Методическая копилка для педагогов

Чугунова Елена Анатольевна

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на моем сайте!

 На этой странице вы можете познакомиться с авторскими методическими  разработками!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31»

Проект

«Кто шагает с рюкзаком, кто со скукой не знаком?»

Спортивное ориентирование как часть туризма  с применением игровых технологий «квест» и «геокешинг»

Ярославль, 2021г

Авторы проекта:

инструктор физкультуры высшей квалификационной категории

Чугунова Е.А., воспитатель высшей квалификационной категории

Соколова Л.Н.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста(5-7 лет), педагоги, семьи воспитанников

Срок реализации: среднесрочный (май- сентябрь 2021)

Тип проекта: педагогический, физкультурно-оздоровительный

Принципы ФГОС:

  1. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  2. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  3. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  4. содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  5. сотрудничество Организации с семьей.

Планируемый результат:

1. Повышение популярности спортивного ориентирования и туризма  как видов спорта среди дошкольников, родителей и педагогов

2. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей

3.Развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков у детей, сформированы навыки самоконтроля и самооценки

4. Улучшение соматических показателей здоровья детей

5. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения

6.Сформированы умения ориентировки в пространстве с помощью карты и карты

Проблема:

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых в течение дня ниже возрастной нормы. Чаще всего дети в детском саду и дома большую часть времени проводят в статическом положении – у телевизора,  играя в планшет,  мобильный телефон, настольные игры. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры. У детей снижен эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной деятельности.

В связи с этим в дошкольном образовании на современном этапе происходит поиск новых,  нетрадиционных форм работы по оздоровлению детей.

Квест и геокешинг — новые для педагогов  игровые технологии,  при реализации   которых одновременно повышаются физические качества и развиваются познавательные и умственные способности.

Цель:  Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста

Задачи:  

  1. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния  у детей.
  2. Обучать умениям ориентировки в пространстве посредством карты, компаса.
  3. Минимизировать риски двигательного дефицита у детей. Совершенствовать двигательные умения и навыки, соблюдать правила подвижных игр. 
  4. Формировать представления о здоровом образе жизни.

Актуальность

Одна из актуальных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, - сохранение и укрепление здоровья детей:

«…формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья, в первую очередь, выделяют двигательную активность.

Туризм -  одна из эффективных форм активного отдыха на природе.

Спортивное ориентирование является частью туризма и дает возможности освоения ребенком пространственных представлений, умений определяться на местности. Развитие пространственных представлений у детей - важная часть умственного развития, кроме того, многие виды будущей школьной деятельности требуют овладения навыками ориентировки на плоскости.

«Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры» (академик  А. Асмолов)

Игровые технологии — квест, геокешинг — благодаря интересному сюжету, играм, радостной атмосфере обеспечивают такой подход к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, который позволяет не только повысить физическую активность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности, навыки ориентирования и безопасного поведения в социуме.

Описание проекта:

Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование.  При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования требуется постоянная переработка большого объема специфической информации,  включающая такие элементы, как образное представление, прогнозирование,  выбор варианта движения,  принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения. Занятия спортивным ориентированием учат ребёнка самостоятельности,  инициативности, повышают двигательную активность,  учат планировать деятельность, ставить цель и достигать её. В обучении ориентированию дошкольников используют следующие средства туризма:

  • физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;
  • специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
  • подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;
  • доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т. п.)

Таким образом,  применение элементов спортивного ориентирования в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический,  эстетический, познавательный и прикладной,  а интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям с элементами спортивного ориентирования и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Обучение спортивному ориентированию в ДОУ осуществляется через применение инновационных здоровьесберегающих технологий «Квест» и «Геокешинг»

Геокешинг. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле».Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Геокешинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность. Основная идея состоит в том, что педагог (или часть игроков) прячут тайники, другие с помощью «Карты сокровищ», компаса, схемы находят спрятанные клады. Кладом может быть не предмет, а например, слово.  Геокешинг — игра на ориентирование.  Образовательный геокешинг наполняет новым практическим содержанием организацию познавательной деятельности дошкольников. Данная технология позволяет сделать образовательную деятельность актуальной, интересной, творческой и личностно значимой. Квест - приключенческая игра (заимств. из англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений), изначально — один из способов построения сюжета. Иными словами,  путешествие к намеченной цели через преодоление трудностей, решение головоломок и задач, где от игрока требуются умственные усилия, быстрая реакция. Цель квеста - активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность,  познакомить с новой информацией, обобщить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Различают следующие типы квест - игры:

- линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.

- штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.

- кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

Подготовительный этап (май):

Разработка проекта: определение целей и задач проекта, анализ имеющихся ресурсов, содержания развивающей предметно-пространственной среды, прогнозирование результатов, сбор материалов, составление плана работы над проектом. Мотивация детей.

Привлечение семьи к участию в проекте:

Плакат-объявление о проектных мероприятиях (в группе и социальной сети интернет ВКонтакте в группе «Кораблик»).

Основной этап (июнь – август):

мероприятия

сроки

ответственный

1

ОД «Каркуша в гостях у детей»

май

воспитатель Соколова Л.Н

2

ОД «Карта и глобус»

май

воспитатель Соколова Л.Н

3

Общение «Карты бывают разные»

июнь

воспитатель Соколова Л.Н

4

Геокешинг Военно-спортивная игра «Зарница»

июнь

инструктор по ФК

Чугунова Е.А.

5

Геокешинг «День рождения  березки»

июнь

воспитатель Соколова Л.Н

6

Туристический квест «В поисках Олимпийских колец»

июнь

инструктор по ФК

Чугунова Е.А.

7

Квест «Ромашкины затеи»

июль

воспитатель Соколова Л.Н

8

ОД «Идем по стрелке»

июль

воспитатель Соколова Л.Н

9

Туристический квест «Мы идём в поход»

август

инструктор по ФК

Чугунова Е.А.

Завершающий этап (сентябрь):

Подведение итогов проекта

Создание презентации проекта

Трансляция опыта

Размещение фотоматериалов по итогам реализации проекта на сайте детского сада в соц. сети ВКонтакте

Совместная образовательная деятельность:

Ситуативный разговор «Кто такие туристы», «Кому нужны карта и глобус» Беседа о правилах поведения в лесу

Просмотр видеоролика «Спасик и его друзья» (сайт МЧС РФ), мультфильма «В гостях у лета»

Наблюдения в природе «Определение сторон света по местным ориентирам», «Откуда ветер дует»

Экологические дидактические игры «Угадай дерево по листочку», «Грибы съедобные – несъедобные», «Ягодка за ягодкой», «Сложи костёр», «Чьи следы», «Угадай животное»

Чтение художественных произведений «Правила поведения», «Ох и Ах идут в поход»

Изобразительная деятельность «Нарисуй план группы», «Рисуем план детского сада»

Физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения

Подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на улице: «Найди игрушку», «След в след», «Лес, поле, болото», «Мы в такие шагали дали»

Доступные для дошкольников туристические упражнения прикладного характера «Укладка рюкзачка», «Вязка узлов»

Тематические физкультурные праздники и развлечения с применением здоровьесберегающих технологий «квест» и «геокешинг»

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Создание различных карт совместно с детьми

Фото отчет  «Семейное  путешествие в выходной день»

Консультация «В поход всей семьей»

Буклет «Играем дома»

Участие в городских Летних семейных играх («Туристическая эстафета»), в городском туристическом походе (квест по городу Ярославлю и сплав на байдарках по реке Которосль)

Итоговое мероприятие:

«Мы идём в поход»

Создание условий для самостоятельной деятельности

(оснащение РППС):

Выставка иллюстраций и произведений художественной литературы для рассматривания.

Подборка раскрасок и материалов для раскрашивания, рисования на тему «Туризм».

Различные карты, глобус, компас для игр.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Следопыты», «Туристы».

Выставка детских работ «Наши планы».

Продукты проекта:

Портфолио проекта,  информация для родителей,  фото отчет на сайте ДОУ и в соц. сети ВК).

Презентация проекта.

Фильм «Маршрут выходного дня».

Информационные ресурсы:

1. Акимов В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. – Минск.: изд-во БГУ, 1987. -176с.

2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. – Спб: Питер, 2002.

3. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2004. -116 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

4. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, режимы. // Физическая культура №2 – 2001г. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/p4550.htm#Page_Toр

5. Никоненко Ю. М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности // Фундаментальные исследования. – 2008. - №8. - С. 91-92

6. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. N 6 - 1999, С 61-64.

7. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников // Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПб.: Балтик-пресс, 2012. С 138-145.

8. Осипова, С. Я. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры / С. Я. Осипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 282-285.

9. Пупырева Н.Ю. Авторская программа «Мы туристы» – http://festival.1september.ru

10. Щепкина А.Н. Элементы спортивного ориентирования в работе с дошкольниками

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/02/06/konsultatsiya-dlya-pedagogov-elementy-sportivnogo