Программа по развитию духовно-нравственного воспитания «Русская старина».
Данная программа способствует не только получению знаний о быте и традициях русского народа, но и формированию у детей нравственных качеств: чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_russkaya_starina.docx | 45.99 КБ |
Предварительный просмотр:
2.2.Тематическое планирование образовательной деятельности
| Тема | Количество занятий | Дата проведения | ||||
сентябрь | № | 1модуль «Патриотическое» | |||||
1 | Кто мы откуда? Где наши корни? | 1 | |||||
2 | Древняя Русь. | 1 | |||||
3 | Путешествие в прошлое России. | 1 | |||||
4 | Про отцов и дедов помнить от века завещано... | 1 | |||||
октябрь | |||||||
1 | Учимся величать мальчиков. Учимся величать девочек. | 1 | |||||
2 | У нас сегодня капустник! | 1 | |||||
3 | Покров-первое зазимье. | 1 | |||||
ноябрь | 2 модуль «Социальное» | ||||||
1 | Дом, дом, открой свою тайну. | 1 | |||||
2 | Дух и природа. | 1 | |||||
3 | Синичкины именины 12 (ноября). | 1 | |||||
4 | 4. К худой голове своего ума не приставишь. | 1 | |||||
декабрь | |||||||
1 | На печи сидим сказки слушаем. | 1 | |||||
2 | Начинаем готовиться к святкам. | 2 | |||||
3 | Спиридон-Солнцеворот. | 1 | |||||
январь | 3 модуль «Познавательное» | ||||||
1 | У нас Рождественский сочельник. | 1 | |||||
2 | Играем в забытые детские игры. | 1 | |||||
3 | О русском прянике. | 1 | |||||
4 | Что расскажет нам старинная прялка. | 1 | |||||
февраль | 4 модуль «Физическое и оздоровительное» | ||||||
1 | Ждём весну, готовимся к масленице. | 1 | |||||
2 | День-Трифона-день святого Валентина. (14 февраля). | 1 | |||||
3 | «Онисим- овчарник». | 1 | |||||
4 | Прощай, Масленица! | 1 | |||||
март | 5 модуль «Трудовое» | ||||||
1 | Познаем секреты русской кухни - учимся печь блины. | 1 | |||||
2 | С новым урожаем! | 1 | |||||
3 | Вечера долгие, головушки умные, руки умелые. | 1 | |||||
4 | Прилетите жаворонки к нам! | 1 | |||||
апрель | 6 модуль «Этико-эстетическое» | ||||||
1 | Благовещение птиц на волю отпущенья. | 1 | |||||
2 | Мальчики да девочки. Свечки да вербочки понесли домой. | 1 | |||||
3 | Готовимся к Вербному базару. | 1 | |||||
4 | Христов воскрес! Воистину воскрес! | 1 | |||||
май | |||||||
1 | Не бывать на Руси весны без Егория. | 1 | |||||
2 | Русский народный костюм | 1 | |||||
3 | Белая береза-русская береза! Любимое дерево на Руси! | 1 | |||||
4 | Прощай, весна! Здравствуй, лето красное! 24 мая- праздник славянской письменности. «Русское слово» (развлечение). | 1 | |||||
итого | 36 | ||||||
2.3.Содержание программы
№ | Тема | Цель занятия | Развёрнутое содержание | |
сентябрь 2 неделя 3 неделя | 1 модуль «Патриотическое» | |||
1.Кто мы откуда? Где наши корни? | Расширить представление о семейных ценностях, традициях, праздников. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким | 1. Моя семья, мои близкие родственники. 2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. Несколько поколений составляющих род. 3. Рассматривание семейных фотографий. 4. Изготовление семейного древа, (родословное древо). | ||
2.Древняя Русь. | Формирование представлений у дошкольников основ русской культуры и обычаев | 1 .Мы - русские. 2.Откуда пошло название нашей родины (Русь). 3.Знакомство с древнерусской архитектурой. 4.Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов | ||
3.Путешествие в прошлое России. | Знакомить детей с историческим прошлым русского народа. Расширять представление детей о оружие и доспехах воинов. Обобщить представление о русском городе времен княжеской Руси. | 1 Чтение былин. 2.Просмотр диафильмов. 3.Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (доспехи и оружие). Ж/ Мурзилки №2-03. Д/Образование №3-03. | ||
4.Про отцов и дедов помнить от века завещано... | 1.Беседы о празднике Победы о родственниках погибших на войне. 2.Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры. Беседа на тему «Человек жив до тех пор пока его помнят». | |||
Октябрь | 1.Учимся величать мальчиков. Учимся величать девочек | Воспитывать интерес к русским народным традициям своего края | 1. Добры молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга. 2. Хвалятся своими умениями девочки- рукоделием; Мальчики- спортивными достижениями. 3. Совместные танцы, песни. | |
2.У нас сегодня капустник! | Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к народной культуре | Сочетание сезонного труда развлечений нравственная норма народной жизни. 1. Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле. 2.Загадки, поговорки о капусте. Игра «Вейся капуста». | ||
3.Покров-первое зазимье. | Дать знания детям о празднике Покрова, его историей, закреплять знания о погоде, приметах поздней осени, развивать речь, желание узнать старинные обычаи, исполнять песни, прибаутки. | «Праздник каждый день», 1. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня. 2.Наблюдение за погодой, приметами поздней осени. 3.Просмотр диафильма. «Кто как готовится к зиме». | ||
2 модуль «Социальное» | ||||
1. Дом, дом, открой свою тайну. | Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. | 1. Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: Ухват, чугунок, рубль, кочерга, колыбель (люлька) и т. д. 2. Отгадывание загадок о предметах быта.
| ||
2. Дух и природа | Приобщать детей к русскому народному искусству, показать, что искусство и природа неразделимы, обогащать словарь детей, совершенствовать умение правильно строить предложения, прививать вкус к драматизациям. | 1.Духовная жизнь и природа соеденены на Руси в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия, проза, загадки. 2.Чтение стихов о природе детьми. 3. Чтение рассказа вос-лем. «Делу время, потехе час». (худ. кн.) | ||
3.Синичкины именины 12 (ноября). | Познакомить детей с традицией отмечать праздник «Синичкин день», вспомнить зимующих птиц, закрепить знания о том, какие звуки издают птицы | 1. Знакомство с традициями и приметами, связанными с этим днем. (Месяцеслов) (ноябрь) 2. Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке д/сада. | ||
4. К худой голове своего ума не приставишь | Показать детям значение знаний, расширить представление об уме и глупости | 1. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц). 2. Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю». 3. Словесная игра «Филя и Уля». | ||
Декабрь | 1.На печи сидим сказки слушаем. | Учить понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. | «Нет сказки без правды»- говорит пословица: Для чего чудеса в сказках? На примере знак сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (элемент драматизации, инсценировка отрывков). | |
2.Начинаем готовиться к святкам. | Познакомить детей с русскими народными обычаями, с зимними традициям; подготовить к восприятию фольклорного праздника "Пришла Коляда - отворяй ворота". | Чтение сказок по желанию детей. 1. Рассказ о 2х недельных новогодних празднествах. 2. Разучивание колядок, игр к празднику. 3. Знакомство с традициями Рождественских праздников. 4. Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням. «Святки» (развлечение) | ||
3.Спиридон-Солнцеворот. | Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями, с зимними традициям | 1. Рассказ о праздновании Нового года на Руси. 2. Пение колядок. 3. Санта-Клаус и Никола- чем похожи и в чем отличие (сравнить игрушки или иллюстрации) 4. Чтение русской народной сказки. «Ермилка и лесной боров». | ||
3 модуль «Познавательное» | ||||
Январь | 1.У нас Рождественский сочельник. | Знакомство с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением; | В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по д/с, потом в музыкальном зале продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями. Рассказ о гаданиях показ одного из них. | |
2.Играем в забытые детские игры. | Познакомить детей со старинными русскими играми, развивать у детей двигательную активность и выносливость | 1. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбора водящего игры). 2.Разучивание считалок, слов к играм. 3.Игры (старинные, детские; чехорда, «Бабки», «Чите» и.т.д.). | ||
3.О русском прянике. | Продолжать знакомит детей с русским народным фолклором | 1. Рассказ о пряниках, о том почему их так называют. 2. Рассматривание и различие на запах приправ, которые кладут в пряники (мята, ванилин, тмин). 3. Изготовление из теста пряников детьми. | ||
4. Что расскажет нам старинная прялка. | Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа | 1.Рассказ о прялке, о том какое место она занимала в жизни женщины на Руси. 2.Рассматривание прялки, 3. Загадывание загадок о прялке, веретене. 4. Учить прясть пряжу на прялке, (по желанию). | ||
4 модуль «Физическое и оздоровительное» | ||||
1.Ждём весну, готовимся к масленице. | Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями. | 1. Рассказ о Масленице, о том как она празднуется на Руси. 2. Разучивание закличек солнца на Сретенье (15 февраля) масленичных приговоров, игр. 3. Знакомство с приметами Сретенья. 4. Чтение р.н сказки «Как весна Зиму поборола». | ||
2.День-Трифона-день святого Валентина. (14 февраля). | Познакомить детей с традициями и историей празднования данного праздника, а именно «Дня Святого Валентина»; | 1 .Сравнение двух праздников. 2. Изготовление сердечек-сувениров с последующим обмениванием или по симпатии. 3. Выбор по жребию «Валентина» и « Валентины». | ||
3.«Онисим- овчарник». | Познакомить детей с традицией празднования «Онисим- овчарник». Дать представление о пользе домашнего животного | 1. Беседа об овцах, о том какую пользу они приносят людям. 2. Рассматривание овечьей шкуры, шерсти, пряжи, готовых изделий из неё. 3. Вязание на спицах. 4. Рассказ о том, что делали раньше в тот день. Загадки об овцах. | ||
4.Прощай, Масленица! | Воспитывать интерес детей к русским традициям | 1. Праздник посвященный проводам зимы и встречи весны. | ||
5 модуль «Трудовое» | ||||
1.Познаем секреты русской кухни - учимся печь блины. | Продолжать знакомить детей с традициями и историей празднования Масленицы | 1.Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу. 2. Загадки о блинах. 3. Выпечка блинов детьми. | ||
2.С новым урожаем! | Познакомить детей с календарём, закрепить знания о днях недели . | 1. Знакомство с историей календаря (что такое календарь, для чего он нужен). 2. Подведение итогов осенних работ богатый урожай на дачах, огородах. 3. Подготовка к выставке «Щедрые дары Осени». 4. Приготовление салата. | ||
3.Вечера долгие, головушки умные, руки умелые. | Расширить представление детей с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими. | 1. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими. 2. Рассматривание иллюстраций, фотографий (головные уборы, повязки, кокошник, картуз). 3. Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой. В. Павлова, 4. «И оживают вещи». | ||
4.Прилетите жаворонки к нам! | Продолжать знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны; | 1. Знакомство с весенним праздником «Сороки» с приметами этого праздника. 2.Работа с тестом (делать жаворонков). 3.Проведение праздника «Жаворонки весну кличат....». | ||
6 модуль «Этико-эстетическое» | ||||
Апрель | 1.Благовещение птиц на волю отпущенья. | Продолжать знакомить детей с культурно-историческими событиями России; воспитывать интерес к приметам, пословицам и поговоркам. | 1. Знакомство с приметами этого дня с обычаем отпускать птиц на волю. 2.Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригали») с последующим пусканием по ветру на улице. | |
2.Мальчики да девочки. Свечки да вербочки понесли домой. | Продолжать приобщать детей к православным праздникам, учить уважать традиции русского народа | 1. Рассказ о Вербном воскресенье обряды, обычаи, приметы этого дня. 2.Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек». | ||
3.Готовимся к Вербному базару. | Продолжать учить уважать традиции русского народа, развивать изобразительные навыки, воображение и творческую активность | 1.Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар. 2.Работа детей: склеивают корзиночки-подставки, для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки | ||
4.Христов воскрес! Воистину воскрес! | Формировать доброжелательные отношения между детьми, обогащать знания детей о празднике Пасхи | 1.Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями. 2 .Проведение праздника «Пасха» (112-115) Яр 1999. (Приход к нам на праздник). 3.Участие детей в празднике. | ||
Май | 1.Не бывать на Руси весны без Егория. | Знакомить детей с русскими народными праздниками и приметами | 1 Знакомство детей с днём Егория, днём прихода весны, выгона скота нам поля. 2.Рассматривание герба Москвы. | |
2.Русский народный костюм | Формировать чувство патриотизма, знакомить детей с вехами славной истории славянской культуры. | 1. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами. 2.Рассматривание соответствующих репродукции. 3.Знакомство с такими деталями русского костюма, как понёва, зипун, дулягрея, сарафан, рубаха, картуз | ||
3.Белая береза-русская береза! Любимое дерево на Руси! | Знакомить с традициями народных гуляний на «Троицу» | 1. Знакомство с традициями народных гуляний на «Троицу» (прощание с весной, встреча лета). 2.Рассказ о березе-главной героине праздника Троицы. 3.Разучивание песен о берёзке, хороводов, игр. 4.Загадывание загадок о берёзе, о лете. | ||
4.Здравствуй, лето красное! 24 мая- праздник славянской письменности. «Русское слово» | Воспитывать любовь к русскому народному творчеству | Возле березки на полянке дети водят хороводы, поют песни, плетут венки, играют, прославляют березу. |