Творческие работы учащихся
Исследовательские работы учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agroklimaticheskie_resursy_dzhidinskogo_rayona.docx | 45.21 КБ |
grad_-_groznoe_atmosfernoe_yavlenie.docx | 549.55 КБ |
zakat_segodnya_-_pogoda_zavtra.docx | 341.65 КБ |
proekt_ivent-tur_pamyatniki_prirody_dzhidy.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУ «Управление образования Джидинского района»
МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Направление География
Исследовательская работа
на тему
«Оценка агроклиматических ресурсов Джидинского района»
Выполнил: ученица 10Б класса МАОУ ПСОШ №1
Клочихина Ирина
Научный руководитель:
учитель географии МАОУ ПСОШ №1
Яковлева Л.Ю.
с. Петропавловка 2015 г.
Содержание:
- Введение
- Характеристика природно-климатических условий района
- Понятие «агроклиматические ресурсы»
- Характеристика климата
- Структура сельскохозяйственных угодий
- Агроклиматические показатели на территории района
- Перспективные отрасли и состояние сельского хозяйства в настоящее время
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
- Введение
Едва ли существует другая отрасль человеческой деятельности, в такой мере связанная с природными условиями (прежде всего климатическими), как сельское хозяйство. Для того чтобы сложное сельскохозяйственное производство, будь то растениеводство или животноводство, было высокопроизводительным (высокотоварным), нужно тщательно учитывать климатические условия каждого конкретного района.
Климатические условия, или свойства климата, позволяющие выращивать сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами.
Почему именно они так важны для Джидинского района? Почему именно сельское хозяйство, а не промышленное производство, было и остается важнейшей отраслью хозяйства района, несмотря на то, что его территория относится к зоне рискованного земледелия? Да потому, что наш район не располагает какими либо крупными природными ресурсами (минеральными, лесными, водными и др.) для развития промышленности и сельское хозяйство – это единственная сфера экономики, которая с учетом климатических условий может развиваться в нашем районе.
Возможно ли, чтобы продукция сельского хозяйства Джиды была конкурентноспособной и могла приносить хорошие доходы?
Так как Джидинский район это моя Родина, и я в будущем собираюсь работать здесь, я хочу, чтобы район процветал и люди имели рабочие места и хорошие доходы. В связи с этим я попыталась в своей работе дать оценку агроклиматических условий района и выяснить, какие отрасли сельского хозяйства являются перспективными для Джидинского района.
В этом состоит цель моего исследования.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- Дать характеристику природно-климатических условий района;
- Определить агроклиматические показатели для его территории;
- Определить, какие отрасли сельского хозяйства являются наиболее перспективными;
- Выяснить, какие государственные Программы разработаны для поддержки сельхозпроизводителей.
Объектом исследования является территория Джидинского района, предметом исследования – его агроклиматические ресурсы.
Тему считаю актуальной, так как это касается социально-экономического развития Джидинского района. А уровень развития района - это показатель уровня жизни его жителей.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в систематизации и обобщении данных и составлении полной картины, характеризующей агроклиматические ресурсы Джидинского района.
При написании работы использовались научные методы: анализа, сравнения, обобщения и систематизации данных; практические: метод наблюдения, описания, изучения литературы и картографических материалов, работа с документацией.
Гипотеза: исходя из данного исследования, целью которого является оценка агроклиматических условий, мы сможем понять и выявить проблемы, существующие в сельскохозяйственном производстве района, и в будущем, став специалистами, сможем помочь исправить положение и вывести сельское хозяйство Джидинского района на высокий уровень производства.
- Характеристика природно-климатических условий Джидинского района.
1. Агроклиматические ресурсы, как было сказано выше – это свойства климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры: зерновые, кормовые, технические, плодовые, овощные и т.д. Важнейшим условием жизни растений является температура почвы и приземного слоя воздуха. Для каждого растения можно указать ту минимальную температуру, при которой начинается его рост и развитие, оптимальную температуру для роста и созревания, а также наиболее низкую, характеризующую морозостойкость культуры, ниже которой растение погибает. Важнейшей характеристикой является и продолжительность безморозного периода. Поэтому в агроклиматологии используется такой показатель, как сумма температур воздуха за период с температурой выше +10° С. На величину урожая большое влияние оказывает и количество солнечной радиации, а также режим увлажнения. Наличие влаги в почве зависит не только от обилия дождей, но и от интенсивности испарения, зависящей от температуры воздуха. Поэтому для растительности наибольшее значение имеет коэффициент увлажнения (Кувл) – отношение осадков (О) к испаряемости (И). Кувл = О/И. Если Кувл = 1, то увлажнение достаточное, если Кувл > 1 – избыточное, Кувл < 1 – недостаточное.
2. Основная часть Джидинского района, где расположены населенные пункты и сельскохозяйственные угодья, по агроклиматическому районированию относится к Селенгинско-Джидинскому долинно-степному округу и Боргойскому сухостепному округу.
Территория, несмотря на небольшие размеры, имеет очень разнообразные природные и климатические условия. Горные области относятся к зоне влажного климата со среднегодовым количеством осадков 600-800 мм (тип климата Среднегорий и Высокогорий), долины же рек и межгорные понижения, где расположены сельскохозяйственные угодья (пастбища и распаханные земли), - к зоне недостаточного увлажнения с количеством осадков 200-300 мм при высокой испаряемости (тип климата Широких долин и равнин и Предгорий и горных долин). Приложение 1
Климат района резко континентальный, что означает большую амплитуду сезонных и суточных температур; достаточно суровый, с длинной холодной и малоснежной зимой и коротким, относительно жарким летом. Среднегодовая температура воздуха отрицательная и составляет в среднем – 1,6°С. Вегетационный период 105-110 дней. На территорию района распространяется Сибирский антициклон, поэтому в зимние месяцы преобладает солнечная, безветренная погода со среднемесячными температурами - 24°С и ниже. В июле среднемесячная температура воздуха составляет +19,9°С, абсолютный максимум достигает +38,5°С; (данные за 2007-2011 г). Осадков выпадает мало и распределяются они по месяцам крайне неравномерно – наименьшее их количество приходится на зимние и весенние месяцы, поэтому зима малоснежная, толщина снежного покрова не превышает 3-10 см. Из-за маломощности снежного покрова и низких зимних температур глубоко промерзают почвы и распространяется вечная мерзлота. Измерения глубины сезонного промерзания грунтов по мерзлометру на метеостанции с. Петропавловка за период январь-июнь 2007-2011 г показали, что почвы промерзают до 279 см. Даты первого промерзания – 25 сентября-4 октября; устойчивого промерзания – 3 октября-2 ноября.
Весна на территории района короткая, ясная и сухая, а весенние заморозки иногда бывают и в июне. Маломощный снежный покров отчасти сдувается весенними ветрами, которые образуются в связи с интенсивным повышением температуры воздуха, отчасти испаряется вследствие большой сухости воздуха ещё до оттаивания почв и наступления устойчивых положительных температур. А небольшое количество талых снеговых вод медленно оттаивающая, сильно промерзшая за зиму почва почти не впитывает и поэтому для начала вегетационного периода характерна почвенная засуха.
В течение вегетационного периода атмосферное увлажнение также недостаточное. В мае и июне стоит большей частью засушливая погода и почвенная засуха сопровождается воздушной. В мае относительная влажность воздуха менее 30% бывает в течение 10-20 дней, в июне – до 12 дней.
Весной и в начале лета усиливаются ветры и в этот период достигает максимума ветровая эрозия почв. Приложение 1
Майско-июньская сухость затрудняет рост и развитие сельскохозяйственных растений, снижает уровень урожайности. В отдельные годы засуха может продолжаться и в июле и резко снижает урожайность всех культур.
Максимум осадков приходится на июль-август. За эти два месяца выпадает иногда более половины их годового количества. Из-за такого распределения осадков на территории района не бывает весеннего половодья, зато часты летние паводки после выпадения обильных дождей в июле-августе. В отдельные годы (например, в 1979 и 2006 г) эти паводки превращаются в сильные наводнения, причиняющие большой ущерб хозяйству.
Таким образом, Джидинский агроклиматический округ – один из самых сухих в Бурятии.
3. Земли сельскохозяйственного назначения в нашем районе занимают 53%, из них более половины (291936 га или 64%) – сельскохозяйственные угодья, расположенные на высоте 500-800 м. над уровнем моря в межгорных котловинах. Это в основном сухие степи с солончаковыми вкраплениями, лесостепь и луга. Луга покрыты типчаковой, пижмовой и злаково-разнотравной растительностью. В основном они используются как сенокосы и пастбища, так как располагаются в часто подтапливаемых поймах долин реки Джиды.
Лесостепь и степи пригодны для возделывания зерновых, технических и овощных культур (черноземы малогумусовые и среднегумусовые, каштановые) Приложение 3, так как вполне плодородны по содержанию перегноя (от 2 до 4%), но урожаи неустойчивы из-за недостатка влаги. В приозерных понижениях сухой Боргойской степи и по краям речных пойм встречаются пятна засоленных почв – солончаки, содержание солей в которых доходит до 20-30%. Поэтому эти почвы малопродуктивны и используются только как естественные пастбища для овец. Именно соли придают мясу овец особый привкус и мясо боргойских баран считается очень вкусным.
- Агроклиматические показатели
Исходя из характеристики природно-климатических условий, используя данные наблюдений метеостанции с. Петропавловка Приложение 4 и другие источники (карты, литературу), я определила основные агроклиматические показатели:
- Наиболее важный показатель – степень увлажненности (Кувл). Джидинский район находится в зоне, где высока доля поступающей на земную поверхность солнечной радиации, её количество в среднем равно ≈ 350 ккал/см². Количество осадков в среднем по территории района составляет около 250 мм. Поэтому Кувл < 1 (≈0,7), т.е. район относится к зоне недостаточного увлажнения (засушливая зона). Приложение 2
- Следующий показатель – степень континентальности климата. Он рассчитывается по формуле Н.Н. Иванова: К = А°100 / 0,33Ш, где К – это показатель континентальности в %, А° - годовая амплитуда t° воздуха в градусах (для района А°= 44,9°), Ш – широта местности в градусах (Широта = 51°с.ш). Таким образом, К = 44,9 ∙ 100 : 51∙ 0,33 = 267% - это показатель резко континентального климата.
- Важнейший показатель – это теплообеспеченность территории. Район относится к обеспеченному теплом ниже среднего или умеренному агроклиматическому поясу, т.к. сумма температур воздуха за период с температурой выше +10° С составляет 1699 (средняя многолетняя шкала по наблюдениям метеостанции с. Петропавловка). Безморозный период составляет 105-120 дней.
- Важным и интересным показателем является биоклиматический потенциал (БКП), характеризующий природное богатство местности, биологическую продуктивность земли, которая определяется главным образом обеспеченностью растений теплом и влагой. Для Джидинского района он оценивается как низкий (0,8-1,2 по шкале оценки потенциальной биологической продуктивности климата, составленной отделом экономических исследований Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук [9]).
Но БКП может быть значительно повышен при хорошей агротехнике и применении противоэрозионных мер, тем более что почвы сухостепной и лесостепной зон (каштановые и черноземные, по механическому составу легкосуглинистые и суглинистые) являются достаточно плодородными.
- Для территории района характерна сильная морозоопасность, т.к. минимальные t° достигают - 45°С и ниже при малой высоте снежного покрова, а также бывают поздние весенние (28 мая в 2008г) и ранние осенние (5 сентября в 2009 г) заморозки.
- Почвы достаточно плодородные: черноземы и каштановые с содержанием перегноя 2-4% , но подвержены ветровой и водной эрозии.
Таким образом, для района характерны следующие показатели:
- Континентальность климата – 267%
- Кувл < 0,7 (зона недостаточного увлажнения, засушливая)
- Среднегодовое количество осадков – около 250 мм
- Теплообеспеченность – ниже среднего
- Безморозный период – 105-120 дней
- Морозоопасность – сильная
- Ср. t° самого холодного месяца -25°С, теплого +19,9°С
- Средняя высота снежного покрова 9 см.
- БКП 0,8-1,2
- Почвы достаточно плодородные, но подвержены ветровой и водной эрозии.
Какие же отрасли сельского хозяйства могут развиваться при таких малоблагоприятных условиях?
- Перспективные отрасли и состояние сельского хозяйства в настоящее время
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что природно-климатические условия не являются благоприятными для развития растениеводства, в частности выращивания озимых зерновых. Но выращивание яровых зерновых, корнеплодов, овощей и многолетних трав возможно и вполне оправдано при хорошей агротехнике, водной и противоэрозионной мелиорации (улучшение свойств земель, повышение их производительности). Но для больших объемов выращиваемой продукции требуется вложение больших средств, что, наверное, неоправданно, очень рискованно и едва ли возможно. Поэтому приоритетной отраслью является животноводство мясного направления и выращивание кормовых культур, и, прежде всего, овцеводство. Именно для этих отраслей есть основа для развития – богатые пастбищами степи с типчаковой, пижмовой и злаково-разнотравной растительностью, а сухие степи – это прекрасные пастбища для овец.
Джидинский район всегда считался скотоводческо-земледельческим с преобладанием мясо-молочно-шерстяного направления. Боргойские степи издавна славились мясом баранины, которое считается деликатесным. Исторически сложилось так, что наш район всегда был основным районом разведения овец, наряду с Селенгинским и Хоринским. Бурятскими учеными Т. Тайсаевым и Б. Намзаловым установлено, что высокое качество мяса, шерсти и молока предопределены геохимическими особенностями степей, содержащими оптимальное количество макро- и микроэлементов.
Почему же в последние годы (с конца 90-х по нынешнее время) в структуре сельского хозяйства произошли такие существенные изменения: основной отраслью стало растениеводство (выращивание продовольственного зерна, в основном пшеницы), хотя Джида – это район рискованного земледелия? Объясняют это тем, что в 90-е годы, в период экономической нестабильности, произошел спад производства животноводческой продукции - резко уменьшилось поголовье скота из-за нехватки кормов.
В настоящее время Администрацией МО «Джидинский район» и хозяйствующими субъектами взят курс на возрождение животноводства, особенно таких традиционных его направлений, как овцеводство и мясное скотоводство, чему способствует наличие в районе больших площадей естественных кормовых угодий. Производство продукции животноводства начинает постепенно наращивать темпы. В республиканских рейтингах среди 21 сельских районов по показателям экономического развития животноводство Джидинского района стабильно занимает высокие места.
В Управлении сельского хозяйства района я узнала, какие государственные Программы по поддержке сельхозпроизводителей внедряются у нас в районе и какие проблемы существуют.
Правительство России, Бурятии и администрация Джидинского района уделяют большое внимание развитию сельского хозяйства. В связи с этим действует несколько целевых программ, которые действуют в настоящее время в Джидинском районе и участниками которых являются фермерские хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы и личные подсобные хозяйства. Реализация целевых программ – большая поддержка для них.
- Республиканская целевая Программа «Развитие АПК и сельских территорий в РБ на 2011-2017 гг и на период до 2020 г от 29.02.2011 №77;
- Республиканская целевая Программа «Развитие мясного скотоводства в РБ на 2009-2012 годы.» от 07.12.2010 № 535;
- Республиканская целевая Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в РБ»
- Государственная Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 г» от 14.07.2007 № 446;
- Муниципальная программа «Развитие АПК и сельскохозяйственных территорий в МО «Джидинский район на 2011-2012 гг», и другие.
Большая часть Программ направлена на развитие в Джидинском районе отраслей мясного скотоводства и овцеводства.
- Заключение
Исходя из результатов моего исследования, я сделала следующие выводы:
- Природно-климатические условия в Джидинском районе разнообразны, но для большей части территории, занимаемой сельскохозяйственными угодьями, малоблагоприятны;
- Основные агроклиматические показатели являются малоблагоприятными для большинства направлений растениеводства, кроме выращивания некоторых зерновых культур (с риском) и многолетних трав;
- Перспективной отраслью является животноводство мясо-молочного направления и, главным образом, овцеводство, так как в районе есть большие площади естественных кормовых угодий;
- В районе реализуется несколько целевых Программ по поддержке сельскохозяйственного производства.
- Список литературы:
- География России. Природа и население. 8 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2010
- Атлас Республики Бурятия. - М; Федеральная служба геодезии и картографии Росии, 2000.
- Атлас Забайкалья - Москва-Иркутск; Федеральная служба геодезии и картографии, 1967.
- Историко-культурный атлас Бурятии. - М.; Дизайн. Информация, Картография. 2001.
- Республика Бурятия: Краткий энциклопедический словарь / под ред. Л.Ч.Нимаевой. - Улан-Удэ; Издательство БНЦ, 1998.
- Словарь по физической географии. - М.; Просвещение, 1994.
- Бурятия: природные ресурсы. - Улан-Удэ; Издательство БГУ, 1997.
- География Бурятии: Учебник для общеобразовательной школы. -Улан-Удэ; Бурятское книжное издательство, 1994.
- Рещиков М.А. Степи Западного Забайкалья. М. - Труды Восточно-Сибирского филиала АН СССР, серия биологическая, вып.34, 1961.
- Почвы бассейна озера Байкал и пути их рационального использования. Сборник докладов к X международному конгрессу почвоведов. - Улан-Удэ; 1994.
- Шашко Д.И. Агроклиматическое районирование СССР. - М.; Колос, 1967.
- Программа социально-экономического развития Джидинского района на 2008-2012 г. - Петропавловка; Джидинская районная администрация, 2008.
- Данные многолетних наблюдений по метеостанции с. Петропавловка
- Приложения
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования Джидинского района»
МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «География»
Научно-исследовательская работа
«Град – грозное атмосферное явление»
Выполнила:
Дроздова Ангелина,
ученица 7 «Б» класса МАОУ ПСОШ №1
Научный руководитель:
Яковлева Лариса Юрьевна,
учитель географии
С Петропавловка, 2017 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
- Град. Причины образования града……………………………………4
- Формы и размеры градин………………………………………………5
- Статистика выпадения града……………………………………………6
- Чем опасен град. Последствия. ………………………………………..6
- Способы борьбы с градом ………..........................................................7
- Заключение ……………………………………………………………..8
- Список литературы ……….……………………………………………9
Введение
В течение года мы постоянно наблюдаем выпадение различных атмосферных осадков в виде снега, инея и изморози зимой, дождей разной интенсивности и града летом. Некоторые из осадков приносят для людей много бед. Это ливневые дожди и град. Но если дождь, будь он даже сильным, не наносит существенного ущерба хозяйству, то град является самым грозным видом осадков. К тому же предсказать выпадение града в конкретное время и в конкретном месте практически невозможно.
Так, 12 июня 2013 года, в пятницу, в селах Джидинского района Гэгэтуй, Малый Нарын, Булык и в западной части села Петропавловка прошел сильный град, нанесший большой ущерб населению и хозяйству.
Обоснование выбора темы.
Град - редкое явление, за которым можно наблюдать только летом. Будучи еще совсем маленькой, я всегда удивлялась тому, как с неба, в жару, падают кусочки льда. А также удивлялась и самим градинам, формы и размеры которых не всегда были одинаковыми. Старалась побыстрее выбежать на улицу, и украдкой от родителей попробовать «белое мороженое». Взрослые не давали мне вразумительного ответа на мои расспросы о граде, поэтому я решила сама+ подробнее узнать всё про град.
Таким образом, цель моей работы – изучение причин возникновения града, способов предсказания и борьбы с этим грозным атмосферным явлением.
Задачи:
- Выяснить, что такое град и каковы причины его образования;
- Выяснить, чем опасен град и каковы могут быть последствия его выпадения;
- Узнать, есть ли способы борьбы с градом.
Объектом исследования являются атмосферные явления на территории Джидинского района, предметом - град.
Актуальность работы заключается в обобщении разнообразных и разнородных данных о граде, причинах его возникновения, статистике и последствиях.
При изучении темы применялись следующие методы исследования:
- Картографический (Работа с картами);
- Метод литературного анализа (материалы различных источников – словари, справочники, энциклопедии и др.);
- Статистический анализ;
- Метод наблюдения.
- Град. Причины образования града.
Град – одна из разновидностей осадков, выпадающих в виде частиц льда неправильной формы размером от мелкой горошины до куриного яйца.
Причины образования града.
Град – это комочки снега, покрытые корочкой льда, чаще всего они имеют сферическую форму. Корочка образуется при движении комочков снега внутри облака, в котором наряду с ледяными кристаллами есть и капли переохлажденной воды. Сталкиваясь с ними, комочки снега покрываются слоем льда, увеличиваясь в размерах и становясь тяжелее. Процесс этот может многократно повторяться, и тогда градина становится многослойной. Иногда на оледенелую поверхность градин намерзают снежинками, и они приобретают причудливую форму, но чаще градины выглядят небольшими неоднородной структуры снежно – ледяными шариками.
Фото 1.
Град выпадает из облаков только определенной формы – из так называемых кучево–дождевых облаков, с которыми связано и явление грозы. Это облака большой вертикальной мощности, их вершины могут достигать высоты 10 км, внутри них наблюдаются сильные восходящие токи скоростью несколько десятков метров в секунду. Они поднимают капли облачной влаги высоко вверх до уровня, где температура воздуха очень низкая (-20 -40°С), там водяные капли замерзают и превращаются в льдинки. Падая вниз с большой скоростью (иногда превышающей 15 м/с), они не успевают растаять, несмотря на высокую температуру воздуха у земной поверхности.
Если расколоть градину, можно увидеть, как на ядрышко её, подобно годичным кольцам дерева, нарастали слои льда.
Фото 2. Строение градин
2. Формы и размеры градин.
В зависимости от времени пребывания градины в облаке и длины пути до поверхности земли её размеры могут быть очень различными: от 5 мм до нескольких сантиметров.
В США отмечен случай выпадения градины диаметром 12 см и весом 700 г, во Франции – величиной в человеческую ладонь и весом 1200 грамм. В октябре 1977 года в Южной Африке, в городе Мапуту, выпал сильный град, отдельные градины достигали в диаметре 10 см и весили до 600 грамм. Дело в том, что в тропических странах кучево–дождевые облака имеют очень большую вертикальную мощность и градины, сталкиваясь, смерзаются, образуя гигантские комья весом более килограмма.
Фото 3. Формы и размеры градин
- Статистика выпадения града.
Выпадение града чаще всего наблюдается при грозах, но далеко не каждая гроза сопровождается градом. Статистика показывает, что в среднем в умеренных широтах град наблюдается в 8-10 раз реже, чем грозы. Правда, в отдельных географических районах повторяемость выпадения града велика. Так, в США есть районы, в которых сильный град наблюдается до 6 раз в году, во Франции – 3-4 раза, столько же на Кавказе – в Грузии, в Армении, в горных районах Средней Азии.
В Бурятии к районам, где высока вероятность выпадения града, относится и Джидинский район. Он выпадает практически каждый год, иногда по нескольку раз за летний сезон.
4. Чем опасен град? Последствия.
Наибольший ущерб град наносит сельскому хозяйству. Выпадая узкой полосой, град уничтожает посевы зерновых, ломает кустарники и ветви деревьев, стебли кукурузы и подсолнечника, пробивает овощные культуры, сбивает плоды в садах. От ударов градин гибнет домашняя птица, мелкий скот. Бывают случаи поражения градинами и крупного рогатого скота, а также людей. В 1961 году в Северной Индии градина весом 3 кг убила слона, в 1939 году на Северном Кавказе в Нальчике выпал град с куриное яйцо, было убито около 2000 овец. В Воронеже град разломал черепицу на крыше дома, пробил металлическую крышу автобуса. К счастью, случаи выпадения крупного града величиной более 1 см довольно редки. Но и небольшие градины, выпадая в большом количестве, способны причинять серьезный ущерб сельскому хозяйству.
Так, 12 июня 2013 года в селах Гэгэтуй, Малый Нарын, Булык и в западной части села Петропавловка выпал сильный град. По информации отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации МО «Джидинский район», особенно сильно пострадало село Гэгэтуй. Град повредил автомобили: выбиты стекла, помяты кузова. В домах упала штукатурка, с потолков побежала вода, так как крыши были пробиты (см. фото 4). Сильно пострадали посевы и огороды. По словам жителей, градины были размером с куриное яйцо. И он непросто падал, а силой ударяясь о землю, подпрыгивал, словно мячик.
Ущерб по жилым домам составил 5 млн. 101468 руб. (замена шифера и стекол), по зданиям социального значения – 214200 руб.
Фото 4. Поврежденные дома в селе Гэгэтуй.
- Способы борьбы с градом.
Во все времена самый большой ущерб град наносит сельскому хозяйству. Поэтому с очень давних времен люди начали искать средства борьбы с этим стихийным бедствием. Геродот рассказывает о том, как фракийцы пускали стрелы в градовые облака. Конечно, это был жест отчаяния. И в более поздние века по облакам стреляли из ружей, из пушек. Но стреляющие не представляли, что, собственно, должен сделать снаряд с облаком. И даже уже в нашем веке попытки использовать для борьбы с градовым облаком современнейшую технику - авиацию и ракеты - заканчивались безрезультатно.
Подсчитано, что на создание летнего кучевого облака природа "затрачивает" миллионы киловатт. Поневоле задумаешься: есть ли сила, способная его разрушить? К счастью, как выяснили метеорологи, разрушать облака и не требуется. Атмосферные процессы иногда находятся в столь неустойчивом состоянии, что при сравнительно небольшом вмешательстве можно подтолкнуть их ход в желаемом направлении.
Именно этого и добиваются метеорологи, штурмующие облака. Размеры градовых облаков огромны, иногда несколько тысяч квадратных километров, попасть снарядом и в такую цель нетрудно, но и результат от этого ничтожен - не более чем слону дробина. Нужно было найти уязвимое место - "ахиллесову пяту" гигантского облака. Расчеты и эксперименты метеорологов и физиков показали, что град зарождается в сравнительно небольшой (20-30 кубических километров), так называемой крупнокапельной зоне облака, и именно на нее надо оказать "нажим". Именно этого и добиваются метеорологи. Но как это сделать?
Самый эффективный способ - искусственно создать большое количество зародышей града. Каждый "новорожденный" будет перехватывать капельки переохлажденной воды, а запасы ее в облаке ограничены. Каждый из зародышей препятствует росту другого, поэтому градины получаются небольшие. Такой град, выпадая на землю, не принесет серьезного урона, а очень возможно, что вместо града пройдет ливень. Это уже победа!
Искусственные зародыши града создаются, когда в переохлажденную часть облака вносят сухую углекислоту или йодистое серебро, свинец. Один грамм создает 1012 (триллион) ледяных кристаллов. Трудность в том, чтобы определить градовую зону в облаке и вовремя распылить там реагенты.
В целом вся борьба с градом напоминает противовоздушную оборону. Радиолокаторы обнаруживают градовое облако почти за 40 км до защищаемых территорий. Градовые облака развиваются очень быстро. Весь процесс образования града занимает 30-40 минут, поэтому воздействовать на облако надо не позже чем через 15-20 минут после начала его бурного развития. Уточняют координаты крупнокапельной зоны и пускают в ход зенитные орудия, снабженные специальными снарядами, или ракетами. Большая противоградовая ракета "Облако" несет примерно 3 кг специального реагента. В голове и хвосте ракеты дистанционные механизмы, которые на необходимой высоте и на определенном участке траектории полета ракеты воспламеняют пиросостав и выбрасывают парашют. Ракета спускается на парашюте, выделяя дым, содержащий мельчайшие частички йодистого свинца. Полет ракеты проходит через переохлажденные части облака, где на частицах аэрозоля образуются мириады ледяных кристаллов. Они-то и становятся искусственными зародышами градин.
Сделав свое дело, ракета медленно опускается на землю и становится обычно добычей ребятишек. Она совершенно безопасна, что позволяет вести работы в густонаселенной местности. Дальность действия "Облака» - 10 км.
Но, конечно, такие способы борьбы дороги и применяются только в густонаселенной местности. А нам остается уповать только на милость природы.
6. Заключение.
Таким образом, проведя исследования, я выяснила причины образования града, изучила формы и размеры градин, последствия выпадения града, а также способы борьбы с ним.
Я сделала вывод, что, к сожалению, предсказать град практически невозможно, поэтому к такому редкому явлению подготовиться заранее нельзя. Но теперь точно знаю, что град выпадает только днем и только при сильной грозе. А сильная гроза бывает при приближении темных, низких кучевых облаков, поэтому за те 15-20 минут, когда гроза ещё не началась, у нас есть возможность укрыть самые уязвимые плоды и спрятать автомобили.
7. Список литературы
- Ауст Зигфрид. Погода. Издательство СЛОВО, 1989.
- Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. Лениград, Гидрометеоиздат, 1982.
- Пивоварова Г.П. За страницами учебника географии. Москва, «Просвещение», «Учебная литература», 1997.
- Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. Москва АСТ, 1995.
- Ресурсы Интернета.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
Научно-практическая конференция «Через тернии – к звездам»
Научно-исследовательская работа
«Закат сегодня – погода завтра»
Выполнила:
Якимова Ирина, 7Б класс
Руководитель:
Учитель географии Яковлева Л.Ю.
С. Петропавловка 2017 г.
Оглавление.
Введение.
- Основная часть
- Народные приметы.
- Атмосфера. Какие процессы в атмосфере определяют погоду.
- Прогноз погоды.
- Как строение атмосферы и состав атмосферного воздуха влияет на цветовую гамму небосклона?
- Практическая часть
2.1 Результаты визуального изучения фотоматериала в сопоставлении с погодой
- Заключение
- Список литературы
- Приложение.
Введение
«Природа – это вечный, ничем
незаменимый источник красоты,
источник самого прекрасного на Земле»
К. Д. Ушинский
Благодаря наблюдениям за явлениями природы накоплено много народных примет для предсказания погоды. Одной из них является предсказание погоды по закату солнца. Говорят, если закат яркий, то завтра будет ясная, солнечная погода. И, действительно, это предсказание обычно сбывается. Меня заинтересовал вопрос: А почему закат может предсказать ясную или дождливую погоду? Я решила с помощью наблюдений и изучения литературы изучить этот вопрос.
Таким образом, я определила тему исследования: «Закат сегодня – погода завтра»
Актуальность исследования и практическая значимость. Погода имеет важное значение в человеческой жизни, то радуя нас ясными, солнечными днями, то принося много неприятностей; от погоды зависит даже здоровье и безопасность человека. Значит, данная тема «Закат сегодня – погода завтра» сегодня актуальна, реализуема, интересна и перспективна для науки.
Предмет исследования – предсказание погоды по закату.
Объект исследования – погодные условия нашей местности.
Цель работы: Сопоставить народные приметы изменения погоды и реальные погодные условия в нашей местности; выявить, возможно ли в наших широтах ориентироваться по цвету заката на погоду следующего дня.
Задачи:
- Изучить источники и литературу по данной теме;
- Определять прогноз погоды на следующий день по приметам заката (по цвету, положению солнечного диска относительно облачности);
- Исследовать фотоматериал «Солнечные закаты» и сопоставить его с результатами наблюдения погоды.
- Сформулировать выводы проведённых наблюдений и обобщить их.
Гипотеза: Солнце, уходя за горизонт в западной части небосклона, просвечивает атмосферу, показывая нам, насколько насыщен воздух влагой. Значит, закат может предсказать, ясная или дождливая погода будет на следующий день, потому что, чем разнообразнее цвет неба, тем больше в нём примесей, в том числе и водяного пара. Считаю, если в ходе исследования смогу подтвердить, что народные приметы предсказывают погоду не хуже Гидрометцентра, то это даст возможность ориентироваться в изменениях погоды без метеослужб.
Методы исследования: наблюдение за изменениями погоды, анализ литературных и сетевых источников по выбранной теме, сравнительный анализ результатов наблюдения погоды и народных примет.
- Основная часть
- Народные приметы.
Народные приметы - это ненаучно (а чаще всего и научно) обоснованные наблюдения в форме краткого вывода, основанного на прошлом опыте, на протяжении длительного периода времени. Отдельные народные приметы помогают предсказать погоду на конкретный день в году или в целом на определённый сезон. Например, есть приметы, на основании которых прогнозируют погоду на следующий день по заходу солнца:
- Если солнце заходит в облака, в западной части которых видны длинные полосы, веерообразно расходящиеся из одного места, то, как правило, на другой день наступает ненастная погода.
- В облачный день солнце перед закатом ярко засияет — будет продолжительное ненастье.
- Если при закате солнца облака колечками — к дождю.
- Если во время заката солнечный диск больше обычного и красный, на следующий день следует ожидать ветреной погоды без дождя (осадков).
Красная вечерняя заря — к ветру, бледная — к дождю. Если закат ясный — будет ясно.
Что же происходит в атмосфере и какие процессы определяют цвет заката и погоду на следующий день?
- Атмосфера. Какие процессы в атмосфере определяют погоду.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Атмосферу подразделяют на тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу. Нижний слой – тропосфера, активно участвует в круговоротах, взаимодействуя с другими геосферами географической оболочки; именно этот слой «отвечает» за погоду, поскольку здесь сосредоточена основная масса воздуха. В слое тропосферы заключено 90% всего водяного пара, именно здесь образуются облака и атмосферные осадки. Облака влияют на освещённость земной поверхности, обмен теплом между земной поверхностью и атмосферой; из них выпадают осадки. Под погодой мы подразумеваем состояние воздушной массы, которая расположена или протекает в данный момент над данным районом. Главные свойства погоды – это её разнообразие и изменчивость. Состояние погоды определяется ее элементами (метеорологическими элементами). Главные метеорологические элементы - это:
- Температура воздуха.
- Влажность воздуха
- Атмосферное давление
- Сила и направление ветра
- Облачность
- Количество и разновидность осадков и др.
Состояние атмосферы характеризуется не отдельно взятыми элементами, а их комплексом. В этом комплексе все элементы погоды взаимосвязаны, и изменения одного из них приводит к изменению других. Особенно это заметно летом, когда с изменением температуры воздуха изменяется и давление, и влажность. Поэтому мы и воспринимаем погоду не по отдельным элементам, а как целое. Главная причина изменения погоды – изменение температуры воздуха. Чем ниже Солнце над горизонтом, тем ниже температура воздуха и наоборот.
Ранним летним утром перед восходом солнца прохладно, безветренно. Солнце поднимается над горизонтом, и поверхность Земли начинает нагреваться. От неё прогревается воздух, появляется ветер, усиливается испарение. Тёплый влажный воздух, поднимаясь, охлаждается, образуются кучевые облака. Иногда может выпадать дождь. После 14-15 часов температура воздуха постепенно понижается, уменьшается испарение, исчезают облака. Ветер к вечеру стихает, выпадает роса. Если изо дня в день такая погода сохраняется, говорят: стоит устойчивая тёплая летняя погода. Такая характеристика, включающая устойчивость той или иной погоды, называется типом погоды.
В средних широтах, где происходит смена времён года, погода одного сезона заметно отличается от погоды других сезонов. Но для каждого из них характерны чаще всего повторяющиеся типы погоды. Например, летом – устойчивая тёплая погода; осенью – прохладная с дождями, и зимой – морозная с оттепелями. Меняется погода и в течение суток, так как происходят изменения состояния атмосферы, связанные с нагреванием поверхности и находящегося над ней воздуха (развитие конвекции, образование облаков и выпадение осадков) в одну часть суток и с сильным их охлаждением в другую. Люди заметили, что одни явления в атмосфере предвещают пасмурную и дождливую погоду, другие, наоборот, ясную и солнечную.
На изменение погоды влияет и перемещение воздушных масс с одних территорий на другие из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем. Воздушная масса – это большой объём воздуха тропосферы с однородными свойствами. При вторжении воздушных масс с севера и летом и зимой наступает похолодание, а с юга – наоборот. Первые вестники смены погоды – это изменение атмосферного давления и направления ветра.
- Прогноз погоды.
Прогноз (предсказание) погоды – это труд метеорологов. В результате многочисленных наблюдений и труда многих учёных у человечества постепенно накопилось достаточно знаний для того, чтобы предсказывать погоду на несколько дней вперёд. Изучение погоды имеет огромное практическое значение. В конкретной местности для их уточнения полезно использовать местные признаки погоды. Например, устойчивая, ясная погода летом может установиться, когда происходят оптические явления: небо днём ярко-синей окраски, сумерки короткие, звёзды мерцают слабо и отливают зеленоватым цветом. Вечерняя заря жёлтая или жёлто-розовая; когда туман, возникающий вечером в низинах, к ночи усиливается, а утром, после восхода, исчезает, и другие.
Неустойчивая и ненастная погода ожидается, когда возрастает облачность. Вначале появляются тонкие, перистые облака, затем количество их увеличивается, контуры расплываются, всё небо затягивается перисто-слоистыми облаками; наконец, облака становятся плотными, быстро движутся в сторону, противоположную ветру. Если появившиеся утром кучевые облака увеличиваются после полудня, превращаясь в мощные кучевые облака в виде башен и наковален, следует ждать грозы.
- Как строение атмосферы и состав атмосферного воздуха влияет на цветовую гамму небосклона?
Цвет зари зависит именно от содержания в воздухе водяных паров и пыли. Воздух, сильно насыщенный влагой, преимущественно пропускает красные лучи, поэтому ярко-красная вечерняя заря предвещает ненастную ветреную погоду. Ярко-оранжевое небо при заходе солнца – к сильному ветру. Интенсивная ярко-желтая, золотистая и розовая окраска вечерней зари свидетельствует о малом содержании влаги и большом количестве пыли в воздухе, что указывает на предстоящую засушливую ветреную погоду. Утренняя заря красного цвета летом – к дождю, а зимой – к метели. "Если солнце с красною зарею заходит, а со светлою восходит, – к вёдру и ясному дню”. О предстоящей погоде можно судить по движению облаков и их внешнему виду, по направлению и силе ветра, окраске зари, оптическим эффектам вокруг небесных светил – Луны и Солнца. Так, красная утренняя заря свидетельствует о наличии большого количества пара в атмосфере, что обязательно приведет к увеличению облачности и ухудшению погоды. Багровые зори - к ветрам. Солнце, уходя за горизонт в западной части небосклона, просвечивает атмосферу, показывая нам, насыщен воздух влагой или нет с помощью своих закатов. Отсюда следует, что чем разнообразнее цвет неба, тем больше в нём примесей и водяного пара. Особенно в тёплый период, т.к. тёплый воздух больше насыщается влагой.
Когда солнце находится в зените, то солнечные лучи проходят через атмосферный слой практически под прямым углом, поэтому этот слой не оказывает почти никакого влияния на свет. А когда солнце приближается ближе к горизонту, угол падения лучей меняется, и за счёт этого возникает дисперсия (явление разложения света на спектры). Лучи солнечного света несут в себе семь основных цветов. И каждый цвет имеет волновые характеристики – длину и способность к расселению на частичках в составе атмосферы, ведь это электромагнитная волна. Основные цвета расположены по порядку друг за другом, от красного до фиолетового. Меньше всего в атмосфере рассеивается и поглощается красный цвет. А цвета, которые идут за красным, рассеиваются в толстых слоях атмосферы и просто поглощаются ими. Поэтому до наших глаз доходят волны только красного цвета. Вот почему мы видим красивые красные закаты - и чем больше разнообразной взвеси в воздухе и толще атмосферный слой, тем закаты более яркие.
Таким образом, можно сделать вывод: цвета заката могут предсказать погоду.
- Практическая часть
Для того, чтобы понять, действительно ли предсказания погоды по закату совпадают с реальной погодой на следующий день, я провела следующие наблюдения. В течение 2-х недель декабря и января я фотографировала разные закаты и одновременно вела Дневник наблюдений за погодой.
2.1 Результаты визуального изучения фотоматериала в сопоставлении с погодой
Просмотрев снимки, выделили в обобщённом виде несколько видов закатов. Сопоставили их с погодой следующего дня.
Вид заката. Цвет небосклона | Тип погоды на следующий день |
Солнце ярко красное, с чётко очерченными краями, опускается за чистый горизонт, небо чистое, без облаков, сине-голубое. | Ясная; переменная облачность, без осадков; облачно без осадков. |
Солнце опускается за завесой слоистых облаков, облака окрашены в розовый, жёлтый, красный цвет. Контуры солнечного диска размыты. | Пасмурно, с осадками; переменная облачность, без осадков. |
Солнца не видно. Закат за облаками. | Облачно, без осадков; переменная облачность, без осадков; переменная облачность, с осадками. |
Солнце опускается в дымке не плотных слоистых облаков, контуры солнца размыты. Цвет облаков — малиновый, жёлто-красный | Ясно; Переменная облачность, без осадков; облачно без осадков; Облачно, осадки. |
Солнце опускается из-под края плотных облаков за чистый горизонт. Солнечный диск хорошо видно, чётко очерчен, или в дымке розовых облаков. | Ясно; переменная облачность; облачно, без осадков. |
Солнце опускается в плотную завесу слоистых облаков. | Переменная облачность; пасмурно, без осадков. |
Фотографии закатов с погодными характеристиками приведены в приложении в виде презентации. Календари погоды за месяцы наблюдений приведены в приложении.
- Заключение.
Проделав работу, я могу сделать следующие выводы:
- Предсказывать погоду (ясно или будут осадки) на следующий день по виду и цвету заката можно с небольшой вероятностью. Чтобы определить вероятность математическими вычислениями, необходим больший ряд наблюдений.
- По наблюдениям, проведённым мною, можно сделать следующий вывод: ясная, малооблачная без осадков погода может быть когда:
- Солнце опускается в дымке не плотных слоистых облаков, контуры солнца размыты. Цвет облаков — малиновый, жёлто-красный.
- Солнце ярко красное, с чётко очерченными краями, опускается за чистый горизонт, небо чистое, без облаков, сине-голубое.
- Солнце опускается в плотную завесу слоистых облаков. Погода облачная, но без осадков.
- Выделить отдельные виды закатов, которые предвещают погоду с ненастьем, мне пока не удалось.
- С большей долей вероятности можно сказать, что определить, будет на следующий день погода без осадков или будет ненастье, по виду заката можно.
Я продолжу наблюдения за видами закатов в весенне-летний период этого года. Набрав большее число наблюдений, я думаю, что выводы сделаю более правильные.
4. Список литературы
1) В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. Учебник 5-6 кл.: Изд.М.: Дрофа, 2014.-283
2)Н.А.Максимов. География в 5 классе. Методическое пособие для учителей. М., «Просвещение»,1988;
3)Н.П.Неклюкова. Общее землеведение. Атмосфера. Учебное пособие для студентов географического факультета. Изд.2. М., «Просвещение», 1980г.
4) Интернет – ресурсы с сайта Gismeteo
5) фотоматериал.
5. Приложение.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ПРОЕКТ
«Создание эколого-туристического ивент-тура «Памятники природы Джиды»
Автор:
Цыбенова Ольга,
Учащаяся 11 «А» класса
МАОУ ПСОШ №1
С. Петропавловка 2018 г.
Краткое изложение проекта
Учащимися «Петропавловская СОШ №1» Джидинского района осуществляется проект по созданию эколого-туристического ивент-тура «Памятники природы Джидинского района». Данный проект можно считать перспективным в плане активного изучения уникальных природных территорий Джидинского района (памятников природы) в экологическом, культурном и социальном аспектах.
Практическая реализация работы по проекту проводится путем проектной и исследовательской работы. Результаты работы – создание интерактивной карты памятников природы, содержащую информацию об уникальных местах Джидинского района и, на основе неё - эколого-туристического ивент-тура.
Актуальность.
В век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что, в свою очередь, приводит к её загрязнению и уничтожению. Поэтому в настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Именно поэтому столь важно знакомить учащихся с природными памятниками родного края и формировать экологическую культуру подрастающего поколения.
В этом случае поможет экологический ивент-тур. Особенность процесса экологического воспитания на ивент-турах состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Экологический ивент-тур – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Джидинский район богат памятниками природы. Памятниками эти природные объекты называются потому, что они свидетельствуют об истории природы и совершающихся в ней процессах, помогают нам раскрыть многие ее тайны. На территории Джидинского района, по данным книги А.Б. Иметхенова, наиболее значимых памятников природы выделено восемь. О каждом из них можно найти краткие сведения в различных источниках, но собранного воедино описания нет. Поэтому для начала я решила собрать имеющиеся сведения и создать интерактивную карту, в которой подробно рассказать и показать уникальные места нашего района. Далее, на основе карты было решено начать создание ивент-тура, включающего в себя: 1) описание памятников природы, 2) разработку маршрута по одному из памятников природыДжидинского района.
Таким образом, цель проекта: создание эколого-туристического ивент-тура «Памятники природы Джидинского района» для школьников, родителей, местного населения.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
- Изучить всю имеющуюся информацию о памятниках природы Джиды; определить их категорию как памятников природы, дать описание каждого памятника;
- На основе имеющегося материала создать интерактивную карту памятников природы Джиды;
- Для разработки первого ивент-тура выбрать один из памятников природы;
- Привлечь внимание к природным памятникам родного края и этим содействовать бережному к ним отношению и воспитанию экологической культуры учащихся;
- Способствовать сохранению уникальных территорий через организацию экологических ивент-туров и благоустройство территории вокруг самых посещаемых памятников природы;
- В дальнейшем совместно с воспитательным отделом и администрацией МАОУ ПСОШ №1, краеведческим музеем продолжить разработку экологических ивент-туров по памятникам Джиды для школьников.
Объекты исследования: памятники природы Джиды.
Гипотеза: Если организовать совместную поисковую, исследовательскую, краеведческую работу учащихся, родителей, учителей и представителей других организаций, то создание эколого-туристического ивент – тура «Памятники природы Джидинского района» будет способствовать воспитанию экологической культуры, патриотизма, гражданственности через формирование устойчивого интереса к изучению природы Джидинского района с целью сохранения для будущих поколений уникальных мест – природных памятников.
В рамках разработки проекта уже есть определенные результаты – это участие по теме в научно-практических конференциях, олимпиаде «Экознайка», конкурсах «Экоэрудит», «Экомарафон».
Этапы работы над проектом:
1 этап: Разработка проектного задания;
2 этап: Подготовка информации о памятниках природы Джидинского района; систематизация информации;
3 этап: На основе собранной информации создание компьютерных презентаций и интерактивной карты памятников природы Джидинского района;
5 этап: Презентация карты на уроках, НПК, школьном сайте и т.д.
6 этап: Выбор одного из Памятников природы для разработки маршрута.
7 этап: Разработка экологического ивент-тура для школьников;
8 этап: Оборудование мест остановок туристов, установка информационных щитов, разработка правил поведения людей на маршруте и «экологического кодекса»;
9 этап: Образовательная часть – беседы, дискуссии и интерактивные занятия на темы: «организация эко-волонтерской деятельности» учащихся, «личностный рост волонтера», экологический туризм, работа в команде и др.
Партнеры проекта:
- специалисты АУ РБ «Джидинский лесхоз», в интересы которых входит сохранение ООПТ, расположенных на землях лесного фонда. Они окажут помощь, предоставив некоторые материалы и лесные карты;
- ученые естественного факультета БГУ, под руководством которых проводилась несколько лет назад паспортизация отдельных памятников природы в Джидинском районе, и к которым участники проекта будут обращаться за консультациями;
- местные печатные СМИ;
- учащиеся сельских школ, которые стремятся к участию в решении местных экологических проблем;
- районный Совет депутатов, к полномочиям которого отнесено решение природоохранных задач, другие органы власти.
Участники проекта:
- Учащиеся 8 -11 классов ПСОШ №1, учащиеся сельских школ района, учителя-предметники, классные руководители 8-11 классов, жители сел Петропавловка, Нижний-Ичетуй.
Сроки реализации проекта: 2017-2019 гг.
Ожидаемые результаты:
- Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний о правилах ЗОЖ; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности. Сохранение уникальных мест природы Джидинского района.
- Результаты второго уровня: развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к искусству, к природе, к родному краю, его истории и народу, к другим людям.
- Результаты третьего уровня: приобретение школьниками опыта самоорганизации, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других, опыт волонтерской деятельности.
Основное содержание и результаты осуществления проекта:
Задачи | Способ достижения цели (виды и методы деятельности) | Сроки | Результаты осуществления проекта |
1. Организация инициативной группы по организации экологического ивент-тура | Беседы с заинтересованными лицами, будущими партнерами; Сбор и изучение материалов; Определение задач, объемов работы, порядка действий и места каждого в предстоящем деле; Создание общего плана. | Сентябрь – ноябрь 2017 г. | Проявление интереса к изучению природы района; к проблемам охраняемых территорий, к которым относятся некоторые Памятники природы. Создание плана работы. |
2.Сбор информации о памятниках природы Джиды. | Поиск нужной информации в интернете, библиотеке, организациях. | Январь-март 2018 г. | Будет накоплена необходимая информация по памятникам природы Джидинского района и создана интерактивная карта |
3.Эколого-просветительская деятельность | Привлечение внимания к изучению Памятников природы посредством создания выставки в школьной библиотеке, проведения бесед и классных часов. | Январь – апрель 2018 г. | Будут созданы реальные условия для осуществления исследовательской работы по проекту и эколого-просветительской деятельности. |
4.Выбор памятника природы для дальнейшей организации ивент-тура | Изучение материалов, проложенных ранее маршрутов для посещения памятников, выбор объекта и составление карто-схемы. | Апрель-май 2018 г. | |
5.Прокладка маршрута. | Экспедиция на местность, определение экскурсионного маршрута, места расположения площадок для отдыха туристов, места установки информационных досок, указателей и других элементов оформления. | Май-июнь 2018 г. | Будет сформирован экологический экспедиционный отряд, разработан маршрут экспедиции, составлена карто-схема, определен объем работ. Презентация маршрута. |
6.Подготовка оформления и оборудования для благоустройства выбранной территории. | Разработка проекта благоустройства, поиск материальной базы для осуществления задуманного. Проведение конкурсов на лучшие проекты оформления стендов, текстов для стендов, конкурс рефератов о местной природе, экологической викторины, викторины на знание местной природы. Изготовление информационного стенда, табличек, скамеек на уроках труда и ИЗО. | Май-июнь 2018 г. | Будет подготовлено оформление и оборудование для благоустройства |
7.Благоустройство прилежащей территории Памятника «Пещера Сарбадуй» | Установка информационного стенда, оборудование места для сбора мусора, установка скамейки. | Июнь – 2018 г. | Будет благоустроена и оформлена прилежащая к Памятнику территория. |
8.Представление результатов проекта. Начало работы эколого-туристического ивент-тура | Объявления в СМИ, Организация выездов волонтерской группы для поддержания порядка | Июль 2018- июль 2019 г. | Работа будет представлена на республиканском конкурсе юных исследователей окружающей природы |
Улучшения, которые будут достигнуты в результате осуществления проекта:
Социальный аспект:
- повышение активности школьников в решении экологических проблем своей местности. В реализацию проекта включатся многие школы района;
- участники получат моральное удовлетворение от выполнения полезного и важного дела;
- будет улучшена информированность населения района о местных экологических проблемах.
Экологический аспект:
- будет проведен сравнительный анализ состояния памятников природы на основе данных прошлых лет и дана оценка их экологического состояния на сегодняшний день;
- проведены посильные практические работы по очистке территории хотя бы одного из памятников природы Джидинского района.
Образовательный аспект:
- у учащихся школ будет повышен интерес к экологическому дополнительному образованию;
- эколого-просветительские материалы используются учащимися школ при подготовке рефератов и их защите на итоговой аттестации в школе.
Экономический аспект:
В основном используются средства, заработанные своими силами, хотя этого совершенно недостаточно. Проект не останется без внимания Администрации МО «Джидинский район» и есть надежда на дальнейшую поддержку местной власти в деле сохранения и восстановления памятников природы.
После завершения реализации проекта в течение установленного срока его необходимо продолжать дальше, так как памятники природы – уязвимые природные объекты, требующие постоянного внимания и мер по их сохранению и восстановлению.
Дальнейшая работа будет прежде всего направлена на формирование ответственного отношения к уникальным природным объектам, воспитание экологической культуры населения.
Считаю, что созданная мною интерактивная карта памятников природы и организованные ивент-туры помогут привлечь внимание учащихся, общественности к бережному отношению к памятникам природы и пробудить интерес к познанию и изучению своей «малой родины» - Джидинского района.
Список литературы:
- Заказники Бурятии – Улан-Удэ; издательский дом «Экос», 2007
- Атлас Республики Бурятия. - М; Федеральная служба геодезии и картографии Росии, 2000.
- Атлас Забайкалья - Москва-Иркутск; Федеральная служба геодезии и картографии, 1967.
- Историко-культурный атлас Бурятии. - М.; Дизайн. Информация, Картография. 2001.
- Республика Бурятия: Краткий энциклопедический словарь / под ред. Л.Ч.Нимаевой. - Улан-Удэ; Издательство БНЦ, 1998.
- География Бурятии: Учебник для общеобразовательной школы. -Улан-Удэ; Бурятское книжное издательство, 1994.
- Рещиков М.А. Степи Западного Забайкалья. М. - Труды Восточно-Сибирского филиала АН СССР, серия биологическая, вып.34, 1961.
- Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ; Бурятское книжное издательство, 1990
- Мельников И.Д. Памятники природы Бурятии / А.Д.Мельников // Джидинская правда. - 1998.- №9.- СЗ.
- Бакутин М. Озеро Таглей / М.Бакутин // Джидинская правда. - 1972.- №15.-СЗ.
- Смирнов А.Ю. Таглейский госзаказник / А.Ю.Смирнов // Джидинская правда. - 1988. -№32. ~С2.
- Мельников И. Д. Путешествие к жемчужине / Мельников И.Д. // Джидинскаяправда. - 1990. -№25. -С4.
- Мельников И. Д. Джида заповедная 2014.
- Интернет-ресурсы.