Педсовет

Иванова Ирина Владимировна

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами приобщения к истории и культуре Малой Родины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кутушинский детский сад»

Воспитатель:Иванова Ирина Владимировна

Методическая разработка:

Выступление на педсовете «Патриотическое воспитание дошкольников средствами приобщения к истории и культуре Малой Родины»

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Димитровград, Ульяновская область, Поовлжье – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством народных традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Черемшан, расположенных рядом. Дом или детский сад, родная область и город имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – народная культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что в последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране.

Цель нашего исследования заключалась в определении возможностей ознакомления дошкольников с родным селом как средство воспитания любви к родному краю.

В связи с этим были решены следующие задачи: изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Был выявлен уровень сформированности представлений об родном крае у старших дошкольников, через опрос детей.. Так же мы разработали и экспериментальным путем апробировали комплекс занятий и других видов деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что знания детей в данной области не прочные и не глубокие. Причиной этого могло быть незаинтересованность родителей.

Благодаря проведенной работе у детей расширились представления о родном селе, появился интерес к познанию нового в данном направлении, расширился словарный запас. Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы.

Таким образом, у детей дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю в результате ознакомления с родным селом, если правильно осуществить подбор материала, который способствует воспитанию патриотических чувств, когда знакомство с селом является составляющей частью общей системы ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, была выявлена проблема: дети имеют поверхностные знания о родном селе, о народах, его населяющих, о традициях и исторических вехах, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном исследовании, может быть сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания интереса к истории малой родины.

Были определены следующие задачи педагогической деятельности: воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Сабакаево и сабакаевцев, его культуре и людям труда; воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению; развивать познавательный интерес к народному творчеству народов Поволжья, к родной природе, к окружающему миру; формировать у дошкольников интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства и местным художественным промыслам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, области; формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками; воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям; воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.

Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Формирующая работа была намечена в системе и реализовавылась комплексно по всем образовательным областям: речевое и познвательное развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие, физкультурно-оздоровительное направление. Проводились комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников. Реализовывалась совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники. Значительную часть времени занимала и самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.

В данном исследовании представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в «процесс творчества и чудотворства».