« Для всего, что есть в природе, - воды, воздуха, неба. облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Константин Паустовский Аннотация. В проекте «Компетентностный подход при работе над словарными словами на уроках русского языка» предлагается новая форма организации деятельности обучающихся на основе компетентностного подхода. Компетентность – это реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности, умение самостоятельно подходить к решению проблемы, организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения, создавать свое собственное решение, понятно и ясно представлять свое решение в словесной или иной форме. В ходе работы над проектом мною разработана система и структура действий педагога для реализации конкретной задачи (компетентностного подхода при работе над словарным составом русского языка) с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, конкретизировано содержание, подобран материал визуального ряда для работы над словарем и проведения мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций. Данный проект может быть использован учителями начальных классов, учителями русского языка и литературы. Обоснование необходимости проекта. Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума на сегодняшний день уже не вызывает сомнений. Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться.... Какими же ключевыми компетенциями для этого должны обладать выпускники начальной школы? Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты: - когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
- деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
- ценностно - смысловой - оценивание, отношение, эмоции, воля.
Главная задача начальной школы – создать базовые условия для формирования компетентности, столь необходимой для успеха в разных сферах жизни любого человека. Компетентность подразумевает продуктивное предметное мышление, знания, ценностную и нравственную ориентацию, социальные и поведенческие установки – все, что может быть мобилизовано для эффективного действия. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. Русский язык в школе является не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребенка как Человека, а словарная работа – это систематическая, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется все годы обучения. Поэтому в своем педагогическом проекте я рассматриваю то структурный компонент обучения, который подчинен цели: знакомству со словом, осознанию и умелому использованию, как всего слова, так и его составляющих. Результаты диагностирования детей, поступающих в 1 классы, свидетельствуют о наличии тенденции нарастания неполной готовности детей к школе. По моим многолетним наблюдениям около 60 % будущих первоклассников не умеют на оптимальном уровне выполнять логические операции в форме словесных понятий, 30% имеют нарушения в фонематическом строе речи, 50% затрудняются в поиске слов и выражении мыслей. То есть, ребенок владеет понятием, обозначенным определенным словом, но, не зная литературного языка, чаще употребляет диалектные слова. Речь недостаточно выразительна, слова приходится «вытягивать», ответы ребят односложны. Речевое недоразвитие проявляется также в суждении как пассивного, так и активного словаря. Актуальность внедрения компетентностного подхода в школу становится всё более очевидной. Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетенции». Компетенции и компетентностный подход занимают центральное место в системе управления качеством образования, поэтому мой педагогический опыт на данный момент является актуальным. На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». Опыт востребован в реальной педагогической практике, т.к. существует проблема большого количества ошибок при написании «словарных» слов. В большинстве работ по данной проблеме рассматривается вопрос об освоении обучающимися моторных навыков запоминания трудных слов, (а попросту – заучивания), в то время как процесс деятельностного подхода к работе над словарными словами оставался неисследованным. В связи с этим возникает проблема: как организовать работу над словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно - познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность. Народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Исходя из этого, основой моего педагогического опыта является изучение словарных слов с использованием деятельностного подхода, который предполагает формирование ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной и коммуникативной. Мой опыт вносит принципиальные изменения в организацию словарной работы на уроке. Обучающиеся не просто заучивают написание слова, а ставят перед собой задачу: разобраться, почему именно так, а не иначе пишется данное слово, появляется мотивация к запоминанию написания данного слова, формируется учебно-познавательная компетентность. Информационная компетенция наблюдается в самостоятельном поиске, анализе и отборе информации. А так как основная работа происходит в группе, формируются коммуникативные умения обучающихся. Используемые мною методы отражают принципиально новый подход к обучению. Это направление основывается на идее, суть которой состоит в том, что знание нельзя передать от учителя к ученику и его нельзя прочитать в книжке. Его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Поэтому в этом подходе к обучению особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности обучающихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности обучающихся, координатором и консультантом. Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному запоминанию. Хорошо поставленная словарная работа всегда вызывает у учащихся большой интерес, способствует усилению познавательной активности. Такая работа бывает обычно живой, интересной, а система специальных упражнений дает возможность сделать уроки насыщенными, максимально эффективными. Цель проекта: - Изучение состояния и перспектив развития реализации компетентностного подхода при работе над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе;
- Разработка методических рекомендаций по реализации компетентностного подхода при работе над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах.
Задачи: 1.Изучить педагогическую и методическую литературу по теме педагогического проекта. 2. Разработать и апробировать методические рекомендации по совершенствованию словарной работы с точки зрения компетентностного подхода. 3.Составить комплекс упражнений, направленных на формирование словарной грамотности обучающихся. Основное содержание проекта. Цель и задачи определили этапы педагогического проекта. Проект реализуется в три этапа на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Советский. I Этап 1.Теоретико – поисковый (1 класс (2 полугодие) 2010 г. - 2 класс (1полугодие) 2010 г. - изучалось состояние проблемы в теории и практике обучения написанию словарных слов; проводилась работа по методикам известных лингвистов и учёных, направленная на эффективность усвоения словарных слов; выявлены основные причины, препятствующие успешному усвоению «трудных» слов; выдвинута рабочая гипотеза; определены последующие задачи. II этап. 2.Экспериментально -диагностическом (2 класс (2 полугодие)2011 г. ) – осуществлялся компетентностный подход в работе при изучении словарных слов; выявление педагогической эффективности использования данного метода в процессе усвоения написания словарных слов. III Этап 3.Результативно-обобщающий (3-4 класс 2011-2013 гг.) - продолжается система работы над словарным словом с применением компетентностного подхода; планируется проверка и обработка результатов словарных диктантов, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, внедрение результатов в последующих классах средней школы.
Объект – организация словарной работы на уроках русского языка .
Предмет – методические приёмы и средства, способствующие формированию ключевых компетенций (учебно-познавательной, информационной и коммуникативной).
Гипотеза Предполагается, что разнообразие форм словарной работы на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников. Практическая значимость педагогического проекта заключается в системе работы над словарными словами с применением компетентностного подхода, обеспечивающего повышение качества орфографической грамотности обучающихся, что отражается на эффективности образовательного процесса и усовершенствовании методов преподавания русского языка. Продуктом данной работы должен стать словарь, в который войдут словарные слова, изучаемые в начальной школе. Каждое слово - это маленькая энциклопедия. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный ученый-методист А.В. Текучев. Одной из первостепенных задач школы является обогащение и уточнение словаря школьника. Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. И.И. Срезневский утверждал, что надо объяснять детям значение слов не только на уровне представлений и понятий, предлагал упражнять не только память детей, но и мышление, заставлять вдумываться в значение слов, находить связи между ними. Таким образом, ученые – методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей. Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления. В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи. Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли. Развивая оперативную память, следует применять упражнения на запоминание. Выбираются такие виды заданий, которые позволяют включать в действие такие факторы: зрительный, слуховой, речедвигательный, мыслительный. Дети запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид и даже начертание отдельных букв в «опасном» слове, запоминают не только звуковой состав произносимого слова, но и фонемный состав. Орфографическое проговаривание – важный шаг в работе над орфографической зоркостью при написании слов с непроверяемой безударной гласной. Среди учебных умений важное место занимает умение пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Но по моим наблюдениям редкий ученик воспользуется этим богатством – даже если все словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: все начинается с детства. Правильно организованная словарная работа позволит развить навыки работы учащихся со словарями и справочной литературой, способствует формированию у школьников умения осуществлять информационную переработку словарного текста, извлекать необходимую информацию, добывать знания самостоятельно. Это особенно важно для выпускников начальной школы. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся. А создание системы упражнений на основе аналитической работы над словом, предполагающей возможность выбора, проявления индивидуальных исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересоразвивающей речевой среды позволяет осуществить личностный подход, поскольку одно из достоинств системы словарной работы – ситуация успеха для ученика. Если на более ранних этапах обучения ребенку не привили потребность общаться со словарями, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему работа со словарями должна начинаться в начальных классах. Осуществляется деятельностный подход в работе над словом (формируется учебно-познавательная и коммуникативная компетенции). Обучающиеся много работают с разными лингвистическими словарями (орфографическим, этимологическим, толковым), выходят в Интернет (формируется информационная компетенция). Учебная задача – основная методическая единица, в рамках которой в специально моделируемой учителем совместно-распределённой деятельности обучающиеся обнаруживают сущностное исходное отношение понятия и на его основе конструируют общий способ практических действий. Учебная задача имеет следующую структуру: - Постановка учебной задачи
- Анализ ее условий и поиск способа
- Конкретизация (расширение условий применения) найденного способа
- Контроль и оценка усвоения.
На первом этапе практическая задача может стать учебно-практической, если ученик в совместной деятельности с кем-то более «умным» (с учителем) сосредоточит внимание на способе действия, а не только на результате, если в процессе анализа задачи в совместной деятельности как промежуточная цель выделится учебная цель и способы её достижения. На основе учебной деятельности у учащихся развиваются такие способности как рефлексия, анализ, мысленное планирование, а также потребности и мотивы учиться – формируется учебно-познавательная компетенция. Организация мышления школьников при овладении словарно – орфографическими навыками. - представление слов (восприятие); - этимологическая справка (осмысление); - лексическое значение (опознание информации); - орфографическое проговаривание (перевод действия во внешне – речевую форму); - умение определить орфограмму (анализ, обобщение); - Правильное использование словарных слов в устной и письменной речи (обобщение). Работу над каждым словом нужно связывать с изучаемым на уроке материалом. Всегда представлять учащимся возможность написать нужное слово и осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, в связном тексте. Методические рекомендации при организации словарной работы на основе компетентностного подхода. Успешному запоминанию слов способствует соблюдение определенных условий: установка на запоминание: (ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо); заинтересованность (легче запомнить то, что интересно); яркость восприятия (лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает эмоции); образность (запоминание, опирающееся на образы, лучше механического запоминания). Приёмы словарной работы на уроках русского языка тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых ударением. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности. Этапы работы над словом: I. Работа над мотивацией, постановкой и пониманием задачи I.1.Запись слова звуками (орфоэпическое произношение). I.2.Запись слова буквами, как может сам ребёнок. I.3.Фиксация разных детских записей на доске (правильных и неправильных). I.4.Сравнение своей записи с написанием в словаре. I.5.Выявление проблемы: «сколько разных записей!?» (обнаружение несостоятельности). I.6.Выявление причин несостоятельности (ищем ошибкоопасные места), рефлексия, контроль своих действий. I.7.Постановка задачи для самого ребёнка: «Почему это слово пишется так, а не иначе? Надо научиться писать это слово, запомнить его написание» При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работу можно проводить и в такой последовательности: - чтение слова с доски, с таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто - то из учеников записал раньше); - обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением; - проговаривание слова вслух; - письмо слова в тетрадях; - разбор слова по составу, подбор родственных слов; - этимологический анализ (если возможно и необходимо); - составление сданными словами словосочетания, предложения (устно и письменно). II. Решение задачи. Прочтение слова орфографически, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание слова вслух, письмо слова в своих словариках, в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно). Вот всё, что мы делаем на этапе II (этапе решения задачи) - это делается почти всеми учителями почти на каждом уроке (не зря я выделила эти действия в отдельный пункт). Но это не всегда нужно самому ребёнку, нет мотива запомнить данное слово. Учат словарные слова лишь единицы детей – те, которые хотят получить «пятёрку». Работа на этапе I – это работа над мотивацией, постановкой и пониманием задачи. Её ни в коем случае нельзя обойти. II этап — решения задачи, включает в себя следующие действия: 1) анализ (прочтение слова орфографически, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, нахождение других орфограмм, проговаривание слова вслух, разбор слова по составу, этимологический анализ). Эту работу следует организовывать в группах; 2) моделирование (письмо слова в своих словариках, в тетрадях); 3) преобразование модели (подбор родственных слов); 4) решение частных задач (составление и запись словосочетаний и предложений с данными словами), работу можно связать с темой урока; 5) контроль и оценка (диктант, самоконтроль, обмен тетрадями и т.п.). Для запоминания слов в 3 классе был оформлен стенд «Запомни эти слова». На нем помещались только те слова, которых нет в «Словаре» учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. В 4 классе стенд «В мире слов» включал в себя следующие рубрики: - «Из толкового словаря» (в этой рубрике приводится толкование слова). - «Однокоренные слова». - «Присматривайся к слову!» (в рубрике приводятся словосочетания с данным словом). - «Как произошло слово?» - «Когда так говорят?» - «Наш словарь» - Конверты – кармашки для загадок, пословиц, поговорок, считалок, предложений. При проверке домашнего задания по учебнику непременно нужно спрашивать детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Нельзя оставлять без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося учащемуся. Необходимо учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье. Находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики. В 1 классе и первом полугодии 2 класса слова в словарики записывают коллективно. Вся эта работа над словом или группой слов осуществляется в течение недели. Всю неделю (5-6 уроков) по 5-7 минут на каждом уроке посвящаю словарной работе, используя разные задания (упражнения для отработки написания слова, «ловушки», диагностические упражнения). Раз в четверть проходит контрольный словарный диктант. В приложении имеется дидактический материал для работы над словарём на каждый день. Так осуществляется деятельностный подход при работе над словарными словами. Мы не только работаем над повышением грамотности детей. Данные приёмы позволяют развивать весь комплекс ключевых компетенций (учебно-познавательной, информационной и коммуникативной). Механизм реализации методических приемов работы над каждым новым словом можно продемонстрировать на примере слова «земляника». Первый урок. - Запись слова звуками: [з’имл’ин’ика].
- Запись слова буквами, как может сам ребёнок.
- Фиксация разных детских записей на доске: зимлиника, земленика, земляника, зимленика, землиника, зимляника.
- Выявление причин несостоятельности (ищем ошибкоопасные места), рефлексия, контроль своих действий : ударный звук – третий[и], безударные гласные – первый и второй [и].Начинаем рассуждать. Что такое земляника? Это ягода, которая растёт близко к земле. Однокоренное слово – земля, значит первую гласную можно проверить словом – земли. Корень слова -земл-, суффиксы – [-ин-], [-ик-]., гласную первого суффикса можно проверить словом землянка. Все ошибкоопасные места объяснены. Единственно правильная запись слова – «земляника»! Сравниваем с записью в словаре. Ура! Мы всё сделали правильно
- Моделирование. Можно записать слово в свой словарик.
(С таких, на первый взгляд кажущихся, мелких, но очень значительных для формирования деятельностной компетенции, моментов, начинается любая работа на уроке, включая и словарную работу.) Дальнейшая работа проводится по методике, описанной выше. Одно из домашних заданий, которое дети получат после этого урока, - задание на выбор: а) найти в словаре происхождение слова «земляника» (формирование информационной и познавательной компетенции); б) подобрать однокоренные слова; в) подобрать слова, схожие по составу со словом «земляника» (одноструктурные). Второй урок. Словарную работу на этом уроке можно начать с проверки домашнего задания (обмен мнениями детей). А можно – с загадок: 1.Я капелька лета на тоненькой ножке Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица.(Земляника) 2.Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Черника.) Третий урок. (связываем с темой урока «Имена прилагательные. Их употребление в речи»): 1. Задание: образуйте от слов прилагательные. З-мл-ника – ………….поляна Ч-рника – ………….. варенье К-ст-ника – ……?……кисель (из костяники) 2. Добавьте имена прилагательные к данным словам (условие: прилагательные использовать разные): Г-лубика (какая?) (нежная, душистая, сладкая) Ч-рёмуха (какая?) (чёрная, кислая, ароматная) М-лина (какая?) (мягкая, спелая, вкусная). Четвёртый урок. Задание. Составьте и запишите небольшой рассказ, используя следующие слова (слова записаны на доске): I вар.: м-лина, з-мл-ника, см-родина. II вар.: ч-рника, к-ст-ника, г-лубика. В диктант включаем следующие слова: ягода, малина, земляника, голубика, черёмуха, рябина, смородина, костяника, черника. (Можно включить названия ягод, растущих в вашем регионе). Одним из методических приемов является и изучение слов блоками по 5. 6 слов, связанных по смыслу, например: газета, готовить, выразительный, цитата, кабинет, или лепесток, ладонь, желтый, облако, простор. Работа ведется целую неделю. 1 день: Самостоятельное чтение слов детьми про себя; чтение учителем слов орфографически; дети повторяют 2 – 3 раза орфографически, глядя на карточку; орфографическое чтение всего блока, запись слов с карточки (или со словаря, если работа идет по книге). 2 день: (словарь по – хитренькому). Карточка со словом на мгновение показывается классу; учитель произносит слово орфоэпически (если техника чтения учащихся достаточно высока, то этот этап можно опустить); дети 3 раза произносят слово орфографически; запись слов с карточки (со словаря); После записи всего блока слов следует проверка. 3 день: устный диктант всего блока слов (учитель один раз произносит слово орфоэпически, класс три раза проговаривает слово орфографически). 4 день: карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания; запись слова, графическое оформление, проверка блока слов. 5 день: слуховой (контрольный диктант). В работе над словарными словами можно использовать такие виды словарно – орфографической работы: а) диктанты: зрительный, выборочный, картинный, творческий, по памяти, комментированный, контрольный; б) использование словарей: этимологический, орфоэпический, толковый, обратный, орфографический; в) лексикографические упражнения: фразеология, синонимы, антонимы; г) работа с книгой: научно – популярная, художественная литература, устное народное творчество и т.д.; д) игровая деятельность: «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Кто правильнее?», «Кто лучше и интереснее?», «Снежный ком» и др. Партнёры. В осуществление проекта вовлечены следующие участники процесса: обучающиеся, учитель, родители. Целевая аудитория. Проект рассчитан на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. Ожидаемые результаты и социальный эффект. Предметные результаты. Обучающиеся начальной школы должны уметь составлять звуковую модель слова, морфемную модель, грамотно записывать словарные слова. Метапредметные результаты. 1. Сформированные логические учения (классификация, сравнение, анализ, обобщение, аналогия, описание, толкование слова и т.д.). 2. Ориентировка в источниках информации, умение ими воспользоваться с целью накопления информации на заданную тему. 3. Умение пользоваться словарем, библиотечным фондом, ориентироваться в печатном источнике информации. Разработка системы заданий, не позволяющих учащимся ответить на вопрос, пока они не найдут недостающие знания в другой книге. 4. Формирование у ребенка способности к самоконтролю, необходимого для его включения в учебную деятельность. 5. Положительная динамика в знаниях учащихся. 6. Занятия в кружках, призовые места в олимпиадах. Личностные результаты. 1. Высокая мотивация к информационной деятельности. Ценностное отношение к информации, источникам информации. 2. Сформированные рефлексивные умения. Толерантное отношение к чужому высказыванию, к противоположной точке зрения. Достигнутые (промежуточные) результаты. Предметные результаты. Работая по системе, которая описана выше, я мною был проведен мониторинг. В классе 26 человек. Уровень обученности - выше среднего (качество знаний по русскому языку в 3 классе составило54%, в 4 классе – 46%). Мониторинг результативности контрольных словарных диктантов в период с мая 2012г. по май 2013г. следующий:
№ | Дата проведения словарного диктанта | Количество отметок «5» «4» «3» «2» | Качество в % | 1. | 3 класс (окончание учебного года) | 2 10 12 2 | 46 % | 2. | 4 класс (окончание учебного года) | 3 10 13 0 | 50% |
По данным мониторинга мы видим, что грамотность детей повысилась (с46 % - до50%). Метапредметные результаты.
- Сформированы логические учения (классификация, сравнение, анализ, обобщение, аналогия, описание, толкование слова) (у 50% обучающихся). - Ориентируются в источниках информации, умеют ими воспользоваться с целью накопления информации на заданную тему (70% обучающихся). - Умеют пользоваться словарями, библиотечным фондом, ориентироваться в печатном источнике информации (100% обучающихся). Личностные результаты. - За счет интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова, его образование, состав, происходит обогащение речи детей; - обучающиеся научились уважительно и творчески обращаться со словом; - появилась потребность в самостоятельной творческой работе; Таким образом, анализируя ожидаемые и промежуточные результаты, можно сделать вывод о целесообразности внедрения данного проекта в образовательный процесс. Критерии сформированности учебно-познавательной компетентности ученика: умение планировать свою деятельность; умение принимать, сохранять, ставить новые цели; умение анализировать свою работу; умение осуществлять самоконтроль по способу действия. Критерии сформированности коммуникативной компетентности ученика умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; знание способов взаимодействия с окружающими людьми. Критерии сформированности информационной компетентности ученика владение знаниями и умениями в сфере работы с информацией, необходимыми для поиска, обработки и хранения информации; потребность во взаимодействии с информацией и отношение к информации, источникам информации, к работе с информацией. Для дальнейшего развития проекта необходимо следующее: - разработать дидактический материал для работы по новым программам Стандартов второго поколения;
- четко выстроить систему изучения и повторения материала:
- систематически выполнять орфографические упражнения:
- развивать навыки активного использования лексической базы в письменной и устной речи:
- регулярно отслеживать результаты.
Методические результаты: 1.Поиск занимательных форм и методов работы. 2.Рассмотрение различных подходов к словарной работе. 3.Облегчение работы учащихся. Благодаря хорошему отбору и четкому структурированию дидактического материала и разнообразию методических приемов. 4.Ведение гибкой и корректной системы контроля и оценки орфографических умений и навыков.
Литература. 1. Буйко В.И., Л.В. Русский язык в кроссвордах. Запоминаем трудные слова. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 80с. 2. В.П. Канакина Работа над трудными словами в начальных классах. – Москва «Просвещение», 1991. - Т.М. Анохина Работа со словарными словами. Занимательные материалы. Выпуск 2. Волгоград «Учитель», 2008.
- Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании.— М.: Чистые пруды, 2007. – 32с.
- Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
- Примерные программы начального общего образования. (Стандарты второго поколения). В 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с.
- Соколова Г.И. Принципы и способы организации учебного исследования на уроках. – Самара. 2001г. – 77с.
- Л.П. Николаева, И.В. Иванова Работа со словарными словами. Издательство «Экзамен», Москва, 2008.
- Ушакова О.Д. Лексический разбор слов: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 96с.
- Ушакова О.Д. Словарик иностранных слов. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 96с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. (Проблемы возрастной и педагогической психологии): Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.; Международная педагогическая академия, 1995. – 224с.
|