ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская» (далее Программа);
Программа рассчитана на 1 год обучения, что позволяет создать максимально благоприятные условия для развития воспитанников; данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить художественный вкус, сформировать художественно - эстетические чувства, развить мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_masterskaya_3-4_goda.docx | 70.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской
муниципального образования Ейский район
Принята решением педагогического совета протокол от 31.08.2022 №4 | Утверждена приказом заведующий МБДОУ ДСКВ № 1 ст-цы Копанской МО Ейский район Н.В.Середа Приказ от 01.09.22г. №_____-ОД |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы - 1 год – 32 часов Возрастная категория: от 3 до 4 лет
Состав группы: до 6 человек Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на внебюджетной основе ID – номер Программы в Навигаторе:
Автор-составитель Короп Светлана Андреевна
воспитатель
ст. Копанская, 2023 г.
Содержание
№ | Наименование раздела, темы | Стр. |
Введение | 3 | |
1. | Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» | 3 |
1.1 | Пояснительная записка программы | 3 |
1.2 | Цели и задачи | 5 |
1.3 | Содержание программы | 6 |
1.4 | Планируемые результаты | 9 |
2. | Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических | 10 |
условий, включающий формы аттестации» | ||
2.1. | Календарный учебный график | 10 |
2. 2. | Условия реализации программы | 12 |
Список литературы | 13 |
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская» (далее Программа);
Программа рассчитана на 1 год обучения, что позволяет создать максимально благоприятные условия для развития воспитанников; данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить художественный вкус, сформировать художественно - эстетические чувства, развить мелкую моторику рук.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка
Направленность программы
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.
Актуальность разработанной программы: в настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов с малышами необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, 3 координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Новизна программы заключается в том, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Отличительная особенность
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в лепке. Постепенно у ребенка появляется умение лепить предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира». Занятия представляют, большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Лепка способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Занимаясь лепкой, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок 6 подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по лепке с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Данная программа даёт возможность каждому воспитаннику реализовать свои творческие возможности.
Адресат программы
Программа рассчитана на дошкольников 3-4 лет. Для участия в образовательном процессе принимаются все желающие дети на основании заявления родителей (законных представителей) без прохождения процедуры отбора или любых форм входящего контроля. Количество учащихся в группе до 6 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы.
Программа предусматривает ознакомительный уровень обучения. Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на изучение программы отводится 32часов.
Формы обучения. Форма обучения очная. Режим занятий:
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа: при очной форме обучения составляет 15 минут.
Особенности организации образовательного процесса
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу лепки;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Цель и задачи программы
Основная цель программы - создание условий для развития сенсомоторной функции и творческих способностей у детей дошкольного возраста через лепку.
Задачи образовательного процесса обучения:
Образовательные:
- научить детей владению различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из пластилина;
- обучить технологии изготовления различных изделий из пластилина;
- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности. -закрепить способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный.
Личностные:
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребёнку, развивать у него познавательные и творческие способности
- воспитывать эстетический вкус у детей и чувство прекрасного, приобщать ребёнка к домашнему хозяйству.
Метапредметные:
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
- формировать умение оценивать созданные изображения.
Содержание программы Учебный план
№ п/п | тема | Общее ко- во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | «Вот он такой пластилин» (диагностика) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Пластилиновая мозаика | 30 | 30 | |
3 | Вернисаж | 1 | 1 | |
ИТОГО | 32 | 0,5 | 31,5 |
Содержание учебного плана
Название темы | Цели | Количество занятий |
«Вот он такой пластилин» (диагностика) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для лепки.. | 1 |
Пластилиновая мозаика (различные техники лепки) | Учить лепить различными техниками | 30 |
Вернисаж | Развитие умения самостоятельно создавать поделку | 1 |
Методы обучения.
Выбор форм и методов обучения зависит от степени сложности изучаемого материала, уровня подготовки воспитанников, эмоционального настроя группы и желания обучающихся работать.
Используются:
- Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.
- Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.
- Диалогический метод: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке творческих проектов.
- Эвристический метод: воспитанники самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений изготавливают новые творческие работы, проводят поиск новых решений.
- Проблемно-исследовательские методы: воспитанники совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии.
- Игровые методы: занятие-путешествие, игра, беседы с игровыми элементами; игры-путешествия; занятия-драматизации; выставки.
- Педагог должен стремиться к созданию на занятиях атмосферы увлеченности и творческой активности детей, этому способствует возможность коллективного выполнения работ и игровой метод обучения.
Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
Для реализации программы подготовлено дидактическое обеспечение:
- учебные и методические пособия
- наглядные пособия;
- технологические карты по изготовлению изделий;
- образцы изделий;
- изделия, изготовленные воспитанниками;
- фотографии, журналы и книги с иллюстрациями изделий мастеров;
- презентации.
Формы подведения итогов в конце года
-Проведение выставок детских работ
1.4 Планируемые результаты
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Предметные:
- знать правила и приёмы лепки из пластилина; теста
- уметь самостоятельно (при минимальной помощи взрослого) по образцу (или самостоятельно) вылепить объёмную фигуру;
- освоить навыки и приёмы лепки из пластилина, теста, пластилинографии;
- украшать, расписывать изделия из теста;
Личностные:
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов
- укреплять мелкую моторику рук.
-рассказывать о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
Метапредметные:
- уметь правильно пользоваться стеками и приспособлениями;
- вносить собственные творческие элементы к предлагаемому образцу.
-самостоятельно изготавливать простые композиции
-получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
- воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
2. Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
- Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения организации занятия | Место проведения занятия | Примеч. | |
План. | Факт. | ||||||
1. | 06.10 | «Вот он такой пластилин» Диагностика | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
2. | 13.10 | Солнце в тучах | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
3. | 20.10 | Улитка | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
4. | 27.10 | Удав | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
5. | 03.11 | Посуда для кукол | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
6. | 10.11 | Корзина с брусникой | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
7. | 17.11 | Большие и маленькие морковки | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
8. | 24.11 | Сливы и лимоны | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
9. | 01.12 | Цыплёнок | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
10. | 08.12 | Поросёнок | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
11. | 15.12 | Кулон для мамы | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
12. | 22.12 | Уточка | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
13. | 12.01 | Угощение для кукол | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
14. | 19.01 | Прилетайте в гости (воробушки на кормушке) | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
15. | 26.01 | Снежинка | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
16. | 02.02 | Ёлочка зелёная | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
17. | 09.02 | Разные рыбки | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
18. | 16.02 | Ушастые пирамидки | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
19. | 23.02 | Сонюшки - пеленашки | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
20. | 1.03 | Мисочки для 3-х медведей | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
21. | 15.03 | Бублики, баранки, сушки | 1час | групповая | учебный | ||
22. | 22.03 | Лодка с вёслами | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
23. | 29.03 | Танк | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
24. | 05.04 | Цветик -семицветик | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
25. | 12.04 | Цветы сердечки | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
26. | 19.04 | Ёжик- ни головы ни ножек | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
27. | 26.04 | Первые цветы | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
28. | 03.05 | Муха - цокотуха | 1час | групповая | учебный | ||
29. | 17.05 | Веселое солнышко
| 1час | групповая | учебный кабинет | ||
30. | 24.05 | Звёзды и кометы | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
31. | 18.04 | Пасхальное яйцо | 1час | групповая | учебный кабинет | ||
32. | 31.05 | Жуки на цветочной клумбе | 1час | групповая | учебный кабинет |
Условия реализации
Для успешной реализации программы необходимо:
- помещение (просторное, светлое, теплое, проветриваемое);
- мебель (столы, стулья, шкафы для хранения материалов и инструментов, стенды и полки для размещения образцов и наглядного материала, хранения незавершённых работ;
- набор инструментов: стеки, доски для лепки, салфетки для вытирания рук;
- материал для работы - пластилин цветной, тесто, бытовые отходы, подручный материал;
- компьютерная техника;
- желание детей заниматься лепкой.
Материалы и инструменты:
мука, соль “Экстра”, клей ПВА, гуашь, кисти, стеки, доски для лепки, цветной картон, валик, скалка, формочки, контейнеры для теста, ёмкость с водой, зубочистки
Раздел 3. «Рабочая программа воспитания»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей.
-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, -создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии, традиций, праздников, памятников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;
- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;
- воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагоги ческого наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к вы полнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации про граммы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оце ночных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | Осенний праздник для дошколят и родителей (законных представителей | 12 ноября | Праздник на уровне Дворца | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
2 | Новогодняя Ёлка | Декабрь | Утренник на уровне коллектива | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
3 | «Масленица годовая — наша гостья дорогая» | 21 февраля | Праздник на Адресе | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
4 | «Самым милым и любимым» — концерт, посвящённый Международному женскому дню | 9 марта | Концерт на Адресе | Фото- и видеоматериалы с выступлением детей |
| ||||
Список литературы:
- Ветлугина Н.А.«Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / – М.: Просвещение, 1989.
- Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников» / . - «ТЦ Сфера», 2005.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.
- Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003
- Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.