Классное руководство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.doc | 215 КБ |
программа воспитания рассчитана на пять лет. | 64.5 КБ |
план работы в 9 А классе по месяцам | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Когалыма
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
«Навстречу друг другу »
Автор:
Баева Марина Анатольевна,
классный руководитель
г. Когалым
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Назначение Программы
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся 8А класса.
Цель Программы
- создание единой образовательной среды в школе и семье.
Задачи Программы
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа ориентирована на 2014-2019 годы.
1 этап реализации Программы – ориентировочный (2014-2015гг.)
На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной (2015-2018)
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
3 этап - обобщающий (2018 – 2019 гг.)
Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 5 лет.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания.
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные.
Можно выделить 3 группы.
1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.
II. Основные цели и задачи Программы
- Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя и педагогов школы, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических принципах. - Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
- Содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.
- Выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
- Пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
III. Система программных мероприятий
- Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
- изучение семей учащихся;
- работа с родителями;
- работа с проблемными семьями;
- сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
- работа с семьей в системе дополнительного образования
- сотрудничество классного руководителя с психологом.
1.Изучение семей учащихся
Предусматриваются:
- изучение семей учащихся;
- создание банка данных;
- формирование единых педагогических требований;
- составление социальных паспортов семей;
- посещение семей;
- диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.
2. Работа с родителями
Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
Предусматриваются:
- классные родительские собрания;
- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).
- дни «открытых уроков»;
- тематические собрания с привлечением специалистов
- индивидуальная работа с родителями;
- внеклассные мероприятия с привлечением родителей (Праздники «Мир моей семьи» ).
3.Работа с проблемными семьями
Цель: Оказание помощи проблемным семьям, уменьшение количества проблемных семей.
Предусматриваются:
- регулярное посещение проблемных семей;
- проведение малых педсоветов;
- совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;
- индивидуальные беседы и консультации;
- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;
- составление банка данных.
4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель».
Предусматриваются:
- работа родительского комитета;
- поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий;
- помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:
1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
2.Взаимное уважение. 3.Справедливость по отношению к детям и родителям. 4.Повышение авторитета родителей. 5.Соблюдение принципов педагогической этики.
5. Работа с семьей в системе дополнительного образования
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Предусматриваются:
- оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции;
- привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;
6. Сотрудничество классного руководителя с психологом.
Цель: Вовлечение психолога в воспитательный процесс класса.
Предусматриваются:
- беседы с психологом;
- оказание помощи психологу в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса
IV Прогнозируемые результаты
Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
- уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
- успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.
- Реализация программы
- Психолого-педагогический всеобуч родителей
- Совместная деятельность родителей и учащихся
- Включение родителей в управлением образовательным учреждением
Задачи:
- довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительные отношения к ним;
- сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;
- выработать способность родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке ее результатов;
- сформировать у учащихся устойчивую ориентацию на трудовой образ жизни;
- воспитывать нравственно-педагогическую готовность к труду на примере трудовой деятельности родителей;
- повысить авторитет родителей через их участие в родительских формированиях ( родительский комитет);
- участие родителей в работе родительского комитета;
- участие родителей в работе Совета профилактики правонарушений.
Содержание программы
- Пути установления тесных взаимосвязей семьи и школы
1. Сбор информации о семьях. Эту информацию можно получать разными путями, но более легкий и полноценный - заполнение социальной карточки семьи.
2. Анализ информации. Директор школы, его заместители, классные руководители должны знать поимённо:
а) многодетные семьи.
б) неполные семьи.
в) семьи, в которых болеют дети или родители.
г) семьи с одним ребёнком.
д) неблагополучные семьи.
е) семьи безработных.
ж) семьи мигрантов.
3. Организация работы родительского комитета. Регулярно проводить родительские собрания, конференции.
4.Уважительное отношение к семье в школе. Никогда,
ни в какой форме не говорить о семье плохо, какой бы она не была.
5. В школе оформить уголок семьи.
6. Возродить педагогическое просвещение родителей, пропагандировать традиции народной педагогики.
7. Проводить открытые уроки для родителей.
8. Сделать традиционным праздник или день семьи.
9. Увеличить количество массовых мероприятий, проводимых совместно с родителями.
11.Разработать образец благодарственного письма родителям, практиковать вручение их на классных праздниках, собраниях.
12.Практиковать проведение семейных конкурсов, выставок.
13.Во всей работе с родителями руководствоваться народной мудростью: только добро порождает добро.
- Родительские собрания
Классные родительские собрания проводятся четыре раза в год. Тема собрания должна быть важной для родителей. Обязательна информация о работе класса школы, об успеваемости (но без эмоций), об участии в мероприятиях, о проблемах и сложностях, решаемых педагогическим коллективом. Только открытость и честность вызовет желание помочь.
К собранию следует, по возможности, готовить выставки или концерт. Чем больше учащихся в них примет участие, тем многолюднее будет собрание.
Должно быть правилом: на собрании прилюдно ни о ком плохо не говорить. Только добро рождает добро.
В самом начале учебного года следует договориться с родителями о праздновании дней рождений детей. Установить день, в который всегда будет праздноваться день рождения детей, родившихся в этом месяце. Дни рождения должны быть праздником души, а не желудка.
На классных родительских собраниях должны быть встречи с врачом, психологом, руководителями кружков и секций.
Классный руководитель должен продумать, как найти возможность сказать о каждом ученике что-нибудь доброе, а уж потом посетовать на какие-то проступки. Об успеваемости лучше не говорить. К собранию учащиеся могут сделать таблицу со всеми оценками по предметам, чтобы родители не листали журнал. Изучив эту таблицу, они сами увидят всё.
К собранию можно попросить отдельных родителей прочитать подборку статей по проблеме, а затем обсудить всем вместе. Родителей следует привлекать к проведению различных конкурсов в классе. Организовать работу так, чтобы родители почувствовали себя коллективом.
- Тематика классных родительских собраний
1. «Ваш ребенок – пятиклассник» (общешкольное родительское собрание).
2. «Как помочь ребенку учиться».
3. «Здоровье. Переутомление. Как помочь своему ребенку?
4. «Режим дня»
5. «Родители и дети»
6. «Как воспитать любовь к труду».
7. «О навыках самообслуживания детей».
8. «Нужны ли детям электронные игрушки?».
9. Игрушки ваших детей, их роль в развитии ребёнка.
10. Семья и спорт.
11. О культуре поведения.
12. О привитии детям гигиенических навыков.
13. Воспитание разумных потребностей у учащихся.
14. Воспитание нравственных чувств у детей.
15. Роль поощрения и наказания в воспитании детей.
16. Дети и природа.
17.Как преодолеть стресс перед школой.
18. .Организация досуга детей.
19.Интернет безопасность вжизни подростков.
20. Средства массовой информации в жизни ребёнка и его семьи.
21. Праздники в доме. Какими им быть?
22. Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
23. Связь поколений и её значение в воспитании детей.
24. Конфликты в семье и искусство их преодоления.
25. Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей.
26. Дружба в жизни старших и младших членов семьи.
27. Как воспитать в ребёнке ответственность за свои слова и поступки?
28. Права и обязанности ребёнка в семье.
29. Как помочь школьникам учиться.
30. Здоровый образ жизни. Как к нему приобщать школьников.
31. Воспитание в семье бережного отношения к природе.
32. Воспитание разумных потребностей у детей.
33. Чтобы не случилось беды.
- Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности к образовательному пространству школы
- Праздник рождения класса.
- Встреча с администрацией школы и социально-психологической службой.
- Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.
- «День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений учащихся.
- Выпуск собственной классной газеты силами родителей и детей.
- Организация и проведение родительских уроков.
- Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».
- Профессии наших родителей.
- Открытые уроки для родителей
Если в школе нет опыта проведения таких уроков, то необходима большая подготовительная работа, как среди педагогов, так и среди родителей. Педагоги должны очень хорошо понять, что могут дать такие уроки.
Во-первых, многие родители оказывают помощь своим детям в учебе, но мало знакомы с современными методами, требованиями по оформлению работ, посещение открытых уроков даст некоторые знания родителям, побудит проконсультироваться у учителей, т.е. усилит взаимосвязи.
Во-вторых, посещение урока родителями поможет им помочь понять личность учителя, которая и раскрывается глубже всего на уроке.
В-третьих, родители могут увидеть своего ребёнка с новой для них стороны, сравнить его подготовку с подготовкой товарищей.
В-четвёртых, учащиеся на присутствие родителей реагируют большей собранностью, ответственностью.
К родителям нужно обращаться с просьбой, посетить уроки с целью ознакомления с особенностями современного урока. Ни в коем случае нельзя ни говорить, ни грозить учащимся или родителям: "Вот покажешь свои "знания" на уроке". Сам открытый урок должен быть построен динамично, показать разные виды работы всех учащихся класса, нельзя выделять никого из учащихся. Родители сами увидят объективную картину. После урока можно побеседовать с родителями или дать ответить письменно на вопросы:
1. Что для вас было нового?
2.Что порадовало?
3. Что огорчило?
4.Если бы учителем были Вы, чтобы Вы изменили в работе с классом?
Следует поблагодарить всех присутствующих, сказать, что они Вам очень помогли. Помощь родителей обязательно будет ощютима, но не сразу.
Когда посещение уроков станет делом обычным, тогда один из дней месяца можно объявлять днём открытых дверей.
- Перечень дел, которые могут организовать родители для учащихся класса.
1. Принять участие в проведении урока или серии уроков.
2. Проведение экскурсий.
3. Организация встречи с интересными людьми.
4. Проведение бесед.
5. Походы в театр, кинотеатр.
6. Подготовка мероприятий.
7. Спортивные соревнования.
8. Изготовление поделок из природного материала.
9. Подготовка и проведение коллективного дня рождения учащихся.
- Мероприятия с родителями
1. День матери.
2. День семьи.
3. Папа, мама, я - спортивная семья.
4. Конкурс домашних рецептов.
5. Выставка "Умелые руки".
6. Генеалогическое дерево семьи.
- Родительские чтения
Это своеобразная форма работы с родителями, которая даёт возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Родительские чтения помогают родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребёнка и своё отношение к нему.
Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но известны их родителям. Темы родительских чтений могут быть примерно такими:
5 класс
• О книгах и о чтении детей.
• Феномен Гарри Поттера.
• Педагогическая культура родителей - залог успешного воспитания молодого поколения. Воспи Януш Корчак и его теория воспитания детей.
• Законы семейной жизни. По книгам К. Д. Ушинского.
6-й класс
• Общаться с ребенком. Как? По книге Ю. Б. Гиппенрейтер.
• В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.
• Как стать героем в глазах собственного ребенка. Обзор периодической печати о воспитании.
• Детские комплексы во взрослой жизни. Записки детского психиатра Ю. Буянова.
7-8-9 класс
• Как формировать и развивать волевые усилия ребенка? По книге
• У. Джемса «Психология в беседах с учителями».
• Нестандартность мышления. Что это такое? По книге В. Г. Кротова «Массаж мысли».
• Что делать, если... По книге М. Коляды «Шпаргалка для родителей».
• Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати.
- Родительские вечера
Форма работы, которая сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Темы родительских вечеров могут быть следующие:
• Год рождения моего ребёнка, – каким он был, этот первый год?
• Первые книжки ребёнка.
• Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?
• Друзья моего ребёнка.
• Праздники нашей семьи.
• «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
• День рождение нашей семьи. Как мы его празднуем?
• Песни, которые пели мы в своём детстве, и песни сегодняшнего детства.
• Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
• Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.
• Как научиться говорить «спасибо» своему ребёнку.
- Лекции
Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам классный руководитель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например:
• «Режим дня школьника».
• «Что такое самовоспитание?».
• «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании».
• «Ребёнок и природа».
• «Половое воспитание детей» и т.д.
- Индивидуальные тематические консультации
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
В общении с родителями необходимо проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
- Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
- Переписка с родителями.
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
- Педагогическое просвещение родителей
Методические материалы для занятий с родителями.
1. Физиологические и психологические особенности подростка.
Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и её отражение в его психике. Акселерация: причины и учёт её последствий в воспитании. Причины возможной дисгармонии между половой зрелостью и уровнем психической и социальной зрелости. Взаимоотношения подростка и взрослого. Общение подростка с товарищами. Усиление влияния сверстников на формирование личности подростка.
Особенности взаимоотношений мальчиков и девочек.
Литература:
Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М, 1982 г.
Боцманова М.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М, 1976г.
В мире подростка. По ред. Бозалёва, 1980.
Возрастная и пед-каяпсихология. Под ред. Петровского А.В.
Мир детства: Подросток. М, 1982 г.
Драгунова Т.В. Подросток. М, 1976.
Крутецкий В. А.Психология обучения и воспитания школьников.М,1976.
Хрипкова А.Г.Долесов Д.В. Девочка-подросток-девушка. МД981г.
Хрипкова А.Г.,Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М, 1982г.
2. Домашняя работа школьника.
Особенности школьных программ. Новые предметы в учебном плане. Отношение подростков к учению, учителю и учебным предметам. Источники познавательной активности подростков. Учёт родителями возрастных особенностей детей. Занятия в кружках - важное условие развития детей.
Литература:
Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. М, 1980 г.
Шабалина З.П. Домашняя учебная работа. М, 1982 г.
3. Нравственное воспитание школьников подросткового возраста в семье.
Учёт в процессе нравственного воспитания школьников-подростков анатомо-физиологического и психологического развития подростков.
Освоение подростками опыта нравственных отношений в процессе семейной жизни и участие в разнообразной деятельности. Забота семьи о целенаправленном формировании у школьников основных нравственных качеств. Формы и методы нравственного воспитания в семье.
Литература:
Сухомлинский "Как воспитать настоящего человека".Киев,1975г.
Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание 2-е изд. М., 1972г.
4. Трудовое воспитание подростка в семье.
Пути реализации задач трудового воспитания в школе и в семье. Педагогические требования к трудовой деятельности подростков в школе, в семье, во дворе. Основные виды общественно полезного труда подростков. Самообслуживание в школе. Организация родителями труда подростков в семье.
Литература:
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1973 г.
Низова А.М. Труд в жизни детей. М., 1976 г.
5. Формирование правосознания у подростков.
Сущность и задачи правового воспитания подростков. Особенности ознакомления подростков в семье с основными правами и обязанностями граждан России. Соблюдение родителями правовых норм - важнейшее условие формирования правосознания у подростков.
Литература:
Давыдов Т.П. Правовое воспитание в системе работы школы.М,76
Правовое воспитание учащихся. М., 1976 г.
6. Эстетическое воспитание подростков в семье.
Эстетическое воспитание подростка - забота о его духовном развитии. Эстетическая культура и её составные компоненты. Роль родителей в эстетическом воспитании подростков. Воспитание у подростка понимания прекрасного в жизни, в природе, в труде, учении, во взаимоотношениях людей. Формы и средства эстетического воспитания в семье.
Литература:
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для подростков. Ковалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1994 г.
Эстетическое воспитание в семье. М., 1973 г.
7. Духовный мир подростка.
Необходимость внимания родителей к духовному миру школьника. Знание его идеалов, интересов и устремлений. Потребности подростков. Интересы подростков, их изменения и психологическая характеристика. Религия в жизни подростков. Кино, театр, телевидение в жизни школьников.
Литература:
Мир детства: Подросток. М., 1982 г.
Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. М., 1982 г.
8. Подросток и природа.
Общение с природой как естественная потребность человека. Характерные проявления этой потребности в подростковом возрасте. Роль природы в воспитании подростка. Воспитание у подростка в семье бережного отношения к природе, любви к животным и птицам.
Литература:
Диалоги о воспитании. М., 1979 г.
Мир детства: Подросток. М., 1982 г.
Низова А.М. Великий учитель - природа. М., 1971 г.
9. Половое воспитание и просвещение в семье.
Учёт особенностей физиологического развития мальчиков и девочек. Воспитание чувства уважения друг к другу у мальчиков и девочек. Особенности их дружбы. Роль нравственного микроклимата семьи в половом воспитании подростков. Воспитание у подростков уважения к родителям, сыновнего долга, качеств семьянина. Отношение родителей к дружбе, увлечениям подростков. Борьба с нескромностью в их поведении.
Скромность, девичья гордость, умение владеть своими чувствами -важные признаки правильного поведения девушки.
Мужское достоинство, уважение к женщине, готовность оберегать честь и достоинство девушки - важные нормы поведения юноши.
Литература:
Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М., 1980 г.
Кленицкая Е.М. Матери о девочке. М., 1973.
Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка.М,1981.
Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М.,1981.
Петрунек В.П. Таран Л.Н. Нелёгкий шаг к юности. М., 1984 г.
10. Руководство самовоспитанием подростков в семье.
Как развить в детях стремление стать лучше. Воспитание у подростков самоконтроля и критического отношения к своим поступкам. Предпосылки и условия самовоспитания. Приёмы самовоспитания. Руководство со стороны родителей.
Литература:
Гришин Д.М., Колдунов Л.И.Руководство самовоспитанием школьников.
Попов А.Е. Сам себя воспитать должен. М., 1980 г.
11. Гигиена умственного труда подростков.
Значение правильной организации режима дня для повышенной умственной и физической работоспособности, для предупреждения переутомления. Правильное чередование умственной и физической деятельности в процессе учебных занятий. Рациональный отдых. Гигиена сна.
Литература:
Куценко Т.И. Кононов И.Ф. Режим дня школьника. М, 1983.
12. Гигиена питания подростков.
Значение питания для подростка и развития детского организма. Влияние на организм избыточного и недостаточного питания. Питание, энергозатраты и работоспособность человека. Особенности питания в зависимости от погодных и климатических условий, при различном характере деятельности. Режим питания. Правила приёма пищи.
Литература:
Каневская Л.Я. Питание школьника. М.,Медицина, 1989 г.
13. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий (возможна встреча с работниками ДПС).
Предупреждение бытового травматизма.
14. Антиалкогольное воспитание в семье.
О влиянии алкоголя на организм подростка, воспитание трезвости в семье личным примером.
Литература:
Магоров А.Н. Антиалкогольное воспитание. М, 1987 г.
15. Предупреждение наркомании и токсикомании.
Рост наркомании и токсикомании в стране. Профилактическая работа с подростками. Внешние признаки наркомана.
Литература:
Магоров А.Н. Антиалкогольное воспитание. М, 1987 г.
Колесов Д.В. Не допустить беды. М, 1988 г.
16. Физкультура и спорт в жизни подростка.
Повышение двигательной активности подростка. Влияние на развитие организма занятий гимнастикой и подвижными играми. Гигиенические требования к подвижным и спортивным играм. Значение туризма и систематических занятий в спортивных секциях для физического развития организма, воспитания морально-волевых качеств.
Литература:
Физкультура для всей семьи. М, "Физкультура и спорт", 1990 г.
17. Подросток в мире прекрасного.
Художественная деятельность подростка. Потребность в эстетических впечатлениях. Воспитание хорошего вкуса у детей.
Литература:
Разина К. Д. "В мире подростка".
18. Роль общения в формировании личности подростка.
Общение с взрослыми, неравноправность отношений. Необходимость совместной деятельности с взрослыми. Единство требований к подростку в семье. Уважение личности подростка. Забота взрослых о гармоничном развитии подростка. Подросток и сверстники. Качества, которые ценят подростки. Дружба в подростковом возрасте.
Литература:
"В мире подростка", М, 1980 г.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М, 1971 г.
19. Чувства подростка и их воспитание.
Без сильных чувств нет сильных желаний, без желаний нет цели, нет активности в её достижении. Значение участия в общественной жизни. Роль взрослых в воспитании чувств подростка.
Литература:
"В мире подростка". М, 1980 г.
- Тематическое планирование
№п\п | Мероприятие | Сроки выполнения | ответственные |
2014-2015 учебный год | |||
1 | Родительское собрание «Как подготовить ребенка к школе» | сентябрь | Кл.рук., родители |
2 | Классный час «Режим дня школьника» | октябрь | Кл.рук. |
3 | Родительское собрание «Как помочь детям учиться» | ноябрь | Кл.рук., родители |
4 | Индивидуальные беседы с родителями | декабрь | Кл.рук. |
5 | Новогодний праздник. Классное мероприятие. | декабрь | Кл.рук., родители |
6 | Родительское собрание « Роль режима в состоянии здоровья и успеваемости ребенка» | январь | Кл.рук., родители |
7 | Посещение выставочного зала | март | Кл.рук., родители |
8 | Индивидуальные встречи с родителями | апрель | Кл.рук. |
9 | Родительское собрание «Как воспитать любовь к труду» | май | Кл.рук., родители |
2015-2016 учебный год | |||
1 | Классный час «О культуре поведения» | сентябрь | Кл.рук., родители |
2 | Экскурсия. Знакомство со школой и школьными службами | октябрь | Кл.рук. |
3 | Встреча родителей «Традиции класса, которым быть» | октябрь | Кл.рук., родители |
4 | Родительское собрание «Роль книги в воспитании и развитии детей» | ноябрь | Кл.рук., родители |
5 | День матери | ноябрь | Кл.рук., родители |
6 | Классный час «Что такое самовоспитание» | декабрь | Кл.рук., родители |
7 | Родительское собрание «По итогам второгополугодия» | январь | Кл.рук., родители |
8 | Экскурсия. Посещение пожарной части – 74 | февраль | Кл.рук., родители |
9 | Празднование 23 февраля и 8 марта | март | Кл.рук., родители |
10 | Родительское собрание «Дети и телевидение» | апрель | Кл.рук., родители |
11 | Классный час «Мы будем помнить Вас» к празднованию Дня победы | май | Кл.рук., родители |
12 | Родительское собрание «Воспитание разумных потребностей у учащихся» | май | Кл.рук., родители |
2016-2017 учебный год | |||
1 | Классный час «Доброта спасет мир» | сентябрь | Кл.рук. |
2 | Индивидуальные встречи и беседы с родителями | октябрь | Кл.рук. и |
3 | Родительское собрание «Роль поощрения и наказания в воспитании детей» | октябрь | Кл.рук., родители |
4 | День открытых дверей в 7 классе | ноябрь | Кл.рук. |
5 | Родительское собрание «Средства массовой информации в жизни ребенка и семьи» | декабрь | Кл.рук., родители |
6 | Классный час «Семья и спорт» | январь | Кл.рук. |
7 | Индивидуальные встречи и беседы с родителями | февраль | Кл.рук. |
8 | Празднование 23 февраля и 8 марта | март | Кл.рук., родители |
9 | Родительское собрание «Праздники в доме. Какими им быть?» | март | Кл.рук., родители |
10 | Классный час « Как проводить свободное время» | апрель | Кл.рук. |
11 | Классный час «Наш семейный отдых» | апрель | Кл.рук., родители |
12 | Родительское собрание «Связь поколений и ее значение в воспитании» | май | Кл.рук., родители |
13 | Посещение Галактики (кино) | май | Кл.рук. |
2017-2018 учебный год | |||
1 | Классный час «Чему учиться, чтобы хорошо учиться» | сентябрь | Кл.рук. |
2 | Индивидуальная беседа с родителями «Можно и нельзя в нашей семье» | сентябрь | Кл.рук. родители |
3 | Родительское собрание «Конфликты в семье и искусство их преодоления» | октябрь | Кл.рук., родители |
4 | Конкурс домашних рецептов | ноябрь | Кл.рук., родители |
5 | Родительское собрание «Дружба в жизни старших и младших членов семьи» | декабрь | Кл.рук., родители |
6 | Посещение городской библиотеки | январь | Кл.рук., родители |
7 | Классный час «Профессии наших родителей» | февраль | Кл.рук., родители |
8 | Родительское собрание «Воспитание в семье бережного отношения к природе» | март | Кл.рук., родители |
9 | Классный час «С кем мы дружим и почему» | апрель | Кл.рук. |
10 | Экскурсия в ЕДДС – 112. | Апрель | Кл.рук. |
11. | Классный час в городской библиотеке «Ужасы концлагерей» | Май | Кл.рук. |
11 | Родительское собрание «Права и обязанности ребенка в семье» | май | Кл.рук., родители |
12 | Классный час «Мое будущее. Каким я его вижу» | май | Кл.рук. |
2018-2019учебный год | |||
1 | Классный час «Профессии нашего города» | сентябрь | Кл.рук. |
2 | Классный час «Югре-900» | октябрь | Кл.рук. родители |
3 | Родительское собрание « Роль самообразования в профессиональном самоопределении» | октябрь | Кл.рук., родители |
4 | День семьи. Мы и культура. | ноябрь | Кл.рук., родители |
5 | Родительское собрание «Как подготовиться к успешной сдаче ГИА» | декабрь | Кл.рук., родители |
6 | Классный час «Порядок проведения итогового собеседования» | январь | Кл.рук. |
7 | Результаты пробных экзаменов. | февраль | Кл.рук., родители |
8 | Празднование 23 февраля и 8 марта | март | Кл.рук., родители |
9 | Родительское собрание «Детский бизнес языком статистики» | март | Кл.рук., родители |
10 | Индивидуальные встречи и беседы с родителями | апрель | Кл.рук., родители |
11 | Классный час «Несколько советов по обеспечению интернет безопасности» | апрель | Кл.рук., родители |
12 | Этот День Победы | май | Кл.рук., родители |
13 | Родительское собрание «Организация и проведение экзаменов» | май | Кл.рук., родители |
14 | Классный час «Как преодолеть стресс перед экзаменом» | май | Кл.рук. |
15 | Семейный отдых. Выход на природу. | май | Кл.рук., родители |
Ожидаемые результаты работы с родителями (законными представителями)
- Умение ставить и реализовать поставленные воспитательные задачи.
- Умение прогнозировать и анализировать свой опыт и результаты воспитательной работы.
- Умение менять свое поведение в зависимости от поведения ребенка.
- Умение учитывать потребности ребенка, спокойствие и уверенность.
- Адекватная самооценка.
- Применение нестандартных приемов в воспитании ребенка.
- Активность, участие в совместной деятельности, осуществление постоянных контактов.
Литература
- Байбаков А. М. Классные часы 5-11 классы , Волгоград: Учитель, 2007
- Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа 5-11 классы М: «ВАКО» 2005
- Лозинский В.М. 50 сценариев классных часов, М: Центр «Педагогический поиск» - 2002
- Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе, М: Центр «Педагогический поиск» - 2000
- Родительский всеобуч. Выпуск 2, издательство «Здоровье и Общество» - 2004
- Рождественская А. А. Спутник классного руководителя - Центр «Педагогический поиск» - 2002
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
( проводится на первом собрании каждого учебного года)
— Ф.И.О. ребёнка.
— Дата рождения.
— Хобби.
— Адрес, индекс. Домашний телефон, экстренный телефон соседей или других родственников.
— Ф.И.О. матери, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
— Ф.И.О. отца, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
— Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения.
— Материальное положение.
— Жилищные условия.
Уважаемые родители!
В интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши вопросы.
1. Что Вы ожидаете от школы?
2. Что Вас не устраивает в школе?
3. Какие черты характера присущи Вашему ребёнку?
4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей?
5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок?
6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем?
7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у Вашего ребёнка?
8. По каким предметам он испытывает затруднения?
9. Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?
10. Что Вам нравится в Вашем ребёнке?
11. Усидчив ли он?
12. Быстро ли он утомляется?
13. Самостоятелен ли Ваш ребёнок?
14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг?
15. Что Вы хотите от своего ребёнка?
16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?
17. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем?
18. Есть ли у Вашего ребёнка своя комната?
19. Много ли у родителей свободного времени?
20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: а)мамы; б)папы?
21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам?
22. Что Вы считаете «хорошим образованием»?
23. Какую помощь классу, школе Вы могли бы оказать (материальная, ремонт кабинета, проведение мероприятий, оформительская, услуги ксерокса,…)?
Анкета для родителей к родительскому собранию на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»
Уважаемые родители!
К предстоящему родительскому собранию «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», которое состоится________, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.
Классный руководитель Гранюк Е.М.____________________
Анкета
1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
- Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
- Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
4. Как вы поощряете своего ребёнка?
- Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.
Анкетный опрос родителей на первом
родительском собрании в учебном году
- Как Вы думаете, чего ждёт Ваш ребёнок от семьи, в которой живёт:
- хорошей организации быта;
- радости общения;
- покоя и защищенности.
- Что более заботит Вас как родителей в Вашей семье:
- здоровье детей;
- хорошая учёба;
- трудовое участие детей в жизни;
- настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли Ваш ребёнок в семье:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой:
- быть материально обеспеченным человеком;
- встретить любовь;
- иметь много друзей;
- реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Знаком ли Ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье:
- да;
- нет.
- Есть ли у Вашего ребёнка секреты от своей семьи:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Что для Вашего ребёнка вечер дома:
- радость общения;
- возможность быть самим собой;
- мучения и пытка.
Анкета для родителей учащихся
Цель: уровень информированности родителей учащихся по вопросам воспитания в семье, тип внутрисемейных взаимоотношений.
1.Знаете ли вы основные типы воспитания в семье? Какие?
- Какой тип воспитания в вашей семье?
- Все ли взрослые члены семьи предъявляют единые требования к
ребенку? - У вас в семье с ребенком доверительные отношения?
- Назовите источники ваших знаний по воспитанию детей в семье?
- Каковы виды поощрения и наказания в вашей семье?
- Знаете ли вы возрастные психофизиологические особенности
развития ребенка? - Знаете ли вы индивидуально-психологические особенности вашего
ребенка (тип темперамента, интроверсия- экстраверсия,
характерологические особенности)? Как это помогает вам в
отношениях с вашим ребенком? - Учитываете ли их во взаимоотношениях с вашим ребенком?
- Всегда ли вы можете без конфликта разрешить проблемную
ситуацию с вашим ребенком? - Известны ли вам причины проблем (если такие есть) вашего ребенка
в общении, с посещаемостью школы, с дисциплиной на уроках и т. д.?
10. Как вы помогаете ребенку справиться с ними?
11.Уделяете ли вы своему ребенку столько времени, сколько хотели
бы?
12.Обращаетесь ли вы за помощью по вопросам воспитания к
педагогам школы?
13.Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации по вопросам
воспитания детей в семье?
14. Какая помощь вам нужна?
Анкетирование родителей.
Знаю ли я своего ребенка?
1 .Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?А) Да - 3, б) не очень - 2, в) плохо - 1.
2.Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
А) Круглые сутки - 3, б) 5-6 часов в сутки - 2, в) 1 -2 часа - 1.
3.Когда вы были с ним в театре?
А) В этом месяце — 3, 6)3 месяца назад — 2, в) полгода — год назад — 1.
4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу или дополнительную литературу к урокам?
А) да - 3, б) иногда - 2, в) никогда - 3.
5.Часто ли вы хвалите ребенка за его успехи?
А) всегда -3,6) иногда - 2, в) никогда - 1.
6.Как вы поощряете своего ребенка?
A)радуетесь вместе с ним его успеху - 3,б) просто хвалите - 2, в)покупаете дорогие вещи игрушки- 1.
7.Как вы наказываете своего ребенка?
а)делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним - 3,
б) не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер - 2,
в)применяете физическую силу, не разрешаете гулять - 1.
8.Проводите ли вы семейные советы по воспитанию?
A)действуете согласованно - 3
Б) обращаетесь к посторонней помощи - 2
B)каждый воспитывает по-своему — 1.
9. Видит ли ваш ребенок ваши разногласия в семье?
А) нет -3,6) иногда - 2, в) да - 1.
10.Учите ли вы ребенка уважать людей?
А) да, всегда -3,6) иногда — 2, в) не затрагивали этот вопрос — 1.
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю
на ШМО кл. руководителей зам. директора по УВР
среднего звена О. Г. Нарожная___________
протокол №____от______2014г. «___»_______________2014г.
9 – А класса
на период с_5__по_9_класс
классного руководителя: Баевой М.А.
( 2014-2019 учебные годы)
г. Когалым 2014
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Воспитание в классе реализуется через воспитательный процесс - это взаимодействие педагогов, родителей и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию. Для меня воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Цель общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом возрастных особенностей. Класс 5 б сформирован был еще в начальной школе, активный в коллективно-творческих делах, что нельзя не брать во внимание при планирование воспитательной работы.
В своей работе я использую наряду с собственными разработками идеи таких видных педагогов как В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, И.П. Иванова, А.А. Захаренко:
- педагогика гуманизма;
- педагогика сотрудничества;
- педагогика общей заботы.
Цели воспитательной работы:
- развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры, творческих способностей;
- развитие коммуникативности личности учащихся;
- обеспечение личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
- гражданско-правовое воспитание
- воспитание здорового образа жизни
- профориентационная работа (8 – 9 классы)
Задачи
- создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- содействие саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, самореализации личности детей;
- содействие формированию нравственной позиции;
- использование воспитательных возможностей музеев, театров, библиотек;
- повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
- развитие самостоятельности, ответственности в делах отдельного ученика и класса в целом;
- поддерживание в классе атмосферы дружбы, уважения, помощи, поддержки, доверия друг другу;
- выработка моральной устойчивости к отрицательным воздействиям;
- привлечение к воспитательной работе родителей;
- содействие укреплению здоровья детей;
- формирование навыков самостоятельной подготовки, работы по учебным предметам, самостоятельных занятий.
Исходя из данных задач, выделяю следующие направления воспитательной работы класса:
- Сплочение коллектива
- Гражданско –патриотическая работа
- Самостоятельность в делах
- Творческие дела
- Школьные дела
- Работа с родителями
Гражданско-патриотическое воспитание способствует социализации школьников, содействует формированию у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни
Решаемые задачи:
- воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;
- воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
- воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
- воспитание правовой культуры.
Технология:
- организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства;
- организация и проведение тематических классных часов и бесед;
- организация и проведение встреч с интересными людьми;
- организация и проведение встреч с участниками войны;
- организация и проведение экскурсий;
- подготовка и проведение походов, посвященных изучению родного края, его истории и культуры;
- организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
Нравственное воспитание
способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я", развивает рефлексию
Решаемые задачи:
- воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;
- воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру;
- воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Технология:
- организация и проведение семейных вечеров;
- формирование и развитие классных традиций;
- организация и проведение тематических бесед, классных часов;
- организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы;
- организация и проведение классных праздников;
- организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
Особое внимание необходимо уделить работе с родителями.
Методика работы с родителями учащихся.
Наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи и школы на сегодня, по моему мнению, является:
- Чрезмерное занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
- Недостаточное внимание к образованию своих детей и нежеланием участвовать в школьных делах;
- Низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному воспитанию
- Низкий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.
В силу вышеобозначенных проблем, в том числе и неблагоприятных внешних обстоятельств, работа с родителями должна осуществляться в тесном сотрудничестве, что благоприятно скажется на успеваемости и развитие личности учащихся.
Цель работы - организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
- Включение родителей в совместную со школой воспитывающего деятельность с детьми.
- Правовое просвещение родителей.
- Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
- Оказание родителями материально-финансовой помощи школе.
- Совместное со школой организация социальной защиты детей.
- Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
Программа воспитания рассчитана на 5 учебных лет:
1 этап - 5 класс. 2014-2015 г.г.
2 этап – 6 класс. 2015 – 2016 г
3 этап – 7 класс 2016 -2017 г
4 этап – 8 класс 2017-2018 г
5 этап – 9 класс 2018-2019 г.
В результате реализации программы у каждого выпускника школы в достаточной мере должны быть развиты:
– личностные качества;
– нравственные нормы поведения;
– культура общения в коллективе;
– потребность в труде;
– способность к профессиональной деятельности;
– способность рационально организовывать деятельность;
– способность к сотрудничеству;
– сформированность познавательных навыков.
Ведущими качествами личности выпускника должны стать:
1Личностные качества:
- сознательная дисциплинированность, обязательность;
- внутренняя свобода, независимость;
- стойкость, умение переносить трудности;
- решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
- порядочность, честность, правдивость;
- раскованность;
- развитое чувство достоинства (самоуважение);
- стремление к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, то есть к преодолению собственной ограниченности.
2.Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
- сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;
- наличие жизненных планов;
- активная профессиональная подготовка;
- стремление к материальному благосостоянию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить;
- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;
- понимание жизненной целеустремленности.
3.Мировоззрение:
- знание современной научной картины мира;
- понимание и принятие философии прав и свобод человека;
- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания);
- правовая и политическая культура;
- жизненный социальный оптимизм;
- способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.
4.Интеллектуальное развитие:
- информационный кругозор;
- потребность применять знания на практике;
- умение обобщать, анализировать, делать выводы;
- критичность (ничего не принимать на веру);
- гибкое мышление, свободное от догматизма;
- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной
литературе;
- умение и желание организовать себя;
- умение заниматься самообразованием.
5. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность;
- старательность;
- настойчивость;
- предприимчивость, самостоятельность;
- творческий подход к работе.
6. Отношение к окружающим:
- гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;
- бескорыстная забота о других;
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- терпимость, уступчивость;
- умение постоять за себя.
7. Человек – творец самого себя:
- объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;
- «любящий себя» - значит уважающий себя, верующий в себя и в свою уникальность, в своё предназначение;
- стремление к саморазвитию.
8. Культура поведения:
- умение жить вместе с другими;
- умение контролировать себя;
- сдержанность, тактичность;
- чувство меры в общении;
- умение соблюдать дистанцию;
- умение приветствовать;
- культура речи.
9. Здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- знание механизмов и способов поддержания здоровья;
- стремление к физическому совершенствованию;
- отсутствие вредных привычек;
- знание и владение приёмами и способами оздоровления
организма.
10. Семья, брак, любовь:
- отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
- уважительное отношение к женщине/девушке, мужчине/юноше.
11. Эстетическая культура:
- наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;
- умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, обучении;
- наличие развитого творческого начала;
- наличие умения рисовать, петь, танцевать;
- наличие чувства эстетической меры;
- наличие умения одеваться со вкусом, организовывать быт.
12. Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу;
- бережное отношение к окружающей среде;
- воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении природы.
Предварительный просмотр:
Месяц | Воспитание отношения к обществу | Самопознание и его место в самовоспитывающей деятельности, профориентация | Освоение этикета как нормы жизни общества | Отношение к медико-профилактическим мерам | Формирование навыков коллективной творческой деятельности, творчества |
Сентябрь | Кл. час «Югре-900» | Кл.час «Профессии нашего города» «Актуальность инженерных профессий» | Беседа «Ориентация в жизни» | Кл. час «О безопасности дома. в школе во время пожарной эвакуации» | Кл. час «Какой мы коллектив?» Кл час в городскуой библиотеке |
Октябрь | Кл. час «Пожилым всегда у нас почет» | Беседа «Профилактика конфликтов в коллективе». | Кл. час « Конфликты в нашей жизни» | Лекция «О мерах профилактики ЭВИ» | Кл. час « Чем будем заниматься?» |
Ноябрь | Кл. час «Основные вопросы проведения пробных экзаменов по выбору» | Молодежная мода | Кл.час «Твое поведение в коллективе» | Кл.час «Что вы знаете о стрессе?» День народного единства»Небо одно для всех» | Участие в конкурсе новогодних газет. Экскурсия в краеведческий музей |
Декабрь | Сроки проведения ОГЭ | Кл. час «Правила для пешеходов и правила для водителей» Участие в фотоконкурсе «Дорожные курьёзы» | Беседа «Наркотики и ответственность» | Участие в мероприятии «Новогодняя дискотека!» | |
Месяц | Воспитание отношения к обществу | Самопознание и его место в самовоспитывающей деятельности | Освоение этикета как нормы жизни общества | Отношение к медико-профилактическим мерам | Формирование навыков коллективной творческой деятельности, творчества |
Январь | Кл. час «Особенности жизни многонационального общества» Участие в акции «Посылка солдату» | Участие в линейке «Во славу Отечества» | Кл. час « Мои таланты» | ||
Февраль | Результаты пробных экзаменов. Кл.час «Служу Отечеству» | Участие в личном первенстве школы по разборке-сборке АКМ. | Беседа «Предупреждение правонарушений среди подростков» | «Государство. Право. Я» «Кубок ОБЖ» | |
Март | Кл.час «8 Марта – Женский день» Участие в конкурсе «Меткие девчонки!» | Кл.час «Взаимовежливость на дорогах» Кл.час «Склонности и интересы подростков в выборе профессии» | Кл. час «Музыка против стресса» | Инструктаж по вопросам антитеррористической безопасности. | Письмо «Мама, милая мама» |
Апрель | Кл час «Информация для желающих поступить в учреждения СПО» | Кл. час «Ложная тревога или телефонный терроризм» | Кл.час «Санация полости рта» Участие в акции «Спасти и сохранить!» | Участие в Дне бантиков и веснушек. | |
Май | Кл. час «Этот праздник со слезами на глазах» Участие в акции «Бессмертный полк» | Процедура проведения ГИА | Беседа «Поведение в период летних каникул» | Беседа «Как преодолеть стресс перед экзаменом» | Участие празднике «За честь школы» Кл.час «Как нам удался этот учебный год» |