Самообразование.
План по самообразованию по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально - дидактических игр"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №32 «Золушка»
Индивидуальный план работы
по самообразованию
ТЕМА:
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Музыкальный руководитель -
Кузнецова Н.Н.
2019 год.
«Игра развивает индивидуальность;
играя, ребёнок учится воспроизводить
свои впечатления и идеи, поэтому игра-
могущественное орудие для укрепления
способности мыслить и для развития
сознания»
Э. Жак-Далькро
Пояснительная записка.
Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Актуальность темы.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально - сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.
Цель.
Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания.
Задачи:
- Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
- Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;
- Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал с использованием ИКТ и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
- Проанализировать полученные результаты.
Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различие в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры,используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств, передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.
На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач:
- Развитие звуковысотного слуха.
- Развитие динамического слуха.
- Формирование тембрового восприятия.
- Совершенствование чувства ритма.
В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая
либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.
Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практические выводы |
Работа с детьми | 01.09.20198 - 25.05.2020 | 1.Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 2. Разработать систему игр, обеспечивающую последовательное музыкально- сенсорное развитие детей. 3. Проведение утренников на всех возрастных группах в течении учебного года. | 1.Результаты мониторинга детей. 2.Картотека игр. 3.Разработать сценарии для всех возрастных групп для проведения утренников. |
Работа с родителями | 01.09.2019 - 25.05.2020 | 1.Консультации по данной теме. 2. Семинар-практикум. "Музыкально- дидактические игры». 3. Создание домашней картотеки игр для родителей. | 1.Оформление информационно- наглядного материала в родительский уголок. 2.Участие в семинаре. |
Самореализация | 01.09.2017 - 25.05.2020 | 1. Подбор литературы по теме. Наличие теоретического материала по теме. 2. Выступление на педагогическом совете. "Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников" 3. Выступление на Семинаре-практикуме для музыкальных руководителей. "Интерактивные игры на музыкальных занятияз ". 4. Распространение Педагогического опыта в СМИ, на интернет портале. 5. Создание картотеки музыкально-дидактических игр по разделам и всем возрастам. | 2. Выступление на пед. совете по данной теме. 3. Выступление на ГМО для музыкальных руководителей 4. Статьи по данной теме. |
Изучение методической литературы | 01.09.2017 - 25.05.2020 |
«Дидактические игры с детьми раннего возраста»
«Музыкально – дидактические игры»;
«Музыкальное развитие ребенка»;
«Дидактические игры в детском саду»;
«Музыкальная предметно – развивающая среда»; |
Ожидаемые результаты.
При определении значимости использования музыкально – дидактических игр в развитии дошкольников и анализе сценарных планов становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально – сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития. Соответственно развивающая функция музыкально – дидактических игр очень важна.
Через использование в работе музыкально – дидактических игр стремлюсь помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально – сенсорных и творческих способностей. При проведении данных игр применять наглядный вспомогательный музыкальный материал, через который в простой, доступной, игровой форме дать детям представления о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение.
Развить активность детей, самостоятельность в музыкальной деятельности, развить общие музыкальные способности.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально – сенсорных. Развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения воспитателя, музыкального руководителя и осуществляться различными методами и средствами, в которых важная роль отводится музыкально – дидактическим играм.