Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активизация познавательного интереса через проектную деятельность | 579.7 КБ |
aktivizatsiya_poznavatelnoy_de.docx | 382.41 КБ |
Европейский Север 9 кл. Технологическая карта урока | 28 КБ |
evropeyskiy_sever._sozdanie_obraza_rayona.pptx | 2.85 МБ |
Элективный курс Я ЛЕОНАРДО | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология проектной деятельности дает большое преимущество для развития познавательного интереса у учащихся всех возрастных категорий, так как главной идеей проектной технологии является стимулирование интереса учащихся к определенным учебным проблемам, разрешение которых предполагает овладение некоторой суммой знаний, а также показ практического применения полученных знаний. Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у учащихся опыта творческой деятельности, рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познания окружающего мира. География , как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Один из методических приемов на уроках при изучении экономических районов в разделе «Районирование России» – это проект «Создание «образа» территории (района) через составление условного герба». Главная задача учащихся на уроке - показать свой «образ» экономического района «Европейский Север» через составление условного герба. “Образ” нужно составить так, чтобы по нему легко угадывался экономический район. Каждая группа или ученик, работающий самостоятельно, мотивированно предлагают условные знаки для создания коллективного образа района. Учащиеся выделяют личностно значимые для них смысловые знаки, устанавливают между знаками связи, определяя специфику этого района, отличительные черты, специализацию хозяйства. В итоге получается географический образ района. Наводящие вопросы учителя позволяют конкретизировать материал, уточнять, скомпоновать. В результате создается каркас условного герба экономического района России.
Основные этапы урока Создание проблемной ситуации Формулирование проблемы, версии Изучение нового материала, создание герба.
Предварительный просмотр:
Яковлева Лариса Юрьевна
Учитель географии
Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии.
Технология проектной деятельности дает большое преимущество для развития познавательного интереса у учащихся всех возрастных категорий, так как главной идеей проектной технологии является стимулирование интереса учащихся к определенным учебным проблемам, разрешение которых предполагает овладение некоторой суммой знаний, а также показ практического применения полученных знаний. Проектная технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта-прообраза (модели) предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта. Это могут быть макеты, карты, схемы, описания и прочее. Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у учащихся опыта творческой деятельности, рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познания окружающего мира.
География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
В качестве примера применения проектной технологии представляю тезисы урока «Европейский Север: образ района» в 9 классе.
Один из методических приемов при изучении экономических районов в разделе «Районирование России» – это проект «Создание «образа» территории (района) через составление условного герба». Главная задача учащихся на этом уроке - показать свой «образ» экономического района «Европейский Север» через составление условного герба. “Образ” нужно составить так, чтобы по нему легко угадывался экономический район.
- При выполнении задания учитывается географическое положение, особенности рельефа, климата, природных зон, природных ресурсов, уникальные природные объекты, достопримечательности;
- Свое представление учащиеся выражают в виде условных знаков, к которым предъявляются следующие требования: легко читаемы, легко узнаваемы, просты в изображении, соответствуют содержанию материала. Используются как картографические условные знаки, так и условные знаки, придуманные учащимися.
- При создании образа необходимо придерживаться логической цепочки: ЭГП-природные ресурсы-население-хозяйство и памяткой-подсказкой.
Составление коллективного образа экономического района, Рисование условного герба экономического района с помощью условных знаков.
Каждая группа или ученик, работающий самостоятельно, мотивированно предлагают условные знаки для создания коллективного образа района. Учащиеся выделяют личностно значимые для них смысловые знаки, устанавливают между знаками связи, определяя специфику этого района, отличительные черты, специализацию хозяйства. В итоге получается географический образ района.
Наводящие вопросы учителя позволяют конкретизировать материал, уточнять, скомпоновать.
В результате создается каркас условного герба экономического района России.
Творческий подход к работе, желание создавать и творить самому – основа успешного выполнения задания. Каждый учащийся по-разному выполняет задание: у каждого разные способности к оформлению, рисованию, образному представлению. Поэтому все гербы получаются разными, хотя несут одну и ту же информацию.
Творческие работы в виде рисунка с условным изображением экономического района оцениваются по следующим критериям: узнаваемость района, близость условных знаков к картографическому изображению и содержанию материала, необычность, яркость, аккуратность выполнения, а также описание и объяснение изображения образа территории.
Наиболее успешные работы я заношу в свою методическую копилку для использования при обобщающем повторении всего курса и при подготовке к экзаменам.
Таким образом, данный вид работы позволяет активно включиться в работу всему классу, учащиеся извлекают огромное количество информации из карты, учебника. Ученик не только выполняет творческое задание, но повторяет весь ранее изученный материал - ЭГП, природу, население, хозяйство изучаемого экономического района и их взаимосвязь. Учащийся не только воспроизводит только что полученные знания, но и строит новую логическую цепочку, поднимаясь на более высокий уровень.
Главным звеном в данной работе можно назвать желание создавать и творить самому. Творчество естественно для обучающегося, он умеет и хочет творить, учителю нужно лишь слегка подтолкнуть его к этому, поддержать его стремления, направить.
Во время урока достигаются следующие результаты:
Предметные:
- Работают с картой и текстом учебника;
- Дают характеристику ЭГП, характеристику населения района;
- Дают оценку природных ресурсов как факторов для развития хозяйства;
- Определяют отрасли специализации района.
Метапредметные:
Познавательные:
- Решают проблемные задачи, высказывают суждения, подтверждая их фактами;
- Классифицируют информацию по заданным признакам;
- Выявляют причинно – следственные связи;
- Придумывают и используют в учебной деятельности знаково-символические средства
Регулятивные:
- Планируют свою деятельность под руководством преподавателя;
- Определяют учебные задачи;
- Выслушивают и объективно оценивают другого.
Коммуникативные:
- Формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;
- Осуществляют сотрудничество с учителем и сверстниками;
- умеют вести диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные:
- формулирование внутренней позиции школьника;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства района;
- формирование умения высказывать своё отношение к исследуемой проблеме.
Роль учителя заключается в создании условий для актуализации имеющихся знаний учащихся и формировании у них новых, более расширенных знаний и представлений в процессе обобщения и систематизации знаний.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока в 9 классе по географии. Учитель Яковлева Л.Ю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором размещен трехцветный круг (сине-бело-желтый цвета национального флага). В верхней части круга — золотое соёмбо — традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала , а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины , характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента « хадак » — символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба. Герб Республики Бурятия
Тема урока: «Образ Европейского Севера» Цель: Создать образ экономического района «Европейский Север» через составление условного герба.
Сыктывкар Мурманск Нарьян-Мар Архангельск Петрозаводск Вологда Внешние соседи: Внутренние соседи (эк. Районы): Северо-Запад, Центральный, Урал, Западная Сибирь Страны Финляндия, Норвегия Состав и ЭГП района Вывод 1: по площади район большой, граничит с развитыми государствами и экономическими районами
Какое положение (окраинное, центральное, приморское) занимает район? К каким морям выходит Европейский Север? Назовите крупные порты. Какими ресурсами богат?
ЭГП ( Экономико - географическое положение): района Район занимает окраинное и приморское положение на территории страны. Внешние соседи: страны Финляндия, Норвегия . Внутренние соседи : экономические районы: Центральный, Северо – Западный, Западная Сибирь, Уральский . Выход к морям Баренцево и Белое , порты Мурманск (незамерзающий, ?) , Архангельск, Северодвинск. Связь портов с крупными населёнными пунктами осуществляется через железнодорожные и автомобильные магистрали, речное сообщение. Северный морской путь. Богатство природными ресурсами: лесные, водные, рыбные, минеральные : медно-никелевые и железные руды, топливные – нефть, газ, уголь Печорского бассейна, сырьё для химической промышленности - апатиты . Придумайте и схематично изобразите условными знаками основные пункты характеристики ЭГП
Особенности ЭГП плюсы минусы - Крупнейший по территории район в европейской части; - Богатейшие природные ресурсы; - Близость к Центральной России и внешнеторговым партнерам (Норвегия и Финляндия); - Приморское положение: Северный морской путь, крупные порты - Самый слабозаселенный район ; - Суровые климатические условия (кроме Вологодской обл.); - Сложная экологическая обстановка в районе морей (захоронения радиоактивных отходов, загрязнения) Вывод: ЭГП ++ -
Особенности населения Европейского Севера Слабозаселенный район . Высокий уровень урбанизации П риток трудоспособного мужского населения . Вывод об обеспеченности трудовыми ресурсами: ………
Ресурсы Отрасли специализации, крупные центры Лесные Водные Рыбные Минеральные: нефть, газ Уголь Печорского каменноугольного бассейна Железные руды (м/ р Костомукша, Кандалакша) Медно-никелевые руды Апатиты Так как в районе есть крупные морские порты, развито ….. …… Влажный климат, тундровая растительность, заливные луга Молочное животноводство Оленеводство Льноводство (выращивание льна) Хозяйство района Используйте атлас -стр . 30 , учебник – стр . 149-150
Лесные - Водные - Рыбные - Минеральные (полезные ископаемые): 1. топливные: нефть, газ; уголь Печорского каменноугольного бассейна) - 2. Железная руда – 3. медно-никелевые – 4. Апатиты – Так как в районе есть крупные морские порты, развито … лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная морской и речной транспорт, порты, целлюлозно-бумажная Рыболовство Рыбоперерабатывающая топливная и нефтеперерабатывающая черная металлургия цветная металлургия тяжелых металлов химическая промышленность (основная химия) судостроение Придумайте и схематично изобразите условными знаками отрасли специализации
Географию своей страны нередко приходится изучать заочно, по картам и планам, книгам и картинам, фотографиям и статьям, лишь мысленно бродить по ее равнинам, лесам и степям. Но и таким способом можно достичь в познании страны больших успехов. Эпилог
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Управление образования Джидинского района
МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
Образовательная программа
элективного курса, основанная на статьях журнала «Я Леонардо»
Разработал: учитель географии ПСОШ №1 Яковлева Л.Ю.
Разработана на основе программы,
утвержденной и рекомендованной к реализации
Экспертным советом Программы «Школьная Лига РосНАНО»,
Авторы Е.Жаворонкина, И. Мартынов, А. Фадеев, Ю. Харб
С. Петропавловка 2014г
Пояснительная записка
Одной из наиболее актуальных проблем в области организации процесса обучения сегодня является заинтересованность воспитанника в изучении школьных предметов. Увлеченность учением вне утилитарного подхода становится важнейшей задачей, которую необходимо решать в процессе неразрывного соединения образовательного и воспитательного процессов. Эффективным инструментом привлечения учащихся к творческой и научной учебной деятельности становится изучение материала на основе синтеза, в интегративной взаимосвязи таких школьных предметов, как физика, химия, биология, информатика. Таким образом, данная программа предлагает обратиться к широким возможностям естественных наук как богатейшего поля для формирования заинтересованности в учении, для получения исследовательских навыков.
Новизной данной программы является ее интегративный подход к вопросу формирования интереса к школьным предметам, использование в качестве опорного учебного материала научно-популярного журнала для увлеченных школьников «Я Леонардо». Привлечение смежных дисциплин в ходе проведения курса дает несравненно больший результат в освоении обучающимся научной и информационной среды современного общества, что делает программу актуальной и значимой.
С точки зрения содержания программа является преимущественно прикладной, направленность программы – естественнонаучная.
Важным элементом данной программы является ее вариативный подход к организации учебного процесса. Учитель выбирает тот набор заданий, который кажется ему наиболее подходящим в конкретном содержании учебного процесса (например, относительно общей программы, численности класса, способности детей и так далее).
Форма реализации: элективный курс, факультатив.
Срок реализации образовательной программы: 36 часов. Модуль 1-й – 12 часов. Один модуль программы рассчитан на освоение одного номера журнала «Я Леонардо». Данный модуль составлен на основе журнала «Я Леонардо» №3 (5), осень 2012.
Форма обучения: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительный, иллюстративный, демонстрационный, поисковый, исследовательский.
Целевая аудитория: программа рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного звена в возрасте от 12 до 18 лет, освоивших общеобразовательный курс 6 класса, занимающихся в классах с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла или интересующихся ими. Может корректироваться с учетом индивидуальных способностей и возраста обучающихся.
Цели программы. Учащиеся, успешно освоившие данную программу:
- Разовьют навыки исследовательской работы с разного рода текстами, материалами и приборами в ходе индивидуальной работы, общения в малых инициативных группах и коллективе в целом - образовательные цели;
- Смогут оценить изучение дисциплин естественнонаучного цикла как увлекательное и перспективное занятие – воспитательная цель;
- Научатся сопоставлять различные виды естественнонаучного знания (физика, химия, биология, генетика и др.) и оценивать их влияние на научно-технический и интеллектуальный прогресс общества – развивающие цели.
Ключевые понятия:
- Наука
- Исследование
- Лаборатория
- Опыт
- Информация
Проблемные вопросы курса:
Каким образом естественные науки помогают нам существовать в реальном мире?
Что дает нам соединение теорий и практик нескольких дисциплин в собственных исследованиях?
Какова роль фундаментальных и прикладных наук в жизни общества? Какие открытия стали принципиально важными и определяют наше существование, а какие еще предстоит открыть?
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данной программы к завершающему этапу её участники обладают знаниями о возможности исследовательской работы с увлечением, умением выстраивать логические ряды, соотносить собственный научный прикладной опыт с опытом коллектива и большой науки в целом. Развитие программы в перспективе в более продолжительный элективный курс поможет воспитанникам углубить знания в области естественных, точных и даже гуманитарных наук и расширить сферу собственных компетенций.
Электив состоит из нескольких блоков-рубрик, раскрывающих все сферы применения фундаментальных и прикладных аспектов естественных наук.
Учебно-тематический план:
№ | Тема | Количество отведенных часов |
Мировая наука: фантастическое как реальность. «Новейшие генетические эксперименты (по статье «Мышь с пультом управления»)» | 2 | |
Экспериментальный класс. «Тяжелый воздух», «Кровавая химия» (по статьям «Воздух против банки» и «Кровавая химия») | 1+1 | |
Biography. «Великие физики: нобелевские лауреаты А.Энштейн, Ж.Алферов (по статьям «Трудный ребенок», «Ответ нужно искать самому», «Главное, чтобы никто не ушел обиженным») | 2 | |
Edutainment. «Олимпиада как ключ успеха» (по статьям «Как поступить в ВУЗ без ЕГЭ» и «Наноград 2012») | 2 | |
Кот в мешке. «Лингвистическое путешествие», «Вся правда об НЛО» (по статьям «Невероятные приключения русских за рубежом» и «Вся правда об НЛО») | 1+1 | |
Наука как отдых. «Виртуальное посещение музея «Экспериментариум» (г. Москва) и научного шоу «Полкило чудес» (по статьям «Кровавая химия» и «Территория экспериментов») | 2 |
Разработки типовых и творческих заданий, направленных на расширение или адаптацию данной образовательной программы
№ темы | Ресурсное обеспечение | Типовые задания по теме | Творческие задания по теме | Оборудование |
1.Мировая наука: фантастическое как реальность. | Статья журнала «Я Леонардо», видеоматериалы по генетическим открытиям. | Составить ментальную карту по теме статьи, разработать задания для интерактивной доски, включающие работу со схемами, рисунками, таблицами | Составить сообщение по теме «Уникальные гены, открытые человечеством». Выделить собственную молекулу ДНК (при наличии оборудования АСМ) | Проектор, интерактивная доска, аудиоаппарату ра, лабораторное оборудование, атомный силовой микроскоп, ноутбуки, препараты для исследования, канцелярские принадлежности |
2.Эксперимен тальный класс. | Статьи журнала «Я Леонардо», справочные материалы по химии и физике | Провести опыты согласно описанному алгоритму | Создать фантастическое существо – помощника юного исследователя и нарисовать комикс – алгоритм опыта с его участием | |
3.Biography. | Статьи журнала «Я Леонардо», мультимедиа презентации к биографиям ученых, видеоматериалы о вручении Нобелевской премии | Изучить материалы статей, выделить сферы интересов ученых, общее и различное на пути становления | Составить список вопросов к нобелевским лауреатам, подготовить список лучших вопросов и выслать на адрес Ж.Алферова с приветственным обращением от юных ученых | |
4.Edutainment. | Статьи журнала «Я Леонардо», материалы юных журналистов о Летней школе РосНАНО «Наноград» 2011, 2012. | Поработать в интернете и найти порталы для школьников, содержащие информацию об образовательных проектах и олимпиадах, в которых можно принять участие | Найти информацию о международных олимпиадах и конкурсах и разработать стратегию подготовки к ним | |
5.Кот в мешке. | Статьи журнала «Я Леонардо», 2-хминутные ролики об особенностях изучаемых стран. Программа панорамных изображений достопримечательностей разных стран. Фотоснимки НЛО. Программа панорамного изображения звездного неба. | Обсудить материалы в дискуссионных группах. Изучить принципы построения виртуальной реальности на основе компьютерных программ. | Выбрать одну из 2-х тем: «Тайны, развенчанные наукой» или «Тайны за гранью науки» и раскрыть ее содержание в мультимедиа презентации | |
6.Наука как отдых. | Статьи журнала «Я Леонардо» | Исследовав материалы статей, предложить идейное наполнение и тематику одного занятия и опыта к нему в формате экспериментального музея | Выступить в роли учителя, подготовив и проведя одно творческое занятие для младших школьников по примеру музея «Эксперимента риум» |