Личный вклад педагога-психолога в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания
Образование современной образовательной среды; продукты интеллектуальной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
И.о. заведующего МБДОУ
детский сад №5 «Звёздочка»
_______________Н.В. Яковлева
31.08.2017г.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
на 2017 – 2018 учебный год
Цель: сохранение психологического здоровья воспитанников, принятие и поддержка индивидуальности, его интересов и потребностей, развитие эмоциональной сферы, раскрытие творческого, интеллектуального и нравственного потенциала воспитанников, формирование навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- Укреплять психологическое здоровье детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в ДОУ.
- Содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия.
- Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.
№ | Направления деятельности | Сроки | Участники | Ответственный | Примечание |
Диагностическая работа | |||||
1. | Диагностическое наблюдение за детьми (игра, общение, познавательная активность) | Сентябрь – Октябрь | Дети первых и вторых младших групп | О.В. Марченко воспитатели | Выявление динамики процесса адаптации, личностных особенностей детей |
2 | Диагностическое наблюдение за детьми (игра, общение, познавательная активность) | Сентябрь – Октябрь | Дети средних групп | О.В. Марченко воспитатели | Выявление динамики социальной адаптации, личностных особенностей детей |
3 | Диагностическое наблюдение за детьми (игра, общение, познавательная активность) | Сентябрь - Октябрь | Дети старших и подготовительных групп | О.В. Марченко воспитатели | Выявление личностных особенностей детей, прогнозирование предпосылок формирования учебных действий |
4 | Определение актуального развития детей (познавательная, личностная, коммуникативная сферы) | Октябрь | Дети старших и подготовительных групп | О.В. Марченко воспитатели | Уровень развития познавательной, личностной и коммуникативной сфер |
5 | Диагностика предпосылок к УУД | Октябрь | Дети старших и подготовительных групп | О.В. Марченко воспитатели | Уровень формирования предпосылок формирования учебных действий |
6 | Изучение детского коллектива, эмоционального благополучия на различных видах деятельности | Октябрь | Дети старших и подготовительных групп | О.В. Марченко воспитатели | Определение уровня сплочённости детского коллектива. Выявление детей с низким уровнем коммуникативных компетенций и учебной мотивацией. |
7 | Вторичная диагностика (уровень актуального развития; предпосылок к УУД) | Апрель | Дети подготовительных групп | О.В. Марченко воспитатели | Мониторинг динамики уровня развития познавательных процессов и предпосылок к УУД |
8 | Измерение уровня сплочённости детского коллектива | Апрель | Дети старших и подготовительных групп | О.В. Марченко воспитатели | Определение уровня сплочённости детского коллектива. |
Коррекционно-развивающая деятельность | |||||
1 | Коррекция и развитие познавательной сферы детей | Ноябрь - Декабрь | Дети старших и подготовительных групп, с низким уровнем развития познавательных процессов | О.В. Марченко воспитатели | Повышение уровня развития познавательной сферы |
2 | Коррекция и развитие познавательной сферы детей (согласно рекомендациям ТПМПК) | Октябрь- Май | Дети логопедической группы | О.В. Марченко воспитатели | Повышение уровня развития познавательных процессов |
3 | Развивающая работа по подготовке детей к школе | Март-Май | Дети подготовительной группы | О.В. Марченко воспитатели | Развитие предпосылок к учебной деятельности |
4 | Индивидуальная работа с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-волевой, личностной, познавательной сферах. | В течение года, а также по запросу | Дети средних, средней, старшей и подготовительной групп | О.В. Марченко воспитатели | Повышение уровня актуального развития |
Психологическое консультирование | |||||
1 | Индивидуальная работа с педагогами, родителями по вопросам: воспитания и обучения; адаптации; личностного развития; коммуникативной сферы. | В течение года | Родители, педагоги | О.В. Марченко | Способствование организации эффективного процесса воспитания и обучения, построения взаимоотношений с детьми на взаимовыгодных условиях; оказание помощи в разрешении возникшей сложной жизненной ситуации. |
Просветительская работа | |||||
1 | Выступления на родительских собраниях | В течение года | Родители | О.В. Марченко воспитатели | Повышение психологической культуры |
2 | Выступление на тематических педагогических советах школы, проведение тренингов для педагогов (педагогическое общение) | В течение года | Педагогический коллектив | О.В. Марченко, администрация | Повышение психологической культуры |
Повышение квалификации, личностный рост | |||||
1 | Накопление дидактического и психологического инструментария по проблемным вопросам | в течение года | О.В. Марченко | Пополнение банка психологического материала по проблемам | |
2 | Участие в заседаниях районного методического объединения педагогов-психологов | Ноябрь, Март | О.В. Марченко | Работа над актуальными вопросами развития детей, сопровождение ФГОС ОВЗ | |
3 | Участие в курсе переподготовки (Волгоград, дистанционно) | Октябрь-декабрь | О.В. Марченко | Повышение уровня квалификации | |
Экспертная деятельность | |||||
1 | Участие в работе ППк | октябрь, март | О.В. Марченко, председатель ППк, воспитатели, логопеды | ||
2 | Участие в тематических контролях (проверках), определяемых администрацией ДОУ | В течение года | Администрация, О.В. Марченко |
Предварительный просмотр:
Результаты работы за 2017-2018 учебный год по консультативной деятельности
в МБДОУ № 5 «Звёздочка» г. Охи
педагог-психолог Марченко О.В.
Консультирование участников образовательного процесса остаётся востребованным. Консультирование в большинстве случаев организовывалось по результатам группового психодиагностического обследования, результатам наблюдения психологом за развитием ребёнка, наблюдениям воспитателей и запросу самих родителей. Это направление работы позволило:
Родителям:
- Оказать помощь в формировании установки ответственности по отношению к проблемам развития ребёнка, его воспитанию и обучению.
Педагогам:
- Построить взаимоотношения с воспитанниками на взаимовыгодных началах.
Воспитанникам:
- Оказать психологическую помощь и поддержку находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального напряжения.
Всего проведено 188 консультаций, из них обращений:
- 162 (86,0) родителей (по вопросам воспитания, развития и взаимодействия с детьми): 1 группа раннего возраста 17(11,0%) обращений; 2 группа раннего возраста 17 (11,0%); младшая группа 17 (11,0%); средняя группа 27 (17,0%)обращений; старшая группа 35 (21,0%) обращений; подготовительная группа 45 (27,0%) обращений; другие образовательные организации 4 (2,0).
- 15 (8,0%) обращений педагогов(по вопросам воспитания, обучения и взаимодействия с детьми)
- 11 (6,0%) воспитанников (по личностным, коммуникативным вопросам): чаще, это дети подготовительной группы, так как они уже могут хорошо распознавать свои чувства и заявлять о проблемах.
Групповые консультации с педагогами:
- Воспитатели подготовительной группы (2 человека), по вопросу: «Развитие познавательных УУД, мотивации к учению», на основании письма МБОУ СОШ № 7 г. Охи «О результатах стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе»
Эффективность консультативной работы определялась заинтересованностью в конструктивном сотрудничестве родителей, воспитанников, педагогов и педагога-психолога.
Предварительный просмотр:
Результат работы с родителями за 2017-2018 учебный год
в МБДОУ № 5 «Звёздочка» г. Охи
педагог-психолог Марченко О.В.
Выступления перед родительской общественностью, важная составляющая всей работы педагога-психолога, именно профилактическая (и просветительская) работа помогает осознать родителям, насколько они, родители, важны для своих детей. С этой целью были проведены родительские собрания, заседание семейного клуба «Содружество» в следующих группах:
Группа | Дата проведения | Тема родительского собрания (клуба, встречи) | количество родителей | Форма проведения |
Общесадовского родительское собрание (родители всех групп) | 04.10.17 г. | «Направления работы педагога-психолога ДОУ. Психологические сферы развития ребёнка». | Визитная карточка психолога | |
1 группа раннего возраста | 26.10.17 г. | «Возрастные особенности детей 1,5 – 2 лет. Адаптация к условиям детского сада» | 11 человек | Выступление |
Младшая группа | 27.10.17 г. | «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет» | 15 человек | Выступление |
Средняя группа | 26.09.17 г. | «Направления работы педагога-психолога ДОУ. Психологические сферы развития ребёнка» | 17 человек | Выступление |
Старшая группа | 19.10.17 г. | «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет. Основные направления в работе педагога-психолога ДОУ». | 15 человек | Выступление |
Подготовительная группа | 20.09.17 г. | «Направления работы педагога-психолога ДОУ. Психологические сферы развития ребёнка» | 18 человек | Выступление. Буклет – рекомендации «Развиваем познавательные процессы» |
Семейный клуб «Содружество» Группы: Младшая; Средняя | 05.12.17 г. | «Как научить ребёнка общаться и дружить» | 11 человек | Групповая работа с элементами тренинга. Буклет «Поговорим о дружбе» |
Подготовительная группа | 21.03.18 г. | «Психологическая готовность ребёнка к школе. Адаптация. Возрастные особенности детей 7-8 лет». | 18 человек | Лекция с элементами тренинга |
Семейный клуб «Содружество» Родители групп 1 раннего возраста 2 раннего возраста | 19.04.18 г. | «Играем, развиваем…» | 9 человек | Тренинг |
Семейный клуб «Содружество» Родители групп Старшей Подготовительной | 26.04.18 г. | «Роль родительских требований в формировании личности ребёнка» | 10 человек | Групповая работа |
Всего, родителей, охваченных просветительской (профилактической) деятельностью | 124 чел. (85,0%) |
Просветительская деятельность (косвенная, для родителей)
Группа | Форма | Вопросы просвещения |
1 раннего возраста | Информационная папка |
|
2 раннего возраста | Информационная папка |
|
Старшая | Настенная информационная папка |
|
Подготовительная | Настенная информационная папка |
|
Все группы | Буклетная продукция |
|
Предварительный просмотр:
Результат работы по диагностическому направлению за 2017-2018 учебный год
В МБДОУ № 5 «Звёздочка» г. Охи
педагог-психолог Марченко О.В.
Диагностические исследования проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами родителей. В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности).
Групповые исследования были проведены в следующих группах:
Группа | Срок Проведения | Диагностическое исследование |
Первая группа раннего возраста | октябрь – декабрь май |
3. Динамика уровня «Нервно-психического развития ребёнка» (обследовано 22 человека) |
Вторая группа раннего возраста | октябрь – декабрь май |
3. Динамика уровня «Нервно-психического развития ребёнка» (обследован 21 человек) |
Младшая группа | ноябрь декабрь |
|
Средняя группа | декабрь |
|
Старшая группа | Октябрь- Ноябрь Октябрь; Март Март |
|
Подготовительная группа | Сентябрь – Октябрь Октябрь; Февраль Май Февраль Май |
3.Динамика социометрии (обследовано 22 человека)
|
Предварительный просмотр:
Наименование Справок
по итогам работы педагога-психолога Марченко О.В.
за 2017-2018 учебном году
в МБДОУ № 5 «Звёздочка» г. Охи
№ | Название Справки | Группы |
1 | «Адаптации детей раннего возраста к ДОУ» | 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста |
2 | «О результатах анкетирования родителей «Наш воспитатель» | Все группы |
3 | «Сводная ведомость по результатам Нервно-психического развития» | 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста; Младшая группа |
4 | Результаты «Актуальное развитие ребёнка» | Средняя группа; Старшая группа; Подготовительная группа |
5 | «Результаты индивидуальных особенностей детей» | Средняя группа; Старшая группа; Подготовительная группа |
6 | «Индивидуальные рекомендации воспитателю по работе с детьми» | Младшая группа; Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа |
7 | «Результаты социометрии в группах» | Старшая группа; Подготовительная группа |
8 | «О результатах анкетирования родителей «Наш воспитатель», в динамике». | Родители всех групп |
9 | «О результатах нервно-психического развития детей за 2017-2018 учебный год. | 1 группа раннего возраста |
10 | «О результатах нервно-психического развития детей за 2017-2018 учебный год. | 2 группа раннего возраста |
11 | «О результатах мониторинга за 2017-2018 учебный год. | Старшая группа |
12 | «О результатах мониторинга за 2017-2018 учебный год. | Подготовительная группа |
Предварительный просмотр:
Скрин страницы участия в конкурсе «Педагогический кубок.РФ»
Предварительный просмотр:
Повышение квалификации, личностный рост
за 2017-2018 учебный год
- Профессиональная переподготовка ООО Учебно-методический центр г. Волгоград, 2018 г. «Педагогика и психология дошкольного образования» – 252 часа Диплом 342405839388
- Профессиональная переподготовка Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки г. Москва, «Специальное (дефектологическое)образование: педагог-дефектолог», 580 часов, Диплом 772407829323.
- Курсы повышения квалификации, ООО «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» г. Москва, 2017 г. «Профессиональная деятельность педагога-психолога в освоении и реализации ФГОС ДО», 72 часа.
- Курсы повышения квалификации АНО «Санкт- Петербургский центр дополнительного профессионального образования», 2017 г. «Основы дефектологии, методы и приёмы работы с обучающимися с ОВЗ», 72 часа.
- Курсы повышения квалификации ООО Учебно-методический центр г. Волгоград, 2018 г. «Система работы с одарёнными детьми в соответствии с ФГОС»» – 72 часа Диплом 342406538483
- Победитель (II место) Всероссийской блиц-олимпиады «Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию по ФГОС». Номер диплома 849649. Сетевое издание «Педагогический кубок»
- Победитель (I место) Всероссийской блиц-олимпиады «Вопросы психологии дошкольников». Сетевое издание «Педагогический кубок». Номер диплома 849699.
- Победитель (1 место) Всероссийского конкурса «Мотив познания» на Сайте «Мотив-познания.рф», по теме: «Поощрения и наказания в воспитании детей», диплом IS-77, 2018 г.
- Личностный рост – самообразование по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях ФГОС ДО».
- Ежемесячное изучение и анализ профессиональной литературы: журнал «Справочник педагога-психолога», новинки издательства «Генезис»;
Предварительный просмотр:
Конспект развивающего занятия по программе «К школе готов»
Тема: «Путешествие в страну «Сотрудничество»
Группа: Подготовительная
Форма: групповая
Цель: развитие умения взаимодействовать в деятельности и общении, выражать в словах мысли и чувства.
Задачи:
- Актуализировать у воспитанников представление о понятии «Сотрудничество»;
- Способствовать формированию адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка;
- Обучить приемам взаимодействия;
- Способствовать снижению эмоционального напряжения.
Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 30 минут.
Материалы: листы бумаги формата А4, коробка с зеркалом внутри, цветные карточки, доска, техническое оборудование, цветные карандаши, релаксационная музыка, карточки с животными.
Занятие включает в себя следующую структуру:
- Ритуал приветствия: На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.
- Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на развитие общения.
- Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.
- Ритуал прощания
Методы: игра, беседа, элементы арт-терапии, музыкотерапии.
Ход занятия
Деятельность психолога | Деятельность детей |
Ритуал приветствия | |
Психолог: предлагает выбрать детям цветные квадратики, соответствующие его настроению | Дети садятся в круг на стулья и выбирают у психолога по одному цветному квадратику, который отражает настроение на сегодняшний день. Далее по очереди каждый показывает свой цветной квадратик, говорит «привет» и называет свое имя с таким настроением, с которым пришел на занятие
|
Основная часть | |
Психолог: «Нас ждет сегодня путешествие в страну Сотрудничество». Давайте на мгновение закроем глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку глаза открываем. Вот мы и в стране «Сотрудничество», а я вас буду сопровождать по этой стране. У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нравишься!»… Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу : «Как ты мне нравишься!» Далее психолог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?». Психолог: «Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».
Психолог: начинает беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей: «В волшебной стране Сотрудничество, как и у нас, для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе, ничего не получится, как это случилось с Лебедем, Раком и Щукой в известной басне Крылова. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству… Психолог: «Из каких умений складывается умение сотрудничать:
Психолог: А теперь перейдем от слов к делу и попробуем сотрудничать в выполнении одного задания. В наше путешествие мы не можем отправиться пешком, это может занять очень много времени. Поэтому каждая пара сейчас нарисует корабль. Вы должны совместно решить какой он будет, каким цветом и т.д..»
«Итак, мы с вами оказались в волшебной стране «Сотрудничество», здесь все иначе, не так как у нас. И чтобы понять язык жителей этой страны нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное. После того, как все сделают это, будем по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что изображает выполняющий».
Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...».
| Дети отвечают: «Себя!»
Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы и в результате приходят к выводу: «Сотрудничество – это умение делать дело вместе».
Ответы детей
Дети разделяются на пары. Каждая пара получает лист бумаги и рисует корабль.
Подводятся итоги, обсуждается, насколько легко было угадывать изображаемое, как чувствовали показывающие, что понравилось больше – изображать или угадывать загадываемое.
Дети дарят камешки друг-другу. |
Заключительная часть | |
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Путешествие начинается…Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер освежает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. В небе ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Облако везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным. Рефлексия В какой стране мы сегодня побывали? Что мы узнали об этой стране нового? Хотели-бы вы вернуться туда снова?
| Дети ложатся на пол или садятся на мягкие пуфики.
Ответы детей |
Ритуал прощания | |
«Встретимся опять»
| Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
|
Предварительный просмотр:
Отчёт о проделанной работе за 2015-2016 учебный год в МБОУ СОШ № 1 г. Охи
1. Работа с родителями.
Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы общаясь с ним, дать ему понять, что у него есть позитивные стороны личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Овладеть навыком поддержки, это научиться видеть сильные стороны своего ребёнка и говорить ему об этом в разные периоды жизни.
Чтобы освоить навык поддержки, родители должны знать о таком принципе общения – безусловном принятии ребёнка. Это значит любить его просто за то, что он есть!
Выступления на родительских собраниях, важная составляющая всей работы педагога-психолога, именно профилактическая работа помогает осознать родителям, насколько они, родители важны для своих детей. С этой целью были проведены родительские собрания в следующих классах:
Класс | Дата проведения | Тема родительского собрания | Форма проведения |
1а 1б 1в | 03.09.2014г. 03.09.2014г. 03.09.2014г. |
| Лекция-тренинг |
1а 1б 1в | 21.03.2016г. 24.03.2065г. 28.01.2016г. |
| Групповая работа |
2а | 17.02.2016г. |
| Групповая работа |
3а | 26.01.2016г. |
| |
5а 5б 5в | 17.09.2015г. 17.09.2015г. 17.09.2015г. |
| Лекция-тренинг |
4б | 17.02.2016 г. |
| Групповая работа |
1-4 кл | 26.02.2016г. |
| 5 родителей детей с ОВЗ 6 педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. |
5а 5б 5в | 09.12.2015г. 27.04.2016г. 27.04.2016г. |
| Групповая работа |
8а 8б 8в | 13.10.2015г. 10.12.2015г. 26.10.2015г. |
| Групповая работа |
9а 9б 9в | 19.11.2015г. 29.10.2015г. 20.10.2015г. |
| Групповая работа |
10б | 14.12.2014г. |
| Групповая работа |
11а 11б | 29.02.2016г. 25.11.2015г. |
| Групповая работа |
2. Групповые занятия, тренинги.
На этапе адаптации учеников к новым условиям (10 классы) проводилась групповая работа, как с педагогами, так и с учениками.
Обучающиеся:
Сентябрь:
- 10 а, 10 б классы – цикл тренинговых адаптационных занятий «Мы!».
- 9 в – Коммуникативный тренинг
В 1-ых классах большое внимание адаптации обучающихся уделялось во время внеурочной деятельности «Учусь учиться и действовать».
Февраль:
- 4 б – тренинговая работа «Как предотвратить жестокость в межличностных отношениях»
Февраль; Май:
- 9 а, 9 б, 9 в классы – тренинговое занятие «Психологическая подготовка к ОГЭ»
Май:
- 11 а, 11 б классы – тренинговое занятие «Психологическая подготовка к ЕГЭ»
Педагоги:
Сентябрь:
- Адаптационный тренинг «Я учитель 1 класса» - для учителей 1 – ых классов (3 педагога). Каждому учителю подготовлена «папка-подсказка» содержащая: психологическую готовность к обучению; возрастные особенности первоклассников; особенности адаптации и дезадаптации детей; изучение учителем адаптации детей; рекомендации по формированию УУД; систему оценки планируемых результатов и др.
- Адаптационный тренинг для учителей 5 А, 5 Б, 5 В классов (3 педагога). Каждому классному руководителю подготовлена «папка-подсказка» содержания: «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную»; возрастные особенности детей 11-12 лет; Меры, способствующие организации работы в классе; меры, способствующие снижению тревожности у детей; серию памяток для учеников: как готовить домашнее задание, правила умственного труда, как слушать учителя на уроке, как работать с книгой,
3. Индивидуальная работа с детьми, родителями, педагогами.
Из года в год консультирование участников образовательного процесса остаётся востребованным. Консультирование в большинстве случаев организовывалось по запросу со стороны родителей, педагогов, обучающихся. Это направление работы позволило:
Родителям:
- Оказать помощь в формировании установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития своего ребёнка.
Учителям:
- Построить взаимоотношения со школьниками на взаимовыгодных началах.
Обучающимся:
- Оказать психологическую помощь и поддержку находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального напряжения.
- Обучить учеников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа.
Всего проведено 438 консультаций, (316 в прошлом году, возросло количество обращений учащихся на 10%) из них обращений:
52,7% обучающихся (по личностным, коммуникативным вопросам)
37,4% родителей (по вопросам воспитания, развития, взаимодействия с детьми)
9,8 % педагогов (по вопросам воспитания и обучения и взаимодействия с детьми)
Эффективность всей работы определялась заинтересованностью в конструктивном сотрудничестве родителей, обучающихся, учителей и педагога-психолога.
4. Работа с обучающимися, проживающими в семьях, находящимися в социально-опасном положении.
Обучающихся, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении (по состоянию на 01.01.2016 год – 13 человек: 7 человек – начальная школа; 4 – средняя; 2 – заочное отделение.
С 10 обучающимися начальной школы и среднего звена, 10 человек. А также проводилось наблюдение за психическим состоянием обозначенных учеников. Кроме того, для эффективного взаимодействия с обучающимися, проводились консультативные встречи с классными руководителями данных учеников. Всего, проведено 368 прямых бесед.
Проводимая работа позволила снизить возможные риски развития неблагоприятных ситуаций в школе, семье.
- Внеурочная деятельность.
- В 1-2-3 классах проводилась внеурочная деятельность по курсу «Учусь учиться и действовать» (составленного на основе авторского курса комплексного развития младшего школьника д.п.н. Карандашева В.Н., Лисянской А.С., к.п.н. Крыловой Т.А.), с целью повышение готовности обучающихся к овладению универсальными учебными действиями через знакомство с элементарными психологическими понятиями, закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития. Данный курс дал возможность повысить уровень особенно в коммуникативных УУД:
- Повышение квалификации, личностный рост.
- Курсы повышения квалификации на базе ПУ «Первое сентября», в объёме 108 часов по программе «Современное образовательное учреждение»:
- «Проектирование инклюзивной среды образовательного учреждения в рамках ФГОС" – 72 часа
- «Психолого-педагогические приёмы формирования коллектива и оптимизации межличностных отношений в классе" – 36 часов
- Личностный рост – самообразование по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях ФГОС НОО, ООО, ФГОС ОВЗ».
- Ежемесячное изучение и анализ профессиональной литературы: газета «Школьный психолог» ИД «ПС»; журнал «Справочник педагога-психолога», новинки издательства «Генезис»;
- Постоянное изучение и использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта "Школа цифрового века"
В целом, запланированная работа выполнена в полном объёме. План работы на следующий 2016-2017 учебный год составлен. Учитывая высокую численность обучающихся на ставку педагога-психолога в рамках ФГОС, предполагается проведение основной работы в начальной школе. В режиме курирования в классах кризисной параллели (5,9,10). В необозначенных классах – построение работы по принципу запроса.
По совершенствованию работы школы вношу следующее предложение:
- Семинар для учителей 1 классов «Особенности детей с ОВЗ» (срок проведения: 1 четверть, категория участников – учителя 1 классов)
- Семинара по проблемной теме: «Суицид. Помощь детям и подросткам с суицидальным поведением» (срок проведения: 2 четверть, категория участников – педагоги школы)
09.06.2016 г. педагог-психолог О.В.Марченк
Предварительный просмотр:
Отчёт о проделанной работе в 2016-2017 учебном году в МБОУ СОШ № 1 г. Охи
1.Работа с родителями.
Класс | Дата проведения | Тема родительского собрания | Форма проведения |
1а 1б 1в | 07.09.2016г. 07.09.2016г. |
| Лекция-тренинг. Буклет. |
1а 1б 1в | 27.10.2016г. 23.11.2016г. |
| Групповая работа. Буклет. |
4а | 21.09.2016г. |
| Групповая работа. Буклет. |
3б | 21.12.2016г. |
| Групповая работа. Буклет. |
4в | 26.01.2017 г. |
| Групповая работа. Буклет. |
11б 11а | 13.03.2017г. 13.03.2017г. |
| Лекция-тренинг. Буклет. |
2в | 15.03.2017г. |
| Лекция-презентация. Психологический мультфильм. |
9а | 22.03.2017г. |
| Групповая работа |
3а | 23.03.2017г. |
| Обмен опытом |
9в 9б | 04.05.2017г. 04.05.2017г. |
| Лекция-тренинг. Буклет. |
2. Групповые занятия, тренинги.
На этапе адаптации учеников к новым условиям (5 классы) проводилась групповая работа с учениками.
Обучающиеся:
Сентябрь:
- 5 а, 5 б классы – Тренинг-адаптационное занятий «Я – пятиклассник!».
Декабрь:
- 1а, 1б, 3б, 2а, 2б, 2в, 4б, – Беседа – тренинг «Класс зайцев. Про толерантность».
В 1-ых классах большое внимание адаптации обучающихся уделялось во время внеурочной деятельности «Учусь учиться и действовать».
Декабрь; Май:
- 9 а, 9 б, 9 в классы – тренинговое занятие «Психологическая подготовка к ОГЭ»
Май:
- 11 а, 11 б классы – тренинговое занятие «Психологическая подготовка к ЕГЭ»
Педагоги:
Декабрь:
- Семинар «Подросток у Аидова порога».
3. Индивидуальная работа с детьми, родителями, педагогами.
Это направление работы позволило:
Родителям:
- Оказать помощь в формировании установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития своего ребёнка.
Учителям:
- Построить взаимоотношения со школьниками на взаимовыгодных началах.
Обучающимся:
- Оказать психологическую помощь и поддержку находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального напряжения.
- Обучить учеников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа.
Всего проведено 480 консультаций, (что на 42 консультаций больше, чем в прошлом учебном году в прошлом году) из них обращений:
250 (52%) обучающихся (по личностным, коммуникативным вопросам)
172 (36%) родителей (по вопросам воспитания, развития, взаимодействия с детьми)
58 (12%) педагогов (по вопросам воспитания и обучения и взаимодействия с детьми)
Надо отметить, что было зафиксировано повышенное количество конфликтных ситуаций в системе «ученик-ученик», в разрешении которых, участвовал педагог-психолог. Всего 52 ситуации. В конфликт вступали обучающиеся 2 – 7 классов, чаще мальчики. Объектом конфликта, чаще становилась агрессия одного их участника либо непринятие особенностей личности конкретного ученика.
Эффективность всей работы определялась заинтересованностью в конструктивном сотрудничестве родителей, обучающихся, учителей и педагога-психолога.
4. Работа с обучающимися, проживающими в семьях, находящимися в социально-опасном положении.
Проводимая работа позволила снизить возможные риски развития неблагоприятных ситуаций в школе, семье. Кроме того, 6 обучающихся сняты с учёта семей, находящихся в социально-опасном положении.
Отмечу, в учебном году выявлены обучающиеся, имеющие маркеры суицидального риска, 5 человек, с данными детьми проводились беседы, с целью отслеживания эмоционального благополучия; проводились консультационные беседы с родителями детей. Информация об особенностях личности обучающихся (2 человека) – передана в органы опеки.
- Внеурочная деятельность.
- В 1а,1б, 2а, 2б, 2в, 3 б, 4а, 4 б классах проводилась внеурочная деятельность по курсу «Учусь учиться и действовать» (составленного на основе авторского курса комплексного развития младшего школьника д.п.н. Карандашева В.Н., Лисянской А.С., к.п.н. Крыловой Т.А.), с целью повышение готовности обучающихся к овладению универсальными учебными действиями через знакомство с элементарными психологическими понятиями, закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития. Данный курс дал возможность повысить уровень особенно в коммуникативных УУД:
- Развитие познавательных процессов
- Умение слушать собеседника
- Умение задавать вопросы
- Умение позитивно относиться к процессу общения
- Уметь дружить, уступать, убеждать, в целом – сотрудничать.
Так, уровень «осуществление сотрудничества», соответствующий норме на конец учебного года соответствует:
1 а – 92%
1б – 92%
2а – 100%
2б – 96%
2в – 92%
3б – 100%
4б – 100%
- Повышение квалификации, личностный рост.
Курсы повышения квалификации на базе Центра психолого-педагогической помощи семье и детям г. Южно-Сахалинск, семинар-тренинг:
- «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения (агрессия, воровство, уходы из дома)» – 16 часов
- «Технология ведения тренингов для родителей» – 16 часов
- Личностный рост – самообразование по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях ФГОС НОО, ООО, ФГОС ОВЗ».
- Ежемесячное изучение и анализ профессиональной литературы: газета «Школьный психолог» ИД «ПС»; журнал «Справочник педагога-психолога», новинки издательства «Генезис»;
- Постоянное изучение и использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта "Школа цифрового века"
В целом, запланированная работа выполнена в полном объёме. План работы на следующий 2017-2018 учебный год составлен.
15.06.2017 г. педагог-психолог О.В.Марченко