаев Рамиль

Районный конкурс исследовательских работ учащихся, посвященный 192-летию Каюма   Насыйри

муниципальный

2016-2017

Хайрова Алсу

Районный конкурс» Знотаки  родного   языка   и  литературы,посвященного 130  летию  татарского   поэта  Г.Тукая»

муниципальный

2016-2017

Хамидуллова Рената

Районный   конкурс «Знотаки родного языка   и  литературы, посвящённого 130-летию татарского поэта  Г,Тукая»

Российский

2016

Муртазина Карина

Всероссийский конкурс творческих работ по родному языку и литературе «Образ учителя в литературах народов России», посвященный Дню учителя

Лаур.

Российский

2018

Муртазина Карина

Межрегиональный конкурс чтецов, посвященный творчеству татарского поэта Роберта Миннуллина

Международный

2017

Муртазина Карина

ХV Международная молодежная научно-исследовательская конференция имени Каюма Насыри.

 

Диаграмма роста речевых умений учащихся 9 класса (9 учащихся в группе) в процессе использования элементов технологии критического мышления при обучении развитию речи.

В заключении хочется сказать, что моя педагогическая задача помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальность, сущность и создать условия для саморазвития. В этом мне и помогают приемы технологии РКМ.

Выводы:

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать грамматические категории, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Список  литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. / Ш.А. Амонашвили. – Москва-Воронеж. – 1998.
  2. Бутенко,А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. / Бутенко,А.В. Ходос Е.А. – Красноярск: 2001. – 102 с.
  3. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически./ И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Речь.- 2003.
  4. Загашев, И.О. Критическое мышление – технология развития. / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.:Скифия. – 2003.
  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. / Г.К. Селевко. – Москва. — 1998

Приложение

Фрагмент урока по татарскому языку «Творческий диктант».

Иҗади диктант язуга әзерләнү дәресе укучыларның бәйләнеше сөйләмен үстерү; тыныш билгеләрен дөрес куярга өйрәтү; укучыларда туган якка мәхәббәт тәрбияләү максатыннан үткәрелә.

Ул “Агыла да болыт агыла”дигән  шигырьләр җыентыгы,авыл пейзажлары, аудио тасмалар, диктант тексты буларак “Туган авылым” шигыре, сөйләм үстерү дәфтәрләре белән җиһазлана.

Дәрес барышы.

  1. Оештыру өлеше.

Сандугачлар кунып сайрый

                Талларның иңнәренә.

                Дөнья ямьле, сулар тәмле

                Тик туган җирдә генә.

(Х.Халиков)

Укытучы. Укучылар, без бу дәрестә иҗади диктант язачакбыз. Иҗади диктант – ул берәр текстка нигезләнеп, иҗат итеп язу. Диктантыбызның исемен үзегез әйтеп карагыз әле. “Туган авылым – иркә гөлем”

  1. Белемнәрне актуальләштерү.

Укытучы. Алдагы дәресләрдә без өтер, нокталы өтер, ике нокта куелу очракларын карап киттек. Ә хәзер, диктант язуга керешкәнче, шуңа карата тест күнегүләре эшләп алачакбыз.

  1. Иҗади диктант язуга әзерлек эше.
  • Туган авыл турында әңгәмә.

- Туган авылыгызны яратасызмы?

- Ни өчен авылыгызны яратасыз?

- Сезнең авылда нинди елгалар ага? Күл, болын, урманнар бармы?

- Аларның исемнәре ничек?

- Авылыбызның танылган кешеләре турында ниләр беләсез?

- Урамнар кемнең исемен йөртә?

- Табигате нинди?

  • Картина буенча авыл табигате турында фикер алышу

-Мин үзем дә бу авылда туып үстем. Шуңа күрә аның табигатен, мәктәп тирәсендә үскән чәчәкләрен, тау астындагы чишмәләргә сокланам. Безнең авылда күренекле рәссам да туып үскән. Сез аны беләсезме? Әйе,  Малик Ямбушев. Хәзер мин сезгә аның авылыбыз күренешен төшергән рәсемнәрен күрсәтәм. Сез бу рәсемнәргә карап авыл табигате турында сөйләрсез.

  • Туган авылым табигате – сәламәтлегем чыганагы. (фикер алышу).

Укытучы. Туган авыл, туган як... кеше кайларда гына булмасын, нинди генә матур яклар күрмәсен, туган авылы, беренче тапкыр аяк баскан яшел чирәмле капка төбе беркайчан да исеннән китмәс. Кеше үзенең туган ягын беркайчан да онытмас. Туган як табигатеннән дә матуррак нәрсә булмас.

Шуңа күрә туган җир әти-әни, туган тел кебек төшенчәләр белән бертигез. Туган җире, авылы, халкына мактау җырлары җырламаган шагыйрьләр, язучылар юктыр. Сез нинди шагыйрьләрнеңтуган як турында шигырьләрен беләсез?

(Г.Тукайның “Туган авыл” шиг. уку)

Укытучы.  Хәзер мин сезгә якташ язучыбызның, Һади Такташның  шигырен укыйм.

Шигырь укыла.

Укучылар бер берсенә сораулар биреп эчтәлеген ачыклый.

  1. Иҗади диктант тексты белән таныштыру. (Г.Зәйнашеваның “Туган авылым” шигыре.)

Туган җирем, үскән җирем –

Гади генә бер авыл

Гади булса да, яз җиткәч,
Гөл бакчасы була ул.

Йортлары яңа булса да,
Минем авылым борынгы.
Онытма, туган авылым.
Яуда калган улыңны.

Авылымның топольләрен,
Белмим, кемнәр утырткан.
Туган телем, моңлы телем
Ишетелә һәр йорттан.

Укучылар сайлап кына диктант язалар.

Картина буенча сочинение язу дәресе фрагменты.

“Аналар җәе”

Максат: 

Бирелгән картинадагы күренешне эзлекле,төгәл итеп сөйли һәм яза белергә өйрәтү;

Укучыларның иҗади фикер үстерү сәләтен ныгытырга;

Гаиләгә, ата-анага хөрмәт хисе тәрбияләү.

Дәреснең тибы: Бәйләнешле сөйләм телен үстерү дәресе.

Дәрес барышы.

1 нче этап Чакыру.(Вызов)

Укытучы сүзе. Укучылар, 2008 ел, белгәнебезчә, гаилә елы итеп игълан ителгән. Шуннан башлап, ел саен 8 нче июль көнендә, гаилә көне үтелә. Бу бәйрәмгә Мордовия республикабызда төрле чаралар уздылыла. Игелекле эшләр башкарыла. Гомумән алганда, гаилә темасы һәрвакытта да игътибар үзәгендә тора. Бүгенге дәресебездә без бу тема туранда сүз алып барарбыз. Дәресебездә бер картина белән танышып китәрбез. Карагыз картинага, нәрсә күрәсез? Нинди исем бирер идегез?

Бу картина “Аналар җәе” дип атала. Аның авторы: Ф. Якупов. Бу авторны беләсезме? Нинди картиналары белән танышсыз?

-Әйдәгез ачыклыйк, гаилә нәрсә ул?

-Гаилә турында без нәрсә беләбез?

Хәзер таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал» тутырабыз. Беренче баганага гаилә турында нәрсә белгәнегезне, икенче баганага нарсә белергә теләгәнегезне язырсыз. 3 нче баганага дәрес ахырында  нәрсә белгәннәрне язырбыз.

2 нче этап. Аңлау. (Осмысление).

Сүзлек өстендә эш.

Гаилә сүзен “Аңлатмалы сүзлек”тән дә карарга була.

(Гаилә турында фикерләр тыңлана, төп җөмләләр тактага кәрзингә язылып салына).

Укучылар фикерләрен тыңлау.

Гаилә. Шушы сүзне ишетү  белән, һәрберебезнең күз алдына бәхетлегаилә килеп баса. Чөнки ул – һәр кеше өчен дә күңелгә якын, газиз булган хәзинә.

Гаилә-өй учагы. Гаиләсе булган кеше – иң бәхетле кеше. Ул мәхәббәт оясында яши. Бәхетле гаилә ул – балалары, яраткан кешесе якында булу. Авыр вакытларда кеше гаиләдән таяныч тоя.

Илнең иминлеге дә гаиләдәге тынычлык белән бәйле дим саныйм мин. Әгәр дә кеше гаиләдә татау яшәмәсә, илдә дә татулык була алмый.

  Бер-берен өйрәтү алымы. (Приём  «Взаимообучение»).

Укучылар укытучы ролендә чыгыш ясый. Автор турында текстны абзацлап укып, бер-бересе алдында чыгыш ясыйлар.

Чагыштыру алымы. (Прием “Сравнение”)

Г. Тукайның “Безнең гаилә” шигырен уку. Бирелгән картина белән уртак һәм аерма якларын табу.

3 нче этап. Рефлексия этабы.

 Бирелгән тема буенча “Синквейн” төзәбез.  «Синквейн»- биш юллык нәсер дип тә әйтеп була.

 1 нче юл- 1исем

2 нче юл – 2 сыйфат

3нче юл- 3 фигыль

4 нче юл- 1 җөмлә

5 нче юл- 1сүз исем.

Тема буенча эссе язабыз.



Предварительный просмотр:

https://yadi.sk/i/fCYUTfK_YWaKMg

  ссылка на портфолио Муртазиной А.Ф.