Консультации для родителей
Предварительный просмотр:
«ГТО в дошкольном возрасте»
ГТО — это программа физической подготовки.
Цель комплекса ГТО — увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.
Задачи комплекса ГТО:
- Увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
- Повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан.
- Формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.
- Повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий.
- Модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
Принципы ГТО — добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет традиций и особенностей.
Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.
Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой государством системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. Существовал с 1931 по 1991 год и охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Являясь основой физического воспитания и программой физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)» в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации введен в действие физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Структура Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса состоит из 11 ступеней, включает следующие возрастные группы:
I ступень «Играй и двигайся»: 6–8 лет (ДОУ, 1–2 классы)
II ступень «Стартуют все»: 9–10 лет (3–4 классы)
III ступень «Смелые и ловкие»: 11–12 лет (5–6 классы)
IV ступень «Олимпийские надежды»: 13–15 лет (7–9 классы)
V ступень »Сила и грация»: 16–17 лет (10–11 классы, среднее профессиональное образование)
VI ступень «Физическое совершенство»: 18–30 лет
VII ступень «Радость в движении»: 31–40 лет
VIII ступень «Бодрость и здоровье»: 41–50 лет
IX ступень «Здоровое долголетие»: 51–55 лет и старше
Оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта:
- Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности.
- Гигиена занятий физической культурой.
- Основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта.
- Основы методики самостоятельных занятий.
- Основы истории развития физической культуры и спорта.
- Овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 10 часов.)
- Утренняя гимнастика. Не менее 70 мин.
- Обязательные учебные занятия в образовательных организациях. 120 мин.
- Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.). 150 мин.
- Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике, подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях. Не менее 120 мин.
- Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей, в том числе подвижными играми и другими видами двигательной активности). Не менее 160 мин.
- В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 3 час.
Почему комплекс ГТО стоит начинать с дошколят?
Очень важно с дошкольного возраста прививать детям любовь к спорту, здоровому образу жизни. Необходимо, чтобы дети понимали важность здорового образа жизни, важность оптимистического настроя для счастливого будущего: желание быть здоровым, заниматься спортом, закаляться, стремиться никогда не унывать, быть веселым.
Игра – это основа жизни ребенка, движение – основа жизни, а вместе, это двигательные игры – то, что занимает примерно 90% времени всей деятельности ребенка дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.
Для развития координации движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п.
Детские сады должны стать фундаментом, на котором дети приобщаются к здоровому образу жизни и спорту. Свои первые значки ГТО ребята должны получать именно в дошкольных образовательных учреждениях.
Дети — подражатели. Если один ребенок получит значок, то остальные также захотят его получить. Взрослые должны помогать им достичь желаемой цели.
В рамках мониторинга дети дощкольного возраста выполняют тесты:
Бег 30 м; челночный бег (10 м. три раза); метание мешочка с песком (солью) вдаль; прыжки в длину с места; прыжки в длину с разбега (с 6 лет); прыжки в высоту с разбега (так же старшие дети); бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками; равновесие (стойка на одной ноге); гибкость (наклон вперёд вниз, стоя на скамье).
Обязательные испытания
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Мальчики | Девочки | ||||
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | ||
Обязательные испытания (тесты) | |||||||
1. | Челночный бег 3х10 м (сек.) | 10,4 | 10,1 | 9,2 | 10,9 | 10,7 | 9,7 |
или бег на (сек.) | 6,9 | 6,7 | 5,9 | 7,2 | 7,0 | 6,2 | |
2. | Смешанное передвижение (1 км) |
Без учета времени | |||||
3. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 115 | 120 | 140 | 110 | 115 | 135 |
4. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) | 2 | 3 | 4 | - | - | - |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) | 5 | 6 | 13 | 4 | 5 | 11 | |
5. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | 7 | 9 | 17 | 4 | 5 | 11 |
6. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Достать пол пальцами | Достать пол ладонями | Достать пол пальцами | Достать пол ладонями |
Испытания по выбору
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Мальчики | Девочки | ||||
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | ||
Испытания (тесты) по выбору | |||||||
7. | Метание теннисного мяча в цель (кол-во попаданий) | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 |
8. | Бег на лыжах на 1 км., (мин., сек.) | 8.15 | 7.45 | 8.00 | 9.30 | 9.10 | 8.20 |
или на 2 км. | Без учета времени | ||||||
или кросс на по пересеченной местности* |
Без учета времени | ||||||
9. | Плавание без учета времени (м) | 10 | 10 | 15 | 10 | 10 | 15 |
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | |
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 |
Организация по выполнению видов испытаний, нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта осуществляется Центрами тестирования.
Центром тестирования является некоммерческая организация, учредителями которых являются:
- Министерство спорта РФ;
- Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в области ФК и С;
- Органы местного самоуправления.
Финансовое обеспечение деятельности Центров тестирования осуществляется за счет собственных средств, средств учредителя и иных средств привлеченных в рамках законодательства РФ.
Лицо, желающее пройти тестирование (далее – участник), направляет в центр тестирования заявку на прохождение тестирования (далее – заявка) лично, по почте, либо по электронной почте.
Сдать ГТО совсем непросто,
Ты ловким, сильным должен быть,
Чтоб нормативы победить,
Значок в итоге получить.
Пройдя же все ступени вверх,
Ты будешь верить в свой успех.
И олимпийцем можешь стать,
Медали, точно, получать.
Вперёд, к победам, дошколёнок!
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы в работе с родителями по физическому воспитанию детей
В наше время современные родители с одной стороны, отдают предпочтение, умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка влияет именно физическая деятельность. С другой же стороны: Несмотря на все обстоятельства каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка здоровым, сильным и крепким, при этом никак не влияя своим примером на малоподвижный образ жизни ребёнка, а для ребёнка в свою очередь, как и во все времена, семья – источник опыта, где он находит примеры для подражания, а такого примера нет, или, по - крайней мере, он есть, но в единичных семьях. Получается вот такой замкнутый круг.
Встает вопрос? Нужно ли детскому саду налаживать взаимодействие с семьей в данном направлении? Нужно ли искать новые формы такого взаимодействия? Безусловно, нужно.
Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать проблемы «всем миром»: детский сад, семья, общество.
Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги) для которого характерно содействие друг другу.
Цель взаимодействия воспитателя и семьи - содействие повышению двигательной активности и общего физического развития детей через организацию целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей.
Приоритетными задачами в работе с семьёй являются
-повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка,
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы используем следующие формы работы: наглядные уголки для родителей, папки передвижки, консультации специалистов.
В практической деятельности применяем следующие виды взаимодействия: индивидуальные – беседы, консультации; коллективные – родительские собрания, круглые столы, деловые игры, семинары – практикумы.
Благодаря папкам-передвижкам, стендам, методической литературе родители получают исчерпывающую информацию по различным вопросам, например: как осуществляется закаливание, какие необходимо применять физические упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, как руководить подвижными играми и т. д.
Просмотр родителями открытых занятий по физической культуре, спортивных досугов, а также активное участие родителей в совместных с детьми физкультурных праздниках и развлечениях дает свои хорошие результаты. Родитель наблюдает своего ребенка в коллективе сверстников, оценивает его физическую подготовку. А когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно и детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения. Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании ребенка позволяет реализовывать принципы индивидуализации и преемственности, формировать и поддерживать положительную мотивацию у детей к занятиям физическими упражнениями, самостоятельной двигательной деятельности, двигательному творчеству.
Но времена меняются, а значит должна меняться и работа с родителями. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утрачивают свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации.
Поэтому приходится перестраиваться и нам и находить новые пути и способы вовлечения родителей в проблемы развития своих детей: это так называемые нетрадиционные формы:
1. Экспресс – листовки или буклеты.
Использование новых, активных форм работы с родителями, позволяет вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Для родителей, которые всегда спешат, предоставляем информацию в форме экспресс - листовок. Листовки могут быть разнообразны по содержанию, например: «Если у вашего ребенка плоскостопие», «Умеем ли мы отдыхать?», «Мир движений мальчика и девочки» и т. д.
2. Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
3. Аудиотека с оздоровительной информацией под музыку:
- подвижные игры под музыку
- пальчиковые игры
- музыка на расслабление
- гимнастика для глаз под музыку
- гимнастики для ног и т. д.
На дисках могут быть разнообразные игры и упражнения, сопровождающиеся речью и музыкой. Родители могут взять диск и послушать его вместе с ребенком в домашних условиях.
4. Компьютерная видеотека «Азбука здорового образа жизни». Еще одной инновационной формой работы с родителями компьютерная видеотека «Азбука здорового образа жизни», цель, которой использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества.
5. Бабушкин ретросундучок, (вспоминаем давно забытые игры, в которые играли еще наши бабушки и дедушки и предлагаем родителям вспомнить эти игры и научить своих детей играть в них)
6. Картотека «Игры, которые лечат». Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку. Мы предлагаем вам «Игры, которые лечат», в которые вы будете играть и одновременно лечить вашего ребенка
7. Утренняя гимнастика вместе с семьей: - Полезно начинать день с зарядки. А если рядом любимая мама, папа, то это еще и праздник, масса положительных эмоций! совместные утренние гимнастики. Личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиций. А для родителей, данный метод взаимодействия, еще и основы физкультурной грамоты.