Характеристика профессиональной деятельности педагога -психолога МБДОУ № 70 г.Шахты Песковой Юлии Владимировны
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании:
Образование:
2006-2011 годы, Шахтинский филиал Южно-Российского Гуманитарного Института, квалификация: Психолог. Преподаватель психологии, специальность: «Психология».
Педагогический стаж: 6 лет
Квалификационная категория: нет
Дополнительное профессиональное образование:
2011 год, Центр психологической помощи и социальной поддержки г. Шахты, интенсивный тренинг по теме: «Принятие и оказание психологической поддержки», 12 часов.
2013 год, Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи», по программе: «Информационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности: Формирование информационного пространства как необходимое условие профессиональной эффективности», 72 часа.
2017 год, Центр психолого-педагогического сопровождения г. Шахты, семинар «Федеральные государственные стандарты дошкольного общего образования, детей с ограниченными возможностями и здоровья как гарантия сохранения единого образовательного пространства и получения образования».
2017 год, Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет», по программе: «Специфика организации и проведения коррекционной работы при различных нарушениях речи и расстройствах поведения у детей в условиях ФГОС», 72 часа.
2017 год, Интерактивный педагогический портал Мерсибо, мастер-класс по теме: «Нейропсихологический подход к развитию и обучению леворуких детей: основные направления коррекционно-развивающей работы логопеда и психолога», 3 часа.
2018 год, Методическое объединение педагогов-психологов г. Шахты по теме: «Информационное и организационное единство служб сопровождения в ОО на территории муниципального образования г. Шахты».
2018 год, Центр психолого – педагогического сопровождения г. Шахты, семинар по теме: «Инновационные решения в образовании».
2019 год, авторский семинар – практикум Фатхи О.Г. по теме: «Методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений».
Перечень программ, методических разработок:
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития. Учитывая требования стандарта и специфику дошкольного учреждения, Песковой Ю.В. были разработаны:
- Рабочая программа от 2-х до 7-ми лет, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса дошкольного учреждения, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного учреждения, утвержденная приказом заведующего, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70», приказ № 221 от 26.08.2016 года.
- Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию «Иду Дорогою добра» от 3 до 6 лет, составлена на основе парциальной программы Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаевой, Л.И. Юговой «Дорогою добра» с учетом ФГОС, приказ № 236 от 31.08.2018 года.
- Индивидуальные адаптационные маршруты, разработанные на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
- Разработаны индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ на основании примерной образовательной программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Цикл психолого-педагогических занятий по социально-коммуникативному развитию на основании программы «Цветик-семицветик» Н.Куражевой.
- Проект: неделя психологии в ДОУ по теме: «Пусть в нашей жизни всегда будет место друг для друга!». Проект направлен на ознакомление детей и родителей с психологией, на взаимодействие детей, воспитателей и родителей.
- Картотека арт-терапевтических игр с камушками «марбл» для занятий с детьми.
- Цикл тренинговых занятий с родителями и педагогами «Погружение в детство».
Представление адреса интернет - ресурса:
Адрес личного сайта, блога и т. д, где можно познакомиться с публикуемыми методическими материалами:
http://www.maam.ru/users/Uka151081 ;
https://nsportal.ru/peskova-yuliya-vladimirovna ;
Публикации:
Год | Тема публикации | Адрес публикации |
2017 | Конспект развлечения, посвященный Дню знаний «С Новым учебным годом! » | https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-ko-dnyu-znanii-s-novym-godom.html |
2017 | Аналитический отчет педагога-психолога о проведенной диагностике готовности к школьному обучению. Перечень использованных методик и результативные данные. |
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/190138.html
|
2017 | Готовый бланк, форма для заполнений индивидуальной карты психологического исследования дошкольника. | https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/190138.html |
2018 | Конспект занятия психолога в младшей группе «Знакомство с хорошими словами». | |
2018 | Открытое занятие для детей средней группы (4–5 лет) с использованием методики «Кубики Кооса». | |
2018 | Неделя психологии в ДОУ «Пусть в нашей жизни всегда будет место друг для друга!» | |
2019 | Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?» | |
2019 | Мастер-класс с родителями «Погружение в детство». |
|
Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года:
Я работаю на основании следующих документов:
1. Конституцией РФ;
2. Конвенция о правах ребенка;
3. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
5.Профессиональный стандарт педагога-психолога;
6. Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 года № 636 «Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации»;
7. Письмо Минобразования России от 24 декабря 2001 года № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
8. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
9. Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 года № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №163 от 24.03.2015 года «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №49 от 31.01.2011 года «Об утверждении Положения о кабинете педагога-психолога».
Профессиональные навыки:
- проведение индивидуального, группового и подгруппового консультирования участников образовательного процесса;
- проведение психологического тестирования и обработки полученных результатов; входная и выходная диагностика готовности к школе старших дошкольников;
- составление психологических портретов дошкольников по запросу воспитателя или родителей;
- составление заключений, характеристик, представлений на ребенка по запросу родителей и для ПМПК;
- проведение психологических тренингов для педагогов и родителей;
проведение совместных детско-родительских тренингов;
опытный пользователь ПК;
В своей деятельности я определяю и реализую следующие задачи:
- создаю условия для обеспечения укрепления психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и способствовать оптимальному развитию личности;
- осуществляю психолого-педагогическую диагностику готовности детей к школьному обучению и усвоения ребенком общеобразовательной программы при переходе из одной возрастной группы в другую;
- исследую динамику интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики;
- формирую социально-коммуникативные навыки, по средствам групповых и подгрупповых занятий;
- повышаю уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.
Работаю по следующим направлениям:
1. Консультативное
Консультативная работа ведется в двух формах: индивидуальная и групповая, для родителей, администрации и педагогов.
Консультирование администрации ДОУ по вопросам управления педагогическим коллективом.
Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей, психического и личностного развития.
Проводимая консультативная работа достаточно эффективна и позволяет решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
2. Диагностическое
Диагностическая деятельность дает возможность провести анализ развития познавательных способностей дошкольника. Выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. А так же, для дальнейшего формирования групп по коррекционно-развивающей деятельности.
Для проведения психологической диагностики имеется достаточный набор диагностических методик.
Диагностическая работа проводится по плану работы психолога, запросам администрации ДОУ, воспитателей, родителей.
3. Развивающая и психокоррекционная работа
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа ведется с дошкольниками, в соответствии с планом работы. Она направлена на развитие у детей более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и социально-коммуникативных сферах.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- создание условий для успешной коррекции эмоционального состояния ребенка;
- работа со страхами и повышенной тревожностью;
- работа с агрессивным поведением ребенка;
- развитие социально-коммуникативных навыков.
4. Просветительско-профилактическое направление:
Применяю информационно-коммуникационные технологии: методические материалы на личном сайте, личном блоге педагога-психолога, в социальной сети работников образования, подготовка буклетов, памяток, компьютерные презентации, видеоматериалы, выступления на родительских собраниях, педагогических советах.
С детьми, родителями и педагогами провожу занятия с элементами тренинга, круглые столы, дискуссии по проблемным вопросам, что обеспечивает развитие критического мышления.
В работе используются следующие диагностики и методики:
Направления работы | Диагностический инструментарий |
1.Психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду. | Метод: наблюдение |
2. Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. | Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой |
3. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной аффективно-эмоциональной сфер. | Диагностический комплект Н.Я. Семаго
|
4. Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы | «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко |
5. Исследование интеллекта и поведения | Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н.Л) |
6. Диагностика нарушений психического развития у детей | Комплект диагностических материалов «Лилия» О.Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция» |
7. Уровень невербального интеллектуального развития | Тест «Прогрессивные матрицы Равена» |
8. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценивать различные характеристики мышления, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов; исследование процессов понимания явного и скрытого смысла сюжета; исследование целостного восприятия, возможность создавать и узнавать предметы | Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву (стандартный набор изображений); Методика «Исключение предметов ( 4 лишний)» Белопольская Н.Л. Методика «Понимание смысла сюжетных картинок» Белопольская Н.Л. Методика «Разрезные картинки» Белопольская Н.Л.
|
9. Исследование готовности детей к обучению в школе | Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека |
10. Исследование умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. | Методика «Домик» Н.И.Гуткина |
11. Оценка психологического состояния и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностика психических заболеваний | Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи) А.Л. Венгер |
12. Особенности личностного развития: Изучение самооценки дошкольников, представление ребенка от том как оценивают его другие люди. | Методика самооценки «Дерево» Д. Лампен, в адапт. Л.П. Пономаренко; Методика «Лесенка» В.Г.Щур (модиф. А.М. Прихожан) |
13. Выявление формирования внутренней позиции дошкольника готовности к школе | Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан); Беседы о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) |
14. Определение тревожности и выявление страхов у детей. Коррекционная работа со страхами. | Тест тревожности Р.Тэмпл, М. Дорки, В.Амен Тест «Страхи в домиках» (модиф. М.А. Панфиловой) |
Обобщенные итоги работы за 2016-2019 годы
Эффективность профессиональной деятельности, характеризуется выполнением всех поставленных задач. С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом и специалистами ДОУ, были созданы благоприятные условия для нахождения детей в дошкольном учреждении, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями для подготовки ребенка к жизни в современном обществе.
В детском саду, обучается и воспитывается 424 ребенка, количество групп - 20. Психологическим сопровождением, были охвачены все дети ДОУ.
Динамика диагностической работы.
В течение 2016-2019 годов педагогом – психологом ведется диагностическая работа. 180 детей прошли период адаптации, в процессе осуществлялось наблюдение, по результатам которого разрабатывались индивидуальные адаптационные маршруты. Грамотно построенная совместная работа с воспитателями и родителями, способствовала следующим результатам.
Сравнительный анализ адаптации детей:
Учебный год | Начало учебного года (в %) | ||
легкая | средней тяжести | тяжелая | |
2016/2017 | 37.5% | 59% | - 3,5% |
2017/2018 | 68% | 30% | - 2% |
2018/2019 | 79% | 19,5% | - 1,5% |
Так же, в течение данного периода, проводилось диагностическое обследование детей по эмоциональному развитию.
Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 4 - 5 лет.
Учебный год | Воспринимают графическое изображение эмоций | Распознают эмоциональное состояние своё и людей | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
2016/2017 | 31% | 84% | 65% | 78% |
2017/2018 | 51% | 83% | 74% | 96% |
2018/2019 | 52% | 84% | 63% |
Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 6 - 7 лет
Учебный год | Воспринимают графическое изображение эмоций | Распознают эмоциональное состояние своё и людей | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
2016/2017 | 84% | 86% | 78% | 86% |
2017/2018 | 83% | 89% | 86% | 88% |
2018/2019 | 84% | 92% | 89% | - |
По итогам диагностического обследования, на начало учебного года, была отобрана группа детей для психолого-педагогических занятий на основе программы «Цветик - семицветик» Н.Ю. Куражевой по социально-эмоциональному развитию детей. В результате этих занятий, динамика на конец учебного года значительно улучшилась.
Сравнительный анализ по готовности к обучению в школе.
С детьми, подготовительных к школе, а также старших групп, использовалась диагностика Керна - Йерасика «школьная зрелость», для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. А также методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан); Беседы о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
- Готовы, к началу регулярного обучения – 69% детей.
- Условно готовы к началу обучения – 21% детей;
- Не готовы к началу регулярного обучения –10% детей.
После диагностики была сформирована группа детей, с которыми в течение учебного года проводились групповые и индивидуальные занятия по программе В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.
Повторная диагностика, на конце года, по методике Н. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения» показала:
Результаты уровня готовности детей к обучению в школе
Учебный год | Готовы | Условно готовы | Не готовы | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
2016/2017 | 57% | 67% | 26% | 10% | 13% | 3% |
2017/2018 | 59% | 70% | 28% | 25% | 11% | 2% |
2018/2019 | 74% | - | 31% | - | 10% | - |
Вывод: проведенная в 2016-2019 учебных годах работа носит положительный характер, одобрена администрацией образовательного учреждения. Улучшились результаты по подготовке детей к школьному обучению, благодаря проведению индивидуальных и групповых занятий с детьми по развитию и коррекции познавательных процессов. Повысился уровень мотивационной готовности к школьному обучению. При работе с семьями, повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей. В дальнейшем, планирую продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.