материалы для конкурса "Учитель года"
*Методический семинар
*Открытый урок в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей"
*классный час
*самоанализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст метод семинара "проблемное обучение" | 21.51 КБ |
презентация для метод семинара | 386.52 КБ |
конспект открытого урока "Сравнение десятичных дробей" | 54.43 КБ |
приложение к уроку. задания для групп | 39.75 КБ |
приложения к уроку | 49.79 КБ |
классный час "Блокада Ленинграда" | 35.06 КБ |
самоанализ | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках математики»
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности
Цель и задачи методического семинара
Цель: обобщение педагогического опыта, использования приёмов технологии развития мышления на уроках математики для формирования познавательной деятельности обучающихся;
создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.
Задачи:
- Раскрыть сущность технологии развития проблемного обучения.
- Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие самостоятельного мышления обучающихся.
- Показать результативность использования приёмов технологии проблемного для формирования познавательной деятетельности обучающихся
Актуальность педагогического опыта.
В качестве результата образования в настоящее время задается не объем предметных знаний, а новообразования в личности обучающегося. Данные новообразования касаются как всех проявлений психики ребенка (познавательной, эмоциональной и волевой сферы), так и его личностных качеств. Обращение к личности ребенка, как результату деятельности вызвано, в частности, идеей современного образования - «учение через всю жизнь».
Одной из ведущих идей «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» является предоставление каждому обучающемуся возможности достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе. Одним из способов реализации данной идеи вижу проблемное обучение. При таком обучении ребенок сам определяет для себя круг задач, в решении которых он может быть успешен.
Теория проблемного, развивающего обучения – новая дидактическая система, современной дидактики. Развивающим обучение, т.е. ведущим к общему и специальному развитию, можно считать только обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.
В практике работы приходится сталкиваться с тем, что дети успешно справляющиеся с различными видами работ под руководством учителя, пасуют в ситуациях, связанных с самостоятельным принятием решения.
Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы.
Актуальными являются уроки, которые учитель проводит в соответствии с современными стандартами образования. В настоящее время перед педагогами школ и мной лично стоит важнейшая проблема, как сделать процесс обучения еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Какие выбрать формы и методы обучения, чтобы педагог утратил центральную роль, стал организатором образовательного процесса, чтобы дети на таких занятиях взаимодействовали друг с другом, а педагог о том, чтобы усилия их были направлены на положительный результат. В практику педагогического процесса такие методы обучения вошли под названием «проблемные методы обучения», под которыми обычно понимается система методов, требующих от учащихся каких-либо творческих поисковых усилий, а не чисто механической учебной работы.
Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения обучающимися понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Актуальность темы
- Спад интереса обучающихся к изучаемому предмету;
- осознание необходимости формирования познавательных интересов обучающихся;
- поиск методических средств и приемов, располагающих к совместной деятельности учителя и обучающихся по овладению предметом, повышению качества математического образования;
- рассмотрение возможности использования проблемного обучения, как метода развития мотивации и познавательной активности обучающихся и, как следствие –повышение качества образования;
- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Выводы, полученные в результате изучения психолого-педагогической литературы.
Проведенный анализ педагогической литературы показал, что проблемное обучение можно применять на уроках различного типа и позволил выделить внутреннюю часть структуры проблемного урока, которая состоит из следующих этапов:
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы, проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, конструкторско-изобретательную, частично-поисковую, художественную учебно-познавательную деятельность учащегося или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ репродуктивного и творческого характера или при изложении учебного материала учителем. Проблемные вопросы, задачи, задания являются наиболее универсальными и эффективными формами выражения проблем. Однако проблемная ситуация может быть создана учителем преднамеренно, без постановки вопроса или задания, а может возникнуть по логике изложения учебного материала.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Структура проблемного урока, позволяющего активизировать
познавательную деятельность ученика:
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
Учитель знакомит с общей идеей (проблемой) урока.
Ученики выдвигают гипотезы, идеи
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
Ученики проводят исследование, собирают информацию для своих гипотез.
Подтверждают или опровергают гипотезы.
- доказательство гипотезы;
Сообщают свою информацию систематизируют материал
- проверка правильности решения проблемы.
Подводят итоги, планируют дальнейшую работу.
(в обучении этот метод – лучший, по мнению психологов)
Для примера рассмотрим виды следующих составленных проблемных ситуаций:
1. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Тема: Сумма углов треугольника (7 класс)
Учитель читает условие задачи, ученики анализируют его и выявляют ошибки, тем самым мы можем проверить учеников на внимательность. В данных задачах следует вспомнить теорему о сумме углов треугольника, полагаясь на данную теорему, мы придем к выводу, что не все условия задач поставлены корректно, тем самым некоторые треугольники не существуют.
Задача 1.1.Построить треугольник по трем заданным углам.
2. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
Тема: Линейные уравнения с одной переменной (6 класс)
Учитель приводит готовое решение следующих примеров, в ходе которого допущены ошибки. При проверке ответ не сходится. Ученики ищут ошибку, тем самым решают проблему, приходят к определенным выводам и решают пример уже без ошибок.
Используемые ресурсы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – способ организации деятельности обучающихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. ( В.Оконь , М.М. Махмутов , А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.)
Структура урока Проверка учителем домашней работы учеников Объявление темы учителем Объяснение темы учителем Закрепление знаний учениками Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. Актуализация знаний Поиск решения проблемы учениками. Выражение решения Применение знаний учениками. Традиционное обучение Проблемное обучение
Пример проблемной ситуации через умышленно допущенную ошибку Сколько будет 2 умножить на 2? Я докажу, что 5! 28+8-36=35+10-45 4*(7+2-9)=5*(7+2-9) Разделим на общий множитель (7+2-9) Получаем: 4=5, 2*2=5
Проблемные ситуации через решение « обманных задач» (на внимательность) (5х+8)*2-3=19 10х+16-3=19 10х=19-16-3 10х=0 Х=0 Проверка: (5*0+8)*2-3=19 13 19
Решение задач, связанных с жизнью Три раза в день, шесть раз в неделю учеников Вавилинского затона забирает автобус и отвозит в школу. Сколько денежных средств необходимо выделить школе №8 на бензин, чтобы дети не пропускали учебные занятия в школе? Необходимо рассчитать километраж маршрута по карте города. По данным источникам вычислить расходы на бензин.
Создание проблемных ситуаций через противоречие = ٠ =25٠36=900 = 64:4=16 = = 25+36=61 Решим последний пример, соблюдая порядок действий в вычислениях: = =121 Получаем:
Диагностика обучения школьников 6 «а» класса математике
Для чего нужна математика в жизни Математика… Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Школа: МБОУ СОШ №8 г.Кызыл.
Учитель математики: Унутова Ырыс Ильинична
Класс: 5 "а"
Дата проведения: 19.02.2019
Тема урока: Сравнение десятичных дробей.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
Предметные: научить учащихся сравнивать десятичные дроби.
Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применить приобретённые знания и умения, формировать умение объективно оценивать свой труд и труд одноклассников.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Планируемые результаты:
Предметные: Сравнивают числа по классам и разрядам; планируют решение задачи.
Личностные: Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют положительное отношение к урокам математики, дают самооценку результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные – записывают выводы в виде правил «если… то…».
Коммуникативные – организовывают учебное взаимодействие в паре.
Основные понятия: Правила сравнения десятичных дробей, свойство десятичной дроби.
Ход урока
1.Организационный момент. Дети рассажены на 4 группы. На доске число, классная работа, эпиграф к уроку. На магнитной доске прикреплены мини-сообщения детей «О возникновении десятичных дробей»-домашнее творческое задание предыдущего урока.
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Поднимите смайлики с соответствующим настроением. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно «удачи» и начнем урок. Садитесь.
Вспомните, что изучали на прошлом уроке?
-Изучили понятие «десятичная дробь».
- Наша работа с десятичными дробями ещё только начинается. Впереди нас ждут грандиозные открытия. Но чтобы совершать открытия нужно в первую очередь желание, вы согласны? Выразительно прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку –высказывание древнеримского оратора и философа Цицерона: «Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!»
-как вы понимаете смысл этих слов? (Варианты ответов учащихся.)
-так давайте же учиться! Получать знания!
2. Актуализация знаний.
К доске вызываю трех учащихся для выполнения заданий аналогичных домашней работе (приложение 1). Работа с остальными.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Фронтальный опрос. Для начала обобщим ваши знания. Что же значит слово «Дроби»? -Давайте точно определим значение этого слова и обратимся к толковому словарю. Итак, что такое разобрались, теперь вспомним из каких элементов состоит обыкновенная дробь? -Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби? Что обозначает дробная черта? - Какие дроби называются десятичными? Все ли обыкновенные дроби можно представить в виде десятичных? Что показывает запятая? Как правильно читают десятичные дроби? Вспомним разряды. (слайд 1) | Варианты учащихся
Вызывается один учащийся и читает. Дробная черта, числитель, знаменатель На сколько равных частей поделили целое Сколько частей взяли Деление -дает определение дробных чисел Отделяет целую часть от дробной Учащийся зачитывает дробь, называет разряды. |
3.подведение к изучение нового материала.
а вы задумывались зачем нужны десятичные дроби? Где их применяют?
После ответа учащихся слайд.
Да, действительно значение десятичных дробей жизни очень велико. Давайте посмотрим видеофрагмент, где доля секунды (!) сыграла решающую роль в жизни человека, и вошла в историю целой страны!
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
А как вы считаете, как судьи определяют победителей на подобного рода соревнованиях? Т.е. определяют по времени Верно! Сравнение чисел-это тоже математика. Давайте вспомним, как сравнивают натуральные числа. Слайд с примерами
(почему этот случай отдельно рассматриваем?0-нат.число?)
Да, возможно интуитивно вы догадываетесь, но правил еще знаете Данные примеры выписываются на доску | Смотрят кто быстрее пришел к финишу Сравнивают время По количеству цифр в числе Любое натуральное число всегда больше нуля 0-не является натуральным числом Сравнивают числа, озвучивая правило (если дети не могут вспомнить правила даются подсказки) Высказывают предположения |
4. мы не случайно выполнили подобного рода задания, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
-СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. (слайд)
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Посмотрите, я каждому раздала карточки, давайте прочитаем и частично заполним таблицу (приложение 2)
Заполните, исходя из примеров, которые мы с вами устно решили первый столбец «Я знаю». Запишите правила сравнения чисел, которые вы уже знаете. Спросить у одного из учащихся что он пишет. На всплывающем слайде сверить правильность заполнения
Самостоятельно заполните второй столбец «Хочу Знать». Спросить у одного из учащихся что он пишет. На всплывающем слайде сверить правильность заполнения
Таким образом мы определили с вами цели сегодняшнего урока. (Слайд с целями)
Третий столбец пока оставьте пустым, его мы заполним в конце урока. Отложите карточки в сторону.
5.изучение нового материала. Я вас рассадила по группам для того, чтобы провести практическую работу, проделав которую вы, я надеюсь, сможете самостоятельно сможете сформулировать правила сравнения десятичных дробей.
Задание для первой группы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 |
Запишите какая часть квадратов закрашена с помощью обыкновенных дробей.
Переведите обыкновенные дроби в десятичные.
Сравните полученные результаты и сравните закрашенные области квадратов.
Сделайте вывод о равенстве десятичных дробей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для второй группы:
Внесите в таблицу результаты измерений веса трех ваших товарищей, выраженные в килограммах.
Имя участника измерений | |||
Результат (кг) |
Определите:
самый легкий вес ____________ кг.
самый тяжелый вес___________кг.
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей с разной целой частью.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для третьей группы
Внесите в таблицу результаты измерений роста ваших трех товарищей, выраженные в метрах.
Имя участника измерений | |||
Результат (м) |
Изобразите результаты на координатном луче.
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей на координатной прямой.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей с одинаковой целой частью ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для четвертой группы.
Попробуйте сравнить десятичные дроби по разрядам, определив их расположение на координатном луче
- 0,10 и 0,08 2) 0,2 и 0,02
- 0,1 и 0,08 4) 0,20 и 0,02
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей с одинаковой целой частью и разным количеством цифр в дробной части.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ребята делают вывод. Примерный Вывод на слайде.
6.Первичное закрепление.
решаются выписанные примеры на доске.
7. Физкультминутка для глаз.
Поднимает руки класс-это раз
Повернулась голова-это два,
Руки вниз, вперед смотри-это три
Руки в стороны –пошире,
Развернулись на четыре,
С силой их к рукам прижать-это пять
Всем ребятам нужно сесть-это шесть
8. закрепление.
Откройте, пожалуйста КИМы ОГЭ за 9 класс на странице 121 и прочитайте 5 упражнение. Давай вместе решим .
Самостоятельная работа. Состоит из трех заданий разного уровня сложности (приложение 4). Работа на 5 минут, во время работы учащихся учитель ходит и проверяет как выполняется работа. с последующей взаимопроверкой (обмен тетрадями с соседом). В конце на слайде показаны ответы для проверки и оценка за количество правильных ответов, оценки вносятся в оценочный лист.
Проверка -1 мин
9. подведение Итогов. Ребята, наш урок близится к концу, давайте подведем итоги. Достаньте карточку где были записаны ваши цели на урок, заполните третий столбец «Я узнал». Спросить у 2-3 учащихся как они заполняют, что вписали в карточку. Показать на слайде примерный вывод учащихся.
-что вам запомнилось на уроке?
-где в вашей жизни может пригодится умение сравнивать десятичные дроби?
-еще раз прочитайте эпиграф нашего урока и скажите чему вы научились сегодня на уроке математики.
-Каково ваше настроение сейчас? Поднимите соответствующие смайлики
все ли задания были понятны?
Если кто-то где-то чего-то не понял или есть такие дети, которые вообще не поняли что происходило сегодня на уроке, то они смогут восполнить пробелы на следующем уроке.
10.Работа с дневником. Запишите домашнюю работу на следующий урок (Слайд):
На «4»: нужно выучить правила сравнения десятичных дробей и выполнить №824, 826.
На «5»: так же учат правила, выполняют №824 и 826 и дополнительно пишите мини сочинение «Где мне пригодится умение сравнивать десятичные дроби» или пройдите онлайн тестирование по данной теме, ссылку запишите: www.matematika-na.ru/5class/mat_526.php. На доске вывешены домашнее творческое задание предыдущего урока, на перемене можете почитать. Задание так же записано на доске.
Выставите оценки и на перемене подойдете ко мне за подписью.
Всем спасибо за урок! (слайд) молодцы, хорошо работали! Желаю вам дальнейших успехов в обучении и радости открытия новых знаний каждый день.
Предварительный просмотр:
Ⅰ. Внесите в таблицу результаты измерений роста вашего товарища, выраженные в метрах.
Имя участника измерений | |||
Результат (м) |
Изобразите результаты на координатном луче.
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей на координатной прямой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ⅠⅠ. Внесите в таблицу результаты измерений веса вашего товарища, выраженные в килограммах.
Имя участника измерений | |||
Результат (кг) |
Определите:
самый легкий вес ____________ кг.
самый тяжелый вес___________кг.
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей с разной целой частью.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ⅲ. Внесите в таблицу результаты измерений веса яблок, выраженные в килограммах.
Номер яблока | 1 | 2 | 3 |
Результат (кг) |
Определите:
самый легкий вес ____________ кг.
самый тяжелый вес___________кг.
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей с одинаковой целой частью и одинаковым количеством цифр в дробной части.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты сравните.
вывод___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ⅳ. Попробуйте сравнить десятичные дроби по разрядам, указав их расположение на координатном луче
- 0,10 и 0,08 2) 0,1 и 0,08
- 0,2 и 0,02 4) 0,20 и 0,02
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей с одинаковой целой частью и разным количеством цифр в дробной части.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я знаю | Хочу знать | Узнал (а) |
Я знаю | Хочу знать | Узнал (а) |
Я знаю | Хочу знать | Узнал (а) |
Я знаю | Хочу знать | Узнал (а) |
Предварительный просмотр:
Умею | Хочу узнать | Научился / научилась |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 |
Запишите какая часть квадратов закрашена с помощью обыкновенных дробей.
Переведите обыкновенные дроби в десятичные.
Сравните полученные результаты и сравните закрашенные области квадратов.
Сделайте вывод о полученных десятичных дробях ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для второй группы:
Внесите в таблицу результаты измерений веса трех ваших товарищей, выраженные в килограммах.
Имя участника измерений | |||
Результат (кг) |
Определите:
самый легкий вес ____________ кг.
самый тяжелый вес___________кг.
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей с разной целой частью.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для третьей группы
Внесите в таблицу результаты измерений роста ваших трех товарищей, выраженные в метрах.
Имя участника измерений | |||
Результат (м) |
Изобразите результаты на координатном луче.
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей на координатной прямой.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей с одинаковой целой частью ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для четвертой группы.
Попробуйте сравнить десятичные дроби по разрядам, определив их расположение на координатном луче
- 0,10 и 0,08 2) 0,2 и 0,02
- 0,1 и 0,08 4) 0,20 и 0,02
Сделайте вывод о сравнении десятичных дробей с одинаковой целой частью и разным количеством цифр в дробной части.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа.
- В каком из этих примеров допущена ошибка:
а) 1,7=1,70
б) 17=170
в) 129,5700=129,57
- Сравните десятичные дроби:
а) 4,5 6,8
б) 12,98 12,89
в) 15,416 15,9
- Расшифруйте имя и фамилию голландского математика, который изобрёл десятичные дроби, расположив числа:
1) в порядке возрастания:
3,02 | 2,23 | 3,2 | 2,3 | 2,03 | |||
о | и | н | м | с |
7,78 | 7,0007 | 7,7777 | 7,0077 | 7,778 | 7,0777 |
н | с | в | т | и | е |
Предварительный просмотр:
Классный час проведённый во 2 А классе 1 февраля 2013 г.
на тему: "Блокада Ленинграда".
Цель классного часа:
совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.
Оборудование: телевизор, презентация, рисунки детей, записи песен «Вставай страна огромная», «День Победы», «Город Ленинград», звук метронома, кусочек хлеба.
Кл.час сопровождается картинками (телевизор)
Учитель: Внимание! Внимание! Внимание!
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Более 60 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Фото 1.
Ученик 1.:
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.
Учитель: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против СССР получил название "Барбаросса". Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.
Ученик 2:
Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.
Учитель: Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Ленинграда" от 22 сентября 1941 года : "Фюрер решил стереть город Ленинград с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.
Фото 2
Ученик 3.
Враг бешенный на нас пошел войной.
Жестокий враг на наше счастье поднял руки,
Враг топчет мирные луга,
Он сеет смерть над нашим краем,
Иди смелее в бой, рази врага,
Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям
Как дом, в котором ты живешь.
Оберегай страны просторы.
Завод родной, сады, леса и рожь,
И воздух наш, и степь широкую, как море.
Храни, как дом, в котором ты живешь!
Учитель: Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки - сыновья полков и юнги.
Ученик 4:
Горим! К бою! Трубы полковые,
Военный гром катился над горою.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели -
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по взрослому сильны.
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
Учитель.Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!". В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает (звучит стук метронома).
Фото 3.
Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.
Поэт Николай Тихонов обратился к своим землякам:
Ученик 5
Пусть тянет руку дерзкий враг
К нам в Ленинградские пределы.
Их было много, тех волков,
Чья рать сюда войти хотела.
На непреступном берегу
Отрубим руку мы врагу.
На крыльях черные кресты
Грозят нам нынче с высоты.
Мы стаи звезд на них пошлем,
Мы их таранить в небо будем,
Мы те кресты перечеркнем,
Зенитным росчерком орудий.
Стой, ленинградец, на посту,
Смотри в ночную высоту,
Ищи врага на небосклоне, -
С тобой на вахте боевой,
Стоит суровый город твой,
И дни и ночи в обороне!
Учитель: 21 октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт:"
Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.
Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.
Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними концертами.
8 сентября 1941 года захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.
"Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.
Ученик 6.
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы. Тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалобы слышны.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина везет куда-то мужа
Серая полумаска на лице.
В руках бидончик - это суп и ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
Товарищи мы в огневом кольце:
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, к вечеру добраться б :
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят:
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Учитель.Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.
Фото 4
Ученик 7
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется :
А за Невою Клубится пожарища дым.
А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
Пауза. Стук метронома.
(показ фото 5 и фото 6-дневник Тани Савичевой)
Учитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня"
Ученик 8.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".
(слайд )
Учитель. При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.
В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.
В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.
Ученик 9:
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
Пауза. Стук метронома.
Учитель: А. Фадеев писал, что "навеки сохранились в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя:". Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову -было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком". "Все для фронта! Все для победы!" - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.
Подростки - рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями. Однажды на завод "Полигравмаш" где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады". Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени - отчеству.
Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: "Для фронта Василий Васильевич". Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.
Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:
"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".
Ученик 10.
И было так на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
(показ хлеба) Фото 7
Учитель: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.
Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен - еще одна победа Ленинграда.
В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах.
Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего, обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топлива для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.
Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".
Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!
Учитель. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Ученик 11.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость слишком велика -
Но боль
Заговорила и прорвалась.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня Ленинградцы
Плачут:
Учитель. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но, ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене - строки Ольги Берггольц:
Фото 8
Ученик 12:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
Учитель: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".
Песня «День Победы».
Ученик 13:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй:
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
Учитель. Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
-Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой, ее прощальными словами «Умерли все. Осталась одна Таня».
Фигура скорбящей Родины-матери над своими погибшими детьми, надеемся, останется в вашей памяти. «Никто не забыт, ничто не забыто».
-Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям.
- Можно ли таких ребят назвать героями? Почему?
-Что вы читали, смотрели о войне? Что дают нам книги и произведения искусства о войне?
-Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.
Рефлексия.
-Ребята, что нового вы сегодня узнали?
-Что вас впечатлило больше всего?
-Что вы можете рассказать о блокаде Ленинграда?
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Школа: МБОУ СОШ №8 г.Кызыл.
Учитель математики: Унутова Ырыс Ильинична
Класс: 5 "а"
Дата проведения: 18.02.2019
Тема урока: Сравнение десятичных дробей.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
Предметные: научить учащихся сравнивать десятичные дроби.
Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применить приобретённые знания и умения, формировать умение объективно оценивать свой труд и труд одноклассников.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Планируемые результаты:
Предметные: Сравнивают числа по классам и разрядам; планируют решение задачи.
Личностные: Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют положительное отношение к урокам математики, дают самооценку результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные – записывают выводы в виде правил «если… то…».
Коммуникативные – организовывают учебное взаимодействие в паре.
Основные понятия: Правила сравнения десятичных дробей, свойство десятичной дроби.
Ход урока
1.Организационный момент. Дети рассажены на 4 группы. На доске число, классная работа, эпиграф к уроку. На магнитной доске прикреплены мини-сообщения детей «О возникновении десятичных дробей»-домашнее творческое задание предыдущего урока.
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно «удачи» и начнем урок. Садитесь.
Вспомните, что изучали на прошлом уроке?
-Изучили понятие «десятичная дробь».
- Наша работа с десятичными дробями ещё только начинается. Впереди нас ждут грандиозные открытия. Но чтобы совершать открытия нужно в первую очередь желание, вы согласны? Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку: «Чему бы ты не учился, ты учишься для себя» Петроний Арбитр (древнеримский писатель).
-как вы понимаете смысл этих слов? (Варианты ответов учащихся.)
-так давайте же учиться! Получать знания!
2. Актуализация знаний.
К доске вызываю трех учащихся для выполнения заданий аналогичных домашней работе (приложение 1). Работа с остальными.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Фронтальный опрос. Для начала обобщим ваши знания. Что же значит слово «Дроби»? -Давайте точно определим значение этого слова и обратимся к толковому словарю. Итак, что такое разобрались, теперь вспомним из каких элементов состоит обыкновенная дробь? -Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби? Что обозначает дробная черта? - Какие дроби называются десятичными? Все ли обыкновенные дроби можно представить в виде десятичных? После ответа учащегося слайд Что показывает запятая? Как правильно читают десятичные дроби? Вспомним разряды. На слайде десятичная дробь Давайте проверим работу у доски одного из ваших товарищей. - а как перевести сантиметры в метры? Проверим второго вашего товарища И как перевести граммы в килограммы? Проверим вашего третьего товарища | Варианты учащихся Вызывается один учащийся и читает. Дробная черта, числитель, знаменатель На сколько равных частей поделили целое Сколько частей взяли Деление -дает определение дробных чисел Отделяет целую часть от дробной Учащийся зачитывает дробь, называет разряды. Зачитывает задание и решение. Остальные проверяют. Зачитывает задание и решение. Остальные проверяют Зачитывает задание и решение. Остальные проверяют |
3.подведение к изучение нового материала.
а вы задумывались зачем нужны десятичные дроби? Где их применяют?
После ответа учащихся слайд.
Да, действительно значение десятичных дробей жизни очень велико. Давайте посмотрим видеофрагмент, где доля секунды (!) сыграла решающую роль в жизни человека, и вошла в историю целой страны!
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
А как вы считаете, как судьи определяют победителей на подобного рода соревнованиях? Т.е. определяют по времени Верно! Сравнение чисел-это тоже математика. Давайте вспомним, как сравнивают натуральные числа. Слайд с примерами
(почему этот случай отдельно рассматриваем?0-нат.число?)
Да, возможно интуитивно вы догадываетесь, но правил еще знаете | Смотрят кто быстрее пришел к финишу Сравнивают время По количеству цифр в числе Любое натуральное число всегда больше нуля 0-не является натуральным числом Сравнивают числа, озвучивая правило Высказывают предположения |
4. мы не случайно выполнили подобного рода задания, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
-СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. (слайд)
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Посмотрите, я каждому раздала бумажные носители, давайте прочитаем и частично заполним таблицу (приложение 2)
Заполните, исходя из примеров, которые мы с вами устно решили первый столбец «Я знаю». Запишите правила сравнения чисел, которые вы уже знаете. Спросить у одного из учащихся что он пишет. На всплывающем слайде сверить правильность заполнения
Самостоятельно заполните второй столбец «Хочу Знать». Спросить у одного из учащихся что он пишет. На всплывающем слайде сверить правильность заполнения
Таким образом мы определили с вами цели сегодняшнего урока. (Слайд с целями)
Третий столбец пока оставьте пустым, его мы заполним в конце урока. Отложите карточки в сторону.
5.изучение нового материала. Я вас рассадила по группам для того, чтобы провести практическую работу, проделав которую вы, я надеюсь, сможете самостоятельно сделать выводы и сформулировать правила сравнения десятичных дробей. Выберите, пожалуйста, сами командира, который будет руководить всем процессом.
Давайте рассмотрим примеры, на столах карточки (приложение 3) и работает слайд
Первой и второй группе нужно определить на сколько частей поделили первый квадрат? И сколько частей закрасили? Записать сначала результат в виде обыкновенной дроби, а потом перевести ее в десятичную.
Посмотрите на сколько частей поделили второй квадрат? И сколько частей закрасили? результат Запишите аналогичным образом.
Сравните Закрашенные области.
Третья и четверная группы переводят 6 см и 60 мм в дм.
Результаты выписывает учитель на доску, дети делают вывод.
Выводится слайд с выводом для того, чтобы сравнить десятичные дроби, с равными целыми частями, нужно в первую очередь уровнять количество цифр в дробной части с помощью приписывания нулей.
Выполним №822 из учебника. Вызываются двое учащихся к доске, остальные выполняют в тетрадях.
Следующее задание.
Первой группе я дам напольные весы. Вам нужно каждому из вас по очереди встать на весы, т.е. взвеситься. Результат должна записать вся группа. После этого определите кто из вас самый легкий, а кто тяжеловес, расскажите как это определили. (простое задание)
Каждый член Второй группы, сидя на своих местах взвешивают яблоко. Яблоки для удобства пронумерованы. Так же записываете результаты всех измерений, после этого определяем яблоко под каким номером самое большое. (задание средней сложности)
Ребята из третьей группы взвешиваются на напольных весах с делениями, задание аналогичное. Нужно определить цену деления и определить самого легкого одноклассника, самого тяжелого и проверить, есть ли вас ребята с одинаковым весом. (более сложное задание)
Первая, вторая, третья группы проводят измерения в килограммах.
Четверная группа измеряют рост в метрах с помощью рулетки. Рулетка служит заменой координатного луча. Так же должны записать результаты измерений. (задание средней сложности)
Командиры вызываются к доске. Отвечают на вопросы. С помощью наводящих вопросов выводятся правила сравнения десятичных дробей.
Вывод на слайде, обобщает учитель.
6.Первичное закрепление.
Проверим, как вы слушали своих товарищей. По результатам измерений второй группы первая группа располагает числа в порядке возрастания. . По результатам измерений первой группы вторая группа располагает числа в порядке убывания. . По результатам измерений четвертой группы третья группа располагает числа в порядке возрастания. . . По результатам измерений третьей группы четверая группа располагает числа в порядке убывания
7. Физкультминутка для глаз.
. сядьте ровно, нарисуйте глазами число 0 и 0,8, глазками нарисуйте между этими числами знак больше или меньше
Следующая пара чисел: 6,3 и 6,1. Поставьте между ними соответствующий знак.
Зажмурьте глаза, откройте. Продолжаем работу.
8. Самостоятельная работа. Состоит из трех заданий разного уровня сложности (приложение 4). Работа на 10 минут, во время работы учащихся учитель ходит и проверяет как выполняется работа. с последующей взаимопроверкой (обмен тетрадями с соседом). В конце на слайда показаны ответы для проверки и оценка за количество правильных ответов.
9. подведение Итогов. Ребята, наш урок близится к концу, давайте подведем итоги. Достаньте карточку где были записаны ваши цели на урок, заполните третий столбец «Я узнал». Спросить у 2-3 учащихся как они заполняют, что вписали в карточку. Показать на слайде примерный вывод учащихся.
-что вам запомнилось на уроке?
-все ли задания были понятны?
-еще раз прочитайте эпиграф нашего урока и скажите чему вы научились сегодня на уроке математики.
-где в вашей жизни может пригодится умение сравнивать десятичные дроби?
10.Работа с дневником. Сейчас вам, капитаны, предстоит оценить работу ваших товарищей по группе-это будет первая оценка, вторая оценка выставляется по результатам самостоятельной работы. Выставите их карандашом и на перемене подойдете ко мне за подписью. Запишите домашнюю работу на следующий урок (Слайд): все без исключения учат правила сравнения десятичных дробей, выполняют №824, 826. Желающие пишут мини сочинение «Где мне это пригодится» о том, где пригодится умение сравнивать десятичные дроби. На доске вывешены домашнее творческое задание предыдущего урока, на перемене можете почитать. Те ребята, кто считают, что отлично усвоили материал дополнительно могут пройти онлайн тестирование по данной теме, ссылку запишите: www.matematika-na.ru/5class/mat_5_26.php
Всем спасибо за урок! (слайд) молодцы, хорошо работали !
Самоанализ урока по математике в 5а классе
по теме: «Сравнение десятичных дробей»
Учитель математики: Унутовой Ырыс Ильиничны
Стаж работы в должности учитель: 1 год.
Данный урок проведен в соответствии с КТП, является первым из четырех,т.е. по типу является уроком изучения новой темы.
Цели:
Предметные: научить учащихся сравнивать десятичные дроби.
Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применить приобретённые знания и умения, формировать умение объективно оценивать свой труд и труд одноклассников.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Планируемые результаты:
Предметные: Сравнивают числа по классам и разрядам; планируют решение задачи.
Личностные: Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют положительное отношение к урокам математики, дают самооценку результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные – записывают выводы в виде правил «если… то…».
Коммуникативные – организовывают учебное взаимодействие в паре.
Оборудование: учебник: математика в 5 классе под редакцией А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир (ФГОС), карточки с индивидуальными-дифференцированными заданиями, карточки для индивидуальной работы, картинка треугольника, квадрата, треугольника (для рефлексии и опроса), раздаточный материал у каждого ученика, компьютер, проектор, экран, презентация.
Тип урока: изучения нового материала.
Свой урок я провела в соответствии с ФГОС, используя технологию проблемного обучения и информационно-коммуникативную технологию.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Десятичные дроби».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. После этого с помощью практической деятельности исследовательского характера проводили эксперименты и самостоятельно вывели правила сравнения десятичных дробей. Так же Дети самостоятельно вывели правило сравнения десятичных дробей с помощью координатной прямой, которого нет учебнике.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность , детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. На этапе закрепления знания решили пример из КИМов ОГЭ, тем самым показав, что эти знания пригодятся им не только в обыденной жизни, но и на экзамене.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению (индивидуальные карточки по уровню сложности). давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Итог урока ребята подвели сами, а домашняя работа была дифференцирована и содержала творческое задание.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников пятого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности.
На уроке применялись здоровье сберегающие технологии (физминутка для глаз). Применялись задания, направленные именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, работа в группе и работа в парах, детям оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока было использована презентация, как компьютерная поддержка.Урок был очень динамичный, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.
Урок поставленной цели достиг.