Эссе
Эссе" Новые возможности для творчества в образовательном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_na_konkurs.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Творческая работа
«Новые возможности для творчества
в образовательном процессе»
Подготовила:
Гасанова Раисат Насруллаховна,
учитель русского языка и литературы
с. Турксад, 2019 г
С тех пор, как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земеле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.
Рудаки
Творческая работа — это прекрасный,
необычайно тяжелый и
изумительно радостный труд.
Н. Островский
Всем хорошо известно, что один из важнейших выборов в жизни человека касается его профессии. Многие люди в наше время поступают в вуз, чтобы получить ту или иную специальность, и лишь по окончании высшего заведения понимают, что это – далеко не то, чем им хотелось бы заниматься. Для меня профессиональный выбор был определен еще в школе. Я не представляла себя в другой профессии. Я думаю, главную роль в этом сыграли мои школьные учителя, которые своим примером вдохновили меня к выбору дела жизни. Именно они явились примером для подражания. Именно они определили мой профессиональный выбор.
Что для меня значит слово «учитель»? Каким он должен быть?
Учитель – это человек с большой буквы, с огромным, чистым и добрым сердцем. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов тебя выслушать и придти на помощь. Он вкладывает в нас свою любовь и заботу, ничего не требуя взамен. Учитель – это незаменимый человек в судьбе каждого школьника.
Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям.
Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.
Так уж сложилось в моей жизни, что, проработав совсем немного, мне пришлось оставить на время эту профессию. И вот, спустя 9 лет, я вновь в родной среде. Я вновь стою перед детьми, смотрю в глаза своих учеников и вижу в них безмерное доверие и любознательность. Понимаю, что должна не просто вложить в детей премудрости наук, главное мое предназначение – научить детей впитывать знания с охотой, открыть перед ними мир, научить их жить в нем. Я учу их мыслить, учу слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – учу учиться, самостоятельно видеть проблемы, искать пути их решения, опираться на знания и верить в победу. Всегда идти только вперед.
В жизни все стремительно меняется. И процесс обучения тоже не стоит на месте. Время быстро течет и беспрестанно вносит в жизнь новые черты, новые требования. За время моего отсутствия введены новые стандарты в образовании. И я понимаю, что мне тоже нужно идти в ногу со временем, быть в курсе всех новшеств, перемен в обществе.
Способность нестандартно мыслить в современном обществе в период модернизации, становится важнейшим качеством педагога. Чтобы выполнить требования ФГОС, нужно быть творческой личностью
Но что же всё-таки значит быть творческой личностью?
По моему мнению, творчество – это деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Считаю, что каждый человек занимается творчеством в тот момент, когда он не просто механически выполняет свою работу, а пытается внести что-то новое в нее, совершенствуя ее хоть в чем-то.
Что для меня значит творчество учителя в наше время? Интересные, разнообразные уроки, которые побуждают ученика мыслить, решать проблемные ситуации, самостоятельно проводить анализ и в конечном итоге - стремиться узнать новое. Должна появиться мотивация к учению, познанию нового. Повсеместная компьютеризация, увеличение информационного потока, применение новых технологий – это плюсы современного образования, позволяющие разнообразить уроки.
Главными признаками творчества считаю создание нового или усовершенствование известного, оригинальность неповторимость продукта деятельности, ее результатов. Современный урок рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель, учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный опыт. На уроке всегда должен присутствовать дух творчества, поиска, высокая научность, рационально использоваться методы и приемы обучения.
Школам сегодня нужны не просто учителя, знающие свой предмет, а педагоги, желающие открыть для себя новые возможности и имеющие стремление к творческому поиску.
Я убеждена, что человек творческий способен быстро анализировать ситуацию, находить нестандартные способы решения проблем, видеть привычные вещи в новом необычном ракурсе, взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира. Я полагаю, что творческая личность – это человек, имеющий способность превращать любую деятельность в творческий процесс. Сегодня мы знаем, что формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость раскрытия потенциала ребёнка: его познавательных интересов, способностей и возможностей. Чтобы реализовать эти задачи, научить детей мыслить по-новому, педагогу необходимо, в первую очередь, самому подойти к процессу обучения творчески.
От школы требуется дать детям возможность раскрыть свои способности, подготовить их к будущей жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь нужны не только высокие показатели успеваемости, качества знаний, но и высокий уровень развития у учащихся познавательных способностей, развития внимания, памяти, воображения, рефлексии.
А чтобы достичь этих результатов, стоит сделать учебный процесс творческим, превратив школу в мир интересных открытий. И если ребенок это ощутит, он будет учиться, получая удовольствие, постепенно открывая все новое вокруг себя и в себе. Успешно воплощать в жизнь любые идеи, мне помогает компьютерная техника, мультимедийные технологий, интернет коммуникации. Огромное количество всевозможных игр придумано для того, чтобы уроки проходили в непринужденной и творческой обстановке самопознания. И школьники всегда радуются возможности открыть что-то новое.
Процесс развития не стоит на месте, и возможно, что в скором времени на учебных занятиях будут использоваться совсем не такие технологии, как сегодня. Обновления в образовательном процессе будут происходить постоянно, но до тех пор, пока не найдется баланс во всех предметных связях. Главное, творчески подходить к организации образовательного процесса. Работа должна вестись непрерывно, так как школа – это место, где ребенок чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Именно здесь человек начинает готовиться к будущему, строя свою маленькую карьеру, которая откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь.
Я преподаю уроки русского языка и литературы в 6-х классах. Для того чтобы сделать процесс обучения увлекательным, стараюсь преподнести материал в более доступной и понятной форме. Опираясь на свой небольшой опыт, могу сказать, что это находит отклик среди учащихся.
Считаю, что современный урок - это урок, который включает максимальное число работающих детей; содержащий разные виды деятельности; урок, на котором ученику комфортно, весело и интересно; урок, развивающий креативное мышление.
Для активизации учебного процесса я использую элементы проблемного и развивающего обучения. Стараюсь при этом организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были активными субъектами образовательного процесса. В своей работе использую современные методы и информационные технологии: уроки презентации, уроки с использованием электронных средств обучения, Интернет ресурсы, здоровьесберегающие технологии, творческие мастерские, метод проектов.
Нельзя не отметить тот факт, что концентрация внимания на уроке значительно выше, если применяются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий даёт принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Основными целями применения ИКТ на уроках русского языка и литературы являются: повышение мотивации к изучению предмета, развитие способности к рефлексии (размышление, самооценка, самонаблюдение).
Своей задачей считаю помочь ребенку раскрыться, проявить себя, подтолкнуть его к саморазвитию через творчество. Именно творчество, как я думаю, является ключевым аспектом в развитии способностей ребенка. Важно создать для этого благоприятные условия.
Считаю, что проблемное обучение дает новые возможности для творчества в образовательном процессе. Когда перед человеком стоит проблема, он всегда ищет пути выхода из нее. Создавая проблемную ситуацию на уроке, я даю каждому ученику возможность проявить себя, найти выход.
Всегда стараюсь разнообразить свой урок, используя проекты, викторины, творческие работы и многое другое. В процессе таких уроков ученики более активны, учатся общаться, сотрудничать. Я замечаю, что дети, не стесняясь, принимают участие в обсуждении, они радуются возможности действовать и достигать успеха, преодолевать трудности. Творческое решение построения урока и отбора материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес. Именно методика с применением проблемного обучения помогает мне реализовывать все это на практике.
Таким образом, учитель – это творчески развитая личность, профессионал, владеющий комплексом знаний и умений. Он артист, художник, иногда – писатель, певец. Поэтому важно учителю быть разносторонне образованным человеком.
Миссия педагога во все времена остается неизменна: передать накопленные человечеством знания новому поколению, воспитать успешных детей, помочь им адаптироваться в обществе, приобщить их к культуре, общечеловеческим ценностям.
Я стараюсь, чтобы мои уроки были всегда связаны с современной жизнью, были не похожими один на другой. Хочу, чтобы ученики были позитивными, чтобы они уважали чужую точку зрения, знали историю своей страны, были патриотами и гражданами. Знаю, что от того, как я буду работать, зависит будущее - мое, моих учеников, моей страны.
Главное, что я поняла: никогда нельзя останавливаться в своем развитии. Ведь жизнь учителя - это вечное стремление к познанию.
Таким образом, в образовательном процессе должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов и ученика, и учителя. Все это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся и самореализации педагога.
Я ощущаю себя как творческую личность: люблю организовывать мероприятия, участвовать в конкурсах. У меня есть желание развиваться, хочется стремиться к новым достижениям, приобретать опыт. Конкурс «Педагогический дебют» для меня – это ещё одна ступень в профессиональном становлении, открывающая возможность приобрести полезные навыки, это общение с коллегами из других населенных пунктов, возможность увидеть что-то новое в образовательном процессе, то есть набраться опыта для того, чтобы увереннее чувствовать себя в дальнейшей работе.
Думаю, что я счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом
Счастлива еще и потому, что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Мне приятно, когда детям нравится учиться и вижу результаты своего труда.
Считаю, что не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. А следует пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.
Вновь и вновь анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова. И здесь девизом для меня являются слова древнеримского философа Сенеки: «Дорогу осилит идущий».