Самообразование

Малгатаева Елена Антоновна

Являюсь студенткой 2 курса Иркутского Государственного Университета Педагогического Института факультет Начальное образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Игровые технологии как средство  развития
познавательных интересов младших  школьников»

Автор : Малгатаева Е.А., учитель начальных классов МБОУ Хоготовская СОШ им. Бороноева А.О.

Срок реализации: 2016-2021 гг.

В настоящее время школа поставлена перед необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с  целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися…

Понятие «познавательный интерес» :

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

 Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:

  • Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
  • Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью.
  • Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.
  •  Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младшего школьника:

  • Максимальная опора на активную мыслительную деятельность младшего школьника. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей младшего школьника, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
  • Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития младшего школьника.

Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.

Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.

Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя.

Игровые технологии 

  • Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.  

В структуру игровой технологии как процесса входят:

    а) роли, взятые на себя играющими;

    б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

    в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    г) реальные отношения между играющими;

    д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

  • Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
  • В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Классификация педагогических игр

По   характеру   педагогического   процесса   выделяются следующие группы игр: 

  • а)        обучающие,     тренировочные,     контролирующие     и обобщающие;
  • б)        познавательные, воспитательные, развивающие;
  • в)        репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • г)        коммуникативные, диагностические,
    профориентационные, психотехнические и др.

 Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:

    * предметные,

    * сюжетные,

    * ролевые,

    * деловые,

    * имитационные,

    * игры-драматизации.

                                                  Деловые игры

      Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

     

  • Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. 
  • Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. 
  • Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием». 
  • «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Основная задача метода инсценировки - научить ребенка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. 
  • Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технологическая схема деловое игры

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы
  • Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями.



Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации

Год

Название курсов

17-18 октября 2016г

«Все цвета, кроме черного», 16ч, ГБУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции»

22 сентября 2017г

«Экология профессиональной деятельности, как фактор успешного профессионального развития молодого специалиста» 8 часов, ГАУ ДПО ИРО

22-23 сентября 2017г

«Реализация новых идей в условиях образовательной организации»,  семинар, Баяндаевская районная организация профсоюза работников образования и науки РФ

1 декабря 2017г

« Внеурочная деятельность как фактор успешной социализации обучающихся», семинар, МКУ УО АМО «Баяндаевский район»

27 марта 2017 года

Современные педагогические приемы и информационные технологии организации инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС 36 часов