Рабочие программы
Рабочие программы по дисциплинам для дневного и заочного отделения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_op.02_elektrotehnika_i_elektronika._doc.docx | 138.43 КБ |
osnovy_ekonomiki_2019_-2020.pdf | 577.43 КБ |
inzhenernaya_grafika_2019-2020.pdf | 496 КБ |
inzhenernaya_grafika_2019-2020_pr.pdf | 851.71 КБ |
elektrotehnika_rab._programma2019-2020_.pdf | 755.21 КБ |
op.03_ge_2023_metrologiya_2023-2024_programma.doc | 383.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по программе подготовки
специалистов среднего звена по специальности
ПОДЗЕМНАЯ РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
ОП.02. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
для образовательных организаций (учреждений)
среднего профессионального образования
Луганск
2020
2
Утверждено
Министерством образования и науки Луганской Народной Республики
(приказ от г. № 617-од)
Составитель:
Куценко Людмила
преподаватель высшей категории дисциплин
Ивановна
профессионального
цикла
Государственного
образовательного учреждения среднего
профессионального образования Луганской
Народной Республики
«Ровеньковский технико-экономический колледж»
Рецензенты:
Шека Ирина
преподаватель высшей
категории, председатель
Григорьевна
Скрыпник
Алексей
Анатольевич
цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин
Государственного образовательного учреждения
среднего профессионального образования Луганской
Народной Республики «Краснолучский горно-
промышленный колледж»
Руководитель департамента по техническому развитию
и производству Филиала № 3 «Ровенькиантрацит» ГУП
ЛНР «РТК «ВОСТОКУГОЛЬ»
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
6
7
14
16
4
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины (далее – примерная
программа) – являются частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ГОС СПО по специальности Подземная
разработка месторождений полезных ископаемых в части основных видов
профессиональной деятельности (ВПД):
ведение технологических процессов горных и взрывных работ;
контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ;
организация деятельности
персонала
производственного
подразделения;
выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих.
Примерная программа учебной дисциплины по специальности СПО
Подземная разработка месторождений полезных ископаемых может
быть использована в профессиональном обучении и дополнительном
профессиональном образовании.
Цели и задачи учебной дисциплины
–
требования к
результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и
оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
правильно
эксплуатировать электрооборудование и механизмы
передачи движения технологических машин и аппаратов;
рассчитывать параметры электрических, магнитных полей;
снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами
и приспособлениями:
собирать электрические схемы;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область
применения;
методы расчета и измерения основных параметров электрических,
магнитных цепей;
5
основные законы электротехники;
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы
измерения электрических величин;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых
электрических устройств
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и
диэлектриках;
параметры электрических схем и единицы их измерения;
способы получения, передачи и использования электрической энергии;
основы физических процессов в проводниках полупроводниках и
диэлектриках;
классификацию электронных приборов, их устройство и область
применения;
принцип действия, устройство,
основные характеристики
электротехнических и электронных устройств и приборов;
свойства
проводников, полупроводников, электроизоляционных,
магнитных материалов;
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
устройство, принцип действия и основные характеристики
электротехнических приборов;
характеристики и параметры электрических и магнитных цепей.
Использование часов вариативной части в программе
подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется
образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей
программы)1
Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля:2
всего – _____часов, в том числе
максимальной учебной нагрузки обучающихся – _____ часов,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – ___ часов;
самостоятельной работы обучающихся – _____ часов.
1
2
– пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы;
– данный пункт заполняется образовательным учреждением (организацией) самостоятельно в соответствии
с учебным планом
№ п/п | Дополнительные профессиональные компетенции | Дополнительные знания, умения | №, наименования темы | Количество часов | Обоснование включения в программу |
1 |
6
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы учебной дисциплины является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности и
приобретение компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК | Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией. |
ПК | Контролировать ведение работ по обслуживанию горнотранспортного оборудования на участке. |
ПК | Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том случае с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
7
3. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Примерный тематический план учебной дисциплины
ОП.02. Электротехника и электроника3
3
Колонки таблицы 3-8 заполняются образовательной организацией (учреждением) самостоятельно в соответствии с учебным планом
Коды компетенций | Наименование тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК ОК. 1-10 | Тема 1. Электротехника | ||||||
ПК ОК. 1-10 | Тема 2. Электроника |
8
Примерное содержание обучения по учебной дисциплине
ОП.02. Электротехника и электроника
Наименование разделов и тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Электротехника | ||
Тема Электрическое поле | Содержание Основные этапы и перспективы развития отечественной электроэнергетики, электротехники и электроники. Электрическое поле. Основные свойства и характеристики электрического поля. Закон Кулона. Конденсаторы. Ёмкость конденсаторов. Виды соединения конденсаторов. | |
Самостоятельная работа обучающихся Электропроводность веществ. Проводники, диэлектрики, полупроводники. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля. | ||
Тема Электрические цепи постоянного тока | Содержание Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики. Элементы схемы электрической цепи: узел, ветвь, контур. Режим работы электрической цепи. Электродвижущая сила (ЭДС). Энергия и мощность электрической цепи. Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры. Электрическая проводимость. Резистор. Соединение резисторов. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Нагрев проводов электрическим током. Выбор сечения проводов по допустимому току. Потери напряжения в проводах линий электропередачи. Основы расчета электрической цепи. Законы Ома и Кирхгофа. Расчёт электрических цепей постоянного тока при смешанном соединении резисторов. Расчет сложной электрической цепи методом узлового напряжения и законов Кирхгофа. | |
Лабораторная работа Исследование электрической цепи постоянного тока при последовательном и параллельном соединении резисторов. |
9
Самостоятельная работа обучающихся Действие электрического тока на организм человека. Понятие о напряжении прикосновения. Методы расчета сложной электрической цепи. | ||
Тема Электромагнетизм | Содержание Характеристики магнитного поля. Определение направления силовых линий магнитного поля. Магнитная индукция, магнитный поток, напряженность, магнитное напряжение. Магнитная проницаемость. Закон Ленца. Индуктивность. Явление электромагнитной индукции. Определение направления ЭДС индукции. Понятие о потокосцеплении. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля. Взаимоиндукция. Вихревые токи. | |
Самостоятельная работа обучающихся Магнитные свойства вещества. Намагничивание и перемагничивание. Ферримагнитные материалы. Магнитная цепь. Расчет магнитной цепи. Электромагниты. | ||
Тема Электрические цепи переменного тока | Содержание Понятие о генераторах переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Параметры переменного тока. Фаза переменного тока. Сдвиг фаз. Цепи переменного тока: с активным сопротивлением, катушкой индуктивности, емкостью. Векторная диаграмма. Разность фаз напряжения и токов. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Резонансный режим работы цепей. Неразветвленная электрическая RLC – цепь. Резонанс напряжений. Разветвленная цепь переменного тока. Резонанс токов. Коэффициент мощности.Расчёт электрических цепей переменного тока, построение векторных диаграмм | |
Самостоятельная работа обучающихся Изображение синусоидальных величин с помощью временных и векторных диаграмм. Неразветвленные RL и RC – цепи. Баланс мощностей. | ||
Тема Трёхфазные электрические цепи | Содержание Получение трехфазной системы напряжений и токов. Особенности схем соединения обмоток трехфазных генераторов. Соединение трехфазного генератора и потребителя звездой. Фазные и линейные напряжение, токи. Соотношение между ними. Симметричные и несимметричные нагрузки. Нулевой провод и его назначение. Векторная диаграмма напряжений и токов. Соединение обмоток генератора и потребителя треугольником. Фазные и линейные напряжения, токи. Соотношение между ними. Мощность трёхфазной цепи. Коэффициент мощности. Расчёт трёхфазной цепи переменного тока, построение векторной диаграммы. |
10
Лабораторная работа Исследование трёхфазной цепи при соединении приемников энергии звездой. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Аварийные режимы работы цепи. Выбор схемы соединения осветительной и силовой нагрузок при включении их в трёхфазную сеть. | ||
Тема Электрические измерения и электроизмерительные приборы | Содержание Измерения тока и напряжения. Устройство и принцип работы приборов магнитоэлектрической и электромагнитной системы. Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров. Измерение мощности. Устройство и принцип работы приборов электродинамической системы. Схемы включения ваттметров в цепях постоянного и переменного токов. Измерение электрической энергии. Устройство и принцип работы приборов индукционной системы. Измерение электрического сопротивления, измерительные механизмы. | |
Самостоятельная работа обучающихся Виды и методы электрических измерений. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения. Погрешности при измерении. Виды погрешности. Измерения электрических величин неэлектрическими методами. | ||
Тема Трансформаторы | Содержание Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора. Коэффициент трансформации. Режимы работы трансформатора. Изменение вторичного напряжения трансформатора при изменении нагрузки. Потеря энергии и КПД трансформатора. Параллельная работа трансформаторов. Назначение, принцип действия и устройство трёхфазного трансформатора. Схемы соединения обмоток трансформатора. Группа соединения. | |
Лабораторная работа Исследование режимов работы однофазного трансформатора. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Специальные трансформаторы: автотрансформаторы, измерительные трансформаторы тока и напряжения, сварочные трансформаторы. |
11
Тема Электрические машины переменного тока | Содержание Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение вращающегося магнитного поля. Устройство и принцип действия трёхфазного асинхронного двигателя. Скольжение и частота вращения ротора. Влияние скольжения на ЭДС в обмотке ротора. Зависимость значения и фазы тока от скольжения. Пуск асинхронных двигателей. Рабочий процесс асинхронного двигателя. Механическая характеристика. Регулирование частоты вращения ротора. Синхронные машины, область применения. Синхронный генератор: устройство, принцип действия. Синхронный двигатель. Пуск двигателя в ход. | |
Самостоятельная работа обучающихся Преимущества и недостатки генераторов переменного тока. Однофазный и двухфазный асинхронный двигатель. Рабочие характеристики двигателей. Решение задач. | ||
Тема Электрические машины постоянного тока | Содержание Машины постоянного тока, их классификация. Устройство, принцип действия машин постоянного тока. ЭДС обмотки якоря. Реакция якоря. Коммутация тока. Схемы включения обмоток возбуждения. Номинальные величины и характеристики электрических машин. Генераторы с независимым возбуждением и самовозбуждением. Двигатели постоянного тока. Электрические машины с независимой, параллельной, последовательной и смешанной системой возбуждения. Характеристики машин постоянного тока. Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока. | |
Лабораторная работа Исследование генератора постоянного тока параллельного возбуждения. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Скоростные характеристики двигателей постоянного тока. Потери энергии и коэффициент полезного действия машин постоянного тока. | ||
Тема Передача и распределение электрической энергии | Содержание Трансформирование и распределение электрической энергии. Электроснабжение промышленных предприятий от электрической системы. Назначение, устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. Электрические сети: воздушные линии, кабельные линии, внутренние электрические сети и распределительные пункты, электропроводка. | |
Самостоятельная работа обучающихся Выбор площади сечения проводов и кабелей по допустимому току, по допустимой потере напряжения. Защитное заземление, защитное зануление. |
12
Тема Элементы автоматики | Содержание Общее понятие об автоматике. Технические средства автоматики. Измерительные преобразователи: параметрические и генераторные. Реле: электромеханическое и электронное. | |
Самостоятельная работа обучающихся Аппараты ручного и дистанционного управления. | ||
Тема 2. Электроника | ||
Тема Физические основы электроники. Электронные приборы | Содержание Внутренняя структура полупроводников. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Электронно-дырочный переход и его свойства. Полупроводниковые диоды: классификация, принцип действия, устройство, вольтамперные характеристики, маркировка, область применения. Биполярные транзисторы: устройство, принцип работы. Режимы работы транзисторов. Схемы включения. Статические характеристики транзисторов. Динамический режим работы. Усилительные свойства транзисторов. Маркировка транзисторов. | |
Лабораторная работа Исследование полупроводниковых диодов: выпрямительного диода и кремниевого стабилитрона. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Температурные и частотные свойства транзисторов. Транзистор в режиме ключа. Полевые транзисторы. Тиристоры. Назначение, классификация, устройство, характеристики, область применения, маркировка. | ||
Тема Электронные выпрямители и стабилизаторы | Содержание Общие сведения об источниках электронной аппаратуры. Электронные выпрямители. Структурная схема выпрямителя. Однополупериодная и двухполупериодная схемы выпрямителей. Основные характеристики, параметры схем. Особенности двухполупериодной мостовой схемы выпрямления. Трёхфазные выпрямители. Характеристики и параметры схем. Сглаживающие фильтры. Назначение, классификация, схемы сглаживающих фильтров. | |
Лабораторная работа Исследование двухполупериодного мостового выпрямителя. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Управляемые выпрямители. Стабилизаторы, их назначение. Классификация стабилизаторов: компенсационные и параметрические. Принцип работы стабилизаторов. Коэффициент стабилизации. Стабилизаторы тока. |
13
Тема Электронные усилители | Содержание Электронные усилители. Классификация электронных усилителей по их функциональному назначению. Основные технико-экономические показатели усилителей. Усилители низкой частоты. Предварительный каскад усиления. Межкаскадные связи. Характеристика выходных каскадов усилителей. Однотактный выходной каскад. Двухтактные выходные каскады и их особенности. Обратная связь в усилителях. Влияние обратной связи на качественные показатели работу усилителей. | |
Самостоятельная работа обучающихся Широкополосные усилители и возможности их применения для усиления импульсных сигналов. Усилители постоянного тока, Операционные усилители. Назначение, особенности построения схем. | ||
Тема Электронные генераторы и измерительные приборы | Содержание Физические основы работы генераторов синусоидальных колебаний, их назначение. Условия самовозбуждения генераторов. Колебательный контур. Автогенераторы типа LC. Стабилизация частоты автогенераторов. Автогенератор типа RC. Принцип действия транзисторного генератора RC. Электронный вольтметр. Устройство, принцип работы. | |
Самостоятельная работа обучающихся Импульсные генераторы: мультивибратор, триггер. Генератор линейно-изменяющегося напряжения. | ||
Тема Основы микроэлектроники | Содержание Микроэлектроника, ее задачи и особенности. Интегральные микросхемы. Классификация интегральных микросхем. Гибридные интегральные микросхемы. Конструктивные элементы. Полупроводниковые интегральные микросхемы Компоненты полупроводниковых интегральных микросхем. Представление информации в цифровой вычислительной технике. Логические элементы. Классификация логических элементов. Основные логические операции. Схемы логических элементов: совпадения, собирания, инвертирования, запрета. | |
Самостоятельная работа обучающихся Технология изготовления интегральных микросхем. Микропроцессор, определение. Типовая структура микропроцессора и ее составляющие. Микропроцессорные устройства на основе микропроцессорного комплекта серии КР 580. Состав микропроцессорного комплекта. | ||
Промежуточная аттестация: зачет, дифференцированный зачет, экзамен – заполняются образовательной организацией (учреждением) самостоятельно в соответствии с учебным планом | ||
Всего часов: |
14
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Примерные требования к материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебной
лаборатории «Электротехника и электроника». Подготовка внеаудиторной
работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки
обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебной лаборатории и рабочих мест лаборатории
«Электротехника и электроника»:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся;
лабораторные стенды;
лабораторные устройства для выполнения работ;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия и презентации;
комплект тестовых заданий.
Технические средства обучения:
компьютер с мультимедийным оборудованием;
обучающие видеофильмы.
Общие требования к организации образовательной
деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в
условиях созданной образовательной среды как в образовательной
организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю
учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую
направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют
и углубляют знания, приобретают необходимые профессиональные умения и
навыки.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Инженерная
графика»,
«Метрология, стандартизация и сертификация»,
«Техническая
механика»,
«Информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности», «Безопасность жизнедеятельности»,
«Охрана труда»,
15
должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается
параллельно.
Теоретические занятия должны проводиться в учебной лаборатории
«Электротехника и электроника», согласно ГОС СПО по специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться
из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение
тестирования,
выполнение лабораторных и практических работ,
индивидуальных заданий.
промежуточный контроль:
зачет,
дифференцированный зачет,
экзамен.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение
обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают
дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях
не реже 1 раза в 5 лет.
16
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Электротехника и электроника
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
Знать: Основные законы электротехники. Классификацию электронных приборов, их устройство, принцип действия и область применения. Методы расчета и измерения основных параметров электрических цепей. Основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин. Основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств. Основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках. Параметры электрических схем и единицы их измерения. Принцип выбора | Формулирует основные законы электротехники Знает классификацию электронных приборов, их устройство, принцип действия и практическое применение. Демонстрирует знание основных методов расчета. Их значимости для измерения параметров электрических и магнитных цепей. Демонстрирует знание и понимание значимости основных правил эксплуатации электрооборудования и методов измерения электрических величин. Рассказывает устройство и принцип работы электрических машин и типовых электрических устройств. Демонстрирует знание и понимание основ физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках. Знает основные параметры электрических схем и единицы их измерения. | Тестирование; устный и письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания. Устный опрос, тестирование. Проверка практической работы. Оценка правильности выполнения лабораторной работы. Защита лабораторных работ. Проверка практической работы. Оценка правильности выполнения лабораторной работы. Защита лабораторной работы. Устный опрос, тестирование. Устный опрос, тестирование. Устный опрос, тестирование. Оценка правильности выполнения лабораторных работ, защита |
17
Результаты обучения | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
электрических и электронных приборов. Принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов. Свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных и магнитных материалов. Способы получения, передачи и использования электрической энергии. Устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов. Основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках. Характеристики и параметры электрических и магнитных полей. | Владеет принципами выбора электрических и электронных устройств и приборов. Объясняет принцип действия и основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов. Перечисляет и поясняет свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных и магнитных материалов. Демонстрирует знания о способах получения, передачи и распределения электрической энергии. Перечисляет основные характеристики электротехнических устройств и поясняет их принцип действия. Знает основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках. Демонстрирует знания по характеристикам и параметрам электрических и магнитных полей. | лабораторных работ. Устный опрос, тестирование. Защита лабораторных работ. Устный опрос, тестирование, проверка самостоятельной работы. Устный опрос, тестирование, проверка самостоятельной работы. Устный опрос, тестирование. Устный опрос, тестирование. Проверка правильности составления сравнительной таблицы параметров электрического и магнитного поля. |
Уметь: Подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками. Правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов. Рассчитывать параметры электрических и магнитных цепей. | Обосновывает правильность выбора электронной техники, электрических приборов и оборудования с определенными параметрами и характеристиками. Выполняет требования по подготовке и эксплуатации электрооборудования. Соблюдает технику безопасности. Точность расчетов параметров электрических и магнитных цепей. Оценка правильности | Выполнение и защита лабораторных работ Оценка правильности выполнения лабораторных работ Проверка практических работ Определяет цену деления по шкале прибора |
18
Результаты обучения | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
Снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями. Собирать электрические схемы. Читать принципиальные, электрические и монтажные схемы. | выполнения лабораторных работ. Четкость и правильность съема показаний электроизмерительных приборов. Оценка хода выполнения лабораторной работы. Оценка хода выполнения лабораторной работы. Защита лабораторных и практических работ. | Владеет навыками сборки электрической схемы Знает условные обозначения на электрических и монтажных схемах. Правильно расшифровывает условные обозначения на схемах. Определяет по схемам принцип работы. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение
к ПООП по специальности
Шифр профессии/специальности
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология, стандартизация и сертификация»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Метрология, стандартизация и сертификация является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК11, ПК#1055;К, ПК#1055;К
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК1-ОК11, ПК#1055;К, ПК#1055;К |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 46 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 32 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 12 |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Стандартизация | 14 | ||
Тема Основы стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | ОК1-ОК11, ПК#1055;К, ПК#1055;К |
Сущность стандартизации. Задачи стандартизации в управлении качеством. Нормативные документы по стандартизации. Категории и виды стандартов. Порядок разработки стандартов. Стандартизация систем управления качеством. Правовые основы стандартизации. Российская национальная система технического регулирования. Международные организации по стандартизации | |||
Тема Научно-технические принципы и методы стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | ОК1-ОК11, ПК#1055;К, ПК#1055;К |
Основные принципы стандартизации. Квалиметрическая оценка качества продукции. Взаимозаменяемость, ее виды и принципы. Стандартизация моделирования функциональных структур. Методы стандартизации | |||
Тема Стандартизация основных норм взаимозаменяемости | Содержание учебного материала | 10 | ОК1-ОК11, ПК#1055;К, ПК#1055;К |
Общие понятия основных норм взаимозаменяемости. Модель стандартизации основных норм взаимозаменяемости. Система допусков и посадок. Стандартизация точности гладких цилиндрических соединений. Калибры для гладких цилиндрических деталей. Квалитеты. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Нормы геометрической точности | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
В том числе, практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие №1 Расчет допусков и посадок гладких цилиндрических соединений | 2 | ||
Раздел 2. Метрология | 16 | ||
Тема Основы метрологии | Содержание учебного материала | 2 | ОК1-ОК11, ПК#1055;К, ПК#1055;К |
Основные термины и определения метрологии. Задачи и приоритетные направления метрологии. Нормативно-правовые и организационные основы метрологического обеспечения точности. Международная система единиц СИ. Метрологические службы Российской Федерации. Международные организации по метрологии | |||
Тема Средства, методы и погрешность измерений | Содержание учебного материала | 14 | ОК1-ОК11, ПК#1055;К, ПК#1055;К |
Основы теории измерений. Методы и погрешность измерений. Средства измерения. Автоматизация процессов измерения и контроля. Сертификация средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений. Концевые меры длины. Правила составления блока мер требуемого размера. Классификация гладких калибров, щупов и их назначение. Выбор средств измерения и контроля. Штангенинструменты и микрометры. Правила измерения и чтения размера. Рычажные приборы. Классификация рычажно-механических приборов, устройство. | |||
В том числе практических занятий | 8 | ||
Практическое занятие №2 Погрешности измерений. Оценка точности измерений Практическое занятие №3 Выбор измерительного средства для контроля вала и для контроля отверстия Практическое занятие №4 Концевые меры длины. Штриховые меры Практическое занятие №5 Поверка средств измерения | 8 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 3. Сертификация | 8 | ОК1-ОК11, ПК#1055;К, ПК#1055;К | ||
Тема Сущность и проведение сертификации | Содержание учебного материала | 8 | ||
Понятие сертификации и ее цели. Объекты сертификации. Основные принципы сертификации. Виды сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации. Структура органов по сертификации и их функции | ||||
В том числе, практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие №6 Сертификация систем обеспечения качества | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное изучение нормативных документов | 2 | |||
Раздел 4. Управление качеством продукции | 6 | |||
Тема Принципы обеспечения качества продукции | Содержание учебного материала | 6 | ОК1-ОК11, ПК#1055;К, ПК#1055;К | |
Методы оценки качества продукции. Методы определения показателей качества продукции. Общие положения системы качества. Стандарты на системы качества. Реализация системы качества. Аттестация качества продукции. Документация системы качества. Менеджмент качества. Системы менеджмента качества | ||||
Всего: | 54 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Метрологии, стандартизации и сертификации», оснащенную оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
- техническая документация, методическое обеспечение;
- комплект измерительных инструментов для выполнения лабораторных работ;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- мультимедиапроектор.
Технические средства обучения:
- Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Основные печатные и электронные издания (электронные ресурсы)
- Леонов, О.А. Метрология, стандартизация и сертификация / О.А. Леонов, Н.Ж. Шкаруба, В.В. Карпузов. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2023. – 198 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: . – Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Канке, А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 363 с. – (Высшее образование). – Текст: электронный. – URL: . – Режим доступа: по подписке.
- Леонов, О.А. Сертификация и подтверждение соответствия / О.А. Леонов, В.В. Карпузов, Н.Ж. Шкаруба. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2023. – 124 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: . – Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Земсков, Ю.П. Менеджмент качества / Ю.П. Земсков, Е.В. Асмолова, Т.А. Сушкова. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 264 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: . – Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Леонов, О.А. Менеджмент качества: учебник для спо / О.А. Леонов, Г.Н. Темасова, Ю.Г. Вергазова. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 180 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: . – Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Леонов, О.А. Основы взаимозаменяемости: учебное пособие для спо / О.А. Леонов, Ю.Г. Вергазова. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 208 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: . – Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.М. Лифиц. – 13-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 362 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: .
- Правовой сайт КонсультантПлюс: оф. Сайт компании. – Форма доступа:
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: РОССТАНДАРТ. − Форма доступа:
- Сайт Международной организации по стандартизации ISO. Форма доступа:
- .
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
|
| Тестирование Письменные задания Дифференцированный зачет |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
|
| Педагогическое наблюдение (работа на практических занятиях) Оценка результатов выполнения практических занятий Выполнение самостоятельной работы. |