Методическая работа
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 107.58 КБ |
retsenziya_rabota_s_markami.pdf | 546.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Петропавловская районная гимназия»
Методическая разработка учителя начальных классов
Мункуевой Туяны Балдановны
Мастер-класс
«Третий глаз. Учите видеть больше, чем написано»
2020 г
Методическая разработка
Организация работы с информацией в начальной школе.
Работа с марками.
«Третий глаз. Учите видеть больше, чем написано»
Цель: познакомить учителей с различными видами задач при работе с информацией в начальной школе.
Практическая значимость:
- ознакомление с различными видами задач при работе с информацией на уроках в начальной школе;
- предлагаемые на занятии виды задач можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
- показать практическую значимость использования данных видов задач при работе с информацией, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
- альбом с марками,
- компьютер,
- проектор,
- экран или интерактивная доска
Предполагаемый результат:
- педагоги получат знания о работе с информацией на уроках в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения;
- педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Информационная компетентность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».
Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках информатики, но и на уроках по всем остальным предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.
Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:
- должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;
- должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
- имеет дело с двумя или более способами организации информации;
- должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.
В наших учительских руках, есть огромная возможность сделать так, чтобы учебный процесс был напитан тем, чтобы ребенок не получал просто информацию как сосуд и накапливал ее в себя, а именно мы должны так научить его, чтобы он мог самостоятельно учиться.
Совсем недавно мне попал в руки «Атлас новых профессий». Пролистав этот атлас, я увидела, что нам предлагаются в будущем, но довольно уже близком будущем такие профессии как менеджер космотуризма, оценщик интеллектуальной собственности, разработчик инструментов обучения состоянием сознания и тд.
Мне как учителю, и как маме пока эти профессии кажется какими- то фантастическими. Но на самом деле может так оказаться, что уже через 10 - 11 лет, когда мои дети начальной школы выпустятся из школы и эти профессии будут самыми востребованными. И встает большой вопрос: Какие знания я должна дать детям сейчас, чтобы они были успешными через 10, 20, 30 лет. И мы приходим к тому, что знания должны быть универсальными. И даже не знания, а УМЕНИЯ.
Ежедневно мы имеем дело с информацией. Информация бывает явная всем понятная (эксплицитная) и скрытая (имплицитная). В стратегии развития воспитания (последней новой) выделяется использование чтения для познания мира и формирования личности, а также создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком.
В методической разработке, я хочу показать приемы, которые можно использовать на любом уроке, для того, чтобы восприятие материала стало более осознанным, и работа с текстом стала более понятной, творческой и полезной нашим детям.
Что такое марка?
Марка – это знак почтовой оплаты, а ещё пример очень сжатой спрессованной информации.
- Посмотрите, внимательно и скажите, какая информация в ней заложена явная? ( номинал, страна).
- А какая информация заложена, но скрытая? (17-18 век).
- Как узнали?
Уже тогда А. С. Пушкин за 90 лет до выхода этой марки сочинил стихотворение .
Оковы тяжкие падут.
Темницы рухнут – и свобода.
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут!
- Это первые марки, посвященные октябрьской революции.
- А какой жанр литературы весь состоит из переплетения явной и скрытой информации, при анализе которой всё тайное становится явным?
130 лет назад появился Шерлок Холмс, человек, который мог считывать скрытую информацию.
1 группа исследуют старинные марки. Скрытая и явная информация.
2 группа решает детективную задачу. Работа с текстом
«Пропавшая» марка находится у вас!»
Шерлок Холмс сидел на берегу океана перед домом филателиста Мэрфи и внимательно разглядывал следы чайки, которые вели к воде и обрывались у ее кромки.
– Чайка взлетела полчаса назад, – сказал Холмс, – иначе бы ее следы смыл прилив.
– Я вызвал вас для того, чтобы вы помогли мне успокоить господина Дековея, когда он приедет, а не для того, чтобы мне рассказывали о чайках! – воскликнул Мэрфи.
– Я это понял. Вы сказали также, что у вас были две единственные сохранившиеся до наших дней гвинейские марки выпуска 1857 года.
– Обе марки лежали на моем столе. Я приготовил их, чтобы Дековей мог их посмотреть, он собирался уплатить 10 000 долларов за лучшую из них.
– А окно, прямо у стола, выходящее в океан, было приоткрыто, так?
– Да, все утро к океану дул сильный ветер. Внезапно окно распахнулось и одну из марок сдуло ветром и унесло прямо в океан! Другую мне, к счастью удалось спасти.– Но сейчас нет ни ветерка?
– Ветер утих полчаса назад, как раз тогда я вам позвонил.
– Значит, оставшаяся уникальная марка автоматически повышается в цене вдвое, – сказал Холмс, – вы хотите, что бы я подтвердил покупателю ваш рассказ. Но я этого не сделаю, так как «пропавшая» марка находится у вас.
ВОПРОС; Как Холмс это понял?
Т.е какая здесь заложена явная информация? (БЕРЕГ ОКЕАНА, 30 МИНУТ, СЛЕДЫ К ВОДЕ, 2 РЕДКИЕ МАРКИ).
Скрытая информация
Т.е вдумчивый и внимательный слушатель знает, что чайки взлетают против ветра, при этом время взлета чайки равен времени, когда улетела марка. Они совпадают, что и говорится в тексте. Увидели мы явную и скрытую информацию. И можем сделать вывод, что марка не улетела.
Учащиеся с помощью марок могут зашифровать пожелания, условия задачи и тд. Задание : Расшифровать.
Третий глаз – это что-то, что дает нам возможности для понимания за гранью очевидности. Двумя глазами мы пользуемся, чтобы читать, третий глаз (условно)– это способность видеть скрытую информацию в написанном видимом тексте.
Давайте включать такие задания в наши уроки и учить наших детей замечать неочевидное.
Ведь как сказала Марина Цветаева «Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…»