Проектная работа:"Инновационные технологии на уроках в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-й год | 1.51 МБ |
1-й год | 1.95 МБ |
1-й год | 2.41 МБ |
2- ой год | 55.17 КБ |
otchet_2019-2020.ppt | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В.М. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей М.Барбер
Цель педагогического проекта – формирование определенных умений и навыков школьников, необходимых в практической деятельности, с учетом использования современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Объект - современные образовательные технологии Предмет – эффективность использования современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы в условиях современной школы.
А ктуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных педагогических технологий позволяет учителю повысить мотивацию обучающихся, профессионально практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных запланированных результатов в своей профессионально – педагогической деятельности.
Задачи: изучить теоретический материал о современных образовательных технологиях (педагогических технологиях) в образовательном процессе в условиях современной школы; 2) выявить степень эффективности использования современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС; 3) разработать и внедрить комплекс мероприятий по теме проекта.
Методы: метод отбора материала; метод теоретической интерпретации; наблюдение; прогнозирование, преобразование материала. Тип проекта - по доминирующей в проекте деятельности и содержанию: психолого-педагогический, исследовательский, творческий; по характеру контактов: открытый.
Выступления учителей в рамках проекта Идрисова Ф.Т. – зональный семинар в г.Альметьевске по теме: «Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности» Зайнуллина Л.А. - межрегиональный семинар «Современные образовательные технологии в обучении, как ресурс качественного образования в начальной школе» с докладом по теме: «Проектная деятельность как способ формирования читательского интереса младших школьников».
Вебинары: «Особенности исследовательского проекта в начальной и основной школе –общее и различия»; «Проблемы и признаки вовлеченности школьников в исследовательскую деятельность и пути их решения»; «Инновационные подходы и технологии в курсе "Окружающий мир"»; «Деятельностный подход в предметной области «Математика» и «Окружающий мир» системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала». В.П. Беспалько
В основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Следует отметить, что процесс модернизации образования — это постепенный процесс проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет на себе печать прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Планируемые изменения затрагивают в первую очередь педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность и оторванность от потребностей общества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод , что профессиональная компетентность педагога должна соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — способствовать формированию личности, готовой к «инновационному поведению», то есть вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский . Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности. (К. Д. Ушинский )
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия.
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации) достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Современные здоровьесберегающие технологии
Стретчинг Витаминизация и аромотерапия Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика пальчиковая Гимнастика для глаз- самокоррекция Гимнастика дыхательная Гимнастика бодрящая Организация работы в режиме смены позы
Физкультурные занятия Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) Занятия из серии «Здоровье»-Валеология Самомассаж
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – рациональная организация урока . Показателем рациональной организации учебного процесса являются: Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; Нагрузка от дополнительных занятий в школе; Занятия активно-двигательного характера : динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Релаксация Релаксация — это расслабление после напряженной умственной дея-тельности. Цель её — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, шутки, пение, танцы.
динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость.
Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Литература 1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г. 2.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г. 3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г. 4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г. http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе». http://www.za-partoi.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Проект- это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В рамках процесса обучения проектный метод можно определить, как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков, посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Проект- это «обучение через делание». (Дж. Дьюи)
«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» Скажи и я забуду. Покажи и запомню. Вовлеки и я научусь. Китайская пословица
Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Проектность — определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность — процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого, человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию -культурных ценностей
П р о е к т П - ПРОБЛЕМА П - ПРОЕКТИРОВАНИЕ П - ПРОДУКТ П - ПОРТФОЛИО П - ПОИСК П - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Основоположник метода проектов Американский философ – идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952)
Ученики и последователи Дж. Дьюи американский педагог В. Килпатрик американский педагог Основная идея - организация деятельности ребенка в социальной среде, с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х годов С.Т. Шацкий П.П. Блонский
Любите не школу, а детей, приходящих в школу. П.П. Блонский С большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им свободно и не обязательно строится в русле учебного предмета. С. Т. Шацкий
Организуя проектную деятельность, нужно учитывать следующее: 1. Проект - это цельная работа, её нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт , представляющий собой объективно новое знание или опыт. 2. Проект - сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, - каждый подвид деятельности представляет собой целый пласт ЗУН, при этом все составные части проектной деятельности объединены цельностью. 5. Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровой компонент помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации. 3. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование) - практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика, 4. Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.
Классификация проектов: по количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. Четкое регламентирование по количеству отведенного времени на выполнение проекта в настоящее время отсутствует, однако чаще всего мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно 1 неделя), среднесрочные проекты - от одной до 4 недель; долгосрочные - от 4 недель до года по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета) по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты
Этапы проектной деятельности 1.Этап предпроектной подготовки формирование проектной группы; выбор научных руководителей; выбор и формулирование темы проектной работы; формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта; обоснование методов исследования; разработка плана и структуры исследования; изучение источников и литературы по теме.
2.Этап планирования определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные); дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы; обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта; определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.
3.Организационно-исследовательский этап расписывается последовательность выполнения проектной работы; распределяются конкретные задания; собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет; готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы; оформляются результаты исследования и готовится отчет.
4.Этап представления результатов подготовка презентации результатов; публичная презентация проектной работы; анализ работы, проделанной в течение проектного периода; оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника.
ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ Проектная работа позволяет провести комплексную оценку знаний и умений в отношении каждого учащегося. Оценка должна опираться на основные элементы проектной работы и учитывать актуальность выбранной темы, качество основного продукта, и качество процесса работы. Оценка за проектную работу выставляется научными руководителями и может быть использована в качестве итоговой оценки по предмету.
ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ наличие общего плана работы над проектом; наличие и качество формулировки положений гипотезы и основных проблем исследования; отбор методов работы и их соответствие поставленным задачам; наличие и качество отчетных материалов; наличие анализа источников информации; качество презентации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Уровень знаний; Степень ответственности за выполнение работы; Самостоятельность, собранность и способность углубить тему изучения; Способность выработать новую идею и найти новые оригинальные подходы; Инициативность и заинтересованность; Способность работать в коллективе, отношения с другими членами группы; Точность, своевременность выполнения работы; Четкость и аккуратность подготовки отчета.
Методический паспорт проекта Ф.И. ученика _________________________________________ № п/п Параметры оценивания Баллы 1. Актуальность выбранной темы 2. Глубина раскрытия темы 3. Практическая ценность проекта 4. Композиционная стройность 5. Логика изложения 6. Соответствие плану 7. Обоснованность выводов 8. Правильность и грамотность оформления 9. Аккуратность и дизайн оформления 10. Самостоятельность при выполнении работы 11. Использование собственных (авторских) материалов 12. Содержательность приложения 13. Источники и полнота их использования 14. Сценарий защиты (логика изложения) 15. Грамотное построение доклада 16. Умение изложить самое интересное и ценное 17. Владение материалом 18. Умение отвечать на вопросы 19. Умение защищать свою точку зрения 20. Владение аудиторией при защите 21. Итоговая оценка
Методический паспорт проекта АДРЕСАЦИЯ 1 . Постановка проблемы и обоснование ее практической значимости. 2. Определение целей ( образовательных, воспитательных, развивающих). 3. Постановка задач. 4. Формулировка идеи реализации проекта. 5. Выбор группы учащихся с указанием их возраста. 6. Распределение обязанностей на каждом этапе проекта. 7. Время работы над проектом. 8. Режим работы. ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение. 2. Консультанты. 3. Знания, умения, навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Развитие навыков: -самостоятельной работы; - мыслительной деятельности; - творчества; -ораторских навыков. 2. Новые практические приемы работы. 3. Новое содержание темы. 4. Расширение кругозора. 5. Воспитание толерантности. СТАТУС ПРОЕКТА 1. Авторы 2. Опыт использования
Проекты в начальной школе
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
«Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе»
(2-й год)
г. Азнакаево
2019
Содержание
Раздел I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… | 3 |
Обоснование актуальности проекта………………………………............ | 3 |
Объект проектирования…………………………………………………..... | 4 |
Предмет проектирования………………………………………………....... | 4 |
Гипотеза проекта……………………………………………………........... | 5 |
Цель проекта……………………………………………………………........ | 5 |
Задачи проекта………………………………………………………............ | 5 |
Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………… | 5 |
План реализации проекта….....................…...………………………........ | 14 |
Ожидаемые результаты проекта (индикаторы, показатели, значения)… | 15 |
Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта....................................... | 16 |
План по реализации проекта…………………………………………......... | 17 |
Список литературы..................................................................................... | 17 |
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Раздел I. Введение
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Новизна проекта заключаются в том, что инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Объект проекта: современные образовательные технологии, которые применяются в учебном процессе.
Предмет проекта: эффективность использования современных образовательных технологий (педагогических технологий) в учебной деятельности в условиях современной школы.
Гипотеза проекта: эффективность использования широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу:
- продуктивно использовать учебное время;
- добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Цель проекта: создание условий для инновационных процессов; применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе работы над проектом.
Задачи проекта:
1) продолжить работу по изучению теоретического материала о современных образовательных технологиях (педагогических технологиях) в образовательном процессе в условиях современной школы;
2) создать творческую атмосферу и объединить усилия педагогического коллектива по применению всего спектра возможностей современных инновационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности;
3) выработать стремления у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.
Раздел II. Основная часть
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Технология проблемного обучения: основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну,
важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Разноуровневое обучение: это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения - это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едина для всех уровней. Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в |Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.
Технология проектного обучения: чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в
педагогическом процессе» (1925 г.). В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни».
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий учителя и учащихся: с целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:
разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Исследовательский метод обучения: в этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных
первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.
Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:
• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• грамотно работают с информацией;
• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;
• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Технология использования в обучении игровых методов: наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном
процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Игра является моделью игры как таковой. Игра важнейшее средство воспитания школьников. Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.
Технология обучение в сотрудничестве: обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно –ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения:
1 вариант (обучение в команде);
2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила»;
3 вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».
Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:
взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.
Система инновационной оценки "портфолио": к числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки "портфолио". Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Важная цель портфолио — представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика
в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
· содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
· закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.
Информационно-коммуникативные технологии: в широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества. Основной целью педагогов становится не только организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни.
При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет. Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ: - создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.; - повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники; - значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования; - становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.
Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки.
Здоровьесберегающие технологии: их цель - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?" , а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании охрана труда – это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. "Производство" школьника - его парта, класс, школа; деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов. Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы:
1)эколого-гигиенические(природно-средовые);
2)организационно-педагогические;
3)психолого-педагогические.
А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
План реализации проекта:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | В течение года. | Участие в работе научно-практического семинаров по плану УО |
В теч.года | Участие в вебинарах издательств «Просвещение», «Бином» | ||
Сентябрь | Изучение психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова) | ||
Октябрь | Курсы повышения квалификации учителей Спиридоновой и Хусаиновой «Формирование метапредметных умений как требование ФГОС НОО и основа для подготовки обучающихся в начальной школе к ВПР» | ||
Декабрь | Курсы повышения квалификации учителя Хамзиной. | ||
Январь | Участие в работе «Форума учителей начальных классов» | ||
Апрель | Курсы повышения квалификации учителя Зайнуллиной Л.А. по теме «Современная цифровая образовательная среда в начальной школе» | ||
Прогностический | Определение целей и задач темы. | Ноябрь | Выступление на МО «Инновации как средство развития интеллектуальной и познавательной сферы учащихся» |
Практический | Внедрение опыта работы. Поисковая работа по теме. Сбор информации. Апробация и внедрение инновационных технологий. -Обсуждение творческих заданий для учащихся. - Создание методического банка «Инновационные технологии: опыт, педагогические находки» | В теч.года Октябрь Февраль Февраль – апрель Апрель Январь- февраль Январь Март - апрель
| Выступления, обсуждения на заседаниях ШМО: «Перспектива использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе» (из опыта работы). Диспут: Что означает «учить творчески»? ( Что такое творчество? Что является источником творчества? Творческая мастерская педагога: какой вы ее видите?) «Особенности игровой технологии младших школьников» Участие в олимпиадах: «Литературный марафон» «Одарённый ребенок» «Эрудит» «Интеллект» Участие в конкурсах: Конкурс- мастер классов учителей начальных классов «Чтобы детям было интересно». Участие в НПК «Открытие 2020» . «Лучший ученик начальной школы- 2020» |
Обобщающий | Подведение итогов | По плану УО Май 2020г В теч.года В теч.года В теч.года | Участие в работе районного МО учителей начальных классов. Выступление на педсовете по теме «Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО» Участие и результаты в муниципальных, всероссийских конкурсах и олимпиадах. Участие в районных конкурсах
|
Внедренческий | Распространение опыта работы | В теч.года. Май 2020 г. | Публикации на сайте «Социальная сеть работников образования» . Изготовление и распространение буклетов по инновационным технологиям в образовательном учреждении учителям и родителям. Отчётное выступление по проекту. Из опыта работы |
Ожидаемые результаты
Проблемное обучение: Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение: У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения: Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении: Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве: Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.
Информационно – коммуникационные технологии: Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет.
Здоровьесберегающие технологии: Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Тип ресурса | Имеющиеся ресурсы |
Интеллектуальные | Образование Курсы повышения квалификации Сертификаты участников курсов повышения квалификации конференций, семинаров. Публикации статей на тему проекта. |
Материально-технические | 1) Компьютер 2) Проектор 3) Документ - камера |
Система инновационной оценки «портфолио»: Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально – техническое обеспечение проекта: компьютеры, фотоаппарат, видеокамера, ноутбуки, проектор для презентаций.
Учебно – методическое обеспечение проекта: наличие нормативных документов, единая программа управления инновационной деятельностью.
Информационные ресурсы обеспечения проекта: выход в Интернет, электронная почта, портфолио достижений педагогов в электронном виде, банк инновационных идей (видеотека и презентации методических материалов), сайты педагогов , сайт МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево».
Список литературы
- Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2013 год.
- Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2009 год.
- Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2011 год.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В.М. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей М.Барбер
Цель педагогического проекта – формирование определенных умений и навыков школьников, необходимых в практической деятельности, с учетом использования современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Объект - современные образовательные технологии Предмет – эффективность использования современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы в условиях современной школы.
А ктуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных педагогических технологий позволяет учителю повысить мотивацию обучающихся, профессионально практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных запланированных результатов в своей профессионально – педагогической деятельности.
Задачи: 1) продолжить работу по изучению теоретического материала о современных образовательных технологиях (педагогических технологиях) в образовательном процессе в условиях современной школы; 2) создать творческую атмосферу и объединить усилия педагогического коллектива по применению всего спектра возможностей современных инновационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности; 3) выработать стремления у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.
Методы: метод отбора материала; метод теоретической интерпретации; наблюдение; прогнозирование, преобразование материала. Тип проекта - по доминирующей в проекте деятельности и содержанию: психолого-педагогический, исследовательский, творческий; по характеру контактов: открытый.
Информационные буклеты
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала». В.П. Беспалько
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ