Методическая копилка для педагогов
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на моем сайте!
На этой странице вы можете познакомиться с авторскими методическими разработками!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sportivnoe_orientirovanie_kak_chast_turizma_v_dou.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31»
Проект
«Кто шагает с рюкзаком, кто со скукой не знаком?»
Спортивное ориентирование как часть туризма с применением игровых технологий «квест» и «геокешинг»
Ярославль, 2021г
Авторы проекта:
инструктор физкультуры высшей квалификационной категории
Чугунова Е.А., воспитатель высшей квалификационной категории
Соколова Л.Н.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста(5-7 лет), педагоги, семьи воспитанников
Срок реализации: среднесрочный (май- сентябрь 2021)
Тип проекта: педагогический, физкультурно-оздоровительный
Принципы ФГОС:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- сотрудничество Организации с семьей.
Планируемый результат:
1. Повышение популярности спортивного ориентирования и туризма как видов спорта среди дошкольников, родителей и педагогов
2. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей
3.Развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков у детей, сформированы навыки самоконтроля и самооценки
4. Улучшение соматических показателей здоровья детей
5. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения
6.Сформированы умения ориентировки в пространстве с помощью карты и карты
Проблема:
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых в течение дня ниже возрастной нормы. Чаще всего дети в детском саду и дома большую часть времени проводят в статическом положении – у телевизора, играя в планшет, мобильный телефон, настольные игры. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры. У детей снижен эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной деятельности.
В связи с этим в дошкольном образовании на современном этапе происходит поиск новых, нетрадиционных форм работы по оздоровлению детей.
Квест и геокешинг — новые для педагогов игровые технологии, при реализации которых одновременно повышаются физические качества и развиваются познавательные и умственные способности.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
- Обучать умениям ориентировки в пространстве посредством карты, компаса.
- Минимизировать риски двигательного дефицита у детей. Совершенствовать двигательные умения и навыки, соблюдать правила подвижных игр.
- Формировать представления о здоровом образе жизни.
Актуальность
Одна из актуальных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, - сохранение и укрепление здоровья детей:
«…формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья, в первую очередь, выделяют двигательную активность.
Туризм - одна из эффективных форм активного отдыха на природе.
Спортивное ориентирование является частью туризма и дает возможности освоения ребенком пространственных представлений, умений определяться на местности. Развитие пространственных представлений у детей - важная часть умственного развития, кроме того, многие виды будущей школьной деятельности требуют овладения навыками ориентировки на плоскости.
«Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры» (академик А. Асмолов)
Игровые технологии — квест, геокешинг — благодаря интересному сюжету, играм, радостной атмосфере обеспечивают такой подход к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, который позволяет не только повысить физическую активность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности, навыки ориентирования и безопасного поведения в социуме.
Описание проекта:
Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование. При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы, как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения. Занятия спортивным ориентированием учат ребёнка самостоятельности, инициативности, повышают двигательную активность, учат планировать деятельность, ставить цель и достигать её. В обучении ориентированию дошкольников используют следующие средства туризма:
- физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;
- специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
- подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;
- доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т. п.)
Таким образом, применение элементов спортивного ориентирования в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной, а интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям с элементами спортивного ориентирования и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Обучение спортивному ориентированию в ДОУ осуществляется через применение инновационных здоровьесберегающих технологий «Квест» и «Геокешинг»
Геокешинг. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле».Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Геокешинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность. Основная идея состоит в том, что педагог (или часть игроков) прячут тайники, другие с помощью «Карты сокровищ», компаса, схемы находят спрятанные клады. Кладом может быть не предмет, а например, слово. Геокешинг — игра на ориентирование. Образовательный геокешинг наполняет новым практическим содержанием организацию познавательной деятельности дошкольников. Данная технология позволяет сделать образовательную деятельность актуальной, интересной, творческой и личностно значимой. Квест - приключенческая игра (заимств. из англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений), изначально — один из способов построения сюжета. Иными словами, путешествие к намеченной цели через преодоление трудностей, решение головоломок и задач, где от игрока требуются умственные усилия, быстрая реакция. Цель квеста - активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, обобщить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Различают следующие типы квест - игры:
- линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
- штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
- кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
Подготовительный этап (май):
Разработка проекта: определение целей и задач проекта, анализ имеющихся ресурсов, содержания развивающей предметно-пространственной среды, прогнозирование результатов, сбор материалов, составление плана работы над проектом. Мотивация детей.
Привлечение семьи к участию в проекте:
Плакат-объявление о проектных мероприятиях (в группе и социальной сети интернет ВКонтакте в группе «Кораблик»).
Основной этап (июнь – август):
№ | мероприятия | сроки | ответственный |
1 | ОД «Каркуша в гостях у детей» | май | воспитатель Соколова Л.Н |
2 | ОД «Карта и глобус» | май | воспитатель Соколова Л.Н |
3 | Общение «Карты бывают разные» | июнь | воспитатель Соколова Л.Н |
4 | Геокешинг Военно-спортивная игра «Зарница» | июнь | инструктор по ФК Чугунова Е.А. |
5 | Геокешинг «День рождения березки» | июнь | воспитатель Соколова Л.Н |
6 | Туристический квест «В поисках Олимпийских колец» | июнь | инструктор по ФК Чугунова Е.А. |
7 | Квест «Ромашкины затеи» | июль | воспитатель Соколова Л.Н |
8 | ОД «Идем по стрелке» | июль | воспитатель Соколова Л.Н |
9 | Туристический квест «Мы идём в поход» | август | инструктор по ФК Чугунова Е.А. |
Завершающий этап (сентябрь):
Подведение итогов проекта
Создание презентации проекта
Трансляция опыта
Размещение фотоматериалов по итогам реализации проекта на сайте детского сада в соц. сети ВКонтакте
Совместная образовательная деятельность:
Ситуативный разговор «Кто такие туристы», «Кому нужны карта и глобус» Беседа о правилах поведения в лесу
Просмотр видеоролика «Спасик и его друзья» (сайт МЧС РФ), мультфильма «В гостях у лета»
Наблюдения в природе «Определение сторон света по местным ориентирам», «Откуда ветер дует»
Экологические дидактические игры «Угадай дерево по листочку», «Грибы съедобные – несъедобные», «Ягодка за ягодкой», «Сложи костёр», «Чьи следы», «Угадай животное»
Чтение художественных произведений «Правила поведения», «Ох и Ах идут в поход»
Изобразительная деятельность «Нарисуй план группы», «Рисуем план детского сада»
Физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения
Подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на улице: «Найди игрушку», «След в след», «Лес, поле, болото», «Мы в такие шагали дали»
Доступные для дошкольников туристические упражнения прикладного характера «Укладка рюкзачка», «Вязка узлов»
Тематические физкультурные праздники и развлечения с применением здоровьесберегающих технологий «квест» и «геокешинг»
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Создание различных карт совместно с детьми
Фото отчет «Семейное путешествие в выходной день»
Консультация «В поход всей семьей»
Буклет «Играем дома»
Участие в городских Летних семейных играх («Туристическая эстафета»), в городском туристическом походе (квест по городу Ярославлю и сплав на байдарках по реке Которосль)
Итоговое мероприятие:
«Мы идём в поход»
Создание условий для самостоятельной деятельности
(оснащение РППС):
Выставка иллюстраций и произведений художественной литературы для рассматривания.
Подборка раскрасок и материалов для раскрашивания, рисования на тему «Туризм».
Различные карты, глобус, компас для игр.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Следопыты», «Туристы».
Выставка детских работ «Наши планы».
Продукты проекта:
Портфолио проекта, информация для родителей, фото отчет на сайте ДОУ и в соц. сети ВК).
Презентация проекта.
Фильм «Маршрут выходного дня».
Информационные ресурсы:
1. Акимов В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. – Минск.: изд-во БГУ, 1987. -176с.
2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. – Спб: Питер, 2002.
3. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2004. -116 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
4. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, режимы. // Физическая культура №2 – 2001г. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/p4550.htm#Page_Toр
5. Никоненко Ю. М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности // Фундаментальные исследования. – 2008. - №8. - С. 91-92
6. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. N 6 - 1999, С 61-64.
7. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников // Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПб.: Балтик-пресс, 2012. С 138-145.
8. Осипова, С. Я. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры / С. Я. Осипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 282-285.
9. Пупырева Н.Ю. Авторская программа «Мы туристы» – http://festival.1september.ru
10. Щепкина А.Н. Элементы спортивного ориентирования в работе с дошкольниками