Страничка для родителей

Жеребнова Вера Павловна

«Поиграй со мной…»

  Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
«Аты-баты, шли солдаты» (модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты,                           Дети маршируют.
Шли солдаты.                     Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».
Аты-баты,                           Маршируют.
На базар.                             Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».
Аты-баты,                           Маршируют.
Что купили?                       Разводят руки в стороны - вопросительная интонация -  

                                             «спросить ручками».
Аты-баты,                            Маршируют.
Самовар.                             Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра,  

                                             локти в стороны - «я самовар».
Аты-баты,                           Маршируют.
Сколько стоит?                   Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед -  

                                              вопросительная интонация.
Аты-баты,                            Маршируют.
Сто рублей!                         Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».
Аты-баты,                           Маршируют.
Заходите,                            Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой –

                                             пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю                       Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».
Поскорей!                          Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над

                                            «блюдцем» держат «чашечку».
Считалка «Мы сидели на печи» (слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи,    Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются

                                      руками в бедра - «сидят на печке».
Ели булки,                   Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони

                                      булку».
Калачи.                        Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела,         Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле»,

                                                слегка сжимают правую руку в кулак перед собой -  

                                                «держат помело», левой кистью руки выполняют
                                                круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».
Все бараночки поела,     Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки -   

                          «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон,   Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон»,    

                                              говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел,                         Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон!                  Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем  

                                              указывают на «выход».
Речевая игра «Как у бабушки Наташи» (слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу.           Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку»,   

                                                   показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком,       Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»;     

                                                   указательным пальцем правой руки рисуют
                                                   воображаемый дымок, идущий от горячей каши и  

                                                   поднимающийся вверх, поэтому текст произносят  

                                                   нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком,       Повторяют те же движения, но с правой рукой –

                                                   «тарелка», с левой - «дымок».
С хлебом,                                  Выставляют правую руку перед грудью, локоть в  

                                                   сторону, внутреннюю сторону ладони вниз –

                                                   «ломоть хлеба».
С маслом,                                 Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком.                               Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые

                                                   вверх большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки,     Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и

                                                   разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки!  Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят

                                                   «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша                         Снова делают «тарелку» и показывают ее всем,    

                                                   стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи!                Снова берутся за воображаемые концы платочка,

                                                   говорят по-старушечьи.
Речевая игра «Барабек» («Как дразнить обжору» из английского фольклора,
пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек          Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят,

                                               переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек        Взявшись руками за голову, удивляются, произнося  

                                              текст с удивленной интонацией.
И корову,                              Приставляют указательные пальцы к голове - «рога»,

                                               говорят низким голосом.
И быка,                                 Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу,  

                                              слегка наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника,             Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

                                               пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу,                               Слегка расставив ноги, опираются о колени руками,

                                               локти в стороны - «сидят на телеге».
И дугу,                                  Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

                                               кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу,                                Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в

                                               ней «метла».
И кочергу,                             Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают

                                               резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть

                                              сгибают - «кочерга в печи».
Скушал церковь,                 Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие

                                               пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча»,

                                                      голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся    

                                                      текст серьезно и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом,                                Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики

                                                      пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом,        Двумя руками берут воображаемый молот, широко  

                                                       замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по 

                                                      «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме  

                                                      движений.
А потом и говорит:                     Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!!             Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят

                                                      тоненьким голосом, жалостливо.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prichiny_rechevyh_narusheniy_i_ih_posledstviya.pdf202.32 КБ
PDF icon sovety_logopeda.pdf200.16 КБ
PDF icon chitayte_malenkim.pdf237.48 КБ
PDF icon chto_takoe_rechevaya_igra.pdf216.66 КБ
PDF icon chto_u_vas_so_slavarem.pdf173.73 КБ
PDF icon preodolenie_narusheniy_v_zvukoproiznoshenii.pdf138.86 КБ
PDF icon desyat_pochemu.pdf201.05 КБ
PDF icon palochki-pomoshchniki.pdf281.75 КБ
PDF icon desyat_pochemu.pdf263.64 КБ
PDF icon k._razvitie_obshchey_artikul._motoriki_doc.pdf233.56 КБ
PDF icon skorogovorki_1.pdf146.85 КБ
PDF icon avtomatizatsiya_zvuka_z._slova_i_predlozheniya.pdf238.42 КБ
PDF icon avtomatizatsiya_zvuka_s_._slova_i_predlozheniya.pdf271.09 КБ
PDF icon igry.pdf1.47 МБ
PDF icon samomassazh_pdf.io_.pdf35.72 КБ
PDF icon avtomatizatsiya_zvuka_sh._slova_i_predlozheniya._pdf.io_.pdf42.72 КБ
PDF icon k._razvitie_obshchey_artikul._motoriki_doc_pdf.io_.pdf58.81 КБ
PDF icon avtomatizatsiya_zvuka_zh._slova_i_predlozheniya.pdf228.29 КБ
PDF icon uchim_predlogi.pdf280.24 КБ
PDF icon standart_rechevogo_razvitiya.pdf315.52 КБ
PDF icon artikulyatornye_skazki.pdf511.19 КБ
PDF icon artikulyatsionnaya_gimnastika.pdf550.44 КБ
PDF icon Ребусы, шарады369.11 КБ
PDF icon Ребусы, шарады423.12 КБ
PDF icon Ребусы, шарады317.56 КБ
PDF icon Ребусы, шарады284.34 КБ
PDF icon Ребусы, шарады411.24 КБ
PDF icon Ребусы, шарады367.09 КБ
PDF icon Ребусы, шарады295.54 КБ
PDF icon Ребусы, шарады421.83 КБ
PDF icon razvitie_zritelnogo_vospriyatiya._bukvy.pdf820.71 КБ
PDF icon rechevoy_material_na_avtomatizatsiyu_yotirovannyh_zvukov.pdf148.36 КБ
PDF icon neyroigry_s_ladoshkami.pdf231.52 КБ
PDF icon ovoshchi_i_frukty.pdf342.23 КБ
PDF icon ovoshchi_s_figurami.pdf271.57 КБ
PDF icon poleznye_i_vrednye_produkty.pdf245.64 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: