Для родителей
Предварительный просмотр:
Гиперактивный ребенок
Наблюдения показывают, что " гиперактивность" отмечается примерно у 30 % детей дошкольного возраста, причем у мальчиков - в четыре раза чаще, чем у девочек.
Признаки гиперактивности:
-ребенок все время в движении: бегает, прыгает, что-то кидает, хватает, когда наконец-то устает, то начинает капризничать, плакать, истерит;
-его тяжело уложить спать, потому что процессы возбуждения в мозгу преобладают над процессами торможения;
-ему не возможно сосредоточиться на чем-то одном. Постоянная смена действий и незавершенные дела.
-он неуправляем, и со стороны ,кажется, что для него не существует запретов, и правил поведения;
-у ребенка частая смена настроения; он разговаривает на повышенных тонах, доказывая, оправдываясь и споря;
-он везде ведет себя одинаково и дома, и в детском саду, и на улице. Такой ребенок активен везде.
-проявляет вспышки агрессии, не терпелив, всегда хочет быть первым, не умеет договариваться с другими детьми, очень тяжело воспринимает проигрыш в игре, обидчив, расстраивается по пустякам.
Но! Гиперактивные дети, это творческие дети и им нужно помочь развить эти способности, будь то рисование, лепка, конструирование и др. За частую, их интеллектуальные способности, выше чем у других детей, но их «отрицательное» поведение препятствует тому, чтобы взрослые – родители, воспитатели, увидели в ребенке его таланты.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
- В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Постарайтесь придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.
- Найдите те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби.
- Старайтесь не прибегать к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он должен всегда чувствовать вашу помощь и поддержку.
- Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя» («Так говорят только невоспитанные» – вместо «Не говори так»).
- Всегда объясняйте ребенку свои запреты. Не используйте прямые запреты. Говорите то, что хотите получить в результате. Например, вы можете сказать: опять в комнате жуткий беспорядок. А следует сказать: сегодня твоя очередь прибираться в комнате. Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои (довольно распространенное проявление). Безусловно, следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: "Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик...".
- Если ребенок вас не слышит, возьмите его личико своими руками и поверните к себе. «Глаза в глаза» скажите свою просьбу медленно и четко. Без лишних фраз, стараясь не раздражаться.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.
- Определите ребенку обязанности по дому, которые необходимо выполнять регулярно (помочь маме убрать со стола, подмести вечером пол на кухне, покормить собаку …) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
- Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание, внимательность. Можно использовать «Дневник самоконтроля» и отмечать в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
- Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
- Будьте последовательны. Если запретили по какой-либо причине просмотр мультфильмов, то и не меняйте своего решения.
- Определите для ребёнка чёткие рамки поведения (рамки дозволенного)- что можно и чего нельзя.
- Обнимите своего ребенка перед сном или в момент перевозбуждения и скажите ему шепотом, на ушко, что вы его любите, что он самый спокойный, самый добрый, самый лучший ребенок. У таких детей часто занижена самооценка. И им просто необходимо слышать от вас эти слова.
- Оценивайте поступок, а не его личность, т.е. не нужно говорить, что он плохой ребенок, разберитесь вместе, что плохого в его поступке.
- Таким детям, нужен чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.
- Старайтесь дома создать для ребёнка спокойную обстановку: неяркие обои (лучше голубых тонов), минимальное количество ярких предметов, порядок в комнате.
- Оберегайте ребёнка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у компьютера и телевизора. Избегайте по возможности больших скоплений народа. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
- Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля.
- Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка. Скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
- Воспитывайте в ребенке навыки управления гневом и агрессией.
- Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.
- Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.
- Помните! Спокойствие – лучший пример для ребёнка! И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.