Конспект непрерывно образовательной деятельности по лексической теме "Осень" для детей старшего дошкольного возраста"
Занятие поможет развить внимание, наблюдательность дошкольников, развить мыслительную деятельность: навыки сравнения и анализа. Кроме того занятие содержит материалл по коррекции лексико-грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по лексической теме «Осень» с детьми старшего возраста.
Цели:
- Расширить лексический запас слов по теме «Осень»
- Практическое усвоение грамматических форм речи.
Образовательные задачи:
Работа над предложением (составление предложений с опорой на картинки).
Развивающие задачи:
- развитие внимания,
- развитие наблюдательности,
- развитие мыслительных функций: отрабатывать навык сравнения, анализа.
Коррекционные задачи:
- Практическое усвоение множественного числа существительных.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных.
- Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
- Образование относительных прилагательных.
Ход занятия.
- Беседа по теме.
Назовем признаки осени.
Погода осенью бывает:
Если пошел дождь - … (дождливая), дует ветер - … (ветреная), на улице холодно - … (холодная), пасмурно - … (пасмурная), сыро - … (сырая), хмуро - … (хмурая), солнечно - … (солнечная), ясно - …(ясная).
Перечислите осенние месяцы.
Какие вы знаете осенние праздники?
Как готовятся к зиме звери?
Какую одежду носят люди осенью?
- Дидактическая игра «Один-много»
Осенний день – осенние дни, желтый лист – (желтые листья), большое дерево – (большие деревья), темная туча – (темные тучи), холодный дождь – (холодные дожди), сильный ветер – (сильные ветры), теплая куртка – (теплые куртки)
- Дидактическая игра «Дополни предложение»
Посмотрите внимательно на рисунок. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивайте.
- Люди осенью одеты (во что?) - …
- Школьники идут с портфелями (куда?) - …
- Листья на деревьях стали (какими?) - …
- Цветы на клумбах (что сделали?) - …
- Птицы улетают (куда?) - …
- Звери делают на зиму (что?) -…
- Люди собирают в лесах, полях, садах и огородах (что?) - …
4. Физкультминутка.
Листики.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
- Дидактическая игра «Найди и исправь ошибки»
Послушайте рассказ и скажите все ли в нем правильно.
Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
После того, как исправлены ошибки, текст читается без смысловых несоответствий.
- Динамическая пауза.
Ветер.
Ветер дует нам в лицо. (Дети вытягивают вперед руки, делая круговые движения кистями по направлению к себе)
Закачалось деревцо. (Поднимают вверх руки и делают наклоны в стороны всем туловищем)
Ветер тише, тише, тише. (Приседают на колени, постепенно опуская руки)
Деревцо все выше, выше (Выпрямляются, поднимая руки вверх)
Дети кружатся, как осенние листочки.
- Итог занятия.
- Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось?
НОД по лексической теме «Осень» с детьми подготовительного возраста.
Цели: Расширить лексический запас слов по теме «Осень», практическое усвоение грамматических форм речи.
Образовательные задачи: работа над предложением (составление предложений с опорой на картинки),
Работа со сложносоставными словами (листопад, многоцветный, разноцветный)
Развивающие задачи: развитие внимания, наблюдательности, развитие мыслительных функций: отрабатывать навык сравнения, анализа.
Коррекционные задачи:
Практическое усвоение множественного числа существительных.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
Образование относительных прилагательных.
Согласование числительных с прилагательными и существительными в роде и числе.
Ход занятия.
- Дидактическая игра «Какое слово не подходит?»
Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой.
Ива, ивовый, диво, ивняк.
Осень, осенний, синий.
Желтый, желтеть, жесткий, желтизна.
Капля, капать, копать, капелька, накапало.
- Дидактическая игра «Сосчитай листочки»
Согласование числительных с прилагательными и существительными.
Один дубовый листочек, два дубовых листочка, …, …, пять дубовых листочков.
Точно так же ребенок считает липовые, березовые, тополиные и другие листочки.
- Загадки.
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча, дождь)
Скрылось солнце ясное
Спряталось куда?
Видно, появились в небе … (облака)
Невидимка озорной,
Все играет он с травой.
Листья в воздухе кружит
И куда- то он спешит. (Ветер)
В парках листья пожелтели,
Птицы к югу полетели,
Дождь холодный бьет в окно,
Что за время к нам пришло?
Летом теплым он бывает,
Редко землю поливает,
А вот осенью, весной он холодной льет стеной. (Дождь)
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет
Сделает наоборот. (Зонт)
- Объясни словечко:
Разноцветные, листопад, проливной.
- Дидактическая игра «Исправь предложения»
На клене желтеют березовые листья.
Когда идет дождь, на улице сухо.
- Физкультминутка.
Листики.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
- Пересказ, ответы на вопросы.
Лес осенью.
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.
Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.
Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
По Г. Скребицкому и В.Чаплиной
- О каком времени года говорится в рассказе?
- Какого цвета лес был летом?
- Какого цвета стали березки и клены осенью?
- Какого цвета стали осины осенью?
- Какие деревья не изменили своего цвета?
- Как кружатся листья в воздухе?
8. Итог занятия.
- Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось?