Методическая работа

Потапова Ольга Григорьевна

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Ольга Григорьевна Потапова,

учитель МБОУ «СОШ № 9» г. Зимы

Одна из главных задач современной школы - создать максимально возможные условия для развития личности ребенка с ОВЗ. Для этого необходим учет индивидуальных возможностей и реальных условий развития ребенка. Метод проектов позволяет развивать личность с учетом этих возможностей.

Считается, что использование метода проектов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) неэффективно. Действительно, проекты школьников с ОВЗ не такие сложные и интересные, как у детей из общеобразовательных классов.

Для меня, как учителя коррекционных классов проектная деятельность занимает не последнее место. Мы создаем с детьми несложные групповые проекты, но для них всегда нужна индивидуальная подготовка. Работа над проектами позволяет расширять кругозор, развивать познавательный интерес, учит находить информацию, видеть, формулировать и решать проблему, формирует критическое и творческое мышление. Я пробую научить ребенка самостоятельно организовывать свою работу, размышлять и принимать решения в каких-либо ситуациях. Может быть, это не полноценные проекты, а элементы проектной деятельности, но для особых детей это будет проект, продукт его творческой познавательной деятельности. Детям нравится это вид деятельности, для них это необычная, интересная, активная форма занятий.

Используя помощь взрослого дети могут создавать творческие работы и представлять их результаты (проект «Какие интересные сказки…», в 5-9 классах VIII вида).

В сказках можно найти способы решения проблем, изучить различные варианты развития ситуации. Ребенок может в роли сказочного героя проиграть сюжет и изменить его на благоприятный. Обсуждая сказки дети видят, что не бывает ситуаций и вопросов, которые нельзя решить конструктивно. Они рассматривают поступки героев с разных сторон и в некоторых случаях создают другую интерпретацию известной сказки.

Проект интересен и коллективной работой. Для детей с интеллектуальным нарушением часто сложно договориться о работе в группе. Без проблем и улаживанием мелких конфликтов не обходится. Но они видят, что в результате совместной работы результат получается интересней и книжка с иллюстрациями радует всех. Подготовительная индивидуальная работа дома (создание иллюстраций в 6 классе к сказке «Маленький принц») тоже оказалась непростой: книгу надо дочитать, выбрать иллюстрируемый сюжет, договориться в классе, о том, чтобы сюжет больше не использовался, нарисовать его самому или привлечь родственников к помощи, обратиться к интернет-ресурсам. Выступить перед классом, защищая свою работу (почему выбрал этот сюжет) тоже достаточно сложно для этой категории детей.

Использование метода проектов позволяет развивать связную речь, пополнять словарный запас, повышает интерес к чтению. Это способствует лучшему усвоению материала, повышению самооценки. Работа в группах помогает детям научиться решать проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников, понимать их, выражать свои мысли и чувства, т.е. способствуют социализации детей с ОВЗ в окружающем мире.