Главные вкладки
Азбука юного эколога.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЕСУРСНЫЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
Принята на заседании педагогического совета от «____» ____________2023 года Протокол №_________ | Утверждаю: Директор ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» ________________В.Н. Тимофеев Приказ № «__» __________2023 г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Азбука юного эколога»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 4 года
Уровень программы: продвинутый
Авторы-составители:
Тирских Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
Мункуева Туяна Балдановна
Улан-Удэ, 2023 г.
Рекомендована методическим советом Протокол № от « » _________2023 г. | «Согласовано»: Зам. директора по УИиВР ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» _________________Е.Н. Митыпова « »____________2023 г. |
при внесении изменений в последующие годы: Протокол № от « » _________2023 г. | «Согласовано»: Зам. директора по УИиВР ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» _________________Е.Н. Митыпова « »____________2023 г. |
Внутренняя рецензия от:
1.
Внешняя рецензия для аттестации на высшую квалификационную категорию от:
2.
Программа реализуется в ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» с 2010 г.
Программа переработана и дополнена:
в __________г.
в __________г.
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы……………………………………………………… | 3 | |
| 3 | |
| 8 | |
| 11 | |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………. | 32 | |
2.1. Календарный учебный график……………………….………………………... | 32 | |
2.2. Условия реализации программы………………………………………………... | 32 | |
2.3. Формы аттестации……………………………………………………………… | 33 | |
2.4 Оценочные материалы………………………………………………………….. | 33 | |
2.5.Методические материалы………………………………………………………. | 33 | |
2.6. Список литературы……………………………………………………………... | 37 | |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука юного эколога» (далее Программа) реализуется в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
- Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
- Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 03.12.2014 г.№2046.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/ustav.pdf
- Положение об электронном журнале и Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ) утв. Приказом директора ГАУ ДО РБ «РЦХТТ «Созвездие» от 31.08.2020 г. № 88-П.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/88-p_polozhenie_o_distante_i_elektronnom_zhurnale.pdf
- Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
Актуальность:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука юного эколога» реализуется в рамках естественнонаучной направленности и предназначена для учащихся 2-5 классов. Раскрывает для детей основополагающие темы взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой, а также темы, связанные с познанием природы, ее закономерностей.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать окружающую природную среду.
Школьники должны вовлекаться в самостоятельные поиски и дискуссии, прогнозировать последствия своего поведения и дел в природе. Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей – исследовательскую, игровую, творческую, практическую. Во время экскурсий и прогулок, воображаемых путешествий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, творчества и трудовых десантов.
Известно, что любая личность формируется в деятельности, но не в процессе деятельности вообще, а в ходе осуществления определенных по содержанию и структуре конкретных форм деятельности. Важным средством соединения обучения с производительным трудом и подготовкой учащихся к жизни служит опытническая работа. Соединение обучения с полезным трудом создает самые благоприятные условия для воспитания у учащихся стремления к расширению знаний, овладению различными навыками, полезными обществу и человеку.
Учебно-опытный участок – необходимая лаборатория под открытым небом для практического ознакомления учащихся с растениями, их сортовым разнообразием, приемами выращивания. Подготовка учащихся для работы на Учебно-опытном участке начинается с выработки умения и навыка наблюдать природу, анализировать полученные данные и проверять гипотезы на несложных учебных опытах. Накопленный опыт использовать в практической работе на занятиях, в условиях природы, при выращивании и использовании различных растений.
Всё это обеспечивает единство чувственного и рационального познания природного окружения человека, прививает детям первичные знания и навыки в области экологического образования и воспитания, расширяя, углубляя и дополняя, таким образом, знания детей, полученные по школьной основной программе. В этом актуальность программы. Новизна программы – в объединении в понятии «окружающая среда» двух составляющих: природной и социальной; в представлении природного и социального как неразрывного целого, единого жизненного континуума; в неразрывности и преемственности 4-х летнего цикла формирования нового экологизированного типа мышления и восприятия мира.
Ежегодно программа дорабатывается и дополняется. На 2017-2018 учебный год добавлен раздел для обучающихся 3 года обучения «Агротехника цветочных культур, учет и фенологические наблюдения на примере выращивания петунии». В 2018-2019 - практические занятия: посадка семян петунии в теплице РЭБЦУ, полив, фенологические наблюдения и учет всходов семян, пикировка рассады и высадка на Учебно-опытном участке РЭБЦУ.
В связи с увеличением в настоящее время, как количества, так и разнообразия твёрдых бытовых отходов, появилась необходимость включения в программу разделов, связанных с твердыми (коммунальными) бытовыми отходами (далее ТБО). Данные тематики добавлены в учебно-тематический план 4 года обучения на 2019-2020 учебный год с 14 по 18 пункты.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Окружающий мир, биология, география, история.
Вид программы:
Тематическая разработка программы осуществлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «Азбука юного эколога», составитель Василевская Светлана Геннадьевна, Великий Новгород, 2009 г. Модификация заключается в добавлении регионального компонента, а именно: тематическая привязка к территории Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, его окрестностям, п. Орешково, территории Республиканского эколого-биологического центра учащихся, с добавлением тем по самостоятельной работе, заданий, лабораторной и экспериментальной части.
Направленность программы:
Естественнонаучная.
Адресатом программы:
Адресатом программы являются обучающиеся 8-11 лет без учета гендерных различий.
1 год обучения – обучающиеся 2 классов;
2 год обучения – обучающиеся 3 классов;
3 год обучения – обучающиеся 4 классов;
4 год обучения – обучающиеся 5 классов.
Срок и объем освоения программы:
Программа рассчитана на 4 года, 108 часов в год.
Количество часов в неделю в каждой группе – 3 часа (академический час).
Форма обучения:
Программа «Азбука юного эколога» может реализовываться в формате очного и дистанционного обучения. Дистанционное обучение будет проводиться при помощи облачных конференц-платформ, таких как Zoom и Skype, мессенджера Viber, социальной сети VK и других платформ, позволяющих проводить занятия в режиме видеоконференции с количеством участников до 50 человек.
Особенности организации образовательной деятельности:
Группы одновозрастные. В целом состав групп остается постоянным, однако может изменяться по следующим причинам:
- учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
- смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
Режим занятий:
22 часа в неделю, 792 часа в год.
- Цель, задачи ожидаемые результаты
Цель: привить основополагающие ценностные ориентиры для дальнейшего формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
Обучающие:
- Дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с возрастом и способностями;
- Формировать умение анализировать, строить причинно-следственные связи явлений и природных процессов;
- Способствовать развитию познавательного интереса через практическую деятельность;
- Научить применять на практике полученные знания;
- Показать положительное и отрицательное влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- Формировать представление о едином природном и социальном окружении, в котором человек является одним из его субъектов;
- Развить умение сравнивать, самостоятельно формулировать выводы на основе результатов исследований и самонаблюдений;
- Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
- Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами;
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению занятий на свежем воздухе;
- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
Ожидаемые результаты:
По окончании первого года обучения воспитанники должны знать основные понятия:
- «Экология», «почва», «вода», «воздух», «погода»
- Правила поведения в природе
- Роль природы в жизни человека
Уметь:
- Наблюдать природу
- Проводить наблюдения в природе
- Оценивать экологические ситуации в природе и ближайшем окружении
- Воплощать полученные компетенции в различных видах деятельности.
По окончании второго года обучения воспитанники должны знать основные понятия:
- «Профессии», «транспортные магистрали», «городские постройки», «места обитания»
- Разнообразие животных и мест их обитания в городе.
- Живые существа в квартире.
- Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.
Уметь:
- Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по предложенному плану или схеме;
- Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- Оформлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших схем, рисунков, описаний.
По окончании третьего года обучения воспитанники должны знать основные понятия:
- Природные сообщества, искусственные сообщества, многообразие растений, жизнедеятельность человека.
- Влияние природных сообществ на окружающую человека среду
- Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.
- Разнообразие организмов экосистем своей местности, примеры связей между ними;
- Основные среды обитания живых организмов: водная, воздушная, почва, живой организм иного вида;
Уметь:
- Выполнять правила поведения среди природы;
- Применять знания и умения при обращении с живыми организмами;
- Участвовать в деятельности по охране природы своей местности;
- Участвовать в посильном труде по уходу за домашними животными и культурными растениями сада, огорода и комнатными растениями.
По окончании четвёртого года обучения воспитанники должны знать основные понятия:
- Человек – природное существо и член общества;
- Условия, влияющие на сохранение здоровья или способствующие возникновению болезней.
Уметь:
- Заботиться о питании, полезном для здоровья, двигательной активности, закаливании и об оздоровлении окружающей среды (квартиры, класса, школьного двора, двора у своего дома)
- Овладеть методами учебно-опытной, исследовательской работы;
- Составлять план исследования, обобщать результаты, делать выводы.
- Содержание программы
«Азбука юного эколога»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебный план
Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор-е занятия | Практич-е занятия | Всего часов | ||
1 | Введение. | 1 | 1 | 2 |
2 | Связи человека с окружающей средой. | 1 | 2 | 3 |
3 | Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир. | 1 | 2 | 3 |
4 | Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека. | 2 | 3 | 5 |
5 | Методы познания окружающей среды | 2 | 4 | 6 |
6 | Познание окружающей среды с помощью СМИ | 2 | 4 | 6 |
7 | Познание окружающей среды средствами искусства. | 1 | 3 | 4 |
8 | Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды | 2 | 4 | 6 |
9 | Тела природы | 2 | 4 | 6 |
10 | Вода | 2 | 4 | 6 |
11 | Воздух | 2 | 4 | 6 |
12 | Живые тела | 2 | 4 | 6 |
13 | Растения | 2 | 4 | 6 |
14 | Животные | 2 | 4 | 6 |
15 | Почва | 2 | 4 | 6 |
16 | Человек и окружающая среда. | 2 | 4 | 6 |
17 | Человек – член общества. | 1 | 3 | 4 |
18 | Доброжелательное отношение к людям. | 1 | 2 | 3 |
19 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
20 | Подготовка и участие в мероприятиях | 5 | 11 | 16 |
21 | Итого | 36 | 72 | 108 |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Городская среда и человек
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор-е занятия | Практич-е занятия | Всего часов | ||
1 | Введение | 1 | 2 | 3 |
2 | Город, в котором вы живёте. | 2 | 6 | 8 |
3 | Где и кем работают люди в городе. | 2 | 4 | 6 |
4 | Эстетическая выразительность городской среды | 2 | 4 | 6 |
5 | Дороги и транспорт в городе. Их назначение. | 2 | 4 | 6 |
6 | Дороги в городе | 2 | 4 | 4 |
7 | Отрицательное влияние транспорта и дорог | 2 | 6 | 8 |
8 | Правила поведения на транспортных магистралях. | 2 | 2 | 4 |
9 | Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе. | 2 | 6 | 8 |
10 | Дома в городе. | 2 | 4 | 6 |
11 | Назначение городских построек | 2 | 4 | 6 |
12 | Дом, в котором вы живёте. | 2 | 4 | 6 |
13 | Квартира, в которой вы живёте. | 2 | 4 | 6 |
14 | Кто живёт в квартире и доме. | 1 | 3 | 4 |
15 | Природа в городе. | 2 | 4 | 6 |
16 | Разнообразие животных и мест их обитания в городе. | 2 | 4 | 6 |
17 | Комнатные растения в квартире и школьном помещении | 2 | 4 | 6 |
18 | Домашние животные в квартире. | 2 | 4 | 6 |
19 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 3 |
20 | Подготовка и участие в мероприятиях | 10 | 24 | 34 |
21 | Итого | 46 | 98 | 144 |
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Взаимоотношения человека с природными сообществами.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор-е занятия | Практ-е занятия | Всего часов | ||
1 | Введение. | 1,5 | 1,5 | |
2 | Природные сообщества и человек. | 1,5 | 1,5 | 3 |
3 | Искусственные сообщества | 3 | 3 | 6 |
4 | Природные сообщества – места (дома) обитания живых организмов | 3 | 3 | 6 |
5 | Влияние природных сообществ на окружающую человека среду. | 3 | 3 | |
6 | Лес, парк и человек. | 3 | 3 | 6 |
7 | Леса – естественные сообщества живых организмов. | 3 | 3 | 6 |
8 | Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека. | 3 | 6 | |
9 | Парки и сады – искусственные сообщества живых организмов, их назначение. | 3 | 3 | 6 |
10 | Луг, поле и человек. | 3 | 3 | |
11 | Многообразие растений и животных на лугу | 3 | 3 | 6 |
12 | Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека. | 3 | 3 | |
13 | Поля – искусственные сообщества культурных растений. | 3 | 3 | |
14 | Водоёмы в природе и жизнедеятельности человека. | 1,5 | 1,5 | 3 |
15 | Разнообразие водоёмов. | 3 | 3 | 6 |
16 | Водоёмы – источники водных запасов, пути сообщения среда обитания растений и животных. | 1,5 | 1,5 | 3 |
17 | Биологическое разнообразие растений | 3 | 3 | 6 |
18 | Строение растений | 3 | 3 | 6 |
19 | Основные требования к постановке опыта | 1,5 | 1,5 | 3 |
20 | Агротехника цветочных культур, учет и фенологические наблюдения на примере выращивания петунии. | 3 | 3 | 6 |
21 | Итоговое занятие | 1,5 | 1,5 | |
22 | Подготовка и участие в мероприятиях | 15 | 15 | |
Итого | 54 | 54 | 144 |
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Взаимоотношения с окружающей средой.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор-е занятия | Практ-е занятия | Всего часов | ||
1 | Введение. | 1 | 1 | 2 |
2 | Природа – среда жизни человека. | 1 | 2 | 3 |
3 | Природные ресурсы | 1 | 2 | 3 |
4 | Природное окружение – источник эстетических переживаний человека. | 1 | 2 | 3 |
5 | Здоровье человека и окружающая среда. | 1 | 2 | 3 |
6 | Природные условия и укрепление физического и духовного здоровья человека. | 2 | 4 | 6 |
7 | Здоровый образ жизни. | 2 | 4 | 6 |
8 | Активный отдых и его влияние на самочувствие, и здоровье человека. | 1 | 2 | 3 |
9 | Проблемы сохранения здоровья в современных условиях | 2 | 4 | 6 |
10 | Труд и жизнь человека. | 2 | 4 | 6 |
11 | Значение труда людей в создании искусственной среды | 2 | 4 | 6 |
12 | Различные виды труда людей. | 2 | 4 | 6 |
13 | Изменение природы под влиянием трудовой деятельности людей. | 2 | 4 | 6 |
14 | Твердые бытовые отходы и их классификация. | 2 | 4 | 6 |
15 | Проблема твердых бытовых отходов: её история и современные масштабы. | 2 | 4 | 6 |
16 | Классы опасности ТБО | 2 | 4 | 6 |
17 | Утилизация и переработка ТБО. Коды переработки. | 2 | 5 | 7 |
18 | СанПиН и закон о ТБО | 2 | 5 | 7 |
19 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
20 | Подготовка и участие в мероприятиях | 5 | 10 | 15 |
21 | Итого | 36 | 72 | 108 |
- Содержание учебно-тематического плана
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды.
Тема 1: Введение.
Теоретические занятия:
Представление об окружающей человека среде. Вступительная беседа о природе, её роли в жизни человека, отношение к ней детей, о целях изучения предмета. Инструктаж по технике безопасности.
Практические занятия:
Дидактическая игра «Природный-рукотворный мир» (с использованием иллюстраций), мозаика «Живое - неживое», игра «Что меня окружает».
Тема 2: Связи человека с окружающей средой.
Теоретические занятия:
Природное и социальное окружение – среда жизни человека. Цели и задачи изучения окружающей среды.
Практические занятия:
Игра «Кто тебя окружает?», игра «Я знаю 5 животных», «Я знаю 5 деревьев», прогулка по району с играми «С какого дерева лист», «С какой ветки эти детки».
Тема 3: Как человек воспринимает и познаёт окружающий мир.
Теоретические занятия:
Восприятие человеком окружающего мира. Органы чувств и их роль в восприятии и познании природной и социальной среды человека. Гигиена органов чувств.
Практические занятия:
Занятия по определению органов чувств, игры «Закрываем мы глаза», «Какого вкуса?», «Угадай по звуку».
Тема 4: Разнообразие окружающей среды в восприятии органами чувств человека.
Теоретические занятия:
Разнообразие форм, красок, звуков, ароматов, предметов и явлений окружающей среды и их восприятие органами чувств человека.
Практические занятия:
Игры по определению цвета, звука, запаха, определение явлений природы по звукам (аудиозапись).
Тема 5: Методы познания окружающей среды
Теоретические занятия:
Наблюдение и опыты. Требования к проведению наблюдений и опытов. Обобщение результатов наблюдений.
Практические занятия:
Работа с мини-метеостанцией. Определение температуры воздуха, направления и силы ветра, количества осадков. Наблюдение за погодой, записи в дневник наблюдений.
Тема 6: Познание окружающей среды с помощью СМИ
Теоретические занятия:
Познание окружающей среды с помощью книг, журналов, газет, кино, телевидения, компьютерной техники.
Практические занятия:
Составить сообщение о погоде при помощи газеты, телевизора, составить сообщение о животном при помощи журнала.
Тема 7: Познание окружающей среды средствами искусства.
Теоретические занятия:
Пейзажисты, анималисты. Музыка дождя, океана.
Практические занятия:
Экскурсия в Художественный музей им. Ц. С. Сампилова.
Тема 8: Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды
Теоретические занятия:
Тела природы и тела (предметы) сделанные человеком.
Практические занятия:
Игры «Природа – не природа», экскурсия по микрорайону.
Тема 9: Тела природы
Теоретические занятия:
Живые и неживые, связи между ними. Тела твёрдые, жидкие, газообразные.
Практические занятия:
Опыты (выращивание фасоли и камня), необходимость света, воды, земли, тепла для роста растений.
Тема 10: Вода
Теоретические занятия:
Вода – жидкость, её свойства: текучесть, бесцветность, отсутствие запаха, растворимость. Три состояния воды. Значение воды в природе и жизни человека.
Практические занятия:
Демонстрация «Сколько воды на планете», свойства воды и её очистка, свойства льда и снега.
Тема 11: Воздух
Теоретические занятия:
Воздух – газообразное тело природы. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость, плохая теплопроводность, использование их человеком. Значение воздуха для жизни.
Практические занятия:
Демонстрация (ветер, наличие воздуха в комнате, рождение облаков), демонстрация опытов «Воздух и его свойства», исследовательская работа «Источники загрязнения воздуха в нашем районе», «Роль растений в очистке воздуха».
Тема 12: Живые тела
Теоретические занятия:
Живые тела (организмы, существа) и их отличия от тел неживой природы. Многообразие живых организмов. Условия, необходимые для жизни живых организмов.
Практические занятия:
Игра «Рассели по домам», чтение и обсуждение сказки «Как Солнце, Вода и Почва поспорили», демонстрация опыта «Влияние воды на жизнедеятельность растений».
Тема 13: Растения
Теоретические занятия:
Растения – составная часть природного окружения человека. Строение растений (на примере цветкового растения). Жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья. Значение растений в жизни человека и животных.
Практические занятия:
Игра «Какое растение потеряло лист?», рассматривание комнатных растений (кактус, сансевьера, колеус и т. д.), экскурсия в природу, рисование растений.
Тема 14: Животные
Теоретические занятия:
Животные – Основная часть природного окружения человека. Строение животных (на примере млекопитающих). Разнообразие животных. Группы животных: черви, насекомые, пауки, рыбы, земноводные (лягушки, жабы), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), черепахи, птицы, звери. Условия жизни животных. Значение животных в жизни человека.
Практические занятия:
Изучение строение тела животного (работа с презентацией), игра «Угадай животное», подготовка сообщения о своём любимом животном, экскурсия в «Живой уголок» Республиканского эколого-биологического центра учащихся.
Тема 15: Почва
Теоретические занятия:
Почва – твёрдое тело природы. Почва – среда жизни растений и животных, её отличие от тел неживой природы: глины, песка, камня. Улучшение почв человеком.
Практические занятия:
Рассматривание коллекций «Камни», «Почва». Опыты «Растворение почвы в воде», «Разрушение камня», «Разрушение почвы», работа с таблицей «Почвы».
Тема 16: Человек и окружающая среда.
Теоретические занятия:
Человек – часть живой природы. Связь человека с природным окружением. Признаки человека как живого организма. Строение тела человека. Сходство с телом животного. Отличие человека от животных (мышление, речь, труд).
Практические занятия:
Рассматривание таблицы «Человек», игра «Похоже - не похоже».
Тема 17: Человек – член общества.
Теоретические занятия:
Общество людей – условие жизни каждого человека. Значение обучения в жизни, развитии и воспитании каждого человека. Права и обязанности школьников.
Практические занятия:
Интервьюирование одноклассников «Знаете ли вы права и обязанности школьников».
Тема 18: Доброжелательное отношение к людям.
Теоретические занятия:
Правила поведения человека на улице, в транспорте и других общественных местах. В природной среде.
Практические занятия:
Игра «Зеркало», игры – имитации «В транспорте», «В магазине», «На улице», «День вежливости».
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Городская среда и человек.
Тема 1: Введение.
Теоретические занятия:
Природное и преобразованное трудом окружение человека. Предметы и изделия, созданные человеком, их значение в жизни людей (населённые пункты, дома, транспорт, одежда, мебель, продукты питания, лекарства, музыкальные инструменты и т. п.).
Практические занятия:
Игра «Я знаю». Рисование «Мой город», моделирование «Транспортная система моего города».
Тема 2: Город, в котором вы живёте.
Теоретические занятия:
Название города. История возникновения города. Его расположение.
Практические занятия:
Экскурсия по городу, сообщения «Мой Улан-Удэ».
Тема 3: Где и кем работают люди в городе.
Теоретические занятия:
Профессии, предприятия города, сфера обслуживания населения города.
Практические занятия:
Интервьюирование родителей «Зачем городу ваша профессия?», рисование «Профессия моей мамы».
Тема 4: Эстетическая выразительность городской среды.
Теоретические занятия:
Архитектурные памятники, парки, транспорт, магазины, культурно-просветительские учреждения, аптеки, больницы, стадионы и т. п.
Практические занятия:
Исследование «Архитектурные памятники Улан-Удэ», сообщение «Транспорт города», интервьюирование одноклассников «Что вам нравится в нашем городе?».
Тема 5: Дороги и транспорт в городе.
Теоретические занятия:
Назначение дорог. Транспорт – средство перевозки людей и грузов. Из истории транспорта в России. Эстетическая привлекательность машин (формы, окраска). Разнообразие транспортных средств в городе: машины специального назначения, грузовые и пассажирские.
Практические занятия:
Рисунок «Город и машины».
Тема 6: Дороги в городе.
Теоретические занятия:
Назначение дорог. Чем покрыты дороги в городе.
Практические занятия:
Экскурсия по микрорайону, исследования «Виды дорог и их покрытия».
Тема 7: Отрицательное влияние транспорта и дорог.
Теоретические занятия:
Отрицательное влияние транспорта и дорог на жизнь живых организмов, в том числе и человека: шум, выхлопные газы, травматизм.
Практические занятия:
Исследования «Уровень шума у дороги». Определение уровня загрязнения снега методом биотестирования.
Тема 8: Правила поведения на транспортных магистралях.
Теоретические занятия:
Запреты игр и хождения по проезжей части дороги, выполнение правил перехода на перекрёстках с помощью светофора. Знакомство с дорожными знаками.
Практические занятия:
Игры «Мы – пешеходы», «Друг наш Светофорыч», рисование плакатов по ПДД.
Тема 9: Влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.
Теоретические занятия:
Состав выхлопных газов, влияние транспорта и дорог на места обитания растений и животных в городе.
Практические занятия:
Экскурсия по микрорайону, исследование «Состояние деревьев и кустарников возле магистралей».
Тема 10: Дома в городе.
Теоретические занятия:
Дома в городе. Их назначение. Эстетическая привлекательность домов и других архитектурных сооружений. Природные материалы, из которых построены различные дома.
Практические занятия:
Исследования «Из чего построен дом», интервьюирование родителей «В чём проблема нашего дома?», конкурс «Что нам стоит дом построить?».
Тема 11:Назначение городских построек.
Теоретические занятия:
Жилые дома, магазины, поликлиники, учебные заведения, театры. Музеи, промышленные предприятия, банки. Профессии людей, создающих дома.
Практические занятия:
Игра «Для чего построен дом?», сообщения учащихся о людях создающих дома.
Тема12: Дом, в котором вы живёте.
Теоретические занятия:
Внешний вид дома: архитектура, окраска стен, наличие балконов, зелёных площадок перед домом. Из каких природных материалов сделан дом, в котором вы живёте. Забота жильцов дома о его сохранности и благоустройстве. Территории, прилегающие к дому.
Практические занятия:
Проект: дом, в котором ты хотел бы жить.
Тема13: Квартира, в которой вы живёте.
Теоретические занятия:
Санитарное состояние квартиры: освещение, отопление, цвет обоев, пола, потолка. Разнообразие вещей в квартире (мебель, посуда, бытовые приборы, одежда и обувь)
Практические занятия:
Создание плана квартиры, сообщение «Проблемы современных квартир».
Тема14: Кто живёт в квартире и доме.
Теоретические занятия:
Ваша семья. Взаимоотношения членов семьи. Занятия членов семьи. Обязанности. Соседи – жильцы вашего дома, доброжелательные отношения с ними. Дружеские отношения со сверстниками. Забота о маленьких детях, больных и престарелых людях. Культура общения с людьми.
Практические занятия:
Игра «Ежели вы вежливы», интервьюирование соседей «Кто живет с тобой рядом».
Тема15: Природа в городе.
Теоретические занятия:
Зелёные насаждения в городе: естественные сообщества, парки. Их назначение: эстетическое, гигиеническое и рекреационное. Многообразие растений в городских посадках: деревья, кустарники, травы.
Практические занятия:
Исследования «Проблемы растений в городе». Экскурсия в парк им. Орешкова.
Тема16: Разнообразие животных и мест их обитания в городе.
Теоретические занятия:
Разнообразие животных и мест их обитания в городе. Забота горожан о привлечении животных в парки. Борьба с животными и насекомыми, приносящими вред здоровью людей и их хозяйству (мыши, крысы, клопы, тараканы, мухи).
Практические занятия:
Изготовление кормушек, организация кормления птиц.
Тема17: Комнатные растения
Теоретические занятия:
Комнатные растения в квартире и школьном помещении, их эстетическое, гигиеническое и познавательное значение. Многообразие комнатных растений. Правила их расстановки. Уход за комнатными растениями с учётом их приспособленности к условиям существования.
Практические занятия:
Полив, рыхление, пересадка комнатных растений
Тема18:Домашние животные в квартире
Теоретические занятия:
Домашние животные и цели их содержания. Кошки и собаки – друзья человека. Правила ухода за ними. Участие детей в уходе за домашними животными. Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных в квартире.
Практические занятия:
Сообщение «Мой друг», организация фотовыставки «Я и мой друг».
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Взаимоотношения человека с природными сообществами.
Тема 1:Введение.
Теоретические занятия:
Природа – часть окружающей человека среды, среда обитания живых организмов. Человек и его связи с природой. Изменение природы под влиянием деятельности людей. Забота людей о состоянии природы.
Практические занятия:
Исследования «Забота горожан о природе», «Как изменил природу человек».
Тема 2:Природные сообщества и человек.
Теоретические занятия:
Разнообразие сообществ живых организмов в природе.
Естественные (природные) сообщества: лес, луг, озеро, река, болото.
Практические занятия:
Сообщения по теме, рисование природных сообществ.
Тема 3: Искусственные сообщества
Теоретические занятия:
Искусственные сообщества, созданные человеком – парк, поле, пруд.
Практические занятия:
Исследования близлежащих сообществ города, экскурсия в природу.
Тема 4: Природные сообщества
Теоретические занятия:
Природные сообщества – места (дома) обитания живых организмов.
Практические занятия:
Игра «Крестики – Нолики» по теме «Природные сообщества».
Тема 5: Влияние природных сообществ на окружающую человека среду.
Теоретические занятия:
Влияние природных сообществ на окружающую человека среду. Связи человека с природными сообществами.
Тема 6:Лес и человек.
Теоретические занятия:
Лес – природное сообщество. Связи человека с лесом. Значение леса в жизни человека.
Практические занятия:
Встреча с интересными людьми (лесничим).
Тема 7: Леса – естественные сообщества живых организмов.
Теоретические занятия:
Многообразие живых организмов лесного сообщества; связи между ними: пространственные, пищевые – как примеры приспособленности живых организмов к условиям существования.
Практические занятия:
Экскурсия в Центр защиты леса.
Тема 8: Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека.
Теоретические занятия:
Правила поведения человека в лесу. Деятельность человека по сохранению и восстановлению лесов.
Тема 9: Парки и сады
Теоретические занятия:
Парки и сады – искусственные сообщества живых организмов, их назначение. Роль парков и садов в жизни местного населения. Создание школьниками мини – парков на территории школы, у дома, на пустырях.
Практические занятия:
Посадка цветников на территории Республиканского эколого-биологического центра, уход за растениями.
Тема 10:Луг и человек.
Теоретические занятия:
Связи человека с луговыми сообществами. Луга – естественные сообщества травянистых растений, животных, грибов, бактерий.
Практические занятия:
Рассматривание таблиц «Сообщество луга», «Сообщества поля».
Тема11: Многообразие растений и животных на лугу
Теоретические занятия:
Многообразие растений и животных на лугу, их взаимосвязи. Приспособленность. Места обитания, пища. Влияние животных на улучшение плодородия почвы, увеличение многообразия и численности луговых растений.
Практические занятия:
Рассматривание таблиц «Сообщество луга», «Сообщества поля», обзор литературы по теме, рисование животных луга и поля.
Тема12: Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Теоретические занятия:
Значение луга в жизни и хозяйственной деятельности человека. Влияние деятельности людей на улучшение или ухудшение качества лугов. Культура поведения человека на лугу.
Практические занятия:
Составление правил поведения на лугу, чтение и обсуждение сказки про шмеля.
Тема13: Поля
Теоретические занятия:
Поля – искусственные сообщества культурных растений. Из истории культурных растений. Выращивание культурных растений. Их значение в жизни людей. Сорняки. Профессии людей, занятых выращиванием культурных растений и домашних животных.
Практические занятия:
Участие в сельскохозяйственных работах на территории Республиканского эколого-биологического центра учащихся. Работа с гербарием, исследования «Откуда приехали растения поля».
Тема14:Водоёмы в природе и жизнедеятельности человека.
Теоретические занятия:
Связи человека с водоёмами: водоснабжение, рыболовство, рыбоводство, отдых, транспортные магистрали. Эстетическое значение водоёмов, их художественное отображение в произведениях искусства. Познавательное и практическое значение водоёмов.
Практические занятия:
Встреча с интересными людьми, экскурсия к реке.
Тема15: Разнообразие водоёмов.
Теоретические занятия:
Естественные – реки, озёра, болота. Искусственные – пруды, каналы, водохранилища. Влияние хозяйственной деятельности человека на чистоту водоёмов, многообразие водных растений и животных.
Практические занятия:
Работа с таблицами «Сообщества реки», «Сообщества пруда», исследования воды (на чистоту, наличие примесей), экологическая сказка «Жила-была река», рисование плакатов в защиту водной среды.
Тема16: Водоёмы
Теоретические занятия:
Водоёмы – источники водных запасов, пути сообщения среда обитания растений и животных. Народные традиции в отношении использования водоёмов. Поведение человека у воды и на воде. Участие школьников в операциях по очистке родников, берегов рек и озёр.
Практические занятия:
Участие в акции «Чистый берег», создание правил поведения у воды.
Тема 17: Биологическое разнообразие растений.
Теоретические занятия:
Полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные, комнатные, лекарственные культуры.
Практические занятия:
Экскурсия в цветочную теплицу, сад, дендрарий, оранжерею РЭБЦУ
Тема 18: Строение растений
Теоретические занятия:
Корень, стебель, лист, цветок, соцветие, плод.
Тема 19: Основные требования к постановке опыта
Теоретические занятия:
Выбор участка для опыта. Подготовка делянок. Инструктаж по технике безопасности во время работы в теплице, на Учебно-опытном участке и во время проведения полевых опытов.
Тема 20: Агротехника цветочных культур, учет и фенологические наблюдения на примере выращивания петунии
Теоретические занятия:
Ботаническое описание петунии. Агротехника петунии. Уход, размножение. Фенологические наблюдения.
Практические занятия:
- Посадка семян петунии в теплице РЭБЦУ
- Полив, фенологические наблюдения и учет всходов
- Пикировка рассады петунии
- Высадка рассады петунии на Учебно-опытный участок, учет и наблюдения.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Взаимоотношения с окружающей средой.
Тема 1: Введение.
Теоретические занятия:
Природное и социальное окружение – среда жизни, труда и отдыха человека. Забота об окружающей среде – долг и обязанность каждого человека.
Практические занятия:
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Тема 2: Природа – среда жизни человека.
Теоретические занятия:
Связи человека с природой. Потребности человека в воздухе, воде, пище, тепле, одежде.
Практические занятия:
Исследования «Откуда пришла одежда», «Откуда пришла пища».
Тема 3: Природные ресурсы
Теоретические занятия:
Природные ресурсы, необходимые для жизни и деятельности человека: воздух, вода, почва, горные породы, растения, животные, грибы и другие живые организмы. Использование человеком продуктов природы для изготовления продуктов питания, одежды, жилья, лекарств и т. п.
Практические занятия:
Исследования природных ресурсов, создание альбома «Природа и человек».
Тема 4: Природное окружение
Теоретические занятия:
Природное окружение – источник эстетических переживаний человека. Видеть красоту в природе. Эстетическая выразительность линий, форм, красок, звуков, предметов и явлений природы. Что портит эстетическую выразительность природного окружения.
Практические занятия:
Экскурсия в природу, подготовка фотовыставки «Природа любимая».
Тема 5: Здоровье человека и окружающая среда.
Теоретические занятия:
Физическое, духовное и психическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье.
Практические занятия:
Интервьюирование родителей «Факторы, определяющие здоровье», игры на свежем воздухе.
Тема 6: Природные условия и укрепление физического и духовного здоровья человека.
Теоретические занятия:
Здоровье человека и состояние окружающей природной и социальной среды: связи и зависимости.
Практические занятия:
Исследования «Влияние природы на настроение», «Влияние городского шума на общее состояние организма».
Тема 7: Здоровый образ жизни.
Теоретические занятия:
Водные и воздушные процедуры и их роль в укреплении здоровья человека. Требования к использованию водных процедур, воздушных и солнечных ванн.
Практические занятия:
Составление распорядка дня, анализ распорядка.
Тема 8: Активный отдых и его влияние на самочувствие, и здоровье человека
Теоретические занятия:
Отдых среди природного окружения. Виды активного отдыха в природе: игра, спорт, труд, познавательная, творческая, промысловая деятельность. Культура отдыха в природном окружении. Отдых в условиях города: посещение парков, театров, музеев и т. д., занятия спортом на катках, водоёмах, спортивных площадках и др.
Практические занятия:
День здоровья, рисунок «Какой должен быть школьный двор».
Тема 9: Проблемы сохранения здоровья
Теоретические занятия:
Проблемы сохранения здоровья в современных условиях, забота об окружающей среде – забота о здоровье человека.
Практические занятия:
Участие школьников в благоустройстве ближайшего природного окружения (во дворе дома, у школы, на улице), встреча с интересными людьми (мед. работник).
Тема 10: Труд и жизнь человека.
Теоретические занятия:
Труд – основа жизни каждого человека и человеческого общества. Отличие сознательного труда людей от разнообразной деятельности животных.
Практические занятия:
Сообщения «Мой труд», «Труд моих родителей», «Труд животных». Работа на учебно-опытном участке Республиканского эколого-биологического центра учащихся.
Тема11: Значение труда людей в создании искусственной среды
Теоретические занятия:
Значение труда людей в создании искусственной среды – среды жизнедеятельности человека, в получении продуктов питания, одежды, лекарств, создании произведений искусства и другой деятельности. Труд и здоровье человека.
Практические занятия:
Интервьюирование родителей «Значение труда людей в создании искусственной среды», сообщения о профессиях людей.
Тема12: Различные виды труда людей.
Теоретические занятия:
Различные виды труда людей. Машины – помощники человека в его трудовой деятельности. Качества человека – труженика.
Практические занятия:
Интервьюирование «Качества человека – труженика».
Тема 13: Изменение природы под влиянием трудовой деятельности людей
Теоретические занятия:
Положительное и отрицательное влияние трудовой деятельности людей на окружающую среду. Эстетическое и санитарно – гигиенические качества природного окружения и их влияние на здоровье человека. Забота людей о сохранности и благоустройстве окружающей среды.
Практические занятия:
Проект «Город будущего».
Тема 14: Твердые бытовые отходы и их классификация.
Теоретические занятия:
Понятие твёрдые бытовые (коммунальные) отходы. Их состав. Классификация. Воздействие ТБО на живую природу.
Практические занятия:
Работа с карточками «Состав и классификация ТБО»
Тема 15: Проблема твердых бытовых отходов: её история и современные масштабы.
Теоретические занятия:
Источники, масштабы и проблемы ТБО. ТБО в некоторых странах и в России.
Практические занятия:
Просмотр и обсуждение документального фильма «Под властью мусора»
Тема 16: Классы опасности ТБО
Теоретические занятия:
Классы опасности, присвоенные коммунальным ТКО и их характеристика.
Практические занятия:
Экологическая игра «Мусорознайка», «Бытовые отходы – в доходы».
Тема 17: Утилизация и переработка ТБО. Коды переработки.
Теоретические занятия:
Технологии захоронения, переработки и утилизации отходов. Как устроены свалки ТБО.
Практические занятия:
Просмотр и обсуждение фильмов «Переработка отходов в Росси», «Щвейцария – страна без мусорных свалок»
Тема 18: СанПиН и закон о ТБО
Теоретические занятия:
Санитарные правила и нормы регламентируют принципы обращения с утильсырьем (СанПиН по ТБО). Федеральный закон о ТБО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»)
Практические занятия:
Игра «Мусорный калейдоскоп».
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 180 |
Продолжительность каникул | осенние – с 24 по 30 октября 2022 года; зимние (новогодние) – с 26 декабря 2022 года по 8 января 2023 года включительно; весенние – с 27 марта по 2 апреля 2023 г.; летние – с 25 мая по 31 августа. |
Даты начала и окончания учебного года | 14 сентября 2022 – 26 мая 2023 |
Сроки входной аттестации | 19-23 сентября 2022 года |
Сроки промежуточной аттестации | 19-23 декабря 2022 года |
Сроки итоговой аттестации | 22-26 мая 2023 года |
- Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | 1. Дендрарий, дендропарк, плодово-ягодный сад, учебно-опытный участок, цветочная и овощная теплицы, зооуголок, мини-ферма, учебные классы. 2. Карты, методические игры, гербарий; коллекции насекомых; коллекции камней; коллекции почв; глобус; микроскопы; лупы; чашки Петри, портативные весы; ноутбук; видеопроектор; интерактивная доска; |
Информационное обеспечение | презентации по темам; аудио материалы (голоса птиц, голоса животных, звуки природы); видеоматериалы по темам; электронные энциклопедии; научно-популярные фильмы. |
Кадровое обеспечение | Педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория. |
- Форма аттестации
Формами аттестации являются:
Уровень усвоения образовательной программы осуществляется на основе входного, промежуточного и итогового контроля – тестирование, зачет. Также проводится текущая диагностика по ходу занятия или прохождении блока программы при собеседовании, в формах продуктивной деятельности обучающегося, в игровых ситуациях, экскурсий в природе, самоконтроля, участие в учебно-исследовательских конференциях, конкурсах, олимпиадах.
- Оценочные материалы.
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И. Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Тестирование, зачет |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой) |
2.5 Методические материалы
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Игровой
- Дискуссионный
- Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная
- Индивидуально-групповая
- Групповая
- Практическое занятие
- Беседа
- Встреча с интересными людьми
- Диспут
- Игра
- Мастер-класс
- Олимпиада
Педагогические технологии:
- Технология индивидуального обучения
- Технология группового обучения
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология модульного обучения
- Технология дифференцированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Технология исследовательской деятельности
- Проектная технология
- Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
- Раздаточные материалы
- Инструкции
- Рабочая программа воспитания
Цель воспитания: способствовать нравственному и эмоциональному развитию личности, бережно относящейся к окружающей среде, умеющей мыслить и строить свою деятельность на основе природосохранения и здоровьесбережения.
Особенности организации воспитательного процесса: воспитательная работа в объединении проводится в течении всего учебного года. Наиболее эффективными формами и средствами воспитания экологической культуры являются экскурсии, акции, фестивали, конкурсы и занятия, приуроченные к экологическим датам. Сотрудничество с учеными высших учебных заведений г. Улан-Удэ в рамках проведения мероприятий и занятий способствует экологическому воспитанию обучающихся. Знакомство и встречи с интересными людьми повышает интерес к профессиональному самоопределению.
Формы и содержание воспитательной деятельности:
№ | Название мероприятия | Цель | Сроки проведения |
1. | Первичный инструктаж по ТБ. (Правила поведения на экскурсиях, при пожарах, на дорогах, при ЧС) | Научить правилам поведения и технике безопасности в различных ситуациях. | Сентябрь |
2. | Межрегиональная олимпиада «Байкаловедение» | Привлечение интереса учащихся к изучению экологического состояния озера Байкал и формирование гражданской ответственности по сохранению природного наследия. | |
3. | Всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы» | Развитие познавательного интереса | октябрь |
4. | Плановые мероприятия в период осенних каникул | Развитие познавательного интереса | |
5. | Фестиваль энергосбережения #Вместеярче | Бережное отношение к ресурсам | октябрь-ноябрь |
6. | Синичкин день | Воспитание любви и бережного отношения к живой природе | ноябрь |
7. | Республиканский этап всероссийского конкурса «Моя малая родина» | Повышение интереса к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины. | декабрь |
8. | Экологическая акция «Зимующим птицам – нашу заботу» | Привлечение внимания к проблемам питания зимующих птиц | |
9. | Природоохранная акция «Сохраним леса Байкала» | Активация природоохранной деятельности | |
10. | Конкурс «Юный исследователь окружающей среды» | Привлечение внимания к экологическому состоянию окружающей среды | январь |
11. | Плановые мероприятия в период зимних каникул | Развитие познавательного интереса | |
12. | Республиканский этап всероссийского лесного конкурса «Подрост» | Развитие интереса в области рационального природопользования профессионального самоопределения | |
13. | День заповедников | Бережное отношение к природе | |
14. | Этноэкологический праздник «Сагаалган» | Повышение интереса к национальной культуре | февраль |
15. | Этноэкологический праздник «Масленица» | Повышение интереса к национальной культуре | |
16. | Конференция «Мы – друзья природы» | Повышение интереса к учебно-исследовательской деятельности | март |
17. | Конкурс рисунков «Моя Россия» | Воспитывать интерес к межнациональной культуре | |
18. | Детский экологический форум «Зеленая планета» | Способствовать развитию творческого интереса | |
19. | Плановые мероприятия в период зимних каникул | Развитие познавательного интереса | |
20. | Всемирный день птиц | Привлечение внимания к проблемам перелетных птиц | апрель |
21. | Международный день воды | Бережное отношение к водным объектам | |
22. | Республиканская конференция «Земля – наш общий дом» | Повышение интереса к учебно-исследовательской деятельности | |
23. | День Земли | Бережное отношение к земле и природным ресурсам | |
24. | Конкурс рисунков «Лес – наш главный интерес» | Бережное отношение к природным ресурсам | май |
Планируемые результаты воспитания:
- Повышение познавательного и творческого интереса у обучающихся;
- Повышение и формирование гражданской ответственности по сохранению окружающей среды;
- Повышение интереса к учебно-исследовательской деятельности.
Литература
Список основной учебной литературы для педагога:
- Андреева Н.Д.Теория и методика обучения экологии/Н.Д.Андреева,В.П.Соломин,Т.В.Васильева; под ред. Н. Д. Андреевой. – М.: Академия, 2009. - 203 с.
- Клепинина З. А. Развитие экологической грамотности учащихся / З. А. Клепинина // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С.93-97.
- Брыкина Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» / Н.Т. Брыкина // Москва «Вако» 2004 – 316с.
- Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир". К учебному комплекту А.А. Плешакова ФГОС / Е.М. Тихомирова // Издательство «Экзамен» 2013.
Список основной учебной литературы для обучающихся:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая // М.: Перспектива 2012 – 127с.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая // М.: Перспектива 2013 – 143с.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова // М.: Перспектива 2013 –224с.
- Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология / А. Е Чижевский// М.: АСТ 2005 – 432 с
Список дополнительной учебной литературы для педагога:
- Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». Москва: Просвещение, 2005
- Практикум по экологии: учебно-методическое пособие.Под общ. ред. И.С. Белюченко и Л.Б. Попок.Краснодар: изд-во Кубанского ГАУ, 2010. - 293 с.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты. Москва Т Ц. «Сфера» 2005 – 235с.
- Руднянская Е.И., Черезова Л.Б. Уроки экологии в начальной школе. Москва Т Ц. «Сфера» 2007 – 137с.
- Черемисина Л.Д. Основы экологии – младшим школьникам. М.: «Аркти» 2006 – 82с.
- Бояркина В.И. Экологическая компетенция - свежий взгляд / В. И. Бояркина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2010. - № 1 (зима). - С.52-54.
- Ермаков Д. С. Интерактивные упражнения и игры по экологии: (материалы для внеклассных занятий) / Д. С. Ермаков, Г. Д. Петрова // Дополнительное образование. - 2004. - № 11. - С. 17-21.
- Железнякова Ю.В. Учебно-исследовательская деятельность: (опыт проектной технологии на примере химии) / Ю. В. Железнякова // Открытая школа. - 2010. - № 7. - С.35-39.
Список дополнительной учебной литературы для обучающихся:
- Чижевский А.Е. Энциклопедия «Я познаю мир. Экология». Москва «Астрель» 2006 -411 с.
- Бровкина Е., Сивоглазов В.И. Большой атлас природы России. Иллюстрированная энциклопедия для детей. М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест. – 2007 – 480 с.
- Дроздов Н.Н. Серия книг для детей «Живая природа с Николаем Дроздовым».
Издательство «Мнемозина».