Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2019"

Пименова Анна Анатольевна

На этой странице я размещаю материал, который подготовлен для конкурсных испытаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России - 2019»

Конкурсное испытание: эссе

Пименова А.А.

МБОУ «Берёзовская СОШ»

Я – УЧИТЕЛЬ

Учитель ли я?

 Конечно, в графе «ваша профессия» я пишу – учитель начальных классов. Ведь каждый день я иду в школу, встречаюсь с учениками, провожу уроки, проверяю тетради, готовлюсь к следующему рабочему дню – работаю, одним словом.  Но что значит для меня самой «быть учителем»?

Наверное, в первую очередь это принятие ребёнка таким, какой он есть. Не в том смысле, что все мы разные, или у каждого свои способности: кому-то даётся легко читать, кто-то сильнее в математике, а у кого-то прекрасно получается петь. Конечно, это так. Но это всё - и без нас учителей - отлично у ребёнка получается. В учительской среде даже существует мнение, что «сильного» ученика можно и не учить! Он сам всему научится. Для меня принимать своего ученика – значит понимать, каким образом организовать для него процесс обучения так, чтобы он каждый день, двигаясь возможным для себя темпом, ощущал свой успех там, где до этого у него не получалось, и сохранял желание учиться.

Ситуацию неуспешности в учёбе ощутила в детстве сама. Когда начался русский язык и у меня появились   ошибки, моя мама, Горбачёва Юлия Максимовна, забила тревогу. Она обратилась к учительнице, которая, стараясь её успокоить, сказала, что не всем даётся легко русский язык. Но мою маму это не утешило, тем более количество ошибок неумолимо росло. Она по натуре борец. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» - это про неё. Поэтому мама обошла знакомых  учителей в нашем посёлке, и совет старейшего учителя Белоусовой Анастасии Ивановны мама взяла на вооружение. Каждое утро, провожая меня в школу, мама играла со мной в слова. Сначала я ей говорила слово, а она произносила его по слогам орфографически, а потом мы менялись ролями. Теперь я знаю, что этот игровой приём развивал моё фонематическое восприятие. Мама нашла «обходной путь» в моём обучении. Благодаря её упорству, я шагнула в зону своего ближайшего развития.  Опыт преодоления трудностей позволил в дальнейшем достичь хороших результатов в обучении. Поэтому, работая с детьми, я точно знаю, что нет невозможного. Есть желание, силы, время и разумная траектория движения для каждого ребёнка.

Безусловно, учитель не всегда может сам помочь своему ученику. С каждым годом в школу приходит всё больше детей, которым необходима помощь и других специалистов. Потребность в дефектологических знаниях сподвигла меня на получение второго педагогического образования.  Специальность учителя-логопеда помогает увидеть причины многих ученических проблем, наметить пути их решения. Но в условиях урока порой очень трудно  проводить такую специальную работу. А вот в режиме внеурочной деятельности, которая предусмотрена новым стандартом образования, возможно в интересной для детей форме осуществлять необходимую коррекцию.

Грамотно организованная внеурочная деятельность даёт возможности для формирования универсальных действий любого ученика. Но ведь и современный урок, направленный на реализацию принципов развивающего обучения, становится для ребёнка средой овладения способами решения жизненных задач. Если учитель, работая с предметным материалом, исследуя события или явления природы, строит процесс обучения, используя технологии деятельностного типа, он помогает ребёнку присвоить культурно-социальные нормы, которые постепенно становятся внутренними способами поведения.

Эвальд Васильевич Ильенков писал: «Надо организовать процесс усвоения знаний, процесс усвоения умственной культуры так, как организует его тысячи лет лучший учитель – ЖИЗНЬ. А именно так, чтобы ребёнок постоянно был вынужден тренировать не только (и даже не столько) память, сколько способность самостоятельно решать задачи, требующие мышления в собственном и точном смысле слова, - «силы суждения», умения решать, подходит данный случай под усвоенные ранее правила или нет, а если нет, то как тут быть?»

К сожалению, мы учителя, пока ещё сами недостаточно владеем методами системно-деятельностного подхода. Здорово, если в жизни мы встретили педагогов, строивших свои уроки, используя активные методы обучения. Мне очень повезло. В Кемеровском педагогическом училище русский язык и методику преподавания русского языка мы изучали под руководством Угляницы Галины Васильевны. Мне кажется, что большая часть профессиональных умений, полученных за время обучения в училище, это уроки Галины Васильевны. И сейчас молодые учителя, вышедшие из стен колледжа, называют как классного специалиста именно этого Учителя. Мне кажется, что одной из важных причин высокого мастерства Галины Васильенвы, является то, что, будучи ребёнком, она получала начальное образование по системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова.

Профессиональный стандарт педагога ставит перед нами серьёзную задачу по скорейшему освоению современных педагогических технологий. Потребность именно в компетентных педагогах очень велика. Но овладеть продуктивными подходами мы можем только в деятельности. А значит собственную переподготовку нам нужно организовывать в активных формах обучения. В этом мне тоже повезло.  В течение 10 лет я проработала в школе № 38 города Кемерово. Именно там под руководством директора школы Пименова Геннадия Захаровича постоянно организовывались проблемные семинары. Общаясь со своими коллегами по тридцать восьмой школе, я понимаю, что мы реализуем в своей практике опыт тех лет. По-другому работать не интересно! И что важно, мы научились тогда признавать то, что чего-то не умеем, преобразовывать это неумение в задачу и искать путь её решения. Мне кажется, мы научились учиться. А значит, продолжая работать над собой, сможем передать эту способность и своим ученикам.



Предварительный просмотр:

 Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года России - 2019»

Конкурсное испытание: «Методический семинар»

(пояснительная записка)

Пименова А.А.

МБОУ «Берёзовская СОШ»

Слайд 1

Современные подходы в образовании требуют от учителя быть способным организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся овладевали умением учиться самостоятельно. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Слайд 2

Формирование универсальных учебных действий осуществляется  в строгом соблюдении принципов развивающего обучения  и системно-деятельностного подхода. Это является  требованием Федерального государственного стандарта образования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

Слайд 3

Александр Григорьевич Асмолов выделяет четыре блока учебных универсальных действий: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. Выделение состава и функций универсальных учебных действий основано на трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.

Слайд 4

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать умениями самоорганизации собственной деятельности. В основе формирования таких умений лежат регулятивные универсальные учебные действия, функция которых – организация обучающимися своей учебной деятельности.

К регулятивным УУД относятся:

 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Слайд 5

Остановимся на приёмах формирования некоторых регулятивных УУД.

Так приёмы целеполагания делят условно на две группы: визуальные и аудиальные. К визуальным относят тему-вопрос, работу над понятием, ситуацию яркого пятна, исключение, домысливание, проблемную ситуацию, группировку. Аудиальными являются приёмы: подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего урока.

Слайд 6

Приведу из своей практики примеры использования приёма «Ситуация яркого пятна», суть которого в следующем: среди множества одинаковых предметов, чисел, фигур одно выделено размером, формой или цветом. Через зрительное восприятие внимание учащихся концентрируется на данном предмете, числе, фигуре. Коллективно определяется обособленность и общность предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.

Например:

1 класс (УМК «ПНШ»), математика, тема урока «Число и цифра 5»

1 2 3 4 5

3 класс (УМК «ПНШ»), русский язык, тема урока: «Части речи. Местоимение».

В учебнике (1 часть, стр.46-47 упр.46) используется стихотворение Д.Хармса «Карл Иваныч Шустерлинг» с выделенными синим цветом местоимениями.

… А за ним        

Бежит и скачет

Обезьяна

В колпаке,

А за ней

Бежит хозяин

С толстой палкою

В руке.

А за ним

Бежит корова,

А за ней

Бежит петух…

Обсуждая с детьми выделенные цветом слова, подвожу их к формулировании задач урока: определить значение слов, которые называются местоимениями; учиться их находить и без ошибок записывать.

Слайд 7

Для формирования универсального учебного действия планирования собственной учебной деятельности в своей работе использую  следующие приёмы:

-обсуждение готового плана решения учебной задачи;

-работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

- составление своего плана решения учебной задачи.

Так при изучении стихотворения И.Бунина «Листопад» (УМК «ПНШ» 3 класс) на с.транице 35 есть задание, которое предлагает к обсуждению с детьми плана работы с текстом: «В этом отрывке можно выделить три части. Будем читать каждую часть маленькими фрагментами, - предложил Михаил Потапович. – Пусть один учебник на парте будет открыт на тех страницах, где напечатано стихотворение, а второй – там, где вопросы и задания к нему».

 Обсуждая это задание, определяемся с последовательностью работы над текстом (по фрагментам) и формой работы на этом этапе урока (парная).

Слайд 8

Наряду с отдельными приёмами формирования регулятивных универсальных действий в своей работе использую различные алгоритмы, точное соблюдение которых позволяет охватить практически все вышеназванные регулятивные УУД. В качестве примера приведу алгоритм, который использую в работе со своими учениками на уроках русского языка, начиная с 1 класса. Алгоритм списывания был разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С. Жедек. С этим алгоритмом я впервые столкнулась, работая по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова (МОУ «СОШ №38» г.Кемерово, 1998-2008гг.). Похожую структуру алгоритма можно увидеть в учебнике 1 класса по русскому языку в УМК ПНШ. Данная методика основана на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Этапы списывания:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
  5. Повтори (не глядя в текст) предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себе, так, как проговаривал последние два раза.
  7. Проверь написанное:

- читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

- подчеркни орфограммы в написанном;

     - сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Системная и точная работа при списывании по данному алгоритму, позволяет ребенку не только добиваться качественного списывания, но и работать над развитием устойчивости внимания, формированием волевой саморегуляции и регулятивных умений, которые были названы выше. Опыт работы показывает, что результативность списывания улучшается и у детей имеющих специфических речевые ошибки дисграфического характера.

Слайд 9

Современное общество запрашивает человека способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Безусловно, это касается и нас, учителей. Поэтому самообразование учителя должно проходить по тем же принципам познания, что и у наших учеников: от этапа целеполагания, до оценки собственной деятельности.

В ноябре 2017 года я вместе с руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов Тарасовой Светланой Викторовной  участвовала в организации и проведении методического объединения в форме проблемного семинара по теме: «Разработка школьного алгоритма списывания как средства формирования регулятивных УУД  обучающихся 1-5 классов». Целью данного семинара было развитие учебно-познавательной компетенции учителей на материале разработки алгоритма списывания (по Хуторскому А.В.). Опыт проведения семинара был нами представлен в докладе «Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных УУД младших школьников» на районном М/О учителей начальных классов в январе 2018 года.

 Поскольку проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий остаётся весьма актуальной, в том числе и в вопросе оценки результатов обучения, мы с коллегами школы продолжаем работать в этом направлении, повышая свою профессиональную компетентность, как в самообразовании, так и обмениваясь опытом работы на методических объединениях.

Список использованных источников

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурмениская, И.А.Володарская. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. [Текст]: Система заданий: пособие для учителя / под ред. .Г.Асмолова. – М: Просвещение, 2010. – 159с.: илл.
  2. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии [Текст]. В двух частях. Программа развивающего обучения. – Томск: Пеленг, 1992.-96 с.
  3. Репкин В.В., Восторгова Е.В. Русский язык [Текст]: 1 класс: Учебник (Программа развивающего обучения) – Томск: Пеленг, 2000.-96 с.: илл.
  4. Хуторской А.В. Дидактика [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: ООО Издательство «Питер», 2017.- 85с.: илл.
  5. Чуракова Н.А. Русский язык [Текст]: 1 класс: Учебник/ Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига, Учебник, 2015. – 96 с.: цв.илл.
  6. Формы проведения заседаний методических объединений [Электронный ресурс] Инфоурок. - Режим доступа:    https://infourok.ru/formi-provedeniya-zasedaniy-metodicheskih-obedineniy-1811271.html. Загл. с экрана.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа» Учитель начальных классов Пименова Анна Анатольевна Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Слайд 2

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) «…создавать условия обеспечивающие возможность… использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа..»

Слайд 3

Четыре блока УУД (по Асмолову А.Г) Универсальные учебные действия Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные

Слайд 4

Регулятивные УУД = организация Целеполагание Планирование Прогонозирование Контроль Коррекция Оценка - зачем? - в какой последовательности? - где необходимо? - правильно ли? - как исправить? - вот так хорошо, правильно! учебной деятельности ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ – сосредоточился и ещё раз!

Слайд 5

Приёмы целеполагания визуальные : тема-вопрос работа над понятием ситуация яркого пятна исключение домысливание проблемная ситуация группировка аудиальные: подводящий диалог собери слово исключение проблема предыдущего урока

Слайд 6

Ситуация яркого пятна 3 класс (УМК «ПНШ»), русский язык, тема урока: «Части речи. Местоимение». … А за ним Бежит и скачет Обезьяна В колпаке, А за ней Бежит хозяин С толстой палкою В руке. А за ним Бежит корова, А за ней Бежит петух…

Слайд 7

Приёмы формирования умения ПЛАНИРОВАТЬ -обсуждение готового плана решения учебной задачи; -работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; - составление своего плана решения учебной задачи. И.Бунина «Листопад» (УМК «ПНШ» 3 класс) - обсуждение готового плана «В этом отрывке можно выделить три части. Будем читать каждую часть маленькими фрагментами, - предложил Михаил Потапович. – Пусть один учебник на парте будет открыт на тех страницах, где напечатано стихотворение, а второй – там, где вопросы и задания к нему».

Слайд 8

Алгоритм списывания (В.В.Репкина и П.С. Жедек ) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма). 5. Повтори (не глядя в текст) предложение так, как будешь его писать. 6. Пиши, диктуя себе, так, как проговаривал последние два раза. 7. Проверь написанное: - читай то, что написал, отмечая дужками слоги; - подчеркни орфограммы в написанном; - сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Слайд 9

Компетентный учитель Ученик, который хочет и умеет учиться

Слайд 10

Спасибо за внимание