Игровая технология. «Обучение пению детей дошкольного возраста с использованием игровых методик»
Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya.docx | 16.96 КБ |
igry_na_razvitie_rechevogo_i_pevcheskogo_dyhaniya.docx | 22.38 КБ |
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 15.95 КБ |
razvivayushchie_igry_s_golosom.docx | 15.2 КБ |
master-_klass_dlya_pedagogov_ritmodeklamatsiya.docx | 16.69 КБ |
zanyatie_vozvrashchenie_pesenki.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №35 «ёлочка»
Игровая технология.
«Обучение пению детей дошкольного возраста с использованием игровых методик»
О. Кацер, А. Евдотьева.
Музыкальный руководитель:
Балашова Екатерина Сергеевна
Г.о.Электрогорск
Введение.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально- сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально- дидактических пособий и игр.
Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации.
Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога
Цель: формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации.
Задачи:
- Обучать речевым и певческим навыкам с помощью игровых распевок.
- Развивать координацию между слухом и голосом, звуковысотный и тембровый слух, активизировать артикуляционный аппарат.
- Развивать умение анализировать свое пение и пение товарищей.
- Воспитывать интерес к певческой деятельности.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.
1 Этап. Речевой.
Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный.
3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.
4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.
5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
2 Этап . Певческий:
Целью второго этапа является формирование и развитие певческой интонации, песенного творчества, а также работа над разучиванием песенного материала.
Основные виды деятельности:
1) формирование и развитие певческой интонации;
2) песенное творчество;
3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.
Приемы работы над отдельным произведением:
-пение песни с полузакрытым ртом;
-пение песни на определенный слог;
-проговаривание согласных в конце слова;
-произношение слов шепотом в ритме песни;
-остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
-пение без сопровождения;
-зрительная, моторная наглядность.
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря многофункциональности игрового распевания работа над развитием певческих навыков у старших дошкольников обеспечивает эффективность и результативность:
- возрос интерес к певческой деятельности: дети стали эмоциональнее, активнее, способные к сопереживанию,
- заметно улучшилась координация между слухом и голосом, активизировался артикуляционный аппарат,
- у детей развиты речевые и певческие навыки с помощью игровых распевок,
- сформировалось умение анализировать свое пение и пение товарищей
Список литературы.
Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя»
Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению»
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М.1981г.
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н.
«Музыкальные занятия в детском саду» Москва 1981г.
Предварительный просмотр:
Игры на развитие речевого и певческого дыхания.
Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Характер физиологического дыхания зависит от физической и нервнопсихической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки, способа сидения на стуле и т.д. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).
У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха родственный: более длительный и экономный.
Экономный выдох связан с диафрагмальной мышцей, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. Диафрагмальная мышца является своего рода задвижкой (форточкой, дверцей), которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым позволяя нам сказать или пропеть целую фразу.
Детям бесполезно объяснять, почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который исподволь, незаметно и, главное, постоянно тренирует диафрагмальную мышцу.
Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу.
Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трех основных моментов:
- вдох короткий, но спокойный (в характере произволения),
- затаивание, или задержка дыхания перед началом,
- выдох более продолжительный, экономный, постепенный.
От качества дыхания зависит и характер атаки (начала) звука: твердый или мягкий.
Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведет к повышению интонации, недостаток активности - к понижению.
В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию.
Навык речевого и певческого дыхания развиваем постоянно на каждом занятии и постепенно.
Приведем пример такого упражнения.
Исходное положение (и. п.) - стоя, ноги на ширине плеч.
- Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону
- в другую, «кач» - «кач», вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.
И. п. - стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.
- Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо - влево, вправо - влево, вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.
И. п. - то же, только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо - закрываем влево, то же самое на вдох - выдох.
Перейдем к следующему этапу работы.
Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох (короткий), задержка и постепенный выдох.
В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного)». Или всем «раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей-нибудь день рождения» задуть «свечи на торте».
Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свисятщих).
Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста
Доречевые упражнения
Упражнение №1
Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Руками ощутить, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что взят приличный объем воздуха. После этого сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.
Упражнение №2 «Свечка»
Надо задуть воображаемую свечу. Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и
“подуть на свечу”. Природа замечательно координирует действия: воздух из легких выходит постепенно, плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Диафрагма, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу “выплеснуться” на первых моментах выдоха. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Воздух наполняет легкие, а потом направленным потоком посылается наружу. Это упражнение дает хорошее представление о дыхательном процессе в пении. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений. Обращаем внимание ещё на один важный момент - между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка, перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка. Эта пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала вдох на выдох и в пении. Лицо в этот момент не должно терять естественности, губы активные, но не зажаты, никаких лишних усилий. Зеркало в этом большой помощник.
Для тренировки дыхания, контроля плавности и экономичности фонационного выдоха можно поставить перед ртом зажженную свечу. Если пламя останется неподвижным во время звучания, значит, дыхание используется совершенно правильно. Аналогичный прием – использовать вместо свечи – перо, которое держится во время пения на расстоянии 20 см. ото рта.
А теперь ощущения, полученные при “задувании свечи” повторить со звуком. Спеть на выдохе любой удобный звук, потянуть его, а руками в это, время “следить” за “механизмом” выдоха. Проследить, чтобы при пении живот не зажимался, не дергался.
Разминочное упражнение №1 «Ладошки»
Исходное положение: прямая стойка, руки согнуты в локтях и подняты кверху. Ладони обращены от себя. Ладони рук находятся сразу над плечами и локти далеко от туловища не отводятся. Носом сделать короткий активный вдох, при этом ладони сжимаются, как будто чтото хватают. Сделать свободный, легкий выдох через нос (можно через рот). Одновременно разжать ладони. При выдохе ладони держать свободно, они должны расслабиться. Выдох должен быть свободным и легким. Воздух не нужно задерживать в груди, и выталкивать с силой.
В начале тренировок может быть легкое головокружение. Делать упражнение «Ладошки» можно сидя. Скорее всего, не в порядке сосуды головного мозга.
Упражнение №2 «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты спереди к поясу. Носом сделать короткий, шумный вдох и при этом кулаками произведите сильный толчок вниз, к полу, как бы стремясь сбросить с рук тяжесть. Одновременно с этим движением кулаки нужно разжать. Во время вдоха плечи нужно напрячь, руки вытянуть строго прямо вниз, пальцы широко расставить в стороны веером.
Выдыхая и возвращаясь в исходное положение, пальцы рук снова сжимаются в кулаки и возвращаются к поясу. Выдох должен быть свободным и легким, его можно делать как через нос, так и через рот. Главное — он должен быть пассивным. Если выдох делается через рот, то не следует открывать его широко, а лишь слегка разжать губы.
Упражнение №3 «Насос»
Исходное положение: встать прямо, ноги несколько шире плеч, руки опущены. Слегка наклониться вперед. Плечи опущены, мышцы спины расслаблены, спина принимает округлую форму. Голова опущена, мышцы шеи расслаблены, смотреть вниз. В конце этого движения вниз (поклон) сделать короткий шумный вдох через нос, как бы желая вдохнуть аромат цветущего у ног куста роз. Приподняться, возвращаясь в исходное положение. Сделать свободный, пассивный выдох через рот или через нос. Это упражнение нужно делать без напряжения, легко, не прилагая особых усилий. Запрещается наклоняться низко при повышенном давлении, близорукости, при наличии камней в почках, при травмах позвоночника или головы.
Речевые упражнения
Свободно звучащий голос — необходимое условие любого выступления, обусловленное психофизиологией восприятия речи, а также психофизиологическим состоянием самого выступающего. Хорошо, свободно звучащий голос, по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.
Многие рекомендуемые упражнения носят игровой характер. Искусство и игра похожи друг на друга. Упражнения игрового характера увлекают, втягивают в работу душевную сферу учащихся, вызывают положительные эмоции, которые, как известно, раскрепощают фонационные пути, помогают верно, формировать свободное звучание голоса.
Упражнение «Звукоподражатель».
Вспомнить звуки природы и воспроизвести их. Свистит ветер: СССССС… Шумит лес: ШШШШШШШ… Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ… Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ…Звенит комар: 3333333…
Упражнение «Насос».
Накачать воображаемую «шину», с сопровождая движениями рук, двигающих поршень насосов: ССССССС! ССССССС! ССССС! «Пульверизатор» Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождать движение руки вукоподражательными: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!... Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении, то рывками (Ф!Ф!Ф!Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ!..).
Упражнение «Метла».
Воображаемой метлой подметаем дорожки на звук «Ш»: ШШШШШШ!
Упражнение «Выключающийся пылесос».
Когда пылесос выключается, появляется «запыхивающийся» звук: ЖЖШШШШШШ…
Упражнение «Пильщики».
Взяли «пилу», начали пилить: С!..С!..С!..С! Вначале звук «С» отрывистый, короткий, как и движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ССССС... ССССС… ССССС…
Упражнение «Мотоцикл».
Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р!Р! РРР!... РРРРР... Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬ...
Упражнение «Звонок».
Много раз нажимаем на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрь... рьрьрьрь… рьрьрьрьрьрьрьрь.,. рьрьрьрьрьрьрьрь...
Упражнение «Сорока-сплетница».
Передать услышанную сплетню дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трртрр-трр-трр-трр!Трр-Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр! Ощутить резкие движения диафрагмы, не пытаясь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указаны ей природой.
Для того чтобы упражнения были эффективны, надо избегать монотонности. Нужно разнообразить причины, вызывающие чувства, чтобы они не гасились от частого их повторения. И с этой целью полезно использовать стихотворный материал для упражнений.
Упражнение «Новогодняя елка»
Ай да елка! Красота! - средний регистр.
Широта и высота!
Снизу вверх гляжу, гляжу… - грудной регистр.
Глаз от неё не отвожу!
Вот гирлянды, - постепенное повышение.
Фонари И шары, шары, шары…
Поглядите-ка туда:
Что там светится? Звезда!
Ай да елка! Красота! - постепенное понижение.
Я любуюсь неспроста.
Тренируюсь заодно:
Проверяю «верх» и «дно». – грудной регистр.
Целевая установка упражнений - это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания, совокупность работы резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживание регистров. Подавать дыхание надо плавно, не ослаблять его и не напирать, чтобы не нарушить найденной координации. Главное научить детей экономному выдоху во время произношения
Предварительный просмотр:
«Денискина зарядка»
КАЧЕЛИ
Язычок вверх и вниз —
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
до чего же хорошо,
Весело Дениске!
ГОРКА
Кончик языка
в зубки упирается,
Спинку выгнем язычка —
Горка получается.
Быстро-быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
ПАРОХОД ГУДИТ
Вот Денискин пароход
Смело по морю плывет.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «Ы-ы-ы».
ТРУБОЧКА
Кто играет на гитаре,
А Денис — на дудочке:
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.
ЧАСИКИ
У Дениса есть часы
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг другу.
БАРАБАНЩИК
Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
теперь он делом занят:
Громко-громко барабанит.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Если у Дениса
Плохое настроенье,
Ест Дениска наш
Вкусное варенье.
Надо верхнюю губу
Вареньицем намазать
И широким язычком
Облизнуть все сразу.
УЛЫБКА
Дениска — озорник,
Тянет губки к ушкам.
— Посмотрите, — говорит, —
Я теперь лягушка!
Для того чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях,
необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не
только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного
путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми
частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом. В этой
работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.
Артикуляционная гимнастика (в форме сказки «Путешествие язычка»)
Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт (губы сомкнуты) и
страшно. Стал он выход искать. В одну Щечку постучал, «проткнуть» языком щеку в другую — «проткнуть» языком другую щеку не открываются. «Толкну-ка я посильнее!» — подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую «проткнуть» языком щеку «проткнуть» языком другую щеку.
Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,- «проткнуть» языком верхнюю губу, а затем и нижнюю Губу «проткнуть» языком нижнюю губу.
В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка, покусать кончик языка. «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок.
А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой. Пожевал язык боковыми зубами, и с правой, и с левой стороны он оказался невкусным, пожевать язык справа, пожевать язык слева.
Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. Покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать
Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю, покусать нижнюю губу по всей длине, покусать верхнюю губу,
Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно) поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы и придав лицу выражение улыбки.
А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек щеки, закусить изнутри щеки боковыми зубами.
Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки провести
языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами, И еще раз верхние и, конечно же, нижние провести языком между губами и зубами, Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать» обнажить зубы, растянув губы в улыбке.
После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.
----
Вот зарядка язычка:
Влево — проткнуть язычком левую щеку,
Вправо – проткнуть язычком правую щеку,
Раз, еще раз левую, два, еще раз правую щеку,
Вверх — проткнуть язычком верхнюю губу,
Вниз, затем нижнюю,
Вверх — вниз,
Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь! «вибрато» губами,
Ротик, открывайся! широко открыть рот,
Язычок, покажись! покусать кончик язычка,
И зубов не страшись!
Высовывать язык вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность языка,
А зубы-то, а зубы.
Кусают даже губы,
покусать нижнюю губу по всей поверхности,
Кусаются, кусаются
покусать верхнюю губу по всей поверхности,
И не унимаются.
А губы то хохочут,
в улыбке открыть верхние зубы,
То сильно обижаются,
придав лицу обиженное выражение,
То весело хохочут,
в улыбке открыть верхние зубы,
То снова обижаются
вывернуть нижнюю губу,
Зубам надоело кусать —
Стали язык жевать,
пожевать язык боковыми зубами,
Язычок — не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь,
Хорошенечко умойтесь,
провести язычком между верхней губой и зубами,
Не сердитесь, не кусайтесь,
провести язычком между нижней губой и зубами,
А вместе с нами улыбайтесь!
Улыбнуться.
Автор сказки — С. А. Коротаева.
Методика О. Кацер
Предварительный просмотр:
Развивающие игры с голосом
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы (капать, тикать и т.д.). Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности.
Использование развивающих игр с голосом, дают возможность:
1.почувствовать и послушать свой голос;
2.расширять диапазоны речевого и певческого голоса;
3.развивать интонационный и фонематический слух;
4.готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией;
5.формировать такие певческие навыки, как навык высокого головного звучания, лёгкость и полётность голоса и даже многоголосия.
Игры направленные на развитие певческого дыхания и звукообразования.
Игра «Кошка»
Кошка, как тебя зовут? – Мяу.
Стережёшь ты мышку тут? – мяу.
Мяу, хочешь молочка? – Фррр!
Упражнение «Осенние листочки»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-а-а…
Рябиновый – И-и-и…
Берёзовый – О-о-о…
Дубовый – У-у-у…
Голосовая игра «Самолёт»
(на основе фонопедического метода В.Емельянова)
Полетит наш самолёт, тянут «У» с выдуванием воздуха
К облакам нас унесёт, через плотно сомкнутые губы,
С ветерком там поиграет вытянутые трубочкой,
И на землю нас вернёт. изменяя высоту звука.
Игра «Рано утром»
Рано утром на рассвете
«Шу-шу-шу», «шу-шу-шу» - потирают ладошками друг о друга.
То ли аист, то ли ветер
Пролетел среди берёз - глиссандо снизу вверх на звук «У»,
Новость свежую принёс. выполнить несколько раз.
И сейчас же слухи, слухи произносить «З-з-з…», быстро меняя артикуляционное
Зазвенели словно мухи. положение губ: «трубочка»-«улыбка». Поднялся по лесу гул. делать резкие выдохи на слог «гу», работая диафрагмой. Тут зелёный лес вздохнул. мягкий вдох через нос, активный выдох через рот:«хо!»(3р.) И просыпалась роса. короткие острые звуки «У» в разных диапазонах. Зазвучали голоса. пропеть звук «А-а-а…» на любой высоте.
Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка»
(Каждая строка произносится на едином выдохе)
Слушай шорох…
Слушай шорох чащи…
Слушай шорох чащи леса…
Слушай шорох, чаща леса дышит…
Дыхательное упражнение «Ветер и ветерок»
1.Дует слабый ветерок, дети делают слабый вдох носом
И качается листок. и дуют на свою ладонь, где лежит листочек с дерева.
2.Дует сильный ветерок, дети делают активный вдох носом
И срывается листок. и сильно дуют на ладонь, чтобы листок слетел.
Дыхательное упражнение «Что у кого внутри?»
У носа – сопелка, тихонько шмыгать носом У гусей – шипелка, «Ш-ш-ш…»
У дракона – дышалка, «Ха-а-а…» (как горячий воздух)
У каблучков – стучалка цокать языком, чередуя собранные и растянутые губы
У чаек – кричалка, «А», «А», «А» (отрывистые звуки разной высоты)
У детей – молчалка. «Тс-с-с…»
Ритмо-интонационные игры и упражнения.
Эти игры служат для развития интонационного слуха – способность слышать и понимать смысл музыки. Большое влияние оказывают на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха, внимания, коммуникативных качеств:
1.чуства ритма, тепа, тембра, интонационной выразительности;
2.формируют естественное звучание голоса;
Упражнение «Дождик»
(проговаривают или пропевают текст в размере 2 четверти)
Дождик, дождик, пуще лей! Чтобы было веселей!
Варианты заданий: 1.произносим текст первый раз громко, второй – тихо.
2.изменяем регистры голоса: высоким – низким.
3.Изменяем темп: быстро – медленно, ускоряя, замедляя.
4.Поём, как «рыбки», только артикулируя губами, без голоса. (О.В.Кацер «Игровая методика обучения пению детей»)
Игра «Продолжалочка» (любая знакомая песенка или попевка)
Варианты:
1.Педагог начинает музыкальную фразу, дети заканчивают.
2.Дети встают в круг, руки согнуты на уровне пояса. Поют песню цепочкой по 1 фразе, не разрывая, т.е. не останавливаясь, передавая ритм правой рукой по левой руке соседа.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью».
Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.
Мне сегодня хотелось бы представить вам несколько игр на развитие ритмодекламации, в которое включены:
1. речевая игра с движением;
2. речевая игра со звучащими жестами;
3. речевая игра с музыкальными инструментами;
4. коммуникативная игра;
5. ритмодекламаци – релаксация (видео).
Практическая деятельность.
В своих занятиях я применяю ритмодекломацию «Здравствуйте». Хочу вас познакомить с этим упражнением.
Мне понадобится ваша помощь, 7 человек. (выходят)
ъСтановитесь в рассыпную, выполняем движения по тексту: сначала шагаем, на слова «прибежали детки по дороге к другу» находим себе пару.
Музыкальное упражнение «Здравствуйте»
Использование таких упражнений формируют коммуникативные навыки, развития координации движений в сопровождении с речью.
Знакомство дошкольников с ритмодекламацией происходит поэтапно и имеет свои особенности:
1. При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.
2. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.
3. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа.
Я предлагаю вам с мест поиграть в простую игру – на развитие ритмодекламации, предварительно разделившись на 2 группы. Задача первой группы – начинать, а второй – быть «эхом». Текст игры вы видите на экране.
Опа - опа (рече-ритмическая игра.)
1группа: 2 группа:
Ора-ора, ора-ра! Ора-ора, ора-ра!
Три фасольки, два боба. Три фасольки, два боба.
Побежал я в огород. Побежал я в огород.
Положил их прямо в рот. Положил их прямо в рот.
Вы, наверное, заметили, что игра легко и быстро запоминается. Однако не стоит сразу в работе с детьми прибегать к сложным и большим произведениям, дабы не «отпугнуть» ребёнка от этого вида музыкальной деятельности своей сложностью.
Следует добавить, что у детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Для этого на занятиях ритмодекламация сопровождается жестами, пластикой, движением, музыкальными инструментами.
Ритмодекламацией я занимаюсь с детьми при обучении игре на музыкальных инструментах.
Предлагаю вам разобрать музыкальные инструменты, потому – что мы с вами попали на зимнюю сказочную поляну, где звучит снежный оркестр.
Ритмодекламация «Новый год»
Стихотворение произносится в сочетании с музыкальными инструментами
(звенят в бубенцы)
Вы прислушайтесь скорей, Едет тройка лошадей.
По лесам и по полям, И везёт подарки нам. (маракасы)
Под санями снег скрипит Дед Мороз сюда спешит. (звенит металлофон)
В бороде блестят снежинки, Превращаясь сразу в льдинки. (звенит в колокольчик)
А Снегурочка хохочет, Будто звонкий колокольчик.
На морозе раскраснелась, Песню весело запела. (звенит в бубен)
Вот приехали родные, Наши гости дорогие.
Волшебству откройте двери, В сказку каждый пусть поверит.
(звенят каждый в свой инструмент)
Молодцы, вы замечательно потрудились, и мы продолжаем дальше.
Гости становятся в кругу.
Посмотрите, пока я шла, корзиночку нашла…
(Показывает корзину)
Что в корзинке неизвестно, но уж очень интересно!
Ты корзинку передай, что лежит в ней, угадай.
Игра с корзиной.
Ход игры: Под музыку корзину, накрытую платком, передают по кругу. На остановку музыки, тот, у кого оказалась корзина на ощупь пытается определить предмет, находящийся там (снежки). В корзине сложены только снежки. (Ведущий легким движением руки достает голубое покрывало (акрил 3x3 м) и все участники берутся за его края).
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебром на крышу вашу
(гости выкидывают на покрывало снежки)
игра «Волшебное покрывало»
Предлагаю вам, внимательно слушая музыку, ритмично покатать снежки с горки на горку или подбрасывать. Эта игра помогает детям не только ритмично верно катать или подбрасывать снежок и видеть как это делают другие дети, но и прививает детям коммуникативные навыки.
1 ч. – Посмотри: зима танцует
Вихрем снега с крыш!
Снег искрится, снег кружится,
Вдруг мне это только снится.
(катают комочки с горки, удерживая на покрывале,)
2 ч. – Тихо падает снежок,
То зима пришла, дружок!
Мы играем, веселимся,
И мороза не боимся!
(ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем.)
В конце игры участники сужают круг и собирают покрывало в
середине вместе со снежками, образуя «сугроб».
Заканчивать занятие можно, так же применяя ритмодекламацию – релаксацию. Это упражнение мы посмотрим на экране.
Упражнение называется «Осень»
(видео – клип)
Муз. рук.: За окном подружка осень помечтать нас всех зовёт
То листву под ноги бросит, дождь ли, снег нам принесёт
Давайте помечтаем, ведь скоро осень уйдёт и зиму себе на смену приведёт
(дети садятся на коленочки, повторяют за муз. рук.)
Кап- кап, кап-кап (дети)
Тихо –тихо, тихо –тихо
В наши двери входит тихо
Ходит, просит не кричать,
А баюкать и качать
Осень песенку поёт,
Сны повсюду раздаёт,
В этих снах деревья спят
В этих птицы вдаль летят
Тихо -тихо, тихо –тихо,
Кап-кап, кап-кап,
Всюду дрёма и покой
Махни осени рукой
В заключение хочется поблагодарить Вас за внимание и пожелать творческих побед и успехов!
Предварительный просмотр:
Музыкальное занятие «Возвращение песенки»
Цель: развитие певческих навыков.
Задачи:
- развивать умение управлять мускулатурой дыхательных мышц, навык правильной работы диафрагмы,
- формировать певческое дыхание, развивать ритмический слух.
- учить правильным, полноценным движениям артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д),
- укреплять голосовой аппарат детей и расширять диапазон голоса;
- закреплять правильное положение рта при пропевании гласных, добиваться правильного звукообразования гласных звуков;
- учить петь естественным голосом, без напряжения.
- прививать коммуникативные навыки, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Атрибуты:
- Медальки
- Дудочка
- Интерактивная доска
- Карточки с правилами хорового пения
Звучит музыка- дети лѐгким бегом забегают в зал встают в круг. Приветствие «Здравствуй говори»
Музыкальный руководитель: Я рада видеть вас и слышать ваши звонкие голоса. А теперь погуляйте. Себе пару выбирайте. Поприветствуйте друг друга Не страшна нам будет скука!
Коммуникативная игра «Ты шагай, себе пару выбирай»
Садятся на стулья. 1 слайд нотки.
Музыкальный руководитель.: Хорошее настроение приступаем к пению! (играет на ф-но непонятные звуки ) Ребята, что случилось с фортепиано? Как мы будем учить наши замечательные песенки? Попробую еще раз.(играет) Слайд 2
Звучит сигнал о помощи барабанная дробь
Музыкальный руководитель: Ребята, слышите, кто-то подает сигнал о помощи!
Слайд 3
Да это же прекрасная фея Музыки! Вот что она нам написала: Здравствуйте мои друзья, О помощи прошу вас я! Феей Музыки меня зовут, Дарю добро я всем вокруг. Но, со мною случилась беда, Исчезла песенка любимая моя. Это проделки колдуньи, Ужасной коварной Скрипуньи. Песенку от зависти украла, И ее она сломала. Нотки спрятала неизвестно где, Помогите скорее найти их мне.
Музыкальный руководитель: Ну что, ребята поможем фее Музыки, найти нотки и вернуть песенку. Ведь без музыки мы не сможем петь, танцевать, встречать праздники, да просто жить.
Дети отвечают
Воспитатель: Фея музыки, что для этого надо сделать?
Слайд 4
Надо лишь вспомнить правила пения, Нотки появятся - без промедления. Музыкальный руководитель: Ребята, вы готовы? Тогда начинаем. Правило первое! ДОЛЖНО ВАМ, ВСЕМ ИЗВЕСТНО, КАК ДЫХАНИЕМ ВЛАДЕТЬ. ОНО ВСЕМ ПОМОГАЕТ, КРАСИВО ПЕСНИ ПЕТЬ. Мы сейчас будем с вами, что делать? Мы сейчас будем правильно дышать.
Дыхательные упражнения «Дыхание»
Носиком дышу свободно, -вдох
Тише - громче, как угодно.- выдох
Без дыханья жизни нет, - вдох
Без дыханья меркнет свет. - выдох
Дышат птицы и цветы, - вдох
Дышим он, и я, и ты. выдох
Упражнение «Бегемотики»
выполняется в положении сидя: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
СЛАЙД -5 На экране, появляется первая нотка,
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, первая нотка появилась, значит, мы справились с первым заданием и вспомнили первое правило красивого пения это правильно дышать.
Ну что, переходим ко второму правилу. ПЕСЕНКА ЧТОБЫ ПОНЯТНОЙ БЫЛА, ЯЗЫЧОК И ГУБКИ ТРЕНИРОВАТЬ ПОРА.
Артикуляционная гимнастика: «Зарядка язычка»
Музыкальный руководитель: Зарядка кончена, друзья, тараторить нам пора. Скороговорки: - Тары-бары, тары-бары, тары-бары-тарура! Начинаем тараторить прямо с самого утра!
Музыкальный руководитель: Ребята, мы выполнили второе правило красивого пения. Петь нужно хорошо, выговаривая все звуки.
Появляется на экране вторая нотка.
Музыкальный руководитель: Какие вы у меня молодцы, уже две нотки нашли, ну приступаем к выполнению третьего правила. ЕСЛИ ПЕСНЮ ПЕТЬ РИТМИЧНО, ЗАЗВУЧИТ ОНА ОТЛИЧНО.
Музыкальный руководитель: Любая музыка, песенка, имеет свой ритм. Сейчас мы с вами поиграем в игру «ритмические цепочки». Вы знаете, что долгие звуки мы назвали ТА, а короткие ТИ. Девочки будут играть на деревянных ложках, а мальчики на бубнах. Смотрите внимательно на экран телевизора, вам будет понятно кто играет и какую ритмическую цепочку нужно проиграть.
Видео-презентация «РОМАШКОВЫЕ РИТМЫ»
Музыкальный руководитель: Вот и третье правило, мы с вами вспомнили. Ребята, смотрите, третья нотка появилась на нотном стане. Музыкальный руководитель: А сейчас узнаем последнее правило красивого пения отгадав загадку! На линейках, на страничке То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И щебечут песенки. (ноты) Правило: В мелодию могут они превращаться, То высоко, то низко опускаться. Мелодию правильно ты выводи И чисто пропой: до, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Музыкальный руководитель: Каждая нота имеет свое название. Попробуйте их спеть на слоге ля ) Да что-то не чисто получается. Кто-то пел на одном звуке, ктото пел высоко, кто-то низко, а ведь у каждой нотки свое звучание. Что же делать? Злая колдунья Скрипунья испортила наше фортепиано, но зато у меня есть вот такая волшебная дудочка. Своим красивым и правильным звучанием она разрушит злые чары колдуньи! Прислушивайтесь к звучанию дудочке и спойте чисто каждую нотку (поют с дудочкой, а затем а, капелла) (играет на фортепиано появляется звук) Ребята, все получилось, наше фортепиано снова играет! (играет звукоряд)
Упражнение «Вот в домике живут низкие, средние, высокие голоса»» появляется 4 нотка.
Слайд 6
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, фея Музыки благодарит нас за то, что мы вспомнили правила красивого пения: это правильно дышать во время пения, четко произносить все звуки, петь в одном темпе и ритме песни и чисто петь мелодию. Хотите узнать любимую песенку феи Музыки, послушайте внимательно. Конечно это «Улыбка» композитора В.Шаинский. В песне 2 куплета и мы сейчас попробуем показать, как мы выполняем правила красивого пения. Пение песни отработать в 1 куплете дыхание (по фразам), во 2 дикцию(проговорить шепотом), припев ритм (прохлопать) Вот теперь мы споем ее от начала и до конца. Дети встают полукругом, лицом к гостям. Песня «Улыбка»
Музыкальный руководитель: А теперь станцуем веселый танец «Ищи» Танец «Ищи»
Музыкальный руководитель. Слайд. Ребята, смотрите снова появилась фея Музыки! Дети, вас благодарю, и спасибо говорю! Музыку от зла спасли, песенку вернули вы. И за это вам друзья, награда от меня!
Муз. руководитель: Молодцы! С хорошей песней у всех отличное настроение! Музыкальный руководитель и воспитатель дарит детям медальки «Знайка музыкант». Звучит песня «Хорошее настроение». Дети обходят зал и идут в группу.