Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной и адаптированной образовательной программы (коррекционно-развивающая работа)
1. Результат коррекционной работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, индивидуально-образовательный маршрут (ИОМ), рабочая программа. Результаты работы по основной программе. Результаты работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
с СВ, воспитанником с ОВЗ
подготовительной группы «Белоснежка»
№ | Основные направления деятельности | Срок | Ответственный |
1. | Диагностическое:
| сентябрь декабрь май | О.В. Марченко |
2. | Консультационное:
| по необходимости | О.В. Марченко |
3. | Коррекционно-развивающее (занятия) | 1 раз в неделю (по плану) | О.В. Марченко |
4. | Просветительское
| В течение учебного года | О.В. Марченко |
Предварительный просмотр:
С В О Д Н Ы Е П О К А З А Т Е Л И
актуального развития
(в динамике)
Возраст: старшая группа (2012 г.р.)
Дата первичного обследования: 03.10.17 г. (приняли участие 27 человек)
Повторное обследование: 28.03.18 г. – 16.04.18 г.
Педагог-психолог МБДОУ №5: О.В. Марченко
Общий показатель (кол-во; %) ОКТЯБРЬ АПРЕЛЬ | Общий уровень развития | Мелкая моторика | Вообра-жение | Познавательные процессы | |||||
Внимание | Память | Мышление (практическое) | |||||||
объём | распределение, переключение | (кратковр. зрительная) Объём | Слуховая/ процесс запоминания | наглядно-образное | наглядно-действенное | ||||
О К Т Я Б Р Ь 2017 г. | В/нормы 1 (3,7) Норма 17 (62,9) н/нормы 8 (29,6) оч. низкий 1 (3,7) | В 3 (11,1) С 11 (40,7) Н 12 (44,4)
оч/низк 1 (3,7) | В 8 (29,6) С 8 (29,6) Н 10(37,0)
оч/низк 1 (3,7) | О/В 0 В 3 (11,1) С 18 (66,6) Н 6 (22,2) | О/В 0 В 10 (37,0) С 5 (18,5) Н 11 (40,7) оч/низк 1 (3,7) | О/В 0 В 1 (3,7) С 15 (55,5) Н 10 (37,0) оч/низк 1(3,7) | Ди 20 (74,0) Н/ди 7 (25,9) О/В 0 В 0 С 22 (81,0) Н 5 (19,0) | О/В 0 В 5 (18,5) С 13 (48,1) Н 8 (29,6) оч/низк 1 (3,7) | О/В 0 В 7 (25,9) С 16 (59,2) Н 4 (14,8) |
А П Р Е Л Ь 2018 г. | В/нормы 1 (4,0) Норма 19 (73,0) н/нормы 6 (23,0) очень низкий 0 | О/В 1 (4,0) В 6 (23,0) С 13(50,0) Н 6 (23,0) оч/низк. 0 | О/В 0 В 8 (31,0) С 16 (61,0) Н 2 (8,0)
оч/низк. 0 | О/В 1 (4,0) В 7 (27,0) С 14 (54,0) Н 4 (15,0) | О/В 0 В 11 (42,0) С 14 (54,0) Н 1 (4,0) оч/низк 0 | О/В 1 (4,0) В 3 (12,0) С 18 (69,0) Н 4 (15,0) оч/низк 0 | Ди 23 (88,0) Н/ди 3 (12,0) О/В 0 В 14 (54,0) С 10 (38,0) Н 2 (8,0) | О/В 0 В 8 (31,0) С 10 (38,0) Н 8 (31,0) оч/низкий 0 | О/В 0 В 8 (31,0) С 17 (65,0) Н 1 (4,0) |
Обозначения:
О/В – очень высокий уровень
В – высокий
С – средний
Н – низкий
О/Н – очень низкий
Заключение: В целом, за учебный 2017-2018 год произошёл рост уровня актуального развития детей по всем направлениям познавательных процессов:
- Наблюдается рост общего уровня актуального развития детей на 10,0 процентов (с 67,0 до 77,0), хотя процент детей с актуальным развитием «ниже нормы» остаётся значительным 23,0 (6 человек).
- Хорошо развивается мелкая моторика, так детей с высоким уровнем развития по данному показателю стало на 16 процентов больше, всего детей, имеющих норму по мелкой моторике 77,0.
- Значительный рост в развитии воображения с 60,0 процентов до 92,0.
- Динамика развития свойств внимания также положительная, так, детей, имеющих норму в объёме внимания 92,0 процента, а по распределению и сосредоточению внимания – норма у 96 процентов детей.
- Объём слуховой памяти соответствует норме у 92,0 процентов воспитанников, что на 11 процентов выше, чем в начале учебного года. Процесс запоминания динамичный у всех, кроме 3 человек (12,0).
- Недостаточно развивается наглядно-образное мышление, можно говорить о «топтании на месте» в этом направлении, рост составил всего 2,0 процента (с 67,0 до 69,0). Остаётся значительное количество детей, имеющих низкие показатели по развитию наглядно-образного мышления (8 человек, 31,0 процент). Показатели наглядно-действенного мышления в норме у 96,0 процентов детей.
Педагог-психолог О.В. Марченко
МОНИТОРИНГ познавательных процессов ( старшая группа )
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (в динамике)
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Звёздочка» г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА педагогическим советом протокол № 01 «30» _августа 2017 г | УТВЕРЖДЕНА заведующий МБДОУ детский сад № 5 «Звёздочка» _________________Н.А. Москвитина |
Развивающая программа
«К школе готов»
для воспитанников подготовительной группы
7 – 8 лет
Составлена Марченко Ольгой Викторовной, педагогом-психологом
Оха, 2017 г.
Пояснительная записка
Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребёнка. Важно чтобы ребёнок не только интеллектуально был подготовлен, но и имел хорошие показатели в мотивационной и поведенческой сферах. Быть готовым к школе - не значит уметь писать, считать, писать, это означает быть готовым всему этому научиться. Готовность к школе включает в себя следующие параметры:
- Психологическая готовность – состояние психики, нервной системы, мотивации к учебной деятельности.
- Интеллектуальная готовность – наличие у ребёнка широкого кругозора, развитых познавательных процессов
- Эмоционально-волевая готовность – умение управлять эмоциями, строить взаимоотношения с окружающем миром.
- Физическая готовность – состояние здоровья ребёнка 9как дополнительный компонент).
Большую роль в создании фундамента успешной деятельности играет развитие познавательных процессов, а также не менее важной мотивационной сферы, поведенческой и отдельно работоспособности(трудолюбие).
Развивающая программа составлена на основе авторской программы И.Л. Арцишевской «Психологический тренинг для будущих первоклассников».
Целью данной программы является развитие психологической готовности к обучению в школе (поведенческого, мотивационного показателей), развитие познавательной сферы.
Задачи:
- Развивать познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение, речь).
- Активизировать познавательную деятельность и любознательность.
- Формировать навыки самоконтроля.
- Формировать и развивать эмоционально – волевую и поведенческую регуляции.
- Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.
Методические средства:
- Психологическая информация
- Интеллектуальные задания
- Ролевые методы
- Коммуникативные игры:
а) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
б) игры, обучающие умению сотрудничать;
5. Игры, направленные на развитие воображения.
6. Задания на формирование «эмоциональной грамотности».
8. Развитие познавательных процессов с опорой на зону ближайшего развития;
11. Воздействие через эмоциональную сферу.
Структура занятий:
Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее занятия-уроки вызывают у детей интерес, так как представляют собой новую форму работы – выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.
Большинство занятий не требуют специального оборудования. По назначению применяются: магнитная доска, флипчарт, указка, колокольчик, мяч средних размеров, листы бумаги А4, в крупную клетку; разрезные картинки, тетради по развитию внимания, памяти, мышления.
Организация занятий:
Занятие в группе (из 24 человек). Количество занятий 14. Периодичность – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут.
Тематическое планирование
№ | Тема | Цель |
1 | Занятие 1. | Развитие групповой сплочённости, знакомство со школьными правилами, развитие произвольного поведения и зрительно-моторной координации. |
2 | Занятие 2. | Развитие произвольного поведения, развитие внимания и мышления; пространственного восприятия и тонкой моторики. |
3 | Занятие 3. | Развитие произвольного поведения; тонкой моторики. Диагностика работоспособности, внимания. Развитие фонематического восприятия. |
4 | Занятие 4. | Развитие внимания и произвольности; повышение уровня школьной компетентности; развитие восприятия и мышления. Диагностика зрительно-моторной координации. |
5 | Занятие 5. | Развитие групповой сплочённости, тренировка тонкой моторики. Развитие слухо-моторной координации и внимания. Развитие кругозора, речи и мышления. |
6 | Занятие 6. | Развитие внимания и произвольности; тренировка тонкой моторики; развитие понятийного мышления. |
7 | Занятие 7. | Развитие воображения и выразительности движений; развитие произвольного поведения; тренировка тонкой моторики; развитие внимания и восприятия |
8 | Занятие 8. | развитие выразительности движений; развитие внимания и произвольности; мелкой моторики; развитие пространственных ориентаций на листе бумаги, развитие логического мышления. |
9 | Занятие 9. | Развитие внимания и произвольности; расширение кругозора и развитие речи; тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности; развитие пространственной ориентации; развитие мышления, памяти. |
10 | Занятие 10. | развитие координации движений; умения работать по образцу; развитие внимания и зрительно-моторной координации; развитие речи; воображения, мышления |
11 | Занятие 11. | Развитие произвольного поведения и координации движений; повышение уровня школьной компетентности; развитие внимания и пространственной ориентации, моторной ловкости. Развитие воображения и мышления. |
12 | Занятие 12. | Развитие внимания и произвольного поведения; самоконтроля; развитие моторики и координации. Развитие конструктивного мышления; тренировка зрительной памяти. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Занятие 1 | 1 | 06.03.18г. |
2. | Занятие 2. | 1 | 13.03.18г. |
3. | Занятие 3. | 1 | 20.03.18г. |
4. | Занятие 4. | 1 | 27.03.18г. |
5. | Занятие 5. | 1 | 03.04.18г. |
6. | Занятие 6. | 1 | 10.04.18г. |
7. | Занятие 7. | 1 | 17.04.18г. |
8. | Занятие 8. | 1 | 24.04.18г. |
9. | Занятие 9. | 1 | 08.05.18г. |
10. | Занятие 10. | 1 | 15.05.18г. |
11 | Занятие 11. | 1 | 22.05.18г. |
12 | Занятие 12. | 1 | 29.05.18г. |
Список литературы:
Айзман Р., Жарова Г. и др. Готов ли ребёнок к школе. Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках – М., 2006.
Андреева Е.Д., Вохмянина Т.В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. – М., 2004.
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М., 2011.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. – М., 2011.
Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2011.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М. 2006.
Ильина М.И. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – СПб., 2006
Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М., 2011.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М., 2008.
Модестова Г.В. Скоро в школу. Экспресс-программы подготовки и развития. – СПб., 2006.
Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 2004.
Узорова О.В. Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.2005.
Приложение.
Занятие №1
Задачи:
- развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;
- знакомство со школьными правилами;
- развитие произвольного поведения;
- диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.
Материалы:
мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик», подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши.
^ Ход занятия
( 5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова»
Все встают в круг.
Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».
В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.
После того, как каждый ребенок выполнит задание, психолог звонит в колокольчик и произносит:
- ^ У меня в руках звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сядем,
Баловство свое оставим,
Нет, игрушки не бери,
Нам нужнее «Буквари»!
Дети садятся за столы.
(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»
Психолог читает рифмовку:
- Учитель входит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не спеши,
А только руку подними.
Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия.
(4-5 мин.) Игра «Трутень и пчелы»
Психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.
^ Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!
Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.
( 2-мин.) Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок:
Заключительный этап
По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и говорит:
- ^ Вот опять звенит звонок
И кончается урок.
Все мы славно потрудились,
И чему-то научились.
А теперь пора домой,
Все устали: ой-ой-ой!
Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!
Занятие 2
Задачи:
- повторение школьных правил;
- развитие произвольного поведения;
- развитие внимания и мышления;
- развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики.
Материалы:
мяч, колокольчик, фишки, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, плакат «Фигурки из счетных палочек - 1» (из демонстрационного материала), наборы счетных палочек.
^ Ход занятия
(3 мин.) Упражнение «Вежливые слова - вежливые ответы»
Все встают в круг.
Психолог поочередно бросает детям мяч и произносит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например: «Спасибо! - Пожалуйста!», «Извините! - Ничего страшного!», «Здравствуйте! — Здравствуйте!», «Апчхи! - Будьте здоровы!» и т.д.
Ребенок ловит мяч, произносит нужные слова и возвращает мяч психологу.
По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.
( 2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
( 2 мин.) Упражнение «Отгадывание загадок»
Психолог предлагает детям отгадать загадки:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
^ Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Вот так дом:
Одно окно,
Каждый день
В окне кино. (Телевизор)
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
(4 - 5 мин.) Игра «Пол - нос - потолок»
Психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!
(1-2-мин.) «Физкультминутка» (см. Занятие 1)
( 4 – 5 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных палочек — 1»
На столе каждого ребенка - набор счетных палочек. На доске - плакат «Фигурки из счетных палочек - 1».
Психолог объясняет, что с помощью счетных палочек можно не только считать, но и выложить фигурки.
Дети выкладывают фигурки, а затем считают, сколько палочек использовано в каждой из них.
(7-10 мин.) Диагностическое задание «Рисунок человека»
Психолог раздает детям подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши и просит их нарисовать любого человека.
Если кто-то из детей справился с заданием быстрее остальных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборотной стороне листа.
Заключительный этап (см. Занятие 1)
Занятие 3
Задачи:
- развитие произвольного поведения;
- тренировка тонкой моторики;
- диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия;
- развитие фонематического восприятия.
Материалы:
колокольчик, бланки «Корректурная проба» (Демонстрационный материал), простые карандаши, доска, мел, часы с секундной стрелкой или секундомер.
^ Ход занятия
( 3-4 мин.) Упражнение «Вежливость»
Дети встают вокруг психолога.
По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.
Психолог демонстрирует движения (руки вверх, в стороны, прыжки, наклоны и т.д.), дети их повторяют, но только в том случае, если психолог скажет «пожалуйста».
По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.
( 2-3 мин). Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
( 2 -3 мин.) Пальчиковая гимнастика
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем песни пел,
С этим пальцем кашу ел,
Оттого и потолстел.
Наелся!
(4-5мин.) Тест «Корректурная проба
На столе каждого ребенка - бланк с тестовым материалом и простой карандаш.
Психолог просит детей посмотреть на доску и объясняет:
-У вас на листах нарисованы разные фигурки: треугольники, кружочки, квадратики, стрелки, флажки. Вам нужно, просматривая строчку за строчкой, в треугольнике ставить черточку, в кружочке - крестик, а во флажках - точку. В остальных фигурках ничего ставить не надо. Давайте повторим: что мы ставим в кружках? А во флажках? В треугольниках? Возьмите карандаши и потренируйтесь.
Образец выполнения задания дается на доске.
Первую строчку дети выполняют под руководством психолога, который затем ее проверяет.
После этого задание повторяется еще раз, и детей предупреждают, что теперь по сигналу психолога в течение двух минут они будут работать самостоятельно, пока не услышат: «Стоп!». Следует обратить внимание детей на то, что нужно постараться поставить как можно большее количество значков, ничего при этом не пропустив и не перепутав.
Представленный на доске образец через минуту стирают, и оставшееся время дети работают по памяти.
Иногда дети начинают искать фигурки одного вида по всему листу и расставлять в них нужный знак. В таком случае нужно еще раз объяснить задание. Если ребенок продолжит выполнять задание неправильно, это может свидетельствовать о его неподготовленности к переходу на планомерную работу.
По истечении двух минут психолог дает детям команду отложить карандаши и перевернуть лист чистой стороной вверх. Если некоторые дети будут продолжать работу, можно дать им время для ее завершения, но отметить этап, на котором оно истекло.
^ Обработка результатов проводится по формуле:
Q=C/C+D
где Q - коэффициент работоспособности;
С - количество просмотренных строчек;
D - количество ошибок.
Пропущенная строка считается одной ошибкой. Чем выше коэффициент работоспособности, тем выше уровень концентрации внимания ребенка.
Как показывает практика, дети 6-6,5 лет с высокой умственной работоспособностью и вниманием за две минуты успевают просмотреть 10-12 строк, сделав при этом 1-2 ошибки. Такие дети, как правило, отличаются хорошим интеллектуальным развитием и высокой готовностью к школьному обучению.
(3-4- мин.) Задание для диагностики пространственных представлений
Психолог дает задание:
-А теперь нарисуйте, пожалуйста, в центре листа домик, в правом верхнем углу - солнышко, в левом нижнем - елочку, в правом нижнем - дерево, а в левом верхнем - облачко.
(Образцы схематичных рисунков рекомендуется дать на доске.)
Таким образом, можно получить представление не только об уровне концентрации внимания детей, их умении понимать и выполнять инструкцию, но и об уровне развития пространственных представлений и умении ориентироваться на листе бумаги.
( 2 – 3 мин.) Физкультминутка
Раз, два, три , четыре. Хлопают в ладоши.
Мыши дернули за гири Соответствующие движения руками.
Вдруг раздался страшный гром, Закрывают уши ладонями и покачивают головой.
^ Убежали мышки в дом. Бег на месте.
( 4 мин.) Упражнение «Звуковые прятки»
Дети садятся за столы.
Психолог говорит:
- А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы - хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О». Попробуем? Начали: лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок, глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А»: мачта, цветок, заяц, стул, аист, лампа, забор.Теперь ищем звук «Т»: стол, забор, стул, дача, табурет, зонт, ложка, глаз.
Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.
Заключительный этап (см. Занятие 1)
Занятие 4
Задачи:
- развитие внимания и произвольности;
- повышение уровня школьной компетентности;
- развитие восприятия и мышления;
- диагностика зрительно-моторной координации.
Материалы:
колокольчик, доска, мел, наборы счетных палочек, простые карандаши, бланки «Выявление уровня зрительно-моторной координации» (Демонстрационный материал).
^ Ход занятия
(3-4-мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
( 2 мин.) Тренинг навыков школьного поведения
Звенит колокольчик, дети занимают свои места. Психолог объясняет:
- ^ Сейчас я выйду за дверь, а когда войду обратно, вы должны молча встать около своих стульчиков.
После этого психолог говорит:
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок.
( 5 мин.) Упражнение «Потопаем, похлопаем»
Психолог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе, например:
- ^ Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит.
Затем психолог говорит:
- ^ А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя - потопаете ногами. Начинаем!
^ Слушать учительницу? Разговаривать с соседом по парте? Вставать и ходить по классу? Писать в тетрадях буквы? Рисовать в тетрадях машинки? Есть конфеты? Рисовать на страницах учебника? Отвечать на вопросы учительницы? И т. д.
(9-10 мин.) Упражнение «Складываем и считаем»
Психолог раздает наборы счетных палочек.
Детям предлагается сложить треугольник, квадрат и прямоугольник, а затем посчитать, сколько палочек понадобилось для каждой фигуры.
Следует обратить внимание детей на отличия квадрата от треугольника и прямоугольника от квадрата.
На доске - рисунок:
Психолог спрашивает: «Что это за фигуры и сколько их?»
(Пять.)
Затем детям предлагается выложить рядом два треугольника и сосчитать, сколько палочек они использовали. Задание можно усложнить, попросив детей выложить из пяти палочек Два треугольника. Если дети не справляются с заданием, следует дать образец.
Также можно использовать и более сложные задания*.
٭Подходящие задания можно найти в книге: Михайлова З.А. Игровые задачи Для дошкольников. - СПб., 1996.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 3)
( 3 мин.) Задание для выявления уровня зрительно-моторной координации
•Психолог раздает детям бланки, простые карандаши и предлагает «скопировать» крестик.
Заключительный этап (см. Занятие 1)
Занятие 5
Задачи:
- развитие групповой сплоченности;
- тренировка тонкой моторики;
- развитие слухо-моторной координации и внимания;
- развитие кругозора, речи и мышления;
- диагностика самооценки.
Материалы:
сшитая концами узкая лента, колокольчик, наборы «Учись считать», подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.
^ Ход занятия
( 4 - 5 мин.) Игра «Паутинка»
Все встают на равном расстоянии друг от друга и берутся за края ленты, образуя круг.
Психолог называет одного из детей и задает ему вопрос, например: «Какого лесного зверя ты знаешь?».
Если ребенок правильно отвечает на вопрос, он переходит на другое место круга, потянув за собой ленту. Остальные участники ослабляют натяжение ленты, но не отпускают ее.
После того, как все дети ответят на вопросы, психолог обращает их внимание на образовавшуюся «паутинку» и предупреждает, что она распадется, если даже кто-то один отпустит ленту, а, значит, важен и значим каждый участник.
Звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
( 2 мин.) Пальчиковая гимнастика
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же я без хруста,
Если я капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту солим, солим
И с морковкой жмем,, жмем.
( 3 мин.) Упражнение «А в школе... »
Дети хором отвечают на вопросы психолога:
- В детском саду - воспитательница, а в школе кто?
- В детском саду вас называют детьми, а в школе?
- В детском саду - столы, а в школе?
- В детском саду - группы, а в школе?
- В детском саду - занятия, а в школе?
- В детском саду главная - заведующая, а в школе?
- В детском саду вы играете, а в школе, что вы будете делать?
- Утром вы завтракаете, а днем?
-Дома вы играете, а на улице? И т.д.
( 8 – 10 мин.) Упражнение «Цветные дорожки»
Психолог раздает детям наборы «Учись считать» и говорит:
- ^ Сейчас вы будете выкладывать из фигурок цветные дорожки. Положите на стол красный квадрат, справа от него —
желтый, справа от желтого - зеленый. Потом опять красный, желтый, зеленый. Продолжайте так же. Когда закончатся квадратики, поднимите руку, я подойду и посмотрю, правильно ли вы выполнили задание.
Молодцы! Сложите в коробочку все фигурки.
Теперь будем делать другую дорожку: два зеленых квадрата, один желтый, два красных, кружок, два желтых квадрата, один красный, один зеленый.
Молодцы! Уберите все в коробочку.
Давайте сложим узор. Возьмите кружок и положите его перед собой. Над кружком положите красный треугольник, под кружком — желтый квадрат, слева от круга - зеленый квадрат, справа от круга - красный.
Для проверки выполнения задания или при возникновении затруднений психолог выполняет соответствующий рисунок на доске.
( 2-мин.) Физкультминутка
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора.
(5 мин.) Диагностическое задание «Автопортрет»
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши и просит нарисовать автопортрет.
Если кто-то из детей справился с заданием быстрее остальных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборотной стороне листа.
Заключительный этап (см. Занятие 1)
Занятие 6
Задачи:
- развитие внимания и произвольности;
- обучение работе в тетрадях;
- тренировка тонкой моторики;
- развитие понятийного мышления.
Материалы:
мяч, колокольчик, подписанные тетради в крупную клетку, простые карандаши, наборы из четырех предметных картинок, разложенных по двум понятийным группам: домашние и дикие животные, овощи и фрукты, мебель и одежда и др. ( Здесь и далее в подобных упражнениях можно использовать пособие: Картинный словарь. - М.: Книголюб.)
^ Ход занятия
( 3 – 4 мин.) Упражнение «Вежливые слова» (см. Занятие 1)
(8 – 9 мин.) Упражнение на развитие произвольности
Психолог объясняет, что в школе так же, как и в детском саду, есть дежурные. Детям предлагается назначить дежурных, которые будут помогать психологу, можно прикрепить к их одежде отличительный знак, например, бейджик.
Дежурные раздают простые карандаши, а психолог - подписанные тетради. Детям следует объяснить, что такое «обложка», «страница», «лист», «поля» и предупредить о том, что на полях писать нельзя. Психолог предлагает детям открыть первую страницу тетради и взять в руки карандаши, а затем говорит:
— ^ Мы будем рисовать по клеточкам фигурки, слева направо. Рисовать будем, обводя линеечки, вот так (показывает на доске).
Далее психолог в произвольном порядке называет различные геометрические фигуры, которые рисуют дети в тетради.
Следует следить за тем, чтобы дети придерживались строк, обводили линеечки и не заходили за поля.
( 2 -3 мин.) Физкультмитнутка
Все встают в круг.
Психолог предлагает детям расслабить руки, потрясти кистями, потереть ладони друг о друга, втянуть голову в плечи, покачать ею вперед-назад, сделать «массаж» головы и ушей.
( 3 – 4 мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
( 7 – 9 мин.) Упражнение «Классификация»
На столе каждого ребенка набор из четырех предметных картинок. Психолог говорит:
- ^ У вас есть четыре картинки. Две из них относятся к одной группе, они чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а две - к другой, их тоже можно назвать одним словом. Положите две похожие картинки слева, а две другие похожие - справа.
Психолог подходит к каждому ребенку и просит его объяснить свое решение, а при необходимости оказывает разъяснительную помощь.
Звенит колокольчик.
Психолог просит детей оставаться на местах, пока он не соберет картинки, а дежурные - тетради и карандаши.
Заключительный этап
Звенит колокольчик.
Психолог просит детей оставаться на местах, пока он не соберет картинки, а дежурные – тетради и карандаши.
Занятие 7
Задачи:
- развитие воображения и выразительных движений;
- развитие произвольного поведения;
- тренировка тонкой моторики;
- развитие внимания и восприятия.
Материалы:
колокольчик, тетради, простые карандаши, разрезные картинки или открытки, знаки «Говорит один» и «Говорим хором » (Демонстрационный материал).
^ Ход занятия
( 3 -5 мин.) Упражнение «Передаем по кругу»
Все встают в круг.
Психолог говорит:
- Сейчас мы будем передавать друг другу воображаемые предметы. Вот сейчас у меня в руках огромный мяч (разводит руки в стороны). Я его передаю тебе.
Ребенок, стоящий справа от психолога, расставляет ладошки и имитирует передачу мяча своему соседу справа.
Также можно предложить детям «передать» тяжелую гирю, колючего ежика, хрупкий цветок, горячий блин и т.п.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(7- 8 мин.) Упражнение «Говорит один — говорим хором»
Психолог показывает детям два знака. Первый называется «Говорит один» и показывается в том случае, если ответ на вопрос должен дать один ребенок. (Дети поднимают руки, психолог называет того, кто будет отвечать). Второй знак - «Говорим хором» - показывается в том случае, если на вопрос разрешается ответить всем вместе, хором.
Вопросы могут быть следующими:
- ^ Как называется этот палец? (Показывает большой палец и знак «Говорит один».)
- Отгадайте загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее- ? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Как называется человек, который умеет рисовать картины? (Показывает знак «Говорит один».)
- Какие животные дают молоко? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Что едят коровы? (Показывает знак «Говорит один».)
- Какое сейчас время года? (Показывает знак «Говорим хором».)
- На какой свет светофора можно переходить улицу? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Как называются цветы, которые растут дома, а не на улице? (Показывает знак «Говорит один».)
- Как зовут мальчика, которого папа Карло вырезал из дерева? (Показывает знак «Говорит один».)
- А скажите, пожалуйста, драться, ругаться и толкаться - это хорошо или плохо? (Показывает знак «Говорим хором».) И т.д.
( 3 мин.) Упражнение «Фигурный диктант»
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - подписанные тетради.
Детям предлагается выполнить «фигурный диктант», пример: «Кружок, квадрат, два треугольника, два круга, угольник, три квадрата, треугольник, круг, два квадрата и т.д.», по окончании которого дети ставят в каждом кружке точку, а в каждом квадрате - крестик.
Психолог следит за правильностью выполнения задания! также за тем, чтобы дети оставляли между фигурами пропуск в одну клетку и не заходили на поля.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 3)
( 5 – 7 мин.) Упражнение «Разрезные картинки»
На столе каждого ребенка - картинка или открытка, разрезанная следующим образом:
Детям предлагается ее собрать.
Выполнив задание, дети обмениваются картинками. За одно занятие каждому ребенку нужно сложить 4-5 картинок.
Заключительный этап
Звенит колокольчик. Психолог разрешает детям встать и посмотреть картинки друг друга.
Детей следует похвалить за работу, затем попросить дежурных собрать тетрадки и карандаши, а остальных детей - построиться.
Завершение работы.
Занятие 8
Задачи:
- развитие выразительных движений;
- развитие внимания и произвольности;
- тренировка тонкой моторики;
- закрепление порядковых числительных;
- развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
- развитие логического мышления.
Материалы:
колокольчик, плакат, выполненный по рис. 3 (формат листа АЗ), знаки «Говорит один» и «Говорим хором», набор из трех предметных картинок (две из них с изображением предметов, принадлежащих к одной группе, а третья - к другой), указка, магнитная доска с магнитами, бланки «Соединим точки по порядку» (Демонстрационный материал) , тетради, простые и цветные карандаши.
^ Ход занятия
( 3- 4 мин.) Игра «Изобразим животных»
Дети встают в круг.
Психолог называет какое-нибудь животное, дети с помощью выразительных движений его изображают.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(5 мин.) Упражнение «Фигуры»
На магнитной доске - плакат:
Психолог указывая на знаки и фигуры, просит детей назвать их. Дети отвечают хором.
После этого психолог даёт краткие команды, ьнапример: посмотрите на круг… на крест… на треугольник… на квадрат… на ромб на звезду..»
Подобные глазодвигательные упражнения способствуют концентрации внимания.
( 3 -4 мин.) Упражнение «Говорит один - говорим хором» (см. Занятие 7)
Психолог задает вопросы:
- Сейчас вы в детском саду, а через год будете где? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Сейчас тебе (называет имя ребенка,) 6 лет, а через год будет? (Показывает знак «Говорит один».)
- В детском саду комната называется группой, а в школе?
(Показывает знак «Говорим хором».) - Как называется сумка, в которой носят учебники? (Показывает знак «Говорит один».)
- Сейчас у нас осень, а скоро что наступит ? (Показывает знак «Говорим хором».) И т.д.
(2 мин.) "Пальчиковая гимнастика
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка…кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайся кто куда!
( 4 мин.) Упражнение «Соединим точки по порядку»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог- бланки и тетради.
Детям предлагается рассмотреть точки, соединить их по порядку, а потом дорисовать рисунок так, чтобы получился какой-нибудь предмет.
Психолог, указывая на знаки и фигуры, просит детей назвать их. Дети отвечают хором.
После этого психолог дает краткие команды, например: «Посмотрите на круг... на крест... на треугольник... на квадрат... на ромб... на звезду...».
Подобные глазодвигательные упражнения способствуют концентрации внимания.
(2-Змин. ) Упражнение «Фигурный диктант»
Психолог говорит:
- Откройте тетради. Нарисуйте кружок, справа от него - квадратик, под квадратиком - крестик, слева от крестика - овал.
(Психолог выполняет задание на доске.) Сравните с тем, что нарисовано на доске.
(1мин.) Физкультминутка
Дети встают около стульчиков.
Две сестрицы, две руки - правая и левая
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
Две сестрицы, две руки - левая и правая -
И озера, и моря загребают, плавая.
( 6 -7 мин.) Упражнение «Третий - лишний»
На столе каждого ребенка - набор из трех предметных картинок.
Психолог предлагает детям отложить в сторону «лишнюю» картинку и объяснить свой выбор.
Заключительный этап (см. Занятие 6)
Занятие 9
Задачи:
- развитие внимания и произвольности;
- расширение кругозора и развитие речи;
- тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности;
- развитие пространственной ориентации.
Материалы:
колокольчик, плакат, выполненный по рис. 3, тетради, простые и цветные карандаши, пластиковые тарелки с перегородками, делящими их на три части, маленькие мисочки или другие емкости, наполненные смесью из гороха, фасоли и макарон «перышки».
Ход занятия
( 4 – 5 мин.) Игра «Летает — не летает»
Все встают в круг.
Психолог называет разные предметы, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова. Дети поднимают руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.
^ Следует избегать таких слов, как «пух», «лист», так как эти предметы не могут летать самостоятельно.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 3-4 мин.) Упражнение «Фигуры» (см. Занятие 8)
Упражнение можно усложнить, предложив детям хором ответить на вопросы:
- Ч то находится между звездой и точкой?
- А какая фигура над квадратом?
-А между крестиком и треугольником?
- Что справа от круга?
- Какая фигура слева от квадрата? И т.д.
( 10 мин.) Упражнение «Разноцветные фигурки»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - тетради.
Психолог говорит:
- Нарисуйте простым карандашом ряд из трех кружков.
А теперь раскрасьте первый кружок слева желтым карандашом, второй - синим, а последний - красным.
Следующее задание: нарисуйте под этими кружками четыре квадратика. Закрасьте первый квадратик зеленым карандашом, следующий за ним - синим, последний - желтым, а оставшийся - красным.
И последнее задание: нарисуйте под этими квадратиками другие, но их должно быть на один меньше. Раскрасьте их так, чтобы первый был красным, а желтый находился между красным и синим. Какого цвета будет последний квадрат?
^ Желательно, чтобы дети рисовали квадратики одного размера: сторона которого или в одну, или в две клеточки.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 8)
( 5 мин.) Упражнение «Сортировка»
Дежурные и психолог раздают детям пластиковые тарелки, мисочки со смесью из макарон, фасоли и гороха.
Психолог просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки.
По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполненной ими работы.
Заключительный этап
Звенит колокольчик. Психолог убирает мисочки и тарелки, дежурные собирают тетради и карандаши.
Занятие 10
Задачи:
- развитие произвольности;
- развитие речи и мышления;
- тренировка объема внимания и его переключения.
Материалы:
колокольчик, знак «Говорит один», тетради, простые и цветные карандаши, наборы цветных картонных квадратов размером 5x5, разрезанных по образцу (см. рис. 10).
^ Ход занятия
( 4 – 5 мин.) Игра « Пар – вода – лёд»
Дети бегают по кругу. Услышав команду «Пар!», они разбегаются в разные стороны, услышав команду «Вода!», берутся за руки и, образуя цепочку, передвигаются шагом. По команде «Лед!» замирают на месте.
( 2 – 3 мин.) Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка» (см.Занятие 10)
( 3 мин.) Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица, артикуляционные упражнения (^ См.: Куликовская ТА. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М.: Книголюб.) (см. Занятие 18)
( 5 мин.) Упражнение «Ассоциативные цепочки»
В упражнении используется знак «Говорит один».
Психолог называет любое слово, например, «солнце», и просит детей ответить на вопрос «какое?», Например: желтое, круглое, большое, горячее. К прилагательному «горячее» психолог задает вопрос: «А что еще бывает горячим?».
Дети могут дать следующие ответы: блины, чай, суп и т.п. К одному из перечисленных слов снова задается вопрос «какой?». Таким образом, получается цепочка, состоящая из слов и определений к ним.
( 5 мин.) Упражнение «Фигурный диктант»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - тетради.
Психолог говорит:
- ^ Нарисуйте квадрат, кружок, треугольник, квадрат, кружок, квадрат, треугольник.
Затем задание усложняется - дети должны удерживать в памяти два условия - цвет и количество:
- ^ Нарисуйте два красных кружка, один синий кружок, три
зеленых кружка, два желтых.
После освоения детьми этого варианта задания, можно перейти к заданию с тремя условиями - цвет, количество и форма:
- ^ Нарисуйте один синий квадрат, два желтых круга, три
синих круга, один зеленый треугольник. И т.д.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 18)
( 5-7 мин.) Упражнение «Сложим квадраты»
На столе каждого ребенка - набор деталей для складывания одного из квадратов:
Каждому ребенку предлагается собрать квадрат. Выполнив задание, дети обмениваются наборами деталей. За одно занятие ребенку нужно сложить несколько квадратов.
Заключительный этап
Занятие 11
Задачи:
- развитие внимания и произвольности;
- развитие речи, мышления и воображения;
- тренировка тонкой моторики.
Материалы:
колокольчик, магнитная доска с магнитами, плакат «Загадки» (Демонстрационный материал), знаки «Говорит один» и «Говорим хором», тетради, простые карандаши.
^ Ход занятия
( 4 - 5 мин.) Игра «Запретное движение»
Дети стоят полукругом напротив психолога.
Психолог говорит:
- Я буду показывать движения, а вы - повторять. Но одно из движений повторять нельзя - оно «запретное». Таким движением будет приседание.
Дается сигнал к началу игры, а через некоторое время психолог называет другое «запретное движение».
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 8-10 мин.) Упражнение «Загадки»
На магнитной доске - плакат «Загадки». Психолог описывает одну из картинок, например:
- Это животное, оно зеленовато-бурого цвета, умеет прыгать. Кто это?
Дети должны дослушать загадку до конца и по сигналу психолога - знак «Говорит один» или «Говорим хором» - дать ответ.
Игру можно усложнить: показать картинку одному из детей и предложить ему рассказать о ней другим участникам, не называя предмет, изображенный на картинке.
( 2 мин.) Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Мы замочком покрутили,
Мы замочком повертели,
Мы замочком постучали,
Мы замочек потянули
И открыли!
( 5 мин.) Упражнение «Необычные картинки»
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - тетради.
Детям предлагается нарисовать необычные картинки, например: «мохнатую чашку», «летящего поросенка», «треугольного человечка», «веселое облако», «грустный шарик» и т.п.
( 5 – 7 мин.) Физкультминутка
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу.
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
Нам навстречу скачет зайка,
В небе кружат птицы,
Но пора вернуться в школу –
Надо нам учиться!
(5-7 мин.) Упражнение «Незавершенные фигуры»
Психолог рисует у каждого ребенка в тетради 2 незавершенные фигуры.
Образцы задания:
Детям предлагается дорисовать каждую фигуру так, чтобы получился какой-нибудь предмет, но не буква или цифра.
Заключительный этап (см. Занятие 6)
Занятие 12
Задачи:
- развитие внимания и произвольности;
- развитие логического мышления;
- тренировка тонкой моторики.
Материалы:
- магнитофон, аудиозапись ритмичной музыки (лучше марша), колокольчик, наборы «Учись считать», магнитная доска с магнитами, длинный лист бумаги, фломастеры трех цветов, тетради, простые и цветные карандаши.
^ Ход занятия
( 4 – 5 мин.) Игра «Аист - лягушка — солдат»
Под аудиозапись ритмичной музыки или хлопки психолога дети маршируют по кругу. Услышав команду «аист», дети останавливаются в позе аиста - встают на одну ногу и вытягивают руки в стороны; по команде «лягушка» - садятся на корточки; «солдат»- замирают по стойке смирно.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 5 мин. ) Упражнение «Сравнение геометрических фигур»
Психолог раздает детям наборы «Учись считать», просит найти в них два квадрата - желтый и красный - и сказать, чем отличаются эти фигуры. Затем дети вынимают из коробки красный треугольник и отвечают на вопросы психолога:
- ^ Чем отличается красный квадрат от красного треугольника? (Формой.)
-А чем они похожи? (Они одного цвета - красного.)
-А чем еще они похожи? Из чего они сделаны? (Из дерева или пластмассы.)
Аналогичная работа проводится при сравнении других пар фигур.
( 5-7 мин.) Упражнение «Что изменилось?»
На магнитной доске - длинный лист бумаги.
Психолог рисует на нем фломастером одного цвета круг и квадрат, ставит между ними стрелку и спрашивает детей:
- ^ Что изменилось? (Форма.)
Затем психолог рядом с квадратом рисует квадрат другого цвета и задает вопрос:
-А теперь что изменилось? (Цвет.)
После этого психолог рисует маленький квадрат того же цвета и опять спрашивает, что изменилось. Дети отвечают -размер.
Следует помнить, что данная терминология может быть не знакома детям. В этом случае психологу следует самому дать определение. Задание можно усложнить, изменив сразу два или три признака фигур. Образец:
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 21)
( 4 – 5мин.) Игра «Пол - нос — потолок» (см. Занятие 2)
( 5 – 7 мин. ) Упражнение «Отличающаяся картинка»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - тетради. Детям предлагается задание:
- ^ Нарисуйте два квадратика и раскрасьте их так, чтобы они отличались только цветом. А теперь нарисуйте такую фигурку, которая отличалась бы от последнего квадратика только формой. И т.п.
( 2 мин.) Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя!
Заключительный этап
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Звёздочка» г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА педагогическим советом протокол № 01 «30» августа 2017 г | УТВЕРЖДЕНА заведующий МБДОУ детский сад № 5 «Звёздочка» _________________Н.А. Москвитина |
Коррекционно-развивающая программа
по развитию познавательных процессов
для воспитанников старшей группы
5 – 6 лет
Составлена Марченко Ольгой Викторовной, педагогом-психологом
Оха, 2017 г.
Пояснительная записка
Умственное развитие — важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психических познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь в этом случае ребенок научится самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике.
Для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Особенно актуальным этот вопрос становится при поступлении детей в школу, имеющих уровень актуального развития несколько ниже нормы. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня актуального развития; умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Всё это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника – принятие позиции школьника, овладение умениями учиться. В связи с этим в рамках воспитательно - образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных процессов, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.
Программа составлена на основе авторской программы Н.П.Локаловой, Д.П. Локаловой «Готовимся к школе». Е.В. Туховой Методическая разработка (старшая группа) «Релаксации». Е.Д. Худенко «Как научить ребёнка думать и говорить».
Целью данной программы является коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста, которая обеспечит более лёгкое образование учебных навыков в ходе школьного обучения.
Задачи:
- Развивать познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение, речь).
- Активизировать познавательную деятельность и любознательность.
- Формировать навыки самоконтроля.
- Формировать и развивать эмоционально – волевую и поведенческую регуляции.
- Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.
Методическая основа программы: пособие Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».
Методические средства:
- Психологическая информация
- Интеллектуальные задания
- Ролевые методы
- Коммуникативные игры:
а) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
б) игры, обучающие умению сотрудничать;
5. Игры, направленные на развитие воображения.
6. Задания на формирование «эмоциональной грамотности».
8. Развитие познавательных процессов с опорой на зону ближайшего развития;
10. Устранение дискомфортности среди сверстников;
11. Воздействие через эмоциональную сферу.
Структура занятий:
- Приветствие – с детьми определяем форму приветствия, чтобы создать в группе доброжелательный настрой.
- Основная часть – используются игры, которые требуют сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости, зрительно-моторной координации.
- Релаксация – упражнения направленные на расслабление.
- Рефлексия – обсуждение и подведение итогов занятия.
Организация занятий:
Групповые занятия (до 4 человек)/ индивидуальные (1 человек). Количество занятий 10. Периодичность – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 20 минут.
Тематическое планирование
№ | Тема | Цель |
1 | Занятие 1 Обведи и раскрась | Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. |
2 | Занятие 2. Собери в единое | Развитие образных представлений; наглядно-образного мышления; зрительного восприятия и наблюдательности. |
3 | Занятие 3. Волшебные рисунки | Развитие свойств внимания, умения запоминать инструкцию. Развитие восприятия и воображения. |
4 | Занятие 4. Разгладим платочки | Развитие мышления и внимания |
5 | Занятие 5. Противоположность | Развитие умения обобщать, классифицировать. Развитие словесно-логического мышления |
6 | Занятие 6. Разгадай | Развитие зрительного восприятия, образных представлений, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности. |
7 | Занятие 7. Скажи, как правильно. | Развитие понятийного мышления, развитие внимания. |
8 | Занятие 8. Придумай сам. | Развитие ассоциативного и логического мышления, воображения, профилактика низкой самооценки. |
9 | Занятие 9. Расскажи правильно | Развитие моторной координации, памяти, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей. |
10 | Занятие 10. Повторим пройденное | Развитие памяти, дифференцированного восприятия, внимания, творческого воображения, координации движений кисти рук, мелкой моторики, коммуникативных способностей. |
11 | Занятие 11. Диагностика познавательных процессов | Обследование уровня развития памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, воображения. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Занятие 1 Обведи и раскрась | 1 | 02.11.17 |
2. | Занятие 2. Собери в единое | 1 | 09.11.17 |
3. | Занятие 3. Волшебные рисунки | 1 | 16.11.17 |
4. | Занятие 4. Разгладим платочки | 1 | 23.11.17 |
5. | Занятие 5. Противоположность | 1 | 30.11.17 |
6. | Занятие 6. Разгадай | 1 | 07.12.17 |
7. | Занятие 7.Закончи фразу. | 1 | 14.12.17 |
8. | Занятие 8. Придумай сам. | 1 | 21.12.17 |
9. | Занятие 9. Расскажи правильно | 1 | 11.12.18 |
10. | Занятие 10. Повторим пройденное | 1 | 18.01.18 |
11 | Занятие 11. Диагностика познавательных процессов | 1 | 25.01.18 |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА ШМО учителей начальных классов протокол № 6 от 29 мая 2015 г | УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ СОШ №1 г. Охи от 30 мая 2015 г. № 105-ОД «Об утверждении рабочих программ учебных предметов» |
Комплексное развитие младшего школьника
«Учусь учиться и действовать»
рабочая программа по внеурочной деятельности
(социально – коммуникационное направление)
4 класс
срок реализации программы 5 лет
Составлена Марченко Ольгой Викторовной, педагогом-психологом
Оха, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учусь учиться и действовать» для обучающихся 4 класса составлена на основе авторского Курса комплексного развития младшего школьника д.п.н. Карандашева В.Н., Лисянской А.С., к.п.н. Крыловой Т.А.
Цель: повышение готовности обучающихся к овладению универсальными учебными действиями через знакомство с элементарными психологическими понятиями, закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития.
Задачи:
- первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения обучающихся;
- изучение ощущений, восприятия и развитие соответствующих способностей;
- изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;
- изучение вопросов внимания, методов и упражнений для её развития;
- изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для его развития;
- изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;
- изучение проблем общения;
- помочь обучающимся в познании других людей, в самопознании и саморазвитии.
При решении поставленных задач использовались принципы обучения курсу «Учусь учиться и действовать» на основе психологических знаний:
- Конкретность и образность в обучении – является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребёнка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваются на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребёнок в повседневной жизни, или простейших психологических опытов. Следование принципу образности достигается за счёт широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлений.
- Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях – круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в курсе предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно-действенное усвоение психологических знаний, а с другой – получение непосредственного опыта их применения для решения практических задач.
- Систематичность в повторении основных психологических понятий и закономерностей – в соответствии с этим принципом не вводится большое количество понятий, но основные из них систематически повторяются, закрепляются и изучаются каждый последующий раз в новых аспектах. Например, темы «Память», «Мышление» изучаются в 1 и 2 классах, но предметом изучения становятся разные их виды и свойства.
- Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие – несмотря на общее мировоззренческое значение данного курса, главной остаётся практическая ориентация. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей: их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогает детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных особенностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.
- Межпредметные связи при изучении курса в начальной школе – усвоение психологических знаний младшими школьниками тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, внимания, мышления. С дугой стороны практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.
- Широкое использование игровых форм и методов – формирование учебной деятельности младших школьников происходит в значительной степени на основе игоровой. Игора долго остаё1тся очень привлекательной для них, поскольку произвольное внимание младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Всё это убеждает широко использовать игры или игровые задания.
Ожидаемые результаты УУД:
- Личностные:
- Положительное отношение к школе
- Чувство необходимости учения
- Адекватное представление о школе
- Регулятивные:
- Адекватная ретроспективная оценка
- Актуальный контроль на уровне произвольного внимания
- Самостоятельная формулировка учебных целей
- Познавательные:
- Умение выражать смысл ситуации различными средствами
- Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста выбор и организация элементов информации)
- умение заменять термины их определениями
- перевод текста на знаково-символический язык (вещи и т.п.)
- Коммуникативные:
- Умение слушать собеседника
- Умение задавать вопросы
- Умение позитивно относиться к процессу общения
- Уметь дружить, уступать, убеждать.
Тематическое планирование
№ | Тема | Цель |
| ||
1.1. | Что изучает психология. Психология как наука о внутреннем мире человека. | Раскрыть понятие «психология» |
| ||
2.1. | Что такое внимание | Обобщить понятие «внимание», выявить значение внимания в жизни человека. |
2.2. | Виды внимания: произвольное, непроизвольное. | Раскрыть понятие «произвольное, непроизвольное внимание» |
2.3. | Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение. | Познакомить со свойствами внимания – концентрацией, переключением, распределением. |
| ||
3.1. | Что такое воображение и фантазия | Раскрыть понятия «воображение и фантазия» |
3.2. | Создание нового образа с помощью анализа, синтеза и акцентирование. | Познакомить со способом создания нового образа через анализ и синтез и акцентирование. |
3.3. | Роль воображения в жизни человека. | Рассмотреть роль воображения в жизни человека. |
| ||
4.1. | Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное. | Раскрыть понятие «мышление» |
4.2. | Логическое мышление. Игры на развитие логического мышления. | Познакомить с особенностями логического мышления. Развивать логическое мышление через решение логических задач. |
4.3. | Творческое мышление. Игра на развитие творческого мышления. | Познакомить с особенностями творческого мышления. |
4.4. | Причинно-следственные отношения. | Познакомить с причинно-следственными отношениями. |
4.5. | Что такое умозаключение. Игры-задания на построение умозаключений. | Раскрыть понятие «умозаключение». Рассмотреть приёмы построения умозаключений. |
| ||
5.1. | Что такое общение. Язык общения, его секреты. | Раскрыть понятие «общение», познакомить со способами передачи информации. |
5.2. | Сочувствие, внимание, взаимоуважение. | Развивать умение проявлять сочувствие, внимание, взаимоуважение к окружающим людям. |
5.3. | Настроение. | Раскрыть понятие «Настроение»; развивать умение определять настроение окружающих людей. |
5.4. | Саморегуляция состояния: релаксация. | Научить обучающихся методам саморегуляции эмоционального состояния. |
5.5. | Культура общения. Правила вежливости. | Развивать культуру общения. Рассмотреть правила поведения в различных ситуация. |
5.6. | Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы. | Познакомит со способами обращения к знакомым и незнакомым людям. |
| ||
6.1. | Я – могу, Я – нужен. Я – это мои цели. | Способствовать осознанию своих личностных качеств, внутренних ресурсов, жизненных целей. |
6.2. | Я – это моё настоящее. Я – это моё будущее. | Способствовать рефлексии. |
6.3. | Я и мой характер. | Раскрыть понятие характер, помочь обучающемуся узнать свои черты характера. |
| ||
7.1. | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | Способствовать осознанию уникальности внутреннего мира человека, индивидуального ощущения мира. |
7.2. | Кто в ответе за мой внутренний мир? | Раскрыть понятие «ответственность» и его влияние на поступки человека. |
| ||
8.1. | Я и мои друзья. | Способствовать осознанию роли друзей на формирование личности человека. |
8.2. | Я и мои «колючки». | Создать условия для осознания своих отрицательных качеств, показать способы борьбы с отрицательными качествами. |
8.3. | Что такое одиночество. | Раскрыть понятие и признаки одиночества. Показать связь самооценки и одиночества, способы борьбы с одиночеством. |
| ||
9.1. | Я повзрослел. | Раскрыть возрастные особенности подростка 10 лет. |
9.2. | У меня появилась агрессия. | Раскрыть понятие «агрессия», «агрессивность». |
9.3. | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. | Помочь обучающимся осознать причины агрессии между родителями и детьми. |
9.4. | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома и на улице. | Раскрыть понятие «конфликт», виды конфликтов. |
9.5. | Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, уход от конфликта. | Способствовать осознанию индивидуального стиля поведения в конфликте. |
9.6. | Учимся договариваться. Конструктивное разрешение конфликта. | Показать эффективные способы разрешения конфликтов, пути преодоления трудностей. |
| ||
10.1. | Зачем человеку нужна уверенность. | Способствовать осознанию роли уверенности в успешном развитии личности. |
10.2. | Я становлюсь увереннее, здравствуй. 5 класс! | Рассмотреть особенности уверенного и неуверенного человека. |
10.3. | «Здравствуй, 5 класс» Игра-тренинг. | Рассмотреть особенности обучения в 5 классе. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Что изучает психология (1 час) | |||
1.1. | Что изучает психология. Психология как наука о внутреннем мире человека. | 1 | |
Внимание (3 часа) | |||
2.1. | Что такое внимание | 1 | |
2.2. | Виды внимания: произвольное, непроизвольное. | 1 | |
2.3. | Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение. | 1 | |
3. Воображение (3 часа) | |||
3.1. | Что такое воображение и фантазия | 1 | |
3.2. | Создание нового образа с помощью анализа, синтеза и акцентирование. | 1 | |
3.3. | Роль воображения в жизни человека. | 1 | |
| |||
4.1. | Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное. | 1 | |
4.2. | Логическое мышление. Игры на развитие логического мышления. | 1 | |
4.3. | Творческое мышление. Игра на развитие творческого мышления. | 1 | |
4.4. | Причинно-следственные отношения. | 1 | |
4.5. | Что такое умозаключение. Игры-задания на построение умозаключений. | 1 | |
| |||
5.1. | Что такое общение. Язык общения, его секреты. | 1 | |
5.2. | Сочувствие, внимание, взаимоуважение. | 1 | |
5.3. | Настроение. | 1 | |
5.4. | Саморегуляция состояния: релаксация. | 1 | |
5.5. | Культура общения. Правила вежливости. | 1 | |
5.6. | Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы. | 1 | |
| |||
6.1. | Я – могу, Я – нужен. Я – это мои цели. | 1 | |
6.2. | Я – это моё настоящее. Я – это моё будущее. | 1 | |
6.3. | Я и мой характер. | 1 | |
| |||
7.1. | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 1 | |
7.2. | Кто в ответе за мой внутренний мир? | 1 | |
| |||
8.1. | Я и мои друзья. | 1 | |
8.2. | Я и мои «колючки». | 1 | |
8.3. | Что такое одиночество. | 1 | |
| |||
9.1. | Я повзрослел. | ||
9.2. | У меня появилась агрессия. | 1 | |
9.3. | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. | 1 | |
9.4. | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома и на улице. | 1 | |
9.5. | Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, уход от конфликта. | 1 | |
9.6. | Учимся договариваться. Конструктивное разрешение конфликта. | 1 | |
| |||
10.1. | Зачем человеку нужна уверенность. | 1 | |
10.2. | Я становлюсь увереннее. | 1 | |
10.3. | «Здравствуй, 5 класс!» , игра-тренинг. | 1 |
Список литературы
- Аверченко, Л.К. Человековедение: психолого-педагогическая технология курса / Л.К. Аверченко, Л.Н. Антилогова. – Омск, 1993. – 42 с.
- Агафонова, И.Н. Рисую и размышляю, играя и учусь: книжечка для развития внимания и мышления детей 6-7 лет / И.Н. Агафонова, И.Г. Викторова. – СПб; Светлячок, 1993
- Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – СПб.: Стройлеспечать, 1993. – 196 с.
- Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 2 (II-Я) : {пер. с англ.} / Ребер Артур. – М..: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 560 с.
- Вачков И.В. Психология для малышей или сказка о самой «душевной науке» / И.В. Вачков, - М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 216 с.
- Гельфан, Е.М. От игры к самовоспитанию / Е.М. Гельфан. – М.: Просвещение, 1964. – 84 с.
- Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: учебное пособие для студ. Педвузов / Б.А. Голуб. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 96 с.
- Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. Т. 2 : {пер. с фр.} / Ж.Годфруа – 2-е изд. –М. : Мир, 1996. -376 с.
- Игры – обучение, тренинг, досуг: в 7 кн. / под ред. В.В. Петрусинского – М.: Новая школа, 1994.
- Карандашев, В.Н. Основы психологии общения: учеб. Пособие к спецкурсу / В.Н. Карандашев. –Челябинск, 1990. -84 с.
- Кряжева, Н.Л. Пазвитие эмоционального мира детей: популяроное пособие для родителей и педагогов / Л.Н. Кряжева. –Ярославль : Академия развития 1996. -208 с.
- Матюгин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка / И.Ю. Матюгин, Т.Ю. Аскоченкая –М. : Эйдос, 1994 – 114 с.
- Немов Р.С. Психология: пособие для учащихся 10-11 кл. / Р.С. Немов –М. : Просвещение, 1995. -239 с.
- Попова М.В. Психология, как учебный предмет в школе: учеб-метод. Пособие / М.В. Попова. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -288 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов, -М. : Владос, 1995. -529 с.
- Самоукина, Е.А. Уроки общения в начальной школе и дома / Е.А. Самоукина. – м.: Новая школа 1993. -144с.
- Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова; под ред. М.И. Буянова. –М.: Просвещение, 1990. -128с.
- Андерсон,Д. Думай, пытайся, развивай. СПБ., 1996.
- Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. СПб, 1997.
- Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. Новосибирск; М., 2002.
- Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
- Зидер, Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997.
- Кляйн, М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательного. СПб, 1997.
- Кравцова, М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. М., 2005.
- Кротов, В.Г. Массаж мысли. М., 1997.
- Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб., 2003.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4 т. М., 1998.
- Фопель, К. Энергия паузы. М., 2004.
- Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика. М., 2000.