Я ВЫБИРАЮ ТРИЗ: системный оператор
В целевых ориентирах ФГОС на этапе завершения дошкольного образования говорится о том, что выпускник должен обладать начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, уметь устанавливать причинно-следственные связи. В свою очередь установление связей разного уровня является основополагающим механизмом системного мышления. На мой взгляд, наиболее интересным инструментом формирования мыслительных операций системного характера считаю системный оператор. Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С.Альтшуллер. В мою практику этот алгоритм вошел в процессе освоения методического комплекса «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук. Целью использования системного оператора является формирование у детей основ системного мышления, умения достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.32 КБ |
![]() | 526.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию
(старшая группа)
Тема: «Дом»
Интеграция видов деятельности (познавательно – исследовательская деятельность (системный оператор), коммуникативная)
Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту.
Задачи:
- учить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
- формировать познавательный интерес к окружающему миру;
- систематизировать знания детей о домах с помощью системного оператора;
- развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, внимание;
- воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи;
- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.
Средства, оборудование, материалы: телевизор, системный оператор, подборка энциклопедий.
Технологическая карта образовательной деятельности
№ | Этап образовательной деятельности | Ход образовательной деятельности | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
Организационный момент | - Ребята, посмотрите, к вам сегодня пришли замечательные гости. Всех нас встретил и приютил здесь вот этот замечательный дом. А как он называется? (детский сад) | Отвечают. | |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности | -Дома бывают разные. Скажите, как называется дом, в котором учатся ваши старшие братья и сёстры? (школа) - в котором лечат? (больница, поликлиника) - в котором продают продукты, одежду? (магазин) - в котором продают лекарства? (аптека) - в котором шьют одежду? (ателье) - в котором живут люди? (жилой дом) | Активно отвечают на вопросы педагога. | |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности | - Сегодня я предлагаю вам познакомиться поближе именно с жилыми домами. А поможет мне в этом необычный экран. | Проходят к системному оператору. | |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий | - Скажите, зачем нам нужды дома? (определение функции дома - изменение или сохранение). - В следующем окне нашего экрана располагаются части дома. А какие части вы знаете? (стены (окна, двери), крыша (потолок, чердак, труба),фундамент (пол, крыльцо, подвал) и т.д..) Если в доме пять этажей, то это дом пятиэтажный, а если девять этажей? семь этажей? два этажа? один этаж? - В этом окне находятся места расположения домов в окружающем мире. Где мы можем встретить дома? (В городе, в деревне.) А как можно назвать одним словом все - все дома? (жилище, здание, сооружение и т.д.) - А теперь мы узнаем прошлое дома. Всегда ли жили люди в многоэтажных современных домах? А что люди называли своим домом в древние времена? (избы, дворцы, терема, пещеры и т.д.). Как мы можем узнать новую информацию? Какие источники вы знаете? (Используются модели источников). Разбейтесь, пожалуйста, на подгруппы по два человека, пригласите себе двух помощников из взрослых и пройдите к источникам за новыми знаниями. - А теперь я предлагаю заглянуть в будущее и пофантазировать - каким же может стать дом? | Высказывают ответы-рассуждения, исходя из этапа работы по системному оператору. Самостоятельно делятся на подгруппы, работают с источниками информации. 1) интернет - информация о замках 2)телевизор - передача о русской избе 3)энциклопедии - о жизни первобытных людей в пещерах 4) педагог - рассказ о чуме с использованием иллюстраций. Вернувшись к мольберту каждая подгруппа детей вместе со своими кураторами рассказывают о том, что они узнали. Ребята предполагают будущее, исходя из изменения признаков объекта - дома. | |
2. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Обобщая полученные знания, педагог рассказывает стихотворение. - Если мы рассмотрим ЧТО – ТО. Это ЧТО - ТО для чего-то. Это ЧТО - ТО из чего-то. Это ЧТО - ТО часть чего-то. Чем - то было раньше ЧТО – ТО. Что-то будет с этим ЧТО - ТО. Наш экран ты рассмотри Об объекте расскажи. | Совместно с педагогом «вспоминают» наиболее сложные моменты системного оператора, актуализируя информацию. |
3 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний. | - Ребята, я предлагаю вам сейчас рассказать нашим гостям, что вы сегодня узнали о домах. | Дети рассказывают систематизированную информацию присутствующим. | |
Рефлексия | - Ребята, я предлагаю вам сейчас нарисовать любой дом, о котором мы сегодня говорили. Все необходимое для рисования вы найдете в уголке ИЗО. | Дети приступают к рисованию. |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательного мероприятия с использованием системного оператора.
Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту.
Задачи:
- учить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
- формировать познавательный интерес к окружающему миру;
- систематизировать знания детей о термометрах с помощью системного оператора;
- развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, моторику, внимание;
- развивать способность видеть противоречия в системе;
- воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи;
- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.
Оборудование: медицинский термометр, магнитная доска, телевизор, подборка энциклопедий.
Ход деятельности.
- Ребята, я вчера была у вас в группе и Олесю не видела. Олеся, где же ты была? ( Простыла) Сейчас ты себя хорошо чувствуешь? (Да) А какие еще проявления, симптомы бывают при простуде? (Горло болит, повышается температура) А как узнать, что у человека повысилась температура? (Измерить градусником) А что это такое? (Предположение детей) А хотите вы узнать, что такое градусник, как он правильно называется и кто его изобрел? (Да) Я вас приглашаю к системному оператору. (Дети занимают места перед системным оператором).
Работа с системным оператором.
Экран системного оператора | Направление деятельности педагога | Методы, приемы | Деятельность детей |
1 экран | Констатация объекта исследования. Выявление его функции. | Словесный метод: мозговой штурм | Дети высказывают предположения. |
2 экран | Выделение подсистемы объекта. | Практический метод: исследование объекта. Наглядный метод: работа с книгой. Практический метод: моделирование объекта. | Рассматривают с педагогом объект, высказывают предположения о названиях его частей. Выбирают необходимую энциклопедию. Слушают чтение педагога. По ходу чтения педагога аппликационно изготавливают модель объекта. |
3 экран | Выявление надсистемы объекта. | Словесный метод: мозговой штурм. Словесный метод: вопросы проблемно-поискового характера. | Высказывают предположения о классификационной принадлежности объекта. Выбирают классификационную группу, исходя из анализа представленных групп. Определяют местонахождение объекта в окружающем мире с условием выполнения его функции. |
4 экран | Определение прошлого системы. | Словесный метод: вопрос проблемно-поискового характера. Словесный метод: рассказ педагога. Наглядный метод: использование ЦОР (просмотр телепередачи). Словесный метод: опрос. | Высказывают предположения, исходя и собственного опыта. Слушают рассказ педагога о ртутном термометре. Смотрят отрывок из передачи «История вещей». Сообщают об увиденном, систематизируют полученную информацию. |
Переход к 7 экрану | Создание условия для элементарного прогнозирования развития системы. | Практический метод: игра «Хорошо - плохо». | Дети высказывают предположения о положительных и отрицательных качествах объектов, расположенных в 4 и 1 экранах. |
7 экран | Прогнозирование развития системы посредством работы с признаками. | Словесный метод: вопросы проблемно-поискового характера. | Исходя из выявленных отрицательных качеств современного термометра, высказывают свои предположения о его развитии в будущем – изменяют объект по признакам. |
- Ребята, что вам сегодня больше всего запомнилось из нашей беседы? О чем было интересно узнать? (Высказывания детей)
- Спасибо вам большое за вашу активность и любознательность. Желаю вам как можно реже таких ситуаций, в которых необходим термометр. Здоровья вам и много интересных открытий!