Организация развивающей предметно-пространственной среды и методическое оснащение группы

 Орлова Людмила Иннокентьевна

Организация предметно-пространственной среды

Предметно пространственная среда группы  построена с учетом требований ФГОС и обеспечивает:

  • реализацию Программы;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды – это соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии с Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, электронного оборудования  обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Учреждении или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 

5. Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей,  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

 

   В группе имеются центры детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: центр художественной литературы, центр двигательной активности, центр развивающих игр, центр конструирования, центр воды и песка, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр, центр творчества, центр «Изобразительное искусство», центр трудовой деятельности.

Созданы условия для удовлетворения двигательной активности детей: физкультурный уголок, оснащённый мячами, дугами, досками для ходьбы, дорожками «Здоровья», мячами для прыгания, кольцебросами, спортивными играми: мячами, обручами. Есть игровой материал для сюжетно-ролевых игр: кухня, кухонные уголки, мягкая мебель, парикмахерская, аптека, магазин, книжный уголок, уголок ряжения, театральный уголок, уголок природы с комнатными растениями, стол для игр с песком и водой, уголки для творчества, развивающие игры: блоки Дьёнеша, палочки Кьизенера, лабиринты, пазлы, настольные игры. Имеется магнитофон с аудиозаписями, которые используются при проведении деятельности, создания музыкального фона. В достаточном количестве материал для продуктивной деятельности и познавательной деятельности в соответствии с возрастом. Предусмотрены игрушки, которые используются на прогулках, спортивные игры.

В группе созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Образовательная деятельность по всем продуктивным видам деятельности проходят в группе. В группе оформлен уголок творчества, где имеются репродукции картин художников, детские рисунки, образцы для рисования, материалы для лепки, рисования, аппликации, фломастеры, цветные мелки. В оформлении фойе, вестибюлей использованы детские работы. Имеются две выставки детских работ «Вот такие мы художники!» в раздевальной комнате и в фойе.

Для конструктивной деятельности группа оснащена различными видами конструктора: деревянными, пластмассовыми, металлическими, «Лего», пазлы, имеются различные виды мозаики, изготовлены различные образцы и схемы.

В интерьере группы использованы поделки, изготовленные детьми, совместно с взрослыми. В методическом кабинете имеется конструктор для образовательной деятельности, схемы, образцы построек, демонстрационный материал по изготовлению поделок из природного и бросового материала.

В ДОУ созданы все условия для развития экологической культуры детей. В методическом кабинете есть необходимый демонстрационный материал, наглядные пособия, дидактические игры, муляжи, иллюстративный материал, художественная и познавательная литература. В группе есть уголок природы, собраны коллекции, гербарии.

Для развития естественнонаучных представлений у детей в группе имеются материалы для простейших опытов. В методкабинете имеются наборы для экспериментальной деятельности детей.

В группе имеется уголок по правилам дорожного движения, представленные настольными печатными играми, машинами, дорожными знаками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Для формирования элементарных математических представлений разработаны электронные дидактические пособия, материал по развитию мышления, памяти, внимания, ориентировки в пространстве, времени, счёту.

В группе оформлен уголок книги, имеется богатый подбор сюжетных картин, дидактических, словесных игр, художественной литературы, схем для развития связной речи, материал для развития грамматически правильной речи, обогащения словаря, картины с последовательно развивающимся сюжетом

ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

 

 

Помещение

Вид деятельности, процесс

Оснащение

Спальня

Дневной сон

Гимнастика после сна

* Спальная мебель

Приемная

Информационно – просветительская работа с родителями

Самообслуживание

* Информационный уголок

Информационные стенды для взрослых: «Уголок творчества» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); «Пока мама на работе» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе); «Айболит советует» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду); «Готовимся к школе» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий); мини-библиотека методической литературы для родителей и детской литературы, информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления.

*Выставки детского творчества

* Наглядно – информационный материал

* Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки.

Групповая комната

* Сенсорное развитие

* Развитие речи

* Ознакомление с окружающим миром

* Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством

* Развитие элементарных математических представлений

* Сюжетно – ролевые игры

* Самообслуживание

* Трудовая деятельность

* Самостоятельная творческая деятельность

* Ознакомление с природой, труд в природе

* Игровая деятельность

Общее

-*Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

*Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи

* Географическая карта

* Муляжи овощей и фруктов

* Календарь погоды

* Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий

*Эор: интерактивная доска, ноутбук, принтер для цветной печати;

* Детская мебель для практической деятельности

* Книжный уголок

* Уголок для изобразительной детской деятельности

* Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», "Полиция"

* Природный уголок

*Конструкторы различных видов

*Мозаики, пазлы, настольные игры, лото, шашки, шахматы

*Развивающие игры по математике, логике

* Различные виды театров

*Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики, мат-классики

По центрам

«Конструкторское бюро»

1.Магнитный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Мелкий строительный конструктор.

4.Тематические строительные наборы (для мелких персона-жей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.

5.Конструкторы типа «Лего».

6.Металлический конструктор.

7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).

8.Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.

9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, железная дорога и т.д.

10.Мягкие модули (крупные).

«Дорожная грамота»

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей).

5. Полный набор по ПДД (жезл, дорожные знаки, пешеходные переходы, светофор и т.д.)

6. Магнитное панно по ПДД

«Волшебное превращение»

1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющая пленка.

3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п.

5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.

«Читальный зал»

1. Стол, 2 мягких кресла.

2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, энциклопедии, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

4. Портреты писателей.

«Музыкальный салон»

1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.

2.Магнитофон.

3.Фонотека с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

4.Нетрадиционные музыкальные инструменты

«Мини-стадион», «Уголок здоровья»

1.Мячи большие, малые, средние.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

6.Кольцеброс.

7.Кегли.

8. «Дорожки здоровья»

9. Длинная и короткая скакалки.

10.Городки.

11.Мешочек с грузом малый и большой.

12.Гантели детские.

13.Нетрадиционное спортивное оборудование

14. Папки-схемы, опорные карты, Картотеки физкультминуток и т.д.

15. Мат -классики

«Театр сказок»

1.Ширма - костюмерная.

2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

3.Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).

5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

8.  Музыка для спектаклей.

Сюжетно - ролевые игры

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф (мелкое)

2.Набор для кухни: плита, мойка,  (мелкое)

3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний),набор столовой посуды(средний).

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)

8.Предметы-заместители.

10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк», «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Банк», "ГИБДД", "Полиция"

ФЭМП

«Островок размышлений», «Игротека»

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски, набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач.

3.Занимательный и познавательный математический материал.

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5.Рабочие тетради по математике.

6.Наборы геометрических фигур для  магнитной доски.

9.Счеты настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, мягкие блоки игрушки со шнуровками и застежками.

13. Часы песочные (на разные отрезки времени);

14.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

15.Настольно-печатные игры.

16.Наборы моделей: деление на части (2-16).

17.Разнообразные дидактические игры.

18. Интерактивная доска

19. Авторские электронные разработки

«Знайкины университеты»

Грамматический центр.

1.Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3.Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4.Игры для совершенствования грамматического строя речи.

5.Разнообразные электронные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности

1.Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.

2.Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).

3.Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.).

5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).

6.Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые).

7.Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

Экологический центр

«Лаборатория»

1 .Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

2.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

3.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

4.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

5.Различные часы, безмен.

6.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

7.Набор для опытов с магнитом.

8.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

9 .Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

10.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

11.Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы

1.Растения:

- приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус, хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налет, стебли и листья часто толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);

- дающие плоды (перец, лимон, гранат);

- имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами (амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус); листовыми черенками (бегонии, сансевьера); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» - размножение отпрысками (камнеломка, хлорофитум);

- лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; алоэ (фитонцидное растение) или агава; хлорофитум – является хорошим очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон – его фитонциды стимулируют умственную деятельность.

2.Растения характерные для различных времен года:

- осенью, летом, весной – сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана и др.);

- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (мать-и-мачеха, подснежник);

- зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина; эксперимен-тальные посевы и посадки.

3.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы: «Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т.п.

Центр краеведения

1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленность);

2.Предметы искусства русского и якутского народа.

3.Предметы одежды и быта русского и якутского народа.

4.Художественная литература: стихи, рассказы, сказки русского народа и якутского народа.

5.Традиции, обычаи, русского, якутского народов.

6.Флаги, гербы и другая символика Якутии , России.

7.Макет пастбище оленей (плоскостной и объемный), макет или план детского сада.

8.Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

9.Куклы в национальных костюмах.

10.Альбом одежды («всех времен и народов»).

 

  Развивающая предметно-пространственная среда

Предназначение центров

Центр искусства.

Влияние на развитие

Эмоциональное развитие

-канал для выражения чувств и собственных представлений о мире вокруг себя;

-возможности эмоциональной разрядки;

-чувство удовлетворения от создания собственного продукта; -радость от ощущения собственной успешности.

Сенсомоторное развитие -развитие мелкой моторики;

-развитие тактильного восприятия;

-увеличение остроты зрительного восприятия;

-развитие крупной моторики;

-приобретение опыта координации зрения и руки.

Социально-коммуникативное  развитие

-возможности сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди;

-воспитание уважения к чужим идеям;

-обучение ответственности за сохранность материалов; -стимулирование детей к принятию совместных решений и к реализации совместных замыслов

Интеллектуальное развитие

-знакомство с линией, цветом, формой, размером и текстурой; -приучение к последовательности и планированию;

   Художественно-эстетическое развитие 

- формирование художественного вкуса;

-развитие художественных, музыкальных и иных способностей к ис­кусству;

-развитие творческого самовыражения;

-формирование способности ценить культурное художественное наследие.

  Центр строительства

Влияние на развитие

Строительство по своей природе - это замысел, это опробование, это расчет, соотнесение, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало. Строительство - важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и на­учное мышление и представления о социальном окружении.

Развитие мелкой и крупной моторики 

Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер. В процессе схватывания, поднимания и взаимной подгонки элементов происходит выделение ведущей руки. Благодаря поиску тонкого равновесия совершенствуется зрительное восприятие.

Развитие представлений о социальном окружении

Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схемати- ческого его отображения. Изучение самих элементов конструктора - хо­роший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе.

Литературный центр + центр грамотности и письма в старшей группе (библиотечный уголок, книгоиздательства)

Влияние на развитие:

развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому

общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря -чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий -развитию диалогической и связной речи

-обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования

 -развитию звуковой культуры речи

-развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных

 текстов в устном виде и в звукозаписи

-развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной под­готовке к школьному обучению

  Центр сюжетно-ролевых игр

Влияние на развитие

-развивают активную и пассивную речь;

-помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения;

-способствуют развитию всех пяти чувств;

-увязывают между собой различные представления;

-учат решению проблем;

-стимулируют творческое начало, креативность;

-развивают самооценку и самоуважения

-учат способам выражения эмоций и чувств; развивают общую и тонкую моторику

  Центр песка и воды

Влияние на развитие

Математическое развитие

-насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды разной формы поможет детям понять, что количество не зависит от изменения формы сосоуда;

-исследование, сколько и каких мисок или ведерок с водой и песком потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу, конечно, поможет совершенствовать навыки счета;

-переливание воды в пластмассовые бутылочки разной величины поможет детям сравнить и понять, что значит «большее» и «меньшее», посчитать, сколько воды из маленьких бутылочек поместиться в большую, к тому же эти совсем нехитрые материалы (пластиковые бутылки разных форм и размеров) с удовольствием принесут родители - обратитесь к ним с такой скромной просьбой;

Развитие естественнонаучных представлений -эксперименты и наблюдения типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом ведерке или в теплой воде?»;

-осуществление изменений с помощью добавления воды в песок,красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;

-классификация плавающих и тонущих предметов.

Сенсомоторное развитие

-пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание в нем предметов, просто копание в песке дарят детям замечательные тактильные ощущения и развивают мелкую моторику;

-развитие мелкой моторики - пальцев и рук при переливании из одного сосуда в другой, удерживании скользких кусочков мыла; -освоение тонких движений при использовании пластмассовой пипетки при накапывании в банки различных красителей и добавления воды из кувшина.

Речевое и социальное развитие

-необходимость договариваться о том, кто с какими игрушками будет играть, способствует развитию диалога и беседы между детьми, развивает позитивное социальное взаимодействие;

-активная деятельность в центре песка и воды дает возможность воспитателям включаться в нее с вопросами, способствует развитии связной речи. Дети свободнее и качественнее готовы рассказать вам о собственной понятной и интересной игре, нежели пересказывать чужой текст;

-безусловно, активное и органичное, естественное обогащение словаря происходит в процессе игр с самыми разными предметами и игрушками

Центр математики

Влияние на развитие:

-обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.

-способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

-способствовать освоению детьми соответствующего словаря (название способа обследования и познаваемых свойств: ударил об пол — отскочил, упругий; понюхал — без запаха; погладил ладонью — шероховатый, холодный и т. и.), его активному использованию.

-помогать выделять структуру геометрических фигур (угол, сторона, вершина), устанавливать связи между цветами спектра (например, смешение желтого и красного цветов дают оранжевый), подбирать мерки для измерения соответствующих величин (протяженность — условной мерой длины, глубину — палочкой, шестом с отметкой уровня, объем — условной мерой, имеющей объем)

-поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам.

Центр науки

Влияние на развитие:

-развитие представлений о физических качествах предметов и явлений; -развитие тактильной чувствительности пальцев рук;

-формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии.

Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

Основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой;

Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой.

Познавательное развитие

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Моза­ика-Синтез, 2008-2010.

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мо­заика-Синтез, 2007-2010.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольни­ков.— М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в старшей группе детского сада. _ М.: «Мозаика-Синтез», 2012

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада.- М. Мозаика-Синтез 2008

Позина В. А. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий.  Мозаика-Синтез; М.:; 2011  

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.  Старшая группа.  —  М.: Мозаика-Синтез, 2016

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.     Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;

Новикова В.П. Математические игры в детском саду – Мозаика-Синтез, 2011;

Колос Г.Г. Сенсорная комната в ДОУ – М.: АРКТИ, 2006;

Колос Г.Г. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате – М: АРКТИ, 2008;

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения иэкспериментирование в детском саду. 2005;

Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности в детском саду. – М.: АРКТИ – 2005;

Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром, экспериментирование. – ООО Издательство Детство-пресс, 2010.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;

Новикова В.П. Математические игры в детском саду – Мозаика-Синтез, 2011;

Колос Г.Г. Сенсорная комната в ДОУ – М.: АРКТИ, 2006;

Колос Г.Г. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате – М: АРКТИ, 2008;

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения иэкспериментирование в детском саду. 2005;

Речевое развитие

Гербова. В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2011;

Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду 5-7 лет. – М.: изд. ОНИКС, 2008;

Дурова Н.В. Фонематика «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки», 2002;

Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников  к обучению грамоте. – Волгоград: Учитель, 2009;

Ильчук Н.П. Хрестоматии  для дошкольников  младшего, среднего и старшего возраста. – М.: АСТ, 1999;

Максаков А.И. Развитие правильной речи дошкольников в семье.– М.: Мозаика-Синтез, 2005;

Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005;

Малиованова Е.Л. Развитие речевых способностей детей. – М.: Книголюб, 2005;

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: Сфера 2003;

Филькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М.: ВАКО, 2005.

Художественно-эстетическое развитие

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2012

Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2011;

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.– М: «Карапуз-Дидактика», 2009;

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, рисованию. – М.: Изд. Скрипторий, 2011;

Давыдова Г.Н. Детский дизайн:  пластилинография. – СПб.: Детство-пресс, 2005;

Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду» – М.: Мозаика-Синтез, 2005;

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2015;

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2015;

Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2011

Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. – Ростов на Дону: изд. Феникс, 2003;

Петрова И.М. Театр на столе. – СПб.: Детство-пресс, 2003;

Салагаева Л.М. Объемные картинки. – СПб.: Детство-Пресс, 2009;

Скоролупов О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2003;

Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

физическое развитие

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с  детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;

Пензулаева Л.И. Сборник подвижных игр. Для занятий с  детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;

Подольская Е.И. физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013;

Соколова Л.А. Детские олимпийские игры: занятия с детьми 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014;

Соломенникова Н.М., Машина Т.Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013;

Степаненко Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;

Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийская образование дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007;

Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;

Содержание наглядно-иллюстративного материала в методическом кабинете.

  1. Тематика картин и иллюстраций в методическом кабинете, размер А-3, А-2:
  • ознакомление с окружающим: Республика Саха (Я), Якутск, труд взрослых, ОБЖ, правила дорожного движения, Российская армия, школа, детский сад, семья, предметный мир, профессии.
  • развитие речи: предметные картинки для упражнений в произношении, набор иллюстраций, картины для составления предложений, действия предметов, классификация предметов, предметные картинки для описания, сюжетные картинки для творческого рассказывания, последовательные серии сюжетных картин, наглядно-дидактические пособия формата А3:  Картинки по развитию речи старшего дошкольного возраста.
  • Серия «Мир в картинках»:
  • Предметный мир: Бытовая техника. Инструменты. Посуда. Техника.
  • Животный мир: Дикие животные и детеныши. Зимующие и кочующие птицы. Арктика. Насекомые. Перелетные птицы. Морские. Животные жарких стран. Домашние животные и их детеныши. Морские обитатели. Птицы домашние. Домашние питомцы.
  • Растительный мир: Плодовые деревья. Кустарники. Цветы садовые. Деревья. Парные картинки. Овощи.
  • Времена года: Лето. Времена года. Весна Осень.
  • Ознакомление с окружающим: Сказки. Якутские узоры. Курочка Ряба. Защитники Отечества. Космос. Природные явления и объекты. На золотом крыльце сидели. Развитие речи в детском саду. Для 4-6 лет. Инструменты домашнего мастера. Наши эмоции и чувства. Игрушки.
  • Транспорт: Авиация. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Транспорт.
  • Искусство: Музыкальные инструменты. Чудо узоры. Каргополь. Хохлома. Городецкая роспись. Дымковская игрушка. Филимоновская роспись. Сказочная гжель.
  • Одежда: Головные уборы.
  • Серия «Планета земля»:
  • Растительный мир: деревья и листья. Животные Австралии. Хищные птицы. Живой уголок.

Раздаточные и дидактические материалы по образовательным областям: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

  1. Медиатека методического кабинета:

Праздники и развлечения, досуги. Физическое развитие. Народные культуры и традиции РС (Я). Взаимодействие со специалистами. Я выросту здоровым. Художественное, эстетическое развитие. Времена года. Народные традиции РФ.

Пакет документов по обработке персональных данных в ДОУ. Система внутреннего мониторинга качества образования в ДОУ. Пакет документов по оказанию образовательных услуг в ДОУ. Пакет документов по выполнению ДОУ функций.