Программа по развитию духовно-нравственного воспитания «Русская старина».

Иванова Ирина Владимировна

Данная программа способствует не только получению знаний о быте и традициях русского народа, но и формированию у детей нравственных качеств: чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_russkaya_starina.docx45.99 КБ

Предварительный просмотр:

2.2.Тематическое планирование образовательной деятельности

 

Тема

Количество

 занятий

Дата проведения

сентябрь

 №

1модуль  «Патриотическое»

1

Кто мы откуда? Где наши корни?

1

2

Древняя Русь.

1

3

Путешествие в прошлое России.

1

4

Про отцов и дедов помнить от века завещано...

1

октябрь

1

Учимся величать мальчиков.

Учимся величать девочек.

1

2

У нас сегодня капустник!

1

3

Покров-первое зазимье.

1

ноябрь

2  модуль «Социальное»

1

Дом, дом, открой свою тайну.

1

2

Дух и природа.

1

3

Синичкины именины 12 (ноября).

1

4

4. К худой голове своего ума не приставишь.

1

декабрь

1

На печи сидим сказки слушаем.

1

2

Начинаем готовиться к святкам.

2

3

Спиридон-Солнцеворот.

1

январь

3 модуль  «Познавательное»

1

У нас Рождественский сочельник.

1

2

Играем в забытые детские игры.

1

3

О русском прянике.

1

4

Что расскажет нам старинная прялка.

1

февраль

4 модуль «Физическое и оздоровительное»

1

Ждём весну, готовимся к масленице.

1

2

День-Трифона-день святого Валентина. (14 февраля).

1

3

 «Онисим- овчарник».

1

4

Прощай, Масленица!

1

март

5 модуль «Трудовое»

1

Познаем секреты русской кухни - учимся печь блины.

1

2

С новым урожаем!

1

3

Вечера долгие, головушки умные, руки умелые.

1

4

Прилетите жаворонки к нам!

1

апрель

6 модуль «Этико-эстетическое»

1

Благовещение птиц на волю отпущенья.

1

2

Мальчики да девочки.

Свечки да вербочки понесли домой.

1

3

Готовимся к Вербному базару.

1

4

Христов воскрес! Воистину воскрес!

1

май

1

Не бывать на Руси весны без Егория.

1

2

Русский народный костюм

1

3

Белая береза-русская береза!

Любимое дерево на Руси!

1

4

Прощай, весна! Здравствуй, лето красное!

24 мая- праздник славянской письменности. «Русское слово» (развлечение).

1

итого

36

2.3.Содержание   программы

№  

Тема

Цель занятия

Развёрнутое содержание

сентябрь

2 неделя

3 неделя

1 модуль  «Патриотическое»

1.Кто мы откуда? Где наши корни?

Расширить представление о семейных ценностях, традициях, праздников. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким

1.  Моя семья, мои близкие родственники.

2.  Семья -    это    группа    живущих    вместе    близких родственников. Несколько поколений составляющих род.

3.  Рассматривание семейных фотографий.

4.  Изготовление семейного древа, (родословное древо).

2.Древняя Русь.

Формирование представлений у дошкольников основ русской культуры и обычаев

1 .Мы - русские.

2.Откуда пошло название нашей родины (Русь).

3.Знакомство с древнерусской архитектурой.

4.Рассматривание   крестьянских   и   городских   жилых построек, храмов

3.Путешествие в прошлое России.

Знакомить детей с историческим прошлым русского народа. Расширять представление детей о оружие и доспехах воинов. Обобщить представление о русском городе времен княжеской Руси.

1 Чтение былин.

2.Просмотр диафильмов.

3.Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (доспехи и оружие). Ж/ Мурзилки №2-03. Д/Образование №3-03.

4.Про отцов и дедов помнить от века завещано...

1.Беседы о празднике Победы о родственниках погибших на войне.

2.Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры.

Беседа на тему «Человек жив до тех пор пока его

помнят».

Октябрь

1.Учимся величать мальчиков.

Учимся величать девочек

Воспитывать интерес к русским народным традициям своего края

1.  Добры молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга.

2.  Хвалятся своими умениями девочки- рукоделием; Мальчики- спортивными достижениями.

3.  Совместные танцы, песни.

2.У нас сегодня капустник!

Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к народной культуре

Сочетание сезонного труда развлечений   нравственная норма народной жизни.

1. Знакомство  с  преданием  о  появлении  капусты  на Земле.

2.Загадки, поговорки о капусте. Игра «Вейся капуста».

3.Покров-первое зазимье.

Дать знания детям о празднике Покрова, его историей, закреплять знания о погоде, приметах поздней осени, развивать речь, желание узнать старинные обычаи,

исполнять песни, прибаутки.

«Праздник каждый день»,    

1. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого

дня.

2.Наблюдение за погодой, приметами поздней осени.

3.Просмотр диафильма. «Кто как готовится к зиме».

2  модуль  «Социальное»

1. Дом, дом, открой свою тайну.

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

1.    Знакомство   с   крестьянской   избой   и   домашней утварью:   Ухват,   чугунок,   рубль,   кочерга,   колыбель (люлька) и т. д.

2.  Отгадывание загадок о предметах быта.

        

2. Дух и природа

Приобщать детей к русскому народному искусству, показать, что искусство и природа неразделимы, обогащать словарь детей, совершенствовать умение правильно строить предложения, прививать вкус к драматизациям.

1.Духовная  жизнь  и  природа  соеденены  на  Руси  в единой гармонии.

На   том   стоит   истинное   русское   искусство:   песни, былины, приметы, пословицы, поэзия, проза, загадки.

2.Чтение стихов о природе детьми.

3. Чтение рассказа вос-лем. «Делу время, потехе час». (худ. кн.)

3.Синичкины именины 12 (ноября).

Познакомить детей с традицией отмечать праздник «Синичкин день», вспомнить зимующих птиц, закрепить знания о том, какие звуки издают птицы

1. Знакомство с традициями и приметами, связанными с этим днем.

(Месяцеслов) (ноябрь)

2. Уточнение    знаний    о    зимних    пернатых    друзьях Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке д/сада.

4. К худой голове своего ума не приставишь

Показать детям значение знаний, расширить представление об уме и глупости

1.  Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).

2.  Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю».

3.  Словесная игра «Филя и Уля».

Декабрь

1.На печи сидим сказки слушаем.

Учить понимать нравы, видеть добро и зло, отличать

правду и вымысел.

«Нет сказки без правды»- говорит пословица:

Для чего чудеса в сказках? На примере знак сказок дети

учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать

правду и вымысел.

Беседа    по    содержанию    знакомых    сказок    (элемент

драматизации, инсценировка отрывков).

2.Начинаем готовиться к святкам.

Познакомить детей с русскими народными обычаями, с зимними традициям; подготовить к восприятию фольклорного праздника "Пришла Коляда - отворяй ворота".

Чтение сказок по желанию детей.

1.  Рассказ о 2х недельных новогодних празднествах.

2.  Разучивание колядок, игр к празднику.

3.  Знакомство       с       традициями       Рождественских праздников.

4.  Изготовление элементов  

маскарадных костюмов  к праздничным дням.

«Святки» (развлечение)

3.Спиридон-Солнцеворот.

Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями, с зимними традициям

1.  Рассказ о праздновании Нового года на Руси.

2.  Пение колядок.

3.  Санта-Клаус и Никола- чем похожи и в чем отличие (сравнить игрушки или иллюстрации)

4.  Чтение русской народной сказки.

«Ермилка и лесной боров».

3 модуль «Познавательное»

Январь

 1.У нас Рождественский сочельник.

Знакомство  с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением;

В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по д/с, потом в музыкальном зале продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями. Рассказ о гаданиях показ одного из них.

2.Играем в забытые детские игры.

Познакомить детей со старинными русскими играми, развивать у детей двигательную активность и выносливость

1. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбора водящего игры).

2.Разучивание считалок, слов к играм.

3.Игры (старинные, детские; чехорда, «Бабки», «Чите» и.т.д.).

3.О русском прянике.

Продолжать знакомит детей с русским народным фолклором

1.  Рассказ о пряниках, о том почему их так называют.

2.  Рассматривание   и   различие   на   запах   приправ, которые кладут в пряники (мята, ванилин, тмин).

3.  Изготовление из теста пряников детьми.

4. Что расскажет нам старинная прялка.

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа

1.Рассказ о прялке, о том какое место она занимала в жизни женщины на Руси.

2.Рассматривание прялки,

3.   Загадывание загадок о прялке, веретене.

4.  Учить прясть пряжу на прялке, (по желанию).

4 модуль «Физическое и оздоровительное»

1.Ждём весну, готовимся к масленице.

Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

1.  Рассказ о Масленице, о том как она празднуется на Руси.

2.  Разучивание закличек солнца на Сретенье (15 февраля) масленичных приговоров, игр.

3.  Знакомство с приметами Сретенья.

4.  Чтение р.н сказки «Как весна Зиму поборола».

2.День-Трифона-день святого Валентина. (14 февраля).

Познакомить детей с традициями и историей празднования данного праздника, а именно «Дня Святого Валентина»;

1 .Сравнение двух праздников.

2. Изготовление сердечек-сувениров с последующим

обмениванием или по симпатии.

3. Выбор по жребию «Валентина» и « Валентины».

3.«Онисим- овчарник».

Познакомить детей с традицией празднования «Онисим- овчарник». Дать представление о пользе домашнего животного

1.  Беседа об овцах, о том какую пользу они приносят людям.

2.  Рассматривание овечьей шкуры, шерсти, пряжи, готовых изделий из неё.

3.  Вязание на спицах.

4.  Рассказ о том, что делали раньше в тот день. Загадки об овцах.

4.Прощай, Масленица!

Воспитывать интерес детей к русским традициям

1. Праздник посвященный проводам зимы и встречи весны.

5 модуль  «Трудовое»

1.Познаем секреты русской кухни - учимся печь блины.

Продолжать знакомить детей с традициями и историей празднования Масленицы

1.Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу.

2. Загадки о блинах.

3.  Выпечка блинов детьми.

2.С новым урожаем!

Познакомить детей с календарём, закрепить знания о днях недели

.

1.  Знакомство    с    историей    календаря    (что    такое календарь, для чего он нужен).

2.  Подведение итогов осенних работ богатый урожай на дачах, огородах.

3.  Подготовка к выставке «Щедрые дары Осени».

4.  Приготовление салата.

3.Вечера долгие, головушки умные, руки умелые.

Расширить представление детей  с головными    уборами:     женскими, девичьими, мужскими.

1.  Знакомство    с    головными    уборами:     женскими, девичьими, мужскими.

2.  Рассматривание иллюстраций, фотографий (головные уборы, повязки, кокошник, картуз).

3.  Украшение головного убора (повязки)  бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

В. Павлова,

4.  «И оживают вещи».

4.Прилетите жаворонки к нам!

Продолжать знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны;  

1. Знакомство с весенним праздником «Сороки» с приметами этого праздника.

2.Работа с тестом (делать жаворонков).

3.Проведение праздника «Жаворонки весну кличат....».

6 модуль  «Этико-эстетическое»

Апрель

1.Благовещение птиц на волю отпущенья.

Продолжать знакомить детей с культурно-историческими событиями России; воспитывать интерес к приметам, пословицам и поговоркам.

1. Знакомство с приметами этого дня с обычаем отпускать птиц на волю.

2.Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригали») с последующим пусканием по ветру на улице.

2.Мальчики да девочки.

Свечки да вербочки понесли домой.

Продолжать приобщать детей к православным праздникам, учить уважать традиции русского народа

1. Рассказ о Вербном воскресенье обряды, обычаи, приметы этого дня.

2.Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек».

3.Готовимся к Вербному базару.

Продолжать учить уважать традиции русского народа, развивать изобразительные навыки, воображение и творческую активность

1.Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар. 2.Работа детей: склеивают корзиночки-подставки, для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки

4.Христов воскрес! Воистину воскрес!

Формировать доброжелательные отношения между детьми, обогащать знания детей о празднике Пасхи

1.Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями.

2 .Проведение праздника «Пасха» (112-115) Яр 1999. (Приход к нам на праздник).

3.Участие детей в празднике.

Май

1.Не бывать на Руси весны без Егория.

Знакомить детей с русскими народными праздниками и приметами

1 Знакомство детей с днём Егория, днём прихода весны, выгона скота нам поля.

2.Рассматривание герба Москвы.

2.Русский народный костюм

Формировать чувство патриотизма, знакомить детей с вехами славной истории славянской культуры.

1. Знакомство  с  историей  народного  костюма,   с  его элементами.

2.Рассматривание соответствующих репродукции.

3.Знакомство с такими деталями русского костюма, как

понёва, зипун, дулягрея, сарафан, рубаха, картуз

3.Белая береза-русская береза!

Любимое дерево на Руси!

Знакомить  с традициями народных гуляний на «Троицу»

1. Знакомство с традициями народных гуляний на «Троицу» (прощание с весной, встреча лета).

2.Рассказ о березе-главной героине праздника Троицы.

3.Разучивание песен о берёзке, хороводов, игр.

4.Загадывание загадок о берёзе, о лете.

4.Здравствуй, лето красное!

24 мая- праздник славянской письменности. «Русское слово»

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Возле березки на полянке дети водят хороводы, поют песни, плетут венки, играют, прославляют березу.