2.3.3. Выступления с представлением, презентацией опыта своей профессиональной деятельности

Ольга Александровна Пацкова

- на педагогических советах, семинарах, «круглых столах», на научно-практических конференциях, педагогических чтениях -  внутри ДОУ, на уровне МО,

на муниципальном и областном уровне - для высшей категории.

 

 

Рецензия или копия приказа по итогам презентации опыта, выписки из протоколов педсовета, выписки из протоколов МО, протоколы семинаров, протоколы или программы «круглых столов» (все документы заверены печатью и подписью руководителя).

Копии программ, материалов научно-практических конференций, чтений, семинаров, «круглых столов» и т.п., с указанием темы выступления и ФИО выступающего. Сертификаты, свидетельства, благодарственные письма с указанием ФИО педагогического работника.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 2.3.3.pdf167.71 КБ
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_ppo.doc118.5 КБ
PDF icon rayon.met_.seminar2017.pdf103.08 КБ
PDF icon rayon.seminar-2018.pdf74.66 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Информационная карта передового педагогического опыта

Ф.И.О.

Пацкова Ольга Александровна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Название учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята»

Почтовый адрес: 694240 Сахалинская область г.Поронайск ул. Восточная 110 А

Телефон:84243142438

E-mail: Mbdou172@mail.ru

Должность

воспитатель

Стаж работы в должности

28 лет

1. Тема передового педагогического опыта

Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др)

Противоречия:

  • между наличием требований ФГОС ДОО, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем развития познавательных действий у детей дошкольного возраста;
  • между необходимостью ведения системной, целенаправленной работы по использованию развивающих игр для развития познавательных действий у детей дошкольного возраста и недостаточностью организованной работы с дидактическими играми;
  • между необходимостью использования развивающих игр как средства развития познавательных действий детей дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок в данном направлении.

Проблема развития познавательных действий дошкольников – одна из самых актуальных в дошкольной педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Проблеме развития познавательных действий были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской.

Голицын В.В., Щербакова Е.Н. отмечают, что без сформированных в дошкольный период познавательных действий, обучение не может быть успешным.

3. Идея изменений (в чем сущность ППО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др)

    Сущность ИПО:

     - в изменении содержания образования;

     - в использовании новых образовательных технологий;

     - в применении нестандартных приёмов развития познавательных действий у детей дошкольного возраста.

В работах многих отечественных педагогов
(Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, и стать способными к первым обобщениям, основанном на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. Необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим
ведущая педагогическая идея опыта заключается в   развитии познавательных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. 

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Дидактическая игра призвана помочь педагогам, родителям и детям реализовать возможности личностно-ориентированного обучения. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным при следующих условиях:

· поэтапное формирование поисково-исследовательских умений и способов познания окружающей действительности у дошкольников;

· включение дидактических игр в разные виды детской деятельности (учебная, игровая, художественно-творческая и др.)

· проектирование предметно-пространственной развивающей среды в группах, способствующей проявлению детской любознательности и познавательной активности.   

Новизна данного педагогического опыта:

1.Проанализирована и теоретически обобщена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

2.Уточнены и конкретизированы основополагающие понятия проблемы исследования: «познавательные способности», «дидактические игры».

3.Апробирован комплекс дидактических игр как средства формирования познавательных способностей дошкольников.

 4.Разработан перспективный план по возрастным группам дидактических игр, развивающих познавательные способности детей дошкольного возраста.

             5.Составлен сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.

 Ограничения: С учётом индивидуальных особенностей детей предложенный материал можно использовать с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

 Трудоёмкость в использовании практического материала опыта минимальна. Для использования технологии другими педагогами необходимо изучить содержание опыта, проанализировать собственные ресурсы, особенности контингента воспитанников, и с учётом собственных возможностей внедрить опыт (отдельные элементы) в практику.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

  Внешние условия: 
- ресурсное обеспечение образовательного процесса;

- временной режим, позволяющий создавать определенную модель-схему ОД, которую при необходимости, можно будет не только менять, но и добавлять или отнимать, в зависимости от вида ОД, цели, задачи и этапа работы.

Внутренние условия: 
- установка на раскрытие творческого потенциала воспитанника, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное нравственное и умственное обогащение личности; 
- системный подход, включающий направленность на личностно-ориентированное обучение, мониторинг, участие детей в проектной деятельности;
- постоянный профессиональный рост педагога, его методического мастерства.

 6. Результат изменений

Критерием результативности опыта является педагогическая диагностика сформированности познавательных способностей дошкольников, на основе которой выводится показатель усвоения образовательной программы.

                 

Таким образом, исходя из результатов педагогической диагностики, мы можем говорить о том, что целенаправленное умственное развитие детей при помощи дидактических игр приводит к положительным результатам.

В результате работы по развитию познавательных способностей посредством дидактических игр и упражнений дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, сформирована самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

В связи со сказанным становится очевидным, что, используя дидактические игры и упражнения для формирования познавательных способностей, педагог решает важнейшую задачу современного развития ребенка.

7. Публикации

  1. Конспект ОД «В гости к Крошу» Печатное издание журнал «Сахалинское образование- XXI» Издательство ИРОСО 2017
  2. Конспект ОД «бусины здоровья» Публикация в электронном СМИ социальной сети работников образования nsportal.ru 2019
  3. Учебно-методический материал «У весны в гостях» Публикация в электронном СМИ на международном образовательном портале Maam.ru 2019
  4. Учебно- методический совместной деятельности воспитателя с детьми «Давайте поиграем» Публикация в электронном СМИ социальной сети работников образования nsportal.ru 2019
  5. Конспект творческого отчета «Помоги Чебурашке построить дом для друзей» Публикация в электронном СМИ социальной сети работников образования nsportal.ru 2019
  6. Конспект ОД «Почему не поет скворец» Международный журнал «Педагог» СМИ ЭЛ №ФС 77- 65297 www.zhurnalpedaqoq.ru 2020
  7. Сборник «Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения дома» Международное сетевое издание «Солнечный свет» «Наука ХХI века» рубрика: «математика» 2020

 

8.Описание передового педагогического опыта

 Цель исследования: 

теоретически обосновать проблему влияния дидактических игр на формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста и определить эффективное сочетание их при применении в практике работы педагога.        

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

-изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста;

- уточнить и конкретизировать основополагающие понятия: «познавательные способности», «дидактические игры»;

-определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования познавательных способностей;

        -составить сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

        Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, медицинской, учебно-методической литературы и массового педагогического опыта по проблеме; анкетирование родителей, анализ результатов педагогической диагностики.

Теоретико-методологическая основа исследования

Исследование опирается на теорию игры зарубежных (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс) и отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); на системы дидактических игр (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова); теорию поэтапного развития умственных действий (П.Л. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного» осуществлялась с 2017 года.

2017-2018 уч. г. (средняя группа), 2018-2019 уч. г. (старшая группа), 2019-2020 уч. г. (подготовительная группа).

 На I этапе работы были изучены теоретические аспекты по данной проблеме, проведена педагогическая диагностика детей, что позволило определить цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты, наметить основные формы работы, пути поиска новых технологий деятельности дошкольного образовательного учреждения по формированию познавательных  способностей  у детей дошкольного возраста.        Проведенная нами аналитическая работа на начальном этапе показала преобладание низкого и среднего уровней развития познавательных  способностей.

        Мы предположили, что важным направлением этой работы является подборка и внедрение в педагогический процесс ДОУ дидактических игр по формированию познавательных  способностей  у детей дошкольного возраста.

Данный комплекс дидактических игр был подобран с учетом результатов первого этапа диагностики.

В комплекс были включены дидактические игры по следующим разделам умственного воспитания (по классификации, аналогичной начальному этапу исследования):

1.Формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание

2.Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение

3.Явления в общественной жизни

3.Природное окружение. Экологическое окружение

4.Развитие речи

Перечень дидактических игр второго этапа исследования отражен в (Приложении)

Системное применение дидактических игр по формированию познавательных способностей у детей дошкольного возраста осуществлялось на II основном (формирующем) этапе в трех основных формах:

- ОД;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность взрослых и детей, а также ребенка со сверстниками.

Руководство дидактической игрой требует большего педагогического мастерства. Отбирая игры, мы исходили из того, какие программные задачи будут решаться с их помощью, как игра будет способствовать развитию познавательной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на ОД. Вначале мы разбирали игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Старались, чтобы в выбранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения, и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Детально продумывали, как, выполнить программную задачу, при этом сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и, обеспечить каждому  ребенку возможность активно действовать в игровой ситуации.         Чтобы довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия, тщательно готовились к проведению игры: продумывали четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил игрового действия, соблюдая индивидуальный подход (на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание: вспомнить, кто из них на ОД затрудняется в выполнении программного содержания, кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы). При отборе дидактических игр учитывали, что на развитие познавательной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде. Используя интерес детей к игровому действию, побуждали детей присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное. Усилия, которые дети вынуждены проявлять в процессе игр, способствовали развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности.

        На данном этапе мы разработали комплекс занятий с применением дидактических игр, где постарались сгруппировать игры, направленные на формирование познавательных способностей дошкольников, по разделам.

1 раздел «Дидактические игры по сенсорному воспитанию, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»;

Данные игры проводятся с целью обогащения ребёнком познавательных действий у детей дошкольного возраста;

Данные игры проводятся с целью овладения детьми дошкольного возраста навыками чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

2 раздел «Дидактические игры по развитию речи, направленные на развитие звуко-слогового анализа, который имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для развития словаря. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Играя в дидактические игры по развитию речи, дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, а так же развивать познавательные действия как способность аргументировать свои утверждения.

3 раздел «Дидактические игры по ознакомлению с природой, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»;

Цель представленных дидактических игр заключается в том, что в процессе игр формируются знания об окружающем мире, развиваются познавательные действия, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого–целесообразное поведение в природе. Дидактическая игра эффективное средство для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем мире. Действия в дидактической игре по ознакомлению с природой различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать такие познавательные действия как умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, и заканчивая сложными логическими умозаключениями.

4 раздел «Дидактические игры по формированию математических представлений, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»;

        В данный раздел вошли игры по формированию элементарных математических представлений, направленные на развитие познавательных действий, когда дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм через такие действия как умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины, толщины), систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке, по величине, анализировать величину предметов сравнивать, обобщать, классифицировать. Играя в дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей появляется живой естественный интерес, который способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познавательных действий.

        Комплекс дидактических  игр, направленных на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста представлен в приложении.

        Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на развитие познавательных способностей без активного взаимодействия с родителями, практически невозможно. Между педагогом и родителями сложились партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, занятия, участвуют в праздниках и развлечениях. С родителями проведена целенаправленная работа по познавательному развитию:

- Родительские собрания: «Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры», «Растить любознательность», «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста»

- Консультации для родителей «Игры дома», «Познаем играя»

- Выставка литературы, игр, пособий

- Практические рекомендации.

        Для успешной организации познавательного развития в группе создана предметно развивающая среда.

         Системное применение дидактических игр, направленных на формирование познавательных действий, способствовало развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, развитию навыков обобщать и анализировать, развитию мышления, воображения, внимания, памяти детей.

Ценность опыта в том, тема работы широко раскрыта с помощью практического и теоретического материала. Опыт работы систематизирован, предполагает широкое оснащение, комплексный подход к проблеме, составленные задачи достигаются различными методами и средствами. К работе прилагаются подборы дидактических игр направленных на всестороннее развитие детей. Достаточно полно и убедительно описан ход практической работы и аргументированно представлены ее результаты. По практической направленности материалы опыта могут быть применены в работе ДОУ с детьми и родителями.  

Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Афанасьева Галина Алексеевна– старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята»

Почтовый адрес ДОУ: 694240, Сахалинская область

Поронайский район  
г. Поронайск ул. Восточная 110 «А»
Телефон:84243142438

 Дата заполнения экспертного заключения:

«           » _________________2019 год


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: