"Консультации для родителей по физическому развитию детей"
На странице представлены консультации для родителей на различные темы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Плоскостопие
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).
Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, у детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению.
Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.
Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:
- наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);
- ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой);
- чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);
- чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов;
- рахит;
- паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);
- травмы стоп.
Чем опасно плоскостопие?
Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как в начале, оно протекает не заметно. Однако, плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому необходимо осуществлять работу, направленную на профилактику плоскостопия и обращаться к врачу.
Из-за того, что плоскостопие провоцирует «встряску» костей, суставов ног и нижних отделов позвоночника, при лечении целесообразно обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника). При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии.
Для предупреждения плоскостопия у вашего ребенка следуйте следующим рекомендациям:
- Подбирайте обувь подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге. Внутри обязательно должен быть супинатор, приподнимающий стопу с внутренней стороны, а подошва должна быть максимально гибкой. Необходимо выбирать обувь с небольшим каблуком (от 5 до 10 мм), чтобы защитить пяточную область от ушиба при ходьбе.
- Природно-оздоровительные профилактические мероприятия по предупреждению плоскостопия включают в себя хождение детей без обуви (босиком) по естественной поверхности (трава, грунт, песок, галька и т. д.), что позволяет выработать тактильную и функциональную способность стоп.
- Основная роль в профилактике принадлежит специальным упражнениям, которые позволяют эффективно корректировать первые признаки плоскостопия.
Примерный комплекс упражнений, направленный на профилактику плоскостопия
Профилактика плоскостопия может выполняться в соответствии со следующим комплексом упражнений, каждое из которых следует выполнять не менее 10 раз и обязательно в игровой форме:
- «Качели». Для выполнения этого упражнения ребенка необходимо усадить на гимнастическую скамью, попросив вытянуть ноги с упором пятки в пол. Ребенок подтягивает носочки к себе и опускает их в начальное положение.
- «Барабанщик». Сидя на скамье, ребенок отбивает пальчиками ног ритм стишка, предложенного взрослым.
- «Балет». Ребенок должен сесть на гимнастическую скамью, упираясь в нее обеими руками, вытянув обе ноги. Постепенно он подтягивает ноги, одновременно опираясь на пальчики ног. Затем необходимо принять исходное положение, максимально повернув носки внутрь.
- «Паучок». Малышу предлагается обхватить пальцами на ногах обруч (гимнастическую палку), а потом медленно передвигаться по нему, не отрывая пальчиков ног, приставными шагами.
- «Художник». Исходное положение стоя, руки необходимо положить на пояс. Ногами ребенок должен рисовать различные фигуры, не сходя со своего места.
- «Веселый ежик». Упражнение выполняется стоя. Для него понадобится гимнастический мяч, который ребенок будет катать ногами (от носка к пятке) с периодической сменой ног.
- «Улитка». Ребенок стоит, приподнимая пальцы ног и подгибая их, упираясь в пол, постепенно передвигаясь. Затем встает на пятки, приподняв носок и наоборот, а затем опускается на полную стопу.
- «Маляр». Исходное положение – лежа на спине. При этом ребенок водит одной ногой по другой, меняя их.
.
- Использование массажных ковриков способствует профилактике плоскостопия и развития свода стопы.
Родители должны помнить, что плоскостопие – это недуг, который при отсутствии адекватной терапии, приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернет ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности!
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители, скоро ваши дети идут в школу!
Для каждого из родителей важно, чтобы ребенок усваивал школьную программу, не уставал и чувствовал себя комфортно. Одним из критериев успешного перехода из дошкольного периода в школьный, является физическая готовность ребенка к школе.
Под физической готовностью понимается общее физическое развитие ребёнка:
- нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7 – летнего возраста.
- Состояние зрения, слуха, моторики рук.
- Состояние нервной системы: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Важно отметить, что здоровье наших детей на 50% зависит от образа жизни. Поэтому задумайтесь, о физическом развитии и воспитании детей. Важно научить ребенка соблюдать правильный режим дня, учитывая ту нагрузку, которую ребенок получит в школе; следить за правильным питанием ребенка; обеспечить двигательную активность; закаливающие процедуры и прогулки на свежем воздухе способствуют укреплению иммунитета и т.д.
Кроме общего физического состояния здоровья к физической готовности к школе относится также развитие зрительно - двигательной координации – это согласованная работа рук и глаз. В школе ребёнку придётся много писать, списывать и срисовывать с доски или с другого образца.
Поэтому пальцы рук должны чётко воспроизводить ту информацию, которую передают глаза. Для этого ещё должна быть хорошо развита мелкая моторика рук. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш и рисовать им с нужным нажимом. Существует множество упражнений для развития как мелкой моторики так и зрительно-двигательной координации. Такие как: «Езда по дорожкам», «Мишень», «Рисование по точкам», «Дорисуй предмет», «Графические диктанты» и т.д.Для этого достаточно каждый день предлагать ребенку не сложные упражнения на 10 – 15 мин.
7:00 7:30 Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры.
7:30 - 8:00 Завтрак, сбор в школу;
8:00 – 8:30 Дорога в школу;
8:30 – 12:00 Пребывание в школе;
12:00 – 12:30 Дорога домой;
12:30 – 13:00 Обед;
13:00 – 15:00 Сон час;
15:00 – 15:30 Пробуждение, полдник.
15:30 – 17:00 Прогулка (посещение бассейна и т.д.)
17:00 – 17:20Ужин
17:20 – 18:30 Выполнение домашнего задания
18:30 – 20:00 Свободное время
20:00 – 20:20 Гигиенические процедуры
20:30 – 21:00 Второй ужин, подготовка ко сну.
Правильно распределенное время первоклассника позволит ребенку все успеть, не устав при этом. Предложенный вариант режима дня является примерным, и может быть корректирован в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребенка.
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушения осанки
Правильная осанка- это показатель правильного анатомического развития, она сказывается на физическом и психологическом состоянии человека.
Нарушения осанки и сколиоз - самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Число детей с нарушениями осанки варьирует от 30 % до 60 %.
При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Дети становятся замкнутыми, капризными, жалуются на боли в позвоночнике, возникающие после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.
Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.
Огромное значение для формирования правильной осанки у ребёнка имеют следующие факторы:
- своевременное рациональное питание;
- активные прогулки и игры на свежем воздухе;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- оптимальная освещённость игровых уголков и мест проведения учебных занятий;
- привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжёлые предметы;
- умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы.
Для того, чтобы предотвратить нарушение осанки необходимо соблюдать выше перечисленные правила, а так же регулярно выполнять упражнения, способствующие профилактике:
- Упражнения у стены: встать, прижав к стене пятки, ягодицы, спину и затылок, в таком положении выполнить следующие упражнения:
- Сделать несколько шагов вперед; в сторону, сохранив при этом положение спины;
- Присесть, не отрывая затылка и спины от стены;
- Прямые руки поднять в стороны, вверх, в стороны, вниз;
- Поочередно сгибать в колене ноги, прижимая руками их к груди;
- Положив мешочек с песком на голову, пройти как можно дальше, не уронив его;
2) Упражнения в различных исходных положениях:
- «Лодочка» И.п. Лежа на животе, 1 – приподнять ноги и руки, прогнуться, 2,3 – покачаться, 4 – и.п. отдохнуть;
- «Ласковая и сердитая кошечка» И.п. Стоя на коленях, опираясь на ладони. 1 – выгнуть спину, опустить голову вниз (Сердитая кошечка), 2 – прогнуть спину, голову поднять вверх (ласковая кошечка);
- «Ежик катается» И.п. Лежа на спине, прижать колени к груди, голову наклонить к коленям (сгруппироваться) и выполнять перекаты вперед – назад/ влево, вправо.
- «Бабочка» И.п. Сидя по турецки, 1,2 – поднимаем руки вверх, глубокий вдох (потянули крылышки), 3,4 –опускаем руки, выдох.
А так же для профилактики нарушения осанки будут полезны упражнения на мяче – фитболе, ходьба по шнуру, скамейке, упражнения на развитие равновесия и т.д.