Нейропсихологические игры
Предварительный просмотр:
Тема: «Нейропсихологические игры и упражнения в логопедической работе».
Уважаемые коллеги представляю Вашему вниманию подборку игр и упражнений, направленных на исправление различных видов трудностей у дошкольников – логопатов.
Не секрет, что с каждым годом в речевые группы поступают дети с отягощёнными диагнозами: вторичные психологические нарушения, различные синдромы, гиперактивные расстройства, легкими или незначительными расстройствами аутического спектра ( аутизм). Вы можете со мной не согласиться и возможно будете правы. Каждый должен заниматься своим делом! Но как же быть если в садике нет психолога, или количество занятий с психологом не достаточно для этого ребёнка? Плохая память и внимание, переключаемость свойственна всем детям – логопатам, а это в первую очередь влияет и на качество работы логопеда.
Наши дети склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с одного задания на другое.
Нейропсихологические игры и упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) регулировать, планировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределить внимание. Эти игры и упражнения можно использовать как на логопедических занятиях, так и в свободной деятельности, использовать в качестве домашних заданий для родителей.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают не только психические функции, стимулируют и гармонизируют работу правого и левого полушария, но и конечно развивают речь.
Мозг ребёнка, в отличие от мозга взрослого, находиться в стадии формирования. У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. Коррекционно-развивающие занятия необходимы детям как при отставании развития психических функций, так и детям с нормой.
Для успешного обучения у ребёнка должны быть развиты или находиться на хорошем уровне следующие психические процессы:
- Внимание – должно обладать произвольностью, достаточной концентрацией, устойчивостью, распределением и объёмом;
- Работоспособность – если ребёнок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания.
- Саморегуляция и контроль за собственной деятельностью. За сферу самоконтроля отвечают лобные отделы головного мозга, которые созревают в последнюю очередь, примерно к 15 - 18 годам.
- Восприятие – слабое восприятие вызывает фрагментарность, неполноту образа. Ребёнок может зеркалить буквы, путать их при написании. При несформированности акустического восприятия могут возникнуть трудности понимания инструкции, проблемы фонематического характера.
- Память – как правило, у детей зрительная память ведущая, поэтому проблем с ней меньше чем со слухоречевой. Если у ребёнка плохо развиты все виды памяти (зрительная, слухоречевая, двигательная), то это показатель несформированности глубинных отделов головного мозга, общего блока питания всех отделов головного мозга.
- Переключаемость – следует обратить внимание, если ребёнок импульсивен или медлителен, имеются трудности переключения с одной деятельности на другую. Это может проявиться в письме: переключение одной графемы на другую, ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд. За процессы переключения отвечают заднелобные отделы головного мозга.
- Сформированность межполушарного взаимодействия – созревает в полной мере к 8 годам, но уже к 5 годам должно быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого и правого полушария необходимо, например, в математике при решении задач, при письме (связь фонема - графема), особенно на начальных этапах обучения письму и чтению (ребёнок не может вспомнить, как пишется, или читается та или иная буква).
Ниже приведен список основных трудностей, с которыми сталкивается учитель – логопед и игр и упражнений, которые следует выполнять при той или иной проблеме. Многие игры и упражнения логопедам знакомы (мы часто их используем в своей работе), но есть и новые интересные находки.
Трудности у дошкольника | Рекомендуемые задания |
Различного рода синкинезии: пишет, рисует, высунув язык, болтает ногой и т.д. Синкинезия – признак неправильно сложенных связей в мозге. | «Рисование двумя руками». «Пальчиковый тренинг». «Машинки». |
Пишет то правой, то левой рукой | «Рисование двумя руками». «Машинки» |
Зеркалит буквы при написании | «Графические диктанты» «Зеркальное рисование» «Посели цифру в домик» «Буквы на спине». «Японские иероглифы». |
Плохо запоминает стихи. | «Чтение стихов под хлопки». «Запоминалочка» |
Не может пересказать текст. | «Объясни инопланетянам». «От общего к частному». «Четвёртый линий». «Чтение под стук». «Окошко». «Контуры». «Общее и разное». «Ассоциативные цепочки». «Загадки». «Вопросы - шутки». «Ёлочки». |
Бедный словарный запас | «Изучаем профессии». «Объясни инопланетянам». «От общего к частному». «Четвёртый линий». «Сократ». «Угадай по признакам». «Придумай окончание рассказа» «Ассоциативные цепочки». «Предметные картинки» «Перехитрил» «Разнообразные карточки» |
Плохая слухоречевая память | «Чтение под стук». «Запоминалочка». |
Плохая зрительная память | « Запомни фигуры» «Кусочки слов» «Верни «сбежавшие» слова» «Узоры из слов» «Разнообразные карточки» |
Трудности понимания сюжетной картинки/ серии сюжетных картинок | «Окошко» «Контуры» «Объедини слова» «Волшебная цепочка» «Перехитрил» «Разнообразные карточки» |
Если присутствует хотя бы одна из перечисленных проблем, ребёнку необходимы дополнительные занятия для развития той или иной психической функции.
«Рисование двумя руками».
Развитие межполушарных взаимодействий.
Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого.
Черной стрелкой указано направление рисования левой рукой, серой правой.
«Пальчиковый тренинг».
Развитие межполушарных взаимодействий, повышение самоконтроля.
Предложите ребёнку ходить пальчиками по кирпичикам под счёт до десяти.
«Машинки».
Развитие межполушарных взаимодействий, повышение самоконтроля.
Предложите ребёнку взять в каждую руку по ручке. Нужно провести машинки по дорожкам, рисуя двумя руками одновременно. Главная задача, чтобы машинки ехали по самой середине дорожки и не ударялись о «бордюр».
«Графические диктанты»
Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания.
Ребёнок рисует рисунок по клеточкам по устной инструкции взрослого или по образцу.
«Зеркальное рисование»
Развитие пространственных представлений и снятие имульсивности.
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, взависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутсвовало много мелких деталей.
Ребёнок нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
«Посели цифру в домик»
Развитие пространственной ориентации на листе бумаги.
Ребёнок должен посмотреть на образец и «поселить» каждую цифру в свой домик.
Например, в домике цифры 6 есть левая стенка и потолок. Селим цифру 6 в этот домик.
«Буквы на спине».
Закрепления образа графемы, развитие тактильного восприятия.
Ребёнок сидит или лежит. Взрослый пишет на его спине букву, а ребёнок отгадывает её. Хорошее упражнение для расслабления или переключения ребёнка. Рисовать можно буквы, цифры, слоги. В качестве «пера» - палец, закрытая ручка или кисточка.
«Японские иероглифы».
Развитие усидчивости, отработка навыков письма, самоконтроля руки и зрительно – пространственной ориентации на листе бумаги.
В Японии люди пишут совсем по-другому, иероглиф – это не буква, а целое слово. Предложите ребёнку рассмотреть японские иероглифы и попробывать скопировать их.
Более подробное описание игр и упражнений Вы можете найти в книге И.И. Праведниковой «Нейропсихология. Игры и упражнения». В пособии подобранны игры и упражнения для детей от 4 – 12 лет и будут интересны как дошкольным, так и школьным логопедам.