Работа с одаренными
Предварительный просмотр:
Учитель ГАСАНОВА Р.Н.
В качестве способов развития составляющих одарённости, преобразования их в способности к определённому виду деятельности можно назвать следующие:
1. Постановка стимулирующих вопросов.
2. Побуждение к самостоятельному их формированию.
3. Поощрение оригинальных решений, необычных комбинаций поисковой активности.
4. Соединение блочно-модульной концентрации базисного и вариативного материала с системой проблемных заданий.
5. Развитие интеллекта и мотивационных предпосылок увлеченности творческой деятельностью.
6. Усложнение программ, насыщенность содержания.
7. Обучение в специализированных классах.
8. Выбор для изучения фундаментальных тем и проблем.
9. Междисциплинарный подход при формулировании проблематики, интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний.
10 .Направленность на развитие продуктивного, рационального, критического мышления.
11. Корректировка программ с учетом сдвигов в развитии.
12 Укрупнение предметов.
13 Использование приемов создания юмористических и фантастических ситуаций.
14 Оптимизация сочетаний различных способов предъявления информации.
15 Сочетание индивидуальной и групповой работы.
16 .Постановка комплексных заданий достаточного объема.
17. Синхронное выполняемой деятельности предоставление всех видов консультаций и помощи.
18. Объединение заданий всех членов творческой группы единой проблематикой и взаимоответственностью.
19. Использование заданий, позволяющих использовать несколько вариантов способов их выполнения.
20. Сочетание теоретических и практических заданий, обеспечивающих возможности реализации творческих идей.
21. Использование различных кодовых языков при выполнении заданий и регистрации результатов.
- Варьирование условии задач с постепенным усложнением ситуации.
- Анализ и организация самостоятельного конструирования учащимися способов решения творческих задач.
- Самостоятельное конструирование творческих задач, адаптирующих теорию к заданной ситуации.
- Анализ противоречий.
- Постановка вопросов себе и другим.
- Поэтапное и поэлементное формирование умений творческой
- Перекрестная постановка заданий.
- Специфическое структурирование учебного материала и изучение его одаренными детьми в такой последовательности, которая обеспечивала бы не только усвоение, а и синхронное ускоренное развитие их способностей.
- Создание новых ассоциаций.
- Использование сравнений, гипербол, метафор.
- Задействование воображения.
- Подготовка стратегий организации воспринимаемой информации.
- Установление связей между ними и их трансформация.
- Использование текущего процессуального пооперационного корректируще-направляющего контроля.
- Сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Предоставление информации для широкого комплекса ощущений и воображения.
- Модернизация содержания на основе дифференциации.
- Моделирование критических моментов для обострения восприятия и реакции.
- Удовлетворение ожиданий учащихся.
- Связь нового материала с ранее изученным.
- Организация хорового проговаривания, мысленного повторения.
- Перекодирование материала в другую словесную или знаковую форму.
- Расширение спектра преподаваемых предметов, курсов, широкий выбор содержательных компонентов.
- Создание творческой среды.
- Обучение в разных типах школ на соответствующем уровне.
- Сочетание работы на уроке с разнообразной внеклассной работой.
- Ускоренное обучение в посильном для учащегося темпе.
- Обогащение школьных программ.
- Использование заданий достаточного уровня познавательной трудности.
- Определение затрат времени и сил на выполнение разного рода заданий.
- Опережающее обучение
- Создание групп по интересам, временных гомогенных групп по предметам
- Использование различных видов проблемного обучения
55.Предоставление свободы выбора деятельности, чередования дел, продолжительности занятий одним делом, способов работы и др.
- Привлечение детей к строительным играм, сюжетно-ролевым и др.
- Применение адаптивных систем обучения.
- Применение адаптивных систем обучения.
59Обучение приемам самостоятельной работы, способам самоконтроля, исследовательской деятельности, умению добывать знания.
60Дифференциация условий обучения в зависимости от типа
Учитель ГАСАНОВА Р.Н.
- Педагогу не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
- Педагогу следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в' одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
- Педагог не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность - преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя, - конечно, недопустима.
- Педагогу следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Педагогу нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с Учетом потребностей высокоодаренных учеников. В этом плане родители должны по возможности помогать учителю.
Основной смысл последнего и предыдущего пунктов состоит в том, что развитие способностей по каждому из выделенных нами типов (точнее, уровней проявленности) одаренности требует создания особой образовательной Среды [36].
Для группы детей с предодаренностью образовательная Среда должна служить средством для раскрытия и развития своих природных задатков. Для этого образовательная Среда должна быть максимально вариативной, разнообразной по своему содержанию и представленным в ней культурно-историческим способам человеческой деятельности от «поделок руками» до разработки компьютерных программ и сочинения музыки. Попадая в такую среду, ребенок должен, с одной стороны, иметь возможность опробовать себя в разных учебных и неучебных ситуациях, где могут проявить себя его непроявленные (возможно неизвестные еще никому и ему самому в том числе) природные задатки. Поэтому образовательная Среда должна обеспечивать погружение ребенка в процессуально-различные виды деятельности. Реализация этой цели здесь принадлежит той образовательной Среде, которая создается в семье, и в так называемом дополнительном образовании (в школе -кружки, факультативы и т.п., вне школы - центры внешкольной работы, детского творчества, спортивных достижений, технического творчества, детские лагеря отдыха и т.д.). С другой стороны, задача педагога, родителя и психолога состоит в этом случае в том, чтобы создаваемая ими образовательная Среда позволяла бы пережить данному ребенку ситуацию успеха в выбранном виде деятельности и тем самым способствовала бы формированию у него потребности в выполнении этой деятельности. Здесь очень важно не просто безоценочное, но и эмоционально положительное принятие любого результата в выполняемом ребенком задании.
Для детей с ситуативным типом одаренности образовательная Среда должна стать средством, даюшим возможность более частого проживания состояния творческого акта. Образовательная Среда должна быть насыщена ситуациями, способствующими вхождению в творческое состояние. При этом проживание творческого акта учащимся должно не только концентрироваться на отдельной задаче, но и сопровождаться обязательным положительным эмоциональным подкреплением ее выполнения (данного вида деятельности) со стороны других людей (как сверстников, так и взрослых). Иначе говоря, речь идет о том, чтобы вывести развитие формируемых способностей ребенка на уровень эмоционально положительных социальных (межличностных) взаимоотношений. Это необходимо для того, чтобы начавшееся развитие способности не приостановилось из-за отсутствия личностной поддержки на социальном уровне. Для младшего школьного возраста -это мнение учителя, родителя и близких ему взрослых, для подросткового возраста -это мнение сверстников и личностно значимых для него взрослых, для юношеского возраста - это значимость в более широких социальных масштабах (города, страны, планеты). Здесь могут оказаться полезными различные групповые формы работы в виде коллективной подготовки проектов или же в виде тренинга, помогающего ребенку открыть в себе то, о чем он и не подозревает.
Для детей с личностным типом одаренности образовательная Среда должна стать, с одной стороны, средством удовлетворения («насыщения») потребности в выполнении интересующей его деятельности, с другой стороны - средством его личностного становления и самоутверждения, и наконец - средством освоения общечеловеческих ценностей и нравственных норм в своем сознании. Как ни парадоксально, но третье, очевидно, самое важное, иначе мы породим будущие психологические проблемы для данного одаренного. Поэтому образовательная Среда в этом случае должна быть напряженной, максимально насыщенной и не только по предметному содержанию, но
и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях. Дети с личностным типом развития одаренности это уже особо одаренные дети, и их не так уж много (всего 2-5%). Поэтому существенно, чтобы они знали, что они не одиноки, что есть и другие дети с теми же проблемами. столь непохожими на проблемы «обычных» детей, что они не отвергаются другими детьми и естественно взрослыми. Формы работы с такими детьми могут быть разными: от индивидуальной до спецклассов и разнообразных школьных и внешкольных состязаний, конкурсов, олимпиад и т.п. Нельзя не сделать предостережение о том, что, как и всякое логическое рассуждение, предложенная классификация одаренности по типам психической реальности, является определенной абстракцией. Одаренность не существует сама по себе, она всегда характеризует конкретного, реального ребенка. А реальный ребенок всегда богаче любых наших абстракций. Однако такая абстракции необходима, чтобы педагог и практический психолог имел возможность осознать, отрефлексировать специфику создаваемой им образовательной Среды и используемых им образовательных технологий.
«Всякая умственная деятельность велика и плодотворна только до тех пор, пока она остаётся неразлучною с искренностью и твёрдостью глубокого убеждения», - писал Д.И. Писарев. Развитие одарённости может идти более интенсивно при соблюдении ряда условий, способствующих этому процессу.
Одни из этих условий связаны с особенностями самого ученика, отражёнными нами в соответствующем перечне признаков одарённости. Другие зависят от содержания и характера деятельности преподавателя, которая может способствовать развитию одарённости или тормозить её раскрытие и проявление.
- Специфическое структурирование учебного материала и изучение его одаренными детьми в такой последовательности, которая обеспечивала бы не только усвоение, а и синхронное ускоренное развитие их способностей. Учет предпочтений как средство стимуляции их умственной деятельности.
- Определение индивидуальных закономерностей организации
- Обеспечение условий синтезирования поступающей информации с ранее усвоенными знаниями.
- Соотнесение вновь используемых внешних стимулов с внутренними установками личности школьника.
- Создание новых ассоциаций.
- Использование сравнений, гипербол, метафор. Создание новых ассоциаций.
- Задействование воображения.
- Подготовка стратегий организации воспринимаемой информации.
- Установление связей между ними и их трансформации
- Сетевое планирование.
- Оперативный самоучет
- Правильное распределение его диапазона.
- Фиксация затрачиваемого учащимися времени на разные виды деятельности в условиях урока с учетом индивидуальных возможностей учащегося. (Замеры времени позволяют перераспределять учащимися и учителями свои энергетические ресурсы и осуществлять наиболее рациональные действия).
- Контроль по результатам.
15.Текущий процессуальный корректирующе-направляющий контроль, фиксирующий характер и величину сдвигов возможностей ученика к продуктивной деятельности.
16. Процессуальный, пооперационный характер контроля над развитием познавательной деятельности одаренных учащихся.
17 Создание для ученика ситуации уверенности и успеха.
- Использование такой системы управления познавательной деятельности и поощрения ее результатов, которые закрепляют ситуативную уверенность в устойчивое личностное качество.
- Доброжелательное сотрудничество учителя и ученика.
- Создание для ученика условий, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания.
- Возможность использования учеником различных форм контрольных процедур.
- Использование форм контроля, позволяющих оценивать не только конечный, но и промежуточный результат работы, а также причины возможных неудач.
- Тематический учет знаний.
- Сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Гарантирование ученику права искать и ошибаться без снижения оценки.
- Предоставление возможностей исправления ошибок и повышения оценки.
- Использование на начальных этапах обучения безоценочного контроля.
- Соответствие целей контроля целям учебно-воспитательного процесса.
- Предоставление информации для ощущения и воображения.
- Модернизация содержания на основе дифференциации.
- Моделирование критических моментов для обострения восприятия и реакции.
- Наличие необходимого жизненного и предметного опыта, необходимого для распознавания и переработки поступающей информации.
- Необходимость гностического разнообразия.
- Удовлетворение ожиданий учащихся.
- Связь нового материала с ранее изученным.
- Организация хорового проговаривания. мысленного повторения.
- Перекодирование материала в другую словесную или знаковую форму.
- Межличностная поддержка.
- Циклическая сменяемость занятий, соответствующая неустановленному расписанию, а внутренним потребностям учащегося.
- Расширение спектра преподаваемых предметов, курсов, широкий вы|. бор содержательных компонентов.
- Многосторонняя индивидуализация и дифференциация.
- Гибкость учебного расписания.
- Мобильность и динамичность системы диагностики.
- Создание творческой среды.
- Обучение в разных типах школ на соответствующем уровне.
- Разнообразная внеклассная работа.
- Мобильные вертикальные и горизонтальные группировки.
- Ускоренное обучение в посильном для учащегося темпе.
- Обогащенные школьные программы.
- Своевременная диагностика интеллектуальных особенностей и способностей учащихся.
- Адекватное расширенным возможностям учащихся содержание программ обучения.
- Задания достаточного уровня познавательной трудности.
- Определение затрат времени и сил на выполнение разного рода заданий
- Опережающее обучение.
- Побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.
- Рациональный отбор учебного материала.
- Выделение базового, второстепенного, дополнительного материала.
- Обеспечение преемственности нового и старого учебного материала.
- Использование коллективных форм познавательной деятельности.
- Создание групп по интересам, временных гомогенных групп по пред-: метам.
- Использование различных видов проблемного обучения.
- Формирование профессиональных навыков управления учебно-познавательной деятельностью одаренных учащихся у преподавателей.
- Диагностика, учет и регулирование продвижения обучаемых от исходного уровня знаний и способностей учащихся.
- Использование данных психолого-педагогической науки
- Учет законов умственного развития в практике формирования познавательного стиля одаренного ученика.
- Наличие в арсенале учителя прогностических форм самоконтроля и самооценки своей и ученической деятельности.
- Сопоставление ожидаемых и реально полученных результатов контроля и оценки.
- Формирование базы знаний, необходимой для интеллектуального развития ребенка, не преувеличивая их роль в развитии общих умственных способностей.
- Формирование познавательных потребностей.
- Подкрепление умственной активности ребенка соответствующими стимулами.
- Поддержание инициатив ребенка во всех видах деятельности.
- Предоставление свободы выбора деятельности, чередования дел, продолжительности занятий одним делом, способов работы и др.
- Привлечение детей к строительным играм, сюжетно-ролевым и др.
- Развитие изобретательного таланта.
- Соблюдение границ между свободой творчества и разумным упорядочением деятельности.
- Самоуважение, осознание собственной значимости.
- Доброжелательные отношения с окружающей классной, школьной средой и внешкольным окружением сверстников.
- Размеренность, взаимоуважение, разнообразие жизнедеятельности и общения, отсутствие жесткой регламентации в жизни семьи, ее высокий интеллектуальный и образовательный уровень.
- Предоставление возможностей реализации физической активности.
- Применение адаптивных систем обучения.
- Обучение приемам самостоятельной работы, способам самоконтроля, исследовательской деятельности, умению добывать знания.
- Создание обстановки всеобщей заинтересованности.
- Устранение возможных элементов конкуренции.
- Поощрение совместных занятий с другими детьми.
- Отсутствие выделения и противопоставления другим.
- Отсутствие перехваливания.
- Отсутствие демонстрации исключительности достижений, порождающих ревность и отторжение одноклассниками, но и преуменьшения заслуг и уникальных способностей.
- Создание обстановки доброжелательности, взаимопомощи, раскованности, свободы, спокойствия и деловитости.
- Оказание поддержки.
- Хорошее отношение учителей и родителей.
- Демонстрация заинтересованности в их деятельности, высокая оценка ее полезность и результатов.
- Дифференциация условий обучения в зависимости от типа личности школьника.