1.2 Открытые уроки и мастер-классы

Долматова Лилиана Маматнабиевна
Тема урокаДата проведенияМесто проведения
Работа над артикуляцие и дикцией в старшем хоре14.11.2018ЯДМШ
Пение - самый доступный вид искусства25.09.2019ЯДМШ
Война и песня15.01.2020ЯДМШ
Посещение открытых уроков в БПОУ РК "КИ им.П.О. Чонкушова" и ЭДШИ №15-8.11.2019г.Элиста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Учреждение Дополнительного Образования

«Яшалтинская Детская Музыкальная Школа»

Открытый урок

по хору

Тема урока: «Работа над артикуляцией

и дикцией в старшем хоре»

Преподаватель:  Долматова Л.М.

 

Открытый урок по хору.

«Хорошо сказанное слово – уже наполовину спето».

                                                                  Ф.И.Шаляпин.

Тема урока: «Работа над артикуляцией и дикцией в старшем хоре».

Цель урока: Формирование навыка ясного и четкого произношения согласных и гласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

  • Выработка у учащихся единой манеры пения;
  • Формирование мягкой атаки звука;
  • Формирование ясного и четкого произношения согласных;
  • Формирование навыка активной работы артикуляционного аппарата;
  • Вырабатывание навыка работы с хоровой партитурой;
  • Работа над чистотой интонации;
  • Укрепление унисона;
  • Расширение музыкально-слуховых представлений.

Методы работы:

  • Упражнения для распевания.
  • Упражнения для дыхания.
  • Пение канона.
  • Работа над произведением по партитуре.
  • Исполнение песни.
  • Рефлексия.

Структура  урока:

 1. Приветствие.

 2.Распевание.

 3.Упражнения для дыхания.

 4.Скороговорки.

 5.Каноны.

 6.Работа по партитуре: «Скачут кони» сл. В. Суслова,                        муз. Я. Дубравина.

 7.Повторение и исполнение песни «Яшалта» муз. А. Манджиева.

 8. Рефлексия.

 9.Домашнее задание.

Предполагаемый результат:

  • Осознанное формирование гласных и согласных звуков.

Активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щечных и губных мышц, кончика языка.

Приобретение навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения в хоре.

Используемое оборудование:

Школьная доска с надписью: «Хорошо сказанное слово – уже наполовину спето» Ф.И.Шаляпин.

Инструмент фортепиано, стулья, партии и партитуры,карточки.

Ход урока:

1.Музыкальное приветствие «Здравствуйте» настраивает учащихся на урок.

2.Распевание:

  • Гамма До мажор помогает сосредоточить учащихся, привести их в рабочее состояние.
  • Унисонное упражнение на Legato на одном звуке: «ма-мэ-ми-мо-му», приучает округлять и собирать звук, сохранять правильную форму рта при пении и следить за активным произношением звука «м».
  • Унисонное упражнение на staccato на одном звуке на слоги: «да-дэ-ди-до-ду», способствует активации артикуляционного аппарата. Обращаем внимание на короткий, очень активный вдох.

3.Упражнение для дыхания:

  • «Счет». Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания. Вдох носом и выдох на счет до 10, затем до 20 и 30. Упражнение исполняется на mp  и p.
  • Упражнение «Поезд» на слоги «даг-диг-дуг-диг…». Темп постепенно ускоряется. Активная работа артикуляционного аппарата, активная работа кончика языка и быстрая работа губ.

4.Скороговорки:

  • «Бык тупогуб, тупогубенький бычок». Все произносится твердыми губами при активной работе языка. Музыкальное исполнение скороговорки с модуляцией.
  • «Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай,попугаю!». Отвечает второй попугай: «Попугай, попугай, попугай!»». Особое внимание обращаем на согласные «Р» и «П». «Р» прокатываем, активно работает кончик языка, щеки, верхнее нёбо. При проговаривании «П» очень твёрдые и активные губы.
  • «Три сороки-тараторки тараторили на горке».Сочетание двух гласных «Т-Р» требует твёрдости кончика языка, быстрого его движения к верхнему нёбу и утрированное произношение звука «Р».В слове  «сороки» обращаем внимание на короткое произношение первого слога «со» и более протяжного второго «ро» при очень активной работе языка. В слове  «горке» обращаем внимание на круглый звук «О», активную работу  и подвижность нижней челюсти.

5.Каноны:

  • «Солнышко вставало». Обращаем внимание на активный вдох, правильное произношение звуков, чистое интонирование, музыкальную фразу, эмоциональное исполнение.
  • «Дорожный канон» слова и музыка Ю. Литовко. Обращаем внимание на плавное звуковедение, четкую артикуляцию, ансамбль, эмоциональное пение.

6. Работа по партитуре «Скачут кони» сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина. Настрой в тональности. Пение сольфеджио с дирижированием. Обращаем внимание на чистоту интонации, переходы из тональности в тональность, разную стилистику в припевах, различное окончание фраз. Припевы повторяем отдельно по голосам, затем соединяем. Обращаем внимание сопрано на высокую позицию звука и точное интонирование. Обращаем внимание всего хора на чистое исполнение интервалов вверх и вниз, четкое пропевание каждой ноты. Особо сложные места пропеваем несколько раз. При работе с текстом применяем все навыки работы над дикцией и артикуляционного аппарата.

 В произведении «Скачут кони» очень динамичный темп и особенно проявляется работа над артикуляцией  и дикцией.

7.Для снятия напряжения исполняем знакомое  и любимое произведение  «Яшалта» А. Манджиева на слова В. Хаптаханова.

8.Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке, сначала словесно (описывая свои впечатления от урока), а затем поднимают карточки с оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

9. Домашнее задание: Найти и записать скороговорки для пения на уроке хора.

  Урок подготовила и провела

 преподаватель МБУ ДО «ЯДМШ» Долматова Л.М.

         



Предварительный просмотр:

                    Открытый урок преподавателя Долматовой Л.М.

                          в группе младшего хора (2класс «ЯДМШ»)

Тема урока: « Пение-самый доступный вид искусства»

       Цели урока: Воспитание певческой культуры. Развитие чувства ритма, строя, ансамбля. Приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.

       Задачи урока: Умение слушать, определять оттенки чувств и настроения. Познакомить учащихся с калмыцким и русским народным фольклором. Правильное дыхание и округление гласных в процессе пения.

       Оборудование: Фортепиано. Проигрыватель. Флешка.

       Надписи на доске:

- «Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать». (Фома Аквинский)

- «Когда люди перестают петь- они перестают жить». (М. Луначарский)

       Ход урока:

  1. Организационный момент. Калмыцкая народная игра «Манджик» (Приложение 1).

-Здравствуйте, ребята! Давайте, для начала, поиграем с вами в калмыцкую народную игру «Манджик». (Игра)

  1. Беседа.

Луначарский сказал: «Когда люди перестают петь - они перестают жить». Музыка началась с пения. Пение - это изначальный элемент, прародитель всякой музыки. Не все люди умеют играть на каком-либо инструменте, но всякий человек, плохо или хорошо, поет или напевает.

Философ Фома Аквинский сказал: «Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать».

Как вы думаете: Какое настроение у человека, когда он поет?

Что нам дает занятие в хоре, в вокальном ансамбле?

  1. Духовное наслаждение (удовольствие).
  2. Знакомство с новыми песнями.
  3. Развивается слух, чувство ритма.
  4. Чувство единения, «локтя», дружбы…
  5. И все это потому, что пение самый доступный, самый демократичный и толерантный вид искусства, который объединяет людей, различных по характеру, взглядам, национальному признаку, даже вероисповеданию.
  1. Распевка.

1 упр. Для сохранения звучности голоса упражнение на правильное дыхание:

- Стоя. Вдох носом направить в область живота, выдох через маленькое отверстие между зубами. Руки на животе. (Повторить несколько раз).

Ребята! Я приглашаю вас погулять по Музыкальной стране. Улицы этой страны сделаны не из камня, глины или асфальта. Их создал волшебник музыкальной страны из нот, озвучивая которые мы можем рисовать разнообразные звучащие картинки.

Мы совершим прогулку по одной улице, которая называется «До мажор».

2 упр. Неторопливо и радостно шагает Гном по улице «До мажор». На каждый шаг он поет одну ноту – ноту четверть.

3 упр. Прошелся Гном по улице и заметил, что она похожа на лесенку, у которой есть ступени, только звуковые и стал их считать: «1, 2, 3…».

4 упр. Нелегко идти старушке по улице: пройдет насколько шагов - ступенек, присядет на музыкальный пенек, пройдет – присядет (Лё-лё-лё… Пение секвенции).

5 упр. Поднялся Колючий Ежик по улице и нашел на V ступени большой белый гриб. Наколол его на свои иголки и поспешил обратно. (До, ми, соль…Пение секвенции).

6 упр. Услышал Медведь песенку Ежа и захотелось ему спеть такую же. Только у него она получилась по-своему (исполнить секвенцию с закрытым ртом, как будто во рту горячая картошка).

7 упр. Рядом, по рельсам проехал паровозик. Он услышал песню и спел ее по-своему: «Даг-диг-дуг-диг». ( Исполнить секвенцию, постепенно ускоряя темп).

8 упр. Встретились на улице «До мажор» два друга – два Гнома и запели песенку в Терцию (гамма До мажор в терцию с опеванием Т.)

  1. Русская народная песня «Ах, вы сени».

Все наши сказочные герои собрались на главной улице города и запели русскую народную песню «Ах, вы сени».

Давайте все вместе им подпоем!

  1.  Пение песни.
  2. Хлопаем в ладоши и поем.
  3. Хлопаем в ладоши, щелкаем пальцами и поем.
  4. Хлопаем в ладоши, щелкаем пальцами, топаем и поем.
  5. Увеличиваем темп исполнения.
  1. Физкультминутка «Калмыцкая йога» (Приложение 2).
  2. Разучивание новой песни «Волшебные сны». Вводная беседа.

Какую первую песню поют ребенку, когда он еще лежит в колыбели?

Колыбельную. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствуют покачиванию и скрипу люльки.

Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли «Байками». Это название произошло от глагола «баять», «баить» - говорить. У этого слова есть еще более древнее значение «шептать», «заговаривать».

Колыбельные байки – это еще и древние заговоры – «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Такого значение про сон, дрему, угомон.

Наверно каждый из вас когда-нибудь убаюкивал свою любимую игрушку, напевая ей при этом колыбельную песенку.

Я хочу всем вам сделать подарки. Я научу вас делать «Ляльку» и «Люльку» из маленького платочка и эти подарки останутся вам на память о нашем уроке. (Сюрпризный момент).

Колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни.

Давайте, вспомним колыбельные песни, которые вы знаете. (Ответы детей).

«Спят усталые игрушки» муз. А. Островского, сл. З. Петровой.

«Колыбельная» муз. Р. Паулса, сл. И. Ласманиса.

«Спи моя радость, усни» муз. В. Моцарта, рус. т. С. Свириденко.

«Колыбельная Светланы» муз. Т. Хренникова, сл. А. Гладкова.

Разучивание песни «Волшебные сны» И. Гуриной.

Читка с листа песни. Название нот пропевать четко, в размере, следить за чистотой интонации. Работа над кантиленой, развитием вокально-хоровых навыков, певческой культурой. Работа сольфеджио с тактированием, отдельно по партиям. Затем соединить два голоса. Следить за чистотой интонирования, точное выдерживание длительности. Работа над ритмом. Дети прохлопывают в ладоши ритмически сложные места.

Исполнение песни с музыкальным сопровождением.

  1. Итог урока. Давайте подведем итог нашего урока:
  1. Человек слышит пение с самого рождения.
  2. Если человек поет – значит у него хорошее настроение.
  3. Дети пытаются петь, сразу, как начинают говорить.
  4. Люди получают от пения удовольствие.
  5. Развиваются голос, слух, память.
  6. В коллективном пении появляется коллективная дружба.
  7. Пение способствует оздоровлению человеческого организма.
  8. Можно совмещать пение с играми.
  9. Разучена новая песня.
  10. Пени – это искусство, которое доступно каждому.

       В самом начале урока мы задались вопросом: Каждый ли человек должен уметь петь? Может быть не стоит буквально понимать смысл этих слов. Тем не менее каждый человек в душе должен быть музыкантом. А одухотворенный, неравнодушный человек объединяет вокруг себя единомышленников. Если в душе каждого человека будет звучать музыка, сколько искринок добра он зажжет вокруг себя!!!

       Все вы сегодня молодцы! Поработали все отлично!!!

  1. Домашнее задание. Попросите свою маму напеть вам песню, которую она пела вам в детстве. Подберите эту песню на фортепиано.



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 в группе старшего хора

Преподавателя Долматовой Л.М.

ТЕМА: «Война и песня»

ЦЕЛЬ: Развитие творческих способностей, музыкально-художественного вкуса детей и оздоровление.

ЗАДАЧИ:  - развитие у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти и певческих навыков;

- формирование грамотной артикуляции;

- развитие навыков самостоятельного пользования упражнениями дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой,  К.П.Бутейко;

- закрепление навыков хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него;

- воспитание чувства ансамбля, эмоционально-положительного отношения к музыкальной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: Фортепиано, Ноутбук, Флэш-носитель.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

-картинки и фотографии о Великой Отечественной войне.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ:

- использование дыхательной гимнастики и лёгких физических упражнений в процессе репетиций, что снимает статическое мышечное напряжение, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

- фонетический метод – развитие тембрового звучания (ощущение зевка);

- одобрение, поощрение учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

- речевая декламация, как один из способов создания в воображении детей ярких образов, вытекающих из содержания произведения для развития образного мышления и более эмоционального и выразительного исполнения;

- многоголосная настройка на тональность перед началом пения (развитие слуха);

- слуховое сосредоточение и вслушивание, показ учителя с целью сравнительного анализа различных вариантов исполнения;

- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания аккорда или унисона, что заставляет учеников сосредоточивать слух, внимание;

- формирование личностного и социального смысла певческой деятельности (концертная деятельность);

- разнообразие в подборе репертуара – знакомство с классической, народной и современной хоровой музыкой с сопровождением, а капелла и речевым хором.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- знакомство с авторами произведений и эпохой  Великой Отечественной войны,

- разучивание по партиям;

- работа  с сопровождением и без него;

- работа над дикцией.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. 1. Организационный момент.

2. Приветствие

     II.       Распевание:

               1. Дыхательная гимнастика по  методу А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко:

                   - «Струна»,

   - «Трубач»,

   - «Каша кипит»,

  - «Станцуем цыганочку» (под аккомпанемент).

2.Распевание интонационное

   Проследить:

   - зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая,

   - губы в состоянии щекотливости,

   - распевание начинать на примарных звуках,

   - ощутить округлость нёба,

   - за сохранностью ровной вокальной линии (каждый звук как бусинку нанизывать на ровную нить – «сглаживание» гласных). Один звук как бы переливается в другой.

   - точное унисонное взятие первого звука.

   III.       3. Речевой хор

Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения.

Да и нет

Нашему здоровью - да, да, да!

А всему плохому - нет, нет, нет!

Счастье

Счастлива и довольна, уверена в себе,

Иду по жизни весело и радуюсь судьбе.

            2. Скороговорки:

1. «Гамму жук весь день жужжит:

    жо-же-жи-жа-жоль-жа-жи,                                                                              

      вот что я  друзья скажу –

     жаль, что нету ноты «жу»!»;

2. «Вёз корабль карамель,

    Наскочил корабль на мель.

    И матросы три недели

    Карамель на мели ели!»

                        - проговорить,

                       - спеть по звукоряду вверх – хмуро, вниз – радостно,

                      - спеть на 2 голоса поступенно вверх – вниз (выстроить ансамбль),

       III.   1. Работа над произведением: «Попурри песен Великой Отечественной войны».

   - для эмоциональной подготовки к исполнению этого произведения предложить детям вспомнить песни о Великой Отечественной войне, вспомнить, что обучающиеся знают об этой эпохе…

   - тональная настройка,

   - настроить на лёгкость и полётность звука, пропеть 1-ю фразу с I партией;

  - исполнение по руке дирижера при необходимости остановки, задержки звука, аккорда;

  - анализ исполнения и коррекция;

  - повторные исполнения частей (фраз) и всего произведения;

  - анализ и уточнения по работе над произведением дома.

              2.Работа над произведением «Рождество» Людмилы Марковой.

- задание: придумать название каждому куплету, отражающее основной смысл содержания,

- исполнение с сопровождением ,

- анализ и уточнение качества исполнения.

При необходимости более качественного исполнения, повторить.

             3. Повторение песни – «визитной карточки» нашего хора

 «О Яшалте» муз. Арк. Манджиева, сл. В.Хаптаханова.

             4. Песня в удовольствие (напомнить об артистичности)

 «Дарите музыку!»

       IV.  1. Подведение итогов урока.

              2 Домашнее задание        

 

                                                                                                                                                                              Самоанализ урока.

Урок дал возможность учащимся применить и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, приобретенные ими за время обучения в ДМШ в классе хорового пения.

Дети справились с поставленными задачами, были старательны и эмоциональны, что указывает на продуктивность урока.

Использование здоровьесберегающих технологий и приемов помогло активизировать детей и добиться большей результативности и эмоциональной выразительности в работе над произведением.

Центральной частью урока явилась работа над  произведением «Попурри песен Великой Отечественной войны», где ребята смогли показать свое мастерство индивидуального и ансамблевого исполнения,  и произведения «Рождество» Людмилы Марковой.

Произведение калмыцкого композитора А.Манджиева «Моя Яшалта» знакомит с национальным достоянием нашей Республики, позволяет детям самим приобщиться к исполнению лучших образцов национальной музыки, прививает любовь к своей малой Родине.

Занятия хора посещают все учащиеся ДМШ, т.е. дети с разными музыкальными способностями. Использование речевого хора с сопровождением дает возможность развивать ритмические способности, артикуляцию, эмоциональную выразительность, синхронность исполнения, дает заряд активности. А песня «Яшалта» в переложении для хора является еще и «визитной карточкой» коллектива.

Во время урока проходила работа над развитием у учащихся ритмического, гармонического, мелодического слуха, музыкальной памяти, дикции, творческих способностей, коллективного ансамбля, бережного отношения к звуку и голосу, умение анализировать, оценивать и контролировать свои ощущения в певческих навыках.

Для развития артистических  возможностей детей  и повторения было предложено детям спеть хорошо известную им и любимую ими песню «Дарите музыку», которую они неоднократно исполняли на концертах.

На протяжении урока контроль усвоения знаний проходил в форме вопрос-ответ, прослушивание - коррекция, уточнения.

Урок прошел активно, дети чувствовали себя свободно.