Раздел 1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
1.1. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает педагог-психолог.
Справка
педагога-психолога о психологической коррекции и развитии обучающихся (2014-2018 уч.гг)
Коррекционно-развивающая работа в МБОУ СОШ № 14 г. Кызыла проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает педагог-психолог можно определить по итогам работы по данному направлению деятельности. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе профилактических образовательных программ.
В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 уч.гг.
Индивидуальная психокоррекционная работа осуществляется на основе выборки обучающихся «группы риска». Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам родителей, педагогов, шПМПк и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Проводились индивидуальные развивающие занятия на снятие тревожности, агрессивных тенденций и развитие саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях. В ходе коррекционной работы реализовались следующие программы:
- «Жизненные трудности человека» Расулова О.В, Волгоград, 2009, (сопровождение «группы риска»);
- «Внимание: стресс!» Лашина О.Л. Архангельск, 2011 (сопровождение «группы риска» по суицидальному поведению);
- «Буквограмма» Шишкова С.Ю., Москва, 2016 (сопровождение детей с РАС и признаками РАС);
- «Жизненные трудности человека» Расулова О.В, Волгоград, 2009, (сопровождение «группы риска»);
- «120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. М. 2008 (для детей с ОВЗ);
Таблица 1 отражает количество обучающихся, посещавших занятия индивидуальной психокоррекции. Представим динамику в диаграммах 1 и 2.
Таблица 1. Количество обучающихся по ИПР
Период | Количество обучающихся | ||
На начало периода | На конец периода | Выпущено | |
2014-2015 | 9 | 0 | 9 (100%) |
2015-2016 | 12 | 2 | 8 (67 %) |
2016-2017 | 14 | 1 | 13 (93%) |
2017-2018 | 8 | 0 | 8 (100 %) |
Диаграмма 1.
Таким образом, можно проследить положительную динамику в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы положительная динамика у 38 сопровождаемых детей (за отчетный период), получивших психологическую помощь.
Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога. Причем групповая работа носила в большей степени развивающий характер. Коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем.
«Формула успеха» Е.Ю. Шрагина, Москва 2012 (сопровождение выпускников);
«ФГОС. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс» Языканова Е.В. Москва 2015 (сопровождение обучающихся класса компенсирующего типа);
«Я в мире профессий» Е.Д. Шваб, Волгоград, 2015 (профориентационная работа).
«Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В. Москва; 2012 (сопровождение ФГОС)
«Психология и выбор профессии» Резапкина Г.В.
Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2014-2015 уч.г.
№ п/п | Название программы | Контингент | Охват | Количество часов |
1 | Программа по формированию жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» | 8 класс | 31 | 10 |
2 | «Формула успеха» | 9,11 классы | 136 | 8 |
3 | «Психология и выбор профессии | 9 класс | 29 | 34 |
4 | «Тропинка к своему Я» | 5 классы | 55 | 68 |
5 | Профилактика эмоционального выгорания | педагоги | 42 | 3 |
| Итого: |
| 293 | 123 |
Таблица 3. Темы и охват ГКР за 2015-2016 уч.г.
№ п/п | Название программы | Контингент | Охват | Количество часов |
1 | Программа по формированию жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» | 7-8 класс | 92 | 5 |
2 | «Формула успеха» | 9,11 классы | 104 | 5 |
3 | «Психология и выбор профессии | 9 класс | 31 | 34 |
4 | «Тропинка к своему Я» | 5,6 классы | 105 | 136 |
5 | Профилактика эмоционального выгорания | педагоги | 47 | 3 |
6 | «Внимание: стресс!» | 9 классы | 76 | 3 |
7 | «Я в мире профессий» | 8 классы | 42 | 4 |
| Итого: |
| 497 | 190 |
Таблица 4. Темы и охват ГКР за 2016-2017 уч.г.
№ п/п | Название программы | Контингент | Охват | Количество часов |
1 | Программа по формированию жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» | 7-8 класс | 92 | 9 |
2 | «Формула успеха» | 11 классы | 63 | 3 |
3 | «Психология и выбор профессии | 9 класс | 27 | 34 |
4 | «Тропинка к своему Я» | 5,6,7 классы | 267 | 374 |
5 | Профилактика эмоционального выгорания | педагоги | 47 | 3 |
6 | «Внимание: стресс!» | 9 классы | 103 | 3 |
7 | «Я в мире профессий» | 8 классы | 42 | 4 |
| Итого: |
| 641 | 430 |
Таблица 5. Темы и охват ГКР за 2017-2018 уч.г.
№ п/п | Название программы | Контингент | Охват | Количество часов |
1 | Программа по формированию жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» | 7-8 класс | 92 | 9 |
2 | «Путешествие в мир эмоций» «ФГОС. Развивающие задания. Тесты,игры, упражнения. 4 класс» Языканова Е.В. Москва 2015 | 4 классы | 38 | 68 |
3 | «Формула успеха» | 9, 11 классы | 134 | 5 |
4 | «Тропинка к своему Я» | 5,6,7 классы | 267 | 340 |
5 | Профилактика эмоционального выгорания | педагоги | 57 | 3 |
6 | «Внимание: стресс!» | 9 классы | 102 | 3 |
7 | «Этика и психология семейной жизни» | 10 классы | 68 | 99 |
| Итого: |
| 759 | 527 |
Диаграмма 2.
Таким образом, по диаграмме видно как увеличивается охват групп учащихся групповыми развивающими занятиями.
Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:
- снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во взаимоотношениях;
- развитие адекватной самооценки;
- повышение позитивной напряженности в системе взаимоотношений ребенка с самим собой, с другими людьми.
Особую группу коррекционных занятий занимали учащиеся с ОВЗ, а также с детьми с РАС и признаками РАС. Занятия посещают дети, имеющие заключения от ПМПК. Занятия проводились по программам:
«Буквограмма» Шишкова С.Ю., Москва, 2016 (сопровождение детей с РАС и признаками РАС, а также ДЦП);
«120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. М. 2008 (для детей с ОВЗ);
«ФГОС. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. » Языканова Е.В. Москва 2015;
Выбор программ обусловлен образовательными потребностями детей данной группы, такими как, развитие когнитивной сферы и произвольной регуляции деятельности. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной групповой форме. Данные занятия проводились с детьми надомного, очно-заочного обучения и для детей с задержкой психического развития.
Таблица 6. Общее количество групповых и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ.
Период | Количество занятий | Охват | |||
Групповых | Индивидуальных | Всего | групп | индв | |
2015-2016 | 34 | 170 | 204 | 17 | 5 |
2016-2017 | 34 | 136 | 170 | 17 | 4 |
2017-2018 | 68 | 170 | 238 | 38 | 5 |
Таблица 7. Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий.
Виды | Уровни развития | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | |||
В начале | В конце | В начале | В конце | В начале | В конце | ||
Внимание | высокий | 5% | 7% | 0% | 5% | 5% | 7% |
средний | 31% | 37% | 47% | 51% | 43% | 56% | |
низкий | 64% | 56% | 53% | 49% | 57% | 34% | |
Память | высокий | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
средний | 24% | 34% | 27% | 38% | 37% | 43% | |
низкий | 76% | 66% | 73% | 62% | 63% | 57% | |
Мышление | высокий | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
средний | 62% | 69% | 57% | 65% | 48% | 55% | |
низкий | 38% | 17% | 43% | 35% | 52% | 45% |
В таблице представлены результаты работы за период с 2015 по 2018 учебный год, где можно увидеть улучшение показателей развития познавательной сферы. По таблице также видно, что у детей нет показателей высокого уровня, так как дети имеют тяжелые умственные и эмоциональные нарушения (аутизм, ДЦП, ЧМТ нарушение зрения, органическое поражение головного мозга).
Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в школе можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.
Педагог-психолог Полякова И.В.
1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера детям и педагогам, обратившимся к психологу за психологической помощью
| 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
учащиеся | 10 | 29 | 41 | 58 |
педагоги | 28 | 51 | 36 | 46 |
1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия по психологической разгрузке)
Уч.год | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | ||||
| 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап |
Количество классов по скриннинговой диагностике | 44 | 56 | 16 | 24 | 40 | 52 | 102 | 75 | 65 |
1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)
Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению (2015-16)
Кол-во выявленных детей группы суицидального риска | Класс | Проведенная работа по сопровождению |
6 | 1 | Индивидуальные карты сопровождения первоклассников. Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Я и общество» Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Программа по формированию жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» Психолого-педагогическое сопровождение выпускников. «Внимание: стресс!», «Формула успеха» Консультации для родителей, семинары для педагогов |
4 | 2 | |
1 | 3 | |
3 | 5 | |
2 | 6 | |
4 | 7 | |
2 | 8 | |
8 | 9 | |
3 | 11 |
Количество суицидов\попыток суицида
Учебный год | Кол-во | Пол\Возраст\класс | Положение на сегодняшний день |
2013-2014 | нет | - | - |
2014-15 | нет | - | - |
2015-16 | нет | - | - |
Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению (2016-17)
Кол-во выявленных детей группы суицидального риска | Класс | Проведенная работа по сопровождению |
38 | 1 | Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Я и общество» Программа по формированию жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Психолого-педагогическое сопровождение выпускников«Внимание: стресс!», «Формула успеха» Консультации для родителей |
12 | 2 | |
14 | 3 | |
10 | 4 | |
12 | 5 | |
0 | 6 | |
9 | 7 | |
8 | 8 | |
0 | 9 | |
2 | 10 | |
7 | 11 |
Количество суицидов\попыток суицида
Учебный год | Кол-во | Пол\Возраст\класс | Положение на сегодняшний день |
2014-15 | нет | - | - |
2015-16 | нет | - | - |
2016-17 | нет | - | - |
Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению (2017-18)
Кол-во выявленных детей группы суицидального риска | Класс | Проведенная работа по сопровождению |
0 | 1 | Индивидуальные карты сопровождения первоклассников. «Сотвори себя!» Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Я и общество» Программа по формированию жизнестойкости «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» Проведение профилактических занятий в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Психолого-педагогическое сопровождение выпускников. «Внимание: стресс!», «Формула успеха» Консультации для родителей, семинары для педагогов |
2 | 2 | |
4 | 3 | |
1 | 5 | |
3 | 6 | |
1 | 7 | |
0 | 8 | |
3 | 9 | |
2 0 | 10 11 |
Количество суицидов\попыток суицида
Учебный год | Кол-во | Пол\Возраст\класс | Положение на сегодняшний день |
2014-15 | нет | - | - |
2015-16 | нет | - | - |
2016-17 | нет | - | - |
2017-18 | нет | - | - |
Работа педагога психолога по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних осуществляется в системе. Проводится социально-психологическе тестирование на предмет раннего выявления незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. За отчетный период обучающихся с высоким риском склонности к употребления не выявлено. Поэтому профилактическая работа ведется на первичном уровне. Проводятся профилактические занятия на тему "Учимся говорить "нет"!, классные часы о здоровом образе жизни. С обучащимися, выявленными по факту упртебления ПАВ и состоящими На ВШУ проводится индивидуальная коррекционная работа.
Акт
передачи результатов социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
|
| 2015-2016
| 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
1 | Общее число обучающихся | 1319
| 1478 | 1592 | 1782 |
2 | Общее число обучающихся, участвовавших в тестировании: | 181 | 423 | 344 | 498 |
| в возрасте до 15 лет | 98 | 232 | 178 | 381 |
| в возрасте от 15 лет и старше | 83 | 191 | 166 | 207 |
3 | Общее число обучающихся, не прошедших тестирование | 28 | 38 | 160 | 54 |
| По болезни | 8 | 24 | 46 | 12 |
| Отказа | 15 | 0 | 65 | 3 |
| другие причины | 5 | 14 | 49 | 39 |
4 | Общее число выявленных детей группы риска | 0 | 0 | 0 | 0 |
| с высоким риском | 0 | 0 | 0 | 0 |
| со средним риском | 12 | 15 | 9 | 68 |
| с низким риском | 130 | 361 | 294 | 153 |
| Нет риска | 139 | 47 | 21 | 95 |
1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации) (2016-2018)
Название программы | Кол-во часов | Кол-во уч-ся | класс | Результативность в целом по группе | ||
улучшение | Без изменений | Ухудшение | ||||
«Жизненные трудности человека» Расулова О.В, Волгоград, 2009 | 9 | 92 | 7-8 | 10 | 82 | 0 |
«Сотвори себя!» Усачева Н.А. Москва, 2012 | 4 | 7 | 9-е | 6 | 1 | 0 |
1.6. Система работы по профилактике правонарушений.
1.7. Система работы педагога-психолога с родителями воспитанников
| Консультационная работа | Профилактическая и просветительская работа |
| |
| Индивидуальные консультации | Групповые консультации | Выступления на родительских собраниях | Уровень |
2014-2015 | 20 | 7 | 6 1 | Школьный Общешкольный |
2015-2016 | 17 | 9 | 5 3 1 | Школьный Общешкольный Общегородской |
2016-2017 | 25 | 15 | 9 2 1 | Школьный Общешкольный Общегородской |
2017-2018 | 43 | 8 | 8 1 | Школьный Общешкольный |
2018-2019 | 24 | 8 | 8 | Школьный |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagramma.doc | 236 КБ |
diagramma_2.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Диаграмма 2. Результативность индивидуальных коррекционных занятий.
Предварительный просмотр:
Диаграмма 2. Охват и количество часов групповых развивающих занятий