ПРОЕКТЫ

Перескокова Надежда Михайловна

«Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект презентации проекта

«Югорский край»

в подготовительной к школе группе №10 «Улыбка»

Воспитатели: Бадамшина Р.Р.

Перескокова Н.М.

Декабрь, 2016

Цель: расширить представления детей о Малой родине. Приобщать детей к уникальной, материальной и духовной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям нравственно-эстетическим ценностям. 

Задачи:

Образовательные:

- Расширять и обогащать знания детей о своём крае, дать общие представления о народах Севера;

- Расширять представления о достопримечательностях города, культуре и спорте;

- Развивать познавательную активность;

- Учить находить свою Малую Родину  на карте округа

Развивающие:

- Развивать интерес к людям других национальностей;

- Развивать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за свою Малую родину, её достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Социально - коммуникативное развитие
  • Художественно - эстетическое развитие

Виды детской деятельности

Приемы работы

Игровая

Подвижная игра: «Рыбаки и рыбки»

Коммуникативная

Ситуативная беседа о Малой родине, о спорте, культуре, о народах ханты и манси

Пословицы, чтение стихотворений, приметы, песня «Мой город Советский», «Тайга»

Рассказы детей о быте народов ханты и манси об их праздниках «Вороний день», «Медвежий праздник»;

Познавательно-исследовательская

Просмотр видеоролика о родном крае; показ детьми г. Советского на карте округа

Двигательная

Физкультминутка «У оленя дом большой», хантыйский танец

Место проведения: музыкальный зал; подготовительная к школе группа «Улыбка»  МАДОУ д/с «Алёнка»

Количество детей: 23 ребёнка

Материал и оборудование:

Оборудование: мультимедийная  установка, карта округа, 3 мольберта, плакаты: «Спорт», «Достопримечательности», «Культура»; выставка рисунков, макетов, поделок альбомы, журналы, книги, иллюстрации нашего округа; гимн округа; канат; магниты.

Презентация проекта «Югорский край»

Кира заходит в зал под музыку «С чего начинается Родина», встаёт посередине зала рассказывает стихотворение Константина Ибряева «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С улыбок и слез матерей;

С тропинки, ребятами пройденной,

От дома до школьных дверей.

С березок, стоящих веками

На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками

Любимую землю свою.

Где наша Отчизна кончается?

Гляди — не увидишь границ,

В полях горизонт раздвигается

При вспышке далеких зарниц.

А ночью в морях ее синих

Баюкает звезды волна.

Нет края-конца у России;

Безбрежна, как песня, она.

Так что же такое ты. Родина?

Поля в перелесках зари.

Все очень знакомое вроде бы,

А глянешь — и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега

Взлететь, не боясь вышины,

И синюю звездочку с неба

Достать для родимой страны.

(в зал заходят дети и окружают её, встают полукругом)

Воспитатель: Как называется наша Родина?

Ребёнок: Россия

Воспитатель: Посмотрите, на карте, какая большая наша страна

Воспитатель показывает Россию

Воспитатель: Почему мы гордимся нашей Родиной?

Дети: Она сильная, богатая, красивая.

Воспитатель: Также, о любви к родине  сложили немало мудрых пословиц. Кто знает?

Дети: «Русский человек без родины не живет»,

«Родная сторона – мать родная, чужая сторона – мачеха»,

«Хозяином будешь – свой край полюбишь, родным домом назовёшь»,

«Одна у человека родная мать, одна у него и родина»,

«Береги землю родимую, как мать любимую»,

«Кто за родину горой, тот и герой»,

«С родной стороны и ворона мила»,

«За морем теплее, а у нас светлее»,

«Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь»,

«Всякому мила своя сторона»

Воспитатель: У каждого из нас есть своя малая родина-тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители  и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая родина - небольшой поселок или деревушка, для других – городская улица и зеленый дворик с качелями и песочницей. Словом, малая родина у каждого своя!

Воспитатель: Как называется наша малая родина?

Дети: Город Советский

Р.: Матвей читает стихотворение

Тюменская область, Советский район,

Город Советский, в котором живём.

Вокруг здесь болота, глухая тайга,

Тайга, где ни чья не вступала нога

Но мы твердо верим, сады будут свесть

В любом человеке дерзания есть.

А сейчас исполним песенку «Песня о советском» на мотив песни «Московские окна», сл. Глатовой А.В.

Воспитатель: Молодцы! Кто назовёт в каком крае расположен наш г.Советский?

Ребёнок: В Ханты – Мансийском автономном округе.

Воспитатель: А как по-другому называется наш край (Округ)?

Ребёнок: ЮГРА.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю к карте

Дети подходят вместе с воспитателем к карте….

Воспитатель: Кто покажет на карте, где расположен наш округ ЮГРА

Ребёнок  по желанию выходит и показывает….

Воспитатель: А кто покажет, где находится наша малая Родина, г. Советский?

Ребёнок по желанию выходит к карте и находит г. Советский…

Воспитатель: Даша, люди какой национальности живут  в нашем округе?

Ребёнок: Русские, ханты и манси, татары, башкиры, украинцы….

Воспитатель: А если мы проживаем на территории Югорского края, как можно нас назвать?

Ребёнок: Югорчане

Воспитатель: Правильно. Но раньше первыми жителями ХМАО – ЮГРА были народы ханты и манси, они здесь проживают и по сей день, но их становится всё меньше и меньше. Для того чтобы познакомиться с укладом жизни народов ханты и манси я вам предлагаю отправиться в Югру. Вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Мы сделаем несколько остановок в этом богатом и удивительном прекрасном крае, но для начала, давайте поговорим об этом народе.

Дети садятся на стулья

Открываются иллюстрации с изображениями представителей народов ханты и манси.

Воспитатель: Алина, расскажи нам о жизни народов ханты

Ребёнок: Жизнь хантов определялась их занятиями. Основным занятием было кочевое оленеводство, а также охота. В южных районах Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, нынче выращивают овощи, картофель. Во всех районах важное значение имело рыболовство. Ловили осетра, нельму, муксуна, стерлядь, сырка, щуку и др. Летом и осенью заготавливали на зиму ягоды и кедровые орешки. Хантов называли «рыбоядцами» – в их пище преобладала рыба. Ее вялили, сушили, коптили, варили, жарили, ели сырой. Мясо только что убитого оленя ели сырым и отварным, а мясо лося всегда варили.

Воспитатель: Ребята, так скажите мне теперь, чем занимались народы хантов?

Дети: ханты занимаются рыболовством, охотой, оленеводством, сбором ягод, орехов.

Воспитатель: Лера, расскажи нам о жизни народов манси

Ребёнок: Манси – народ, родственный хантам. Эти народы очень близки между собой по культуре, порой их трудно различить. Манси больше охотники, чем рыбаки. Манси охотятся на лося, медведя, на водоплавающую и боровую птицу. Но главное направление их промысла – пушное. Мансийские селения живописны благодаря хозяйственным постройкам. Кроме того, их характерная особенность – дымокуры около жилья весной и летом. Это костры, в которых тлеют гнилые деревья, зеленые ветви, мох. Часто дымокур разводят в ведре или тазу и ставят на пороге. И хотя в помещении от этого дымно, зато комаров меньше.

Воспитатель: Чем увлекаются манси?

Дети: Манси больше охотники, чем рыбаки, Манси охотятся на лося, медведя, на водоплавающую и боровую птицу.

Воспитатель: Ну, а теперь переходим к игре «Рыбаки и рыбки». А начнем мы ее с улыбок. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Молодцы!

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети – рыбки бегают по площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их.

Объясню правила игры: ловить детей – рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие по замечательному Югорскому краю. Перед нами первая остановка. Называется она «Приметы народные, в дело пригодные». Большое количество примет о погоде у народов ханты и манси говорит о том, что в прежние времена люди пытались предугадывать погоду, с помощью различных взаимосвязей

Воспитатель: А сейчас я вам начну говорить приметы, а вы их закончите:

·          Собаки воют – волки... ( близко).

·          Солнце к вечеру краснеет – день настанет... ( ветреный, холодный).

·          Около луны звезда народилась – ... ( потеплеет).

·          Звезды сильно заблестят – ... ( к теплу).

·          Собаки катаются по снегу – ... ( к пурге).

·          Если северное сияние полыхает, движется – ... ( к пурге).

·          Шумит еловый лес – ожидай... ( оттепель).

·          Появились опенки – лето... ( кончилось).

·          В лесу – грибы, в траве – ... ( ягоды).

Воспитатель: Молодцы ребята, знаете очень много примет!

Воспитатель: перед нами вторая остановка – это «Знатоки народных праздников». Кто знает, какие праздники отмечают  ханты и манси?

Кира: «Вороний день». Изначально он праздновался в день прилета ворон. Позднее стал отмечаться 7 апреля. Прилет ворон связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая природу. Старые люди говорят, что ворона – хорошая птица, она радуется рождению детей. В этот день готовили разные рыбные блюда, пекли из теста золотистых птиц, угощали детей и друг друга. В вороний праздник обычно соревновались в силе и ловкости, устраивали музыкальные состязания: кто знает больше мелодий. А молодые в этот день выбирали себе женихов и невест.

Рассказ ребёнка сопровождается слайдами

Воспитатель: А кто ещё знает, какие праздники отмечают ханты и манси?

Катя: «Медвежий праздник». Этот праздник сохранился и до наших дней. Медвежьи игрища проводились один раз в семь лет, а также по случаю добычи медведя. В последнее время у народов ханты и манси медвежий праздник проводится только по случаю добычи медведя. На этом празднике исполняют танцы, поют песни, надевают маски, изображающие различных птиц и животных. На празднике запрещено присутствовать детям и женщинам. Единственное место, где женщина не только может, но и обязана показать себя, – это женский танец.

А сейчас девочки станцуют танец

Воспитатель: Молодцы ребята. Ну а мы отправляемся дальше по Югре.

Воспитатель: Перед нами остановка «Природная аптека». София расскажет нам стихотворение про природную аптеку:

Тайга – как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства:

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Все целебные растенья

Нужно знать без исключенья.

Воспитатель: А сейчас мы проверим ваши знания о лекарственных растениях. Мы проведем игру «Устами младенца». По описанию вы должны узнать растение и назвать его лечебные свойства.

1. В тайге он бывает разного цвета. Все люди и животные ходят по нему. Его очень любят, есть олени. ( Лишайник.)

- А еще лишайник высушивают, растирают в порошок и посыпают раны; используют для лечения туберкулеза.

2. Он мягкий, но не пух, зеленый, но не трава. ( Мох.)

- Мох применяют при болях в груди, при расстройствах желудка.

3. Она считается символом России. Ее можно сравнить с молодой девушкой. ( Береза.)

- Листья березы являются мочегонным средством.

4. Это дерево называют плакучим. Его длинные тонкие ветви часто опускаются, чуть ли не до самой земли, придают дереву грустный вид. ( Ива.)

- Кора ивы применяется при простудных заболеваниях.

Воспитатель: Летом в тайге растет много лекарственных растений, в которых много витаминов. А зимой все это прячется под толстым слоем снега.

Дети встают полукругоми исполняют песню «Тайга», после исполнения песни садятся на стульчик

Воспитатель: Следующая  остановка: «Петь и дружить весело жить»

Воспитатель: Каким одним красивым словом мы можем назвать это высказывание?

Ребенок: Культура

Воспитатель: Какие культурные заведения в нашем городе, вы знаете?

Ребенок: Детская Юношеская Школа Искусств, д\к «Сибирь», кинотеатр «Луч», парк «Культуры и отдыха, фонтан».

Воспитатель: А что, мы там можем интересного увидеть?

Ребенок: В школе искусств занимается дети

Воспитатель: Чему могут научиться, дети в этой школе?

Ребенок: петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, показывать спектакли, рассказывать стихи.

Воспитатель: Матвей расскажи стихотворение о школе

Школа искусств есть в городе нашем

Вы не поверите - нет школы краше:

Кто в нее ходит, тот многое знает.

На инструменте любом вам сыграет.

Здесь нас научат хорошим манерам.

Чтоб мы по жизни могли быть примером.

Песни поем и красиво танцуем.

Если хотим, то картины рисуем….

Воспитатель: Ульяна, расскажи про д\к «Сибирь», к\театр «Луч»

Ребенок: в д\к «Сибири» проходят концерты, спектакли, конкурсы. В этом д\культуры работаютнародный хор русской песни,детский театральный коллектив, образцовый коллектив «Домисолька», танцевальный коллектив, оркестр русских народных инструментов, христианскийакадемический оркестр, ансамбль «Виктория», казачий хор.В к\театре «Луч», можно просмотреть интересные фильмы и  мультфильмы.

Воспитатель: Камилла, ты была в парке «Культуры и отдыха?»

Ребенок: Да.

Воспитатель: Что, ты там видела? Тебе понравился городской парк? Какие праздники проходят в парке?

Ребенок: «День защиты детей, день города,  «Вороний праздник».

Воспитатель: Камилла, расскажи стихотворение о фонтане у которого многие любят отдыхать.

А когда фонтан включился,

Весь наш город оживился.

Летом,в жаркую погоду

Ребятишки лезут в воду.

Бьет фонтанчик длинноногий.

Брызги даже на дороге

И зимой под Новый год

Удивляется народ:

Наш фонтан горит огнями,

Полюбуйтесь вместе с нами

Воспитатель: Кира, скажи как называлась наша остановка? (Остановка культуры). А следующая остановка нашего путешествия: «Сильный, храбрый, смелый».Каким словом мы можем заменить это название?

Ребенок: спорт.

Воспитатель: какие виды спорта вы знаете?

Ребенок: футбол, лыжный, конькобежный…

Воспитатель: Как называются учреждения в нашем городе, где можно заниматься спортом?

Ребенок: «Олимп», «Кедр» «Ринг» «Плавательный бассейн «Садко»

Воспитатель: Матвей, каким видом спорта хотел бы ты заниматься? (3-4 человека)

- Посмотрите на фотографии и назовите, кто это? (на мольберте фотографии спортсменов нашего округа Ольги Мельник, Евгения Дементьева, Виктора Майгурова, Евгения Редькина).

Ребенок: Данил кто это? (ответы детей: дети рассказывают про каждого из спортсменов). Молодцы!

Следующая остановка: «Родная улица моя» (обращаю внимание на рисунки улиц) Расскажем мы о них в стихах. А кто сочиняет стихи?

Ребенок: Поэты. Да и в нашем крае есть очень замечательные поэты, писатели, художники. Вольковец, Савинов Вадим Иванович - это замечательный художник –любитель.

Воспитатель: Какие картины он нарисовал?

Ребенок: Его картины «Тропа предков», «Утренняя свежесть»,  «Портрет матери», «Сын. Посвящение в охотники» и много других.

Город славный есть на карте я его люблю  (Влад)

Город мой Советский я Родиной зову.

Улицы красивые его просторы бороздят

По которым ездят, ходят множество ребят.

На Гастелло я живу, по Гастелло в сад хожу,  (Валерия)

Улицу Гастелло уж очень я люблю.

Есть на улице моей Школа Искусств, рынок, музей

Салон красоты, полиция, аптека

Вечный огонь, библиотека….

Моя улица-Гастелло, в самом центре города,  (Ксюша)

В честь героя-летчика названа она.

Разные строения, школы, магазины.

Рынок и музей,- все найдете в ней.

Очень старый есть район, район тот ПМК    (Данил.Бонд)

Ив этом районе есть улица моя.

Улица Свободы знакома всем давно

Жилье бы нам покруче, и было б хорошо!

Улица Макаренко, я тебя люблю.  (Даша)

 «Олимп», аттракционы на тебе найду

Кто со спортом дружит и хочет быть здоров

На улицу Макаренко свернуть всегда готов!

Киевская улица славится у нас    (Ваня)

Там парни дарят золото, ведут девчонок в Загс

Огромная больница на Киевской стоит

Где вам окажут помощь и скажут, что болит.

День за днем, за годом год,       (Даниил.Т)

Моя улица Матросова растет.

Церковь прямо у окна, у ворот лежат дрова

Дети бегают с утра, это все мои друзья.

Воспитатель: А какие еще вы знаете культурные места в нашем городе?

Ребенок: Библиотека, кафе «Галактика», «Пицерия».

Воспитатель: Назовите достопримечательности нашего города.

Ребенок: «Наказ матери, музеи, бюст погибшему солдату в Чечне- Бузину Александру Сергеевичу, полиция, аэропорт, администрация Советского района, поликлиника.

Воспитатель: Молодцы, очень многое сегодня мы рассказали, о нашей прекрасной родине и прибыли мы на конечную станцию в наш любимый детский сад, (предлагаю всем встать). Сейчас в завершении нашего путешествия я предлагаю вам прослушать гимн нашего округа.

Воспитатель:

Нет на свете города дороже,

Надо все нам сделать для него

Чтобы день, который нами прожит

Каждым часом радовал его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» Долгосрочный проект «Азбука безопасности» Подготовительная группа №11 «Улыбка»

Слайд 2

Актуальность Дорожно-транспортные происшествия – эта самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП – самые тяжёлые. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Часто сами дети становятся виновниками автотранспортных происшествий. Информация о дорожных знаках и правилах дорожного движения, усвоенная в дошкольном детстве, остаётся в памяти человека навсегда и помогает стать уверенным пешеходом и водителем. Необходимо воспитывать навыки безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации на дороге и умения избегать их.

Слайд 3

Совершенствовать представления детей о правилах дорожного движения. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения Цель проекта

Слайд 4

- Учить детей различать дорожные знаки, уметь правильно ориентироваться в них; - Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни. Задачи:

Слайд 5

- Подобрать и изучить научную и методическую литературу; - Составить перспективный план работы на 2 месяца; - Подобрать мультимедийные презентации и мультфильмы; - Подобрать художественную литературу: загадки, стихи, сказки по ПДД - Учить детей различать дорожные знаки, уметь правильно ориентироваться в них; - Оформить для группы: панно «Дорожные знаки» панно «Безопасный маршрут» - Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь: в изготовлении: -поделок «Дорожные знаки» из бросового материала - Раскрасок на тему «Дорожная безопасность» Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни. Для реализации проекта поставили задачи:

Слайд 6

- В подборе художественной литературы на тему «Дорожная безопасность» (сказок, стихов, загадок, ребусов)

Слайд 7

Этапы работы с детьми:

Слайд 8

Методы и приёмы: - беседы с объяснением и показом по ПДД чтение художественной литературы (стихов, загадок, сказок) д идактические игры п оказ мультимедийных презентаций п оказ мультфильмов р исование (дорожных знаков) к оллективная аппликация «Улицы нашего города» р аскрашивание иллюстраций Изготовление поделок из бросового материала («Дорожные знаки» - Целевая прогулка к нерегулируемому пешеходному переходу - «Дорожные ловушки» – обыгрывание ситуаций

Слайд 9

Предполагаемый результат: У детей будет развиваться интерес к изучению правил дорожного движения Появится чувство ответственности за соблюдение ПДД Дети научатся различать дорожные знаки по группам (запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные)