"Консультации для родителей по физическому развитию детей"

Дель Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Плоскостопие

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола). C:\Users\User\Desktop\images (1).jpg

Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, у детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению.

Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

  • наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);
  • ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой);
  • чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);
  • чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов;
  • рахит;
  • паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);
  • травмы стоп.

Чем опасно плоскостопие?

Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как в начале, оно протекает не заметно. Однако, плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому необходимо осуществлять работу, направленную на профилактику плоскостопия и обращаться к врачу.

Из-за того, что плоскостопие провоцирует «встряску» костей, суставов ног и нижних отделов позвоночника, при лечении целесообразно обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника). При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии.

Для предупреждения плоскостопия у вашего ребенка следуйте следующим рекомендациям:

  • Подбирайте обувь подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге. Внутри обязательно должен быть супинатор, приподнимающий стопу с внутренней стороны, а подошва должна быть максимально гибкой. Необходимо выбирать обувь с небольшим каблуком (от 5 до 10 мм), чтобы защитить пяточную область от ушиба при ходьбе.
  • Природно-оздоровительные профилактические мероприятия по предупреждению плоскостопия включают в себя хождение детей без обуви (босиком) по естественной поверхности (трава, грунт, песок, галька и т. д.), что позволяет выработать тактильную и функциональную способность стоп.
  • Основная роль в профилактике принадлежит специальным упражнениям, которые позволяют эффективно корректировать первые признаки плоскостопия.

Примерный комплекс упражнений, направленный на профилактику плоскостопия

Профилактика плоскостопия может выполняться в соответствии со следующим комплексом упражнений, каждое из которых следует выполнять не менее 10 раз и обязательно в игровой форме:

  1.  «Качели». Для выполнения этого упражнения ребенка необходимо усадить на гимнастическую скамью, попросив вытянуть ноги с упором пятки в пол. Ребенок подтягивает носочки к себе и опускает их в начальное положение.
  2. «Барабанщик». Сидя на скамье, ребенок отбивает пальчиками ног ритм стишка, предложенного взрослым.
  3. «Балет». Ребенок должен сесть на гимнастическую скамью, упираясь в нее обеими руками, вытянув обе ноги. Постепенно он подтягивает ноги, одновременно опираясь на пальчики ног. Затем необходимо принять исходное положение, максимально повернув носки внутрь.
  4. «Паучок». Малышу предлагается обхватить пальцами на ногах обруч (гимнастическую палку), а потом медленно передвигаться по нему, не отрывая пальчиков ног, приставными шагами.
  5. «Художник». Исходное положение стоя, руки необходимо положить на пояс. Ногами ребенок должен рисовать различные фигуры, не сходя со своего места.
  6. «Веселый ежик». Упражнение выполняется стоя. Для него понадобится гимнастический мяч, который ребенок будет катать ногами (от носка к пятке) с периодической сменой ног.
  7. «Улитка». Ребенок стоит, приподнимая пальцы ног и подгибая их, упираясь в пол, постепенно передвигаясь. Затем встает на пятки, приподняв носок и наоборот, а затем опускается на полную стопу.
  8. «Маляр». Исходное положение – лежа на спине. При этом ребенок водит одной ногой по другой, меняя их.

.

  • Использование массажных ковриков способствует профилактике плоскостопия и развития свода стопы.

C:\Users\User\Desktop\post_55d428d28d6ef-700x505.jpgC:\Users\User\Desktop\pugovitsy-.jpg

Родители должны помнить, что плоскостопие – это недуг, который при отсутствии адекватной терапии, приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернет ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности!




Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\cropped-0_833e9_d1cacb4b_orig_1.png

Уважаемые родители, скоро ваши дети идут в школу!

Для каждого из родителей важно, чтобы ребенок усваивал школьную программу, не уставал и чувствовал себя комфортно. Одним из критериев успешного перехода из дошкольного периода в школьный, является физическая готовность ребенка к школе. C:\Users\User\Desktop\images (4).jpg

Под физической готовностью понимается общее физическое развитие ребёнка:

  • нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7 – летнего возраста.
  • Состояние зрения, слуха, моторики рук.
  •  Состояние нервной системы: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

             Важно отметить, что здоровье наших детей на 50% зависит от образа жизни. Поэтому задумайтесь, о физическом развитии и воспитании детей. Важно научить ребенка соблюдать правильный режим дня, учитывая ту нагрузку, которую ребенок получит в школе; следить за правильным питанием ребенка; обеспечить двигательную активность; закаливающие процедуры и прогулки на свежем воздухе способствуют укреплению иммунитета и т.д.

         Кроме общего физического состояния здоровья к физической готовности к школе относится также развитие зрительно - двигательной координации – это согласованная работа рук и глаз. В школе ребёнку придётся много писать, списывать и срисовывать с доски или с другого образца.

Поэтому пальцы рук должны чётко воспроизводить ту информацию, которую передают глаза. Для этого ещё должна быть хорошо развита мелкая моторика рук. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш и рисовать им с нужным нажимом. Существует множество упражнений для развития как мелкой моторики так и зрительно-двигательной координации. Такие как: «Езда по дорожкам», «Мишень», «Рисование по точкам», «Дорисуй предмет», «Графические диктанты» и т.д.Для этого достаточно каждый день предлагать ребенку не сложные упражнения на 10 – 15 мин. C:\Users\User\Desktop\images (3).jpg

7:00  7:30 Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры.

7:30 - 8:00 Завтрак, сбор в школу;

8:00 – 8:30 Дорога в школу;C:\Users\User\Desktop\images (2).jpg

8:30 – 12:00 Пребывание в школе; 

12:00 – 12:30 Дорога домой;

12:30 – 13:00 Обед;

13:00 – 15:00 Сон час;

15:00 – 15:30 Пробуждение, полдник.

15:30 – 17:00 Прогулка (посещение бассейна и т.д.)

17:00 – 17:20Ужин

17:20 – 18:30 Выполнение домашнего задания C:\Users\User\Desktop\images.png

18:30 – 20:00 Свободное время

20:00 – 20:20 Гигиенические процедуры

20:30 – 21:00 Второй ужин, подготовка ко сну.

Правильно распределенное время первоклассника позволит ребенку все успеть, не устав при этом. Предложенный вариант режима дня является примерным, и может быть корректирован в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

C:\Users\User\Desktop\fd98643ebda444af30d9c6f001a137a7 (1).png



Предварительный просмотр:

Профилактика нарушения осанки

Правильная осанка- это показатель правильного анатомического развития, она сказывается на физическом и психологическом состоянии человека.

Нарушения осанки и сколиоз - самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Число детей с нарушениями осанки варьирует от 30 % до 60 %.

При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности.  Дети становятся замкнутыми, капризными, жалуются на боли в позвоночнике, возникающие после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.C:\Users\Dima\Downloads\1476713208_2-1.jpg

        Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.

C:\Users\Dima\Downloads\f6c68f52884ca81e433c1db809f48ae7_RSZ_690.jpeg

Огромное значение для формирования правильной осанки у ребёнка имеют следующие факторы:

  • своевременное рациональное питание;
  • активные прогулки и игры на свежем воздухе;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • оптимальная освещённость игровых уголков и мест проведения учебных занятий;
  • привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжёлые предметы;
  • умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы.

Для того, чтобы предотвратить нарушение осанки необходимо соблюдать выше перечисленные правила, а так же регулярно выполнять упражнения, способствующие профилактике:

  1. Упражнения у стены: встать, прижав к стене пятки, ягодицы, спину и затылок, в таком положении выполнить следующие упражнения:

- Сделать несколько шагов вперед; в сторону, сохранив при этом положение спины;

- Присесть, не отрывая затылка и спины от стены;

- Прямые руки поднять в стороны, вверх, в стороны, вниз;

- Поочередно сгибать в колене ноги, прижимая руками их к груди;

- Положив мешочек с песком на голову, пройти как можно дальше, не уронив его;

2) Упражнения в различных исходных положениях:

- «Лодочка» И.п. Лежа на животе, 1 – приподнять ноги и руки, прогнуться, 2,3 – покачаться, 4 – и.п. отдохнуть;

- «Ласковая и сердитая кошечка» И.п. Стоя на коленях, опираясь на ладони. 1 – выгнуть спину, опустить голову вниз (Сердитая кошечка), 2 – прогнуть спину, голову поднять вверх (ласковая кошечка);

- «Ежик катается» И.п. Лежа на спине, прижать колени к груди, голову наклонить к коленям (сгруппироваться) и выполнять перекаты вперед – назад/ влево, вправо.

- «Бабочка» И.п. Сидя по турецки, 1,2 – поднимаем руки вверх, глубокий вдох (потянули крылышки), 3,4 –опускаем руки, выдох.

А так же для профилактики нарушения осанки будут полезны упражнения на мяче – фитболе, ходьба по шнуру, скамейке, упражнения на развитие равновесия и т.д.

C:\Users\User\Desktop\557568_4.jpeg