Педагогическая тех-нология. «Музыкально-ритмическая деятель-ность как средство развития творческих способностей детей»

Балашова Екатерина Сергеевна

Творческие способности детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности проявляются в особой выразительности движений, нестандартности, оригинальности пластических средств выражения, в увлечённости ребёнка самим процессом отражения музыки в движении. Важным показателем сформированности творческих навыков детей в области танцевальной деятельности является самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движений, адекватно передающих характер, выразительные средства музыки и особенности развития музыкального образа.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №35 «ёлочка»

Педагогическая технология.

«Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития творческих способностей детей»

                Музыкальный руководитель:

Балашова Екатерина Сергеевна

г.о.Электрогорск

Введение.

    Начинать музыкальное развитие ребенка нужно как можно раньше, т.к. это способ формирования интеллекта, творческих способностей. Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении. Музыкально-ритмические движения развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

     Занятия ритмопластикой – это передача музыки через движение, это эмоциональный отклик на музыку, выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная с раннего возраста. Ритмические упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма, также а процессе работы над движениями под музыку формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.

Цель: развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.

Задачи:  

  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;
  • учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
  • формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.

     Творческие способности детей старшего дошкольного возраста в танцевальной деятельности проявляются в особой выразительности движений, нестандартности, оригинальности пластических средств выражения, в увлечённости ребёнка самим процессом отражения музыки в движении. Важным показателем сформированности творческих навыков детей в области танцевальной деятельности является самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движений, адекватно передающих характер, выразительные средства музыки и особенности развития музыкального образа.  

    Установление преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах. Его сущность состоит в том, что на каждой следующей ступени обучения элементы усвоенного повторяются, дополняются, на этой основе формируются новые знания. Детей ведут от простых действий к более сложным, но при этом на каждом этапе учитываются достигнутые результаты и психофизиологические возможности.

I Этап. Обогащение опыта слушания музыки у дошкольников, активизация речи детей, способность рассуждения о музыкальных произведениях и передача музыкальных образов и характеров с помощью разнообразных движений.

    Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.

   Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

     Показ упражнения педагог проводит в зеркальном изображении. Объяснением техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

    Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное о нем представление.

II Этап. Создать условия для детских двигательных импровизаций, творческих проявлений и для дальнейшего развития интереса к танцу.

    Этап углубленного разучивания характеризовался уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

    Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в задании увеличивается по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретали некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминали несколько композиций. Все это способствует развитию у детей умения самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

   На этом этапе работы необходимо обогащать представления детей о танце, как искусстве, о его разновидностях и характерности. Рекомендуется использовать для этого видеоматериалы – записи наиболее ярких, зрелищных танцев в исполнении детей данного возраста и в исполнении знаменитых танцевальных коллективов.

   На этом этапе важно помочь детям освоить новые танцевальные движения, овладеть языком пластики. Для этого полезно использоватьметодики и пособия Т. И. Суворовой, А. И. Бурениной, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой и другие.

III Этап  Обеспечить условия для создания детьми собственных танцевальных миниатюр.

    Этап закрепления и совершенствования характеризовался образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в сюжетно- образном танце. На этом этапе педагогом совершенствуется качество исполнения упражнений и формировался у детей индивидуальный стиль.

    Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начинают свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

    На занятиях музыкальный руководитель включает выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучивает композиции и танцы, рекомендуемые программой. Иногда можно проводить занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений.

   

     Систематичность , постепенность, последовательность – основные педагогические принципы. Свободное и красивое исполнение танцев детьми возможно только в том случае, если им предшествуют подготовительные упражнения, направленные на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков. При этом система упражнений должна быть построена по принципу «от простого к сложному» и при условии многократного повторения заданий.

     В своей работе важно учитывать возрастные особенности ребенка, то есть определять посильные для него задания. Доступность не должна означать отсутствие трудностей. В связи с этим необходимо знать норму допустимых нагрузок для каждого возраста и для каждого отдельного ребенка.

     В ходе реализации данной технологии каждый ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и становится более эмоциональным и выразительным в мимике и пантомиме. У детей заметно улучшается координация движений, появляются пластичность и выносливость при выполнении упражнений под музыку, улучшается память и внимание, также у детей повышается самооценка, уверенность в своих собственных силах и возможностях, появляется желание выступать на детских праздниках, отчетных мероприятиях. Также важнейшим показателем достижения положительных результатов у детей является проявление большого интереса к самому процессу движений под музыку. Дети выразительно двигаются, умеют передавать в пластике характер музыки, игровой образ, стремятся к самовыражению и творческой импровизации. Иными словами, через музыкально-ритмическую деятельность наши дети становятся творчески развитыми личностями.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игра – импровизация «Лес просыпается».

   Музыкальный руководитель или педагог предлагает детям поиграть. Воспитанники образуют круг, а педагог объясняет им, что звуки и даже музыку часто можно изобразить с помощью движений, тогда получается двигательная импровизация или танец. Именно такой звуковой рассказ сейчас попробуют создать дети в кругу вместе с педагогом с помощью разных движений. История будет называться «Лес просыпается».

ПЕДАГОГ. Пригрело весеннее солнышко. Ребятки, давайте поприветствуем его, кто как хочет, любыми движениями.

 Я, например, подниму руки вверх. А теперь каждый пропоет любой звук, который ему больше нравится.

    С пригорка побежал веселый ручеек. Давайте изобразим язычком его бульканье. А теперь подвигаемся всем телом, как будто бы мы сами эти весенние ручейки. Сколько красивых, задорных ручейков у нас получается, и все разные, не похожих друг на друга. Молодцы, ребята!

    Ручеек добрался до ямки и до краев ее наполнил водой. Давайте с помощью голоса расскажем, как он это делала (Голоса звучат в нижнем регистре). А теперь возьмемся за руки и превратимся в ямку с водой. Водичка двигается. Не стоит на месте, булькает (дети изображают голосом булькающую лужицу и изображают волнообразных движения).

  Переливается водичка через край. И дальше бежит веселый ручеек

(Часть детей изображает путь ручейка, а солнышко отражается в воде и светит ярче (часть детей озвучивает солнышко).

    На шум ручейка и тепло солнышка откликнулись жучки. Выбрались из-под коры, зажужжали (дети изображают жучков и жужжание).

   Не отстает и букашка (педагог выбирает ребенка в кругу и предлагает ему показать движениями букашку, озвучивая ее появление). Расправила букашка крылышки, подставила их солнышку, потянулась и полетела. А за ней и жучки (свободные перемещения по комнате).

     Вдруг что-то зашуршало (звуковая импровизация, засопело (звуковая импровизация, и из-под кучи сухих листьев вылез ежик (дети изображают ежиков). Осмотрелся он по сторонам и побежал, быстро перебирая своими лапками.

А вот и муравейник проснулся (звуковая имитация - каждый из детей пропевает короткие, радостные звуки в разных регистрах). Муравьишки стали покидать свой домик, цепочкой на дорожке выстроились, друг за другом, аккуратно идут, не задевая друг друга (дети изображают цепочку муравьев). А на пути камень, обойти его надо. Камень большой, а рядом сосна, корни на земле как воротики. Надо изловчиться, подлезть, но и цепочка не должна рассыпаться. Один домик - одна семья.

     На камне пригрелась змейка (педагог выбирает 2-3-детей, шипит от удовольствия (звуковая импровизация). Лес просыпается, и ей пора просыпаться. Встречает змейка солнышко утренним танцем, изгибается

(двигательная импровизация, а кожица ее переливается разными цветами (любая звуковая имитация).

    Лес наполнился птичьими голосами. Давайте прислушаемся, какие птички ожили в нашем лесу. (Дети имитируют птичьи голоса). А теперь придумайте, что делают ваши птички в лесу, и покажите, чтобы можно было догадаться.

    Вот и пришло утро, вот и проснулся лес! (Все дети поют разные звуки).