Статья на тему: "Эмоциональное развитие дошкольника"
Очень важно в работе с ребенком сохранить его внутренний мир и воздействовать на ребенка гармонично. В этом помогут некоторые приемы развития эмоционально-волевой сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie.docx | 260.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
В процессе развития ребенка очень важно уделять достаточно внимания развитию эмоциональной сферы.
Эмоции энергетезируют и организуют восприятие, мышление и действие. В процессе развития эмоциональной сферы ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса). Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».
С.Л. Рубинштейн.
Технологизация жизни приводит к тому, что современные дети очень много времени проводят около компьютеров и телевизоров, меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
При оценке эмоциональности ребенка важно оценить:
- реакцию ребенка на различные явления окружающей действительности.
- дифференциацию и адекватную интерпритацию эмоциональных состояний других людей.
- широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическую оснащенность языка.
- проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Часто у детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых (например, запрет на слезы, выражение страха, агрессии), чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.
Если у ребенка отмечается большая степень замкнутости, резкая смена настроений, частые вспышки раздражения, гнева это требует особого внимания и подхода к ребенку.
Для развития эмоциональной сферы целесообразно по прочитанным книгам поставить театральные сценки, тогда эмоциональность ребенка развивается лучше. Обязательно после каждой поставленной сценки нужно разобрать образы персонажей, например - заяц в сказке трусливый или смелый, какой волк злой или добрый, кто по мнению ребенка самый хитрый в сказке.
Проводить опрос детей по иллюстрациям, какие эмоции проявляются на тех или иных изображениях, например - солнышко улыбается, тучка и дождь вызывают ассоциации грусти и скуки.
Ребенок более комфортно ощущает себя в дружеской атмосфере со сверстниками, когда дети коллективно испытывают положительные эмоции.
Стимулируя эмоциональное развитие способствуем тому что ребенок будет готов к сопереживанию, взаимовыручке, решать совместные задачи.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Игра "Пиктограммы".
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.
2. Игра «Веселый поезд».
Предлагается дидактическое пособие «Веселый поезд», где в каждом вагончике «едут» животные и у каждого свое особое настроение: лисичка веселая, волчонок злой, мишка задумчивый, жираф удивляется и др. Детям предлагается рассказать о животном, какие эмоции он испытывает и показать такую же эмоцию самостоятельно.
3. Игра «Занимательный кубик».
Предлагается пособие – объемный кубик, на каждой грани которого изображен сказочный персонаж и его эмоции (Белоснежка – добрая, милая, улыбчивая; Золушка – грустная, печальная, занятая; Снежная Королева – надменная, злая, строгая; Красная шапочка – веселая, озорная, довольная; Фея-волшебница – загадочная, задумчивая; Машенька – удивленная, впечатлительная). Ребятам нужно по очереди подбросить кубик и изобразить такие эмоции, которые будут у «выпавшего» персонажа.
4. Упражнение "Зеркало".
Или веселые «обезьянки». Ребенок смотрит в зеркало и меняет выражения своего лица – «удивляется», «задумывается», «грустит», «улыбается» и т. д. Потом предлагается погримасничать как озорная обезьянка.
5. Упражнение «Музыкальная шкатулка».
Детям предлагается прослушать музыкальные произведения разной эмоциональной окраски и описать своими словами чем понравилась и запомнилась музыка. В конце педагог подчеркивает, что эта мелодия была грустная, эта веселая, эта побуждающая и т. д.
Успехов в работе с вашими дошколятами!