Воспитателям о главном
Игра, как основная форма образовательного процесса в логопедической работе с детьми
Современные технологии и программы социального развития дошкольников имеют целью приобретение ребенком социального опыта и последовательное введение его в окружающий социальный мир.
Системообразующим фактором интеграции образовательного процесса дошкольников в ДОУ должна стать деятельность, где накопление социального опыта возможно в тех видах деятельности, которые соответствуют определенным педагогическим условиям:
- воспроизводить жизненные ситуации детские впечатления повседневной жизни;
- вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
- предлагать ребенку активные действия, которые связаны с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;
- предполагать вызывать потребность в сотрудничестве. реализоваться в игровой деятельности.
Таким системаобразующим фактором является игра, как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности.
С точки зрения реализации принципа интеграции образовательного процесса, в ДОУ разнообразные детские игры обладают большими возможностями. Любая игра – глубоко интегрированная форма организации образования дошкольников. могут объединяться на основе единой образовательной задачи, которой может выступить нарушения речевой системы Интегрированный характер игр выражается в том, что ребенок выполняет определенные взаимосвязанные между собой функции (О.М. Кузнецова):
1.Ребенок выступает интегратором, где его активность обусловлена позитивным принятием игры, умением вживаться в нее и выполнять игровые правила.
2.Личность играющего ребенка является самообразующим фактором, который объединяет когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты игры.
3.Качественные характеристики его «роста» и позитивные изменения в развитии ребенка являются целью и результатом игры.
У детей с отклонениями в речевом развитии поэтапное формирование речевых навыков и умений встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления речевого опыта. С момента обнаружения дефекта речи дети должны включаться в специально организованный педагогический процесс логопедического воздействия. Логопедическое воздействие располагает огромными положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности в учебно-игровую: учебной и развивающей по цели и игровой по содержанию. В качестве объектов интеграции игры могут объединяться на основе единой образовательной задачи, Вспомним, как загораются глаза у ребятишек, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда им говорят: «А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру!». Здесь не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти в силу сложностей ее явлений и интересов
В непосредственно образовательной деятельности необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна.
Работа логопеда нуждается в использовании игрового материала в еще большей степени, нежели в обычных образовательных мероприятиях. Так коррекционная работа над звукопроизношением предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения (актуализация имеющихся знаний, подготовка к усвоению нового речевого навыка), формирование речевого навыка, постановка звука определенными приемами, автоматизация и дифференциация нового звука, введение сформированного речевого навыка изолированного, в слогах, в словах, в предложении и в самостоятельной речи. В данном виде работы игры очень разнообразные и, как правило, усложняются по мере усвоения материала. Примерами могут быть игры на развитие фонематического слуха: «Где звук?», «Кто внимательнее?», «Найди место картинке» и т.д. А также система игр для формирования правильного звукопроизношения: «Лес шумит», «Поезд», «Тише, Маша пишет!», «Кот на крыше». На каждом этапе работы можно активно использовать ряд классических упражнений и игр, причем, даже если они повторяются вновь, у детей интерес к ним не пропадает и отрабатывать речевой материал можно снова и снова без потери интереса к образовательной деятельности.
На начальных этапах работы при формировании лексико-грамматического строя речи, навыков фразовой речи, как правило, преобладает совместная игровая деятельность. Логопед активно включает детей в игру, дает речевой образец, активизирует уже отработанные речевые навыки, закрепляет усвоенный материал. В этом случае можно использовать известные игры: «Волшебный мешочек», «Найди», игры с мячом «Отвечай быстро», «Что кому нужно?», игры с куклой «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу» и игрушками «Магазин игрушек». Очень эффективны в образовательной деятельности и игры с картинками: предметными, сюжетными, также различные виды тематических домино, лото. Они занимают большую часть в организации самостоятельной образовательной деятельности дошкольников. Примерами таких игр являются: «Найди картинку», «Рассмотри картину», «Что я вижу?», «Я фантазирую».
Могут возникать и авторские игры в работе с детьми, такие которые логопед придумал сам и которые возникли по ситуации образовательной деятельности / «Блиц-турнир», Блиц-опрос», «Короткий вопрос - короткий ответ», «Отвечай правильно», и т. д.
Особое место занимают конкурсы, фестивали, драматизация (начиная с диалогов), проекты и викторины т.д. В них игровые приемы позволяют моделировать разные ситуации жизни, искать правильное решение поставленной проблемы, учат разнообразию эмоций в восприятии всего окружающего при этом, активно используют отработанные речевые навыки, дети закрепляют грамотно излагать свои мысли. Очень интересны для ребятишек конкурсы чтецов и лучшего рассказчика сказок. Яркие впечатления оставляют фестивали «В страну знаний», «В гости к АБВГдейке», «Путешествие к Знайке». Драматизация сказок, постановки, миниспектакли стали теперь нормой в музыкально-творческой деятельности детей. Театрализованная деятельность дает педагогам ключик к развитию самых разнообразных способностей ребенка, его потенциальных возможностей. Дети сами интуитивно тянутся к данной деятельности: это и игра, и самовыражение, и способ речевого общения с окружающим. Это выход из обыденной обстановки, это и огромная речевая практика, это и коррекция многих проблем в их развитии /нарушений речи, эмоциональной сферы, коммуникаций и др./ Много эмоций вызывают у детей и занимательные викторины по различным лексическим темам. Успех в них не дается даром – нужны усилия и борьба с препятствиями.
Стали чаще использоваться педагогами в решении разнообразных речевых задач проекты. Темы их определяют рамки программного материала: «Откуда хлеб пришел», «Весна – красна», «Любимцы – животные» и т.д. При организации таких форм работы ребятишки учатся пользоваться приобретенными навыками для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения.
Увлекательны для дошкольников и ребусы, лабиринты и кроссворды. От участия в таких играх дети получают яркие впечатления и желание к ним вернуться вновь. Тематика данных видов работы с детьми настолько разнообразна, насколько хватает фантазии логопеда и возможностей дошкольного учреждения. Удовольствие, радость неизменно вызываются в играх потому, что ребята приступают к ней с интересом и, преодолевая в играх трудности /правильное посторенние фразы, умение задать вопрос, грамотно строить ответ/ с полнотой ощущают свои возможности речевой практики. Опыт показывает, что детям очень сложно применить данные навыки в процессе общения и при выполнении различных социальных задач и при усвоении моделей поведения, а это значит, что уровень социализации у них будет недостаточный без использования вышеперечисленных игровых приемов работы.
Таким образом, преимущество игры как формы образования состоит в том, что в ней заложен большой развивающий потенциал, она может применяться как в совместной деятельности с логопедом, так и в самостоятельной деятельности детей с нарушениями речи. Игра – прекрасная школа развития творческой мысли, речи и познания окружающего. Использование игр в образовательном процессе в ДОУ в группах для детей с нарушениями речи остается самым востребованным приемом. Они актуальны в связи с высокой значимостью игры для ребенка, модернизацией образовательного процесса и ориентацией на гуманизацию взаимодействия с детьми дошкольного возраста.