ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Варибрусова Елена Николаевна

Проектная деятельность — это целенаправленная деятель­ность с определенной целью, по определенному плану для реше­ния поисковых,, исследовательских, практических задач по лю­бому, направлению содержания образования. В основе проект­ной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и не­изведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи­ческой проблемой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как средство повышения уровня профессиональной компетентности педагога»

1. Общие понятия и история проектного метода. Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.) М.М. Поташник считает, что проект -документально оформленный образ будущего. План-это проект, который можно отрецензировать, исправить, довести до совершенства на бумаге, чтобы не было ошибок в практической работе. Таким образом, основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности человека к переобучению, в меняющихся реалиях сегодняшнего времени.

2.Отличие педагогического проектирования от методики организации проектной деятельности в работе с дошкольниками

Педагогическое проектирование – это проектная деятельность педагога совместно с детьми, а детское проектирование это вид детской проектной деятельности, которую направляет педагог. Педагогическое проектирование детское проектирование проблема Выявлена (спровоцирована) педагогом возникает у детей пути решения Ищет педагог ищут дети план Создаёт сам педагог составляют под руководством педагога реализация педагогическая деятельность детская деятельность результаты презентация , открытое мероприятие презентация под руководством взрослого Педагогический проект – это

 • система планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей действий,

 • необходимых условий и средств, для достижения определенных целей. И эта система зависит от приоритетных педагогических ценностей данного педагога.

Детский проект -это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов. Методика организации детской проектной деятельности, предложенная в методическом пособии "Проектная деятельность дошкольников" Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Морозова Л.Д.Издательство: Сфера, 2010 г. "Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике" Приложение к журналу "Управление ДОУ" В пособии раскрываются теоретические основы педагогического проектирования; определены его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявлены структура, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования

 3. Содержание проектной деятельности.

Существует множество матриц и соответственно методик разработки педагогического проекта. Проектирование – это прежде всего творчество педагога. И поэтому можно создавать проект хоть по собственной методике, главное, что бы ваша проектная деятельность прошла по всем основным этапам. Так что же собой представляет ПРОЕКТ? Какого его содержание? По времени проекты бывают:

 План создания проекта

- Темы проектов и мини-проектов выбираются педагогами самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности;

 - четко формулируется цель проекта, задачи, выявляется актуальность темы, - вырабатывается стратегия реализации проекта

 - составление плана-схемы реализации проекта,

 - сбор, накопление материала,

 - формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;

 - обмен опытом педагогами по завершению работы над проектом. (презентация проекта, открытое занятие, защита опыта, оформление папки проекта, видеофильм, выставление материала на сайтах в интернете) (слайд

Очень легко запомнить и уяснить , что проект – это 5 «П»: Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

 1. Проблема;

 2. Проектирование или планирование;

 3. Поиск информации;

4. Продукт;

5. Презентация.

Работа над проектом проходит в несколько этапов.

1-й этап - организационно-подготовительный:

 Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

 Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

 Пополнение предметно-развивающей среды;

 Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

2-й этап - рефлексивно-диагностический:

 Анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованность коллег темой проекта;  

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;  Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

3-й этап – практический:  

Коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;  Определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;

 Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т.ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

 Обобщение и распространение опыта работы;  

Презентация проекта на МО;  

Участие в различных конкурсах проектов

 4-й этап – заключительный:  Анализ достижения целей и полученных результатов;  Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательнообразовательном процессе.

Выводы

Таким образом, проектная деятельность позволяет нам:

 - повысить свой профессиональный уровень как педагога;

 - развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада);

- сделать педагогический коллектив более сплоченным;

 - создавать продукты, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада). А так же реализовать научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развивать интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.


Предварительный просмотр: