Обмен опытом

На этой странице представлен материал выступлений в рамках обмена опытом на районных семинарах, мастер-классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет

история

Класс

Тема урока

Тип урока

Цели

Предметные

Метапредметные

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Решать тестовые задания

Уметь  получать информацию из разных  источников,

давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; путем наводящих вопросов проблемного характера и решения  познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся.

Основные понятия, изучаемые на уроке

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

2

Актуализация знаний

Познавательные: анализ

Коммуникативные: монологическое высказывание

Организует решение теста по теме № 5 «Западная  Азия в древности» (фронтально).

Игра «Третий лишний» СЛАЙД 1-2 

Решают тесты.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик по имени Маугли тоже жил в этой стране. СЛАЙД 3

(Показывает детям слайд- шоу с видами Индии в сопровождении индийской музыки).

Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Вопрос: - как вы думаете а как называется государство, в которое мы отправимся сегодня? СЛАЙД 4

Создает проблемную ситуацию: «Древние греки называли Индию «страна  чудес». В конце урока мы должны ответить, почему».  СЛАЙД 5

Определяют тему урока, цель. 

Индия

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Ребята Каждый раз когда мы знакомимся с новой страной Древнего мира мы в первую очередь на что обращаем внимание? 

План урока.

1.Географическое положение Древней Индии.

2.Природные особенности Индии.

3.Занятия населения Древней Индии.

4.Верования индийцев

1-2.Государство «Древняя Индия» возникло в III тысячелетии до н.э .-  все индийские государства объединил под своей властью Ашока.

Организую работу с учебником п.1-2 с.95-97 и картой:

Один ученик у доски работает с картой

1)где находится Индия?

2)какие моря омывают Индию?

3)какие горы защищают Индию?

СЛАЙД 8

Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает «жилище из снега») Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма.    

4)какие крупные реки текут по территории Индии? СЛАЙД 9

5)как «ведут» себя реки в июле и в августе каждого года?

6)в каких странах  мы встречали это явление?

7)что такое джунгли?  СЛАЙД 10

8)какими фруктами мог питаться человек в джунглях?

9)чем опасны были джунгли?

СЛАЙД 11

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

СЛАЙД 12

А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с историческим документом и ответить на вопросы.

В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То
кабан, то шакал, то буйвол,
то
рысь, то пантера
И светлая влага кипела
Множеством рыб,
крокодилов и змей
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них
обезьяны,
по  сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя,
попугаи

СЛАЙДЫ 13-14 

СЛАЙД 15


3.Ребята а теперь откройте ваши учебники на странице 97, самостоятельно прочитайте третий пункт и выполните задание о сельскохозяйственных культурах Индии и запишите в ваших листочках

Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Опишите основные занятия индийцев.

СЛАЙДЫ С 16- ПО 22

4.Организую комментированное чтение п. 5 с.99-100 и беседу по вопросам:

1)какие религиозные верования существовали у древних индийцев?

2)что сходного в представлениях индийцев и египтян о жизни после смерти, в чем различия? СЛАЙД 23

3)какие животные в Индии считались священными? СЛАЙД 24

СЛАЙД 25 А теперь ребята давайте ответим на наш проблемный вопрос который мы поставили в начале урока

ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что

 -в Индии были благоприятные природные и климатические условия,

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

- удивительные растения и животные.

По ходу урока учащиеся заполняют карту и рабочий лист  СЛАЙД 6

1-2.Работают с картой с.96

Читают текст на с.95-97 и отвечают на вопросы

1)Южная Азия, п-ов Индостан

2)Индийский океан, Аравийское море, Бенгальский залив

3)Гималаи

 4)Инд и Ганг

5)от сильных дождей они выходят из берегов

6)Египет и Междуречье

7)густые, труднопроходимые леса

8)бананы, манго, кокосы

9)хищные звери, ядовитые насекомые, змеи

З/Т Полуостров –

Океан –

Реки –

Рельеф –

Горы -

Слушают стихотворение и называют представителей животного мира.

3.

Проверяю их работу.

4.Комментированное чтение п. 5 с.99-100 и беседа по вопросам:

1)вера в переселение души

2)египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых. индийцы считали, что после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик.

3)слон, корова

5

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

СЛАЙД 26-27 Ребята, вспомните, о чем мы говорили  и вставьте слова на месте пропусков. (работа с текстом)

Индия расположена на полуострове……..

Северной границей Индии служат горы …………….

Самые крупные реки Индии – это …………

Густые, непроходимые леса Индии называются ………………

Жители Древней Индии выращивали ……………. и делали из него одежду.

 Вставляют пропуски в текст

6

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

СЛАЙД 28 Повторить параграф 20  о/в 

  • Заполнить контурную карту Древняя Индия
  • Подготовить сообщения на тему «Шахматы», «Индийские цифры»

Домашнее  задание   записывают   в дневник.

 

7

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

СЛАЙД 29 В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • «Меня удивило на уроке…»
  • «Я не успел на уроке …»
  • «Я бы еще хотел узнать о том, что…»

Отвечают на вопросы

 Игра «Третий лишний»


  • Сегодня на уроке я узнал…
  • «Меня удивило на уроке…»
  • «Я не успел на уроке …»
  • «Я бы еще хотел узнать о том, что…»

Самоанализ урока истории в 5 классе по теме «Природа и люди Древней Индии»

Тема: Природа и люди Древней Индии

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок - путешествие

На уроке происходило изучение новой темы: «Природа и люди древней Индии». Это тема открывает блок уроков, посвященных изучению истории стран Востока (Индии и Китая) в древности.

Цель урока: дать представление об истории Древней Индии.

Цель определила задачи урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей древней Индии.

Воспитательная: создать условия для воспитания уважения к народам Востока, для воспитания толерантного отношения к религиозным представлениям других людей.

Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом, создать условия для развития критического мышления.

На мой взгляд, выдвинутые цели урока вполне соответствовали возрастным и познавательным особенностям обучающихся и были реализуемы в данном классе.

Урок начался со звонком. После приветствия учащиеся расположились по своим рабочим местам. На данном уроке я использовала технологию проблемного обучения. В начале урока был поставлен перед учащимися проблемный вопрос: почему древние греки считали Индию волшебной чудесной страной. В конце урока дети ответили на поставленный вопрос. 

Начав урок с необычного вопроса, надеюсь активизировала учащихся на плодотворную работу. Учащиеся записали в рабочих листах урока число, я назвала цели и задачи урока.

Постаралась «погрузить» учащихся в эпоху Древности.

При проведении урока использовала интерактивный метод. На уроке дети определили первостепенную информацию и заполнили путевой листок. Применила метод самостоятельной работы учащихся в рабочих листах, где дети сравнивали,  оценивали получаемую информацию о занятиях народов Древней Индии.

Применила приёмы исследовательской деятельности: учащиеся работали с историческим источником «Махабхарата». Использовала информационную технологию - просмотр презентации для передачи и систематизации информации. В течение урока активно использовала технические средства обучения (компьютер, проектор). Использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на успех. Активность учащихся также поддерживалась благодаря беседе, протекающей в форме диалога. Учащиеся в течение урока были активны и работоспособны. На уроке были применены здоровьесберегающие технологии в виде физминутки.



Предварительный просмотр:

Сценарий на военно-патриотическую тему

Звучит метроном.

Ведущий: Что это? Вы слышите?

Ведущая: Это часы отсчитывают время. Время памяти…

Ведущий: Памяти? А разве память бывает живой?

Ведущая: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, которые потрясали  планету в разные эпохи.

Ведущий: Двадцатый век – жестокий век! Таким он стал для российской истории. Три страшных войны пришлось пережить нашему народу, нашим солдатам, выстоять и победить.

2.Звучит  вальс.

Танцуют выпускники. Резко останавливаются от грохота взрывов. Мальчики подняли головы вверх , девочки повёрнуты к зрителю.

Девочки поют под фонограмму

«Ах, война, что ж ты сделала подлая

Стали тихими наши дворы

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили,

и ушли за солдатом солдат

До свидания мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.»

3. Звучат слова Левитана «Говорит Москва!....

Мальчики в военной форме строем выходят под слова песни (ЮНАРМЕЙЦЫ)

«Горит и кружится планета

Над нашей родиною дым

И значит, нам нужна одна победа

Одна на всех мы за ценой не постоим!»

Командир: Бойцы! Наша Родина в опасности! Слушайте приказ! Ни шагу назад! Наша цель – бить врага, освободить нашу землю от фашистской нечисти!» 

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезнем мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

Ә без киттек. Кызлар елап калды

Елап калды күпме хатыннар

Туйда кигән күлмәкләре калды,

Күпме бала калды ятимнәр.



Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.

Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.

Хәтердән уела күп нәрсә,

Онытыла иң гүзәл яз, кышлар.

Онытылмый үзенең иңендә

Ил данын күтәргән язмышлар.


Музыка :                         Нас ждёт огонь смертельный

И всё ж бессилен он

Сомненья прочь уходит в ночь отдельный,

Десятый наш десантный батальон

Мальчики выходят

4. Звучит колокольный звон

1-я девочка: Что это? Ты слышишь?

2-я девочка: Это колокола. Колокола памяти…

1-я: Памяти? А разве такие бывают?

2-я: Бывают! Смотри!

Звучит музыка из оперы «Орфей и Эвредика» на сцену выходят девушки  в чёрном, в руках держат свечи

1-я: Грустные ивы склонились к пруду

Месяц плывёт над водой

Там у границы стоял на посту

Ночью боец молодой

2-я: В тёмную ночь он не спал, не дремал,

Землю родную стерёг-

В чаще лесной он шаги услыхал

И с автоматом залёг

3-я Чёрные тучи в тумане росли.

Туча на небе темна.

Первый снаряд разорвался вдали-

Так начиналась война

V. Выходят уставшие солдаты. Инсценировка “Бьется в тесной печорке огонь”

«Мы так давно, мы так давно не отдыхали

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

а завтра нам идти в последний бой!

Ещё немного, ещё чуть-чуть.

Последний бой , он трудный самый!

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму.»

VI. Почтальон

Треугольником сложен пожелтевший листок …

Почтальон разносит письма с фронта, среди которых есть похоронки

Текст письма

  1. Я шлю письмо из 41-го.

     Взгляни на снимок, милая жена.

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ты посмотри, любимая моя .

Дорогая! Возможно завтра я умру! Мне всего лишь 26, ведь я так мало сделал. Мне хочется жить, чтобы громить фашистов! Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь. Я умираю, зная, что всё отдал победе. За народ умереть не страшно. А как хотелось бы пожить, посмотреть, какая будет жизнь…

Похоронка . Комиссар  одной из танковых рот   политрук Кузьмин Михаил Кузьмич погиб смертью храбрых близ города Тихвин

Сегодня  здесь  мы  вспомним и о подвиге  нашего  земляка  М. К. Кузьмина, которому в этом году 17 октября  исполнилось  103 года со дня рождения и  29 ноября – в день памяти Героя- исполнится 77 лет со дня  смерти.  

Он  родился 17 октября 1915 в селе Ст. Тябердино Апастовского (ныне Кайбицкого) района ТАССР. .

После окончания семилетней молькеевской школы уехал в школу ФЗО в г. Шатуру Московской области, учился на слесаря и начал работать дежурным слесарем.

    В 1935 году был призван в ряды Советской Армии. На фронте с июня 1941 года. С самого начала войны сражался на Северо-Западном фронте политруком роты 46-го танкового полка. В бою он всегда находился впереди. Так было и в его последнем бою на подступах к Тихвину 29 ноября 1941 г.

       В районе хуторов Вехтуй и Плавун рота уничтожила колонну противника ,большую группу вражеских солдат и офицеров, два дзота, минометную батарею врага и около 15 пулеметов.

Его танк был подбит и загорелся. Товарищ Кузьмин М. К., вел огонь до последнего снаряда и патрона, не сдался в руки неприятеля, не покинул танк и сгорел вместе со своим танком и экипажем (29.11.41).

      Указом Президиума Верховного Совета СССР Кузьмину от 17 декабря 1941 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Имя героя, перелетев тысячи км, вернулось в родное село Старое Тябердино и сначала его имя стала носить пионерская дружина.  24 июня 1964 года нашей школе присвоено имя М.К. Кузьмина.

   11  сентября  1980 года был воздвигнут бюст в его память.

Его именем в г. Тихвине названа улица. На месте гибели воздвигнут обелиск—танк на пьедестале.

      В заключении хочу сказать, что мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Звучит песня «Он не вернулся из боя»

Выходят девочки.

Как было много тех героев, чьи неизвестны имена

Навеки их взяла с собою в свой край неведомый война

Они сражались беззаветно, патрон последний берегли

Их имена приносит ветром, печальным ветром той войны

Ведущий.

Сугыш инде күптән бетте... Окоплар инде җир белән тигезләнделәр, аларны яшел чирәм каплап китте, фронт юллары урынында яңа шәһәрләр һәм авыллар барлыкка килде. Тик сугыш хатирәләре онытылмыйлар.

Даша Вәхшәт Муса Джалиль.

Ведущий Туган җирләре өчен башын салган бу батырларны онытырга безнең хакыбыз юк. Алар безнең белән, безнең арада.

Ведущий Әйе, ирләре, уллары, туганнары зур батырлыклар күрсәткәндә, тылдагы хатын-кызларыбыз үзләрен аямыйча эшләделәр. Тылдагы  хатын-кызларның батырлыгы сугыш кырында туган батырлыкка тиң.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Третий лишний»

Слайд 2

Игра «Третий лишний»

Слайд 4

Природа и люди Древней Индии

Слайд 5

Проблемная ситуация «Древние греки называли Индию «страна чудес»

Слайд 6

План урока Географическое положение Природа Древней Индии Занятия населения Древней Индии Верования индийцев.

Слайд 8

Европа Египет Финикия Двуречье Азия Западная Азия в древности

Слайд 9

Горы Низменность Полуостров Индостан Гималаи - наиболее мощная горная система Земли с самой высокой вершиной «Джомолунгма» Индийский океан

Слайд 10

Инд Ганг

Слайд 11

Джунгли Густые, труднопроходимые леса

Слайд 12

«В ветвях деревьев гнездились Шумели, порхали и пели Птицы лесные, и всюду… В дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, то рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, крокодилов и змей… И ветви обвивали хвостами. С криком качались на них обезьяны, По сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…» Из древнеиндийской поэмы «Махабхарата»

Слайд 13

Животный мир Индии

Слайд 14

Животный мир Индии

Слайд 15

Деревни среди джунглей

Слайд 16

Сельскохозяйственные культуры Чайная плантация

Слайд 17

Сельскохозяйственные культуры Сахарный тростник

Слайд 18

Индийские специи

Слайд 19

Скотоводство «Мать и божественная кормилица»

Слайд 20

Ремесло

Слайд 21

Религиозные верования Чтение п. 5, стр. 99-100

Слайд 22

Слон - священное животное Ганеша

Слайд 23

Греки считали Индию страной чудес - в Индии были благоприятные природные и климатические условия, - плодородные земли; - полноводные реки, - защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи); - удивительные растения и животные.

Слайд 24

Индия расположена на полуострове…….. Северной границей Индии служат горы ……………. Самые крупные реки Индии – это ………… Густые, непроходимые леса Индии называются ……………… Индийцы называли ……………… матерью, божественной кормилицей.

Слайд 25

Индия расположена на полуострове Индостан Северной границей Индии служат горы Гималаи Самые крупные реки Индии – Ганг и Инд Густые, непроходимые леса Индии называются джунгли Индийцы называли корову матерью, божественной кормилицей.

Слайд 26

Сегодня на уроке я узнал… « Меня удивило на уроке…» « Я не успел на уроке …» «Я бы еще хотел узнать о том, что…» Диалоговое окно

Слайд 27

Домашнее задание Параграф 20 (читать) Заполнить контурную карту Древняя Индия Подготовить сообщения на тему «Шахматы», «Индийские цифры»

Слайд 28

Индия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы каждый год вспоминаем о подвиге нашего земляка М.К.Кузьмина, уроженца дер. Старое Тябердино Кайбицкого района РТ, которому 17 октября 2015 года исполнилось бы 100 лет со дня рождения и 29 ноября 2015 г. – в день памяти Героя- было бы 74 года со дня смерти. Мы восхищаемся его бесстрашием, смелостью и героическим поступком, который он совершил.

Слайд 2

Место, где воевал М.К. Кузьмин Боевые действия советских войск на подступах к Ленинграду 10 июля – 30 декабря 1941 г.

Слайд 3

29 ноября 1941 года недалеко от Тихвина в бою за так называемый кордон лесника танк, в котором находился политрук Кузьмин, очутился в тяжелом положении. В момент атаки вражеских позиций машина оказалась подбитой. Выбыл из строя и экипаж. Единственный, кто еще держался на ногах, это политрук Кузьмин. И он начал неравный поединок с вражескими артиллеристами.

Слайд 4

Он уничтожил большую группу вражеских солдат и офицеров, два дзота, минометную батарею врага и около 15 пулеметов. Своим метким огнем из танка сеял среди неприятеля панику, обращая их в бегство.

Слайд 5

Танк загорелся. Кузьмин продолжал стрелять. Бросить машину - значило открыть дорогу врагу. Этого Кузьмин допустить не мог. Он стрелял, пока были силы, пока оставались снаряды и патроны. Стрелял в танке, уже охваченном огнем. До самого конца он не оставил свою машину. Стреляя, сгорел в ней...

Слайд 6

Указом Президиума Верховного Совета СССР комиссар танковой роты 46 танкового полка политрука Кузьмин Михаил Кузьмич от 17 декабря 1941 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 7

На месте гибели Героя воздвигнут обелиск—танк на пьедестале, у подножья которого даже в зимнюю пору можно увидеть живые цветы Город Тихвин

Слайд 8

Решением Тихвинского горсовета Безымянная улица переименована в улицу Героя Советского Союза М.К. Кузьмина . Город Тихвин

Слайд 9

Имя героя Михаила Кузьмина, перелетев тысячи км, вернулось в родное село Старое Тябердино. Пришло в школу — его имя стала носить пионерская дружина. В 1964 году коллектив школы обращается в Президиум Верховного Совета Татарской АССР с просьбой о присвоении имени Героя—земляка школе, в которой он когда-то учился. Их просьба была удовлетворена. 24 июня 1964 года. Старотябердинской школе присвоено имя М.К. Кузьмина. Наша школа

Слайд 10

Глаза его устремлены на сельчан. Гладко причесанные волосы. Взгляд гордый, на лице нет никакого чувства страха. В военной одежде, на груди - Золотая Звезда. Да, он настоящий герой. И поэтому все, затаив дыхание, смотрят на него. Поэтому его все любят, уважают. Поэтому каждый, пришедший к памятнику, преклоняет перед ним голову. В 1981 году открыт бюст М.К. Кузьмину Скульптор Сергеев Вениамин Николаевич

Слайд 11

В нашей школе есть музей боевой славы, где собран богатый материал о М.Кузьмине. Там же стоит и бюст Героя. Мы гордимся тем, что наша школа носит его имя. Несмотря на то, что прошло уже 70 лет со дня Победы, мы гордо произносим это имя. Хотим быть достойны тех, кто сражался за нас, не жалея своей жизни. Мы преклоняемся перед ними, и сами теперь должны охранять их покой. Мы рождены, чтоб этот мир беречь!