Самоанализ и самооценка деятельности
Очень важным моментом своей работы я считаю самооценку и самоанализ, ведь без этого невозможно понять правильный ли выбран путь достижения цели. Делясь своим опытом по данному направлению, я надеюсь на ответную реакцию коллег: буду рада получить отзывы, пожелания и советы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 29.66 КБ |
list_samoocenki_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 25.51 КБ |
samodiagnostika.docx | 680.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ ОСОШ
Сивец Екатерина Михайловна,
учитель информатики, математики
Самоанализ педагогической деятельности
Я, Сивец Екатерина Михайловна, имею высшее образование, закончила в 2007 году Восточно-Казахстанский государственный университет имени Сарсена Аманжолова по специальности «Учитель информатики». С 2004 года по 2011 год работала учителем информатики и математики в образовательных учреждениях Республики Казахстан:
- Веселовская средняя общеобразовательная школа,
- ГУ «Средняя школа №36» города Усть-Каменогорск,
- ГУ «Средняя школа №7» города Усть-Каменогорск,
- ГУ «Школа-лицей №31 города Усть-Каменогорск»,
- Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления в городе Усть-Каменогорск.
С 2008 по 2010 год работала главным специалистом-методистом по дистанционному образованию и профильному обучению ГУ «Ресурсный центр города Усть-Каменогорск».
По итогам предыдущей аттестации 2010 года присвоена вторая квалификационная категория.
С сентября 2012 года работаю учителем информатики, математики МКОУ ОСОШ городского округа Стрежевой Томской области. В целях повышения квалификации прошла следующие курсы:
- № У-807/вн, 10.10.2012, 72 часа, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования города Москва.
Тема курсов: Методические особенности системного использования мультимедийных средств обучения при организации учебного процесса на примере работы в системе дистанционного обучения NetSchool - Октябрь-ноябрь 2012 года - Первый этап курсов «Особенности перехода на ФГОС ОО. Роль учителя в проектировании и реализации ООП»
Стремлюсь совершенствовать свой педагогический, профессиональный уровень, овладеваю новыми методами, формами и технологиями образовательного процесса.
При определении содержания образования по математике и информатике и ИКТ, планировании учебного материала опираюсь на федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерные программы по математике и информатике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временные требования к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236). В 2012-2013 учебном году имею следующую учебную нагрузку:
класс | алгебра | геометрия | информатика | элективные курсы | всего часов |
9А | 2 | 2 | 4 | ||
10А | 2 | 2 | |||
11А | 2 | 2 | 2 | 6 | |
10В | 1 | 1 | |||
11В | 1 | 1 | |||
12В | 2 | 1 | 1 | 4 | |
итого | 18 |
Учитывая обязательный минимум образования, требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы, а также цели и задачи образовательного учреждения, в котором работаю, в своей педагогической деятельности ставлю следующие цели обучения математике и информатике:
- Овладение обучающимися конкретными знаниями по математике и информатике, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования.
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Для реализации поставленных целей стараюсь выполнять следующие задачи:
- развивать индивидуальные умения учащихся, заинтересовать учебной деятельностью каждого ребенка;
- прививать навыки самостоятельной работы, развивать стремления детей к дальнейшему самообразованию;
- использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения, направленные на повышение качества образования;
- прививать и развивать интерес к математике и информатике.
С учетом образовательных потребностей учащихся, их индивидуально-возрастных особенностей и уровня обученности использую различные формы и методы обучения. Это разные типы уроков: урок-лекция, урок-практикум, урок-зачет, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-игра, урок-взаимообучение. Это чередование традиционного, проблемного и развивающего обучения для стимулирования проявления активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся.
Кроме этого, в своей педагогической деятельности использую технологии личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, обучения в сотрудничестве, компетентностный подход и информационно-коммуникационные технологии. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках применяю активные методы обучения и использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальную, парную, групповую, коллективную). Для более продуктивной подготовки к ЕГЭ провожу для учащихся ежедневные дополнительные консультации, создаю обучающие демонстрационные видеоролики с объяснением решения прототипов заданий по математике ЕГЭ 2013, размещаю необходимую информацию на личном сайте и образовательном портале города.
Применяю разнообразные формы вводного, промежуточного и итогового контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, математический диктант, самостоятельная работа обучающего и контролирующего характера, зачет, контрольная работа, а также самооценка и взаимооценка. Например, разработала тесты по информатике и математике по всем разделам программы для 9-12 классов; математические диктанты по геометрии для 11 класса; написала программу для итогового тестирования по информатике и ИКТ; после каждого блока тем по алгебре и геометрии 11, 12 классов провожу зачеты с целью проверки знаний теоретического материала (определения, понятия, доказательство теорем, вывод формул) и решения задач.
Практически все задания для контроля знаний обучающихся имеют несколько уровней сложности. При проведении уроков знакомлю учащихся с критериями оценивания и, как правило, они самостоятельно выбирают свой уровень, который не «приклеивается» к ребенку, а изменяется по его усмотрению. Такую проверку я провожу в системе, так как до этого я три года работала по теме самообразования «Дифференцированный подход к учащимся при осуществлении контроля знаний на уроках математики и информатики». Оценка учебной деятельности учащихся помогает мне проводить мониторинг индивидуальных достижений детей, корректировать свою деятельность с ними, создавая им ситуацию успеха в приобретении знаний.
Результаты успеваемости по итогам прошлых лет
Учебный год | Предмет | Кол-во уч-ся | Успеваемость (%) | Качество знаний (%) | СОУ (%) |
2004-2005 | математика | 41 | 100 | 67 | 58 |
информатика | 155 | 100 | 91 | 79 | |
2005-2006 | математика | 20 | 100 | 73 | 62 |
алгебра | 21 | 100 | 48 | 43 | |
геометрия | 21 | 100 | 43 | 59 | |
информатика | 120 | 100 | 93 | 78 | |
2006-2007 | алгебра | 40 | 100 | 50 | 47 |
геометрия | 40 | 100 | 48 | 45 | |
информатика | 133 | 100 | 95 | 79 | |
2007-2008 | информатика | 232 | 100 | 96 | 88 |
2008-2009 | информатика | 135 | 100 | 93 | 76 |
2009-2010 | информатика | 135 | 100 | 96 | 82 |
2010-2011 | информатика | 94 | 100 | 100 | 98 |
Результаты успеваемости по итогам I полугодия 2012-2013 учебного года
Учебный год | Предмет | Кол-во уч-ся | Успеваемость (%) | Качество знаний (%) | СОУ (%) |
2012-2013 | алгебра | 28 | 100 | 0 | 36 |
геометрия | 28 | 100 | 0 | 36 | |
информатика | 94 | 93,75 | 50 | 50,69 |
В текущем году качественная успеваемость имеет тенденцию к снижению, что объясняется следующими причинами:
- контингент учащихся МКОУ ОСОШ,
- постоянное увеличение численности класса за счет новых учеников, прибывших из других школ;
- недостаточная мотивация на учебу;
- естественное усложнение материала в 9-11 классах.
Внеклассная и внешкольная работа по предмету способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, реализации их творческого потенциала, удовлетворения образовательных потребностей отдельных учащихся. С учетом результатов диагностики и индивидуальных склонностей детей внеурочную деятельность провожу по следующим направлениям:
- организация научно-практической деятельности отдельных учащихся, мотивированных на учебу;
- кружковая работа («Создание видеороликов», «Компьютерная графика», «Модульное оригами» и др. для учащихся 9-11 классов);
- проведение внеклассных мероприятий и школьной олимпиады;
- проведение недели математики и информатики, различных мероприятий и вечеров по предмету.
Мои воспитанники принимают участие в различных городских конкурсах. Так, 1 декабря 2012 года мы заняли второе место в городском конкурсе «Наш стиль жизни», а в декабре 2012 года - второе место в конкурсе «Овеянные славой герб, флаг и гимн», за представленную работу «Флаг РФ и МКОУ ОСОШ» сделанные в стиле модульного оригами.
Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил.
При оценке познавательной деятельности учащихся я учитываю, на каком уровне шло познание: ограничилось ли оно простым воспроизведением или же ребенок высказывает свои собственные суждения, аргументирует ответ примерами, сравнивает, сопоставляет изучаемые явления, проводит аналогии, предлагает рациональные способы решения задач. Критериями оценки деятельности учащихся являются: самостоятельность, умение применить знания на практике, инициативность. Оценку деятельности направляю на стимулирование, создание положительной учебной мотивации. Для обеспечения объективности оценки применяю принцип открытости: учащиеся заранее знают критерии оценок.
С целью формирования рефлексивных умений школьников, применяю самооценку собственной деятельности на всех этапах урока. Сама объективно оцениваю деятельность учащихся, что приводит к тому, что и у школьников создается адекватная самооценка, учащиеся при самооценке проявляют самокритичность. Учу детей методам контроля и оценок. Самоконтроль учебной деятельности учащимися требует знания цели и планов этой деятельности, критериев, по которым можно судить о достижении ими цели. На целевых уроках знакомлю учащихся с планом изучения темы, с целями, ради которых она изучается, с тем, что должен знать и уметь ученик в результате ее изучения, а также с четкими критериями оценки достигнутых результатов. Учет работы ведут сами учащиеся, но он гласный, т.е. известный всему классному коллективу. Самооценка постоянно соотносится с внешней оценкою своих товарищей и учителя. Ребенку небезразлично, как его оценивают товарищи, поэтому задействую и взаимооценку.
Родители также знакомы с требованиями, которые я предъявляю к учащимся, и поддерживают их. Организуя индивидуальную работу с детьми, я учитываю социальный заказ родителей на образование, держу родителей в курсе школьных дел детей через дневник, личные встречи, родительские собрания и консультации для родителей. Для оперативной связи с родителями в школе используется портал «Сетевой город». Также через образовательный портал обеспечивается дистанционное обучение учащихся, обучающихся по форме «Экстернат».
Отношения с коллективом учителей строю на демократических началах. Обладаю хорошей работоспособностью, усердием, стремлением к самообразованию, коллеги ценят во мне эти качества, и с их стороны я всегда нахожу понимание и поддержку. В свою очередь люблю делиться накопленным опытом и с удовольствием провожу обучающие мастер-классы, семинары для учителей МКОУ ОСОШ, а также делюсь опытом в сети Интернет на своем мини-сайте http://nsportal.ru/sivetseka.
В повышении своего профессионального мастерства большое место отвожу самообразованию, широко использую интернет-ресурсы для своей методической подготовки и организации методической работы в школе.
Несмотря на то, что в школе проработано много лет, в работе в МКОУ ОСОШ сталкиваюсь с трудностями:
- Недостаточное методическое обеспечение, вследствие чего построение урока требует большого педагогического мастерства, творчества и времени.
- Дефицит учебного времени, так как слабые учащиеся требуют больше времени на объяснение нового материала. Данная проблема решается мной при помощи использования активных методов обучения и технологии модульного обучения.
- Неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого, приводит к некоторому перекосу в сторону учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю больше времени в ущерб способным детям.
Над решением этих проблем планирую работать в дальнейшем.
Предварительный просмотр:
Лист самооценки педагогической деятельности учителя
( с использованием дискретной шкалы)
Сивец Екатерина Михайловна (ФИО),
МКОУ ОСОШ образовательное учреждение, преподаваемый предмет)
вторая (имеющаяся квалификационная категория)
(категория, на которую Вы претендуете)
Уважаемый учитель!
Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы
больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу:
5 - Вы абсолютно согласны с утверждением
4 - Вы скорее согласны с утверждением
3 - Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов
2 - Вы скорее не согласны с утверждением
1 - Вы абсолютно не согласны с утверждением
Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.
Заранее благодарим за сотрудничество!
№ | Утверждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Я безразличен(-на) к критике в свой адрес | + | ||||
2 | Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся | + | ||||
3 | Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету | + | ||||
4 | Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися | + | ||||
5 | Окружающие не прислушиваются к моим предложениям | + | ||||
6 | Считаю важным различать цель и тему урока | + | ||||
7 | На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся | + | ||||
8 | Мое знание внутрипредметных и межпредметных связей требует серьезного улучшения | + | ||||
9 | Новаторство – кредо каждого хорошего учителя | + | ||||
10 | На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно | + | ||||
11 | Мой общий кругозор достаточно ограничен | + | ||||
12 | Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока | + | ||||
13 | Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала | + |
14 | У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях обучающихся | + | ||||
15 | Я не считаю необходимым демонстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым) | + | ||||
16 | Я не применяю на уроках новые информационно-коммуникативные технологии | + | ||||
17 | Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничении выбранной мной образовательной программы | + | ||||
18 | Я умею разрешать конфликты оптимальным способом | + | ||||
19 | Для меня характерно «держать себя в руках» | + | ||||
20 | У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов | + | ||||
21 | Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся | + | ||||
22 | Я отдаю предпочтение учащимся, которые тщательно и точно выполняют требования учителя | + | ||||
23 | Используемый мной набор дидактических и методических материалов достаточно ограничен | + | ||||
24 | При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны | + | ||||
25 | Считаю, что учитель не обязан комментировать обучающимся выставляемые оценки | + | ||||
26 | Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег | + | ||||
27 | При постановке цели урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся | + | ||||
28 | Я так организую урок, чтобы учащиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные задания | + | ||||
29 | Моя рабочая программа не предполагает решение воспитательных задач | + | ||||
30 | У меня легко получается решать сразу несколько задач одновременно | + | ||||
31 | Я не трачу время, чтобы обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке | + | ||||
32 | Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках | + | ||||
33 | При подготовке урока, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы по предмету | + | ||||
34 | У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных самостоятельно | + | ||||
35 | Мне приходится часто слышать, что обучающиеся не поняли изложенный мной материал | + | ||||
36 | Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена | + | ||||
37 | Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач | + | ||||
38 | Побуждаю учащихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить задание со слабым обучающимся, придумать занятия для самостоятельной работы и т.п.) | + | ||||
39 | Я использую в педагогических целях даже внештатные ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету | + | ||||
40 | Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях | + | ||||
41 | Учащимся не обязательно знать критерии оценивания их работы | + | ||||
42 | Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров | + | ||||
43о | Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами | + | ||||
44 | Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех | + | ||||
45 | Я всегда готовлю разные варианты проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели | + | ||||
46 | Моя рабочая программа недостаточно обоснована | + | ||||
47 | У меня есть достаточный опыт по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. | + | ||||
48 | На рабочем месте у меня всегда порядок | + | ||||
49 | На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос «Что должно быть достигнуто в результате занятия» | + | ||||
50 | Мотивация обучающихся - это ответственность учителя | + | ||||
51 | Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза | + | ||||
52 | Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений | + | ||||
53 | Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы | + | ||||
54 | Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участия в постановке целей и задач | + | ||||
55 | Я преподаю предмет, который не может заинтересовать обучающихся | + | ||||
56 | На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся | + | ||||
58 | Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки | + | ||||
59 | Обычно я озвучиваю цель несколько раз в течение занятия | + | ||||
60 | Мои обучающиеся смело берутся за трудные задачи | + | ||||
61 | Я владею ограниченным наборов современных методов преподавания | + | ||||
62 | Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке не директивными методами | + | ||||
63 | В плане урока я пошагово прописываю этапы достижения цели | + | ||||
64 | Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности | + | ||||
65 | Нет "каверзных" вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя | + | ||||
66 | Мои методические и дидактические разработки никогда не становились победителями конкурсов | + | ||||
67 | Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы | + | ||||
68 | Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся | + | ||||
69 | Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ | + | ||||
70 | Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации класса, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях | + | ||||
71 | Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации | + | ||||
72 | Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя | + |